Научная статья на тему 'Тематико-мотивная организация текстов городских легенд «о похищении людей НЛО»'

Тематико-мотивная организация текстов городских легенд «о похищении людей НЛО» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1353
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКАЯ ЛЕГЕНДА / ЖАНР / СЮЖЕТ / ТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРУППА / МОТИВ / URBAN LEGEND / GENRE / THEME GROUP / PLOT / MOTIVE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Смирнова Евгения Валерьевна

Анализируется мотивная организация городских легенд (тематическая группа «о похищении людей НЛО»). Рассматриваются схема сюжета, логика появления тех или иных мотивов, выделяются частные мотивы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article deals with the analysis of city legends (theme group "kidnapping by UFO") motive organization. Plot scheme, logic of the appearance of different motives are under consideration. General and unique motives are outlined.

Текст научной работы на тему «Тематико-мотивная организация текстов городских легенд «о похищении людей НЛО»»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 4 (295).

Филология. Искусствоведение. Вып. 75. С. 102-104.

Е. В. Смирнова

ТЕМАТИКО-МОТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКСТОВ ГОРОДСКИХ ЛЕГЕНД «О ПОХИЩЕНИИ ЛЮДЕЙ НЛО»

Анализируется мотивная организация городских легенд (тематическая группа «о похищении людей НЛО»). Рассматриваются схема сюжета, логика появления тех или иных мотивов, выделяются частные мотивы.

Ключевые слова: городская легенда, жанр, сюжет, тематическая группа, мотив.

Сюжеты и образы русской городской легенды уже сложились в 90-е гг. XX в., последнее десятилетие добавило новых героев - хакеров - к уже известным каннибалам, серийным убийцам, врачам-убийцам, одичавшим домашним животным, нлонавтам. Нлонавты и их летательные аппараты - объект изучения не только уфологии, но и психологи, психиатрии, филологии. Впервые в отечественной фольклористике предложил обратить внимание на исследование текстов об НЛО В. И. Санаров. Современные филологи (Ю. Морозов, О. Данкир, И. Веселова, Т. Новичкова) фиксируют, рассматривают истории интересующего нас сюжета, акцентируя внимание на проблеме жанровой классификации в системе русского фольклора.

В нашем личном архиве насчитывается около двухсот текстов исследуемого жанра, из них 20 % - тексты об НЛО. Респондентами выступали студенты и преподаватели Челябинского колледжа культуры, Челябинского государственного университета, использовались интернет-ресурсы (www.sergio.at.ua, www. forums.kuban.ru, www.inoplan.ru, sobesednik. ru, inomir.ru) и статьи из газет. Все истории об НЛО мы классифицировали в тематические группы (блоки) по принципу сюжетно-мотив-ной организации. В итоге получилось несколько номинаций: «Загадка пяти озер», «Полет НЛО», «Встреча с нлонавтами», «Похищение людей нлонавтами», «Посещение города Куи-ли», «Следы неизвестного происхождения».

Самая интригующая группа текстов сюжета об НЛО и нлонавтах - «Похищение людей нлонавтами». Истории интересны не только в связи с острым, волнующим сюжетом, наличием особых мотивов, характерных только для данного блока, но и композицией, что также сказывается на повторяемости, присутствии общих мотивов (общими мотивами мы называем мотивы, встречающиеся в любой тематической группе сюжета об НЛО).

Многие тексты исследуемого тематического блока имеют следующую последовательность мотивов: обнаружение НЛО, отсутствие силы воли, «провал» в памяти, обнаружение следов на теле от медицинских манипуляций, посещение гипнолога, описание нлонавтов, описание медицинских опытов. Эта схема опирается на мотивы, которые являются остовом для рассказов о похищении людей. Конечно, мы опустили вариативные и общие мотивы, встречающиеся в сюжете об НЛО и нлонавтах, например, мотивы испуга животных/ людей, телепатической связи с визитерами, остановки двигателя машины, слепящего света, отключения света, радио (как реакция бытовых приборов и средств передвижения при встрече, контакте с НЛО и нлонавтами), знакомства с другой пленницей, потери сознания, просьбы о помощи, ожога лучом из тарелки и др.

Важно заметить, что в данном тематическом блоке представлены доказательства как один из признаков, по которым мы выделили группу. Доказательства выражены мотивами обнаружения следов (рубцов, ранок, уколов, шрамов, ожогов) на теле - следствие медицинских опытов, истязаний - и подтверждение истории очевидца на детекторе лжи1. На портале «Осознание: тонкий мир своими глазами»1 размещен текст, повествующий о похищении жительницы Ростова-на-Дону С. В. Веретенниковой. Мы выделили следующую последовательность мотивов: наблюдение за НЛО, потери сил, обнаружение следов от уколов. Как будто рассказ закончен, явно не сказано, что произошло похищение и над человеком ставились опыты (проводились медицинские манипуляции), но это понятно из контекста. А далее находим мотив обращения пострадавшей к гипнотерапевту, и к известной нам информации добавляются новые факты, которые полностью раскрывают причины похищения, поведения и деятельности инопланетян. Поэто-

му повествование начинается заново с мотива наблюдения, потери сил, далее новые мотивы: появление мужчин в серых плащах, описание нлонавтов («низкорослые существа серого цвета с перепончатыми руками»2), лишение силы воли, описание медицинского обследования («брали кровь, прикладывали к телу какие-то приспособления, освещали направленным светом»). Таким образом, во время гипнотического транса контактеры дают максимальную информацию о подробностях пребывания на НЛО и целях похищения инопланетянами.

С точки зрения структуры интересны три истории, взятые с сайта inomir.ru, где они размещены в хронологической последовательности и подписаны «Встреча первая», «Вторая встреча», «Встреча третья». В них очевидец (к сожалению, неизвестны имя и фамилия контактера, но из контекста узнаем, что это женщина среднего возраста, мать четверых детей, верующая) указал временной интервал: между первой и второй встречами прошел один месяц, а между второй и третьей - восемь лет. «Встречу первую» мы включили в ту же группу «Похищение нлонавтами», как и последующие тексты, хотя мотивы, свойственные этому тематическому блоку, не выделяем. Почему все же классифицируем так, а не иначе? Во-первых, чтобы не разорвать «триединую целостность», что характерно для фольклорных текстов, а во-вторых, похищение людей состоялось, но с неизвестной целью (неслучайно сразу после прочтения рассказа мы выбрали для блока подобных текстов номинацию «Проделки НЛО»). Отсутствуют мотивы потери сил очевидцами, потери памяти, медицинских опытов, лишения силы воли, но, тем не менее, похищение (шуточное!) было совершено. НЛО угнал состав пассажирского поезда вместе с людьми: «Тепловоз еле полз в гору. За окнами ничего не видно, кромешная тьма. До станции Чум оставался час езды. Вдруг от сильного толчка задребезжали стекла вагона, погас свет, замолчало радио. Люди всполошились, казалось, что поезд сходит с рельсов. Какая-то сила тащила нас вперед с огромной скоростью. За окнами стало светло, как днем, на небе было много огней. Было красиво и страшно... Поезд остановился, мы вышли и увидели, как в темное небо уходил огромный светящийся шар»3.

Вторая встреча тоже является пограничной, с точки зрения определения ее в тематическую группу. Если рассматривать историю отдельно, то, без сомнений, мы бы ее отнесли к блоку

«Встреча с НЛО» (мотивы встречи НЛО у колодца, описание летающей тарелки, испуга детей и др.), но третий рассказ - доказательство, что предыдущий текст - попытка похищения, которая не состоялась. В кульминации рассказа находим мотив ожога людей лучом из тарелки и мотив просьбы о помощи Бога. Информант начала читать вслух молитвы, чтобы отпугнуть, спастись от нлонавтов, так как в сложившейся ситуации, по словам рассказчицы, могло помочь только чудо. Здесь мы отчетливо видим связь данного текста с быличкой: нлонавты представляются как нечистая, потусторонняя сила, которая несет зло, вред человеку, поэтому, как и в быличке, чтобы отогнать чуждое человеческому, женщина обращается к молитвам. Молитва подействовала, чудо свершилось, но не так, как в быличке: в кульминации нлонав-ты уступают лишь потому, что «...неожиданно появились два вертолета и стали стрелять по тарелке. Иллюминатор в тарелке закрылся, и она, как ракета, устремилась вверх и исчезла»3. Рассказчица в конце заключает: «Я благодарна Богу, что Он защитил нас»3.

Третья встреча является кульминационной, следовательно, наиболее эмоциональной и содержательной. Без двух предыдущих она бы не произвела такого сильного эффекта и стояла бы в одном ряду с другими текстами данной группы, не отличаясь от них интригой. В рассказе находим все мотивы, характерные для тематической группы: обнаружение светящихся шаров над кроватью (обнаружение НЛО), пленение, телепатическая связь с нлонавтами, описание нлонавтов, агрессивное поведение нлонавтов, проведение медицинских манипуляций (подготовка к операции по «переделыванию»!), потеря памяти, восстановление памяти, обнаружение доказательств пребывания на НЛО (раны на спине). Причем, в отличие от других историй, где людей похищают для исследований, в нашем варианте похищаются женщины для «переделывания». Что заключается в этом термине, неясно даже информанту, вероятно, переделывание в себе подобных: «Я оказалась в маленькой светлой комнате, где на кушетке сидела маленькая старая женщина и чего-то ждала. Я поздоровалась с ней и спросила: “Чего они от нас хотят”? Женщина испуганно посмотрела на меня и сказала, что здесь одни роботы, они нас будут переделывать. “Я не хочу, чтобы меня переделывали”, -ответила я, мне стало жутко, хотела молиться, но забыла все молитвы»3. Но в момент начала

операции женщина вспомнила христианские сакральные тексты и начала их произносить вслух: «Внезапно инопланетяне стали очень злыми, они со злостью стали швырять меня и выкинули из тарелки.»3. Вновь развитие сюжета по схеме рассказа «Встреча вторая» - молитва помогает спастись женщине от потусторонней силы (нлонавтов). Здесь же спасение приходит как чудо: «Настоятель храма, узнав

о моей истории, сказал, чтобы я благодарила Бога, что Он меня спас и со мною ничего не успели сделать»3. Итак, данный текст, который мы условно разделили на три отдельных, несет в себе черты, признаки жанра несказочной прозы - былички. Но данная история - единичный случай, в нашем архиве подобных рассказов нет.

Итак, в теме «Похищение нлонавтами» к частным мотивам относим: потери сил у очевидцев, отсутствие силы воли, обнаружение следов на теле от медицинских манипуляций,

потери памяти, обращение к гипнотерапевту, впадение в гипнотический транс, описание инопланетян. Важно заметить, что большинство частных мотивов в этой группе появляются в момент гипнотического транса, когда специалист «достает» из памяти потерпевших цели и подробности похищения.

Примечания

1 Опасные инопланетяне [Электронный ресурс] // Inomir.ru: Приоткрывая тайны. URL: http:// www. inomir. ru/ufo/stories/57927.html.

2 НЛО над Ростовом [Электронный ресурс] // Осознание: тонкий мир своими глазами. URL: http ://osoznanie .3dn. ru/publ/11-1-0-7.

3 Рассказы очевидцев [Электронный ресурс] // Оси мира. Паранормальное рядом. URL: http:// www .osimira. com/?p=46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.