Научная статья на тему 'Тематическая смена «Бизнес-Land» как способ формирования экономического мышления у школьников старших классов'

Тематическая смена «Бизнес-Land» как способ формирования экономического мышления у школьников старших классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРОЕКТ / РЕФЛЕКСИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ушакова Д. Б.

В статье говориться о школьном практико-ориентированном дополнительном образовании, направленном на формирование экономического мышления и предпринимательских компетенций у школьников старших классов, что способствует воспитанию творческой молодежи, обладающей высоким уровнем профессиональной компетентности и мобильности, способной реализовывать проекты в условиях высокой конкуренции. Создание резерва такой молодежи является залогом успешного социально-экономического развития станы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ушакова Д. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тематическая смена «Бизнес-Land» как способ формирования экономического мышления у школьников старших классов»

практического использования полученных знаний становится возможной успешная реализация своих возможностей и адаптация в новой социальной, образовательной и профессиональной среде, планирование своеговыс жизненного и профессионального пути, и, в конечном счете, личностное и профессиональное становление.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: httpV/мин-обрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения: 18.04.2014).

2. Мартынова Е.А., Романенкова Д.Ф. Подходы к разработке адаптированных образовательных программ для профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3. -Режим доступа: http://www.science-education.ru/117-13203 (дата обращения: 22.05.2014).

3. Мартынова Е.А., Романенкова Д.Ф., Романович Н.А. Довузовская подготовка и профориентация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе профессионального образования / учеб. пособие. - Челябинск: Полиграф-Мастер, 2014. - 74 с.

ТЕМАТИЧЕСКАЯ СМЕНА «БИЗНЕС-LAND» КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ

© Ушакова Д.Б.*

Томский государственный педагогический университет, г. Томск

В статье говориться о школьном практико-ориентированном дополнительном образовании, направленном на формирование экономиче-

* Магистрант.

ского мышления и предпринимательских компетенций у школьников старших классов, что способствует воспитанию творческой молодежи, обладающей высоким уровнем профессиональной компетентности и мобильности, способной реализовывать проекты в условиях высокой конкуренции. Создание резерва такой молодежи является залогом успешного социально-экономического развития станы.

Ключевые слова: экономическое мышление, компетенции, практи-ко-ориентированный подход, дополнительное образование, проектирование, проект, рефлексия.

Оценка качества образования в российских школах показывает, что школьники не умеют применять полученные знания и навыки в решении жизненных проблем. По данным 2012 года Россия в международном мониторинге качества образования PISA занимает 40 место. PISA - уникальный мониторинг оценки качества образования в школе, фиксирующий не только результаты усвоения учебного материала, но и умение использовать полученные навыки и знания в решении жизненных проблем [1].

К сожалению, современная ситуация характеризуется проблемой теоретичности образования, из-за которой молодые специалисты не способны эффективно выполнять свои должностные обязанности, поскольку у них отсутствуют практические навыки применения полученных знаний.

Применение практико-ориентированного подхода должно начинаться в школе и целенаправленно переходить в систему высшего профессионального образования, причем, являться основным методом обучения данной ступени системы образования.

В данной статье особое внимание уделено школьному практико-ориен-тированному дополнительному образованию, направленному на формирование экономического мышления и предпринимательских компетенций у школьников старших классов.

Центром студенческого предпринимательства Томского государственного педагогического университета реализуется образовательные, профориен-тационные смены «Бизнес-Land».

Основная цель смены - способствовать формированию инновационной проектной культуры, базовых предпринимательских компетенций у школь-

ников старших классов, а также помочь старшеклассникам в самоопределении и профессиональной ориентации.

Образовательные, тематические смены проходят в период школьных каникул, чтобы не отвлекать участников от учебного процесса. Кроме того в период каникул школьники чувствую большую расслабленность, что позволяет глубже погрузить их в тематику смены в целом и образовательной программы в частности.

Идея бизнес смен не случайна, поскольку в Томской области существует потребность в проведении профориентационных смен выездных лагерей. Во время летних каникул на территории области работают 30 детских здравниц, обеспечивающих организованный отдых 17043 школьникам [4]. Из общего количества отдыхающих всего лишь 25,3 % детей приняли участие в профильных образовательных сменах, это на 18 % больше к уровню 2011 года [5]. Все эти факты подтверждают необходимость проведения профильных смен, спрос на которые сформирован родителями, заботящимися о будущем своего ребенка.

Во время тематических смен «Бизнес-ЬаМ» происходит погружение школьников в атмосферу бизнеса, у них формируются предпрофессиональ-ных знания, умения и навыки, а также личностные качества, необходимые для предпринимательской и профессиональной деятельности.

Каждый день смены содержит мощный образовательный блок, включающий комплекс тренингов от ведущих томских бизнесменов, общественных деятелей и преподавателей, а также тематические игры для закрепления полученных знаний.

В программе смены также предусмотрен развлекательный блок, направленный на раскрытие творческого потенциала школьников и на расслабление после целого дня интенсивного обучения.

План дня в лагере выглядит так:

1. Образовательные тренинги;

2. Тематические креативные игры;

3. Встреча с гостем;

4. Культурное мероприятие;

5. Вечерние факультативы по интересам.

Как известно, в педагогике различают несколько моделей обучения:

- пассивная - обучаемый выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит);

- активная - обучаемый выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания);

- интерактивная - взаимодействие. Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех участников.

Во время обучения на смене «Бизнес-ЬаЫ» сочетаются три эти модели обучения. В рамках образовательной программы проходят как тренинги, лекции-беседы, встречи с предпринимателями, так и тематические креативные игры, квэсты, и другие игровые формы взаимодействия.

При пассивной модели обучения школьники слушают и смотрят, конспектируют и фиксируют важный материал. Так проходят лекционные части в рамках утренних тренингов. Такая форма классического обучения необходима, поскольку школьники привыкли к ней и более ответственно подходят восприятию информации. Кроме лекционной части в тренингах присутствуют активная и интерактивная формы обучения. Они позволяют закрепить новый материал и проверить степень его усвоенности.

Далее в работе в основном используется интерактивная работа. Интерактивный процесс характеризуется высшей интенсивностью коммуникации, целенаправленной рефлексией учениками своей деятельности. Поэтому после каждого интерактивного блока проходят рефлексии, на которых ребята анализируют свою работу и блок в целом. Участники рассказывают группе и тренеру о том, что им удалось сделать, что они узнали и на что по-новому взглянули. Основное направление рефлексии задается ведущим (тренером), для того, чтобы непринужденно перевести группу в нужное русло.

Проанализировав точки зрения педагогов по поводу рефлексии как инструмента диагностики, достижения и переопределения целей образования, хочется выделить мнение Е.В. Шерстовой, которая пишет: «Желание рассуждать о том, что удалось, что этому способствовало, у ребенка возникает не по просьбе учителя, а в результате той работы, которую ему было интересно выполнять, которую хотелось делать». Именно этой позиции придерживается организаторский состав тематических смен «Бизнес-ЬаЫ», поэтому в

программе используются максимально проработанные игры, касающиеся актуальных тем для школьников.

В образовательном процессе в рамках смен «Бизнес-ЬаМ» в основном используется интерактивная модель обучения, которая предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Из объекта воздействия ученик становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своему индивидуальному маршруту.

Таким образом, интерактивное обучение позволяет успешно формировать:

- способность адаптироваться в группе;

- умение устанавливать личные контакты, обмениваться информацией;

- способность выдвигать и формулировать идеи, проекты;

- способность определять проблему и подбирать адекватные методы, формы и приемы ее решения;

- задавать вопросы к фактам и отыскивать причины явлений;

- владеть навыками работы с различными источниками информации;

- готовность принимать нестандартные решения;

- способность ясно и убедительно излагать свои мысли;

- умение эффективно управлять своей деятельностью и временем.

Программа смены продумана таким образом, чтобы школьники прошли

путь от этапа генерации идеи проекта до плана ее реализации. Работа над проектами ведется по направлениям: экология, инновации, общество и бизнес.

В процессе обучения школьники получают ценные знания в области экономики, менеджмента, проектирования, личностного развития.

В результате обучения у школьников был повышен уровень знаний в области экономики и социального проектирования на 45 %. Этот показатель был выявлен при проведении пре- и пост-тестирования.

После прохождения обучения в лагере участники реализуют свои проекты в соответствии с разработанными планами под руководством тьютора из числа сотрудников Центра студенческого предпринимательства ТГПУ На протяжении всего учебного года тьюторы курируют проектную деятельность школьников, консультируя по возникающим организационным вопросам.

Результаты своей деятельности школьники представляют на областном кубке «Т&Рго». В состав жюри конкурса входят предприниматели, бизнесмены и общественные деятели, которые оценивают проект с разных позиций, а также дают рекомендации по улучшению работы.

Это является еще одним способом оценки эффективности программы смены.

Всего за 2 года работы смены обучение прошли около 220 школьников из Томска и Томской области. В результате было реализовано около 30 проектов социального, экологического и коммерческого направлений. Почти все ребята отзываются о тематических сменах, как о сильном мотиваторе и толчке, который настраивает на дальнейшую проектную деятельность, или же заставляет стремиться к покорению новых высот.

Все это говорит о внутреннем интересе школьников, который приводит к самообразованию, самовоспитанию и самоорганизации. Все эти качества влияют на формирование экономического мышления, способствующего воспитанию творческой молодежи, обладающей высоким уровнем профессиональной компетентности и мобильности, способной реализовывать проекты в условиях высокой конкуренции. Создание резерва такой молодежи является залогом успешного социально-экономического развития станы.

Список литературы:

1. Полицинская Е.В. Цели и проблемы экономического образования в школе // Успехи современного естествознания. - 2010. - № 2. - С. 73-74.

2. Дубровина О.С. Использование проектных технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся // Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - 126 с.

3. Бадмаева А.В. Формирование экономического мышления у подростков // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. - М.: Буки-Веди, 2012. - С. 1-3.

4. Аналитическая записка об итогах организации летнего отдыха и оздоровления детей в 2013 году [Электронный ресурс] / Федерация профсо-

юзных организаций Томской области. - 2013. - Режим доступа: Ы1р:/Лройэ. tomsk.ru/index.php?p=otdih_detyam.

5. Государственная программа «Развитие системы отдыха и оздоровления детей Томской области на 2014-2019 годы» / Администрация Томской области.

6. Иванова И.Г. Ключевые компетенции школьников // Вестник московского образования. - 2012. - № 23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.