Научная статья на тему 'ТЕМАТИКА ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В РУСЛЕ НАПРАВЛЕНИЙ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИНГВИСТИКИ: ДОСТИЖЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ'

ТЕМАТИКА ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В РУСЛЕ НАПРАВЛЕНИЙ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИНГВИСТИКИ: ДОСТИЖЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
265
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РУССКИЙ ЯЗЫК / ТЕМАТИКА ПРОЕКТОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ / ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солунова Я.А., Данилова Ю.Ю.

Предметом исследования в рамках данной статьи стали система способов, форм и средств организации проектно-исследовательской деятельности школьников среднего звена на занятиях русского языка. Это определило характер работы как практикоориентированный: авторы предпринимают попытку сформулировать и предложить собственные темы проектов и исследований на уроках русского языка в рамках проектно-исследовательской деятельности в соответствии с целесообразностью и предполагаемыми предметными результатами. В ходе работы с целью комплексного анализа обозначенного вопроса на разных этапах применялись общенаучные методы, в частности: метод сплошной выборки; систематизация и обобщение; наблюдение, анализ, классификация, описательно-аналитический метод; метод моделирования, которые в совокупности позволили представить «полную картину». Среди особо значимых результатов исследования можно выделить авторские разработки тем и конструкт (алгоритм с разработкой и описанием) проектно-исследовательской деятельности школьников 5-7 классов образовательных учреждений в рамках направлений современного языкознания с возможной последующей ее реализацией и организацией на уроках русского языка и/или во внеурочное время как способ достижения достаточно широкого спектра предметных результатов обучения и развития языковых (в частности, коммуникативных, культуроведческой, социолингвистических) компетенций. Полученные результаты определяют практическую значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы в практике преподавания русского языка, в организации научно-исследовательской деятельности учащихся средней и старшей школы, в разработке спецкурсов и спецсеминаров, при составлении учебных пособий соответствующей проблематики. В статье делаются следующие выводы: тематика проектно-исследовательской деятельности должна быть адекватной, соответствующей возрасту, чтобы ребенку было действительно интересно и учиться, и участвовать в проектно-исследовательской деятельности. Особенно важно добиться того, чтобы он мог понимать ее структуру: свои задачи, возможные методы их решения, сам мог осуществлять поиск информации, презентовать свой проект или его фрагмент и т.п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Солунова Я.А., Данилова Ю.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TOPIC MATTER OF RESEARCH PROJECT ACTIVITY OF STUDENT’S IN LINE WITH THE DIRECTIONS OF ANTHROPOLOGICAL LINGUISTICS: THE ACHIEVEMENT OF SUBJECT OUTCOMES AND THE DEVELOPMENT OF LANGUAGE COMPETENCIES

The topic matter of the research is the system of methods, forms and means of organizing the project-research activities among middle school students in the Russian language classes. This fact determines the work as practice-oriented: the authors of the article make an attempt to formulate and propose their own topics of projects and researches in Russian lessons within project-research activity in accordance with the feasibility and expected substantive studying outcomes. In the course of the work, with the aim of a comprehensive analysis of the indicated issue at different stages, general scientific methods were used: the method of continuous sampling; systematization and generalization; observation, analysis, classification, descriptive-analytical method; modeling method, which altogether have provided a full picture. Among the most significant results of the study, the author’s development of themes and a construct (algorithm with development and description) of the project-research activity of 5-7 grades schoolchildren within the modern directions of linguistics with possible subsequent implementation in Russian lessons and/or in extracurricular activities as a way to achieve a fairly wide range of substantive studying outcomes is showed up. The work’s resulting outcomes determine the practical significance of the research: the research materials can be used in the Russian language classes, in the organization of research activities for middle and high school students, in the development of special courses and special seminars, in the compilation of textbooks on relevant subject. The work concludes the next: the topic matter of project-research activity should be reasonable, appropriate for children’s age in order to increase students’ interest in learning and participation in project-research activity. It is especially important to ensure that they can understand its structure: their own goals in this activity, possible methods of solutions, etc. It is also important that students can search for information on their own, present their project or its fragment, etc.

Текст научной работы на тему «ТЕМАТИКА ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В РУСЛЕ НАПРАВЛЕНИЙ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИНГВИСТИКИ: ДОСТИЖЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ»

CIP&PL

Оригинальная статья

УДК 371.3:373.1:811.161.1

DOI: 10.29025/2079-6021-2021-2-162-175

АПФ&ПЛ

Тематический выпуск АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ

ЛИНГВИСТИКА: КУЛЬТУРНЫЕ СМЫСЛЫ _В ЯЗЫКЕ_

Thematic issue AXIOLOGICAL LINGUISTICS: CULTURAL MEANINGS IN LANGUAGE

http://philjournal.ru 2021 No2 162-175

Тематика проектно-исследовательской деятельности школьников в русле направлений антропологической лингвистики: достижение предметных результатов и развитие языковых компетенций

Я.А. Солунова1, Ю.Ю. Данилова*2

1,2 Казанский федеральный университет (Елабужский институт), Елабуга, Российская Федерация 423600, Елабуга, Республика Татарстан, Российская Федерация, ул. Казанская, 89; 1 ORCID ID: 0000-0003-3769-669X; 2 ORCID ID: 0000-0003-0004-5885; Researcher ID: ABH-3745-2020; Scopus Author ID: 56921918300 (Danilova Yu.Yu.); 56073984100 (Danilova J.J.) * e-mail: danilovaespu@mail.ru

Резюме: Предметом исследования в рамках данной статьи стали система способов, форм и средств организации проектно-исследовательской деятельности школьников среднего звена на занятиях русского языка. Это определило характер работы как практикоориентированный: авторы предпринимают попытку сформулировать и предложить собственные темы проектов и исследований на уроках русского языка в рамках проектно-исследовательской деятельности в соответствии с целесообразностью и предполагаемыми предметными результатами. В ходе работы с целью комплексного анализа обозначенного вопроса на разных этапах применялись общенаучные методы, в частности: метод сплошной выборки; систематизация и обобщение; наблюдение, анализ, классификация, описательно-аналитический метод; метод моделирования, которые в совокупности позволили представить «полную картину».

Среди особо значимых результатов исследования можно выделить авторские разработки тем и конструкт (алгоритм с разработкой и описанием) проектно-исследовательской деятельности школьников 5-7 классов образовательных учреждений в рамках направлений современного языкознания с возможной последующей ее реализацией и организацией на уроках русского языка и/или во внеурочное время как способ достижения достаточно широкого спектра предметных результатов обучения и развития языковых (в частности, коммуникативных, культуроведческой, социолингвистических) компетенций.

Полученные результаты определяют практическую значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы в практике преподавания русского языка, в организации научно-исследовательской деятельности учащихся средней и старшей школы, в разработке спецкурсов и спецсеминаров, при составлении учебных пособий соответствующей проблематики.

В статье делаются следующие выводы: тематика проектно-исследовательской деятельности должна быть адекватной, соответствующей возрасту, чтобы ребенку было действительно интересно и учиться, и участвовать в проектно-исследовательской деятельности. Особенно важно добиться того, чтобы он мог понимать ее структуру: свои задачи, возможные методы их решения, сам мог осуществлять поиск информации, презентовать свой проект или его фрагмент и т.п.

Ключевые слова и понятия: проектно-исследовательская деятельность, русский язык, тематика проектов по русскому языку, предметные результаты обучения, направления современного языкознания.

* © Солунова Я.А., Данилова Ю.Ю., 2021.

[gv ф I This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License https://creativecommons. org/licenses/by/4.0/

Для цитирования: Солунова Я.А., Данилова Ю.Ю. Тематика проектно-исследовательской деятельности школьников в русле направлений антропологической лингвистики: достижение предметных результатов и развитие языковых компетенций. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021. №2. С. 162-175.

Original Paper

DOI: 10.29025/2079-6021-2021-2-162-175

The topic matter of research project activity of student's in line with the directions of anthropological linguistics: the achievement of subject outcomes and the development of language competencies

Jana A. Solunova, Juliya J. Danilova

Kazan Federal University (Elabuga Institute) 423600, Elabuga, Tatarstan, Russian Federation, Kazanskaya st., 89;

1 ORCID ID: 0000-0003-3769-669X; 2 ORCID ID: 0000-0003-0004-5885; Researcher ID: ABH-3745-2020;

Scopus Author ID: 56921918300 (Danilova Yu.Yu.); 56073984100 (Danilova J.J.) * e-mail: danilovaespu@mail.ru

Abstract: The topic matter of the research is the system of methods, forms and means of organizing the project-research activities among middle school students in the Russian language classes. This fact determines the work as practice-oriented: the authors of the article make an attempt to formulate and propose their own topics of projects and researches in Russian lessons within project-research activity in accordance with the feasibility and expected substantive studying outcomes. In the course of the work, with the aim of a comprehensive analysis of the indicated issue at different stages, general scientific methods were used: the method of continuous sampling; systematization and generalization; observation, analysis, classification, descriptive-analytical method; modeling method, which altogether have provided a full picture.

Among the most significant results of the study, the author's development of themes and a construct (algorithm with development and description) of the project-research activity of 5-7 grades schoolchildren within the modern directions of linguistics with possible subsequent implementation in Russian lessons and/or in extracurricular activities as a way to achieve a fairly wide range of substantive studying outcomes is showed up.

The work's resulting outcomes determine the practical significance of the research: the research materials can be used in the Russian language classes, in the organization of research activities for middle and high school students, in the development of special courses and special seminars, in the compilation of textbooks on relevant subject.

The work concludes the next: the topic matter of project-research activity should be reasonable, appropriate for children's age in order to increase students' interest in learning and participation in project-research activity. It is especially important to ensure that they can understand its structure: their own goals in this activity, possible methods of solutions, etc. It is also important that students can search for information on their own, present their project or its fragment, etc.

Keywords: project-research activity, Russian, topic matter of Russian language projects, substantive studying outcomes, modern directions of linguistics.

For citation: Solunova Ja. A., Danilova Ju. Ju. The topic matter of research project activity of student's in line with the directions of anthropological linguistics: the achievement of subject outcomes and the development of language competencies Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2021, no 2, pp. 162-175 (In Russ.).

Введение

На смену редукционного подхода (буквально «язык в себе и для себя») в языкознании приходит принцип антропоцентризма, подкрепленный экспланаторностью и экспансионизмом научного знания. В результате границы научного поиска значительно расширяются, и это касается не только современной научной парадигмы современного языкознания (шире - научного знания). Расширяет «горизонты» и т.н. «классическая» научная парадигма, специфика которой обусловлена системно-структурной организацией языка, т.е. его уровнями и единицами.

Антропоцентризм (буквально «язык в человеке, человек в языке» по Э. Бенвинисту) становится определяющим началом: так называемый «человеческий фактор» принято считать «методологическим принципом, отражающим в научном познании (то есть в языковой системе) основные свойства человеческого сознания - активность и пристрастность (а возможно, и некоторые другие)» [1: 12], который в свою очередь сказывается «на выборе эмпирического материала, на способах обобщения результатов исследования, на формулировании общих закономерностей и положений теории» [1: 12] для решения разного рода практических задач. Исходя из положения, что «языковая организация, язык как достояние человека является одной из форм существования сознания» [2] лингвисты увидели в языке средство изучения человека, его внутренних процессов, способов взаимодействия с реалиями действительности через язык. Более того, очевидно преобладание прагматизма в постижении и обработке любой информации: переход от «что-лингвистики» к «как-лингвистике» и «для чего-лингвистике» (Р.М. Фрумкина). Именно такой подход стал в языкознании поворотным: стали изучаться коммуникативно-стратегические аспекты языка, расширился спектр объектов для исследования (например, лингвистика вышла за пределы классического линейного текста и стала рассматривать нелинейные, мультимодальные, крео-лизованные и т.п. тексты). [3: 200].

Все это отразилось со временем на системе среднего образования: Федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС) ратует за «междисциплинароность» (например, формирование этнолингвокультурных компетенций), регламентирует формирование предметных, метапред-метных, личностных результатов (в частности, филологического) обучения школьников, определяет широкий спектр разнообразных компетенций, определяющих универсальные учебные действия (коммуникативные, личностные, познавательные, регулятивные). В совокупности они должны составить компетентностное («hard skills» и «soft skills») портфолио обучающегося и, как следствие, привести к «антихрупкости» мышления, его креативности, модульности, мобильности, стрессоустойчивости и т.п. в современном сложном и нестабильном мире. Это в свою очередь обусловит адекватное (само) позиционирование и (само)идентификацию личности, успешность ее коммуникации в современном лингвосоциуме и т.д. Ученые А.В. Капуза, Ю.Д. Керша, А.Б. Захаров, Т.Е. Хавенсон отмечают: «Сегодня критически важно, чтобы именно школа, как инструмент массового обучения, изменила практики своей работы» [4]. Анализируя образовательную политику и образовательные проблемы, они приходят к выводу о том, что «для современной экономики требуются профессионалы, не только обладающие знаниями, но и умеющие эти знания применять в любых жизненных ситуациях» [4] - тем самым настаивая на практических методах в обучении. Все это достигается через деятельностный подход в образовании [5; 6], а значит, и в познании себя, окружающего мира, его речеповеденческих норм, в частности, лингвистических, коммуникативных. Такой подход может быть обеспечен использованием проектно-исследовательской деятельности школьников на уроках русского языка и вне их.

Цель статьи

Целью, которую преследуют авторы настоящей статьи, стала попытка сформулировать собственные темы проектов и исследований на уроках русского языка в рамках проектно-исследовательской деятельности школьников в соответствии с целесообразностью и предполагаемыми предметными результатами и формируемыми компетенциями.

Необходимость и практическая значимость такой работы обусловлена предшествующим комплексным анализом содержания, структуры, цели и системы практических задач, методов их решения, полученных выводов выполненных проектов и исследований реальных учеников 5-9 классов общеобразовательных и специальных учебных заведений РФ под руководством учителей-русистов, размещенных в открытом доступе в сети Интернет на разных площадках (например, «Обучонок»1, «Творческие про-

1 Обучающие программы и исследовательские работы учащихся «Обучонок». https://obuchonok.ru/ (дата обращения: 06.03.2021).

екты и работы учащихся»2, «Онлайн-конструктор тем исследовательских работ для учащихся и педагогов»3, «Всероссийское научно-методическое издание «Маяк Образования»4). В результате систематизации были выявлены как положительные стороны данных проектов, так и аспекты, которые требуют доработки.

Методы исследования

Для достижения обозначенной цели авторами настоящей статьи были определены и использованы, как правило, общенаучные методы и аналитические приемы исследования. В частности:

- метод сплошной выборки применялся для сбора эмпирического материала (существующие проекты и их описание в различных источниках и базах данных);

- систематизация и обобщение с целью обработки предшествующего опыта практикующих учителей, методистов, исследователей, чьи работы так или иначе касаются вопроса о специфике проек-тно-исследовательской деятельности обучающихся при изучении русского языка (шире - дисциплин филологического и гуманитарного циклов);

- наблюдение, анализ, классификация, описательно-аналитический метод, используемые при освещении специфики проектов в рамках различных направлений современного языкознания, полученных результатов, сформированных компетенций в целом;

- метод моделирования (на основе преемственности, модификации, инверсии) с целью разработки образцов проектов (их вариантов) по русскому языку в рамках направлений современного языкознания, совершенствования их отдельных этапов путем введения новых или дополнительных «сведений», касающихся заявленной темы.

Степень изученности вопроса и обзор литературы

В современной практике преподавания (в частности, школьных дисциплин) и организации образовательного процесса все более популярными становятся технологии, способствующие формированию системно-комплексных знаний, а также реализации индивидуально-личностных возможностей, способностей и предпочтений каждого отдельного ученика. Наиболее востребованная среди таких технологий является проектно-исследовательская деятельность обучающихся. Ученик благодаря использованию этой технологии «из пассивного слушателя переходит в разряд активного переработчика информации, трансформируя её в знания, умения, навыки, которые постепенно формируются в профессиональную компетентность» [7: 505]. Проекты и исследования в качестве формообразующего и содержательного средства организации работы на занятии используются повсеместно: от образовательных учреждений для дошкольников до университетов. В этой связи нельзя обходить вниманием и тот факт, что ФГОС также заявляет необходимость развития навыков проектно-исследовательской деятельности у учеников и активного использования данной технологии в их урочной и внеурочной работе совместно с учителем. В тексте документа ФГОС для средней школы находим: «Программа УУД должна быть направлена... на формирование у учащихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы»5. Заметим также, что проектно-исследовательская деятельность, часто подразумевая совместную групповую работу школьников, направлена на вооружение учащихся «не только знаниями, но и необходимыми жизненными компетенциями, важной частью которых является эффективное речевое общение» [8]. Как отечественные, так и зарубежные ученые [9] обращали свое внимание на вопросы взаимосвязи между коллективными видами учебной работы и развитием речи, успешной социализации. Среди несомненных достоинств групповой деятельности в работе «Использование коллективных видов деятельности в развитии речи детей старшего дошкольного и

2 Творческие проекты и работы учащихся. https://tvorcheskie-proekty.ru/ (дата обращения: 06.03.2021).

3 Онлайн-конструктор тем исследовательских работ для учащихся и педагогов. http://temagenerator.ru/ (дата обращения: 06.03.2021).

4 Всероссийское научно-методическое издание «Маяк Образования». http://mkobr.ru/ (дата обращения: 20.03.2021).

5 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования // Гарант.ру: Информационно-правовой портал. http://base.garant.ru/70188902/8ef641d3b80ffD1d34be16ce9bafc6e0/ (дата обращения: 27.03.2021).

младшего школьного возраста» Р.Г. Измайлова, Т.Г. Шейнова, Т.В. Тимохина называют «компенсацию недостатков фронтальной и индивидуальной работы, высокий темп, усиление сплоченности микросоциума» [8]. Справедливость этих положений объективируется и требованиями ФГОС к обязательному и повсеместному развитию коммуникативных УУД.

Актуальность темы исследования и описываемой технологии углубляется и тем, что она может явиться одной из форм подготовки к государственным профильным экзаменам (в частности, ОГЭ и ЕГЭ): например, на уроках русского языка активно вводится в практику самостоятельное составление учениками интеллект-карт, освещающих ту или иную часть речи с перспективой дальнейшего использования в подготовке к экзамену [10].

На наш взгляд, одной из главных проблем в применении проектно-исследовательской деятельности на данный момент является необходимость обучать детей навыкам системного использования и реализации данной технологии. Анализ методических разработок, предложенных учителями в системе Интернет, показывает, что часто проектно-исследовательская деятельность и предполагаемое в ее рамках задание подразумевается как априори понятное и известное. Однако такой подход может навредить ученикам и их четкому пониманию, что такое проектно-исследовательская деятельность, как она работает, в чем ее цель для них и в чем их цель в ней. Проектно-исследовательская деятельность в своей основе должна предполагать постановку проблемной ситуации и тщательную проработку этой ситуации учениками под руководством учителя от самых ранних этапов до заключительных: от формулировки темы, определении целей и задач, способов и методов их достижения, подбора и обработки материала и т.д. до презентации, защиты полученного результата и т.п. [11].

Еще несколько лет назад проектно-исследовательская деятельность рассматривалась только как перспектива. Так, в исследовании «Проектная деятельность учащихся: проблемы и перспективы» Е.А. Волкова рассуждает о потенциале проектно-исследовательской деятельности и обозначает возможные причины обращения к данному методу в условиях современного системно-деятельностного подхода в образовании [12: 2]. Однако проектно-исследовательская деятельность стремительно стала настоящим процесса образования. Вышесказанное определяет необходимость проведения теоретико-методологических исследований, посвященных подробному описанию организации каждого отдельного этапа проектно-исследовательской деятельности. Очевидно, что необходимость такого рода работ обусловлена функциональными целями: совершенствование теоретических основ проектно-исследовательской деятельности школьников, придание им свойств и характеристик непротиворечивости, системности, а также обеспечения дальнейшего теоретико-методологического развития рассматриваемой деятельности. Особенно важно это становится в связи с процессом цифровизации образования и тенденциями активизации его дистанционных форм [13: 1]. Четко структурированные знания о методах и способах организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся, качественный подход к работе с ней, выверенная и содержательная тематическая база, индивидуально систематизированные критерии оценки и т.д. - все это может стать надежным подспорьем для учителя в его профессиональной деятельности, обязанной отвечать современным тенденциям развития мира и общества.

Авторами данной статьи уже предпринимались попытки систематизировать и дополнить теоретико-методологический материал, посвященный исследованию проектно-исследовательской деятельности: описаны типология проектно-исследовательской деятельности, требования к ее организации, а также алгоритм действий6; проанализированы и описаны современные направления языкознания как перспективный классификационный ресурс узкоспециальной проектно-исследовательской деятельности обучающихся 5-9 классов [14]. Было выбрано пять наиболее популярных направлений современного языкознания: лингвокультурология, коммуникативная лингвистика, социолингвистика, межкультурная коммуникация, «история языка» (условное название; точнее - диахронный подход к описанию и анализу различных фактов языка на всех его уровнях). Безусловно, тематика проектов, обнаруженных найденных нами в свободном доступе в Интернет-пространстве, не ограничивается обозначенными направлениями: встречались интересные и актуальные вопросы, связанные с психолингвистикой, этнолингвистикой, лингвострановедением, эколингвистикой, структурализмом и т.д. Проведенная работа

6 Солунова Я. А. Проектно-исследовательская деятельность школьников как способ повышения качества содержания образовательного процесса: теоретическо-методологический аспект // Наука и молодежь: материалы Всероссийской студенч. науч.-практ. конф. - Елабуга, 2020. - С. 283-293.

позволила авторам выявить различные тенденции в проектно-исследовательской деятельности: тяготение к исследовательскому типу проекта; наибольшая активность в реализации проектов и исследований в среднем звене; наибольшее обращение к истории языка и лингвокультурологии в тематической направленности проектов и исследований и т.д. [14: 136].

Наиболее подробно на основе проблемных ситуаций разработана тематика проектов кандидатом педагогических наук Н.Ф. Яковлевой в исследовании «Проектная деятельность в образовательном учреждении»7. Ею рассмотрены основные аспекты теории и практики проектно-исследовательской деятельности, а также приведены многочисленные примеры тематики уже реализованных в школах проектов и исследований. Однако специфика данного исследования обусловлена описанием Н.Ф. Яковлевой примеров, иллюстрирующих проекты по всем школьным дисциплинам. По русскому языку можно найти следующие примеры проектов: «Учимся общению»8, «Уроки русского языка и литературы для детей с особыми образовательными потребностями в сельской школе»9, «Школа буквоеда»10 и др.

Становится очевидно, что необходимы узкоспециальные тематико-методические разработки, посвященные русскому языку. Одной из таковых является статья М.Л. Кусовой и И.А. Чиликовой «Про-ектно-исследовательская деятельность культуроведческой направленности как средство повышения мотивации младших школьников к изучению русского языка в условиях полиэтнического класса», где авторы приводят пример проекта по следующей теме «Каков привет, таков ответ», в ходе которого ученики должны изучить речевой этикет на материале русского и других языков [15: 31]. Также наряду с другими темами авторы предлагают следующую тему проекта: «По имени называют, по отчеству величают», описывая цель и результаты проекта [15].

Достаточно обширная тематическая база проектов и исследований по русскому языку представлена на специальных Интернет-платформах, где даются целые списки тем: «Обучонок» («Имена прилагательные в названиях местностей», «Наши друзья - словари», «Вопрос о происхождении терминов «Русь», «Россия», «русский»...» и т.д.)11; «Онлайн-конструктор тем исследовательских работ для учащихся и педагогов»12, где авторы могут написать критерии и основные пункты своей будущей работы и платформа сформулирует индивидуальную тему; «Всероссийское научно-методическое издание «Маяк Образования»13 - платформа, на которой темы ранжированы по классам («Речевой этикет в России и в Англии», «Коммуникативная культура как основа психологического благополучия подростков», «Анализ и классификация прилагательных в сказках и стихотворения А.С. Пушкина» и т.д.). Однако эти платформы представляют собой лишь указание на тему без какого-либо теоретико-методологического сопровождения.

Очевидно, таким образом, в силу относительной новизны и большого интереса к данной технологии становится очевидным наличие «белых пятен» в ее изучении и организации. Таковыми являются: необходимость разграничения общедисциплинарных и узкодисциплинарных направлений проектно-ис-следовательской деятельности; необходимость разработки проектов и исследований, интересных и актуальных для детей среднего (и старшего) школьного возраста; недостаточное количество поэтапных и подробно описанных разработок, посвященных проектно-исследовательской деятельности.

Результаты и дискуссия

Вышеприведенный анализ еще раз доказывает необходимость указания не только тематики проекта, но и приведения доказательств ее целесообразности, а также предметных результатов в рамках школьного курса «Русский язык». Специфика и новизна настоящей статьи определяется наличием/описанием

7 Яковлева Н. Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении: Учеб. пособие. - М.: ФЛИНТА, 2014. - 144 С.

8 Там же, с. 128.

9 Там же, с. 135.

10 Там же, с. 143.

11 Обучающие программы и исследовательские работы учащихся «Обучонок». https://obuchonok.ru/ (дата обращения: 06.03.2021).

12 Онлайн-конструктор тем исследовательских работ для учащихся и педагогов. http://temagenerator.ru/ (дата обращения: 06.03.2021).

13 Всероссийское научно-методическое издание «Маяк Образования». http://mkobr.ru/ (дата обращения: 20.03.2021).

данных методических аспектов тематической базы проектно-исследовательской деятельности школьников 5-7 классов на уроках русского языка как способ достижения предметных результатов обучения.

Для формулирования тематики проектов и исследований, возможных для реализации на уроках русского языка, мы придерживались обозначенных выше пяти направлений современной лингвистики: истории языка «как исторической справки к разнообразным процессам, отраженным в современном русском литературном языке и влияющим на него в синхронии» [14: 129]; коммуникативной лингвистики как «основополагающего направления при формировании и совершенствовании у учеников навыков говорения, восприятия и анализа речи на слух и письма, а также успешно развивающего коммуникативную и речевую компетенции учащихся»; лингвокультурологии, дающей представление о том, «каким именно образом язык становится орудием создания, развития, хранения и трансляции культуры» [14: 130]; социолингвистики, способной «помочь ученикам найти ответы на вопросы, связанные с социальной обусловленностью языка, социальной дифференциацией языка, с языковой нормой...» [14: 131]; и межкультурной коммуникации «как основополагающего <направления> в развитии поликультурной компетенции, включающей в себя знания и понимание социокультурных различий, законов поликультурного мирового пространства, а также умение выстраивать свое поведение по этим законам» [14: 131].

Заметим также, что реализация данных проектов предполагается в 5-7 классах общеобразовательных учреждений.

1. В рамках направления «история языка» (точнее - диахронного подхода к описанию фактов языка) нами предлагается тема исследования «Побег гласных». Цель проекта состоит в том, чтобы на основе рассказа учителя и дополнительных источников информации составить памятку о падении редуцированных, результатом которого стало явление «беглости гласных», достаточно частотное в современном русском языке. Памятка должна обязательно содержать информацию следующего характера: собственно понятие «редуцированные гласные»; краткое описание процесса падения редуцированных; описание форм и примеров позиционной мены (чередование О//0 и Е//0 в разных формах одного слова или в родственных словах типа «день - дня», «вишня - вишен», «угол - углы»; подобное чередование в суффиксах и приставках типа «умелец - умельцы», «умный - умён», «разогнать - разгон», «входить -войти»); описание невозможности чередования О с И; этимологически ложные чередования, связанные с беглостью (типа «розетка - розеток») с указанием причины отнесения слова к категории слов с ложным чередованием. См. пример 1.

Пример 1. Памятка о падении редуцированных и появлении явления «беглости гласных».

«ПОБЕГ ГЛАСНЫХ»

сънъ, столъ, къто, дьнь

1. Редуцированные гласные - гласные «ъ» (ер) и «ь» (ерь) неполного образования (сверхкраткие, произносились с невыраженной артикуляцией), которые в зависимости от своей позиции впоследствии изменились: либо подверглись прояснению в сильной позиции (сон), либо в слабой были утрачены (сна).

2. Суть процесса падения редуцированных заключалась в исчезновении [ъ] и [ь] в слабой позиции и переходе их в [о] и [э] полного образования в сильной позиции во второй половине XII в.

Слабые позиции:

а) абсолютный конец неодносложного слова;

б) в слоге перед гласным полного образования;

в) перед слогом с редуцированным в сильной позиции. Сильные позиции:

а) под ударением;

б) перед слогом со слабым редуцированным.

3. Чередование О//0 и Е//0:

а) в разных формах одного слова или в родственных словах: сон - сна, рот- рта, мох - мшистый, темный -тёмен;

б) в приставках: сбить - собьешь, сжечь - сожжешь, извлечь - изобличить, разбить - разобрать, подкрутить -подобрать;

в) в суффиксах: звонок - звонка, платочек - платочка, ручка - ручек, кошка - кошек. ВАЖНО! 0 в суффиксах чередуется только с Е (или с О ударным) и никогда - с И.

4. Примеры слов с «ложным чередованием» О//0 и Е//0: кнопка - кнопок (слово было заимствовано в XIX в. из нем. языка); танец - танца (слово заимствовано в XVIII в. из нем. языка); розетка - розеток (слово заимствовано в первой половине XIX в. из фр. языка).

Освещение данных пунктов вкупе с рассказом учителя способно сформировать исчерпывающее и наиболее структурированное представление о процессе падения редуцированных и его влияния на современный русский язык. Подобный проект позволяет ученикам понять и запомнить внутренний механизм процесса чередования звуков и беглости гласных не интуитивно, основываясь на заученных правилах, а содержательно и системно. Кроме того, он обеспечивает понимание языка как целостной и динамической системы со своими законами, чем повышает интерес к лингвистике, стимулирует познавательный интерес. Среди предметных результатов проекта назовем: умение правильно применять правило на орфограммы, связанные с темами «Чередование беглых гласных в суффиксах слов», «Чередование беглых гласных в приставках глаголов», «Чередование беглых гласных в корне слова»; умение корректно подбирать однокоренные слова; освоение первоначальных научных представлений о системе, структуре и истории языка.

Реализация подобной темы и проекта на уроках русского языка позволяет изучать школьникам язык как знаковую систему, его системно-структурную организацию языка, особенности функционирования языковых единиц и т.п. с позиций синхронии и диахронии, что способствует формированию их лингвистической (умение осуществлять адекватный лингвоанализ языковых единиц и явлений) и языковой (практическое владение русским языком, его словарным составом и орфографией, знание и соблюдение языковых норм) компетенциям.

2. В рамках коммуникативной лингвистики мы предлагаем проект со следующим названием «Алло, мы ищем синонимы». Детям предлагается иллюстративно (например, в форме комиксов) представить изученную тему «Лексика. Синонимы». Главное - проиллюстрировать ту или иную ситуацию и определить субъект использования лексем. Вариантом проекта может стать следующий его вид «Лексемы приветствия в моей речи, когда я ...»: а) в кругу друзей; б) говорю с родителями; в) делаю доклад в школе; г) пытаюсь пройти собеседование; д) общаюсь в интернете; е) выступаю на научной конференции и т.д. См. пример 2.

Пример 2. «Лексемы приветствия в моей речи, когда я ... »

Проект в «легкой» форме представляет основу коммуникативной лингвистики - теорию речевых актов, что открывает перспективу для дальнейшего изучения лингвистики. Также он формирует коммуникативную и речевую компетенции учеников, в частности, вооружает структурированными и аналитическими знаниями о том, какими речевыми средствами нужно пользоваться в различных ситуациях общения. Помимо прочего способствует овладению учениками техникой речи, аргументации и целесообразного использования тех или иных речевых средств, научению воспринимать и создавать устные и письменные тексты, запросы и ответы на запрос, что является частью речевой компетенции. Язык таким образом осознается как орудие, средство взаимодействия людей. Предметные результаты проекта предполагаются следующие: более глубокое овладение понятиями «синоним», «синонимический ряд»;

умение работать с лексическим значением слова; умение идентифицировать стилистическую принадлежность лексем; формирование умения работать с толковым словарем.

3. В рамках лингвокультурологии можно предложить вариант проекта, названный нами «Как говорит моя республика/мой город?». Ход его следующий: ученики выбирают определенную область/ регион России, ищут бытующие там регионализмы/локализмы и пытаются разыграть миниатюры перед одноклассниками, используя найденные слова в органичном контексте. Например, среди уральских регионализмов, в частности, города Омска можно встретить такие слова: вехотка - 'мочалка'; лыва -'лужа'; зауросить - «закапризничать»;ухамаздаться - 'уработаться, устать'; здрешной - 'суетливый' и мн. др. Яркими примерами могут явиться и городские локализмы, если таковых в городе много: например, в г. Казани Сковородка (круглая площадь перед главным зданием Казанского федерального университета), Квартала (Новосавиновский район); в г. Елабуге Гаринка (ул. Тугарова), Цветайка (памятник М.И. Цветаевой и близлежащая территория), кулёк (студент культпросветучилища) и т.д. Одноклассники пытаются запомнить и позже угадать значения этих слов. Проект позволяет ученикам увидеть, как реалии, исторические и географические факты определенной местности связаны с языком, тем самым установив взаимосвязь языка и культуры, языка и истории, т.е. взаимообусловленность лингвистических и экстралинвистических факторов в процессе номинации реалий окружающей действительности как один из факторов актуализации «культурных смыслов» в языке. Кроме того, проект делает возможным рассмотреть процесс номинации и языковое мышление человека более подробно: в частности, обучающиеся учатся понимать лингвокогнитивные механизмы в процессе категоризации мира языковой личностью. Также краеведческий аспект проекта делает его более познавательным и интересным. Предметными результатами, которые можно ожидать при выполнении данного проекта, могут стать: расширение объема активного и потенциального словарного запаса; умение создавать различные текстовые высказывания в соответствии с поставленной целью и сферой общения; умение использовать разнообразные словари при построении речевого высказывания, осуществлять эффективный и оперативный поиск необходимых лексем; расширение речевой практики, в том числе практики аудирования; углубленное формирование научных знаний по теме «Лексика».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Реализации предлагаемого нами проекта «Такие похожие и такие разные» возможна в контексте социолинвистики. Так, в рамках данного проекта школьникам можно предложить составить сравнительную таблицу или иллюстрирующий рисунок, раскрывающий характерные и нехарактерные лексические особенности той или иной социальной группы: а) моих сверстников; б) поклонников рок-музыки; в) видных ученых; г) детей в возрасте 5 лет; д) бабушек и дедушек; е) геймеров; ё) малограмотных людей; ж) известных поэтов и т.д. Критериями сравнения можно выбрать несколько языковых уровней: например, лексика и морфология. См. пример № 3.

Пример № 3. Описание лексического уровня 2-х социальных групп

Социальная группа

Мои сверстники Пожилые люди

Лексические особенности

широкое употребление школьной лексики с элементами жаргона и стремления к речевой экономии: математич-ка, физрук (как вариант: обруч), очумелые ручки (об учителе труда). широкое употребление лексем, изменивших свое значение на современном этапе: карточка ('фотография'), картина ('фильм'), танцы ('вечеринка'), предбанник ('вестибюль').

бытовая лексика с элементами жаргона и стремления к речевой экономии: комп ('компьютер'), клава ('клавиатура'), телек или телебасик ('телевизор'), кроссы ('кроссовки'), перчи ('перчатки') употребление устаревших слэнговых слов и выражений: саечка за испуг ('легкий удар, щипок за подбородок'), тугрики ('деньги'; варианты - баксы, бабки, шекели, бабло), ка-бернетик ('алкоголик'; производное от названия сорта вина «Каберне»; варианты - выпивоха, зюзя, забулдыга, бражник, бухарик), поддергайка ('короткая, не по размеру одежда'; варианты - поддергиш; обноски; рубище; лоскутье)

слэнговая лексика, обозначающая мысли, чувства, источником имеющая Интернет: норм ('нормально'), ок ('хорошо' как согласие), лайк ('нравится, одобряю'), лол ('громко смеяться вслух'; варианты - кек, ору, лулз, ололо, др.) афористичность разговорной речи: «Хоть горшком назови, только в печь не ставь», «И собаку на улицу не выгонишь», «А кто будет? Пушкин?»

Выбор анализируемых уровней индивидуален для каждой ученической группы и зависит от степени подготовленности и желаний учеников. Для более легкого выполнения задания можно дать опорные вопросы по типу «Можем ли мы представить, что бабушка скажет: «Пойду гамать в КС»? Почему нет? Какие лексемы и обороты речи будут для нее характернее?». Проект формирует представление у обучающихся о понятии «социолект» и делает очевидным влияние принадлежности к определенной социальной группе на речевое поведение человека. Таким образом формируется представление о языке как о явлении социальном, психическом и способном многое объяснить человеку о человеке, т.е. становящемся орудием познания окружающих и себя. Подобные творческие предложения учителя способствуют формированию знания в области лингвистических дисциплин, в частности, лексикологии (социолингвистические аспекты описания словарного состава языка: обусловленность сферой использования, отчасти этимологией, стилистикой) и культуры речи (закрепление навыков владения нормами русского литературного языка; развитие общего универсального речевого мастерства; повышение культуры речи в рамках различных функциональных стилей). Круг возможных предметных результатов применительно к данной конкретной теме проекта достаточно широк: умение анализировать собственную и чужую речь с точки зрения точного и уместногословоупотребления;формирование умешм проводить лексический, морфологический анализ слов; определение лексического значения слова, значений мно-гознрчного ело ва, стрьиптичрс когмкрьско срота, с ферт уиотререенор; овчадгние оссювнымо друмами литерапфнрдоизота (лексрроеукими,куимиртомескими, иеО>ом>аМичгскомо, итилиутиммекмми); руиоб-ретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании высказываний.

(.Сисуммыамалоо (оомимо знаковой сисгвлы) д осерторды р^нообчрзоы и

занимают в жизни человека значительное место в силу своей полифункциональности, с одной стороны, крртрости итыосаи-сдф^ой. Шмоочунрммкт -Вниманло! Жесыы!» будеттоина интрресем детям. Он ыпжетрытьые-ныыован(ымcаpуиа^т) ы рентах анпeктыиеоoпуoсoсмыпылльыыниИ камм^г^^о^^и. Учащимся можно предложить изучить жесты стран, часто посещаемых россиянами (США, страны Евро пы,Кииый, KaзсxcимЫи еочтаорть сровигимльсую та-рицу жеытов т Росьиупкауий-ьибо другой стране, продемонстрировав результаты своих исследований в форме презентации с советами и Iфeдоетыpeжониoмм.Пpрвeтcтвуeтcя написание значения жеста на языке страны. Итоговым этапом может стать совместная игра под руководством учителя, в ходе которой учитель показывает карточки с жестами, а ученики, поделенные на команды должны заполнить таблицу, опираясь на свои знания о жемтаи тиM иоиышоутыэаны. рм. ^р^ь^еу Míí 4 и № 5.

Пример J№ 4. Карточки с жестами (данный материал заимствован из учебно-методического пособия «Мо^моная мультимедиа-игротека «Дети мира»14).

Г

14 Кудрявцева Е. Л., Мартинкова А. А. , Бубекова Л. Б. , Мамбетова А. Модульная мультимедиа-игротека «Дети мира» // Модульные полифункщюнЕшьные междисцншинарные игровые технолошиь https://nitforyou.com/proekty/ igroteka-deti-mira/ (дата обьпешм: 25.0К.Н02К).

Пример № 5. Таблица для заполнения.

Жест Страна/ назначение жеста Страна/ назначение жеста Страна/ назначение жеста

1 Россия. 1. Разговор по телефону. 2. Предложение выпить. США, Канада, Англия, Австралия. 1. «Hang Loose» - «расслабься». Гавайские острова. 1. Жест приветствия.

i Россия. 1. Победа или мир. США. 1. Победа или мир. Страны Европы, Новая Зеландия, Австралия. 1. Оскорбление. 2. «Заткнись».

Проект выполняет множество практических функций: вооружает ученика поликультурными знаниями, формирует представление о разности культур, повышает уровень его политкорректности, делает ученика более гибким в вопросе поликультурности и взаимоотношений с людьми другого языка или культуры. В конечном итоге это развивает ученика, делает его более конкурентоспособным, открытым и личностно зрелым. Кроме того, проект затрагивает еще один аспект языкознания - важную для лингвистики тему невербального общения, его специфики. Среди предметных результатов выполнения такого проекта можно назвать: приобретение опыта использования языковых и культурных норм в речевой и альтернативной коммуникативной практике при создании высказываний; осознанное использование речевых средств (в том числе невербальных) для планирования и регуляции собственной речи, для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей; формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другой культуры и языка на основе знакомства с невербальной коммуникацией других стран; умение поддерживать межкультурное общение в процессе коммуникации; формирование представления о речевой тактике разрешения конфликтных ситуаций, возможных в межкультурной коммуникации.

Заключение

В настоящем исследовании, опираясь на предшествующий опыт работы учителей и ученых, мы попытались сформулировать собственные темы, которые могут быть реализованы в процессе проек-тно-исследовательской деятельности учащихся 5-7 классов на уроках русского языка (и/или во внеурочной деятельности: на факультативах, частично в качестве домашней работы, т.п.). Нами была обозначена целесообразность каждого проекта или исследования, возможного к реализации в определенной тематической формулировке. С ориентацией на требования ФГОС и календарно-тематических планов практикующих учителей были указаны те предметные результаты, которые могут быть достигнуты школьниками в процессе выполнения проекта или исследования.

Подводя итоги исследования, нужно отметить, что тематическая база проектно-исследовательской деятельности по тому или иному школьному курсу (в том числе и по русскому языку), представленная в методических исследованиях и на различных педагогических форумах, достаточно обширна. Однако зачастую этот материал недостаточно структурирован и методически описан, в связи с чем появляется необходимость специальных разработок, содержащих подробное методическое описание проекта или исследования. Более специфической проблемой является почти полное отсутствие узкопрофильных тематических баз, в частности, по русскому языку, что значительно затрудняет специальную предметную проектно-исследовательскую работу. Однако данная проблема не может быть решена лишь описанием тематики проектов: узкопрофильная тематика нуждается в еще большем методическом сопровождении, учитывающем специфику, цель и особенности содержания каждого отдельного лингвистического проекта. Поэтому мы предложили в качестве возможных вариантов свои темы и конструкты (алгоритмы с разработкой и описанием) проектно-исследовательской деятельности школьников 5-7 классов образовательных учреждений в рамках направлений современного языкознания с возможной последующей ее реализацией и организацией на уроках русского языка и/или во внеурочное время как способ достижения достаточно широкого спектра предметных результатов обучения, формирования языковых компетенций. Их целесообразность и практическая значимость не вызывают сомнений: они могут пополнить методическую копилку практикующих учителей русского языка или вдохновить их, поскольку представляют собой конструкт, который легко можно трансформировать и сделать «удобным» для конкретного учителя и его учеников, их совместной проектно-исследовательской деятельности.

Более того, педагог при формулировке темы должен учитывать степень ее адекватности и соответствия возрасту ребенка, сформированное™ необходимых компетенций, готовности и желании участвовать в проектно-исследовательской деятельности по русскому языку в школе и дома. Для этого важно, чтобы ему было интересно: подлинный интерес (сильный внутренний мотивационный ресурс) начинается именно с занимательной, обдуманной учителем и актуальной для школьника темы. Тогда он непременно будет настроен понимать задачи исследования, возможные методы их достижения, структуру работы, осуществлять поиск информации, презентовать свой проект или его фрагмент и т.п. Это и определяет необходимость заниматься вопросами тематики проектно-исследовательской деятельности: удачная тема проекта, на наш взгляд, может быть найдена при обращении к современным направлениям языкознания - перспективному классификационному ресурсу узкоспециальной проектно-исследо-вательской деятельности обучающихся.

Еще одним значимым фактором образовательного процесса посредством организации проектно-ис-следовательской деятельности становится конечный результат: грамотно организованная урочная и внеурочная деятельность способствует развитию широкого спектра компетенций (коммуникативной, речевой, культуроведческой, социальной, др.), что позволяет формировать независимую, целостную и разносторонне развитую языковую личность ученика, способную к адекватной творческой речевой активности и успешным коммуникативным взаимодействиям как в рамках своей культуры, так и в межкультурной коммуникации. Также она способствует достижению следующих предметных и мета-предметных результатов (по ФГОС): владение всеми видами речевой деятельности; усвоение научных знаний о русском языке; освоение базовых научных понятий; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации; достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; осознание эстетической и прагматической ценности русского языка.

Проектно-исследовательская деятельность, таким образом, позволяет организовать образовательный процесс как совместную деятельность учителя и ученика с целью достичь оптимальных результатов обучения и, как следствие, сформировать необходимое портфолио компетенций последних.

Список литературы

1. Яковлев А.А. Язык как достояние человека и как самоорганизующаяся система. Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2019; 2: 5-14. Доступно по: https://cyberleninka.m/article/nyazyk-kak-dostoyanie-cheloveka-i-kak-samoorgamzuy-uschayasya-sistema/viewer. Ссылка активна на 29.03.2021.

2. Яковлев А.А. О психолингвистической теории сознания. Сибирский филологический журнал. 2020; 3: 298-310. Доступно по: http://joumals.tsu.ru/sjp/&joumal_page=archive&id=2018&article_id=44942. Ссылка активна на 10.04.2021. DOI: 10.17223/18137083/72/23.

3. Костомаров П.И. Антропоцентризм как важнейший признак современной лингвистики. Вестник Кемеровского государственного университета. 2014; 2(1): 198-203. Доступно по: https://cyberleninka.ru/ article/n/antropotsentrizm-kak-vazhneyshiy-priznak-sovremennoy-lingvistiki. Ссылка активна на 06.04.2021.

4. Капуза А.В., Керша Ю.Д., Захаров А.Б., Хавенсон Т.Е. Образовательные результаты и социальное неравенство в России: динамика и связь с образовательной политикой. Вопросы образования. 2017; 4: 10-35. Доступно по: https://vo.hse.ru/2017--4/213247668.html. Ссылка активна на 10.04.2021. DOI: 10.17323/1814-9545-2017-4-10-35.

5. Туленкова Л.А. Деятельностный подход в формировании личностных универсальных учебных действий. Международный журнал экспериментального образования. 2019; 3: 75-78. Доступно по: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11875. Ссылка активна на 29.03.2021.

6. Исаев Е.И. Деятельностный подход в педагогическом образовании: становление и реализация. Психологическая наука и образование. 2020; 5 (25): 109-119. Доступно по: https://psyjournals.ru/ psyedu/2020/n5/Isaev.shtml Ссылка активна на 30.03.2021. DOI: 10.17759/pse.2020250509.

7. Абрамова И. В., Вечтомов Е. М., Шилова З. В. Инновационные аспекты организации проектно-ис-следовательской деятельности педагогов в вузе. Перспективы науки и образования. 2020; 3 (45): 488507. Доступно по: https://pnojournal.wordpress.com/2020/07/13/abramova-vechtomov-shilova/. Ссылка активна на 06.04.2021. DOI: 10.32744/pse.2020.3.35.

8. Измайлова Р.Г., Шейнова Т.Г., Тимохина Т.В. Использование коллективных видов деятельности в развитии речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Перспективы Науки и Образования. 2020; 5(47): 190-211. Доступно по: https://pnojoumal.files.wordpress.com/2020/10/pdf_200514. pdf. Ссылка активна на 10.04.2021. DOI: 10.32744/pse.2020.5.14.

9. Lyakso E., Frolova O., Grigorev A., Gorodnyi V., Nikolaev A. Strategies of Speech Interaction between Adults and preschool Children with Typical and Atypical Development. Behavioral Sciences. 2019; 9 (12): 159. Доступно по: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC6961051/. Ссылка активна на 06.04.2021. DOI: 10.3390/bs9120159.

10. Погудина Т.В. Метод интеллект-карт на уроках русского языка и литературы. Инфоурок: Метод интеллект-карт на уроках русского языка и литературы. 2020. Доступно по: https://infourok.ru/sbornik-metod-in-tellekt-kart-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury-4308188.html Ссылка активна на 27.03.2021.

11. Шахмарова Р.Р. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в контексте ФГОС: проблемы и пути решения. Педагогика и просвещение. 2017; 2: 49-57. Доступно по: https://e-notabene. ru/pped/article_23249.html. Ссылка активна на 06.04.2021. DOI: 10.7256/2454-0676.2017.2.23249.

12. Волкова Е.А. Проектная деятельность учащихся: проблемы и перспективы. Наука и перспективы. Нижний Тагил. 2015; 4: 1-4. Доступно по: http://nip.esrae.ru/7-76. Ссылка активна на 27.03.2021.

13. Самерханова Э.К., Имжарова З. Управление качеством образовательного процесса в условиях инновационного развития вуза. Вестник Мининского университета. Нижний Новгород. 2014; 4 (8): 1-5. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-kachestvom-obrazovatelnogo-protsessa-v-usloviyah-innovatsionnogo-razvitiya-vuza. Ссылка активна на 27.03.2021.

14. Данилова Ю.Ю., Солунова Я.А. Современные направления языкознания как перспективный ресурс проектно-исследовательской деятельности в рамках изучения русского языка. Казанский лингвистический журнал. Казань. 2021; 1 (4): 126-137. Доступно по: http://www.kaz-linguo-journal. ru/nomer/download/12-nomer/61-%D0%BA%D0%BB%D0%B6-%D1%820/oD0%BE%D0%BC-4-%E2%84%961-2021.html. Ссылка активна на 27.03.2021.

15. Кусова М.Л., Чиликова И.А. Проектно-исследовательская деятельность культуроведческой направленности как средство повышения мотивации младших школьников к изучению русского языка в условиях полиэтнического класса. Педагогическое образование в России. Екатеринбург. 2019; 3: 28-34. Доступно по: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/11635. Ссылка активна 27.03.2021.

References

1. Yakovlev AA. Language as a human property and as a self-organizing system. Baltic Federal University Bulletin. I. Kant. Series: Philology, Pedagogy, Psychology. 2019; 2: 5-14. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/yazyk-kak-dostoyanie-cheloveka-i-kak-samoorganizuyuschayasya-sistema/viewer. Accessed: March 29, 2021. (In Russ.).

2. Yakovlev AA. On the psycholinguistic theory of consciousness. Siberian Journal of Philology. 2020; 3: 298-310. Available at: http://journals.tsu.ru/sjp/&journal_page=archive&id=2018&article_id=44942. Accessed: April 10, 2021. DOI: 10.17223/18137083/72/23. (In Russ.).

3. Kostomarov PI. Anthropocentrism as an important feature of modern linguistics. Kemerovo State University Bulletin. 2014; (2-1):198-203. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/antropotsentrizm-kak-vazhneyshiy-priznak-sovremennoy-lingvistiki. Accessed: April 06, 2021. (In Russ.).

4. Kapuza AV., Kersha YuD., Zakharov AB., Khavenson TE. Educational Outcomes and Social Inequality in Russia: Dynamics and Connection with Educational Policy. Educational issues. 2017; 4: 10-35. Available at: https:// vo.hse.ru/2017--4/213247668.html. Accessed: April 10, 2021. DOI: 10.17323/1814-9545-2017-4-10-35. (In Russ.).

5. Tulenkova LA. Activity approach in the formation of personal universal educational actions. International Journal of Experimental Education. 2019; 3: 75-78. Available at: https://expeducation.ru/ru/article/ view?id=11875. Accessed: March 29, 2021. (In Russ.).

6. Isaev EI. Activity approach in teacher education: formation and implementation. Psychological science and education. 2020; 5 (25): 109-119. Available at: https://psyjournals.ru/psyedu/2020/n5/ Isaev.shtml. Accessed: March 30, 2021. Doi: 10.17759 / pse.2020250509. (In Russ.).

7. Abramova IV, Vechtomov EM., Shilova ZV. Innovative aspects of the organization of design and research activity of teachers at the university. Prospects for Science and Education. 2020; 3 (45): 488-507. Available at: https://pnojournal.wordpress.com/2020/07/13/ abramova-vechtomov-shilova/. Accessed: April 06, 2021. DOI: 10.32744/pse.2020.3.35 (In Russ.).

8. Izmailova RG., Sheinova TG., Timokhina TV Using collective activities in the development of speech in children of older preschool and primary school age. Perspectives of Science & Education. 2020; 5(47): 190211. Available at: https://pnojournal.files.wordpress.com/ 2020/10/pdf_200514.pdf. Accessed: April 10, 2021. DOI: 10.32744/pse.2020.5.14. (In Russ.).

9. Lyakso E., Frolova O., Grigorev A., Gorodnyi V., Nikolaev A. Strategies of Speech Interaction between Adults and preschool Children with Typical and Atypical Development. Behavioral Sciences. 2019; 9 (12): 159. Available at: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC6961051/. Accessed: April 06, 2021. DOI: 10.3390/bs9120159. (In Eng.).

10. Pogudina TV The method of mind maps in the lessons of the Russian language and literature. Infourok: The method of mind maps in the lessons of the Russian language and literature. 2020. Available at: https:// infourok.ru/sbornik-metod-intellekt-kart-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury-4308188.html Accessed: March 27, 2021. (In Russ.).

11. Shakhmarova RR. Project-research activity of students in the context of the Federal State Educational Standard: problems and solutions. Pedagogy and education. Available at: https://e-notabene.ru/pped/ article_23249.html. Accessed: April 06, 2021. DOI: 10.7256/2454-0676.2017.2.23249. (In Russ.).

12. Volkova EA. Project activities of students: problems and prospects. Science and perspectives. 2015; 4: 1-4. Available at: http://nip.esrae.ru/7-76. Accessed: March 27, 2021. (In Russ.).

13. Samerkhanova EK., Imzharova Z. Quality management of educational process in the conditions of innovative development of higher education institution. Minin University Bulletin. 2014; 4 (8): 1-5. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-kachestvom-obrazovatelnogo-protsessa-v-usloviyah-innovatsionnogo-razvitiya-vuza. Accessed: March 27, 2021. (In Russ.).

14. YuYu. Danilova, YaA. Solunova. Modern directions of linguistics as a promising resource of project-research activity as part of the Russian language learning. Kazan linguistic journal. 2021; 1 (4): 126-137. Available at: http://www.kaz-linguo-journal.ru/nomer/download/12-nomer/61-%D0%BA%D0%BB%D0%B6-%D1%82%D0%BE%D0%BC-4-%E2%84%961-2021.html. Accessed: March 27, 2021. (In Russ.).

15. Kusova ML., Chilikova IA. Projects and research activities of cultural orientation as a means of increasing the motivation of junior schoolchildren to learning the Kussian language in the conditions of a polyethnic class. Pedagogical education in Russia. 2019; 3: 28-34. Available at: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/11635. Accessed: March 27, 2021. (In Russ.).

История статьи:

Получена: 19.04.2021

Принята: 11.05.2021

Опубликована онлайн: 25.06.2021

Article history:

Received: 19.04.2021

Accepted: 11.05.2021

Published online: 25.06.2021

Сведения об авторах:

Солунова Яна Алексеевна, студент 5 курса отделения филологии и истории Елабужского института КФУ, стипендиат Академии наук республики Татарстан (2021), Оксфордского Российского фонда (2020-2021); e-mail: isolunova@mail.ru.

Данилова Юлия Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент отделения филологии и истории Елабужского института КФУ; e-mail: danilovaespu@mail.ru.

Bionotes:

Jana A. Solunova, 5th year student of Philology and History Department of the Elabuga Institute of Kazan Federal University, Foundationer of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan (2021), Foundationer of the Oxford Russian Fund (2020-2021); e-mail: isolunova@mail.ru.

Julia Ju. Danilova, PhD in Philology, Associate Professor of Department of Philology and History of the Elabuga Institute of Kazan Federal University; e-mail: danilovaespu@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.