Научная статья на тему 'Тематические группы сюжетов русских народных волшебных сказок'

Тематические группы сюжетов русских народных волшебных сказок Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
6033
314
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА / СИСТЕМАТИЗАЦИЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ / УКАЗАТЕЛЬ СЮЖЕТОВ / НОМЕР-ИНДЕКС / ТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРУППА / ПЕРСОНАЖ / ГЕРОЙ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лутовинова Е.И.

Статья посвящена проблемам систематизации и классификации русских волшебных сказок. Анализ «Сравнительного указателя сюжетов: восточнославянская сказка» показал целесообразность выделения тематических групп сюжетов по принципу героецентричности. Из всего корпуса номеров-индексов выбраны русские сюжетные типы, проведен сравнительный анализ на мегасюжетном уровне, обозначены границы тематических групп, даны номинация и описание. В результате составлен тематический указатель русских волшебных сказок, включающий 29 рубрик, маркерами которых являются тема, фабула, персонаж, герой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тематические группы сюжетов русских народных волшебных сказок»

Е. И. Лутовинова

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ СЮЖЕТОВ РУССКИХ НАРОДНЫХ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК

Статья посвящена проблемам систематизации и классификации русских волшебных сказок. Анализ «Сравнительного указателя сюжетов: восточнославянская сказка» показал целесообразность выделения тематических групп сюжетов по принципу героецентричности. Из всего корпуса номеров-индексов выбраны русские сюжетные типы, проведен сравнительный анализ на мегасюжетном уровне, обозначены границы тематических групп, даны номинация и описание. В результате составлен тематический указатель русских волшебных сказок, включающий 29 рубрик, маркерами которых являются тема, фабула, персонаж, герой.

Ключевые слова: русская волшебная сказка, систематизация, классификация, указатель сюжетов, номер-индекс, тематическая группа, персонаж, герой.

ВВЕДЕНИЕ

Систематизация сказок как научная проблема неизбежно возникает вслед за накоплением определенного объема собранного материала, который требуется упорядочить. Выбор основания всегда сопряжен с методологическими установками исследователя, как, впрочем, и выбор критериев оценки ее «правильности». При анализе существующих теоретических разработок и практических моделей в области классификации сказочного материала возникает необходимость критического подхода к предлагаемым для этого основаниям. В многообразии исследовательских концепций, практик, методик в решении этой труднейшей научно-практической задачи имеется немало оригинальных идей. Основу классификации русских волшебных сказок создал выдающийся русский ученый, издатель сборников сказок и легенд А. Н. Афанасьев. Во втором издании своего знаменитого собрания он расположил материал по трем главным разделам: сказки о животных, сказки волшебно-фантастические, сказки бытовые, или новеллистические. Такое жанровое деление сказок принято в науке и по сей день.

Антти Аматус Аарне в 1910 г. составил «Указатель сказочных типов», проанализировав все опубликованные к тому времени собрания сказок европейских народов. Основой его построений было собрание русских сказок А. Н. Афанасьева. Сравнивая варианты сказок, А. Аарне выделил в текстах повторяющиеся фрагменты повествования и путем краткого пересказа изложил их в виде сюжетной схемы. Затем он произвел классификацию этих сюжетов, сгруппировав последние по определенному тематическому принципу, и присвоил каждому из них индивидуальный номер-индекс [1].

Идея тематической классификации сказок воплотилась в указателях, составленных по системе А. Аарне на русском материале. Н. П. Андреев в 1929 г. перевел указатель А. Аарне на русский язык, дополнил и расширил его, используя при этом материалы, содержащиеся в сборниках русских сказок, опубликованных к тому времени. Указатель Н. П. Андреева получил признание и широко использовался русскими фольклористами как справочное пособие. В связи с расширением материала за счет публикации новых сборников этот указатель к концу 50-х гг. XX в. устарел и не отражал всего многообразия сказочных сюжетов [2].

© Лутовинова Е. И., 2018 62

Переиздание основного сборника русских сказок А. Н. Афанасьева, предпринятое В. Я. Проппом в 1957 г., послужило поводом для продолжения работы по систематизации и классификации сюжетов. В. Я. Пропп составил новый указатель по этой же системе, увеличил число индексов и уточнил формулировки Аарне и Андреева. Кроме того, им были учтены варианты, опубликованные в 86 научных сборниках русских сказок [3].

Создание «Сравнительного указателя сюжетов: восточнославянская сказка» (далее - СУС) было важным научным достижением для своего времени, большим вкладом в сказковедение, обогащением науки новыми материалами за счет сборников, ранее не изученных. Справочник был опубликован в 1979 г.; его составили Л. Г. Бараг, И. П. Березовский, К. П. Кабашников и Н. В. Новиков. Цель этого издания - ввести в широкий международный научный оборот русские, украинские и белорусские сказки, изданные с 1957 г. по 1977 г. Он построен по системе Аарне - Андреева с корректировкой индексов в соответствии с международным каталогом С. Томпсона (АТ) [4].

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

На данном этапе развития сказковедения собранный фольклористами материал так обширен, что необходимы исследования обобщающе-обзорного характера.

СУС был издан в 1979 г., переиздание не производилось, книга стала библиографической редкостью. Работа с СУС вызывает особые сложности ввиду невыделенности сюжетов русских сказок из общего корпуса восточнославянских. Чтобы идентифицировать сказочный текст, определить его номер-индекс по СУС, требуется пересмотреть все страницы издания, поскольку не все тематически сходные сюжеты объединены в сюжетные гнезда. Кроме того, за 35 лет появились многочисленные сборники сказок, где содержатся неучтенные и неисследованные произведения этого жанра. В отечественной фольклористике назрела необходимость создать обновленный указатель русских народных сказок.

На основе принципа героецентричности волшебной сказки автором была проведена систематизация сюжетов русской волшебной сказки на материале СУС.

С целью упрощения идентификации сюжетов русских волшебных сказок в соответствии с СУС предлагаем свой вариант тематического указателя. Основания выделения групп: фабула, тема, персонаж, индекс сюжетного типа в СУС. Внутри тематической группы сюжетные типы расположены по нарастающему номеру, как в СУС.

1. Сюжеты с высоким героем-мужчиной представлены в СУС тематическими группами о подвигах богатырей, силачей, змееборцев.

В этой группе представлены разные герои: силач-ремесленник Кожемяка, смелый и изворотливый охотник, змееборец. Различны и способы решения конфликта, итоги испытания, но формы испытания одинаковы. Герои-богатыри и змееборцы могут присутствовать в различных сюжетных типах, что значительно расширяет рамки наших представлений о степени распространенности этих типов героев в русской сказочной традиции. Он представлен не в одном-двух сюжетных типах, а в широком диапазоне контаминаций с другими, определенными заранее традицией сюжетами. Эта тематическая группа чаще всего исследовалась учеными [6].

А. Тематическая подгруппа «Победитель змея» представлена в СУС 8 номерами-индексами:

300 (1) Победитель змея; 300(2:) Змееборец Кожемяка; -300** Змей со звездой; -300А Бой на калиновом мосту; 300А* Возвращение змееборцем похищенных змеем небесных светил; -300А** Добывание змееборцем чудесного коня змея; 304 Охотник; 553 Ворон-помощник.

Б. Богатырь-силач идёт на поиски царевны:

В этой группе именослов некоторых героев-богатырей связан с традицией другого фольклорного жанра - русскими былинами. Наиболее репрезентативно представленный вариантами сюжетный тип 303 Два брата (49 вариантов). Все герои успешно решают трудные задачи, и только в одном сюжетном типе силач не прошёл испытания, погиб -302С* Неуязвимый силач без сердца.

301А(1) Три подземных царства; 301D* Солдат находит исчезнувшую царевну; 302 (1) Смерть Кащея в яйце; 302(2) Смерть Кащея от коня; 303 Два брата; 300 2 Змееборец Кожемяка; -300** Змей со звездой, 312D Катигорошек, 485 Борма-Ярыжка (Фёдор Бурмакин, Иван Туртыгин, 650А Иван медвежье ушко, 650В Герой ищет противника сильнее себя , -650В* Еруслан Лазаревич, -650С* Илья Муромец, -650D* Алёша Попович, -650 Е* Василий Буслаевич, -650F* Дунай Иванович и Добрыня Никитич, -650G* Дюк Степанович, -707* Щенок-богатырь, 707В* Бова-королевич, -707С*Гуак-богатырь.

2. Испытания женихов перед свадьбой:

329 Елена (Алёна) Премудрая; 554 Благодарные животные; 621 Шкура вши (блохи), 621 А* Мясо блохи; 559 Несмеяна-царевна, -559* Молчаливая царевна, 570 Заячий пастух, 653А Три жениха.

3. Герой-жених проводит ночь с чудовищем, избавляет от чар заколдованную девушку и женится на ней.

306 Ночные пляски; 307 Девушка, встающая из гроба, 307D* Коровы-чертовки (Женитьба на окрещённой чертовке, -307H* Попадья (поповская дочь) - ведьма, -308 *** Король обещает руку дочери тому, кто переночует с медведем; 363 Жених-упырь, 365 Жених-мертвец.

4. О женихах и их жизни после брака:

-365С* Поцелуй возлюбленной («Омер и Меримаа»); 553 Ворон-помощник; 554 Благодарные животные; 560 Волшебное кольцо; -560* Чёртов перстень; 561 Лампа Аладдина; 562 Дух в голубом свете; 566 Рога; 551 Молодильные яблоки; 550 Царевич и серый волк; 510 Слепой и безногий; 610 Целящее яблочко.

5. О подмене невесты (жены):

403 Подменённая жена, 405 Иоринда и Иорингель, 408 Любовь к трём апельсинам, 409 Мать-рысь, 437 Царевна и служанка, 450 Братец и сестрица, 533 Подменённая царевна, -533** В Царевна и служанка.

6. Чудесные жёны:

313А, В, С Чудесное бегство (дочь водяного царя), 400(1) Муж ищет исчезнувшую или похищенную жену (жена ищет мужа), 400(2) Царь-девица; 465А Красавица-жена, 465В Красавица-жена (Гусли-самогуды), 465С Красавица-жена (Поручение на тот свет), 485А* Эпизод на острове (дикая женщина), 519 Слепой и безногий.

7. Заколдованные девушки - невесты либо жёны:

401 Заколдованная (превращённая в животное) царевна, 402 Царевна-лягушка, 407 Девушка-цветок, 409* Жена-змея, 410 Спящая царевна, 410* Окаменелое царство, 560 Волшебное кольцо.

8. Заколдованный жених или муж:

-410***Царство и царь, заколдованные царицей, 425А Амур и Психея, 425С Аленький цветочек, 425М Жена ужа, 426 Две девушки и медведь (карлик), 426А*Дочь повара, -427*Медведь-оборотень, 430 Муж-осёл.

431 Лесной дом; 432 Финист ясный сокол, 440 Муж-рак (лягушка, жаба, уж, змей, червячок), 449 Царская собака (Сиди-Науман), -454А* Жена змея-оборотня.

9. О мужьях и жёнах:

318 Неверная жена, 465А* Неверная жена и генерал, 571 Диво дивное, 612 Оживлённая неверная жена, 670 Язык животных.

10. Дети в лесу:

311 Медведь (леший, чародей, разбойник) и три сестры: -311*, Три девушки-подружки идут в лес за ягодами, 428 Девушка на службе у ведьмы, 431, Лесной дом; 332Н*Кошечка золотые серёжечки: 333В Людоедка, -333С Баба-яга - пожирательница детей, 327 А брат и сестра у ведьмы (колдуна, змея), 327В Мальчик с пальчик у ведьмы, 327 С, F Ивашка и ведьма, 328 Мальчик похищает у нечистого (ведьмы) сокровища:

11. О «сделанных» детях:

327 С, F «Ивашка и ведьма» , 700 Мальчик с пальчик (Воловье ушко),

-402А***, Девушка-уточка, 703* Снегурочка, 314А* - Бычок-спаситель.

12. О необычных мальчиках:

567 Чудесная птица: 652 Счастливое дитя, 707 Чудесные дети, 708 Царевич-чудовище, 326 Мальчик учится страху, 327В Мальчик с пальчик у ведьмы.

327 С, F Ивашка и ведьма, 328 Мальчик похищает у нечистого (ведьмы) сокровища, -16** Волшебный мальчик, 671 Три языка, 671 Е* Чудесный мальчик, 667 Воспитанник лешего, 700 Мальчик-с пальчик (Воловье ушко), 720 Мать меня убила, отец меня съел, 725 Нерассказанный сон.

13. О соперничестве двух (трёх) девушек:

432 Финист ясный сокол; 510А Золушка; 511 Чудесная корова; 709 Волшебное зеркальце (Мертвая царевна).

14. О мачехе и падчерице. Эта тематическая группа очень известна, многочисленные варианты сюжетных типов часто подвергались научному анализу [7].

428, Девушка на службе у ведьмы; -403А* Падчерица и родная дочь; 480 Мачеха и падчерица; -480* Мачеха и падчерица, 480В* Мачеха и падчерица; -480С** Мачеха и падчерица.

15. О поисках брата (сестры):

451 Братья-вороны, 480А* Сестра (три сестры) отправляется спасать своего брата, 480А**, Две сестры и Ветер.

16. Дети убегают из дома от преследования родственников:

313|* Ведьма и Солнцева сестра; 315 Звериное молоко; 567 Чудесная птица; 592 Царевич и браслеты; 532 Незнайка.

17. Девушки убегают из дома, избегая нежелательных браков с родственниками:

313Е* «Сестра просела; 402* Невеста, презиравшая нелюбимого поклонника; -

426А* Дочь повара; 510В Свиной чехол; -510В* Золотой фонарь; -516 Волшебный мальчик.

18. Чудесное бегство героя:

Перечисленные ниже сюжетные типы помещены в СУС разделе «Чудесный противник». Но более ярким эпизодом в них является чудесное спасение (при помощи животного):

313Н* Бегство от ведьмы (железного волка, чародея и пр.); 314 Чудесное бегство с помощью коня; 314А* Бычок-спаситель; 315 Звериное молоко; 325 Хитрая наука.

19. О герое, не подающем надежд (дурне). Эти сюжеты, пожалуй, самые известные из-за большого количества вариантов (Сивко-Бурко - 50, Незнайка - 78, Конек-Горбунок -50):

361 Неумойка; -507С* Рыба-счастье; 516 Верный слуга; -517* Королевский сват -крестьянский сын Иванушка; 530 Сивко-Бурко; 530А Свинка-золотая щетинка; 531 Конек-горбунок ; 532 Незнайка; 545 В Кот в сапогах; 675 В По щучьему веленью.

20. О бедном и богатом братьях:

-613D* Чудесная краюшка; 676 Два брата и 40 разбойников; -725А* Иосиф Прекрасный; 735 Две Доли; -735***** Чудесные дары бедняку; -735**** Два брата и птичка (Ласточка); 735А Горе (Нужда); -735А** Два брата и чудесный петушок; -735А** Богатый и бедный братья; -735G* Три брата и чёрт.

21. О бедняках и их наградах (без брачной темы):

-316** Русалки; 321 Юноша служит пастухом у слепых старика и старухи; 461 Марко Богатый; -504А* Старик-леший; 518 Обманутые черти (лешие); 563 Чудесные дары (просто человек); 564 Чудесные дары (Двое из сумы); 565 Чудесная мельница; -565* Чудесная мельница и сундук со змеями; 736 Счастье и богатство.

22. О герое-солдате.

30^* Солдат находит исчезнувшую царевну; 330А Солдат (кузнец) и чёрт (Смерть); 330В Черти и смерть в ранце (мешке); 332|* Солдаты-лекари и царевна; 361 Неумойка; 410* Окаменелое царство; -475F* Солдат в работниках у чёрта в аду; 475* - «Солдат в работниках у черта в аду»; 664А*; 664В*; -664С*; -664С** Морока.

23. О героях-стариках:

552В Солнце, Месяц и Ворон-зятья; 555 Коток золотой лобок (золотая рыбка, чудесное дерево); -555* Алчная старуха.

24. Тематическая группа сказок, объединенная образами и мотивами православной культуры (герои посещают Рай, тот свет, ад):

Крестник бога (Христа); 710 - Крестница богоматери; 332 Смерть кума; 470 В гостях у мертвеца; 471А Старец (король) следует за райской птичкой (конем) на тот свет; 460 В Путешествие к солнцу; 461 Марко Богатый; 475 На службе в аду; С 475* Солдат в работниках у черта в аду.

25. Про Смерть:

330А Солдат (кузнец) и чёрт (Смерть); 330В Черти и смерть в ранце (мешке); 332 Смерть кума; -332***Бедный брат и Смерть (лихорадка); -332**** Человек получает у Смерти троекратную отсрочку.

26. О чертях:

306 Ночные пляски; 328 Мальчик похищает у нечистого (ведьмы) сокровища; 330А Солдат (кузнец) и чёрт (Смерть); 330В Черти и смерть в ранце (мешке); 331 Дух в бутылке (кувшине); 365D* Бес в образе мужа является к женщине; 500 Имя чёрта (Трапеза Пилемнеявич, Том-Тит-Тот); -560 * Чёртов перстень - герой проваливается сквозь землю; 518 Обманутые черти (лешие); -735G* Три брата и чёрт.

27. О покойниках:

307 Девушка, встающая из гроба; 326В* Бесстрашный; 363; 365 Жених-упырь; 366 Человек с виселицы; -366А* Отрубленный у умершей палец с перстнем; 470 - «В гостях у мертвеца; 506 В; 507; 508; 508*; -508** Благодарный мертвец.

28. Герои - не люди:

334 Две доманушки, 501 Три пряхи.

29. Герои- Животные

715 А Петух (мальчик-с пальчик) и жерновцы, 715А* Чудесный петушок и царь (барин).

ВЫВОДЫ

Подводя итоги, следует подчеркнуть, что система международной индексации сюжетов, разработанная Аарне, определяет их самые общие очертания, не вдаваясь, как правило, в какое-то внутреннее членение повествования: версионное, подтиповое и т. д. Имеющиеся в науке указатели построены чисто эмпирически (основанием группировки вариантов служит то мотив, то предмет, то персонаж), представляя собой перечень неких инвариантов сказочных сюжетов, что затрудняет идентификацию текстов в практическом определении.

В СУС зафиксировано 225 сюжетных типов русских волшебных сказок, представленных различным количеством вариантов. По нашим подсчетам, наиболее часто встречающихся в опубликованных сборниках и отмеченных в СУС сюжетов - 39. Сюжеты, представленные всего одной записью, также имеются в СУС. Всего таких индексов 50. Наблюдается прямая зависимость между степенью распространенности

сюжетного типа и уровнем его исследования. Известные сюжеты изучаются гораздо чаще, остальные остаются за рамками научного интереса фольклористов.

Исследовательская задача заключалась в рассмотрении всех сюжетных типов на мегасюжетном уровне и объединении их в тематические группы. Они представлены в данной статье по степени репрезентативности в СУС, хотя порядок их расположения может варьироваться. Стоит заметить, что подобного рода тематическая систематизация сюжетов не является строго научной, так как в её основание положены элементы, субъективно отражающие задачу составителя. Поэтому неизбежна ситуация, когда один и тот же сюжетный тип попадает в разные рубрики. Это наблюдается и в СУС, и в представленном выше указателе. Совершенно очевидно, что русские сказки повествуют о женихах и невестах, чудесных мужьях и женах, о невинногонимых пасынках и падчерицах, о детях, о богатырях и солдатах, и иных героях. Высокий и низкий герой имеют равные права в русском сказочном фонде. Герой не всегда бывает молод и красив, часто не является младшим братом, не всегда сказка заканчивается обретением невесты и женитьбой.

Анализ «Сравнительного указателя сюжетов: восточнославянская сказка» показал целесообразность выделения тематических групп сюжетов по принципу героецентричности. Из всего корпуса номеров-индексов выбраны русские сюжетные типы, проведен сравнительный анализ на мегасюжетном уровне, обозначены границы тематических групп, даны номинация и описание. В результате составлен тематический указатель русских волшебных сказок, включающий 29 рубрик, маркерами которых являются тема, фабула, персонаж, герой.

Примечания

1. Aarne A. Verzeichis der Marchentypen. Helsinki, 1911, Folklore Fellong Communications

№ 3.

2. Андреев Н. П. Указатель сказочных сюжетов по системе Аарне / Отд. этнографии Гос. рус. геогр. об-ва. Сказочная комиссия. Л., 1929.

3. Пропп В. Я. Указатель сюжетов // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева : в 3 т. М., 1957. Т. 3. С. 454-502.

4. Сравнительный указатель сюжетов: восточнославянская сказка / сост. Л. Г. Бараг, И. П. Березовский, К. П. Кабашников, Н. В. Новиков. Л., 1979.

5. Thompson S. The types of the folktale. A classification and bibliography. Antti Aarne's «Verzeichnis der Marchentypen» (FFC 3) translated and enlarged. Second revision (FFC 184). Helsinki, 1961. (Последующие стереотипные издания: 1964; 1973).

6. Астахова А. М. Народные сказки о богатырях русского эпоса. М. ; Л. : АН СССР, 1962; Бараг Л. Г. Сюжет о змееборстве на мосту в сказках восточнославянских и других народов // Славянский и балканский фольклор: Обряд. Текст / редкол.: Н. И. Толстой (отв. ред.) и др. М. : Наука, 1981; Золотова Т. А. Змееборчество в русской сказке и былине : автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1983; Неклюдов С. Ю. Богатырская сказка. Тематический диапазон и сюжетная структура // Проблемы фольклора. М., 1972. С. 27-36; Фонберг Е. М. Русская героическая сказка : автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1946; Русские героические сказки Сибири. Новосибирск : Наука, 1980.

7. Волков Р. М. Сказка. Разыскания по сюжетосложению народной сказки. Т. 1: Сказка великорусская, украинская и белорусская. Ч. 1: Сказки о невинно гонимых. Харьков : Гос. изд-во Украины, 1924; Смирнов-Кутачевский А. М. Народные сказки о мачехе и падчерице : автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 1942; Лутовинова Е. И. Русские сказки о мачехе и падчерице (АТ 480). Опыт описания и классификации : автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1991; Русские народные сказки о мачехе и падчерице / сост., вступ.. ст. и прилож. Е. И. Лутовиновой. Новосибирск : Наука, 1993.

Список литературы

1. Андреев Н. П. К обзору русских сказочных сюжетов // Художественный фольклор. М., 1927. Вып. 2-3. С. 59-70.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Андреев Н. П. Система Аарне и каталогизация русских сказок / Сказочная комиссия в 1924-1925 гг. Л., 1926. С. 15-20.

3. Аникин В. П. Принципы жанрово-тематической классификации и архивной систематизации сказок // Русский фольклор : [Полевые исследования / редкол.: П. С. Выходцев (отв. ред.) и др.]. Л. : Наука, 1985. Т. 23. С. 181-188.

4. Гашпарикова В. О. О проблематике каталогов фольклорной прозы славян // Фольклор. Проблемы тезауруса / РАН ИМЛИ. М. : Наследие, 1994. С. 145-154.

5. Лутовинова Е. И. Сюжетный состав и принципы систематизации волшебных сказок с героиней-женщиной. Кемерово, 1998.

6. Лутовинова Е. И. Волшебные сказки Кемеровской области: Указатель сюжетов. Кемерово : Кузбассвузиздат, 1997.

7. Матвеева Р. П. Сюжетный состав русских волшебно-фантастических сказок Сибири // Локальные особенности русского фольклора Сибири. Новосибирск, 1985. С. 5-55.

8. Смирнов А. М. Систематический указатель тем и вариантов русских народных сказок / Изв. ОРЯС. СПб., 1911. Т. XVI. Кн. 4 ; СПб., 1912. Т. XVII. Кн. 3 ; СПб., 1914. Т. XIX. Кн. 4.

Л. К. Патрушева, Д. В. Патрушев, М. В. Соломина

РАЗРАБОТКА СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКОЙ СХЕМЫ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ ТЕМЫ «ЖИВОПИСЬ» ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

В специальной, учебной, популярной литературе по изобразительному искусству определение понятия «живопись» многими авторами формулируется по-разному. В данной статье приводится анализ определения понятия «живопись» разных авторов; сформулировано авторское определение понятия «живопись»; сделан вывод, что это понятие комплексное. Представлена система понятий темы «Живопись» в виде структурно-логической схемы основных понятий для применения в художественном образовании.

Ключевые слова: живопись, основные понятия, анализ понятий, структурно-логическая схема, основные понятия темы «Живопись», художественное образование.

Художественное образование является частью многокомпонентной системы содержания образования, где наряду с подсистемами: умений и навыков, опыта творческой деятельности, опыта осуществления эмоционально-ценностного отношения к миру - важной является подсистема знаний [6].

В художественном образовании «Живопись» является одной из основных содержательных линий наряду с «Рисунком» и «Декоративно-прикладным искусством». Следует отметить, что «живопись» следует рассматривать как искусство, как тему и непосредственно понятие [11].

В результате анализа школьных программ, учебников и методических пособий по изобразительному искусству мы выяснили, что понятие «живопись» является сложным, так как состоит из нескольких простых; каждый автор «по-своему» формулирует данное определение; иногда понятие «живопись» формулируется авторами недостаточно полно; тема «Живопись» изучается на протяжении нескольких лет; она вполне содержательно представлена в школьных учебниках. Руководствуясь принципами отбора содержания общего образования на основе системно-

© Патрушева Л. К., Патрушев Д. В., Соломина М. В., 2018 68

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.