УДК 81-42
DOI: 10.14529/ling170405
ТЕМАТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА НОВОСТНОГО УНИВЕРСИТЕТСКОГО ДИСКУРСА
Т.Н. Хомутова, И.Ю. Парулина
Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия
Исследуется проблема тематической структуры новостного университетского дискурса. Уточняется понятие университетского дискурса. Обосновывается выбор интегрального подхода к языку и тексту в качестве наиболее продуктивного для анализа. Устанавливается существующая иерархия тем новостного университетского дискурса сайта ЮУрГУ. Проводится сопоставительный анализ тематических структур новостного дискурса сайтов десяти университетов-участников Программы 5-100. На основе анализа по ключевым словам предлагается оптимизированная тематическая структура новостного дискурса сайта ЮУрГУ. С учетом анализа по ключевым словам и данных проведенного социолингвистического опроса разрабатывается новая интегральная тематическая структура новостного университетского дискурса. Намечаются перспективы дальнейшего исследования.
Ключевые слова: новостной университетский дискурс, тематическая структура, интегральный подход, интегральная модель, новостные статьи, корпус текстов.
Введение
Актуальность настоящего исследования обусловлена неослабевающим интересом ученых к проблемам дискурса вообще и университетского дискурса в частности. В эпоху глобализации высшего образования именно университетский дискурс представляет собой основную единицу коммуникации представителей академического сообщества. В основе отнесения дискурса к университетскому лежит социальная реальность, сфера деятельности представителей академического сообщества, т. е. тематический аспект дискурса, который выражается с помощью разнообразных языковых средств, в том числе лексических, имеющих в своем значении компонент, связанный с университетом.
В настоящее время в качестве эффективного канала взаимодействия участников коммуникации активно используется интернет-дискурс, в частности, такой способ коммуникации встречается на различных веб-сайтах, где интернет-дискурс реализуется в виде политического, исторического, новостного, бытового, медицинского, университетского и других типов дискурса. Взаимодействие университетского и интернет-дискурса может быть проиллюстрировано веб-сайтами университетов. Являясь важнейшим способом обеспечения быстрой и эффективной коммуникации образовательных учреждений, дискурс веб-сайтов университетов имеет ярко выраженную прагматическую направленность. Одной из целей данного типа дискурса служит создание образа «идеального» учебного заведения, привлечение потенциальных студентов, ученых, спонсоров, распространение новейших достижений в области науки и образования. От того, насколько успешно дискурс университета достигает своих целей, зависят благо-
состояние и репутация учебного заведения, поэтому в дискурсе сайтов используются самые яркие и убедительные средства создания позитивного имиджа.
Особый интерес в этом плане представляет новостной университетский дискурс, в котором отражается вся актуальная разноплановая информация об университете. Недостаточная изученность новостного типа университетского дискурса с лингвистической точки зрения вызывает необходимость восполнить этот пробел с помощью актуальных количественных и качественных методов исследования в рамках современной интегральной парадигмы описания языка.
Объектом исследования настоящей статьи является новостной университетский интернет-дискурс, лингвистические особенности которого, в первую очередь, проявляются в его тематической структуре как особой организации дискурсов различных тематик в рамках одного типа дискурса. Под тематической структурой дискурса мы понимаем целостную организацию наиболее общих глобальных тем, о которых мы узнаем в процессе коммуникации, это модель предметной области данного дискурса. Мы полагаем, что тематическая структура университетского дискурса, представленная на официальных сайтах университетов, тем более актуальна для изучения, поскольку должна в полной мере отражать специфику дискурса в академической среде. Именно поэтому предметом исследования стала тематическая структура раздела «Новости» сайта Южно-Уральского государственного университета (национального исследовательского университета) - ЮУрГУ (НИУ).
ЮУрГУ является одним из наиболее значимых высших учебных заведений России. Согласно рейтингу Министерства образования и науки Рос-
сийской Федерации, ЮУрГУ входит в десятку ведущих российских университетов. В 2015 г. университет вошел в Программу 5-100, целью которой является вхождение и закрепление университета в числе ведущих мировых университетов: получение места в числе Топ-100 по основным международным рейтингам (THE или QS), а также в предметных рейтингах по компьютерным наукам, аэрокосмическому инжинирингу и материаловедению [3]. Однако, как показало наше предварительное исследование, тематическая структура раздела «Новости» сайта ЮУрГУ не является оптимальной.
Цель настоящей работы - исследовать тематическую структуру новостного университетского дискурса сайта ЮУрГУ. Практическое приложение работы мы видим в создании новой тематической структуры раздела «Новости» сайта ЮУрГУ.
Цель определяет задачи исследования:
1. Дать интегральное определение понятия «университетский дискурс».
2. Собрать корпус новостных статей университетского дискурса.
3. Провести статистический анализ корпуса статей с целью выявления их частотного распределения в рамках существующей тематической структуры сайта ЮУрГУ и на его основе выявить иерархию тем университетского дискурса.
4. Выделить ключевые слова для каждой темы.
5. Провести сравнительный анализ тематических структур сайтов 10 других университетов-участников программы 5-100, на основе которого оптимизировать существующую тематическую структуру сайта ЮУрГУ, перераспределив статьи корпуса по новым темам.
6. Провести социолингвистический опрос с целью выявления модели тематической структуры сайта ЮУрГУ, наиболее удобной для пользователя сайта.
7. Разработать новую модель тематической структуры новостного университетского дискурса для сайта ЮУрГУ.
Материалом исследования послужил новостной университетский дискурс, под которым мы понимаем университетский дискурс новостей сайта университета. Корпус текстов, собранный для анализа, представлен 1135 новостными статьями, взятыми с официального сайта ЮУрГУ [3] за период с 1 января по 31 декабря 2015 г.
1. Интегральный подход к исследованию
университетского дискурса
Интегральный подход к языку и тексту мы считаем оптимальным для исследования тематической структуры университетского дискурса, поскольку он охватывает все его аспекты (когнитивный, социальный, культурный и языковой), позволяя таким образом рассматривать тематическую структуру в единстве всех аспектов дискурса [5].
Сущность интегрального подхода состоит в том, что в нем объединяются различные точки зрения на один и тот же объект исследования в целях его целостного, разностороннего, объемного представления. При этом все составные части интегрального подхода являются не простой совокупностью, а объединяются общей идеей, позволяющей определять их взаимосвязь и взаимозависимость при описании и объяснении объекта исследования. Интегральный подход к исследованию языка и текста позволяет теоретически обосновать их специфику как интегральных рассредоточенных объектов.
Теоретической основой интегрального подхода является «всесекторная, всеуровневая» модель К. Уилбера [8]. Принцип анализа исследуемых объектов в соответствии с этой моделью заключается в том, что каждое событие имеет четыре измерения: субъективное, объективное, интерсубъективное и интеробъективное. Их принято называть секторами. По отношению к языку как рассредоточенному объекту четыре сектора интегральной модели представляют соответственно знание в субъективном секторе, язык как предмет в объективном секторе, культуру в культурном секторе и социальное пространство в социальном секторе. В данной модели секторы соответственно именуются следующим образом: когнитивный, языковой, культурный и социальный. Все эти секторы взимосвязаны и взаимообусловлены и активируются в процессе коммуникации, т. е. в дискурсе.
Существует несколько подходов к определению соотношения понятий дискурс и текст, мы будем придерживаться мнения, что текст и дискурс представляют собой различные аспекты коммуникации. Дискурс в такой трактовке - речевая деятельность, процесс; текст - продукт этой деятельности и средство коммуникации. В таком понимании дискурс фактически обозначает текст в неразрывной связи с ситуативным контекстом коммуникативного процесса. Дискурс вслед за Е.В. Сидоровым понимается как отдельный акт речевой коммуникации, в процессе которого в социокультурном контексте порождается текст, а текст - как знаковая модель сопряженных коммуникативных деятельностей общающихся, как необходимое звено и произведение акта речевой коммуникации в единстве его языковых, деятель-ностных и прочих свойств [4]. Кроме того, интегральный характер текста как предметно-знаковой модели дискурса в полной мере свойственен и для дискурса в целом. Таким образом, можно считать целесообразным применение интегрального подход, который ранее был применен по отношению к языку и тексту, к анализу дискурса.
В этом случае университетский дискурс можно трактовать как тип дискурса, который отражает когнитивную, языковую, культурную и социальную действительность в контексте университета.
Типология университетского дискурса не изучена и подлежит детальному исследованию. Применяя интегральный подход, в самом общем виде мы можем выделить следующие типы университетского дискурса: в когнитивном секторе - по предметной области знания - это самые разнообразные дискурсы, например, дискурсы на темы «история», «информационные технологии», «лингвистика» и т. д., в зависимости от изучаемого предмета или поднимаемой темы; в социальном секторе - по целевой аудитории - это дискурсы специальные, учебные, популярные, неспециальные; в культурном секторе - по принадлежности к той или иной культуре - это дискурсы культурно-нейтральные и культурно-специфические; в языковом секторе -по жанровой принадлежности - это дискурсы лекций, курсовых и квалификационных работ, проектов, докладов, монографий, статей, эссе, контрольных работ, рекламные, новостные и т. д. Исходя из этого, новостной университетский дискурс, являющийся объектом нашего исследования, можно предварительно охарактеризовать как универсальный по тематике, неспециальный, культурно-нейтральный. Как в капле воды отражается солнце, так и в новостном университетском дискурсе отражается вся жизнь университета. Именно поэтому изучение тематической структуры новостного университетского дискурса представляется весьма актуальным.
2. Тематическая структура новостного
дискурса сайта ЮУрГУ
Как указывалось выше, тематическая структура дискурса представляет собой целостную организацию наиболее общих, глобальных тем, о которых читатель узнает из текста. Это модель предметной области данного текста, которая вы-ляется посредством свертывания информации текста [2]. Таким образом, можно утверждать, что тематическая структура новостного университетского дискурса характеризуется определенным
набором общих тем, типичных для академической среды (наука, образование, международная деятельность, достижения и т. д.).
На момент окончания сбора корпуса (январь 2016) тематическая структура сайта ЮУрГУ была представлена следующим образом:
• 70 лет ЮУрГУ
• Александр Шестаков
• Выпускники
• Герман Вяткин
• Дистанционное обучение
• Культура
• Международные связи
• Наука
• Общие
• Приём
• Проект 5-100
• Профсоюзный комитет
• События
• Спорт
• Фото
Для проведения статистического анализа корпуса статей с целью выявления их частотного распределения в рамках существующей тематической структуры сайта ЮУрГУ была использована компьютерная система LanA-Key [7] (автоматический экстрактор именных и ключевых фраз из текстов различной тематики), которая позволила не только выявить ключевые слова в каждой из тем, но и впоследствии перераспределить некоторые статьи по различным темам. Каждая из статей корпуса была преобразована в формат 1x1 и распределена в папку с темой, заявленной на сайте. Затем набор статей по каждой отдельной теме был проанализирован с помощью системы LanA-Key, что позволило выделить основные ключевые слова и именные фразы в каждой теме.
Результаты анализа по каждой из тем представлены в табл. 1. Ключевые слова представлены в порядке убывания частоты их употребления.
Таблица 1
Результаты статистического анализа тематической структуры сайта ЮУрГУ
№ Тема новостных статей Количество статей Ключевые слова и фразы
1 70 лет ЮУрГУ 0 -
2 Александр Шестаков 2 Александр Шестаков, ректор, посещать, визит, конференция
3 Выпускники 78 Выпускник, достижение, группа, бывший студент, проект, диплом, лидер
4 Герман Вяткин 0 -
5 Дистанционное обучение 51 Магистратура, повышение квалификации, Университет Кларка, международное сотрудничество, онлайн-семинар, программа дистанционного образования, виртуальная конференция
6 Культура 223 Событие, концерт, пьеса, музей, искусство, выставка, соревнование, конкурс
Международная деятельность Международное сотрудничество, иностранный студент, маги-
7 151 стерская программа, перспектива, делегация, международная конференция
Окончание табл. 1
№ Тема новостных статей Количество статей Ключевые слова и фразы
8 Наука 154 Аспирант, конференция, диссертация, достижение, академическое развитие, инновация, ученый, научный проект
9 Общие 151 Мастер-класс, объявление, кампания, христианский, православный, религия, благотворительность, волонтер
10 Приемная комиссия 17 Приемная комиссия, поступление, прием, комиссия, магистерская программа, выпускник школы, абитуриент, бюджет, контракт
11 Проект 5-100 27 Развитие, преимущество, рейтинг, превосходство, перспектива, участник, программа, успех, грант, субсидия
12 Профсоюзный комитет 52 Конкурс, концерт, кампания, участник, флеш-моб
13 События 92 Конференция, концерт, выпускной, вручение дипломов, мастер-класс, годовщина
14 Спорт 114 Чемпионат, соревнование, победитель, призер, команда, спортсмен, студент, атлет
15 Фото 23 Фото, концерт, конференция, соревнование, вручение дипломов, мастер-класс
Как показал наш анализ, статьи из первой темы не представлены в корпусе, поскольку описываемое событие прошло в 2013 г. (университет был создан в 1943 г.). Таким образом, эту тему можно считать неактуальной в настоящее время. Кроме того, статьи из темы «Герман Вяткин» также не представлены в корпусе, поскольку первая новостная статья по данной теме датируется 9.12.2016.
Результаты, полученные с помощью статистического анализа, позволили определить основные темы, отраженные в новостных статьях, - это культура, международная деятельность, наука, спорт и события, в то время как другие темы, хотя и представлены в корпусе, не располагают большим количеством статей.
3. Модели тематической структуры новостного университетского дискурса университетов-участников Программы 5-100: сопоставительный анализ
Следующим этапом работы над тематической структурой новостных статей сайта ЮУрГУ стал сопоставительный анализ тематических структур новостных сайтов других университетов - участников Программы 5-100. Так, среди 10 сайтов университетов, отобранных для анализа, тематическая структура новостей представлена на 7 сайтах (Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Тюменский государственный университет, Высшая школа экономики, Казанский федеральный университет, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Российский университет дружбы народов). На сайтах
Московского физико-технического института, Новосибирского государственного университета, Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова новости представлены в виде ленты, несистемно.
Далее был проведен анализ тематических структур новостного дискурса на этих 7 сайтах с целью представления возможных моделей его тематической структуры. При анализе моделей учитывались следующие характеристики: набор тем, частота обновления материала в той или иной категории, количество новостей в каждой из тем, а также удобство навигации для пользователя. Таких моделей было составлено четыре (табл. 2).
Основные отличия касаются расположения тем относительно друг друга: такие темы, как «Приемная кампания», «Образование» и «События» в разных вариациях преимущественно располагаются на начальных позициях как наиболее актуальные для большей части пользователей сайта (студенты, преподаватели и абитуриенты), а темы «Фото», «Спорт» и «Разное», как правило, находятся в заключительной части модели как наименее часто обновляемые и актуальные для специфической аудитории сайта.
Основным отличием тематической структуры сайта ЮУрГУ от тематических структур других сайтов университетов-участников программы 5-100 является расположение тем относительно друг друга - на сайте ЮУрГУ темы представлены в алфавитном порядке, без учета релевантности для пользователя сайта, частоты обновления информации, количества статей по каждой теме. Это позволяет сделать вывод о целесообразности оптимизации существующей тематической структуры.
Таблица 2
Модели тематических структур новостного университетского дискурса
№ 1 № 2
• Приемная кампания • Проект 5-100 • Образование • События • Достижения • Международная деятельность • Спорт • Культура • Разное • Фото • Образование • Приемная кампания • События • Международная деятельность • Проект 5-100 • Достижения • Культура • Спорт • Разное • Фото
№ 3 № 4
• События • Культура • Достижения • Международная деятельность • Проект 5-100 • Образование • Приемная кампания • Спорт • Фото • Разное • Приемная кампания • Образование • События • Международная деятельность • Проект 5-100 • Достижения • Культура • Спорт • Разное • Фото
4. Оптимизация тематической структуры новостного университетского дискурса сайта ЮУрГУ
На основе результатов нашего анализа (см. табл. 1) была проведена оптимизация тем новостных статей сайта ЮУрГУ. Так, тема «70 лет ЮУрГУ» была удалена за отсутствием релевантности, темы «Наука» и «Выпускники» были объединены в одну тему «Научные достижения» (первоначально обе темы характеризовались схожим грамматическим (преимущественно прошедшее время глаголов) и лексическим наполнением (ключевые слова), которые призваны информировать читателя о том или ином научном достижении студента, сотрудника или выпускника университета). Также, во избежание нечетких множеств1, тема «События» разделена на подтемы, такие как «Анонсы» (ключевые слова: состоится, конференция, визит, и т. д.), «Культурная жизнь» (ключевые слова: концерт, мастер-класс, флеш-моб, праздник и т. д.), «Научная жизнь» (ключевые слова: конференция, круглый стол, форум, лекция и т. д.) и «Новости университета» (ключевые слова: выпускной, годовщина, вручение дипломов и т. д.). Кроме того, статьи из темы «Профсоюзный коми-
1 В основе понятия нечетких множеств лежит представление о том, что составляющие данное множество элементы, обладающие общим свойством, могут обладать этим свойством в различной степени и, следовательно принадлежать к данному множеству с различной степенью [6], а также то, что такие элементы могут одновременно входить в разные множества.
тет» были перенесены в тему «Анонсы», так как в абсолютном большинстве случаев информировали читателя о каком-либо предстоящем событии. В свою очередь, статьи из темы «Дистанционное образование» и часть статей из темы «Международная деятельность» были объединены в одну тему «Образование», так как ключевые слова в отобранных статьях показали их назначение информировать пользователя о функционирующих в университете и у партнеров образовательных программах. И, наконец, статьи из темы «Александр Шестаков», основываясь на ключевых словах, были перенесены в тему «События». Статьи по теме «Герман Вяткин», не представленные в корпусе, но публикуемые на сайте с 2016 г., предлагается в будущем также перенести в тему «События», основываясь на ключевых словах этой темы (Герман Вяткин, президент, презентация, открытие, выставка, событие, день рождения университета).
На основании такого перераспределения материала нами была разработана новая тематическая структура новостного дискурса и все 1135 статей корпуса были заново распределены по новым темам в соответствии с оптимизированным тематическим содержанием и ключевыми словами. Результаты отражены в табл. 3.
Оптимизированная тематическая структура новостного дискурса представлена 10 темами вместо прежних 15, одна была удалена за отсутствием релевантности (70 лет ЮУрГУ), 5 представлены без качественных и количественных изменений (Спорт, Приемная кампания, Проект 5-100, Фото,
Таблица 3
Оптимизированная тематическая структура новостного дискурса
№ Тема Количество статей
1 Научные достижения 343
2 Культура 275
3 Международная деятельность 121
4 События 119
5 Спорт 114
6 Образование 62
7 Разное 34
8 Проект 5-100 27
9 Фото 23
10 Приемная кампания 17
Разное) и 5 тем сформированы заново (Образование, Анонсы, Научные достижения, Культура, Международная деятельность). Новая структура представляется менее сложной и, таким образом, дает пользователю возможность свободной навигации по сайту университета.
5. Социолингвистический опрос
Следующим этапом работы по созданию новой тематической структуры новостных статей сайта ЮУрГУ стало определения порядка представления тем в списке. В текущей тематической структуре темы представлены в алфавитном порядке, что не является удобным для навигации. Мы предлагаем расположить темы в порядке убывания их релевантности для пользователя сайта, что соответствует целям социального сектора. Для этого был проведен опрос 40 респондентов в возрасте от 14 до 48 лет (потенциальная целевая аудитория сайта ЮУрГУ - студенты, родители студентов, преподаватели, абитуриенты) с целью выбрать наиболее удобный и функциональный для пользователя сайта порядок представления тем в тематической структуре. Анкета, предложенная респондентам, представлена в табл. 4.
Результатом опроса явились 40 ответов с вариантами расположения тем новостных статей.
Далее ответы, темы в которых были расположены в одинаковом порядке, были сгруппированы, что позволило выявить 6 возможных моделей тематических структур. Эти модели представлены в табл. 5. Основные отличия касаются расположения тем относительно друг друга. Например, такие темы как «Приемная кампания», «Образование» и «События» преимущественно располагаются на начальных позициях как наиболее актуальные для большей части пользователей сайта (студенты, преподаватели и абитуриенты). В свою очередь, темы «Фото», «Спорт» и «Разное» респонденты предпочитают видеть в заключительной части модели как наименее часто обновляемые и актуальные для специфической аудитории сайта.
6. Новая модель тематической структуры
новостного университетского дискурса
для сайта ЮУрГУ
Для выведения оптимальной тематической структуры новостного университетского дискурса каждой из представленных моделей был присвоен коэффициент, соответствующий количеству респондентов, проголосовавших за конкретную модель. Модель № 1 была отражена в ответах 13 респондентов и получила коэффициент 13, Модель № 2 - 11 респондентов, что позволило присвоить
Таблица 4
Анкета для пользователей сайта
Перед вами 10 тем новостных статей университетского сайта. Пожалуйста, расположите их в порядке возрастания релевантности для Вас как для пользователя сайта (10 - самая релевантная тема, 1 - самая малозначительная)
Научные достижения
Культура
Международная деятельность
Образование
Приемная кампания
Проект 5-100
Разное
События
Спорт
Фото
Таблица 5
Результаты опроса
№ 1 № 2 № 3
10. Образование 9. Приемная кампания 8. События 7. Международная деятельность 6. Проект 5-100 5. Научные достижения 4. Культура 3. Спорт 2. Разное 1. Фото 10. Научные достижения 9. Культура 8. Международная деятельность 7. Образование 6. Приемная кампания 5. Проект 5-100 4. Разное 3. События 2. Спорт 1. Фото 10. Приемная кампания 9. Образование 8. События 7.Международная деятельность 6. Проект 5-100 5. Научные достижения 4. Культура 3. Спорт 2. Разное 1. Фото
№ 4 № 5 № 6
10. Приемная кампания 9. Проект 5-100 8. Образование 7. События 6. Научные достижения 5. Международная деятельность 4. Спорт 3. Культура 2. Разное 1. Фото 10. События 9. Культура 8. Научные достижения 7. Международная деятельность 6. Проект 5-100 5. Образование 4. Приемная кампания 3. Спорт 2. Фото 1. Разное 10. Образование 9. Приемная кампания 8. Культура 7. Проект 5-100 6. Международная деятельность 5. Спорт 4. События 3. Научные достижения 2. Разное 1. Фото
ей коэффициент 11, Модель № 3 - 7 респондентов, что соответствует коэффициенту 7, Модель № 4 -5 респондентов (коэффициент 5), Модель № 5 -3 респондентов (коэффициент 3) и Модель № 6 -1 респондента (коэффициент 1). После этого, в связи с необходимостью оценки средней релевантности каждой темы и их оптимального расположения относительно друг друга, на основе изучения соответствующей литературы [1] нами была выработана формула подсчета релевантности каждой темы:
R = Х(К Р)/40, где R - средняя релевантность; К - коэффициент (количество респондентов, проголосовавших за данную позицию темы в структуре); Р - позиция темы в структуре. Результаты расчетов отражены в табл. 6.
Как свидетельствуют полученные результаты, самой востребованной темой является тема «Образование», что вполне объяснимо самой сутью университета как образовательного учреждения. За ней следует тема «Приемная кампания», целью которой является привлечение в университет новых студентов, эта тема интересна и абитуриентам, и их родителям, и преподавателям. Тема «Международная деятельность» привлекательна как для студентов, абитуриентов и их родителей, так и широкого круга пользователей сайта, поскольку свидетельствует об интернационализации образования в университете. Тема «Научные достижения» также интересна пользователям сайта, это объясняется тем, что университет не только
образовательное, но и научное учреждение. Востребованной является и тема «События», из которой пользователи узнают о значимых событиях в жизни университета. Темы «Проект 5-100» и «Культура» занимают положение в середине тематической структуры, что вполне объяснимо тем, что до них располагаются более важные с точки зрения респондентов темы. Темы «Спорт», «Разное» и «Фото» занимают позиции в конце иерархии как не самые востребованные.
Таким образом, на основе данных, полученных в ходе нашей работы, и применения основных положений методологии интегрального подхода мы можем предложить вариант универсальной модели новой тематической структуры новостного дискурса сайта ЮУрГУ. Новая модель представляется оптимальной как с точки зрения удобства пользователя для навигации по сайту, так и с точки зрения релевантности каждой темы для целевой аудитории сайта. Новая структура представлена в табл. 7.
Интегральный подход к тематической структуре университетского дискурса позволил выявить интегральное единство всех четырех секторов модели: в когнитивном секторе - это тематическая структура, темы новостного университетского дискурса, которые в языковом секторе вербализуются с помощью языковых средств (ключевых слов), в культурном секторе на тематическую структуру оказывает влияние корпоративная культура университета в виде культурных ценностей и приоритетов по составу и расположению тем, а в
Таблица 6
Расчет средней релевантности тем новостного университетского дискурса
№ Тема Показатель релевантности
1 Научные достижения R = (5 • 13 + 10 • 11 + 5 • 7 + 6 • 5 + 8 • 3 + 3 • 1)/40 = 6,68
2 Культура R = (4 • 13 + 9 • 11 + 4 • 7 + 3 • 5 + 9 • 3 + 8 • 1)/40 = 5,73
3 Международная деятельность R = (7 • 13 + 8 • 11 + 7 • 7 + 5 • 5 + 7 • 3 + 6 • 1)/40 = 6,99
4 Образование R = (10 • 13 + 7 • 11 + 9 • 7 + 8 • 5 + 5 • 3 + 10 • 1)/40 = 8,38
5 Приемная кампания R = (9 • 13 + 6 • 11 + 10 • 7 + 10 • 5 + 4 • 3 + 9 • 1)/40 = 8,18
6 Проект 5-100 R = (6 • 13 + 5 • 11 + 6 • 7 + 9 • 5 + 6 • 3 + 7 • 1)/40 = 6,12
7 Разное R = (2 • 13 + 4 • 11 + 2 • 7 + 2 • 5 + 1 • 3 + 2 • 1)/40 = 2,48
8 События R = (8 • 13 + 3 • 11 + 8 • 7 + 7 • 5 + 10 • 3 + 4 • 1)/40 = 6,54
9 Спорт R = (3 • 13 + 2 • 11 + 3 • 7 + 4 • 5 + 3 • 3 + 5 • 1)/40 = 2,9
10 Фото R = (1 • 13 + 1 • 11 + 1 • 7 + 1 • 5 + 2 • 3 + 1 • 1)/40 = 1,08
Таблица 7
Новая модель тематической структуры сайта ЮУрГУ
№ Тема Релевантность
1 Образование 8,38
2 Приемная комиссия 8,18
3 Международная деятельность 6,99
4 Научные достижения 6,68
5 События 6,54
6 Проект 5-100 6,12
7 Культура 5,73
8 Спорт 2,9
9 Разное 2,48
10 Фото 1,08
социальном секторе - участники коммуникации, о чем свидетельствуют данные социолингвистического опроса. Объединяет все четыре сектора в единое целое коммуникативная деятельность в виде новостного университетского дискурса.
Заключение
Проведенное исследование позволило выделить основные темы новостного университетского дискурса сайта ЮУрГУ. Интерпретация результатов подтверждает, что интегральный подход является оптимальным для изучения университетского дискурса, что позволило выявить преимущества и недостатки существующей тематической структуры новостного дискурса на университетском сайте. С учетом полученных в ходе интегрального анализа данных и данных проведенного социолингвистического опроса была разработана новая модель тематической структуры новостного университетского дискурса для сайта ЮУрГУ. Перспективным направлением исследования можно считать дальнейшее интегральное изучение университетского дискурса, в частности, его языкового, социального и культурного секторов. Это позволит исследовать проявления в университетском дискурсе корпоративной культуры и националь-
ного характера его участников, вербализуемые с помощью языковых средств.
Литература
1. Громыко, Г.Л. Теория статистики: учеб. / под ред. Г.Л. Громыко. - М.: ИНФРА-М, 2005. -467 с.
2. Ван Дейк, ТА. Язык. Познание. Коммуникация: пер с англ. / Т.А. ван Дейк; сост. В.В. Петрова; под ред. В.И. Герасимова; вступ ст. Ю.Н. Караулова и В.В. Петрова. - М.: Прогресс, 1989. - 312 с.
3. Официальный сайт Южно-Уральского государственного университета. - www.susu.ru.
4. Сидоров, Е.В. Онтология дискурса / Е.В. Сидоров. - М.: Изд-во ЛКИ, 2008. - 232 с.
5. Хомутова, Т.Н. Научный текст: интегральный подход / Т.Н. Хомутова. - Челябинск: Издат. центр ЮУрГУ, 2010. - 333 с.
6. Штовба, С.Д. Введение в теорию нечетких множеств и нечеткую логику / С.Д. Штовба. -http://matlab.exponenta.ru/fuzzylogic/book1/index.php (дата обращения: 4.10.2017).
7. LanA-Key. - http://www.lanaconsult.com/ products. htm#LanaKey
8. Wilber, K. The Spectrum of Consciousness / K. Wilber. - Wheaton: Quest, 1977, anniv. ed. 1993. -374 p.
Хомутова Тамара Николаевна, доктор филологических наук, доцент, зав. кафедрой лингвистики и перевода, Институт лингвистики и международных коммуникаций, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), khomutovatn@susu.ru
Парулина Ирина Юрьевна, аспирант кафедры лингвистики и перевода, Институт лингвистики и международных коммуникаций, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), parulinaii@susu.ru
Поступила в редакцию 29 октября 2017 г.
DOI: 10.14529/ling170405
TOPICAL STRUCTURE OF UNIVERSITY NEWS DISCOURSE
T.N. Khomutova, khomutovatn@susu.ru I.Yu. Parulina, parulinaii@susu.ru
South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation
The paper focuses on the problem of the topical structure of university news discourse. The definition of university discourse is specified. The integral approach to language and text is proved to be the most productive for the analysis. The hierarchy of topics in the current topical structure of the SUSU website news discourse is established. Comparative study of university news discourse topical structures presented on websites of ten universities-participants in the 5-100 Program is conducted. On the basis of key-word analysis an improved topical structure of the SUSU news discourse is offered. The results of the socioliguistic survey and key-word analysis contribute to generating a new integral topical structure model of the university news discourse. Perspectives of further research are outlined.
Keywords: university news discourse, topical structure, integral approach, integral model, news items, corpus of texts.
References
1. Gromyko G.L. Teorija statistiki: uchebnik [Theory of Statistics: Textbook]. Moscow, Infra-M., 2005. 467 p.
2. Van Dijk T.A. Jazyk. Poznanije. Kommunikatsija: per. s angl. [Language. Cognition. Communication: transl. from Engl.]. Moscow, Progress Publ., 1989. 312 p.
3. SUSU website. Available at: http://www.susu.ru/ru.
4. Sidorov E.V. Ontologuija diskursa [Ontology of Discourse]. Moscow, LKI Publ., 2008. 232 p.
5. Khomutova T.N. Nauchnuy Text: Integralnuypodhod [Research Text: an Integral Approach]. Chelyabinsk, SUSU Press, 2010. 333 p.
6. Shtovba S.D. Vvedenie v teoriyu nechetkikh mnozestv. [Introduction to Fuzzy Sets]. Available at: http://matlab.exponenta.ru/fuzzylogic/book1/index.php (accessed 4.10.2017).
7. LanA-Key. Available at: http://www.lanaconsult.com/products.htm#LanaKey.
8. Wilber K. The Spectrum of Consciousness. Wheaton, Quest, 1977, anniv. ed. 1993. 374 p.
Tamara N. Khomutova, Doctor of Philology, Professor, Head of the Department of Linguistics and Translation Studies, Institute of Linguistics and International Communication, South Ural State University (Chelyabinsk), khomutovatn@susu. ru
Irina Yu. Parulina, Post-Graduate Student, Department of Linguistics and Translation Studies, Institute of Linguistics and International Communication, South Ural State University (Chelyabinsk), parulinaii@susu.ru
Received 29 October 2017
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Хомутова, Т.Н. Тематическая структура новостного университетского дискурса / Т.Н. Хомутова, И.Ю. Парулина // Вестник ЮУрГУ. Серия «Лингвистика». - 2017. -Т. 14, № 4. - С. 32-40. DOI: 10.14529/1^170405
FOR CITATION
Khomutova T.N., Parulina I.Yu. Topical Structure of University News Discourse. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Linguistics. 2017, vol. 14, no. 4, pp. 32-40. (in Russ.). DOI: 10.14529/ling170405