Омарова Екатерина Андреевна ТЕМАТИКА ПОЭМ Е. А. БАРАТЫНСКОГО
Статья посвящена исследованию тематики поэм Е. А. Баратынского. Баратынский - один из самых крупных и самых глубоких поэтов своего поколения после Пушкина. В своих поэмах Баратынский пытался выяснить, какую роль играют творчество, любовь и дружба в его судьбе и судьбе человечества в целом. Изучая произведения Баратынского, мы пришли к выводу, что в них поэт, в отличие от предшественников, сочетает в одном характере, казалось бы, несовместимые черты: добро и зло, красоту и безобразие, а также открывает необыкновенное в простом. Кроме того, он отказывается от героя с таинственным прошлым, которому сочувствует автор. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/2/2017/5-2/4.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 5(71): в 3-х ч. Ч. 2. C. 19-21. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/5-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
Список источников
1. Бочаров С. Г. «Свобода» и «счастье» в поэзии Пушкина // Проблемы поэтики и истории литературы: сборник статей. Саранск: Изд-во Мордовского гос. университета им. Н. П. Огарева, 1973. С. 147-163.
2. Гончаров И. А. Собрание сочинений: в 8-ми т. / подгот. текста и примеч. А. П. Рыбасова. М.: Художественная литература, 1953. Т. 4. 518 с.
3. Ермолаева Н. Л. Эпическое мышление И. А. Гончарова: дисс. ... д. филол. н. Иваново, 2011. 360 с.
4. Ибатуллина Г. М. «А счастье было так возможно.»: фелицитарная тема и ее интерпретации в русской литературе // Кормановские чтения: статьи и материалы / ред. Д. И. Черашняя. Ижевск: Удмуртский университет, 2014. Вып. 13. С. 69-75.
5. Иванникова Н. Д. Типология «жизненных миров» в романе И. А. Гончарова «Обломов»: дисс. ... к. филол. н. Елец, 2002. 154 с.
6. Ляпушкина Е. И. Русская идиллия XIX века и роман И. А. Гончарова «Обломов». СПб.: Санкт-Петербургский гос. ун-т, 1996. 148 с.
7. Пушкин А. С. Собрание сочинений: в 10-ти т. / под наблюд. М. П. Еремина. М.: Правда, 1981.
8. Сергеева Ю. А. Парадигма «обрыва» в романистике И. А. Гончарова: дисс. ... к. филол. н. Самара, 2006. 175 с.
9. Смирнов К. В. Вечная тема в романе И. А. Гончарова «Обломов» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 4 (58): в 3-х ч. Ч. 2. С. 44-47.
FELICITY MYTH IN THE NOVEL BY I A. GONCHAROV "OBLOMOV"
Ibatiillina Guzel' Mrtazovna, Doctor in Philology, Associate Professor Staritsyna Yuliya Aleksandrovna, Ph. D. in Philology Bashkir State University (Branch) in Sterlitamak [email protected]; [email protected]
The article examines felicity paradigm in the novel by I. A. Goncharov "Oblomov". The authors identify key invariant oppositions and identities which acquire mythologized nature in the context of literary work: felicity - peace; felicity - dream; felicity -myth; felicity- illusion and felicity - reality; universal felicity and individual felicity; "everyday" felicity (well-being) and "existential" felicity (abundant life), etc. The analysis indicates that reflective-dialogic inter-reflections of these invariants functioning as mythologems determine the interpretations of felicity theme in the artistic and philosophical contexts of the novel.
Key words and phrases: felicity paradigm; myth; opposition; invariant; context.
УДК 8; 82-1
Статья посвящена исследованию тематики поэм Е. А. Баратынского. Баратынский - один из самых крупных и самых глубоких поэтов своего поколения после Пушкина. В своих поэмах Баратынский пытался выяснить, какую роль играют творчество, любовь и дружба в его судьбе и судьбе человечества в целом. Изучая произведения Баратынского, мы пришли к выводу, что в них поэт, в отличие от предшественников, сочетает в одном характере, казалось бы, несовместимые черты: добро и зло, красоту и безобразие, а также открывает необыкновенное в простом. Кроме того, он отказывается от героя с таинственным прошлым, которому сочувствует автор.
Ключевые слова и фразы: романтическая поэма; Баратынский; Пушкин; философская лирика; романтизм. Омарова Екатерина Андреевна
Дагестанский государственный университет, г. Махачкала Katia. omarova@yandex. т
ТЕМАТИКА ПОЭМ Е. А. БАРАТЫНСКОГО
Евгений Абрамович Баратынский является одним из наиболее крупных и наиболее глубоких поэтов своего времени (вслед за Пушкиным), которые пришли в литературный мир после Жуковского и Батюшкова. В творчестве поэта большое место занимают элегии и поэмы. При жизни он не был избалован ни вниманием читателей, ни вниманием критиков. Только небольшое количество настоящих знатоков поэзии внимательно вникали в его лирические произведения и ценили их. Наиболее значительная и проницательная характеристика творчества Баратынского принадлежит его друзьям и почитателям его творчества. Очень точно о поэте выразился Пушкин: «Он у нас оригинален, ибо мыслит. Он был бы оригинален и везде, ибо мыслит по-своему, правильно и независимо, между тем как чувствует сильно и глубоко» [5, с. 185].
Свои мысли и чувства, для которых источником являлись гражданская жизнь и философские настроения, Баратынский связывал с личным самопознанием, самоопределением и самоосуществлением. Какие бы темы не затрагивал поэт, он всегда стремился выяснить, какую роль любовь, дружба, творчество, общественный климат и взятое в целом бытие играют в собственной судьбе, а посредством нее в судьбе современных ему людей и человечества в целом.
20
^БЫ 1997-2911. № 5 (71) 2017. Ч. 2
В своей поэме «Эда» Баратынский отошел от «восточной» поэмы Байрона и романтической поэмы Пушкина. Новизна поэмы являлась в следовании проблематике романтических поэм Байрона и Пушкина (столкновение человека цивилизованного общества и простодушной дочери непросвещенного народа) и в это же время резком противопоставлении автора и героя. Герой поэмы Баратынского - человек «низких» страстей. Гусар у него - светский обольститель, который наделен нравственными пороками света. Его любовь к Эде -это очередное приключение, которое рассеивает его скуку. А любовь Эды к нему достаточно серьезна.
Высокий романтический сюжет Баратынский перевел в обыкновенный план. Отсюда мотив нахождения гусара в Финляндии вполне прост. Это не свободолюбивый порыв души, не презрение к светскому обществу или к ложной городской цивилизации - он военный, который подчиняется дисциплине и обязан находиться на службе в Финляндии. Его расставание с Эдой тоже объясняется обычными обстоятельствами: ему надоела «любовь тоскливая» Эды, и он все время ждал момента, когда вместе со своим полком уйдет на войну. Этим Баратынский отказался от героя с мрачной, таинственной судьбой, который был бы окружен сочувствием автора.
Баратынский избежал лирического тона, тем самым драматизировав содержание поэмы, которая выстроена как драма в трех актах, где смерть героини уже заранее предрешена. Но не только в этом драматизм поэмы. В простоте этой истории он увидел необыкновенное, исключительное философско-эпическое содержание. Несмотря на предупреждения отца, который разгадал «негодяя» и на предостережения, которые усвоены разумом, Эда сильно влюблена в гусара. Ее сердце наполнено страстью. Пылкое чувство Эды преодолевает присущую ей от рождения стыдливость, и вскоре «гибельная страсть» торжествует над целомудренной наивностью, подавляет ее волю и губит простое сердце. Борьба, которая происходит внутри Эды, составляет драматическую движущую силу поэмы. Характер гусара, несмотря на то, что он ясен, для нее очень сложный и необычный. Он коварный, злой, ветреный, но внешне - обаятельный и обольстительный. Его речь наполнена множеством «высоких» патетических интонаций:
... Прильну в безмолвии печальном
К твоим устам, о жизнь моя,
И в лобызании прощальном
Тебе оставлю душу я [1, с. 251].
Это таинство, эта притягательная сила порока, его красивая оправа чувствуется Эдой, она называет гусара-демона «лукавым духом». Баратынский вскрывает зло в облике добра, «низкое» в красивой оболочке, скудно-простое и заурядно-обыкновенное во внешне сложном. Таким образом, вводится в этой поэме морально-философская тематика, которая повествует также о том, как переплетаются красота и безобразие, порок и добродетель, обыденное и исключительное. Большой интерес к обыкновенному привел Баратынского к тому, что он открыл необыкновенное в простом. У него это выступило как заранее определенная закономерность, которая не зависит от конкретно-исторических условий, никаким образом не влияющих на характеры героев, на развитие страсти, на противоречия души, которые формируют и создают их.
Сродни Эде главная героиня поэмы «Бал» Нина. Эда переживает влияние гусара на себе, а Нина является жрицей чувственной, огненной любви. Она воплощает в себе демоническое начало, такое, которое открыла некогда Эда в гусаре. Но в «Эде» оно мнимо, в «Бале» же - в своем истинном свете, оказывая прямое влияние на Арсения. Нина и Арсений полны различных страстей, добрых и злых, которые, вырвавшись наружу, губят героиню, падшую, как и в «Эде», жертвой своей иступленной любви и влечения Арсения к Ольге.
В поэме «Цыганка» Баратынский углубляет трагический конфликт. Елецкий сначала испытывает страсть к цыганке Саре, а позже - к светской девушке Вере Волховской. И в этот переломный период его жизни раскрывается мятущаяся натура героя. Обе героини обладают исключительной силы страстями. Сара проявляет их непосредственно и примитивно. А Вера придерживается приличий и правил светского этикета. Конфликт оканчивается смертью Елецкого, безумием Сары и душевной драмой, которую переживала Вера. В романтических поэмах Баратынского, несмотря на их мелодраматизм, содержались важные художественные открытия: соединение в одном характере добра и зла, предвещавшее проблематику творчества Лермонтова, а зависимость поведения от социальной принадлежности предваряла психологизм реалистической литературы.
Особое место в произведениях Баратынского занимают такие поэмы, как «Телема и Макар» и «Переселение душ». «Телема и Макар» является переводом сказки Вольтера. В примечании к поэме Баратынский объяснил, что Телема означает желание, а Макар - счастье [3, с. 56].
«Переселение душ» считали анархизмом в творчестве Баратынского и воспринимали сугубо формалистической стилизацией под ХУШ век. Но эта поэма писалась в одно время с поэмой «Бал» и «представляет собой нечто вроде поэтического комментария к ней» [2, с. 227]. Героиня «Переселения душ» Зораида похожа на княгиню Нину из поэмы «Бал», прототипом которой была графиня Закревская, красавица, которая пренебрегала нормами светского поведения. Баратынский одно время был увлечен Закревской, и у него укрепилось уже устоявшееся на тот момент видение любви как опасной иррациональной и демонической силе. Так же как и Нина, Зораида влюбляется в молодого певца и узнает, что у нее есть соперница - «пастушка молодая» Ниэта.
Для того чтобы победить судьбу, Зораида решает изменить свою участь на долю пастушки Ниэты. У нее это получилось при помощи волшебного кольца. Героиня, потеряв красоту и царство, приобрела возлюбленного, и вместе с ним ей досталась скромная жизненная доля. И вдруг произошло чудо: ее прекрасная душа, которая поселилась в грубом теле пастушки, одухотворила его и преобразила: «Во взорах чувство выражалось, // Горела нежная мечта...» [1, с. 58]. Зораида пожертвовала собой ради любви и одолела судьбу.
Тайны такого одоления недоступны другим - это тайны любящего существа. Любовь и счастье родных душ с этого момента скрыты для других. С этого времени о семейной жизни Зораиды ничего не известно.
Кроме уверенности Баратынского в том, что обыкновенное постоянно скрывает исключительное, в поэме «Переселение душ» очень важное место занимает идея духовного преображения, в соответствии с ней душевная красота одерживает победу над физической непривлекательностью и заставляет не замечать ее [Там же]. Это пламя внутренней красоты пылает в глубинах души. Оно является детищем возвышенного уединения. По мнению Баратынского, истинно великое появляется на свет вдалеке от суеты и общежительных страстей, в аскетическом отдалении от городских соблазнов, в природе, в родовом поместье, в замкнутом кругу семьи. Не иначе как там сильнее слышится шум человеческого мира и отчетливее нестройный хор его голосов. Жизнь лучше открывается и распознается, если поэт располагается вне непосредственного воздействия «толпы», если он будет держаться от мира на некоторых исторических и эстетических дистанциях. Баратынский из-за такого взгляда стремился прозреть в частном и «случайном» лирическом «событии» его всеобщий и «вечный» смысл.
Поэма «Пиры» написана в иной манере. Баратынский написал ее в форме дружеского послания. Незначительная по размерам форма, которая обычно создается на маленькой основе, развертывается на внушительном материале, который искусно соединяет несколько тем одной, всепокрывающей темой - пиры.
В этой поэме нет темы любви, она дается лишь намеком, в виде воспоминания. Однако обширно предоставлена тема дружбы, которая является любимой темой эпохи Пушкина:
... Ты верный мне, ты Дельвиг мой,
Мой брат по музам и по лени,
Ты, Пушкин наш, кому дано
Петь и героев и вино... [Там же, с. 237].
В связи с этим можно провести параллель между Баратынским и другими поэтами (Пушкин, Языков, Дельвиг), которые имеют с ним «не общее выражение», но некоторые «общие» стихи, а также общую переписку.
В этой поэме поэт подытоживает настроения его ранних лет. В ней он славит «беззаботного гастронома», «богатой знати хлебосольство и дарованье поваров» [2, с. 216]. В ней сцены московского пира наполнены юмором, насмешкой и иронией. В «Пирах» очевидна и значима картина барских забав и милой, дружеской пирушки. Но она не соответствует идеалу, который исповедует поэт. Своеобразно то, что тема пира переосмыслена Баратынским. Он влечет его как праздник духа, торжество ума и чувств, творческих радостей и наслаждений.
Поздняя философская лирика Баратынского с большой художественной силой выразила духовную атмосферу преддекабрьского периода. Его пером говорила целая литературная эпоха, которая достигла своего полного расцвета в произведениях Пушкина и теперь уходила с литературной авансцены. В поэмах Баратынского поднимается тема роли творчества, любви и дружбы в судьбе человека. Поэт в своих произведениях отходит от традиций Байрона и Пушкина, противопоставляя автора и героя, однако проблематика все же остается неизменной. Кроме того, он соединяет в одном характере то, что ранее казалось несочетаемым: добро и зло, порок и добродетель и т.д. Поднимая различные темы в своих поэмах, открывая в них новое, Баратынский предваряет проблематику творчества будущего поколения поэтов.
Список источников
1. Баратынский Е. А. Стихотворения. Поэмы / сост., вступ. статья и примеч. В. Коровина. М.: Художественная литература, 1982. 399 с.
2. Бодрова А. С. Поздняя лирика Е. А. Баратынского: источниковедческий и текстологический аспекты: дисс. ... к. филол. н. М., 2010. 245 с.
3. Дерюгина Л. В. О жизни поэта Евгения Баратынского // К 200-летию Баратынского: сборник материалов международной научной конференции. М.: ИМЛИ РАН, 2002. С. 50-68.
4. Козубовская Г. П. Поэтический мир Е. Баратынского и мифология // Культура и текст. 1998. № 3. С. 94-103.
5. Кудрявкин С. С. Личность и поэзия Е. А. Баратынского в историко-функциональном освещении (1820-е - 1890-е годы): дисс. ... к. филол. н. М., 1992. 264 с.
6. Купреянова Е. Н. Баратынский Е. А. // Баратынский Е. А. Полное собрание стихотворений. М.: Советский писатель, 1957. С. 3-25.
THE THEMES OF Y. A. BARATYNSKY'S POEMS
Omarova Ekaterina Andreevna
Dagestan State University, Makhachkala Katia. omarova@yandex. ru
The article analyzes the themes of Y. A. Baratynsky's poems. Baratynsky is one of the greatest and most intimate poets of his time after Pushkin. In his poems Baratynsky tries to discover what role creativity, love and friendship plays in his destiny and the destiny of the whole mankind. Studying Baratynsky's works the researcher concludes that the poet, contrary to his predecessors, combines in one personage seemingly incompatible features: good and evil, beauty and ugliness, and discovers the extraordinary in the ordinary. Moreover, he abandons the personage with the mysterious past whom the author sympathizes.
Key words and phrases: romantic poem; Baratynsky; Pushkin; philosophical lyrics; romanticism.