Научная статья на тему 'ТЕМАТИКА ДИССЕРТАЦИЙ, ЗАЩИЩЕННЫХ В 2018-2022 ГГ ПО ВОПРОСАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ'

ТЕМАТИКА ДИССЕРТАЦИЙ, ЗАЩИЩЕННЫХ В 2018-2022 ГГ ПО ВОПРОСАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОКТОРСКИЕ И КАНДИДАТСКИЕ ДИССЕРТАЦИИ / НОМЕНКЛАТУРА СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шустин Б.Н., Сафонов Л.В., Горелов А.А.

В утвержденной приказом министра науки и высшего образования № 118 от 24.02.2021 г. номенклатуре научных специальностей, по которым присваиваются учёные степени, появилась новая специальность - Физическая культура и профессиональная физическая подготовка (шифр 5.8.4.). В настоящей статье анализируется тематика докторских и кандидатских диссертаций, защищённых в период с 2018 по 2022 гг, по вопросам физического воспитания различных групп населения и профессионально-прикладной физической подготовки специалистов, деятельность которых связана с проявлением двигательной активности, в соответствии с научными направлениями, выделенными в паспорте этой новой научной специальности. Установлено, что по направлению «Содержание, направленность и методы физического воспитания детей дошкольного, школьного возраста и студентов» за исследуемый период защищено наибольшее количество всех выявленных диссертационных работ. Несколько меньше диссертаций было еще по двум по направлениям исследований: «Содержание, направленность, методы, методики и технологии профессионально-прикладной физической подготовки в силовых ведомствах» и «Содержание, направленность, методы, методики и технологии профессионально-прикладной физической подготовки в организациях среднего профессионального и высшего образования». Еще по девяти разделам паспорта специальности 5.8.4 было выявлено незначительное количество диссертационных работ. Сравнительный анализ динамики тематики диссертационных исследований за последние годы по вопросам массовой физической культуры и профессиональной физической подготовки позволяет не только изучить современные тенденции развития спортивной науки, но и сформулировать предложения по планированию дальнейших научных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шустин Б.Н., Сафонов Л.В., Горелов А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISSERTATION TOPICS ON PHYSICAL CULTURE AND VOCATIONALAPPLIED PHYSICAL TRAINING IN 2018-2022

By order of the Minister of Science and Higher Education No. 118 of February 24, 2021, a new scientific specialty was created in the nomenclature of scientific specialties of academic degrees - «Physical education and vocational physical training» (code 5.8.4.). The article analyzes the topics of doctoral and candidate dissertation from 2018 to 2022 on the issues of physical education of various groups of the population, professional and applied physical training of specialists whose activities are related to physical activity, in the scientific areas identified in the passport of this new scientific specialty. Scientific direction «Content, orientation and methods of physical education of children of preschool, school age and students» was the largest number of dissertations among all dissertations for the study period. There were fewer dissertations in two other areas of research: «Content, orientation, methods, methodics and technologies of professionally applied physical training in law enforcement agencies» and «Content, orientation, methods, methodics and technologies of professionally applied physical training in organizations of secondary vocational and higher education». For nine sections of the passport of the scientific specialty 5.8.4, a small number of dissertations were revealed. Comparative analysis of the dynamics of dissertation research topics in recent years on mass physical culture and professional physical training allows us to study modern trends in the development of sports science and plan further scientific research.

Текст научной работы на тему «ТЕМАТИКА ДИССЕРТАЦИЙ, ЗАЩИЩЕННЫХ В 2018-2022 ГГ ПО ВОПРОСАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ»

УДК 796.01:61

ТЕМАТИКА ДИССЕРТАЦИЙ, ЗАЩИЩЕННЫХ В 2018-2022 ГГ ПО ВОПРОСАМ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Борис Николаевич Шустин, доктор педагогических наук, профессор, Леонид Вячеславович Сафонов, кандидат медицинских наук, доцент, Федеральный научный центр физической культуры и спорта, Москва; Александр Александрович Горелов, доктор педагогических наук, профессор, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.

Аммосова, Якутск

Аннотация

В утвержденной приказом министра науки и высшего образования № 118 от 24.02.2021 г. номенклатуре научных специальностей, по которым присваиваются учёные степени, появилась новая специальность - Физическая культура и профессиональная физическая подготовка (шифр 5.8.4.). В настоящей статье анализируется тематика докторских и кандидатских диссертаций, защищённых в период с 2018 по 2022 гг, по вопросам физического воспитания различных групп населения и профессионально-прикладной физической подготовки специалистов, деятельность которых связана с проявлением двигательной активности, в соответствии с научными направлениями, выделенными в паспорте этой новой научной специальности.

Установлено, что по направлению «Содержание, направленность и методы физического воспитания детей дошкольного, школьного возраста и студентов» за исследуемый период защищено наибольшее количество всех выявленных диссертационных работ.

Несколько меньше диссертаций было еще по двум по направлениям исследований: «Содержание, направленность, методы, методики и технологии профессионально-прикладной физической подготовки в силовых ведомствах» и «Содержание, направленность, методы, методики и технологии профессионально-прикладной физической подготовки в организациях среднего профессионального и высшего образования».

Еще по девяти разделам паспорта специальности 5.8.4 было выявлено незначительное количество диссертационных работ. Сравнительный анализ динамики тематики диссертационных исследований за последние годы по вопросам массовой физической культуры и профессиональной физической подготовки позволяет не только изучить современные тенденции развития спортивной науки, но и сформулировать предложения по планированию дальнейших научных исследований.

Ключевые слова: докторские и кандидатские диссертации, номенклатура специальностей, физическая культура и профессиональная подготовка, направления научных исследований.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.06.p478-482

DISSERTATION TOPICS IN 2018-2022 ON PHYSICAL CULTURE AND VOCATIONAL-APPLIED PHYSICAL TRAINING

Boris Nikolaevich Shustin, doctor of pedagogical sciences, professor, Leonid Vyacheslavovich

Safonov, candidate of medical science, docent, Federal Science Center for Physical Culture and Sport, Moscow; Alexandr Alexandrovich Gorelov, doctor of pedagogical sciences, professor, North-Eastern Federal University, Yakutsk

Abstract

By order of the Minister of Science and Higher Education No. 118 of February 24, 2021, a new scientific specialty was created in the nomenclature of scientific specialties of academic degrees - «Physical education and vocational physical training» (code 5.8.4.).

The article analyzes the topics of doctoral and candidate dissertation from 2018 to 2022 on the issues of physical education of various groups of the population, professional and applied physical training of specialists whose activities are related to physical activity, in the scientific areas identified in the passport of this new scientific specialty.

Scientific direction «Content, orientation and methods of physical education of children of preschool, school age and students» was the largest number of dissertations among all dissertations for the study

period.

There were fewer dissertations in two other areas of research: «Content, orientation, methods, me-thodics and technologies of professionally applied physical training in law enforcement agencies» and «Content, orientation, methods, methodics and technologies of professionally applied physical training in organizations of secondary vocational and higher education».

For nine sections of the passport of the scientific specialty 5.8.4, a small number of dissertations were revealed. Comparative analysis of the dynamics of dissertation research topics in recent years on mass physical culture and professional physical training allows us to study modern trends in the development of sports science and plan further scientific research.

Keywords: doctoral and candidate dissertations, nomenclature of scientific specialties, physical culture and professional training, directions of scientific research.

ВВЕДЕНИЕ

Номенклатура научных специальностей, в соответствии с которой присуждаются ученые степени, является базовым элементом системы аттестации высококвалифицированных научных кадров, необходимым для планирования диссертационных исследований, регулирования процесса присуждения ученых степеней, формирования ученых советов по защите диссертаций, а также мониторинга и анализа результатов научно-исследовательской деятельности на государственном уровне. Совершенствование номенклатуры научных специальностей в нашей стране имеет многолетнюю историю [1, 2].

Министерство образования СССР 19 декабря 1957 года утвердило «Номенклатуру специальностей аспирантской подготовки и перечень предметов кандидатского экзамена». В это время в научный оборот впервые вводится понятие «Номенклатура научных специальностей» и создается специальность - «Теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки». В период с 1962 по 2009 год название специальности менялось за счет изменения включенных в нее направлений научных исследований и в последней редакции согласно Приказа Минобрнауки РФ № 59 «Об утверждении Номенклатуры специальностей научных работников» от 25 февраля 2009 г. для научной специальности 13.00.04 было утверждено название «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», которое существовало до октября 2022 года. В соответствии с Приказом Минобрнауки России № 118 от 24 февраля 2021 года в Российской Федерации Утверждена новая номенклатура научных специальностей ВАК, в которую включены специальности: 5.8.4 - Физическая культура и профессиональная физическая подготовка; 5.8.5 - Теория и методика спорта; 5.8.6 - Оздоровительная и адаптивная физическая культура. Таким образом, научная специальность 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» в новой номенклатуре научных специальностей представлена тремя специальностями - 5.8.4, 5.8.5 и 5.8.6. Разработаны и утверждены паспорта этих научных специальностей, включающие в себя соответственно 26, 31 и 27 разделов - направлений научных исследований, что позволило систематизировать подход к конкретизации результатов диссертационных исследований [3, 4].

В соответствии с письмом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13 мая 2021 г. № 382-02 «О применении новой номенклатуры научных специальностей», рассмотрение в диссертационных советах диссертационных исследований по научным специальностям, которые в новой номенклатуре претерпели существенные изменения или отсутствуют, было прекращено 16 октября 2022 г [5].

Для более объективной оценки тенденций развития научных исследований в области физической культуры различных слоев населения был проведен сравнительный анализ многолетнего потока диссертационных исследований в этой области. Подобные исследования широко используются в гуманитарных науках [6, 7]. В данной статье приводятся результаты анализа тематики докторских и кандидатских диссертаций, защищенных за последние 5 лет по научной специальности 13.00.04 в соответствии с отдельными научными направлениями, представленными в паспорте новой научной специальности 5.8.4 -

«Физическая культура и профессиональная физическая подготовка».

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Для решения поставленных задач проведен поиск, отбор и анализ диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора педагогических наук по научным специальностям 13.00.04 и 5.8.4, за период 2018-2022 гг, представленных на сайте Высшей Аттестационной Комиссии при Министерстве науки и образования Российской Федерации (https://vak.minobrnauki.gov.ru/) и сайтах научных и учебных заведений, имеющих диссертационные советы по данной специальности.

РЕЗУЛЬТАТЫ

С целью анализа тематики диссертационных исследований по педагогической отрасли науки в области физической культуры и профессиональной физической подготовки проведен отбор и анализ докторских и кандидатских диссертаций, защищённых в период 2018-2022 гг по научной специальности 13.00.04 педагогической отрасли науки. Было проанализировано 353 диссертации по научной специальности 13.00.04, которые подверглись последующему анализу с целью поиска и отбора диссертаций по массовой физической культуре и профессиональной физической подготовке. Установлено, что в 2018-2022 г. было защищено 94 таких диссертаций, в том числе 3 докторские работы по 12 направлениям исследований, выделенным в паспорте специальности 5.8.4. В таблице приведены данные по наиболее актуальным научным направлениям паспорта специальности 5.8.4, по которым было защищено наибольшее количество диссертаций по данной тематике в исследуемый период.

Таблица - Динамика количества диссертационных работ, защищенных в сфере физической культуры и спорта в 2018-2022 гг, по научной специальности 13.00.04 по массовой физической культуре и профессиональной физической подготовке в соответствии с направле-

Направление научных исследований Кол-во защищенных диссертаций (д-р/канд.) о С а: е ° а ш Ц

2018 2019 2020 2021 2022

Содержание, направленность и методы физического воспитания детей дошкольного, школьного возраста и студентов. -/5 -/6 1/12 -/5 -/6 1/34

Содержание, направленность, методы, методики и технологии профессионально-прикладной физической подготовки в силовых ведомствах. -/4 -/12 -/8 -/6 -/1 -/31

Содержание, направленность, методы, методики и технологии профессионально-прикладной физической подготовки в организациях среднего профессионального и высшего образования. -/5 -/4 -/2 -/3 -/1 -/15

Теории и концепции физического воспитания. - - - -/2 1/- 1/2

Итого -/14 -/22 1/22 -/16 1/8 2/82

Из таблицы видно, что наибольшее количество диссертаций за исследуемый период - 37.2% от общего количества работ, в том числе одна докторская диссертация, защищено по вопросам содержания, направленности и методов физического воспитания детей дошкольного, школьного возраста и студентов. По данной тематике защищена докторская диссертация Эйдельмана Л.Н. на тему «Интеграция танцевальной и физкультурно-оздоровительной деятельности в системе дополнительного образования детей» в диссертационном совете НГУ им. П.Ф. Лесгафта в 2020 г. Несколько меньше - 33,0% и 16,0% диссертаций защищено по вопросам содержания, направленности, методам, методикам и технологиям профессионально-прикладной физической подготовки в силовых ведомствах и, соответственно, содержания, направленности, методам, методикам и технологиям профессионально-прикладной физической подготовки в организациях среднего профессионального и высшего образования. Значительно меньше - 3,2% от общего количества диссертаций защищено по вопросам теории и концепций физического воспитания, в том числе

одна докторская диссертация Анисимовой А.Ю. «Концепция формирования системы физического воспитания студенческой молодежи на основе интеграции социально ориентированных ее ценностей», защищенная в РГПУ им А.И. Герцена в 2022 г.

По остальным восьми направлениям исследований паспорта научной специальности 5.8.4. защищены единичные диссертации. Наибольшее количество диссертационных работ по исследуемой тематике защищено в 2019 и 2020 гг, наименьшее - в 2022 г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В 2021 года в Российской Федерации Утверждена новая номенклатура научных специальностей ВАК, в которую включена специальность 5.8.4 - Физическая культура и профессиональная физическая подготовка. В статье представлен количественный анализ диссертационных работ, защищенных в 2018-2022 гг по основным направлениям научных исследований, выделенным в паспорте новой специальности 5.8.4. Таких работ было защищено 94 (среди них 3 докторские работы) по двенадцати научным направлениям. Выявлено распределение количества диссертационных работ в исследуемый период по этим направлениям. Определены наиболее актуальные за последние пять лет направления исследований. Прежде всего, это такое научное направление исследований паспорта, как «Содержание, направленность и методы физического воспитания детей дошкольного, школьного возраста и студентов», по которому выполнено наибольшее количество защищенных за исследуемый период диссертационных работ - 37,2% и «Содержание, направленность, методы, методики и технологии профессионально-прикладной физической подготовки в силовых ведомствах» - 33,0%.

Необходимо также отметить значительное снижение количества диссертаций, защищенных в 2022 году по основным направлениям научных исследований в области физической культуры и профессиональной физической подготовки.

Сопоставительный анализ тематики диссертационных исследований за последние годы по вопросам массовой физической культуры и профессионально-прикладной физической подготовки позволяет не только изучить современные тенденции развития спортивной науки, но и сформулировать предложения по разработке актуальных научных направлений дальнейших научных исследований.

ЛИТЕРАТУРА

1. Балеевских Л.С. Отечественная история нормативной регламентации номенклатур специальностей научных работников применительно к юриспруденции / Л.С. Балевскеих, А.И. Муранов // Правоведение. - Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2008. - № 5. - С. 243-259.

2. Загузов Н.И. Эволюция научной специальности «Теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки» в педагогике / Н.И. Загузов // Теория и практика физической культуры. -1997. - № 1. - С. 55-57.

3. Пахомов С.И. Введение новой номенклатуры научных специальностей в России: преемственность и новации / С.И. Пахомов, В.А. Гуртов, А.В. Стасевич // Образование и наука. - Т. 23, № 8. -2021. - С. 11-36.

4. Горелов А.А. Анализ диссертаций по специальности 13.00.04 и перспективы развития научных исследований в сфере физической культуры и спорта / А.А. Горелов, Б.Н. Шустин // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 2. - С. 99-101.

5. О научных специальностях новой номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени : рекомендация Президиума Высшей аттестационной комиссии от 28 мая 2021 г. // Министерство науки и высшего образования РФ : [сайт] - URL: https://vak.minobrnauki.gov.ru/uploader/loader?type=35&name=91631113002&f=657 (дата обращения: 18.06.2022).

6. Зинченко Ю.П. Анализ отечественных и зарубежных диссертаций в сфере медицинской (клинической) психологии (1990-2011) / Ю.П. Зинченко, В.И. Евдокимов, В.Ю. Рыбников // Вестник московского университета. Серия 14. Психология. - 2014. - № 2 - С. 3-15.

7. Шустин Б.Н. Ретроспективный анализ направлений научных исследований в диссертационных работах в сфере физической культуры и спорта за 2017-2021 гг. / Б.Н. Шустин, В.Н. Баранов,

Л.В. Сафонов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 4 (206). - С. 513-519.

REFERENCES

1. Baleevskih, L.S. and Muranov, A.I. (2008), "Domestic history of normative regulation of nomenclatures of specialties of scientific workers in relation to jurisprudence", Jurisprudence, No. 5, pp. 243259.

2. Zaguzov, N.I. (1997), "The evolution of the scientific specialty "Theory and methods of physical education and sports training" in pedagogy", Theory and practice ofphysical culture, No. 1, pp. 55-57.

3. Pahomov, S.I., Gurtov, V.A. and Stasevich, A.V. (2021), "Introduction of a new nomenclature of scientific specialties in Russia: continuity and innovations", Education and science, No. 8, Vol. 23, pp. 1136.

4. Gorelov, A.A. and Shustin, B.N. (2020), "Analysis of dissertations in the specialty 13.00.04 and prospects for the development of scientific research in the field of physical culture and sports", Theory and practice of physical culture, No. 2, pp. 99-101.

5. High Attestation Commission. (2021), "On the scientific specialties of the new nomenclature of scientific specialties for which academic degrees are awarded", recommendation of 28 May 2021, available at: https://vak.minobrnauki.gov.ru/uploader/loader?type=35&name=91631113002&f%20=9657 (accessed 18 June 2023).

6. Zinchenko, U.P., Evdokimov, V.I. and Ribnikov, V.U. (2014), "Analysis of domestic and foreign dissertations in the field of medical (clinical) psychology (1990-2011)", Vestnik moskovskogo universiteta. Series 14. Psychology, No. 2, pp. 3-15.

7. Baranov, V.N., Safonov, L.V. and Shustin, B.N. (2022), "Retrospective analysis of scientific research directions in dissertations in the field of physical culture and sports in 2017-2021", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 4 (206), pp. 513-519.

Контактная информация: lsaf@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.06.2023

УДК 796.856.2

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ КИКБОКСИНГА - «ЛАЙТ-КОНТАКТ»

Игорь Михайлович Щеглов, старший преподаватель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-

Петербург

Аннотация

Реализация технико-тактических действий в соревновательном поединке в современном кикбоксинге во многом зависит от направленности соревновательной дисциплины - полноконтактный поединок, поединок с ограниченным контактом, поединок с ограничением атаки, а также от допустимых зон поражения и допустимых ударных поверхностей, предусмотренных правилами вида спорта - кикбоксинг. Различия в направленности соревновательных дисциплин кардинально влияют на возможность реализации технико-тактических действий, а также формируют существенные различия в системе подготовки спортсмена.

Ключевые слова: кикбоксинг, дисциплина «лайт-контакт», ограниченный контакт, реализация технико-тактических действий в условиях ограниченного контакта, соревнования с ограниченным контактом, удары руками и ногами с ограниченным контактом.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.06.p482-486

FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF TECHNICAL AND TACTICAL ACTIONS IN THE COMPETITIVE DISCIPLINE OF KICKBOXING - "LIGHT-

CONTACT"

Igor Mikhailovich Shcheglov, senior teacher, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.