Научная статья на тему 'ТЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗНОВИДНОСТИ МЕТАФОРИЧЕСКИХ ОБРАЗОВАНИЙ В СМИ'

ТЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗНОВИДНОСТИ МЕТАФОРИЧЕСКИХ ОБРАЗОВАНИЙ В СМИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
11
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
метафора / вид / текст / СМИ / признак / metaphor / view / text / media / feature

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Попова А.Ю., Никульникова Я.С.

В этой статье рассмотрим основные тематические разновидности метафор в СМИ: метафорические образования являются важным элементом языка средств массовой информации (СМИ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEMATIC VARIETIES OF METAPHORICAL FORMATIONS IN THE MEDIA

In this article, we will consider the main thematic varieties of metaphors in the media: metaphorical formations are an important element of the language of mass media (mass media).

Текст научной работы на тему «ТЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗНОВИДНОСТИ МЕТАФОРИЧЕСКИХ ОБРАЗОВАНИЙ В СМИ»

УДК 81 Попова А.Ю., Никульникова Я. С.

Попова А.Ю.

магистрант 1 курса Института русской и иностранной филологии Армавирский государственный педагогический университет

(г. Армавир, Россия)

Научный руководитель: Никульникова Я.С.

кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка,

литературы и методики их преподавания Армавирский государственный педагогический университет

(г. Армавир, Россия)

ТЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗНОВИДНОСТИ МЕТАФОРИЧЕСКИХ ОБРАЗОВАНИЙ В СМИ

Аннотация: в этой статье рассмотрим основные тематические разновидности метафор в СМИ: метафорические образования являются важным элементом языка средств массовой информации (СМИ).

Ключевые слова: метафора, вид, текст, СМИ, признак.

Обзор литературы по теории метафоры, который приводится в работах Арнольд И.В., Арутюновой Н.Д., Баранова А.Н., Бахтина, Блэка М., Виноградова В.В., Никитина М.В., Вовка В.Н. и так далее, показывает, насколько широк разброс мнений по всем основным аспектам теории.

Метафора является не только одним из самых выразительных речевых средств, но также отличается высокой информативностью. Изучение метафорических моделей позволяет выявить общие характеристики отношения к действительности, к социальным и культурным феноменам.

Выделим основные признаки поэтической (экспрессивно-образной) метафоры:

1. слияние в ней образа и смысла,

2. контакт с тривиальной таксономией объектов,

3. категориальный сдвиг,

4. актуализация случайных связей,

5. несводимость к буквальной перифразе,

6. синтетичность, диффузность значения,

7. допущение разных интерпретаций,

8. отсутствие и необязательность мотивации,

9. апелляция к воображению, а не к знанию,

10. выбор кратчайшего пути к сущности объекта.

Определены и основные характеристики метафоры:

1. двуплановость,

2. совмещение (окказионального и узуального значения),

3. наложение на уже имеющееся нового значения, а также дополнительные специфические характеристики:

■ асимметричность (между означаемым и означающим),

■ неконгруэнтность (несоразмерность, несовпадение, несоответствие),

■ гиперболичность,

■ прототипичность.

Результат последних научных разработок (А.К. Баранов, Ю.Н. Караулов, О. Добровольский, Н.Д. Арутюнова, В.Н. Телия, Г.Г. Скляревская и другие) дают основание считать, что метафора активно участвует в формировании концептуальной картины мира, играет крайне важную роль в интеграции вербальной и образно-чувственной систем человека, а также является ключевым элементом категоризации языка через реализацию художественного концепта.

В данном параграфе представлены виды метафорических моделей, встречающиеся в анализируемых нами изданиях.

Группа «спортивных» метафор

Метафоры игра/игрок/игратъ

Данные метафоры обнаруживают в нашем материале привязанность к теме политики и содержат негативную окраску, что обусловлено семантикой самих слов, используемых для характеристики неблаговидных действий, поступков, интриг, замыслов. В сознании читателей выстраивается единый ассоциативный ряд.

Игрок — это политик, игра - это политическая деятельность, политические процессы, команда -- это политическая партия, правили игры -устоявшиеся традиции, приоритеты в политике.

Приведем примеры: С большей или меньшей интенсивностью в эти дни определяются по своим кандидатам в депутаты и остальные политические игроки, победившие и побежденные, ведь понятно, что с политических играх нельзя делать ставку на одного игрока. , Главным сюрпризом стал успех молодого игрока на федеральной политплощадке партии (Там же). Первая пленарка состоится 25 декабря, а до того все посты и комитеты должны быть либо уже «распилены» между основными думскими игроками, либо взяты «Единой Россией» самозахватом. Это корпоративные игры, за которыми ничего не стоит, кроме «черного» пиара , ...он считается человеком, который прочно встроен в президентскую команду и никогда на нарушает правил командной, Итогами последних перестановок в Кремле должны будут стать внятные правила игры в политике и бизнесе

Метафора марафон

В нашем материале данная метафора также привязана к теме политики и используется для характеристики протяженности политических процессов, в некоторых случаях метафорой марафон обозначается избирательная кампания.

Примеры: Был самый настоящий дипломатический марафон, пока мы не пришли к подписанию основополагающего акта Россия - НАТО в Париже, В республике Марий Эл продолжается почти двухлетний следственный марафон,

связанный с обвинением мэра города Волжска Николая Свитунова в растрате бюджетных средств, Олег Мащенко был снят с «марафона» после проверки в Крайизбиркоме.

Спортивный термин раунд означает одну из схваток в боксе. В переосмысленном значении слово определяется как «цикл, серия каких-либо действий». В нашем материале указанная метафора обнаружена в текстах, освещающих вопросы политики и экономики: Назначение Попова означало тайм-аут перед новым раундом борьбы, Новый раунд начался досрочно. Летом Кадыров избавился от сильного соперника - Выслана Гантамирова, смог резко ослабить влияние в республике федерального министра по делам Чечни Станислава Ильясова, ...очереднойраунд переговоров

между акционерами компании окончился неудачей...

Метафоры финиш, финишировать

Переосмысленное спортивное понятие «финиш» толкуется как «завершение, конец каких-либо действий, мероприятий». Особенно востребованным является в текстах политической тематики: Избирательная кампания к тому моменту финишировала, «Родина» с оглушительными для конкурентов результатами пришла к думскому финишу . Указанная метафора обнаружена нами только в одном примере из текста на тему культуры: ...одиноко финишировал в сотне лидеров лишь «Миллионер».

Группа «медицинских» метафор

Метафора рождение/родиться

Данные метафоры характерны для газетных текстов, освещающих сферу культуры, что объясняется семантикой самих слов -- «появление».

Примеры: ...коллективродился и сдал экзамен на «отлично», ...этот человек стоял у истоков рождения балета на Кубани...

Метафоры лекарство, пилюля

Метафора лекарство используется и газетных текстах, в которых речь идет «о том, что помогает, спасает, выручает в любом случае». В нашем материале она привязана к текстам на тему экономики и

культуры: Лекарство для слабых банков, но написать очередной объемный документ и найти действительно эффективное лекарство от одного из главных недугов российской экономики - далеко не одно и то же. Ведь к концу года инфляция может достичь 11,5%, Доллар будет падать еще 3-4 месяца, а потом это перестанет работать и Штатам понадобится другое лекарство, в напряженном мире подозрительности, озлобления, зависти так важно лекарство многоаспектной любви! В данном примере тематическая особенность контекста сглаживает ироничный оттенок переносного значения слова лекарство. Выражение лекарство любви, напротив, звучит как мольба, призыв, необходимость.

Метафора пилюля востребована в составе устойчивого выражения глотать горькие пилюли.

Пример: Что напророчат нам давосские гуру и какие рецепты пропишут, объявлять не буду. Ведь не все готовы глотать горькие пилюли даже во имя всеобщего процветания.

Метафоры рана, травма, язва

Метафоры рана, травма рассматриваются как равноправные, поскольку имеют схожее переосмысленное значение «сильное душевное потрясение» (Например, душевная рана/травма). В газетных текстах метафоры рана, травма чаще всего используются для характеристики экономических и социальных процессов в стране.

Примеры: У нас есть еще время, чтобы без тяжелых травм и потрясений изменить экономическую и социальную политику (АиФ, №3, 2011), Страна получила возможность немного вздохнуть после бурных

ельцинских лет, залечить раны, ....время, как сможет, залечит раны ребят, но

отголоски боли и страха так и останутся в их глазах

По характеру тематической привязанности к сфере здравоохранения в данную группу метафор вписывается и метафора язва: Я вскрываю язвы общества - выражение означает отрицательное явление, порок, зло, вред.

Метафора агония

Данная метафора означает «предсмертное состояние, состояние перед концом». В нашем материале это примеры из текстов на тему экономики и культуры: В первые годы перестройки естественный монополист с неограниченными запасами сырья стал банкротом. Агония продолжается больше десяти лет, ...агония империи показана глазами военного врача-немца и молодой девушки...

Таким образом, метафоры делятся на:

• Экономические метафоры. Эти метафоры используются для описания экономических процессов и явлений. Они помогают журналистам объяснить сложные экономические понятия простым и доступным языком. Примеры экономических метафор: «экономический рост», «финансовый кризис», «инфляция».

• Политические метафоры. Эти метафоры используются для описания политических процессов и явлений. Они помогают журналистам выразить своё отношение к политике и влиять на общественное мнение. Примеры политических метафор: «политическая борьба», «политический лидер», «политическая система».

• Социальные метафоры. Эти метафоры используются для описания социальных процессов и явлений. Они помогают журналистам объяснять сложные социальные проблемы простым и доступным языком. Примеры социальных метафор: «социальная справедливость», «социальное неравенство», «социальная поддержка».

• Экологические метафоры. Эти метафоры используются для описания экологических процессов и явлений. Они помогают журналистам привлекать внимание общественности к экологическим проблемам и призывать к их решению. Примеры экологических метафор: «экологический кризис», «загрязнение окружающей среды», «устойчивое развитие».

• Медицинские метафоры. Эти метафоры используются для описания медицинских процессов и явлений. Они помогают журналистам объяснять

сложные медицинские понятия простым и доступным языком. Примеры медицинских метафор: «лечение болезни», «профилактика заболевания», «вакцинация».

• Спортивные метафоры. Эти метафоры используются для описания спортивных процессов и явлений. Они помогают журналистам создавать яркие образы и передавать сложные идеи. Примеры спортивных метафор: «гонка вооружений», «битва за ресурсы», «чемпион рынка».

В заключение можно сказать, что метафорические образования играют важную роль в языке СМИ. Они помогают журналистам создавать яркие образы, передавать сложные идеи и влиять на общественное мнение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - С. 136-137;

2. Арутюнова Н.Д. Языковая метафора (синтаксис и лексика) // Лингвистика и поэтика. - М.: Наука, 1979. - С.147-173;

3. Гарипов Р.К. Метафоризация и текст. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2009;

4. Гарипова А.Р. Метафора и манипуляция // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXIV междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск, 2013. - С. 70-73;

5. Кассирер Э. Сила метафоры // Теория метафоры: сб. статей / под ред. Н.Д. Арутюновой и М.А. Журинской. - М.: Прогресс, 1990. - 512 с. - С. 33-44.

Popova A.Yu., Nikulnikova Yu.S.

Popova A.Yu.

Armavir State Pedagogical University (Armavir, Russia)

Scientific advisor: Nikulnikova Yu.S.

Armavir State Pedagogical University (Armavir, Russia)

THEMATIC VARIETIES OF METAPHORICAL FORMATIONS IN THE MEDIA

Abstract: in this article, we will consider the main thematic varieties of metaphors in the media: metaphorical formations are an important element of the language of mass media (mass media).

Keywords: metaphor, view, text, media, feature.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.