Научная статья на тему 'ТЕМАТИЧЕСКИЙ И ПРАЗДНИЧНЫЙ ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ КАК ФАКТОР ПРОДВИЖЕНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КИТАЯ'

ТЕМАТИЧЕСКИЙ И ПРАЗДНИЧНЫЙ ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ КАК ФАКТОР ПРОДВИЖЕНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
131
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / КНР / КИТАЙСКАЯ КУЛЬТУРА / КИТАЙСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ КУХНЯ / ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / ТЕМАТИЧЕСКИЙ ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / ПРАЗДНИЧНЫЙ ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ильясова Р. Р., Масалова О. А.

В статье рассматривается тематический и праздничный гастрономический туризм Китайской Народной республики как способ продвижения традиционной культуры, в первую очередь, кулинарии. Определяется и объясняется специфика исследуемой гастрономической культуры. Кратко рассматривается период становления китайской национальной кухни на протяжении всего ее развития: от династии Чжоу до современного периода, где определяются важные даты в ее формировании. В работе дается понятие «гастрономического туризма», его особенности и преимущества перед другими туристическими направлениями. Подчеркивается важность гастрономического туризма в экономике Китайской Народной республики. Определены три вида данного типа туризма в Китае: региональный, тематический и праздничный. Среди мероприятий праздничного туризма рассмотрены Международный гастрономический сезон, Фестиваль булочек и другие. Особую роль в изучении данной темы играет чайный туризм и его влияние на международную политики КНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Ильясова Р. Р., Масалова О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEMATIC AND FESTIVE GASTRONOMIC TOURISM AS A FACTOR IN PROMOTING THE TRADITIONAL CULTURE OF CHINA

The article examines the thematic and festive gastronomic tourism of the People's Republic of China as a way to promote traditional culture, primarily cooking. The specificity of the studied gastronomic culture is determined and explained. The period of formation of Chinese national cuisine throughout its development is briefly considered: from the Zhou dynasty to the modern period, where important dates in its formation are determined. The paper gives the concept of "gastronomic tourism", its features and advantages over other tourist destinations. The importance of gastronomic tourism in the economy of the People's Republic of China is emphasized. Three types of this type of tourism in China have been identified: regional, thematic and festive. Among the events of holiday tourism, the International Gastronomic Season, the Festival of Buns and others are considered. A special role in the study of this topic is played by tea tourism and its influence on the international policy of the PRC.

Текст научной работы на тему «ТЕМАТИЧЕСКИЙ И ПРАЗДНИЧНЫЙ ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ КАК ФАКТОР ПРОДВИЖЕНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КИТАЯ»

Научная статья УДК: 327

Политические науки

ТЕМАТИЧЕСКИЙ И ПРАЗДНИЧНЫЙ ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ КАК ФАКТОР ПРОДВИЖЕНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КИТАЯ

Аннотация. В статье рассматривается тематический и праздничный гастрономический туризм Китайской Народной республики как способ продвижения традиционной культуры, в первую очередь, кулинарии. Определяется и объясняется специфика исследуемой гастрономической культуры. Кратко рассматривается период становления китайской национальной кухни на протяжении всего ее развития: от династии Чжоу до современного периода, где определяются важные даты в ее формировании. В работе дается понятие «гастрономического туризма», его особенности и преимущества перед другими туристическими направлениями. Подчеркивается важность гастрономического туризма в экономике Китайской Народной республики. Определены три вида данного типа туризма в Китае: региональный, тематический и праздничный. Среди мероприятий праздничного туризма рассмотрены Международный гастрономический сезон, Фестиваль булочек и другие. Особую роль в изучении данной темы играет чайный туризм и его влияние на международную политики КНР.

Ключевые слова: Китай, КНР, китайская культура, китайская национальная кухня, гастрономический туризм, региональный гастрономический туризм, тематический гастрономический туризм, праздничный гастрономический туризм

Для цитирования. Ильясова P.P. Масалова O.A. Гастрономический туризм как фактор продвижения традиционной культуры Китая // Казанский вестник молодых ученых. 2022. Т. 6.№ 1. С. 45-54.

Китай - это страна с многовековыми традициями, обычаями и необыкновенной культурой. Особое отношение к пище также декларируется в фольклоре Китая. Яркий пример - поговорка, которая и в настоящий момент активно используется в обиходе - «Еда - это небо народа» (с кит.

Ильясова P.P., Масалова O.A.

ruzilya.2012@bk.ru

Казанский (Приволжский) федеральный университет г. Казань, Россия.

Введение

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

История развития китайской кулинарии насчитывает три тысячелетия. Расцвет императорского кулинарного искусства пришел на время династии Чжоу (1045-221 гг. до н.э.), Цзинь (221-206 гг до н. э.) и Хань (206 г. до н.э. -220 г. н.э.). Изначально методы готовки были примитивными - использовались раскаленные каменные поверхности. После открытия гончарного дела, появляются новая кухонная утварь и способы приготовления пищи. Благодаря этому, широкое распространение получают блюда из мяса. Особую популярность приобрела баранина; жареный ягненок стал одним из самых главных деликатесов императорской кухни. Появление растительного масла в период правления Хань способствовало ускоренному прогрессу императорской кухни. Одновременно зарождается понимание диетического и здорового питания в связи с развитием медицины. Основополагающим фактором при выборе пути здорового питания в научных трактатах (например, «Чайный канон» Лу Юйа) было употребление исключительно очищенной воды.

Во время правления династий Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.) и Вэй (220266 гг.) тесная связь с другими культурами обеспечила приток новых продуктов, что разнообразило произведения кулинарного искусства на территории Поднебесной. Появились правила сервировки императорского стола и правила этикета (порядок расположения гостей за столом в зависимости от их социального положения и происхождения).

Во время правления династий Цзинь (221-206 гг. до н.э.), Сун (960-1279 гг.), Ци (479-502 гг.), Лян (502-557 гг.) и Чэнь (557-589 гг.) в Китай стали стекаться представители среднеазиатских народов, которые с собой несли свои традиции и привычки, в том числе, касающиеся приготовления пищи. Кроме того, огромную роль сыграла мусульманская кухня, особенности которой были принесены по Великому Шелковому пути; отсюда же прибывали экзотические, непривычные для Китая овощи и фрукты (морковь, грецкие орехи, баклажаны и т.д.)

Один из основных ингредиентов китайской кухни - острый перец, который завезли на территорию Китая ещё в XV в. с Юго-Востока Азии; он же стал одним из важнейших символов культуры и частью оздоровительного комплекса питания (для выведения лишнего пота и токсинов из организма, улучшению аппетита).

Со второй половины XX в., национальная кухня стала самым распространенным культурным маркером, идентифицирующим ту или иную культурную традицию; критериями для ее оценки служат: экзотичность, популярность, наличие и успешность маркетинговых ходов, стереотипы. Китайская кухня не стала исключением. В настоящее время ее используют около двух миллиардов человек, а по количеству приверженцев китайская кухня занимает первое место среди кухонь мирового значения - русской, французской, итало-испанской [7: 6]. Эти факторы помогли развить в КНР гастрономический туризм.

Методы.

При написании данной работы, для полноценного анализа, были использованы следующие методы. Диалектический метод использован для рассмотрения гастрономической культуры Китая как развивающегося, многостороннего явления. Структурно-функциональный метод был выбран для выделения и рас-

Ильясова Р.Р. Масалова О.А. Гастрономический туризм как фактор продвижения...

Ilyasova R.R., Masalova O.A. Thematic and festive gastronomic tourism as a factor.

смотрения отдельных областей туристического направления КНР и объектов гастрономической культуры изучаемого региона. Дескриптивный метод позволил описать отдельные составляющие гастрономической культуры Китайской республики. Исторический метод способствовал рассмотрению данной темы в историческом контексте.

Результаты и обсуждение.

Гастрономический туризм — это путешествие с целью ознакомления с особенностями национальной кухни страны, производства и приготовления продуктов и блюд; это новый вид туризма, имеющий большие перспективы развития [11, с. 106]. Гастрономический туризм позволяет каждому желающему проявить свою индивидуальность, способом обогащения опыта, источником просвещения и улучшения качества жизни в целом. А потому, популярность данного направления бесспорно будет расти ежегодно.

В Китае, для популяризации гастрономического туризма и туризма по стране, предпринимается проведение гастрономических фестивалей, разработка и реализация гастрономических туров, адаптация китайской кухни под запросы и привычки туристов и т.д. Каждая провинция Китайской Народной Республики предлагает свою неповторимую кухню, что, в настоящее время, стало важной предпосылкой для активного развития гастрономического туризма как в отдельных частях страны, так и в Китае в целом.

Между питанием и туризмом существует прямая связь, которая прослеживается в определенных факторах. Первый и основной - мотивация для осуществления путешествия. Культура питания - важная составляющая культуры, через которую можно познакомиться ближе с менталитетом народа и полностью погрузиться в него. Также, непривычная кухня - это новые эмоции и ощущения. Многие искушенные туристы ищут нечто необыкновенное не только среди привычных всем достопримечательностей, но и в кухнях народов мира, в том числе и в китайской. И к тому же, правильный маркетинг деликатесов и традиционных блюд в качестве туристического бренда помогает приумножить бюджеты туристических компаний и, как следствие, государства; гастрономический туризм позволяет более слажено и продуктивно работать сразу нескольким промышленным производствам в кооперации для получения максимально привлекательной продукции для туристов.

В Китае распространение получили три вида гастрономического туризма: региональный, праздничный и тематический.

Национальная кухня КНР условно можно разделить на 8 видов по регионам распространения, которые в последствии стали «столицами гастрономического туризма» в Китае: фуцзянская, чжэцзянская, аньхойская, цзянсу, кантонская, сычуаньская, хунаньская, шаньдунская. Данные гастрономические единицы используют региональные и природные особенности для развития сферы туризма на своей территории.

Праздничный гастрономический туризм - это модель развития гастрономического туризма в качестве содержания, фестивалями и торжествами в качестве основы, а также основной темой повышения имиджа региона и содействия

развитию регионального туризма [15, с. 345]. Фестивали гастрономического туризма являются привлекательным объектом изучения для туристов. Они распространены в крупных городах Китая. Среди самых известных: Весенний фестиваль, Фестиваль китайского самовара в городе Чэнду, Азиатский гастрономический фестиваль и т.д.

Ярким примером гастрономических праздников-фестивалей является Фестиваль булочек, который полюбился не только местным жителям, но и туристам. Мероприятие приходится на восьмой день четвертого лунного месяца (граница апреля и мая) в Гонконге и длится неделю. На протяжении фестиваля смельчаков и всех желающих ждут почти двадцатиметровые башни из бамбука, наполненные сладкими булочками. Ровно в полночь каждый может попробовать вскарабкаться на одну из башен, чтобы для «удачи» в последующем году забрать самые верхние булочки. Заканчивается данное действие ярким карнавалом на площадях местных храмов.

В рамках Международного гастрономического сезона туристы и местные жители могут побывать сразу на нескольких мероприятиях гастрономической культуры, среди которых Фестиваль пива и раков, «Дни западной кухни», фестиваль «Хого» (в переводе с китайского "горячий горшочек" - так называется национальное блюдо, или, вернее, способ приготовления еды, когда гость ресторана самостоятельно варит выбранные по вкусу ингредиенты в кипящем бульоне) и другие. В дни гастрономического сезона рестораны привлекают посетителей разнообразными конкурсами и акциями и купонами на скидку. Некоторые заведения будут также устраивать для своих гостей бесплатные дегустации фирменных блюд.

Проведение Международного гастрономического сезона содействует усилению открытости китайских провинций, строительству там пилотной зоны свободной торговли, а также скорейшему превращению даже самых отдаленных территорий в международный центр туризма и потребления.

Достижению этих целей активно содействуют в том числе Ассоциация гостиничного бизнеса и индустрии общественного питания Хайнани, а также Ассоциация индустрии общественного питания города Хайкоу, при поддержке которых пройдет гастрономический сезон.

Тематический гастрономический туризм основывается на определенной еде-теме, которая соединяет местный колорит и вкусовые особенности-предпочтения определенной территории. Одним из самых востребованных туров в данной категории является Чайная экспедиция, в силу прекрасных пейзажей в местах расположения плантаций и большого интереса туристов к изучению процесса изготовления чая. Проводятся экспедиции в Фуцзянь, которая является одной из самых чайных провинций Китая, известной миру производством улу-нов (те гуанинь, да хун пао и т.д.) и красных чаев (чжэн шань сяо чжун, цзинь цзюнь мэй и т.д.), и Юньнань (знакомство с родиной пуэра). В последние годы также начали набирать обороты винный (в провинции Шаньдун, Хэбэй и др.) и пивной (в городе Циндао) тематические гастрономические туры.

Ильясова Р.Р. Масалова О.А. Гастрономический туризм как фактор продвижения.

Ilyasova R.R., Masalova O.A. Thematic and festive gastronomic tourism as a factor.

Также, яркой ассоциацией с Китаем, является чай. Временем, когда чай получил признание и распространение в Китае, можно считать VIII в., именно в этот период времени, в правление династии Тан, философ Лу Юй написал трехтомный трактат «Священная книга о чае» (другой вариант перевода - «Канон чая») (Ван). В провинции Юньнань местные жители ежегодно проводят торжественную церемонию, чтобы поклониться богу чая. Эта традиция не изменяется с древних времен. «Каждая выпитая чашка чая разоряет аптекаря», - гласит китайская пословица.

Первое упоминание о чайных кустах и плантациях насчитывает около 4700 лет и было произведено на юго-западных территориях Китая. По преданию, один знаток-лекарь и божественный делец, Шэнь-нун, попробовал в своей практике много трав. За время своего экспериментирования он принял 72 ядовитый вещества и только чайный отвар помог ему излечиться. Так, китайский народ познакомился с целительными свойствами чая. В конце 700- х гг. в свет вышел первый трактат о чае и чаепитии - «Чайный канон» монаха Лу Юй, с которого и началась эпоха чая. Образ и вкус чая неоднократно воспевался в литературе, музыке, поэзии Китая. С тех пор и по сей день, но уже по всему миру, люди чтут и с теплотой относятся к чайным напиткам, постоянно расширяя его видовой состав.

Широкое распространение получают «Чайные туры», проводимые как самими китайцами, так и завсегдатаями и знатоками культуры Китайской Народной республики.

Пик его развития несомненно приходится на 2015 год, когда в городе Уфа в 2015 году прошли саммиты ШОС и БРИКС, когда Президент Российской Федерации Владимир Путин, Председатель КНР Си Цзиньпин и Президент Монголии Цахиагийн Элбэгдорж отметили важность развития «чайного туристического маршрута» и поддержали запуск туристического поезда. Первый поезд «Великий чайный путь: Маньчжурия — Сибирь» по маршруту «Маньчжурия — Чита — Петровск-Забайкальский — Улан-Удэ — Иркутск — Маньчжурия» состоялся в августе 2015 г.

По мнению ученых, «Великий чайный путь» является реальной наследницей легендарной трассы средневековья «Великого Шелкового пути» [8, с. 198]. В Китае маршрут Чайного пути проходит через семь провинций Китая (Фуцзянь, Цзянси, Хунань, Ху-бэй, Хэнань, Шаньси, Хэбэй), в каждой из которых сохранилось свое материальное наследие. Родиной начала Чайного пути считается город Уишань, вернее поселок Сямэй провинции Фуцзянь, где поставлена стела «Начальная точка Чайного пути». Далее продукт поставлялся по реке Хуанхэ в провинции Хэнань до города Чжанцзякоу, или город Калган (в русской интерпретации), где располагались представительства русских чайных фирм. Здесь формировались караваны с чаем, которые шли по территории Внутренней Монголии Китая, затем по Монголии и, в конце концов, чай приходил в китайский городок на границе с Россией под названием Маймачен, что в переводе на русский язык означает «купи-продай».

Выводы

Традиционная китайская культура и, в частности, кухня, играют важную роль в наше время не только в самой Китайской народной республике, но и далеко за пределами страны. Сохранившиеся традиции китайских кулинарных школ позволяют туристам со всего мира «попробовать Китай на вкус» и оценить в полной мере его культуру. Посредством китайских кулинарных фестивалей и тематических сезонов и мероприятий, туристическая сфера в игровой и непринужденной форме позволяет Китайской Народной республике продвигать свой традиционный гастрономический продукт на международный рынок и занимать верхние позиции во всемирных рейтингах.

Заключение

Китайская культура, многовековая и уникальная, подчеркивает свою самобытность и по сей день через искусство, литературу и гастрономическую культуру. Каждый в Китае чтит «культуру еды» и воспевает ее. Китайская культура специфична, что объясняется ее многочисленными потрясениями и многообразием как местных, так и привозных ингредиентов.

За три тысячелетия своего существования, китайская кухня вобрала те черты, которые Китайская Народная республика продвигает на международном рынке в качестве местного туристического бренда: жгучий перец, особое отношение к мясным изделиям, специфические способы приготовления деликатесов и другое.

Одними из способов демонстрации и популяризации китайской кухни являются праздничный и тематический гастрономический туризм, для организации которого предпринимаются особые мероприятия, разработки и методики для адаптации китайской кухни под запросы интересующихся туристов. В ходе освоения гастрономического туризма, в Китае выделилось три его вида: региональный, праздничный и тематический. Среди особых направлений гастрономического туризма в Китае выделяется чайный туризм.

Литература

1. Fayzullayeva, M. K. K. Gastronomic lexicon in Chinese tourism / M. K. K. Fayzullayeva // Наука и образование: актуальные вопросы, достижения и инновации : Сборник статей V Международной научно-практической конференции, Пенза, 07 октября 2022 года. - Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2022.- P. 65-66.

2. Hisamutdinova, A. Gastronomic tourism as a factor in the development of the regional economy / A. Hisamutdinova, I. Velichko // Science and innovations 2021: development directions and priorities. September 29, 2021. Melbourne, Australia., Melbourne, Australia, 29 сентября 2021 года. - Melbourne: AUS PUBLISHERS, 2021. - P. 33-39. - DOI 10.34660/INF.2021.91.76.003. - EDN MVOFWD.

3. Kivela, Ja. Tourism and Gastronomy: Gastronomy's Influence on How Tourists Experience a Destination / Ja. Kivela, J. C. Crotts // Journal of Hospitality & Tourism Research. - 2006. - Vol. 30. - No 3. - P. 354-377.

Ильясова Р.Р. Масалова О.А. Гастрономический туризм как фактор продвижения.

Ilyasova R.R., Masalova O.A. Thematic and festive gastronomic tourism as a factor.

4. Kumar S. The Routledge Handbook of Gastronomic Tourism. Routledge, 2019. 610 p.

5. Poshan, Y. The Growing Importance of Gastronomy Tourism in China / Poshan Y., Heng T., Ding Z., Ramia M. // Gastronomy, Hospitality, and the Future of the Restaurant Industry: Post-COVID-19 Perspectives, 2022. - P. 29.

6. Yim King Penny Wan & Suh-hee Choi (2022) Food Tourists and Food Image in a Creative City of Gastronomy in Macao, China, Journal of China Tourism Research, 2020. - pp. 376-396

7. Ван, Ц. К вопросу о формировании гастрономической культуры Китая / Ц. Ван // Applied science of today: problems and new approaches : сборник статей VI Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 01 ноября 2020 года. - Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская Ирина Игоревна), 2020. - С. 5-9.

8. Демина О. Кулинарное путешествие по Китаю или Королевство кулинарии // 100 дорог [электронный ресурс]. - 2017. - URL: https://100dorog.ru/guide/articles/6971121/ (дата обращения 24.11.2022).

9. Драчева Е. Л., Христов Т.Т. Гастрономический туризм: современные тенденции и перспективы // Российские регионы: взгляд в будущее, 2015. №3 (4). - С. 1-19.

10. Го, С. Особенности китайской национальной кухни / С. Го // Язык. Общество. Медицина : сборник материалов XXI Республиканской студенческой конференции и XVIII Республиканского научно-практического семинара, Гродно, 25 ноября 2021 года. - Гродно: Гродненский государственный медицинский университет, 2021. - С. 147-149.

11. Иванов, В.Д. Гастрономический туризм как популярное направление в туристической индустрии // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2018. №2. С. 105-113.

12. Кутявина, С. А. Развитие гастрономического туризма на примере чайных туров в Китай / С. А. Кутявина // Региональный туризм: опыт, проблемы, перспективы : материалы III Всероссийской заочной научной конференции, Ижевск, 27 сентября 2016 года. - Ижевск: Ижевский институт компьютерных исследований, 2016. - С. 178-181.

13. Ли, С. Национальная кухня Китая как культурный код. Часть 1 / С. Ли, С. А. Колода // Верхневолжский филологический вестник. - 2022. - № 1(28). - С. 211-217. - DOI 10.20323/2499-9679-2022-1-28-211-217.

14. Ма, С. Культурные особенности гастрономического туризма в Китае / С. Ма // Иностранный студент в профессионально-образовательном пространстве технического вуза : Материалы VII Международной научно-практической конференции иностранных студентов и аспирантов, Барнаул, 07 июня 2016 года / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Барнаул: ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползуно-ва» (АлтГТУ), 2016. - С. 46-48.

15. Чжан, М. Развитие гастрономического туризма в Китае / М. Чжан // Международные отношения: история, теория, практика : материалы XII научно-

практической конференции молодых ученых факультета международных отношений Белорусского государственного университета, Минск, 03 февраля 2022 года. - Минск: Белорусский государственный университет, 2022. - С. 342-346.

Original article Political Science

THEMATIC AND FESTIVE GASTRONOMIC TOURISM AS A FACTOR IN PROMOTING THE TRADITIONAL CULTURE OF CHINA

R.R. Ilyasova, O.A. Masalova

Kazan (Volga Region) Federal University Kazan, Russia

Abstract. The article examines the thematic and festive gastronomic tourism of the People's Republic of China as a way to promote traditional culture, primarily cooking. The specificity of the studied gastronomic culture is determined and explained. The period of formation of Chinese national cuisine throughout its development is briefly considered: from the Zhou dynasty to the modern period, where important dates in its formation are determined. The paper gives the concept of "gastronomic tourism", its features and advantages over other tourist destinations. The importance of gastronomic tourism in the economy of the People's Republic of China is emphasized. Three types of this type of tourism in China have been identified: regional, thematic and festive. Among the events of holiday tourism, the International Gastronomic Season, the Festival of Buns and others are considered. A special role in the study of this topic is played by tea tourism and its influence on the international policy of the PRC.

Keywords: China, China, Chinese culture, Chinese national cuisine, gastronomic tourism, regional gastronomic tourism, thematic gastronomic tourism, festive gastronomic tourism

For citation: Ilyasova R.R., Masalova O.A. Thematic and festive gastronomic tourism as a factor in promoting the traditional culture of СЫга. Kazan Bulletin of Young Scientists. 2022;6(5):45-54 (in Russ.)

References

1. Demina O. Culinary j ourney through China or the Kingdom of cooking // 100 roads [electronic resource]. - 2017. - URL: https://100dorog.ru/guide/articles/6971121 / (accessed 11/24/2022).

2. Dracheva E. L., Hristov T.T. Gastronomic tourism: modern trends and prospects // Russian regions: a look into the future, 2015. №3 (4). - Pp. 1-19.

3. Fayzullayeva, M. K. K. Gastronomic lexicon in Chinese tourism / M. K. K. Fayzullayeva // Наука и образование: актуальные вопросы, достижения и иннова-

Ильясова Р.Р. Масалова О.А. Гастрономический туризм как фактор продвижения.

Ilyasova R.R., Masalova O.A. Ibematic and festive gastronomic tourism as a factor.

ции : Сборник статей V Международной научно-практической конференции, Пенза, 07 октября 2022 года. - Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2022. - P. 65-66.

4. Guo, S. Features of Chinese national cuisine / S. Guo // Language. Society. Medicine : collection of materials of the XXI Republican Student Conference and the XVIII Republican Scientific and Practical seminar, Grodno, November 25, 2021. -Grodno: Grodno State Medical University, 2021. - pp. 147-149.

5. Hisamutdinova, A. Gastronomic tourism as a factor in the development of the regional economy / A. Hisamutdinova, I. Velichko // Science and innovations 2021: development directions and priorities. September 29, 2021. Melbourne, Australia., Melbourne, Australia, 29 сентября 2021 года. - Melbourne: AUS PUBLISHERS, 2021. - P. 33-39.

6. Ivanov V.D. Gastronomic tourism as a popular direction in the tourism industry // Physical culture. Sport. Tourism. Motor recreation. 2018. No. 2. pp. 105-113.

7. Kivela, Ja. Tourism and Gastronomy: Gastronomy's Influence on How Tourists Experience a Destination / Ja. Kivela, J. C. Crotts // Journal of Hospitality & Tourism Research. - 2006. - Vol. 30. - No 3. - P. 354-377.

8. Kumar S. The Routledge Handbook of Gastronomic Tourism. Routledge,

2019. 610 p.

9. Kutyavina, S. A. The development of gastronomic tourism on the example of tea tours to China / S. A. Kutyavina // Regional tourism: experience, problems, prospects : materials of the III All-Russian Correspondence Scientific Conference, Izhevsk, September 27, 2016. - Izhevsk: Izhevsk Institute of Computer Research, 2016. - pp. 178-181.

10. Li, S. National cuisine of China as a cultural code. Part 1 / S. Lee, S. A. Deck // Verkhnevolzhsky Philological Bulletin. - 2022. - № 1(28). - Pp. 211-217. -DOI 10.20323/2499-9679-2022-1-28-211-217.

11. Ma, S. Cultural features of gastronomic tourism in China / S. Ma // A foreign student in the professional and educational space of a technical university : Materials of the VII International Scientific and Practical Conference of Foreign students and postgraduates, Barnaul, June 07, 2016 / Ministry of Education and Science of the Russian Federation. - Barnaul: Altai State Technical University named after I.I. Polzunov (AltSTU), 2016. - pp. 46-48.

12. Poshan, Y. The Growing Importance of Gastronomy Tourism in China / Poshan Y., Heng T., Ding Z., Ramia M. // Gastronomy, Hospitality, and the Future of the Restaurant Industry: Post-COVID-19 Perspectives, 2022. - P. 29.

13. Wang, Ts. On the formation of the gastronomic culture of China / Ts. Van // Applied science of today: problems and new approaches : collection of articles of the VI International Scientific and Practical Conference, Petrozavodsk, November 01,

2020. - Petrozavodsk: International Center for Scientific Partnership "New Science" (IP Ivanovskaya Irina Igorevna), 2020. - pp. 5-9.

14. Yim King Penny Wan & Suh-hee Choi (2022) Food Tourists and Food Image in a Creative City of Gastronomy in Macao, China, Journal of China Tourism Research, 2020. - pp. 376-396.

15. Zhang, M. The development of gastronomic tourism in China / M. Zhang // International relations: History, theory, practice : materials of the XII Scientific and Practical conference of young scientists of the Faculty of International Relations of the Belarusian State University, Minsk, February 03, 2022. - Minsk: Belarusian State University, 2022. - pp. 342-346.

Сведения об авторах Ильясова Рузиля Радиковна - студент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия. ruzilya.2012@bk.ru

Масалова Ольга Алексеевна - доцент, к.н., Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия. omasalova@mail. ги

Раскрытие информации о конфликте интересов Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Информация о статье Поступила в редакцию: 22 августа 2022.

Одобрена после рецензирования: 30 августа 2022.

Принята к публикации: 10 сентября 2022.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Authors of the publication Ruzilya R. Ilyasova - student, Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia. ruzilya.2012@bk.ru22 Olga A. Masalova - Associate Professor, PhD, Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia. omasalova@mail .ru

Conflicts of Interest disclosure The author declares that there is no conflict of interest.

Article info Submitted: August 22, 2022. Approved after peer reviewing: August 30, 2022.

Принята к публикации: September 10, 2022.

The author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.