Научная статья на тему 'ТЕМАТИКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В РОССИЙСКИХ ДЕЛОВЫХ ЖУРНАЛАХ В 2017-2021 ГГ'

ТЕМАТИКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В РОССИЙСКИХ ДЕЛОВЫХ ЖУРНАЛАХ В 2017-2021 ГГ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
73
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / НАУЧНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / ДЕЛОВАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / ДЕЛОВЫЕ СМИ / ДЕЛОВЫЕ ЖУРНАЛЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ильченко Даниил Сергеевич

В работе определены и ранжированы основные направления технологического развития экономики, освещавшиеся в аналитических публикациях ведущих российских деловых журналов «Эксперт», «Профиль» и «Forbes Россия» за период 2017-2021 гг. Исследование показало, что основным драйвером инновационного развития экономики, с точки зрения редакций деловых СМИ, являются цифровые технологии. При этом почти не уделяется внимания ряду актуальных направлений научно-технологической деятельности (нейро- и квантовым технологиям, регенеративной медицине и др.), а технологическим инновациям в базовых отраслях российской экономики посвящено наименьшее количество аналитических публикаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COVERAGE OF TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT OF THE ECONOMY IN RUSSIAN BUSINESS MAGAZINES

The article identifies and ranks the main directions of technological development of the economy, covered in the analytical publications of the leading Russian business journals Expert, Profil and Forbes Russia for the period 2017-2021. In terms of the editorial practices of business media, the study showed that the main driver of the innovative development of the economy is digital technologies. Meanwhile, almost no attention is paid to a number of topical areas of scientific and technological activity (neuro- and quantum technologies, regenerative medicine and the like). Moreover, the smallest number of analytical publications is devoted to technological innovations in the basic sectors of the Russian economy.

Текст научной работы на тему «ТЕМАТИКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В РОССИЙСКИХ ДЕЛОВЫХ ЖУРНАЛАХ В 2017-2021 ГГ»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2022. № 6

СОВРЕМЕННАЯ ЖУРНАЛИСТИКА: ТЕМАТИКА И ПРОБЛЕМАТИКА

Ильченко Даниил Сергеевич, научный сотрудник проблемной научно-исследовательской лаборатории комплексного изучения актуальных проблем журналистики, факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова; e-mail: ilchenkod@yandex.ru

ТЕМАТИКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В РОССИЙСКИХ ДЕЛОВЫХ ЖУРНАЛАХ В 2017-2021 гг.1

В работе определены и ранжированы основные направления технологического развития экономики, освещавшиеся в аналитических публикациях ведущих российских деловых журналов «Эксперт», «Профиль» и «Forbes Россия» за период 2017—2021 гг. Исследование показало, что основным драйвером инновационного развития экономики, с точки зрения редакций деловых СМИ, являются цифровые технологии. При этом почти не уделяется внимания ряду актуальных направлений научно-технологической деятельности (нейро- и квантовым технологиям, регенеративной медицине и др.), а технологическим инновациям в базовых отраслях российской экономики посвящено наименьшее количество аналитических публикаций.

Ключевые слова: научно-технологическое развитие, технологические инновации, научная журналистика, аналитическая журналистика, деловая журналистика, деловые СМИ, деловые журналы.

Daniil S. Ilchenko, Researcher at the Problem Research Laboratory for Complex Studies of Current Journalism Issues, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, e-mail: ilchenkod@yandex.ru

COVERAGE OF TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT OF THE ECONOMY IN RUSSIAN BUSINESS MAGAZINES

The article identifies and ranks the main directions of technological development of the economy, covered in the analytical publications of the leading Russian business journals Expert, Profil and Forbes Russia for the period 2017— 2021. In terms of the editorial practices of business media, the study showed that the main driver of the innovative development of the economy is digital technologies. Meanwhile, almost no attention is paid to a number of topical areas of scientific and technological activity (neuro- and quantum technologies, regenerative medicine and the like). Moreover, the smallest number of analytical publications is devoted to technological innovations in the basic sectors of the Russian economy.

Key words: scientific and technological development, technological innovations, science journalism, analytical journalism, business journalism, business media, business journals.

DOI: 10.30547/vestnikjourn.6.2022109129

Введение

Технологические инновации кардинальным образом преобразуют экономику, бизнес, общество, образ жизнь отдельного человека. По масштабу, сложности и скорости распространения эти преобразования не имеют аналогов в истории человечества, что позволяет исследователям говорить о начале Четвертой промышленной революции (Шваб, 2022 б).

Одним из основных каналов информирования общества о научно-технологических новациях, возможностях и рисках инновационного пути развития выступают СМИ (Вахрамеева, 2018; Ла-тов, Латова, 2018). Отражая текущую научно-технологическую проблематику, массмедиа одновременно воздействуют на нее, влияя на принятие решений в области инновационной политики государства (Waldherr, 2012) и в развитии отдельных наукоемких отраслей экономики (Haider, Kreps, 2004; Gamson, 1989). Особую роль в этом процессе играют деловые СМИ.

«Деловая журналистика — не всегда специализированная информация, но всегда особый, "экономический" взгляд на любую проблематику» (Армиров, 2018: 7). Научно-технологическая проблематика — не исключение, а одно из основных содержательных направлений (Frolova et al., 2022). Предоставляя полезную для принятия бизнес-решений информацию (Терченко, 2021) и обеспечивая коммуникацию между участниками бизнес-процессов (Вырковский (ред.), 2012), деловые массмедиа информируют о перспективных с коммерческой точки зрения исследованиях и разработках, анализируют деятельность высокотехнологических компаний и проблемы инновационной политики. Целевая аудитория деловых массмедиа включает в себя предпринимателей, инвесторов, ученых, инженеров, госслужащих и представителей гражданского общества — основных субъектов национальной инновационной системы (Кудина, 2018). В этом смысле деловые СМИ могут выступать инструментом решения задач научно-технологического развития России, в первую очередь — «поддержки

всех стадий "жизненного цикла" знаний за счет формирования эффективной системы коммуникации в области науки, технологий и инноваций, повышения восприимчивости экономики и общества к инновациям, создания условий для развития наукоемкого бизнеса»2. Насколько эффективно деловые СМИ решают данную задачу? Какие направления научно-технологического развития освещаются на страницах деловых СМИ и как они соотносятся с приоритетами инновационного развития российской экономики и общемировыми технологическими трендами? Эти и другие вопросы определяют актуальность исследования научно-технологической тематики в деловых СМИ, которая на сегодняшний день остается практически не изученной.

Незначительное количество публикаций посвящено исследованию медиадискурса об инновационном развитии и отдельных его направлениях на основе анализа широкого перечня массмедиа, включавшего некоторые деловые СМИ (Тоганова и др., 2016; Латов, Латова, 2018). В данных работах выявлен устойчивый рост числа публикаций о технологических инновациях, проанализирована тематика публикаций и отраженные в них взаимосвязи между технологиями и социально-экономическими факторами. Однако используемая авторами методология исследования вызывает ряд вопросов. Анализ публикаций проводился с помощью интеллектуальных систем Exactus Expert и «Медиалогия» по всей совокупности выбранных СМИ. Решение включить в общую выборку совсем разные по целевому назначению издания (например, массовую газету «Московский комсомолец» и деловой еженедельник «Эксперт»), а также рассмотреть краткие информационные сообщения наравне с объемными публикациями аналитических жанров представляется не вполне корректным. Учет специфики жанров текстов, типов и видов СМИ, на наш взгляд, позволил бы уточнить полученные результаты и скорректировать выводы.

Представляют интерес исследования международного медиа-дискурса об инновациях, выполненные на основе материалов он-лайн-ресурса «ИноСМИ» (Громова, 2021 а, б; 2022). Эмпирическим материалом для данных работ стали 387 публикаций, отобранных за период с 1 августа 2017 г. по 1 августа 2018 г. по тегу «инновац» и проанализированных по широкому спектру параметров: стадии жизненного цикла инноваций и их акторы, вид новшества и масштаб распространения, тематическая и жанровая направленность текстов и др. Показательно, что большая часть

изученных публикаций относилась к аналитическим жанрам, в которых исследуемые характеристики инноваций прослеживались достаточно четко. Между тем в данных работах не учитывались существующие разновидности инноваций по сфере приложения (технологические, организационное, маркетинговые, социальные и др. (Чуева, 2014)), каждой из которых присущ свой специфичный набор характеристик. Так, перечень и рейтинг акторов технологических и социальных инноваций, очевидно, отличаются друг от друга. Кроме того, категориальный аппарат исследований, базирующийся на учебном пособии «Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика» С. А. Агаркова и др., изданном в 2011 г., на наш взгляд, нуждается в актуализации.

К смежной тематике относятся работы, посвященные научной журналистике, которые можно разделить на три группы: изучение феномена популяризации науки в СМИ, популяризации науки как разновидности массовых коммуникаций, ее истории, современного состояния и перспектив развития (Дивеева, 2014; Ваганов, 2014; Аникина и др., 2015; Емельянова, Омалаенко, 2015 и др.); типологические и профильные особенности научно-популярных СМИ (Макарова, 2013 а, б; Овчинникова, 2015; Парафо-нова, 2017; Ильченко, 2018 и др.); профессиональные обязанности научного журналиста, принципы создания и оценка качества научно-популярного контента в СМИ, изучение новостей науки (Фролова, 2015; Фролова и др., 2016; Гурова, 2016; Ильченко и др., 2017; Колесниченко и др., 2018; Юдина и др., 2019 и др). Однако в названных исследованиях практически не рассматривается инновационная функция науки и специфика инновационной деятельности, что делает используемые в них подходы с трудом применимыми для исследования журналистских публикаций, посвященных наукоемкому бизнесу, трендам технологического развития, влиянию новых технологий на экономику и жизнь общества.

В нашем исследовании тематика научно-технологического развития в деловых СМИ изучается на примере аналитических публикаций о технологических инновациях. Мы исходим из предположения, что в подобных публикациях научно-технологическая проблематика рассматривается наиболее глубоко и разносторонне, поскольку аналитичность, высокое качество журналистской проработки тем — главное отличие деловых СМИ от других типов

массмедиа (Вырковский, 2009), а технологические инновации — основа Четвертой промышленной революции (Шваб, 2022 а).

Цели исследования: 1) выявить основные направления инновационно-технологической деятельности, освещающиеся в ведущих российских деловых СМИ; 2) определить и ранжировать секторы экономики, в рамках которых данные направления получают свое развитие.

Методика

Методика исследования базируется на разработанном в рамках проекта «Технологические инновации как объект журналистского анализа в деловых СМИ»3 подходе к изучению аналитических публикаций о технологических инновациях по широкому перечню параметров, включающих предметно-тематические, функциональные, жанровые и визуальные характеристики публикаций (Ильченко, Фролова, 2021). В качестве деловых СМИ были выбраны ведущие российские деловые журналы универсальной тематики «Эксперт», «Профиль» и «Forbes Россия» по причине широты их тематического охвата и более характерного для аналитической журналистики журнального формата.

Хронологические рамки исследования охватывают пятилетний период 2017—2021 гг., позволяющий охарактеризовать современный медиаобраз инновационно-технологической сферы после утверждения Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации (утверждена Указом Президента России от 01.12.2016 № 642), определяющей общий контур государственной научно-технологической политики. Были проанализированы все номера журналов «Forbes Россия» (60), «Профиль» (198) и «Эксперт» (223) — всего 481.

В ходе анализа содержания были отобраны журналистские публикации, удовлетворяющие двум основным критериям. Первый критерий связан с жанром публикации. В выборку попали тексты исключительно аналитических жанров журналистики: экспертное интервью, рекомендация, прогноз, комментарий, обзор, рейтинг, авторская колонка, кейс, ньюс-фиче (или трендовая статья), аналитическая статья (Вырковский (ред.), 2012). Все эти жанры отличает аналитический способ отражения реальности, который имеет целевые, предметные и методические особенности (Тертычный, 2013), т. е. не только представляет в тексте описание предмета или

явления, но и дает ему объяснение, оценку, а также указывает на прогноз развития и в некоторых случаях программу действий. Второй критерий отражает предметные границы публикаций — разработка, внедрение, применение, регулирование или перспектива использования технологических инноваций.

Стоит отметить, что в рамках данной работы рассматривались только технологические инновации, которые в промышленности и в сфере услуг представлены двумя типами — продуктовыми и процессными инновациями (Мальцева (ред.), 2019). Продуктовые инновации подразумевают разработку и внедрение технологически новых или значительно усовершенствованных товаров и услуг. Это также могут быть новые приемы использования или новые комбинации уже существующих знаний и технологий. К видам продуктовых инноваций относятся: новые товары и услуги; значительно усовершенствованные в функциональных или потребительских характеристиках товары и услуги; новый способ использования; новый дизайн. Процессные инновации — это освоение технологически новых или значительно усовершенствованных производственных методов, включая методы передачи продукта. Разновидности процессных инноваций: новый или улучшенный способ производства; новый способ доставки; новые или значительно улучшенные методы создания и предоставления услуг.

Таким образом удалось отобрать 1 068 публикаций аналитических жанров, непосредственно посвященных новым технологи-ям4, а также публикаций с явно выраженным научно-технологическим нарративом5. К последней категории текстов относятся, в частности, публикации о развитии наукоемкого бизнеса, где наряду с обзором разработанной или используемой технологии идет речь о стратегии развития компаний, их финансовых показателях6.

В каждой публикации фиксировались направление инновационно-технологической деятельности и сектор экономики, в рамках которого это направление развивается.

Перечень направлений инновационно-технологической деятельности формировался с опорой на широкий круг теоретических исследований, посвященных вопросам инновационного развития экономики (Дежина, Пономарев, 2020; Кудина, Сажина (ред.), 2019; Оганесян и др., 2018; Масленников, 2017; Княгинина (ред.), 2017; Пономарев, Дежина, 2016; Шваб, 2022 б; Глазьев и др., 2014; Лебедев, Ковылин, 2012; Авербух, 2010 и др.). Тренды научно-инновационной деятельности во многом определены

характерными чертами текущего пятого и формирующегося шестого технологического уклада: био-, нейро- и нанотехнологии, генная инженерия, фотоника, оптоэлектроника, аддитивные технологии, новые материалы, глобальные информационные сети, мультимедиа и др. Перспективные технологические направления также обусловлены переходом к цифровой экономике — ускоряющимися процессами автоматизации, роботизации и интеллектуализации производств. К сквозным технологическим направлениям, которые, как предполагается, окажут ключевое влияние на рынки будущего, относятся: большие данные, искусственный интеллект, системы распределенного реестра, квантовые технологии, новые и портативные источники энергии, новые производственные технологии, сенсорика и компоненты робототехники, технологии беспроводной связи, технологии управления свойствами биологических объектов, технологии виртуальной и дополненной реальности7.

Модельный список основных секторов экономики был составлен на основе материалов аналитического доклада «Технологическое будущее российской экономики» (Глохберг (ред.), 2018). В ходе исследования в данный список был добавлен военно-промышленный комплекс, поскольку его технологическому развитию посвящена весомая доля публикаций.

Результаты

Сектора экономики. Полученный в ходе исследования рейтинг секторов экономики, освещающихся в контексте технологического развития в деловых журналах, представлен на рисунке 1. В рамках каждого сектора были выявлены основные направления инновационно-технологической деятельности (табл. 1). Учитывались только те направления, которым посвящено не менее пяти аналитических публикаций за весь период исследования (2017—2021) — в среднем по одному тексту за год.

Индустрия информации Государственное управление Здравоохранение и фармацевтика Транспорт Финансовый сектор Электронная промышленность Машиностроение Электроэнергетика и ЖКХ Космическая деятельность Военно-промышленный комплекс Химический комплекс Агропромышленный комплекс Металлургический комплекс Торговля

Добыча и транспорт. энергоресурсов Спортивный комплекс Строительный комплекс

21,ЗК

lS,S9t

■т 9,7% ■ а,з%

7

ш е,зк 5,3»

4,OK 3,4К

■т з,1 ж

™И 3,1«

■ г,о%

1,3* 1,4% 0,9% 0,9%

Легкая промышленность

Ьл%

Лесной комплекс

Рисунок 1. Рейтинг секторов экономики в контексте технологического развития (%)

Направления инновационно-технологической деятельности. Как видно из рисунка 1, со значительном отрывом лидируют два сектора: индустрия информации и государственное управление. Сектор индустрии информации включает в себя производство программного обеспечения, ИКТ, телекоммуникационные услуги, связь, медиа и прочие направления, связанные с развитием информационных технологий. Больше всего в контексте инновационного развития индустрии информации журналисты-аналитики деловых СМИ пишут о технологических новациях крупных ИТ-компаний: Яндекс, Amazon, Apple, Google и др. (54 публ.) Почти одинаковое количество публикаций посвящено технологиям информационной безопасности (40), искусственного интеллекта (нейросети, машинное обучение и др.) (38), а также цифровой трансформации (то есть автоматизации, роботизации и интеллектуализации на основе ИТ) бизнес-процессов (37 публ.). Цифровые технологии в промышленности рассматриваются в 23 публикациях, из которых 9 посвящены инженерному ПО. Разработкам других видов программного обеспечения уделяется внимание в 10 публикациях. Перспективам внедрения мобильных сетей 5G и 6G и инновациям в отрасли телекоммуникаций посвящено

по 9 публикаций. В шести текстах анализируется использование информационных технологий в образовании (табл. 1).

В сектор государственного управления были отнесены публикации, посвященные анализу научно-технологической политики различных стран (в большей степени РФ, в меньшей — США, КНР и других развитых стран) и технологическому развитию системы государственных услуг. Ключевое инновационно-технологическое направление данного сектора также связано с сферой ИТ (52 публ.): широкий спектр вопросов «цифровизации» экономики, поддержки ИТ-компаний, развития отечественного рынка ПО (29 публ.); проблемы нормативно-правового регулирования интернет-пространства и социальных сетей (в основном в контексте деятельности Роском-надзора, 14 публ.), а также зарождающегося рынка криптовалют (9).

Остальные направления сформировали публикации о кросс-отраслевых проблемах технологической модернизации экономики (33), вопросах развития научно-образовательной сферы (16), электронной промышленности (10), применении цифровых технологий в сфере госуслуг (15 публ.). Технологическому аспекту обострившегося за последние годы геополитического противостояния между ведущими экономиками мира США и КНР посвящены 9 аналитических публикаций. Одинаково часто обсуждались государственные меры по развитию космической отрасли (5 публ.) и технологий переработки и утилизации отходов (6).

Таблица 1

Основные направления инновационно-технологической деятельности и сектора экономики, которые они развивают (абс.)

Сектор экономики Кол-во публикаций (абс.) Направления инновационно-технологической деятельности

54 Технологическое развитие крупных ИТ-компаний

40 Информационная безопасность

38 Искусственный интеллект

Индустрия информации 37 Цифровизация бизнес-процессов

23 Цифровизация промышленности

10 Разработка программного обеспечения

9 Сети 5G/6G

9 Инновации в телекоммуникационной отрасли

6 ИТ в образовании

Продолжение таблицы 1

52 Развитие и регулирование ИТ-сферы

33 Кросс-отраслевые проблемы технологического развития экономики

16 Наука и образование

Государственное управление 15 Цифровизация госуслуг

10 Электронная промышленность

9 Технологическое соперничество между США и Китаем

6 Технологии утилизации и переработки промышленных и бытовых отходов

5 Космическая отрасль

21 Борьба с COVID19 (вирусология, тесты, вакцины, ИВЛ и др.)

17 Цифровизация медицины (телемедицина, использование ИИ и big data, робототехника, платформенные решения и др.)

Здравоохранение и фармацевтика 13 Разработка перспективных лекарственных препаратов

13 Геномные технологии

8 Онкология: диагностика, лечение

8 Борьба со старением и продление жизни

8 Ассистивные технологии (экзоскелеты, им-планты, биопротезы)

34 Электрический транспорт

17 Беспилотный транспорт

Транспорт 17 Авиастроение

7 БПЛА гражданского назначения

6 Автопром

38 Блокчейн технологии и криптовалюты

Финансовый 25 Цифровизация банковской сферы

сектор 10 Электронные платежи

5 Биометрия

Электронная промышленность 29 Микроэлектроника

19 Мобильные устройства и ПК

6 Светодиодная промышленность

16 Робототехника (в т.ч. промышленные роботы)

Машиностроение 12 Двигателестроение

11 Аддитивные технологии (3D-печать)

Электроэнергетика и ЖКХ 20 Использование возобновляемых источников энергии

7 Умный и энергоэффективный дом (smart home)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Эффективное аккумулирование электроэнергии

5 Умные сети электроснабжения (smart grid)

5 Умный город (smart city)

Космическая деятельность 14 Инновации в космонавтике (технологии создания перспективных средств выведения, космических аппаратов и их систем, наземной и космической инфраструктуры)

8 Лунные программы РФ, США и КНР

8 Исследование космического пространства

7 Частная космонавтика

Военно-промышленный комплекс 8 Беспилотные боевые единицы (БПЛА, корабли, роботы)

6 Ядерное оружие

6 Огнестрельное оружие

5 Космические войны

Химический комплекс 8 Композитные материалы

6 Наноматериалы (нанотрубки, графен и др.)

Агропромышленный комплекс 16 Цифровизация сельского хозяйства (фудтех, умная ферма, беспилотная техника и др.)

9 Производство искусственного мяса (из насекомых, растений (сои))

Металлургический комплекс 6 Добыча и переработка редких металлов (в первую очередь для электроники)

5 Цифровизация металлургии (интеллектуальные системы управления предприятием, промышленные 1оТ-устройства, беспилотная техника, др.)

Торговля 9 Электронная коммерция (e-commerce)

Добыча и транспортировка энергоресурсов 6 Цифровые технологии в добыче нефти, газа и угля (технологии цифровых двойников, автоматизированные системы контроля, др.)

Спортивный комплекс 8 Киберспорт и онлайн-игры

Технологическое развитие таких секторов экономики, как финансовый сектор, торговля, добыча энергоресурсов и спортивный комплекс в исследуемых деловых журналах рассматривается в

основном с точки зрения цифровой трансформации (табл. 1). Существенна доля публикаций об использовании цифровых технологий в здравоохранении и фармацевтике, АПК, металлургии, транспортном комплексе и ВПК (беспилотная техника), электроэнергетике и ЖКХ (технологии smart), машиностроении (робототехника и аддитивные технологии). Связаны с ИТ-сферой в качестве ее материальной основы направления микроэлектроники и мобильных устройств и ПК сектора — электронная промышленность, а также направление наноматериалов (публикации о перспективах использования нанотрубок и графена в микроэлектронике) химического комплекса. Можно констатировать, что тематика «цифрового перехода», т. е. расширения применения цифровых технологий в основных секторах экономики, доминирует в научно-технологической повестке деловых журналов.

Остальные ключевые направления инновационно-технологической деятельности отвечают глобальным вызовам в сферах здравоохранения (борьба с COVID-19, разработка перспективных лекарств, диагностика и лечение онкологических заболеваний, технологии продления жизни и ассистивные технологии) и экологии (использование возобновляемых источников энергии, эффективное аккумулирование электроэнергии, производство искусственного мяса), а также общемировым технологическим трендам (развитие электрического транспорта и частной космонавтики).

Однако по целому ряду актуальных научно-технологических направлений количество аналитических публикаций не достигло пяти: нейротехнологии и интерфейсы мозг—компьютер, ИТ в маркетинге, новые технологии в судостроении, развитие высокоскоростного ЖД транспорта, перспективные защитные покрытия, регенеративная медицина, квантовые технологии, военная авиация и ракетостроение, атомная энергетика и промышленный дизайн. Кроме того, можно выделить экономические сектора-аутсайдеры с точки зрения степени освещения их научно-технологического развития в деловых журналах. Так, менее 3% аналитических публикаций о технологических инновациях было посвящено металлургическому комплексу, торговле, добыче и транспортировке энергоресурсов, спортивному и строительному комплексам, легкой промышленности и лесному комплексу. Между тем данные сектора генерируют существенный объем ВВП России.

Выводы

Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:

1) Основными драйверами инновационного развития экономики на страницах деловых журналов выступают цифровые технологии. Сектору «индустрия информации» посвящено наибольшее количество аналитических публикаций о технологических инновациях. Технологическое развитие ряда экономических отраслей (финансы, торговля, добыча энергоресурсов и др.) освещается почти исключительно с точки зрения цифровой трансформации. Большинство основных направлений инновационно-технологической деятельности связаны с использованием информационных технологий (цифрови-зация медицины, сельского хозяйства, металлургии и др.) или выступают материальной основой для развития ИТ-сферы (микроэлектроника, наноматериалы и др.). Глобальным вызовам в сфере здравоохранения и экологии, а также общемировым технологическим трендам отвечают остальные ключевые направления инновационной деятельности, выявленные в ходе исследования.

2) Деловые издания рассматривают государство в качестве важнейшего субъекта инновационного развития — государственной научно-технологической политике и цифровизации системы госуслуг посвящена вторая по объему группа публикаций (15,5%). Тематика аналитических текстов данной группы посвящена госрегулированию и поддержке ИТ-отрасли, электронной и космической промышленности, сферы утилизации и переработки отходов. Также обсуждаются кросс-отраслевые проблемы технологической модернизации экономики, развитие сферы науки и образования, инновационная политика ведущих экономик мира США и КНР в контексте их технологического соперничества.

3) Ряд актуальных направлений инновационно-технологической деятельности редко становятся предметом аналитических публикаций в деловых СМИ: нейротехнологии, квантовые технологии, регенеративная медицина, атомная энергетика, высокоскоростной транспорт, промышленный дизайн и др. К числу отраслей, инновационному развитию которых посвящено наименьшее количество публикаций (менее 3%), относятся базовые отрасли российской экономики, на которые приходится существенный объем ВВП: добыча энергоресурсов, торговля, металлургический, строительный и лесной комплексы.

Результаты исследования проясняют тематические предпочтения редакций ведущих российских деловых журналов при освеще-

нии научно-технологического развития экономики и могут быть использованы для их оптимизации специалистами медиаинду-стрии и сферы инновационной политики.

Примечания

1 Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 2228-01543 «Технологические инновации как объект журналистского анализа в деловых СМИ»: https://rscf.ru/project/22-28-01543/

2 Государственная программа «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». Режим доступа: http://government.ru/docs/36310/ (дата обращения: 29.11.2022).

3 Поддержан грантом РНФ № 22-28-01543: https://rscf.ru/project/22-28-01543/

4 Пример публикации: Краснова Варвара. Цифровое поветрие / Какие технологические тренды станут ориентиром для бизнеса в 2021 году // Профиль. 2021. № 3-4 (145). С. 50-56.

5 Пример публикации: Проскурнина Ольга. Никуда мы не уйдем от нашего проклятия, везде труба / Что заставило миллиардера поверить в коммерческие перспективы ещё не доказанной технологии HyperLoop // Forbes Россия. 2017. № 5 (158). С. 220-227.

6 Пример публикации: Гевал Алина. Экокремниевая баллада / Компания «Экокремний» разработала технологию и наладила производство высокочистого синтетического диоксида кремния — продукта, востребованного в самых разных отраслях экономики, спрос на который ранее удовлетворялся за счет импорта // Эксперт. 2018. № 47 (1098). С. 22-25.

7 Национальная технологическая инициатива: https://nti2035.ru/ (дата обращения 05.09.2022).

Библиография

Авербух В. М. Шестой технологический уклад и перспективы России (краткий обзор) // Вестн. Ставропольск. гос. ун-та. 2010. № 71. С. 159-166.

Агарков С. А., Кузнецова Е. С., Грязнова М. О. Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика: учеб. пособие. М.: Академия естествознания, 2011.

Аникина М. Е., Батурин Ю. М., Вартанова Е. Л. и др. Популяризация науки в России: стратегии медиатизации и противодействия лженауке: Аналитические исследования по государственному контракту № 14.597. 11.0010 / под ред. Е. Л. Вартановой. М.: Фак. журн. МГУ, 2015.

Армиров В. М. Деловая журналистика: учеб. пособие / науч. ред. В. Ф. Олеш-ко. М.: ФЛИНТА, 2018.

Ваганов А. Г. Спираль жанра: от «народной науки» до развлекательного бизнеса. Истории и перспективы популяризации науки в России. М.: ЛЕНАНД, 2014.

Вахрамеева З. В. СМИ, наука, общество (обзор зарубежных публикаций) // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2018. № 3 (29). С. 154-167.

Вырковский А. В. Деловые журналы США и России: прошлое и настоящее / отв. ред. и сост. Е. Л. Вартанова; науч. ред. Н. В. Ткачева. М.: МедиаМир, 2009.

Глазьев С. Ю., Дементьев В. Е, Сухинин И. В. Стратегические предпосылки модернизации и инновационного развития российской экономики: моногр. / под рук. и науч. ред. акад. РАН С. Ю. Глазьева. М.: Гос. ун-т управления, 2014.

Громова Т. М. (а) Стадии жизненного цикла инноваций в международном медиадискурсе (на примере издания «ИноСМИ») // Вопросы теории и практики журналистики. 2021. Т. 10. № 1. С. 174-190. Б01: 10.17150/ 2308-6203.2021.10(1).174-190

Громова Т. М. (б) Характеристика инноваций в международном медиа-дискурсе // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2021. № 6. С. 116— 138. Б01: 10.30547/уегЛткооит.6.2021.116139

Громова Т. М. Медиадискурс в формировании инновационной политики стран Северной Европы и России: дис. ... канд. полит. наук. СПб., 2022.

Гурова Е.К. Популяризация науки: задачи, стратегии, технологии: метод. пособие для журналистов. Аналитические исследования по государственному контракту № 14.597.11.0010. М.: Фак. журн. МГУ, 2016.

Дежина И. Г., Пономарев А. К. От науки к технологиям: новые тренды государственной политики // Инновации. 2020. № 10. С. 30—40. Б01: 10.26310/2071-3010.2020.264.10.004

Деловая журналистика / А. Афанасьева, М. Блинова, Д. Борисяк, В. Вайс-берг, А. Вырковский, П. Силуянов, М. Ховратович, А. Ходоровский / отв. ред. А. В. Вырковский. М.: МедиаМир, 2012.

Дивеева Н. В. Популяризация науки как разновидность массовых коммуникаций в условиях новых информационных технологий и рыночных отношений: дис. ... канд. филол. наук. Ростов-на-Дону, 2014.

Емельянова Н. Н. Омелаенко В. В. Российская наука в медийном контексте // Философия науки и техники. 2015. Т. 20. № 2. С. 142—163.

Ильченко Д. С. Содержательная модель успешного научно-популярного журнала (на примере журнала «Популярная механика») // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2018. № 2. С. 26—53. Б01: 10.30547/ уе81шкооигп.2.2018.2653

Ильченко Д. С., Лебеденко М. Е., Плаутина Ю. Д. Тема науки в новостных порталах Крыма в условиях смены государства // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2017. № 3. С. 110—129.

Ильченко Д. С., Фролова Т. И. Технологические инновации как объект журналистского анализа в деловых СМИ // МедиаАльманах. 2021. № 5. С. 54—64. Б01: 10.30547/шеШаа1шапаЬ.5.2021.5464

Инновационная экономика: науч.-метод. пособие / под ред. М. В. Ку-диной, М. А. Сажиной. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2019.

Инновационный менеджмент: учебник для академического бакалавриата / под ред. С. В. Мальцевой. М.: Юрайт, 2019.

Колесниченко А. В., Пронина Е. Е., Ильченко Д. С. Прогнозирование успешности обучения и последующей профессиональной деятельности журналиста: опыт Мастерской научной журналистики при факультете

журналистики МГУ // Вопросы теории и практики журналистики. 2018. Т. 7. № 2. С. 245-265. Б01: 10.17150/2308-6203.2018.7(2).245-265

КудинаМ. В. Инновационная экономика: учебник. М.: Изд-во МГУ, 2018. Латов Ю. В., Латова Н. В. Российская технологическая инноватика в отечественных СМИ (на примере технопарков) // Мир России. 2018. Т. 27. № 4. С. 141-162. Б01: 10.17323/1811-038Х-2018-27-4-141-162

Лебедев С. А., Ковылин Ю. А. Философия научно-инновационной деятельности: моногр. М.: Академический Проект; Парадигма, 2012.

Макарова Е. Е. (а) Научно-популярные сайты в системе СМИ: типологические и профильные особенности: дис. ... канд. филол. наук. М., 2013.

Макарова Е. Е. (б) Популяризация науки в интернете: содержание, формы, тенденции // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2013. № 2. С. 101-107.

Масленников М. И. Технологические инновации и их влияние на экономику // Экономика региона. 2017. Т. 13. Вып. 4. С. 1221-1235. Б01: 10.17059/2017-4-20

Новая технологическая революция: вызовы и возможности для России. Экспертно-аналитической доклад / под. науч. ред. В. Н. Княгинина. М.: Центр стратегических разработок, 2017.

Овчинникова О. М. Наука в онлайн-медиа: особенности репрезентации в итальянском сегменте Интернета: дис. ... канд. филол. наук. М., 2015.

Оганесян Т. К., Стырин Е. М., Абдрахманова Г. И. и др. Цифровая экономика: глобальные тренды и практика российского бизнеса. Аналитический доклад / отв. ред. Д. С. Медовников. М.: НИУ ВШЭ, 2018.

Парафонова В. А. Научно-популярные журналы в структуре современных СМИ: типологические и профильные особенности: дис. ... канд. филол. наук. Тверь, 2017.

Пономарев А., Дежина И. Подходы к формированию приоритетов технологического развития России // Форсайт. 2016. Т. 10. № 1. С. 7-15. Б01: 10.17323/1995-459Х.2016.1.7.15

Суворова С. П. Предметно-функциональные особенности современных российских научно-популярных журналов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2013. № 6. С. 128-134.

Тертычный А. А. Аналитическая журналистика: учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2013.

Терченко Э. Б. СМИ как источник информации для принятия бизнес-решений (на примере российской финансовой сферы // Вестн. Моск. унта. Сер. 10: Журналистика. 2021. № 2. С. 93-112. Б01: 10.30547/уейтк. рит.2.2021.93112

Технологическое будущее российской экономики: докл. к XIX апр. междунар. научн. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 10-13 апр. 2018 г. / гл. ред. Л. М. Гохберг; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: ИД Высшей школы экономики, 2018.

Тоганова Н. В., Тихомиров И. А., Каменская М. А., Храмоин И. В. Технологии и инновации в российских СМИ // Инновации. 2016. № 10 (216). С. 110-118.

Фролова Т. И. Наука, СМИ, общество: как достичь взаимопонимания. Ч. 1. Научный журналист: миссия, задачи и компетенции: методич. пособие для журналистов по выявлению признаков лженауки: Аналитические исследования по государственному контракту № 14.597.11.0010 / под ред. Е. Л. Вартановой. М.: Фак. журн. МГУ, 2015.

Фролова Т. И., Суворова С. П., Ильченко Д. С., Тульникова А. С. К проблеме качества текстов научно-популярной проблематики в средствах массовой информации // Вопросы теории и практики журналистики. 2016. Т. 5. № 2. С. 233-246. DOI: 10.17150/2308-6203.2016.5(2).233-246

Чуева З. И. О терминологии и классификации инноваций // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 16 (202). С. 24-29.

Шваб К. (а) Технологии Четвертой промышленной революции. М.: Эксмо, 2022.

Шваб К. (б) Четвертая промышленная революция. М.: Эксмо, 2022. Юдина И. Г., Вахрамеева З. В., Федотова О. А. К вопросу изучения научной новостной информации (обзор отечественных публикаций) // Информационное общество. 2019. № 1-2. С. 92-100.

Frolova Т., Ilchenko D., Striga E. (2022) Representation of scientific and technological innovation in Russian business journals: quantitative analysis (2017-2021). Scientific and Technical Information Processing 49 (3): 159-165. DOI: 10.3103/S0147688222030030

Gamson W A., Modigliani A. (1989) Media Discourse and Public Opinion on Nuclear Power: A Constructionist Approach. American Journal of Sociology 95 (1): 1-37. DOI: https://doi.org/10.1086/229213

Haider M., Kreps G. L. (2004) Forty Years of Diffusion of Innovations: Utility and Value in Public Health. Journal of Health Communication 9 (1): 3-11. DOI: 10.1080/10810730490271430

Waldherr A. (2012) The Mass Media as Actors in Innovation Systems. In J. Bauer, A. Lang, V Schneider (eds.) Innovation Policy and Governance in HighTech Industries. Berlin; Heidelberg: Springer. Pp. 77-100.

References

Agarkov S. A., Kuznetsova E. S., Gryaznova M. O. (2011) Innovatsionnyy menedzhment i gosudarstvennaya innovatsionnaya politika: ucheb. posobie [Innovative Management and State Innovative Policy: a Study Guide]. Moscow: Aka-demiya estestvoznaniya Publ. (In Russian)

Anikina M. E., Baturin Yu. M., Vartanova E. L. et al. (2015) Populyarizatsiya nauki v Rossii: strategii mediatizatsii i protivodeystviya lzhenauke: Analiticheskie issledovaniya po gosudarstvennomu kontraktu № 14.597.11.0010 [Science Popularization in Russia: Mediatization and Countering of Pseudoscience Strategies: Analytical Studies Under the State Contract № 14.597.11.0010]. Moscow: MSU Faculty of Journalism Publ. (In Russian)

Armirov V M. (2018) Delovaya zhurnalistika: ucheb. posobie [Business Journalism: a Study Guide]. Moscow: FLINTA Publ. (In Russian)

Averbukh V M. (2010) Shestoy tekhnologicheskiy uklad i perspektivy Rossii (kratkiy obzor) [The 6th Technological Mode and Russia's Prospects (a Brief Overview)]. Vestn. Stavropol'sk. gos. un-ta 71: 159—166. (In Russian)

Chueva Z. I. (2014) O terminologii i klassifikatsii innovatsiy [On the Terminology and Classification of Innovations]. Finansovaya analitika: problemy i resheniya 16 (202): 24—29. (In Russian)

Diveeva N. V (2014) Populyarizatsiya nauki kak raznovidnost' massovykh kommunikatsiy v usloviyakh novykh informatsionnykh tekhnologiy i rynochnykh otnosheniy: dis. ... kand. filol. nauk. [Science Popularization as a Variety of Mass Communications in the Conditions of New Information Technologies and Market Relations]. Rostov-on-Don. (In Russian)

Dezhina I. G., Ponomarev A. K. (2020) Ot nauki k tekhnologiyam: novye trendy gosudarstvennoy politiki [From Science to Technologies: New Trends in State Policies]. Innovatsii 10: 30-40. DOI: 10.26310/2071-3010.2020.264.10.004 (In Russian)

Emel'yanova N. N., Omelaenko V V (2015) Rossiyskaya nauka v mediy-nom kontekste [Russian Science in the Media Context]. Filosofiya nauki i tekh-niki 20 (2): 142-163. (In Russian)

Frolova T. I. (2015) Nauka, SMI, obshchestvo: kak dostich' vzaimoponimani-ya. Ch. 1. Nauchnyy zhurnalist: missiya, zadachi i kompetentsii: Metod. posobie dlya zhurnalistov po vyyavleniyu priznakov lzhenauki: Analiticheskie issledovaniya po gosudarstvennomu kontraktu № 14.597.11.0010 [Science, Media, Society: How to Achieve Mutual Understanding. Part 1. Science Journalist: Mission, Tasks and Competencies. A Study Guide for Journalists on Identifying the Features of Pseudoscience: Analytical Studies Under the State Contract № 14.597.11.0010]. Moscow: MSU Faculty of Journalism Publ. (In Russian)

Frolova T., Ilchenko D., Striga E. (2022) Representation of Scientific and Technological Innovation in Russian Business Journals: Quantitative Analysis (2017-2021). Scientific and Technical Information Processing 49 (3): 159-165. DOI: 10.3103/S0147688222030030

Frolova T. I., Suvorova S. P., Il'chenko D. S., Tul'nikova A. S. (2016) K probleme kachestva tekstov nauchno-populyarnoy problematiki v sredstvakh massovoy informatsii [Towards the Quality of Texts on Popular Science Topics in Mass Media]. Theoretical and Practical Issues of Journalism 5 (2): 233-246. DOI: 10.17150/2308-6203.2016.5(2).233-246

Gamson W A., Modigliani A. (1989) Media Discourse and Public Opinion on Nuclear Power: A Constructionist Approach. American Journal of Sociology 95 (1): 1-37. DOI: https://doi.org/10.1086/229213

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Glaz'ev S. Yu., Dement'ev V E., Sukhinin I. V (2014) Strategicheskiepredposylki modernizatsii i innovatsionnogo razvitiya rossiyskoy ekonomiki: Monogr. [Strategic Prerequisites for Modernization and Innovative Development of Russian Economy: a Monograph]. Moscow: State Univ. of Management Publ. (In Russian)

Gokhberg L. M. (ed.) (2018) Tekhnologicheskoe budushchee rossiyskoy eko-nomiki: dokl. k XIX mezhdunar. nauchn. konf. po problemam razvitiya ekonomiki i obshchestva, Moskva, 10—13 apr. 2018 g. [Technological Future of Russian Economy: a Report on the 19th International Scientific Conference on the

Problems of Economic and Societal Development, Moscow, April 10—13, 2018]. Moscow: Higher School of Economics Publ. (In Russian)

Gromova T. M. (2022) Mediadiskurs v formirovanii innovatsionnoy politiki stran Severnoy Evropy i Rossii: dis. ... kand. polit. nauk. [The Media Discourse in Shaping the Innovative Policies of Nordic Countries and Russia: PhD polit. sci. diss.] St. Petersburg. (In Russian)

Gromova T. M. (2021) Stadii zhiznennogo tsikla innovatsiy v mezhdunarod-nom mediadiskurse (na primere izdaniya «InoSMI») [Stages of Life Cycle of Innovations in the International Media Discourse (a Case Study of the InoSMI Publication]. Theoretical and Practical Issues of Journalism 10 (1): 174—190. DOI: 10.17150/2308-6203.2021.10(1).174-190 (In Russian)

Gromova T. M. (2021) Kharakteristika innovatsiy v mezhdunarodnom mediadiskurse [Characteristics of Innovations in the International Media Discourse]. Vestn. Mosk. un-ta. Ser. 10: Zhurnalistika 6: 116-138. DOI: 10.30547/ vestnik.journ.6.2021.116139 (In Russian)

Gurova E. K. (2016) Populyarizatsiya nauki: zadachi, strategii, tekhnologii. Metodicheskoe posobie dlya zhurnalistov: Analiticheskie issledovaniya po gosu-darstvennomu kontraktu № 14.597.11.0010 [Science Popularization: Tasks, Strategies and Technologies. A Study Guide for Journalists: Analytical Studies Under the State Contract № 14.597.11.0010]. Moscow: MSU Faculty of Journalism Publ. (In Russian)

Haider M., Kreps G. L. (2004) Forty Years of Diffusion of Innovations: Utility and Value in Public Health. Journal of Health Communication 9 (1): 3-11. DOI: 10.1080/10810730490271430

Il'chenko D. S. (2018) Soderzhatel'naya model' uspeshnogo nauchno-pop-ulyarnogo zhurnala (na primere zhurnala «Populyarnaya mekhanika») [Content Model of a Prosperous Popular Science Magazine (a Case Study of the Popu-lyarnaya Mekhanika Magazine]. Vestn. Mosk. un-ta. Ser. 10: Zhurnalistika 2: 26-53. DOI: 10.30547/vestnik.journ.2.2018.2653 (In Russian)

Il'chenko D. S., Frolova T. I. (2021) Tekhnologicheskie innovatsii kak ob"ekt zhurnalistskogo analiza v delovykh SMI [Technological Innovation as an Object of Journalistic Analysis in Business Media]. MediaAlmanah 5: 54-64. DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2021.5464 (In Russian)

Il'chenko D. S., Lebedenko M. E., Plautina Yu. D. (2017) Tema nauki v no-vostnykh portalakh Kryma v usloviyakh smeny gosudarstva [The Topic of Science in the Crimean News Portals Under the Change of State]. Vestn. Mosk. unta. Ser. 10: Zhurnalistika 3: 110-129. (In Russian)

Knyaginina V N. (ed.) (2017) Novaya tekhnologicheskaya revolyutsiya: vyzovy i vozmozhnosti dlya Rossii. Ekspertno-analiticheskoy doklad [A New Technological Revolution: Challenges and Opportunities for Russia. An Expert-Analytical Report]. Moscow: Tsentr strategicheskikh razrabotok Publ. (In Russian) Kolesnichenko A. V, Pronina E. E., Il'chenko D. S. (2018) Prognozirovanie uspeshnosti obucheniya i posleduyushchey professional'noy deyatel'nosti zhur-nalista: opyt Masterskoy nauchnoy zhurnalistiki pri fakul'tete zhurnalistiki MGU [Predicting the Success of Education and Further Professional Activities of a Journalist: the Experience of the Workshop for Science Journalism at the

Faculty of Journalism, MSU]. Theoretical and Practical Issues of Journalism 7 (2): 245-265. DOI: 10.17150/2308-6203.2018.7(2).245-265 (In Russian)

Kudina M. V (2018) Innovatsionnaya ekonomika: uchebnik [The Innovative Economy: a Textbook]. Moscow: MSU Publ. (In Russian)

Kudina M. V. (ed.) (2019) Innovatsionnaya ekonomika: nauch.-metod. poso-bie [The Innovative Economy: an Instructional Guide]. Moscow: "FORUM": INFRA-M Publ. (In Russian)

Latov Yu. V, Latova N. V (2018) Rossiyskaya tekhnologicheskaya innovati-ka v otechestvennykh SMI (na primere tekhnoparkov) [Russia's Technological Innovation Studies in Russian Mass Media (on the Example of Technoparks)]. Mir Rossii 27 (4): 141-162. DOI: 10.17323/1811-038X-2018-27-4-141-162 (In Russian)

Lebedev S. A., Kovylin Yu. A. (2012) Filosofiya nauchno-innovatsionnoy deyatel'nosti: Monografiya [Philosophy of Scientific and Innovation Activities: a Monograph]. Moscow: Akademicheskiy Proekt Publ.; Paradigma Publ. (In Russian)

Makarova E. E. (2013 a) Nauchno-populyarnye sayty v sisteme SMI: tipo-logicheskie i profil'nye osobennosti. Dis. ... kand. filol. nauk. [Popular Science Websites Within Mass Media: Typological and Profile Characteristics. PhD philol. sci. diss.] Moscow. (In Russian)

Makarova E. E. (2013 b) Populyarizatsiya nauki v internete: soderzhanie, formy, tendentsii [Popularization of Science on the Internet: Content, Forms and Trends]. Vestn. Mosk. un-ta. Ser. 10:Zhurnalistika 2: 101-107. (In Russian) Mal'tseva S. V. (ed.) (2019) Innovatsionnyy menedzhment: uchebnik dlya aka-demicheskogo bakalavriata [Innovative Management: a Textbook for Academic Bachelors]. (In Russian)

Maslennikov M. I. (2017) Tekhnologicheskie innovatsii i ikh vliyanie na ekonomiku [Technological Innovations and Their Influence on Economy]. Ekonomika regiona 13 (4): 1221-1235. DOI: 10.17059/2017-4-20 (In Russian)

Oganesyan T. K., Styrin E. M., Abdrakhmanova G. I. et al. (2018) Tsifrovaya ekonomika: global'nye trendy i praktika rossiyskogo biznesa. Analiticheskiy doklad [Digital Economics: Global Trends and Russian Business Practice. An Analytical Report]. Moscow: Higher School of Economics Publ. (In Russian)

Ovchinnikova O. M. (2015) Nauka v onlayn-media: osobennosti reprezentatsii v ital'yanskom segmente Interneta. Dis. ... kand. filol. nauk. [Science in Online Media: Nuances of Representation in the Italian Segment of the Internet. PhD philol. sci. diss.] Moscow. (In Russian)

Parafonova V A. (2017) Nauchno-populyarnye zhurnaly v strukture sovremennykh SMI: tipologicheskie iprofil'nye osobennosti. Dis. ... kand. filol. nauk. [Popular Science Magazines in the Structure of Modern Media: Typological and Profile Characteristics. PhD philol. sci. diss.] Tver'. (In Russian)

Ponomarev A., Dezhina I. (2016) Podkhody k formirovaniyu prioritetov tekhnologicheskogo razvitiya Rossii [Approaches to Priority Formation in the Technological Development of Russia]. Forsayt 10 (1): 7-15. DOI: 10.17323/ 1995-459X.2016.1.7.15 (In Russian)

Shvab K. (2022 a) Tekhnologii Chetvertoy promyshlennoy revolyutsii [Technologies of the 4th Industrial Revolution]. Moscow: Eksmo Publ. (In Russian)

Shvab K. (2022 b) Chetvertaya promyshlennaya revolyutsiya [The 4th Industrial Revolution]. Moscow: Eksmo Publ. (In Russian)

Suvorova S. P. (2013) Predmetno-funktsional'nye osobennosti sovremen-nykh rossiyskikh nauchno-populyarnykh zhurnalov [Object-Functional Characteristics of Modern Russian Popular Science Magazines]. Vestn. Mosk. un-ta. Ser. 10: Zhurnalistika 6: 128—134. (In Russian)

Tertychnyy A. A. (2013) Analiticheskaya zhurnalistika: ucheb. posobie dlya vuzov [Analytical Journalism: a Study Guide for Universities]. Moscow: Aspekt Press Publ. (In Russian)

Terchenko E. B. (2021) SMI kak istochnik informatsii dlya prinyatiya biznes-resheniy (na primere rossiyskoy finansovoy sfery) [Mass Media as an Information Source for Making Business Solutions (a Case Study of the Russian Financial Sphere)]. Vestn. Mosk. un-ta. Ser. 10: Zhurnlistika 2: 93—112. DOI: 10.30547/vestnik.journ.2.2021.93112 (In Russian)

Toganova N. V, Tikhomirov I. A., Kamenskaya M. A., Khramoin I. V (2016) Tekhnologii i innovatsii v rossiyskikh SMI [Technologies and Innovations in Russian Media]. Innovatsii 10 (216): 110—118. (In Russian)

Vaganov A. G. (2014) Spiral' zhanra: ot «narodnoy nauki» do razvlekatel'nogo biznesa. Istoriya i perspektivy populyarizatsii nauki v Rossii [The Genre Spiral: from the Popular Science to the Entertainment Business. History and Prospects for Science Popularization in Russia]. Moscow: LENAND Publ. (In Russian)

Vakhrameeva Z. V. (2018) SMI, nauka, obshchestvo (obzor zarubezhnykh publikatsiy) [Mass Media, Science, Society (a Review of Foreign Publications)]. Znak:problemnoepole mediaobrazovaniya 3 (29): 154—167. (In Russian)

Vyrkovskiy A. V. (2009) Delovye zhurnaly SShA i Rossii: proshloe i nastoyashchee [Business Journals in the USA and Russia: the Past and the Present]. Moscow: MediaMir Publ. (In Russian)

Vyrkovskiy A. V (ed.) (2012) Delovaya zhurnalistika [Business Journalism]. Moscow: MediaMir Publ. (In Russian)

Waldherr A. (2012) The Mass Media as Actors in Innovation Systems. In J. Bauer, A. Lang, V Schneider (eds.) Innovation Policy and Governance in High-Tech Industries. Berlin; Heidelberg: Springer. Pp. 77—100.

Yudina I. G., Vakhrameeva Z. V., Fedotova O. A. (2019) K voprosu izucheniya nauchnoy novostnoy informatsii (obzor otechestvennykh publikatsiy) [Towards Studying Scientific News Information (a Review of Russian Publications)]. Informatsionnoe obshchestvo 1-2: 92—100. (In Russian)

Поступила в редакцию 24.09.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.