Научная статья на тему 'ТЕМАТИЧЕСКИЕ ФРЕЙМЫ В КОНСТРУИРОВАНИИ ОБРАЗА ГОРОДА ЗАРУБЕЖНЫМИ СМИ'

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ФРЕЙМЫ В КОНСТРУИРОВАНИИ ОБРАЗА ГОРОДА ЗАРУБЕЖНЫМИ СМИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
66
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМИ / ИМИДЖ ТЕРРИТОРИИ / МЕДИАФРЕЙМИНГ / НОВОСТНОЙ ТЕКСТ / ТЕМАТИЧЕСКИЙ ФРЕЙМ / ОБРАЗ ГОРОДА / ЧЕЛЯБИНСК / NOW CORPUS / АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / РЕЙТИНГ РЕГИОНОВ / РЕЙТИНГ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Самкова М.А.

Ключевой исследовательский вопрос связан с проблемой конструирования образа Челябинска и Челябинской области в англоязычных СМИ Азиатско-Тихоокеанского региона и стран Африки. Целью работы является анализ фреймов, используемых при конструировании образа территории, и выявление акторов, на которых возлагается ответственность за возникновение или решение проблем города и области. Материалом послужили данные англоязычного корпуса NOW Corpus, который содержит электронные версии печатных изданий. Основным методом исследования выступает фреймовый анализ. Согласно типологии Ш. Айенгара, фреймовые структуры разделены на тематические и эпизодические. В рассматриваемых новостных текстах преобладают тематические фреймы (97 %). Они создают абстрактное представление о Челябинске и образуют обобщенный образ Челябинской области. В них возлагается ответственность за проблемы города и области на власть или природный объект. Фреймы вербализуются, в основном, с помощью лексики с эмоциональными и/или оценочными значениями, специальной лексики (терминов), глаголов семантического класса ʻдействияʼ, метафор и эпитетов антропоморфной семантики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONSTRUCTION OF THE CITY IMAGE IN FOREIGN MEDIA: A STUDY OF THEMATIC FRAMING

The key research question is what image of the city of Chelyabinsk, and Chelyabinsk region is built in the English-spoken media of Asia-Pacific region and African countries. The paper aims to analyze the key actors within the frame theory and how frames can be applied to build the image of the city and region. It also deals with frame effects on the actors’ responsibility. We have analyzed 443 English news texts taken from the NOW Corpus. The main research method is frame analysis. According to S. Iyengar, there are thematic and episodic news frames. The research findings reveal that thematic frames (97%) prevailed overepisodic ones (3%). A thematic news frame creates a generalized image of Chelyabinsk and Chelyabinsk region. Thematic news frames attribute the responsibility for the city and region problems to the authorities, or government, or an object (an asteroid). Thematic news frame use emotional evaluative vocabulary, terms, action verbs, metaphors, and epithets of anthropomorphic semantics.

Текст научной работы на тему «ТЕМАТИЧЕСКИЕ ФРЕЙМЫ В КОНСТРУИРОВАНИИ ОБРАЗА ГОРОДА ЗАРУБЕЖНЫМИ СМИ»

УДК 811.111'42

DO110.24147/2413-6182.2023.10(2).350-364

ISSN 2413-6182 elSSN 2658-4867

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ФРЕЙМЫ В КОНСТРУИРОВАНИИ ОБРАЗА ГОРОДА ЗАРУБЕЖНЫМИ СМИ

М.А. Самкова

Челябинский государственный университет (Челябинск, Россия)

Аннотация: Ключевой исследовательский вопрос связан с проблемой конструирования образа Челябинска и Челябинской области в англоязычных СМИ Азиатско-Тихоокеанского региона и стран Африки. Целью работы является анализ фреймов, используемых при конструировании образа территории, и выявление акторов, на которых возлагается ответственность за возникновение или решение проблем города и области. Материалом послужили данные англоязычного корпуса NOW Corpus, который содержит электронные версии печатных изданий. Основным методом исследования выступает фреймовый анализ. Согласно типологии Ш. Айенгара, фреймовые структуры разделены на тематические и эпизодические. В рассматриваемых новостных текстах преобладают тематические фреймы (97 %). Они создают абстрактное представление о Челябинске и образуют обобщенный образ Челябинской области. В них возлагается ответственность за проблемы города и области на власть или природный объект. Фреймы вербализуются, в основном, с помощью лексики с эмоциональными и/или оценочными значениями, специальной лексики (терминов), глаголов семантического класса 'действия', метафор и эпитетов антропоморфной семантики.

Ключевые слова: СМИ, имидж территории, медиафрейминг, новостной текст, тематический фрейм, образ города, Челябинск, NOW Corpus, Азиатско-Тихоокеанский регион, рейтинг регионов, рейтинг российских регионов.

Для цитирования:

Самкова М.А. Тематические фреймы в конструировании образа города зарубежными СМИ // Коммуникативные исследования. 2023. Т. 10. № 2. С. 350-364. DOI: 10.24147/2413-6182.2023.10(2).350-364.

Сведения об авторе:

Самкова Мария Андреевна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры теории и практики английского языка

Контактная информация:

Почтовый адрес: 454001, Россия, Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 129, каб. 336

© М.А. Самкова, 2023

E-mail :_degi_@mail.ru Дата поступления статьи: 08.02.2023 Дата рецензирования: 11.02.2023 Дата принятия в печать: 27.03.2023

Введение

Зарубежные медиа проявляли интерес к Челябинску и к Челябинской области как элементам современного социума даже до такого события мирового масштаба, как падение метеорита 15 февраля 2013 г. С 2011 г. аналитическое агентство «Смыслография» и компания Dow Jones проводят исследования, посвященные упоминанию российских регионов в 100 ведущих англоязычных СМИ. В 2016 г. Челябинская область «впервые попала в топ-10 регионов России по упоминаниям в англоязычных СМИ»1, поднявшись на девятую строчку рейтинга. К 2020 г. область сохранила лидирующие позиции, заняв 16-е место по итогам десятилетия2.

Ключевую роль в конструировании образа города и области играют средства массовой информации. Они оказывают определяющее воздействие на мнение аудитории и отражают дискурсивные трансформации ме-диаязыка в цифровой среде. В современной лингвистике и дискурсологии представлены работы по многим актуальным проблемам изучения образа города как конституирующего компонента дискурса городской среды. Образ территории является совокупностью представлений об объекте, сформировавшихся под влиянием факторов: стихийных или целенаправленно сформированных СМИ [Гравер 2012: 31; Благова 2013: 22].

Материалы и методы исследования

Поскольку образ города и области формируется преимущественно из его репрезентации в СМИ, то в качестве теоретико-методологической основы исследования медиаязыка целесообразно обратиться к теории медиафрейминга, согласно которой отношение общественности к проблеме / вопросу / событию в большой мере зависит от способа его подачи в СМИ [Chong, Druckman 2007: 100]. Фреймирование новостей, посвященных проблематике города и области, способствует запоминаемости, отклику общества и формированию мнения [Entman 1991], в том числе о территории, которое влияет на ее развитие.

В рамках лингвокогнитивного подхода метод фреймового анализа предполагает «представление полученной из медийных источников информации в виде структур знаний, выступающих способом организации,

1 Челябинск еще метеорит // Коммерсант. 28.04.2017. URL: https://www.kommer-sant.ru/doc/3283574 (дата обращения: 04.02.2023).

2 Рейтинг российских регионов в зарубежных СМИ 2011-2020 / Смыслография. 24 марта 2021 г. 12 с. URL: https://s-graph.ru/wp-content/uploads/Rate_regions_2011-2020.pdf (дата обращения: 04.02.2023).

структурирования и упорядочивания информации» [Онал 2022: 79] о территории.

Фреймо-слотовая структура применима к исследованиям как крупных территориальных единиц: региона, области, - так и малых территориальных объектов: города, поселка. Проведены обширные исследования образов Омской, Вологодской и Кемеровской областей [Сушненкова 2011; Буланов, Драчева, Опахина 2016; Кондратьева 2022]. На материале ведущих американских периодических изданий реконструирован и представлен в виде фреймовой структуры образ Сибирского региона. Наиболее частотной структурой знания о Сибири стала характеристика территории, а именно ее удаленность и закрытость [Маленова, Терских 2015]. Однако представления стереотипизированы и основаны на впечатлениях отдельных авторов. Стереотипы носят эмоционально-оценочный характер и обладают воздействующим потенциалом.

Актуальны исследования образа города и языковых средств, которые его формируют. Проанализированы образы крупных городов и региональных центров: Казани, Нижнего Новгорода [Наумова, Бочкарева 2017], Екатеринбурга [Соболева, Дуреко 2015], Краснодара, Владивостока; малых провинциальных городов: Валдая, Добрянки [Наумова, Бочкарева 2017] -и поселка городского типа Березово Ханты-Мансийского автономного округа [Глушкова, Зайцева 2017]. Исследователями образа территории обнаружены универсальные фреймы: 'географическое положение', 'природно-климатические условия', 'население', 'политика', 'экономика', 'социальная сфера' и 'культура'. Ряд особенностей выявлен в слотовой структуре, компоненты которой способствуют формированию привлекательности территории. Однако в СМИ образ является фрагментарным, и его элементы представлены неравномерно.

Теория фреймирования избрана в качестве методологической платформы исследований, посвященных изучению особенности медийного фреймирования представлений о крупном промышленном регионе и его столице. Выявлен интерес к Южному Уралу «в связи с событиями, ставшими универсально-прецедентными» [Кушнерук 2022: 233], например падением метеорита. Исследователь выделяет распространенные в медиа-поле американской прессы макрофреймы 'культурная идентичность' и 'безопасность и защита', которые служат основой репрезентации Челябинска. Первый макрофрейм «проецирует общие представления о городе, возможностях преобразования, а также наследии советского времени, предопределившем секретный и военно-промышленный статус региона», а второй характеризует Челябинск как слабо защищенный, уязвимый и опасный на локальном и глобальном уровнях [Кушнерук 2022: 234].

Также проведен анализ медийной репрезентации социальных проблем Челябинска и городов - его побратимов в Великобритании и США в российских, британских и американских СМИ. Образ Челябинска изучает-

ся на основании дискурсивного и фреймового анализа новостных текстов и заголовков в русскоязычных региональных и федеральных источниках. Региональными и федеральными СМИ сформирован образ промыш-ленно развитого города-миллионника с острыми социальными и экологическими проблемами. Региональная пресса уделяет большее внимание социально значимым вопросам, а федеральная - экологическим [Кушне-рук, Олизько 2021].

Настоящая статья посвящена анализу характеристик Челябинска -столицы Южного Урала и Челябинской области, которые попали в фокус внимания англоязычных СМИ. В статье рассматриваются проблемы, которые привлекли внимание зарубежных журналистов, освещающих жизнь Челябинска, Челябинской области и Южного Урала.

Образ территории рассматривается на основе данных крупнейшего современного англоязычного электронного корпуса NOW corpus (News on the Web] с августа 2010 г. по сентябрь 2021 г. включительно1. В выборку включены электронные версии печатных СМИ Азиатско-Тихоокеанского региона и стран Африки (см. табл. 1].

Частота публикаций о Челябинске в СМИ Азиатско-Тихоокеанского региона и стран Африки в 2010-2021 гг.

о гм 00 ■Ч" LO к со 0\ о

Страна ^ о ^ о ^ о ^ о о ^ О о ^ о ^ о ^ о

ГМ гм гм гм гм гм гм гм гм гм гм гм

Австралия - 1 - 6 3 3 13 18 8 10 1 6

Бангладеш - - - 1 - - - 1 - 2 - -

Гана 2 2 2 1

Гонконг - - - 5 - - - - - 2 2 -

Индия 1 1 - 6 6 3 5 9 14 17 10 2

Кения - - 1 1 - - 4 - 2 - 2 -

Малайзия 2 2 6 - - 1

Нигерия - 1 1 - - 1 1 1 6 2 2 1

Новая Зеландия - - - 2 - 2 5 6 6 3 - 1

Пакистан - - - - 3 - 3 3 5 3 - 1

Сингапур - - - 1 1 1 4 42 46 23 6 -

Филиппины - 2 - 1 4 4 10 5 5 8 3 3

Шри-Ланка 1 1 1 - 1 - -

ЮАР - - 1 4 2 2 3 3 4 5 2 1

Путем сплошной выборки были извлечены 443 текста с ключевым словом Chelyabinsk. В зарубежных СМИ наибольшее освещение получили вопросы потенциальной опасности и устранения последствий природно-

1 NOW (News on the Web) corpus. URL: https://dss.princeton.edu/catalog/resource 3421 (дата обращения: 04.02.2023).

го явления (падения метеорита], проблемы окружающей среды (происшествия и катастрофы, связанные с атомной энергией]. На указанных вопросах мы сконцентрируем внимание в данной статье.

Цель статьи - определить и проанализировать средства вербализации тематических фреймов в англоязычных новостных текстах, выявить акторов и специфику ответственности, возложенную на них. Для работы в рамках когнитивного подхода можно использовать различные содержательные классификации медиафреймов [Самкова 2021: 160]. В настоящей статье исследуется содержание новостных текстов, которое соотносится с устойчивыми для зарубежных СМИ тематическими блоками. Поэтому типология по Ш. Айенгару определена как основная. В ее основе лежит содержание новостного текста, конкретность / обобщенность и атрибуция (приписывание] ответственности [Iyengar, Simon 1993]. В данной статье рассматриваются тематические фреймы и их функции: определение проблем Челябинска и Челябинской области, установление причинно-следственной связи, моральная оценка и предложение решений. Функции рассматриваются по Р.М. Энтману [Entman 1993: 52], чтобы определить, на чем СМИ концентрируют внимание общественности в процессе конструирования образа города и области.

Тематические фреймы

Большая часть (97 %) нашей выборки содержит тематические фреймы, которые служат основой представления образа города и области в англоязычных новостных текстах. Тематические фреймы освещают более широкий контекст [Iyengar, Simon 1993: 369], новостные тексты носят преимущественно аналитический характер, они более абстрактные [Gross 2008].

Падение метеорита как центральная тема представлено в азиатско-тихоокеанских и африканских СМИ как аварийное событие: such a "near miss" event, и апокалиптическая (apocalyptic] катастрофа с непредсказуемыми, недооцененными и потенциально опасными последствиями для города с миллионным населением. В зарубежных СМИ метеорит обозначается разными словами. Мы расположили наименования по частотности (см. рис.].

Суффиксы -oid, -ite, -ide, с помощью которых образованы лексемы, указывают на принадлежность слов к книжной лексике и терминам. Книжная лексика в данных новостных текстах выполняет номинативную и информативную функции, тематический фрейм определяет источник проблемы абстрактно.

Используемые для описания события глаголы создают сценарий: hit Earth's atmosphere (пробил атмосферу земли], penetrated the atmosphere (проник в атмосферу], flared spectacularly in the skies (вспыхнул в небе], blazed over (засверкал], streaked through the sky and exploded into pieces

(пронесся по небу и разорвался на кусочки), broke up, burst over, sent out a blast (взорвался).

space rock (космический камень) 1 1

superbolide (суперболлд) 1 1

bolide (болид) 1 1

firebaJl (огненный шар) 1 4

meteorite (метеорит) 1 19

meteor (метеор) I 23

asteroid (астероид)

0 10 20 30 40 50 60

Падение метеорита как наиболее частотный тематический фрейм, %

Согласно зарубежным СМИ, риски события были недооценены: risks have been underestimated, последствия были разрушительными: the shockwave broke / damaged / smashed and blew out / upset / interrupted (взрывная волна сломала / нарушила / разбила вдребезги / дестабилизировала / прервала). Вследствие падения люди были ранены, здания разрушены, стекла разбиты, а также нарушены телефонная сеть и электросеть, прервано газоснабжение. Количество пострадавших в некоторых контекстах не уточняется: this object injured thousands (от этого объекта пострадали тысячи), а в части текстов приводится округленное число, которое варьируется от сотен до тысячи шестисот людей.

В данном случае источником чрезвычайной ситуации природного характера (актором) выступает природный объект - метеорит, которому приписываются антропоморфные черты и дается негативная характеристика: sneaky (коварный), deadly (смертельный), a killer asteroid (астероид-убийца), a 'city killer' asteroid (астероид - убийца города).

Зарубежные журналисты прибегают к манипуляции цифрами и ложной аналогии, используя «социальную математику» - метод представления числовых данных, основанный на сравнении менее известной проблемы со знакомыми примерами, чтобы вызвать сильную реакцию аудитории [Yocco, Pulli 2016]. В качестве иллюстрации применения приема ложной аналогии и использования «социальной математики» можно привести сравнение силы взрыва метеорита с ядерным взрывом в Хиросиме, который вызывает негативные ассоциации о сравниваемом объекте: the equivalent force of 30 times that of the nuclear bomb dropped on Hiroshima

during WWII (взрыв силой в 30 раз превышающей силу ядерной бомбы, сброшенной на Хиросиму во время Второй мировой войны). На основе ассоциативных связей с высокой степенью разрушения, какую вызвал ядерный взрыв в Хиросиме, создано представление о разрушительных последствиях падения метеорита в Челябинске.

Важность вопроса космической безопасности выражается в идиоме need of the hour (первостепенной важности) и с использованием превосходной степени прилагательного: the second largest air burst recorded in history (второй по величине воздушный взрыв, зарегистрированный в истории). Ответственность за космическую безопасность, по мнению журналистов, должны нести руководители ряда стран: cooperation among the U.S., Russia and China against the threat of asteroid collisions (сотрудничество США, России и Китая против угрозы столкновения с астероидами) и Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства: NASA is supposed to spot 90 % of dangerous asteroids by 2020 (к 2020 году НАСА должно обнаружить 90 % опасных астероидов). Решением вопроса явились рекомендации по новому плану защиты от астероидов, принятые Организацией Объединенных Наций. Журналисты подчеркивают, что рекомендации являются ответом на удар астероида и первыми шагами в предотвращении столкновения Земли с астероидом.

Не менее широкое освещение получил вопрос о ядерной катастрофе: с помощью фреймов формируется представление об аварии 1957 г. на производственном объединении (далее - ПО) «Маяк» как об одной из самых серьезных ядерных катастроф: worst nuclear disaster (наихудшая ядерная катастрофа), в результате которой радиация достигла смертельного уровня: lethal radiation level. Использование имени прилагательного worst (наихудший) может представляться неудачным в словосочетании worst nuclear disaster. Однако в контексте новостного сообщения превосходная степень прилагательного worst обозначает наивысшую степень разрушения, что увеличивает важность проблемы.

ПО «Маяк», которое на момент аварии в 1957 г. именовалось как Комбинат № 8171, расположено в г. Озерске Челябинской области. Для создания образа города используется контраст в описании Озерска, который в тот момент именовался как Челябинск-40.

ПО «Маяк» расположено у истоков р. Течи, которая часто подвергалась интенсивному радиоактивному загрязнению [Кузнецов, Хохлова, Колотухин 2013]. Именно река более всего пострадала от сброса радиоактивных отходов. В новостных текстах приводится фактуальная информация: Mayak dumped 76 million cubic metres of radioactive waste into the Techa River in the 1950s (в 1950-е гг. «Маяк» сбросил в реку Течу 76 миллионов кубометров радиоактивных отходов). Тексты содержат оценочную информацию: huge quantities of radioactive waste were dumped directly into a

1 Озерск // Большая российская энциклопедия. Т. 23. М., 2013. С. 733.

river and lakes (огромное количество радиоактивных отходов было сброшено прямо в реки и озёра); the river had become deadly (река стала смертельно опасной).

В одном из указанных выше примеров нет прямого упоминания акторов: as soon as the factory was set up they just started dropping radioactive waste straight into the river and they dropped in much more than Chernobyl (как только построили завод, они тотчас начали сбрасывать радиоактивные отходы прямо в реку, и сбросили их в гораздо большем количестве, чем в Чернобыле). У местоимения they отсутствует антецедент, однако глагол действия drop со значением 'намеренно позволить чему-то упасть' приводит к выводу, что речь идет о сотрудниках комбината. Следовательно, в новостных текстах акторами, на которых возлагается ответственность за возникновение проблемы, назначается руководство комбината.

Журналисты формируют отрицательный образ территории, сравнивая «Маяк» с Чернобыльской АЭС и Фукусимой-1. Отмечается, что радиационное заражение возле «Маяка» хуже, чем в местах ядерных катастроф: imagine living in a place with more radiation contamination than Fukushi-ma, by some measures, more than Chernobyl (представьте себе жизнь в месте с большим радиационным загрязнением, чем на Фукусиме-1, по некоторым меркам большим, чем в Чернобыле).

Авторами новостных текстов приводится широкий спектр болезней, связанных с радиационным загрязнением. Слово all используется для выражения обобщения: all over this region a third generation of severely handicapped children is being born (по всему региону рождается третье поколение детей с тяжелыми формами инвалидности); all the nervous diseases that a lot of local people have are linked with radiation (все нервные заболевания, которые есть у многих местных жителей, связаны с радиацией). В контекстах наблюдается оценочная лексика: наречия severely (с тяжелой степенью), vastly (значительно) для обозначения степени нарушения, обстоятельство времени for years (годами, в течение многих лет) для выражения продолжительного срока. Глаголы и глагольные формы, «актуализирующие оценочный компонент значения и заведомо настраивающие читателя на заданную адресантом интерпретацию события с позиции негативной оценки» [Варзапова 2020: 19], например soar (резко возрасти) и bed-ridden (прикован к кровати): genetic mutations soared (генетические мутации резко возросли); there are numerous houses here where people are bed ridden (здесь много домов, где люди прикованы к постели); doctors have for years recorded rates of chromosomal abnormalities, birth defects and cancers vastly higher than the Russian average (врачи годами фиксируют уровень хромосомных аномалий, врожденных дефектов и рака, значительно превышающий средний показатель по России).

Также освещается опасность очередной ядерной аварии: резкий всплеск радиоактивного изотопа рутения-106 в воздухе. Содержание изотопа превышено почти в тысячу раз. Согласно новостным текстам, это разрушительно (devastating) и пагубно для здоровья человека. Для убедительности аргументов журналисты новостных текстов ссылаются на авторитетные источники. Однако предоставленные факты об опасности рутения-106 противоречивы. Российская метеорологическая служба классифицировала выброс как «чрезвычайно сильное загрязнение», отметив высокий уровень радиации в жилых районах: ...high levels of radiation in residential areas near Rosatom's Mayak plant. А в сообщении Службы защиты прав потребителей России говорится, что рутений-106 не представляет угрозы для здоровья населения: Russia's Consumer Rights Protection service said the ruthenium 106 posed no threat to public health. Для представления фактов используется:

• нейтральная лексика: France's nuclear safety agency earlier this month said it recorded radioactivity (агентство по ядерной безопасности Франции ранее в этом месяце заявило, что зафиксировало радиоактивность);

• оценочная лексика как маркер выражения субъективности: French and German radiation safety officials identified the southern Ural Mountain region, home of Mayak, as the likely source of a cloud of a radioactive isotope (французские и немецкие должностные лица по вопросам радиационной безопасности определили район южных Уральских гор, где находится ПО «Маяк», как вероятный источник облака радиоактивного изотопа).

Акторами, ответственными за решение проблемы радиоактивного загрязнения, выступают органы государственного управления. На языковом уровне они обозначаются с помощью имен существительных или именных групп и занимают синтаксическую позицию подлежащего. Их деятельность характеризуется с помощью:

• глаголов и существительных, в семантике которых репрезентируется сокрытие и отрицание: the Government did everything it could to hide the truth, and deny the devastating impact on health (правительство сделало всё возможное, чтобы скрыть правду, и отрицает разрушительное воздействие на здоровье); Russian authorities had repeatedly denied responsibility (российские власти неоднократно отрицали ответственность); after repeated denial, Russia has finally admitted (после неоднократного опровержения Россия наконец признала); the Russian government's apparent reluctance to publicise information about a radiation leak, and a potential health hazard (очевидное нежелание российского правительства обнародовать информацию об утечке радиации и потенциальной опасности для здоровья);

• отрицательных предложений: Russian authorities have said they are not aware of an accident (российские власти заявили, что им ничего не известно об аварии); Russian authorities insisted, however, that the contamination

posed no health risks (однако российские власти настаивали на том, что заражение не представляло опасности для здоровья).

Рекомендации по решению проблемы, предлагаемые в новостных текстах, включают строительство новых атомных реакторов.

Результаты исследования и их обсуждение

Изучив фреймирование образа территории в англоязычных СМИ Азиатско-Тихоокеанского региона и стран Африки, мы реконструировали образ Челябинска и Челябинской области как преимущественно обобщенного и негативного конституирующего компонента в риторике зарубежных средств массовой информации.

Мы пришли к выводу, что преобладающее большинство фреймов (97 %) - тематические. Зарубежные СМИ склонны отдавать предпочтение тематическим фреймам, потому что они предоставляют более общий контекст, а исторические сводки и статистические данные как способы реализации фреймов эффективны с позиции формирования и организации знаний и идей зарубежной аудитории о российском городе и области.

Зарубежная медиасфера обладает богатыми ресурсами для формирования образа территории. В большинстве случаев в электронных версиях печатных СМИ Азиатско-Тихоокеанского региона и стран Африки адекватно отражаются проблемы / вопросы / события, происходящие в городе и области. Проанализировав функции фреймов по Р. Энтману, мы сделали вывод, что в рассмотренном материале фреймирование используется для того, чтобы определить вопрос или событие как проблему и выявить причину, реже - для того, чтобы выработать подход к ее решению, и крайне редко - чтобы дать моральную оценку. В англоязычных новостных текстах обнаружены следующие проблемы Челябинска и Челябинской области: падение метеорита, ядерная катастрофа и сопутствующие им социальные проблемы - недостаточная помощь государства при чрезвычайных ситуациях.

В новостных текстах, в которых обнаружены тематические фреймы, используется терминология, книжная лексика. Несмотря на то, что тематический фрейм не предполагает наличие компонента оценочности, в англоязычных новостных текстах он присутствует. Для наглядности авторы новостных текстов прибегают к манипуляции цифрами и используют сравнения отрицательного характера: мощность взрыва метеорита сравнивается с силой ядерной бомбы в Хиросиме. Также используются глаголы и глагольные формы, наречия, имена прилагательные, указывающие на степень проявления нарушения или ущерба: резко возрасти, с тяжелой степенью, значительно, некоторый, чрезмерный, огромный, наихудший. Это может быть обосновано механизмом конструирования, который «связан с неизбежным субъективизмом конкретного представителя медиасферы, редакционной политикой, форматом издания, социо-

культурным и национальным контекстом трактовки сообщений» [Сидор-ская 2021: 184].

Приписывание ролей служит средством создания мощного прагматического эффекта. Природе, руководству организации приписывается роль виновника, а органам власти - ответственного за решение проблемы. При тематическом фреймировании ответственность возлагают на факторы, не зависящие от отдельного индивида, на органы власти: администрация города, правительство страны и федеральные службы, - общество, а также природный объект (метеорит), которому приписываются антропоморфные черты. Зарубежные СМИ выстраивают образ территории на основе сведений о событиях, в том числе в виде фреймов-сценариев, например падение метеорита как масштабная катастрофа.

Заключение

Тематические фреймы создают абстрактное представление о Челябинске и образуют обобщенный образ Челябинской области. В рамках тематического фреймирования в англоязычных новостных текстах проблемы Челябинска и Челябинской области часто не разграничиваются. Челябинск представляется в СМИ Азиатско-Тихоокеанского региона и стран Африки, в основном, отрицательно (85 %) - как город, который пережил падение метеорита, в котором неблагоприятная экологическая ситуация и который столкнулся с проблемами безопасного развития атомной энергетики.

Список литературы

Благова Ю.А. Формирование международного имиджа ФРГ в мировом политическом процессе: дис. ... канд. полит. наук. М., 2013. 194 с. Буланов А.В., Драчева Ю.Н., Опахина Е.В. Медиаобраз Вологодской области в европейских СМИ // Вестник Череповецкого государственного университета. 2016. № 6 (75). С. 49-57. Варзапова В.Ю. Заголовок англоязычного медиатекста как объект лингвосемио-тического исследования (на материале заголовков сетевых версий изданий The Telegraph и The Independent): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Хабаровск, 2020. 22 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Глушкова Т.С., Зайцева О.А. Медиаобраз как инструмент создания территориального имиджа: когнитивный аспект // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2017. № 3 (29). С. 50-57. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2017.29.50.

Гравер А.А. Образ, имидж и бренд страны: понятия и направления исследования // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2012. № 3 (19). С. 29-45. Кондратьева О.Н. Номинативное поле медиаконцепта «Кузбасс» в региональных СМИ // Медиаобраз региона в современной массовой коммуникации: мо-ногр. / науч. ред. Е.Н. Ильина. Вологда: ВоГУ, 2022. С. 265-274.

Кузнецов В.М., Хохлова М.С., Колотухин С. П. Результаты первого этапа комплексного радиоэкологического обследования поймы реки Теча (Челябинская область) // Пространство и Время. 2013. № 3 (13). С. 182-189.

Кушнерук С. Л. Реальность российского промышленного региона в американских СМИ: аспекты фреймирования // Научный диалог. 2022. Т. 11, № 4. С. 218238. DOI: 10.24224/2227-1295-2022-11-4-218-238.

Кушнерук, Олизько 2021 - Медийная репрезентация социальных проблем городов-побратимов: моногр. / под ред. С.Л. Кушнерук, Н.С. Олизько. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2021. 237 с.

Маленова Е.Д., Терских М.В. Медиаобраз сибирского региона (по материалам современных американских СМИ) // Человек в мире культуры. 2015. № 3. C. 19-30.

Наумова А.П., Бочкарева В.В. Брендинг города: языковые средства формирования имиджа // Homo Loquens (Вопросы лингвистики и транслятологии): сб. ст. Волгоград: ВолГУ, 2017. Вып. 10. С. 49-60.

Онал И.О. Языковые средства создания медиаобраза Турции (на материале российских интернет-источников) // Медиаобраз региона в современной массовой коммуникации: моногр. / науч. ред. Е.Н. Ильина. Вологда: ВоГУ, 2022. С. 78-86.

Самкова М.А. Фреймирование в опыте медийного конструирования образа города // Политическая лингвистика. 2021. № 5 (89). С. 157-167. DOI: 10.26170/1999-2629_2021_05_18.

Сидорская И.В. Об употреблении терминов «образ» и «имидж» в русскоязычных исследованиях проблемы медиарепрезентации территорий // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2021. № 3. С. 173-197.

Соболева Е.Г., Дуреко Е.Ю. Ключевые смыслы «Екатеринбург - третья столица» в федеральном и региональном медийных дискурсах // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2015. Т. 138, № 2. С. 100-106.

Сушненкова И.А. Лингвокогнитивное моделирование как перспективный метод исследования регионального имиджа (на примере имиджа Омской области) // Вестник Омского университета. 2011. № 4. С. 233-237.

Chong D., Druckman J.N. A Theory of Framing and Opinion Formation in Competitive Elite Environments // Journal of Communication. 2007. No. 57. P. 99-118.

Entman R.M. Framing: Toward Clarification of a Fractured Paradigm // Journal of Communication. 1993. Vol. 43, iss. 4. P. 51-58.

Entman R.M. Framing U.S. Coverage of International News: Contrasts in Narratives of the KAL and Iran Air Incidents // Journal of Communication. 1991. Vol. 41, iss. 4. P. 6-27.

Gross K. Framing Persuasive Appeals: Episodic and Thematic Framing, Emotional Response, and Policy Opinion // Political Psychology. 2008. No. 29. P. 169-192.

Iyengar S., Simon A. News Coverage of the Gulf Crisis and Public Opinion: A Study of Agenda-Setting, Priming, and Framing // Communication Research. 1993. No. 20. P. 365-383.

Yocco V., Pulli A. Social Math: A Method to Make Complex Data Meaningful // Bulletin of the Association for Information Science and Technology. 2016. No. 42. P. 23-26.

References

Blagova, Yu.A. (2013), Formirovanie mezhdunarodnogo imidzha FRG v mirovom poli-ticheskom protsesse [Formation of the International Image of Germany in the World Political Process], PhD Thesis, Moscow, 194 p. (in Russian).

Bulanov, A.V., Dracheva, Yu.N., Opakhina, E.V. (2016), Concept of Vologda region in European mass media. Cherepovets State University Bulletin, No. 6 (75), pp. 4957. (In Russian).

Chong, D., Druckman, J.N. (2007), A Theory of Framing and Opinion Formation in Competitive Elite Environments. Journal of Communication, No. 57, pp. 99-118.

Entman, R.M. (1993), Framing: Toward Clarification of a Fractured Paradigm. Journal of Communication, Vol. 43, iss 4, pp. 51-58.

Entman, R.M. (1991), Framing U.S. Coverage of International News: Contrasts in Narratives of the KAL and Iran Air Incidents. Journal of Communication, Vol. 41, iss. 4, pp. 6-27.

Glushkova, T.S., Zaytseva, O.A. (2017), Media Image as a Tool of Territory Image Creation: Cognitive Aspect. Russian Journal of Social Sciences and Humanities, No. 3 (29), pp. 50-57. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2017.29.50. (in Russian).

Graver, A.A. (2012), The obraz, image and brand of the country: concepts and directions. Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science, No. 3 (19), pp. 29-45. (in Russian).

Gross, K. (2008), Framing Persuasive Appeals: Episodic and Thematic Framing, Emotional Response, and Policy Opinion. Political Psychology, No. 29, pp. 169-192.

Iyengar, S., Simon, A. (1993), News Coverage of the Gulf Crisis and Public Opinion: A Study of Agenda-Setting, Priming, and Framing. Communication Research, No. 20, pp. 365-383.

Kondrat'eva, O.N. (2022), Nominativnoe pole mediakontsepta «Kuzbass» v region-al'nykh SMI [Nominative field of the media concept "Kuzbass" in the regional media]. Il'ina, E.N. (ed.) Mediaobraz regiona v sovremennoi massovoi kommuni-katsii [The media image of the region in modern mass communication], Monograph, Vologda, Vologda State University publ., pp. 265-274. (in Russian).

Kushneruk, S.L. (2022), Reality of Russian Industrial Region in American Media: Aspects of Framing. Nauchnyi dialog, Vol. 11, no. 4, pp. 218-238. DOI: 10.24224/2227-1295-2022-11-4-218-238. (in Russian).

Kushneruk, S.L., Oliz'ko, N.S. (eds.) (2021), Mediinaya reprezentatsiya sotsial'nykh problem gorodov-pobratimov [Media Representation of the Social Problems of Twin Cities], Monograph, Chelyabinsk, Chelyabinsk State University publ., 237 p. (in Russian).

Kuznetsov, V.M., Khokhlova, M.S., Kolotukhin, S.P. (2013), Results of the First Stage of Complex Radiation and Environmental Research of the Techa River Flood Plain (Chelyabinsk Region). Space and Time, No. 3 (13), pp. 182-189. (in Russian).

Malenova, E.D., Terskikh, M.V. (2015), Media-image of Siberian Region (Based on Analysis of the Modern American Media). Chelovek v mire kul'tury, No. 3, pp. 19-30. (in Russian).

Naumova, A.P., Bochkareva, V.V. (2017), Brending goroda: yazykovye sredstva formi-rovaniya imidzha [City branding: language means of image formation]. Homo

Loquens (Voprosy lingvistiki i translyatologii) [Homo Loquens (Issues of Linguistics and Translatology)], Iss. 10, Volgograd, Volgograd State University publ., pp. 49-60. (in Russian).

Onal, I.O. (2022), Yazykovye sredstva sozdaniya mediaobraza Turtsii (na materiale rossiiskikh internet-istochnikov) [Linguistic means for creating the media image of Turkey (based on the Russian Internet sources)]. Il'ina, E.N. (ed.) Mediaobraz regiona v sovremennoi massovoi kommunikatsii [The media image of the region in modern mass communication], Monograph, Vologda, Vologda State University publ., pp. 78-86. (in Russian).

Samkova, M.A. (2021), Framing in Media Construction of City Image. Political Linguistics, No. 5 (89), pp. 157-167. DOI: 10.26170/1999-2629_2021_05_18. (in Russian).

Sidorskaya, I.V. (2021), On Using the Term "Image" in Russian-Language Studies into the Problem of Media Representation of Territories. Vestnik Moskovskogo uni-versiteta. Seriya 10. Zhurnalistika, No. 3, pp. 173-197. (in Russian).

Soboleva, E.G., Dureko, E.Yu. (2015), The key meanings 'Ekaterinburg is the third capital' in the federal and regional media discourses. Izvestia Ural Federal University Journal. Series 1. Issues in Education, Science and Culture, Vol. 138, no. 2, pp. 100-106. (in Russian).

Sushnenkova, I.A. (2011), Cognitive-linguistic modeling as a perspective method of research of regional image (by example of image of Omsk region). Herald of Omsk University, No. 4, pp. 233-237. (in Russian).

Varzapova, V.Yu. (2020), Zagolovok angloyazychnogo mediateksta kak obyekt ling-vosemioticheskogo issledovaniya (na materiale zagolovkov setevykh versii iz-danii The Telegraph i The Independent) [The title of an English-language media text as an object of linguo-semiotic research (based on the titles of online versions of The Telegraph and The Independent)], Author's abstract, Khabarovsk, 22 p. (in Russian).

Yocco, V., Pulli, A. (2016), Social Math: A Method to Make Complex Data Meaningful. Bulletin of the Association for Information Science and Technology, No. 42, pp. 23-26.

THE CONSTRUCTION OF THE CITY IMAGE IN FOREIGN MEDIA: A STUDY OF THEMATIC FRAMING

M.A. Samkova

Chelyabinsk State University (Chelyabinsk, Russia)

Abstract: The key research question is what image of the city of Chelyabinsk, and Chelyabinsk region is built in the English-spoken media of Asia-Pacific region and African countries. The paper aims to analyze the key actors within the frame theory and how frames can be applied to build the image of the city and region. It also deals with frame effects on the actors' responsibility. We have analyzed 443 English news texts taken from the NOW Corpus. The main research method is frame analysis. According to S. Iyengar, there are thematic and episodic news frames. The research findings reveal that thematic frames (97%) prevailed over

episodic ones (3%). A thematic news frame creates a generalized image of Chelyabinsk and Chelyabinsk region. Thematic news frames attribute the responsibility for the city and region problems to the authorities, or government, or an object (an asteroid). Thematic news frame use emotional evaluative vocabulary, terms, action verbs, metaphors, and epithets of anthropomorphic semantics.

Key words: mass media, the image of the territory, media framing, news text, thematic frame, image of the city, Chelyabinsk, NOW Corpus, Asia-Pacific region, rating of regions, rating of Russian regions.

For citation:

Samkova, M.A. (2023), The construction of the city image in foreign media: a study of thematic framing. Communication Studies (Russia), Vol. 10, no. 2, pp. 350-364. DOI: 10.24147/2413-6182.2023.10(2).350-364. (in Russian).

About the author:

Samkova, Maria Andreevna, PhD, Associate Professor of the Department of Theory and Practice of the English Language

Corresponding author:

Postal address: off. 336, 129, Brat'ev Kashirinykh ul., Chelyabinsk, 454001, Russia

E-mail: _degi_@mail.ru

Received: February 8, 2023

Revised: February 11, 2023

Accepted: March 27, 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.