Научная статья на тему 'Тематический комплекс сна в поэзии Б. Л. Пастернака (сон как периферийная тема)'

Тематический комплекс сна в поэзии Б. Л. Пастернака (сон как периферийная тема) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
738
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Б.Л. ПАСТЕРНАК / СОН / ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / КОНТЕКСТУАЛЬНАЯ ПАРАДИГМА / BORIS PASTERNAK / SLEEP / THEMATIC COMPLEX / CONTEXTUAL PARADIGM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Закроева Галина Андреевна

В статье анализируется тема сна в стихотворениях Б.Л. Пастернака, где сон не сюжетообразующий мотив, а периферийная тема. В ходе исследования обнаруживаются общие закономерности функционирования “сна” в стихотворениях Б.Л. Пастернака, которые позднее обнаруживаются и в прозе поэта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Thematic complex of the sleep in the poetry of B.L. Pasternak (the slumber as peripheral subject)

The paper analyses the topic of sleep in the poems of Boris Pasternak, where slumber is not plot-motif, and peripheral topic. The study reveals common patterns of functioning of “sleep” in the poems of Boris Pasternak, who later found in prose poet.

Текст научной работы на тему «Тематический комплекс сна в поэзии Б. Л. Пастернака (сон как периферийная тема)»

Драфт: молодая наука

Г.А. ЗАКРОЕВА

(Смоленский государственный университет Смоленск, Россия)

УДК 821.161.1-1(ПАСТЕРНАК Б.)»19» ББК Ш33(2РОС=РУС)6-8,445

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС СНА В ПОЭЗИИ

Б.Л. ПАСТЕРНАКА (СОН КАК ПЕРИФЕРИЙНАЯ ТЕМА)

Аннотация: В статье анализируется тема сна в стихотворениях Б.Л. Пастернака, где сон не сюжетообразующий мотив, а периферийная тема. В ходе исследования обнаруживаются общие закономерности функционирования "сна" в стихотворениях Б. Л. Пастернака, которые позднее обнаруживаются и в прозе поэта.

Ключевые слова: Б.Л. Пастернак, сон, тематический комплекс, контекстуальная парадигма.

В ходе исследования темы сна в лирике Б.Л. Пастернака мы выделили две группы стихотворений, в которых данная тема представлена автором в разном контекстном и формальном выражении. В первую группу вошли стихотворения, в которых сон выступает в функции основного, сюжетообразующего мотива; во вторую - стихотворения, в которых сон является образом сопоставления в тропе. Ранее мы провели исследование первой группы стихотворений и выделили группу стихотворений Пастернака, в которых тема сна формирует целый тематический комплекс, не встречающийся в стихотворениях о сне других авторов. Его составляют следующие минимальные темы: природа, вода, окно, звуки, женщина [Закроева 2011].

В данной работе мы продолжим изучение темы сна в лирике БП и рассмотрим вторую группу стихотворений, в которых сон является периферийной темой или образом.

Материалом исследования данной темы послужили стихотворения БП, включенные в книги стихов: «Близнец в тучах», «Поверх барьеров», «Сестра моя жизнь», «Темы и вариации», «Второе рождение», «Стихи разных лет», «На ранних поездах», «Стихотворения Юрия Живаго», «Когда разгуляется» и три поэмы: «Девятьсот пятый год», «Лейтенант Шмидт» и «Зарево». Также в качестве материала мы привлекли стихотворения начальной поры, не

включенные автором в поэтические книги. Для исследования мы отобрали все поэтические тексты, в которых присутствует лексема сна или же говориться о разных его стадиях (например, дрема, полусон). В отобранных текстах мы рассматривали тему или образ сна исходя из минимального контекста. Так мы выделили парадигмы темы сна, внутри которых мы рассматривали, каким образом функционирует сон как троп (образ) в определенном контексте. В ходе работы мы столкнулись с пограничными контекстами, которые однозначно отнести к какой-либо одной контекстуальной парадигме было невозможно. Такие случаи мы рассматривали отдельно и выделяли точки соприкосновения с доминантами темами контекстуальных парадигм.

Мы выделили несколько контекстуальных парадигм: природа ^ сон, любовь ^ сон, городское пространство ^ сон, творчество ^ сон, смерть ^ сон.

Рассмотрим данные парадигмы подробнее. Самой частотной из перечисленных является парадигма природа ^ сон, в нее вошли 15 стихотворений, а также отрывки из поэмы «Лейтенант Шмидт». В этих текстах мы провели контекстуальный анализ лексемы сон и выделили общие для всех стихотворений данной группы минимальные темы.

Рассмотрим стихотворение «Весна была просто тобой...» из цикла «Осень»: «Не спорить, а спать. Не оспаривать, /А спать. Не распахивать наспех / Окна, где в беспамятных заревах / Июль, разгораясь, как яспис, / Расплавливал стекла и спаривал.» [Пастернак 2003: 209]. В этом отрывке автор использует звуковые повторы. Повторяются следующие звуки и звуковые сочетания: [сп], [спа], [спи]. Самым частотным является звуковой сочетание [спа], которое в пяти стихах повторяется 6 раз. Таким образом, фрагмент существенен, звучит некое внушение - призыв ко сну - [спа]ть. Заметим, что в данном фрагменте теме сна сопутствует минимальная тема окна. Данный отрывок из стихотворения строится на приеме антитезы: сон, как явление некого спокойствия, противопоставляется действию, которое мы можем сопоставить со звуком (голосом). Если рассматривать с точки зрения образности антитезу «Не спорить, а спать. Не оспаривать, а спать», мы можем сказать, что основанием сопоставления является активное действие - спор, а образом сопоставления является "физическое бездействие" - сон.

Показательно описание природы в третьей части поэмы «Лейтенант Шмидт». В небольшой 6 главке, которая составляет 11 строф, описывается весенний паводок.

Драфт: молодая наука

Но зима не верит в близость, В даль и смерть верит снег. И седое небо, низясь, Сыплет пригоршнями известь. Это зимний катехизис Шепчут хлопья в полусне. И, долбя и колупая Льдины старого пласта, Спит и ломом бьет по сини, Рты колоколов разиня, Размечтавшийся в уныньи Звон великого поста. <...>

Наблюдая тяжбу льда, В этом звяканьи спросонья Подоконниками тонет Зал военного суда

[Пастернак 2003: 318-319].

Автор при описании этого природного явления в образе сопоставления трижды использует лексему сон: Шепчут хлопья в полусне; Спит и ломом бьет по сини <...> Звон великого поста; В этом звяканьи спросонья Подоконниками тонет Зал военного суда. Рассмотрим эти образы подробнее.

Во всех рассматриваемых нами образах "сон" является образом сопоставления, а в основании сопоставления находится природное явление - весна или весенний паводок. Тема воды в данном отрывке является доминирующей. В творчестве БП «вода», «водяной знак» осмысливаются в двух ипостасях: как «живая вода» и как «вода мертвая» - снег и лед. Снег символизирует замирание жизни, вода ее цветение [Фатеева 2003: 127]. В этом отрывке вода предстает как «мертвая»: снег, снежные хлопья и лед. Минимальная тема воды является одной из основных в выделенном нами ранее тематическом комплексе сна. В данном отрывке мы также можем выделить ее как доминантную, так как явление схода льда лежит в основе сопоставления, а образом сопоставления является тема сна и пробуждения. Важно, что в стихотворениях, где сон является сюжетообразующим мотивом, вода как обобщенное явление упоминается в основном в виде дождя и слез, как «живой водяной

знак». Тогда как в группе стихотворений, в которых сон выступает как образ сопоставления в тропе, вода присутствует уже в измененном состоянии («мертвым водяным знаком») - как снег и лед. Это явление мы сможем зафиксировать и в рассматриваемых далее стихотворениях, входящих в контекстуальную парадигму природа ^ сон (например, «Спасское», «Встреча»), и в других парадигмах.

В приведенном отрывке из «Лейтенанта Шмидта» БП объединяет также с темой сна тему звука, которая представлена как звук речи, стук, звон колоколов, звяканье: Шепчут хлопья в полусне; Спит и ломом бьет по сини, Рты колоколов разиня <...> Звон великого поста; Наблюдая тяжбу льда, В этом звяканьи спросонья. Здесь мы наблюдаем единство темы сна и темы звука. Образ колокольного звона из этого отрывка мы можем сравнить со звуком колокола из стихотворения «Сон»: «И сон, как отзвук колокола, смолк» [Пастернак 2003: 64]. В этом стихотворении прекращение сна сопоставляется со звуковым явлением. Тогда как в отрывке из «Лейтенанта Шмидта» субъект сна (природа или церковный праздник), представленный образом «звон великого поста», находиться еще в состоянии сна -спит: Спит и ломом бьет по сини, Рты колоколов разиня, Размечтавшийся в уныньи, Звон великого поста.

Тема окна в рассматриваемом нами отрывке также представлена в связи с темой сна: Наблюдая тяжбу льда, В этом звяканьи спросонья Подоконниками тонет Зал военного суда. При этом тема окна взаимодействует с темой воды: часть окна погружается в воду.

Общим контекстом в данном отрывке из поэмы является зима. Несмотря на то, что БП описывает переход от зимы к весне, для нас важно то, что дважды упоминается именно о зиме: Зима не верит в близость; Это зимний катехизис. В других рассматриваемых нами стихотворениях, где сон периферийная тема, доминирующим временем года выступает именно зима, в отличие от основной группы стихотворений, где сон - сюжетообразующий мотив, и время года, ему сопутствующее - преимущественно осень.

Тема звука соотносится с темой сна в следующих стихотворениях: «Свадьба», «Весна, ты сырость рудника в висках.», «На Страстной», «Встреча», «Мчались звезды. В море мылись мысы.», «Иней», «Ночное панно». Выделим общие моменты или контекстуальные совпадения в этих стихотворениях в связи с употреблением БП темы сна как тропа.

В стихотворении «Свадьба» сон и звук существуют неразрывно. Эта связь выражена в некой композиционной закольцованности. В

Драфт: молодая наука

начале стихотворения автор указывает на то, что звук аккордеона как бы мешает сну:

А зарею, в самый сон, Только спать и спать бы, Вновь запел аккордеон, Уходя со свадьбы

[Пастернак 2004: 525].

В середине текста тема звука в соотнесении со сном исчезает, но БП вводит тему погони или, если говорить обобщенно, - пути:

Точно их за свадьбой вслед Спохватясь спросонья, С пожеланьем многих лет Выслали в погоню

[Пастернак 2004: 525].

В последней строфе Пастернак тему сна и звука (песни) объединяет в сопоставительном ряду, поместив их в границы одного стиха. Таким образом, из контекста мы понимаем, что здесь представлена какая-то Благая Весть, рвущаяся извне к человеку: Жизнь ведь тоже только миг, Только растворенье Нас самих во всех других Как бы им в даренье

Только свадьба, вглубь окон Рвущаяся снизу, Только песня, только сон, Только голубь сизый

[Пастернак 2004: 526]. В последней строфе как сопутствующую теме сна мы выделяем тему окна, так как обе эти темы приравнены в ряду перечислений и находятся в сильной позиции по отношению друг к другу - в позиции рифмы, что также дает нам возможность напрямую говорить об их соотношении и объединении в единый тематический комплекс.

Используемые образы в стихотворении «Свадьба» мы можем соотнести с изображением темы сна в стихотворении «Венеция», где сон - основной мотив. В ранней редакции 1913 года герой

пробуждается от бряцанья оконного стекла. Этот звук, идущий отчасти из сна, потом отзовется косвенным образом в аккордах неземной музыки, которая чудится герою после пробуждения:

Висел созвучьем Скорпиона Трезубец вымерших гитар, Ещё морского небосклона Чадящий не касался шар;

В краю подвластных зодиакам Был громко одинок аккорд. Трёхжалым не встревожен знаком, Вершил свои туманы порт [Пастернак 2003: 326].

Таким образом, мы можем предположить, что взаимосвязь темы сна с темой звука сформировалась в сознании БП еще в пору начальной поры и отразилась в позднем стихотворении «Свадьба», написанном в 1953 году.

В стихотворении «Встреча» тема сна и звука выражена так:

Дремала даль, рядясь неряшливо Над ледяной окрошкой в иней, И вскрикивала и покашливала За пьяной мартовской ботвиньей [Пастернак 2003: 165].

Здесь мы также может отметить, что БП при описании мартовской ночи в первых строфах делает акцент на прорвавшейся, «проснувшейся» отовсюду воде: «Вода рвалась из труб, из луночек, Из луж, с заборов, с ветра, с кровель.» [Пастернак 2003: 165]. Сама же ночь (сон природы) дается с характерным зимним пейзажем: Дремала даль, рядясь неряшливо Над ледяной окрошкой в иней. Как и предыдущих примерах, тема сна в природе предстает в совокупности с тематикой и лексикой зимы, тогда как основная тема стихотворения -весна. Показательно также, что микротемами связанным со сном, являются лед и иней - «мертвая вода» соотносится со сном, а сон соответственно с зимней тематикой, тогда как весна описывается движением «живой воды», что в полнее логично и ожидаемо.

Тема звука в рассматриваемом отрывке из стихотворения «Встреча» объединена с темой сна и природы. Здесь сон природы и изображенные звуки, относящиеся к природе (Дремала даль <...> И вскрикивала и покашливала), представлены в едином временном пространстве - хронотопе. Как и в рассмотренном выше отрывке из поэмы «Лейтенант Шмидт» здесь природа наделяется звуками, свойственными живому существу: шепчут хлопья, даль вскрикивала и покашливала.

«Очеловечивание» природы в состоянии сна мы видим в стихотворении «Мчались звезды. В море мылись мысы.» из цикла «Вариации»:

Море тронул ветерок с Марокко. Шел самум. Храпел в снегах Архангельск. Плыли свечи. Черновик "Пророка" Просыхал, и брезжил день на Ганге

[Пастернак 2003: 174]. Здесь глубокий сон города назван по действию крепко спящего человека и неразрывно связан с темой снега, а значит и зимы. Таким образом, природа у БП зимой на севере храпит, а в марте - дремлет. В этом отрывке сон природы соотносится именно со звуком и изображен одним предложением: Храпел в снегах Архангельск. В данном стихотворении мы также выделяем сопутствующие сну темы: тема воды (море), ветра, шага/ходьбы. Ранее такой тематический комплекс сна мы уже встречали в основной группе стихотворений с темой сна. Данный тематический комплекс дополняется темой ветра из рассматриваемых нами стихотворений, в которых является периферийной темой. В творчестве Пастернака «Стихия, оживляющая и связывающая воедино мир, - движущийся воздух - ветер, порождающий и разносящий все звуки мира» [Фатеева 2003: 128].

В отрывке из поэмы «Лейтенант Шмидт» спящий город изображен иначе:

А Севастополь спит еще, И утро так пустынно, Кругом такая тишь, Что на вопрос пучины, -Откуда этот гром, В ответ пустые пристани: От плеска волн по диску, От пихт, от их неистовства,

От стука сонных лиственниц

О черепицу крыш

[Пастернак 2003: 291-292].

Как и в стихотворении «Мчались звезды. В море мылись мысы.», описываемый город расположен на море, и при описании сна города в двух текстах одной из ключевых тем становиться тема воды, а точнее моря. В этом отрывке море является одним из персонажей в системе живой природы, и оно вступает в диалог с пристанями. Море в данном отрывке изображено с помощью метонимии, в отличие от стихотворения «Мчались звезды. В море мылись мысы.», где оно названо прямо.

Центральной темой данного отрывка является тема звука, которая представлена в противоположных звуковых явлениях: в городе одновременно пустынное и тихое утро (А Севастополь спит еще, И утро так пустынно, Кругом такая тишь) и звучит гром (Что на вопрос пучины, - Откуда этот гром). Гром здесь в значении множества звуков, большого шума, который создает природа.

Также в этом отрывке из «Лейтенанта Шмидта» тема звука является сопутствующей теме сна: От стука сонных лиственниц. Тема звука, представленная в виде стука, функционирует с темой сна в стихотворении «В лесу»: Казалось, он уснул под стук цифири [Пастернак 2003: 193]. Это же звуковое явление мы видели и в романе «Доктор Живаго». Когда Юрий Андреевич ночевал в больнице, его и мадмуазель Флери разбудил стук в дверь. На улице шел дождь, и ураганный ветер «стучал» в окно. Природу звукового явления из «Лейтенанта Шмидта» (стук сонных лиственниц) можно соотнести с отрывком из романа, так как этот стук фактически порождает ветер. В романе об этом сказано прямо, тогда как в поэме мы можем это только предположить. Так, повтор минимальной темы стука в соотнесении с темой сна в разных группах стихотворений, а также и в прозе, будет уже частотным явлением.

Таким образом, проанализировав образ сна в контексте природы, мы можем сделать вывод о том, что выделенный нами ранее тематический комплекс темы сна функционирует и в тех стихотворениях, где сон - периферийная тема. Напомним, что тематический комплекс основной группы стихотворений составили темы: природа, вода, окно, звуки, женщина. Для парадигмы природа ^ сон мы выделили свой тематический комплекс, который составили следующие минимальные темы: окно, звуки, вода, ветер, шаг. В ходе

Драфт: молодая наука

исследования темы сна в контексте природы мы выделили некоторые особенности функционирования тематического комплекса.

1. В тематическом комплексе парадигмы природа ^ сон отсутствует темы женщины, что обусловлено отбором общего контекста стихотворений. Это не говорит о том, что данная тема отсутствует и в других стихотворениях, так как нами была выделена отдельная парадигма - образ сна в контексте темы любви, которая также в дальнейшем будет нами исследована.

2. Тема воды в парадигме природа ^ сон представлена темой моря и функционирует с другим набором минимальных тем. В стихотворениях, где сон - сюжетообразующий мотив, основными минимальными темами воды являются дождь и слезы. Тогда как в контексте природы тему сна сопутствуют следующие минимальные темы: снег, лед, иней. Представление темы воды данными лексемами связано и с тем, что основным контекстом всех стихотворений (кроме «Свадьбы») является зима и переход от зимы к весне. В основной же стихотворений частотным является иное время года - осень или позднее лето.

3. В тематический комплекс парадигмы природа ^ сон добавились еще две темы: тема ветра и шага. Тема ветра как сопутствующая теме сна представлена в стихотворениях «Иней», «Белые стихи», «Мельницы», в поэме «Лейтенант Шмидт». «Стихия ветра» является одной из основных тем в творчестве БП. Тема шага представлена в стихотворениях «Весна, ты сырость рудника в висках.», «Свадьба».

4. По-разному представлен субъект сна в рассматриваемых группах стихотворений. Субъектом сна в стихотворениях, где сон -основной мотив, является лирический герой. А в стихотворениях, где сон - периферийная тема, субъектом сна природа. Это также может быть обусловлено отбором общего контекста парадигмы.

5. Доминирующую позицию в двух тематических комплексах занимают темы окна и звука. Также как и в основной группе стихотворений тема окна в парадигме представлена разными номинациями: как прямое обозначение (Не спорить, а спать. Не оспаривать, А стать. Не распахивать наспех Окна.) и форме метонимии (Подоконниками тонет Зал военного суда). Тема звука представлена различными звуковыми явлениями: шепот, звяканье, стук, колокольный звон в «Лейтенанте Шмидте»; голос («Весна, ты сырость рудника в висках», «На Страстной», «Не спорить, а спать. Не оспаривать.»).

ЛИТЕРАТУРА

Закроева Г.А. Тема сна в лирике Б.Л. Пастернака // Литература в искусстве, искусство в литературе - 2011:сб. науч. ст - Пермь. Гос. Ин-т искусства и культуры, 2011. - С. 78 - 90

Пастернак Б.Л. Полное собрание сочинений: В 11 т. Т. I: Стихотворения и поэмы 1912 - 1931 / Сост. и комент. Е.Б. Пастернака и Е.В. Пастернак; предисл. Л.С. Флейшмана. - М.: СЛОВО/8ЬОУО, 2003. - 576с.

Пастернак Б.Л. Полное собрание сочинений [Текст]: в 11 т. Т. IV. Доктор Живаго, 1945 - 1950 / Борис Пастернак; сост., комен. Е.Б. Пастернака и Е.В. Пастернак. - М.: СЛ0В0/SL0V0. - 2004. -760с.

Фатеева Н.А. Поэт и проза: Книга о Пастернаке / Предисл. И.П. Смирнова. - М.: Новое литературное обозрение, 2003. - 400с.

Статья рекомендована к.ф.н., доц. О.А. Скриповой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.