Научная статья на тему 'Тематика Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха в работе с молодежью'

Тематика Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха в работе с молодежью Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
14
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подача детям материала по Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха (1924–1928) / космичность задач / молодежная культура / истинная Красота / giving information to children about the Central Asian expedition of Nicholas Roerich (1924-1928) / cosmic dimension of tasks / youth culture

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Грызлова Ирина Анатольевна

Необходимость взращивания в молодежной «культуре» истинной Красоты. Приобщение к красоте и гармонии посредством материалов по тематике Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха (1924–1928). Подача информации детям сквозь призму космичности задач и результатов экспедиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The theme of the Central Asian expedition of Nicholas Roerich in the work with youth

The need to cultivate true Beauty in the youth "culture". An introduction to beauty and harmony through materials about the Central Asian expedition of Nicholas Roerich (1924-1928). Providing information to children through the prism of the cosmic nature of the tasks and results of the expedition.

Текст научной работы на тему «Тематика Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха в работе с молодежью»

И.А.ГРЫЗЛОВА,

сотрудник секции «Жизнь и Разум в структуре мироздания» ОНЦ КМ МЦР, педагог дополнительного образования отдела астрономии Московского городского дворца детского (юношеского) творчества

ТЕМАТИКА ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ Н.К.РЕРИХА В РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ

Почему именно тематика Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха явилась основой для моей работы с молодежью? Потому что Центрально-Азиатская экспедиция Н.К.Рериха уникальна. Она теснейшим образом связана с приближением Нового Мира. Огромные экспедиционные материалы были отобраны Н.К.Рерихом таким образом, чтобы на их основе можно было строить будущее, строить Новый Мир.

Молодежь — наше будущее, на нее возложена задача строительства Нового Мира. К сожалению, часто в представлении молодежи будущее — это борьба за выживание и войны. А многие из молодежи просто о будущем не думают, все их мысли направлены на решение житейских проблем в настоящем.

Как писал Н.К.Рерих: «жизнь современная в огромном большинстве случаев сводится к исканию удовольствий, свойство которых постепенно понижается» [1, с. 624].

Направить сознание в будущее можно, лишь полюбив это будущее.

Н.К.Рерих писал: «от младенчества нужно закладывать в юные сердца светлые основы прошлых достижений, но в устремлении их в грядущее» [1, с. 458].

Поэтому очень важно помочь молодежи, несмотря на все современные трудности, сформировать представление о светлом, прекрасном будущем и увидеть Путь в Новый Мир.

Рассказывая о Центрально-Азиатской экспедиции (а это и художественное, и литературно-философское наследие Н.К.Рериха, и экспозиция Музея им. Н.К.Рериха, и труды Л.В.Шапошниковой) до молодежи можно донести то, что именно культура призвана играть решающую роль в формировании Нового Мира, и путь в Новый Мир лежит через почитание Света — Культуру.

К сожалению, сейчас в молодежной культуре часто можно видеть поклонение откровенному безобразию.

Н.К.Рерих пишет: «Но что же должно быть, если допущена смерть прошлого и запрещено будущее. Тогда творческая энергия народа оказывается забитой в тупик и невозможно предвидеть, где поток жизни прорвет насильственные плотины» [2, с. 118]. «Сейчас само пространство гремит ужасом пошлости» [1, с. 458].

В такой молодежной «культуре» нет Красоты истинной, устремляющей к совершенствованию человека. Истинная Красота живет в Мирах Высших. И своими устремленными к Красоте мыслями и делами мы можем принести Красоту на Землю. Маршрут экспедиции проходил по местам, насыщенным Красотою Высших Миров. Изучая материалы по тематике Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха, мы сами прикасаемся к этим чудесным энергиям.

Ведь, как писал Н.К.Рерих: «напрасно клевещут на народ, что он исключительно требует пошлость и подлость. И то, и другое навязывается сызмальства. Но дайте прекрасное созвучие, прекрасное пение, прекрасное слово, и народ к нему тянется чистосердечно» [1, с. 458].

Приобщение к красоте и гармонии при помощи материалов по тематике Центрально-Азиатской экспедиции может изменить в лучшую сторону внутренний мир ребят. Ведь человек возвышается, приобщаясь к прекрасному, смотря на прекрасное, слушая о прекрасном.

Занятия «Космическое путешествие», которые проводятся при МЦР, посещают младшие школьники, подростки и молодежь. На занятиях даются основы астрономических знаний, изучаются материалы Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха.

Не случайно занятия названы «Космическое путешествие», так как все творчество Н.К.Рериха и, соответственно, материалы Центрально-Азиатской экспедиции отражают идею единства

микро и макрокосма, неразрывность человека и космоса, осмысливают роль человека в космической эволюции.

На маршруте экспедиции земное и космическое соприкоснулись. Ведь при помощи космических энергий экспедиция создала энергетическое поле для формирования будущих центров культуры и заложила энергетические магниты будущего Нового Мира.

Необходимо, чтобы молодежь узнала, какую огромную роль в эволюции человечества сыграла Центрально-Азиатская экспедиция Н.К.Рериха. Материалы Центрально-Азиатской экспедиции — это настоящее сокровище, безграничное по своему содержанию. Использование этих материалов позволяет давать ту или иную информацию, увлекательную и полезную для детей и молодежи. Необходимо в этой работе избегать прямолинейных утверждений и однозначной информации. Это может привести к искажениям, неправильным толкованиям, а подчас и просто опошлению высоких понятий. Сочетая легенды с реальными фактами и событиями, происходившими во время экспедиции, можно раскрыть многие темы корректно и интересно.

Например, младшие школьники верят легендам, им интересно путешествовать вместе с экспедицией по разным странам и попадать в непростые ситуации на маршруте. На занятии задается вопрос: «Как поступили бы вы на месте героев?». Здесь важно не навязывать ученикам определенные ответы, у них должна быть свобода выбора. В результате ребята сами находят выход из трудных ситуаций и на примере подвига участников экспедиции учатся бесстрашию и находчивости. То есть, проигрывая ту или иную героическую ситуацию, ребята сами мысленно становятся героями. Мы знаем, что на героических примерах воспитываются лучшие качества человека.

С младшими школьниками хорошо ходить в небольшие, так называемые, «малые путешествия». Для этого не обязательно ездить куда-то далеко. Мне, например, нравится у нас в Москве музей-усадьба Коломенское. Путешествуя там, можно составить карту, дать название ручью, холмам, а поднявшись на вершину холма, ощутить радость и восторг, которые появляются тогда, когда видишь красоту бескрайних просторов. И, конечно, тогда бу-

дут более понятны многие события, происходившие на маршруте Центрально-Азиатской экспедиции.

Подростки, в основном, в легенды уже не верят. Перед ними необходимо ставить конкретные цели и задачи, что бы они понимали, для чего нужна та или иная информация.

В 2007—2008 учебном году ребята 7—8 классов на занятиях изучали материалы по тематике Центрально-Азиатской экспедиции, посещали Музей им. Н.К.Рериха и, как итог, — провели небольшую экскурсию для родителей по залу Музея, посвященному экспедиции. Даже лучше назвать это не экскурсией, а рассказом об экспедиции. Потому что каждый самостоятельно выбрал ту часть маршрута, о которой хотел бы рассказать. И получился рассказ не только об экспозиции, представленной в зале, но и об экспедиции в целом, о странах, по которым она проходила. Интересно, что когда ребята выбирали тему для выступления, то каждый выбрал свою, темы не пересекались, а маршрут экспедиции сложился полностью. Когда после занятий я спросила, о чем им было бы интересно узнать еще, то, например, Илья, который готовил тему по отрезку маршрута, проходившему по пустыне Гоби, сказал: «Я думаю, мы не все узнали о той части маршрута, который проходил по пустыне Гоби, мне хотелось бы узнать об этом больше». То есть интерес и любознательность остались.

Ребята в подростковом возрасте не любят, когда с ними философствуют и учат жизни. Им надо ставить определенную задачу на каждом занятии. Например, ставится задача — выбрать наиболее понравившуюся картину Н.К.Рериха с изображением гор из серии «Гималаи», представленную в Музее, которая больше других затронет душу. А потом постараться понять, почему именно эта картина выбрана, и поделиться своими размышлениями с нами. При этом возможны маленькие открытия: что-то увидеть и постичь невидимое для других. Пусть, с нашей точки зрения, это будет совсем небольшим открытием, но зато самостоятельным, и это важно. При соприкосновении с искусством, несущем истинную Красоту, происходит большая внутренняя работа. После такой самостоятельной работы можно говорить о высоких понятиях, о которых до этого говорить было рано.

Когда шел разговор о Канченджанге — горе пяти сокровищ, я задала ребятам вопрос: «А как вы думаете, какие это сокрови-

ща?» (Хотя, конечно, информация об этом есть в книгах о Центрально-Азиатской экспедиции). Ответили: Знание, Любовь, Красота, Терпение и материальные сокровища, о которых мы еще не знаем.

Пока мы не можем с ребятами побывать в Гималаях. Но, как писал Н.К.Рерих: «...хотя бы мысленное приобщение к торжественному величию будет лучшим укрепляющим средством. Восторг и восхищение будут, прежде всего, связаны с восхождением. Потому-то так светло не только идти на вершину, но хотя бы мысленно следовать этим путям восходящим» [1, с. 146].

В работе с подростками на наших занятиях очень помогли яркие повествования о Центрально-Азиатской экспедиции из книг Л.В.Шапошниковой. Мы, например, всем сердцем полюбили страну Ладак. На занятии представляли, что мы в Ладаке, ребята — ладакцы, а я — гость из Москвы. Они должны были меня встретить, приветствуя — «джулей, джулей!» И не только встретить, а рассказать о быте, обычаях, достопримечательностях и красотах страны. И сделать это надо было с приветливой улыбкой, так как ладакцы народ доброжелательный, а нам москвичам это не всегда свойственно. Неизвестно, что было труднее, рассказать о достопримечательностях или быть доброжелательным, но занятие получалось интересным.

Что касается молодежи, которая приходит на занятия... Это подросшие школьники, с которыми мы так же занимались Центрально-Азиатской экспедицией Н.К.Рериха несколько лет назад. Ребята учились ездить верхом на лошадях, как участники экспедиции, ходить в походы в любую погоду. В походах посещали места, связанные с Сергием Радонежским. По ним когда-то прошел и Н.К.Рерих. Такие походы — подготовка к более серьезным путешествиям. И действительно, сейчас дети выросли, стали студентами и продолжают участвовать в просветительской и экспедиционной работе. Они уже несколько лет подряд путешествуют по Алтаю для того, чтобы прикоснуться к «невскрытой сокровищнице», как писал об Алтае Н.К.Рерих. Ведь когда своими глазами видишь алтайские петроглифы — этих солнечных оленей и круторогих козлов, то лучше понимаешь слова Н.К.Рериха: «Из чудесных камней прошлого сложите ступени грядущего» [2, с. 118]. Становится понятным утверждение об общем источнике культур Индии и Рос-

сии. Об этом говорилось и на занятиях, но когда видишь своими глазами, то получаешь совсем другое впечатление, «впечатление действительности», как говорил Н.К.Рерих.

В 2008 юбилейном году группа молодежи ходила в поход по горному Алтаю, к подножию Белухи. Поход был посвящен 80-летию Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха. Молодежная группа прошла по маршруту радостно, на подъеме всех лучших чувств. Был сделан флаг, составлена карта маршрута. Нарисованы картины, написана песня.

Вот строки из записей участников экспедиции:

«12 июля 2008 года. Встали до рассвета. Туман, холодно. Дорисовываю картину с Белухой. Идем до Нижнего лагеря. То солнце, то ветер, то облака. Дошли. Белуха! Родные места!»

«14 июля. С утра мы купались в водопаде. Какая кругом красота! Налетел ветер, стало холодно. Тучи, молнии. Облака серые, пунцовые, оранжевые, розовые, сиреневые на всем небе. А Белуха видна! Чувство величия и радости».

Вот некоторые записи после окончания экспедиции:

«Увидеть Белуху, побывать на водопаде, найти Равновесие... много чего интересного случилось, мы все подружились, почувствовали спокойствие гор»;

«Горы Алтая подарили мне чувство свободы, веру в свои силы, надежду на будущее»;

«Радость и надежды! Солнце, водопады, травы. Прекрасная Белуха. Друзья! Песни у костра. Синие цветы. Дождь в горах. Гладь озер. Счастье. Будущее!».

Н.К.Рерих в своем дневнике «Алтай — Гималаи» написал замечательные слова, которые можно взять как руководство к действию в работе с молодежью: «Основа всех учений — бесстрашие. Не в кисло-сладких летних пригородных лагерях, а на суровых высотах научитесь быстроте мысли и находчивости действий. Не только на лекциях в тепло натопленной аудитории, но на студеных глетчерах осознаете мощь работы материи, и вы поймете, что каждый конец есть только начало чего-то, еще более значительного и прекрасного» [3, с. 155].

Материалы по тематике Центрально-Азиатской экспедиции — настоящее неисчерпаемое сокровище для тех, кто хочет совер-

шенствоваться, познавать себя и мир и строить светлое будущее нашей Земли и человечества.

Литература

1. РерихН.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 1. М.: МЦР, 1999.

2. Рерих Н.К. Шамбала. Киев: Изумрудная скрижаль, 1998.

3. Рерих Н.К. Алтай — Гималаи. М.: Сфера, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.