Драфт: молодая наука
Г.А. ЗАКРОЕВА
(Смоленский государственный университет Смоленск, Россия)
УДК 821.161.1-1(ПАСТЕРНАК Б.)»19» ББК Ш33(2РОС=РУС)6-8,445
ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС СНА В ПОЭЗИИ
Б.Л. ПАСТЕРНАКА (СОН КАК ПЕРИФЕРИЙНАЯ ТЕМА)
Аннотация: В статье анализируется тема сна в стихотворениях Б.Л. Пастернака, где сон не сюжетообразующий мотив, а периферийная тема. В ходе исследования обнаруживаются общие закономерности функционирования "сна" в стихотворениях Б. Л. Пастернака, которые позднее обнаруживаются и в прозе поэта.
Ключевые слова: Б.Л. Пастернак, сон, тематический комплекс, контекстуальная парадигма.
В ходе исследования темы сна в лирике Б.Л. Пастернака мы выделили две группы стихотворений, в которых данная тема представлена автором в разном контекстном и формальном выражении. В первую группу вошли стихотворения, в которых сон выступает в функции основного, сюжетообразующего мотива; во вторую - стихотворения, в которых сон является образом сопоставления в тропе. Ранее мы провели исследование первой группы стихотворений и выделили группу стихотворений Пастернака, в которых тема сна формирует целый тематический комплекс, не встречающийся в стихотворениях о сне других авторов. Его составляют следующие минимальные темы: природа, вода, окно, звуки, женщина [Закроева 2011].
В данной работе мы продолжим изучение темы сна в лирике БП и рассмотрим вторую группу стихотворений, в которых сон является периферийной темой или образом.
Материалом исследования данной темы послужили стихотворения БП, включенные в книги стихов: «Близнец в тучах», «Поверх барьеров», «Сестра моя жизнь», «Темы и вариации», «Второе рождение», «Стихи разных лет», «На ранних поездах», «Стихотворения Юрия Живаго», «Когда разгуляется» и три поэмы: «Девятьсот пятый год», «Лейтенант Шмидт» и «Зарево». Также в качестве материала мы привлекли стихотворения начальной поры, не
включенные автором в поэтические книги. Для исследования мы отобрали все поэтические тексты, в которых присутствует лексема сна или же говориться о разных его стадиях (например, дрема, полусон). В отобранных текстах мы рассматривали тему или образ сна исходя из минимального контекста. Так мы выделили парадигмы темы сна, внутри которых мы рассматривали, каким образом функционирует сон как троп (образ) в определенном контексте. В ходе работы мы столкнулись с пограничными контекстами, которые однозначно отнести к какой-либо одной контекстуальной парадигме было невозможно. Такие случаи мы рассматривали отдельно и выделяли точки соприкосновения с доминантами темами контекстуальных парадигм.
Мы выделили несколько контекстуальных парадигм: природа ^ сон, любовь ^ сон, городское пространство ^ сон, творчество ^ сон, смерть ^ сон.
Рассмотрим данные парадигмы подробнее. Самой частотной из перечисленных является парадигма природа ^ сон, в нее вошли 15 стихотворений, а также отрывки из поэмы «Лейтенант Шмидт». В этих текстах мы провели контекстуальный анализ лексемы сон и выделили общие для всех стихотворений данной группы минимальные темы.
Рассмотрим стихотворение «Весна была просто тобой...» из цикла «Осень»: «Не спорить, а спать. Не оспаривать, /А спать. Не распахивать наспех / Окна, где в беспамятных заревах / Июль, разгораясь, как яспис, / Расплавливал стекла и спаривал.» [Пастернак 2003: 209]. В этом отрывке автор использует звуковые повторы. Повторяются следующие звуки и звуковые сочетания: [сп], [спа], [спи]. Самым частотным является звуковой сочетание [спа], которое в пяти стихах повторяется 6 раз. Таким образом, фрагмент существенен, звучит некое внушение - призыв ко сну - [спа]ть. Заметим, что в данном фрагменте теме сна сопутствует минимальная тема окна. Данный отрывок из стихотворения строится на приеме антитезы: сон, как явление некого спокойствия, противопоставляется действию, которое мы можем сопоставить со звуком (голосом). Если рассматривать с точки зрения образности антитезу «Не спорить, а спать. Не оспаривать, а спать», мы можем сказать, что основанием сопоставления является активное действие - спор, а образом сопоставления является "физическое бездействие" - сон.
Показательно описание природы в третьей части поэмы «Лейтенант Шмидт». В небольшой 6 главке, которая составляет 11 строф, описывается весенний паводок.
Драфт: молодая наука
Но зима не верит в близость, В даль и смерть верит снег. И седое небо, низясь, Сыплет пригоршнями известь. Это зимний катехизис Шепчут хлопья в полусне. И, долбя и колупая Льдины старого пласта, Спит и ломом бьет по сини, Рты колоколов разиня, Размечтавшийся в уныньи Звон великого поста. <...>
Наблюдая тяжбу льда, В этом звяканьи спросонья Подоконниками тонет Зал военного суда
[Пастернак 2003: 318-319].
Автор при описании этого природного явления в образе сопоставления трижды использует лексему сон: Шепчут хлопья в полусне; Спит и ломом бьет по сини <...> Звон великого поста; В этом звяканьи спросонья Подоконниками тонет Зал военного суда. Рассмотрим эти образы подробнее.
Во всех рассматриваемых нами образах "сон" является образом сопоставления, а в основании сопоставления находится природное явление - весна или весенний паводок. Тема воды в данном отрывке является доминирующей. В творчестве БП «вода», «водяной знак» осмысливаются в двух ипостасях: как «живая вода» и как «вода мертвая» - снег и лед. Снег символизирует замирание жизни, вода ее цветение [Фатеева 2003: 127]. В этом отрывке вода предстает как «мертвая»: снег, снежные хлопья и лед. Минимальная тема воды является одной из основных в выделенном нами ранее тематическом комплексе сна. В данном отрывке мы также можем выделить ее как доминантную, так как явление схода льда лежит в основе сопоставления, а образом сопоставления является тема сна и пробуждения. Важно, что в стихотворениях, где сон является сюжетообразующим мотивом, вода как обобщенное явление упоминается в основном в виде дождя и слез, как «живой водяной
знак». Тогда как в группе стихотворений, в которых сон выступает как образ сопоставления в тропе, вода присутствует уже в измененном состоянии («мертвым водяным знаком») - как снег и лед. Это явление мы сможем зафиксировать и в рассматриваемых далее стихотворениях, входящих в контекстуальную парадигму природа ^ сон (например, «Спасское», «Встреча»), и в других парадигмах.
В приведенном отрывке из «Лейтенанта Шмидта» БП объединяет также с темой сна тему звука, которая представлена как звук речи, стук, звон колоколов, звяканье: Шепчут хлопья в полусне; Спит и ломом бьет по сини, Рты колоколов разиня <...> Звон великого поста; Наблюдая тяжбу льда, В этом звяканьи спросонья. Здесь мы наблюдаем единство темы сна и темы звука. Образ колокольного звона из этого отрывка мы можем сравнить со звуком колокола из стихотворения «Сон»: «И сон, как отзвук колокола, смолк» [Пастернак 2003: 64]. В этом стихотворении прекращение сна сопоставляется со звуковым явлением. Тогда как в отрывке из «Лейтенанта Шмидта» субъект сна (природа или церковный праздник), представленный образом «звон великого поста», находиться еще в состоянии сна -спит: Спит и ломом бьет по сини, Рты колоколов разиня, Размечтавшийся в уныньи, Звон великого поста.
Тема окна в рассматриваемом нами отрывке также представлена в связи с темой сна: Наблюдая тяжбу льда, В этом звяканьи спросонья Подоконниками тонет Зал военного суда. При этом тема окна взаимодействует с темой воды: часть окна погружается в воду.
Общим контекстом в данном отрывке из поэмы является зима. Несмотря на то, что БП описывает переход от зимы к весне, для нас важно то, что дважды упоминается именно о зиме: Зима не верит в близость; Это зимний катехизис. В других рассматриваемых нами стихотворениях, где сон периферийная тема, доминирующим временем года выступает именно зима, в отличие от основной группы стихотворений, где сон - сюжетообразующий мотив, и время года, ему сопутствующее - преимущественно осень.
Тема звука соотносится с темой сна в следующих стихотворениях: «Свадьба», «Весна, ты сырость рудника в висках.», «На Страстной», «Встреча», «Мчались звезды. В море мылись мысы.», «Иней», «Ночное панно». Выделим общие моменты или контекстуальные совпадения в этих стихотворениях в связи с употреблением БП темы сна как тропа.
В стихотворении «Свадьба» сон и звук существуют неразрывно. Эта связь выражена в некой композиционной закольцованности. В
Драфт: молодая наука
начале стихотворения автор указывает на то, что звук аккордеона как бы мешает сну:
А зарею, в самый сон, Только спать и спать бы, Вновь запел аккордеон, Уходя со свадьбы
[Пастернак 2004: 525].
В середине текста тема звука в соотнесении со сном исчезает, но БП вводит тему погони или, если говорить обобщенно, - пути:
Точно их за свадьбой вслед Спохватясь спросонья, С пожеланьем многих лет Выслали в погоню
[Пастернак 2004: 525].
В последней строфе Пастернак тему сна и звука (песни) объединяет в сопоставительном ряду, поместив их в границы одного стиха. Таким образом, из контекста мы понимаем, что здесь представлена какая-то Благая Весть, рвущаяся извне к человеку: Жизнь ведь тоже только миг, Только растворенье Нас самих во всех других Как бы им в даренье
Только свадьба, вглубь окон Рвущаяся снизу, Только песня, только сон, Только голубь сизый
[Пастернак 2004: 526]. В последней строфе как сопутствующую теме сна мы выделяем тему окна, так как обе эти темы приравнены в ряду перечислений и находятся в сильной позиции по отношению друг к другу - в позиции рифмы, что также дает нам возможность напрямую говорить об их соотношении и объединении в единый тематический комплекс.
Используемые образы в стихотворении «Свадьба» мы можем соотнести с изображением темы сна в стихотворении «Венеция», где сон - основной мотив. В ранней редакции 1913 года герой
пробуждается от бряцанья оконного стекла. Этот звук, идущий отчасти из сна, потом отзовется косвенным образом в аккордах неземной музыки, которая чудится герою после пробуждения:
Висел созвучьем Скорпиона Трезубец вымерших гитар, Ещё морского небосклона Чадящий не касался шар;
В краю подвластных зодиакам Был громко одинок аккорд. Трёхжалым не встревожен знаком, Вершил свои туманы порт [Пастернак 2003: 326].
Таким образом, мы можем предположить, что взаимосвязь темы сна с темой звука сформировалась в сознании БП еще в пору начальной поры и отразилась в позднем стихотворении «Свадьба», написанном в 1953 году.
В стихотворении «Встреча» тема сна и звука выражена так:
Дремала даль, рядясь неряшливо Над ледяной окрошкой в иней, И вскрикивала и покашливала За пьяной мартовской ботвиньей [Пастернак 2003: 165].
Здесь мы также может отметить, что БП при описании мартовской ночи в первых строфах делает акцент на прорвавшейся, «проснувшейся» отовсюду воде: «Вода рвалась из труб, из луночек, Из луж, с заборов, с ветра, с кровель.» [Пастернак 2003: 165]. Сама же ночь (сон природы) дается с характерным зимним пейзажем: Дремала даль, рядясь неряшливо Над ледяной окрошкой в иней. Как и предыдущих примерах, тема сна в природе предстает в совокупности с тематикой и лексикой зимы, тогда как основная тема стихотворения -весна. Показательно также, что микротемами связанным со сном, являются лед и иней - «мертвая вода» соотносится со сном, а сон соответственно с зимней тематикой, тогда как весна описывается движением «живой воды», что в полнее логично и ожидаемо.
Тема звука в рассматриваемом отрывке из стихотворения «Встреча» объединена с темой сна и природы. Здесь сон природы и изображенные звуки, относящиеся к природе (Дремала даль <...> И вскрикивала и покашливала), представлены в едином временном пространстве - хронотопе. Как и в рассмотренном выше отрывке из поэмы «Лейтенант Шмидт» здесь природа наделяется звуками, свойственными живому существу: шепчут хлопья, даль вскрикивала и покашливала.
«Очеловечивание» природы в состоянии сна мы видим в стихотворении «Мчались звезды. В море мылись мысы.» из цикла «Вариации»:
Море тронул ветерок с Марокко. Шел самум. Храпел в снегах Архангельск. Плыли свечи. Черновик "Пророка" Просыхал, и брезжил день на Ганге
[Пастернак 2003: 174]. Здесь глубокий сон города назван по действию крепко спящего человека и неразрывно связан с темой снега, а значит и зимы. Таким образом, природа у БП зимой на севере храпит, а в марте - дремлет. В этом отрывке сон природы соотносится именно со звуком и изображен одним предложением: Храпел в снегах Архангельск. В данном стихотворении мы также выделяем сопутствующие сну темы: тема воды (море), ветра, шага/ходьбы. Ранее такой тематический комплекс сна мы уже встречали в основной группе стихотворений с темой сна. Данный тематический комплекс дополняется темой ветра из рассматриваемых нами стихотворений, в которых является периферийной темой. В творчестве Пастернака «Стихия, оживляющая и связывающая воедино мир, - движущийся воздух - ветер, порождающий и разносящий все звуки мира» [Фатеева 2003: 128].
В отрывке из поэмы «Лейтенант Шмидт» спящий город изображен иначе:
А Севастополь спит еще, И утро так пустынно, Кругом такая тишь, Что на вопрос пучины, -Откуда этот гром, В ответ пустые пристани: От плеска волн по диску, От пихт, от их неистовства,
От стука сонных лиственниц
О черепицу крыш
[Пастернак 2003: 291-292].
Как и в стихотворении «Мчались звезды. В море мылись мысы.», описываемый город расположен на море, и при описании сна города в двух текстах одной из ключевых тем становиться тема воды, а точнее моря. В этом отрывке море является одним из персонажей в системе живой природы, и оно вступает в диалог с пристанями. Море в данном отрывке изображено с помощью метонимии, в отличие от стихотворения «Мчались звезды. В море мылись мысы.», где оно названо прямо.
Центральной темой данного отрывка является тема звука, которая представлена в противоположных звуковых явлениях: в городе одновременно пустынное и тихое утро (А Севастополь спит еще, И утро так пустынно, Кругом такая тишь) и звучит гром (Что на вопрос пучины, - Откуда этот гром). Гром здесь в значении множества звуков, большого шума, который создает природа.
Также в этом отрывке из «Лейтенанта Шмидта» тема звука является сопутствующей теме сна: От стука сонных лиственниц. Тема звука, представленная в виде стука, функционирует с темой сна в стихотворении «В лесу»: Казалось, он уснул под стук цифири [Пастернак 2003: 193]. Это же звуковое явление мы видели и в романе «Доктор Живаго». Когда Юрий Андреевич ночевал в больнице, его и мадмуазель Флери разбудил стук в дверь. На улице шел дождь, и ураганный ветер «стучал» в окно. Природу звукового явления из «Лейтенанта Шмидта» (стук сонных лиственниц) можно соотнести с отрывком из романа, так как этот стук фактически порождает ветер. В романе об этом сказано прямо, тогда как в поэме мы можем это только предположить. Так, повтор минимальной темы стука в соотнесении с темой сна в разных группах стихотворений, а также и в прозе, будет уже частотным явлением.
Таким образом, проанализировав образ сна в контексте природы, мы можем сделать вывод о том, что выделенный нами ранее тематический комплекс темы сна функционирует и в тех стихотворениях, где сон - периферийная тема. Напомним, что тематический комплекс основной группы стихотворений составили темы: природа, вода, окно, звуки, женщина. Для парадигмы природа ^ сон мы выделили свой тематический комплекс, который составили следующие минимальные темы: окно, звуки, вода, ветер, шаг. В ходе
Драфт: молодая наука
исследования темы сна в контексте природы мы выделили некоторые особенности функционирования тематического комплекса.
1. В тематическом комплексе парадигмы природа ^ сон отсутствует темы женщины, что обусловлено отбором общего контекста стихотворений. Это не говорит о том, что данная тема отсутствует и в других стихотворениях, так как нами была выделена отдельная парадигма - образ сна в контексте темы любви, которая также в дальнейшем будет нами исследована.
2. Тема воды в парадигме природа ^ сон представлена темой моря и функционирует с другим набором минимальных тем. В стихотворениях, где сон - сюжетообразующий мотив, основными минимальными темами воды являются дождь и слезы. Тогда как в контексте природы тему сна сопутствуют следующие минимальные темы: снег, лед, иней. Представление темы воды данными лексемами связано и с тем, что основным контекстом всех стихотворений (кроме «Свадьбы») является зима и переход от зимы к весне. В основной же стихотворений частотным является иное время года - осень или позднее лето.
3. В тематический комплекс парадигмы природа ^ сон добавились еще две темы: тема ветра и шага. Тема ветра как сопутствующая теме сна представлена в стихотворениях «Иней», «Белые стихи», «Мельницы», в поэме «Лейтенант Шмидт». «Стихия ветра» является одной из основных тем в творчестве БП. Тема шага представлена в стихотворениях «Весна, ты сырость рудника в висках.», «Свадьба».
4. По-разному представлен субъект сна в рассматриваемых группах стихотворений. Субъектом сна в стихотворениях, где сон -основной мотив, является лирический герой. А в стихотворениях, где сон - периферийная тема, субъектом сна природа. Это также может быть обусловлено отбором общего контекста парадигмы.
5. Доминирующую позицию в двух тематических комплексах занимают темы окна и звука. Также как и в основной группе стихотворений тема окна в парадигме представлена разными номинациями: как прямое обозначение (Не спорить, а спать. Не оспаривать, А стать. Не распахивать наспех Окна.) и форме метонимии (Подоконниками тонет Зал военного суда). Тема звука представлена различными звуковыми явлениями: шепот, звяканье, стук, колокольный звон в «Лейтенанте Шмидте»; голос («Весна, ты сырость рудника в висках», «На Страстной», «Не спорить, а спать. Не оспаривать.»).
ЛИТЕРАТУРА
Закроева Г.А. Тема сна в лирике Б.Л. Пастернака // Литература в искусстве, искусство в литературе - 2011:сб. науч. ст - Пермь. Гос. Ин-т искусства и культуры, 2011. - С. 78 - 90
Пастернак Б.Л. Полное собрание сочинений: В 11 т. Т. I: Стихотворения и поэмы 1912 - 1931 / Сост. и комент. Е.Б. Пастернака и Е.В. Пастернак; предисл. Л.С. Флейшмана. - М.: СЛОВО/8ЬОУО, 2003. - 576с.
Пастернак Б.Л. Полное собрание сочинений [Текст]: в 11 т. Т. IV. Доктор Живаго, 1945 - 1950 / Борис Пастернак; сост., комен. Е.Б. Пастернака и Е.В. Пастернак. - М.: СЛ0В0/SL0V0. - 2004. -760с.
Фатеева Н.А. Поэт и проза: Книга о Пастернаке / Предисл. И.П. Смирнова. - М.: Новое литературное обозрение, 2003. - 400с.
Статья рекомендована к.ф.н., доц. О.А. Скриповой