Научная статья на тему 'ТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРУППА «ВНЕШНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. С. ПУШКИНА'

ТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРУППА «ВНЕШНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. С. ПУШКИНА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
6
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
соматизмы / эмотивы / тематическая группа / способы описания внешности / А. С. Пушкин / анализ художественных приемов / somatisms / emotives / thematic group / means of appearance description / A. S. Pushkin / analysis of artistic techniques

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Карнаухова Мария Андреевна, Приходько Виктория Константиновна

Целью работы является анализ репрезентации тематической группы «Внешность человека» в произведениях А. С. Пушкина и анализ художественных приемов описания внешности человека в идиостиле поэта. Для исследования были взяты «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». В работе проанализированы способы приемов описания и выделены самые частотные соматизмы, используемые автором для передачи внутреннего и внешнего психологического состояния героев; выявлена сочетаемость выделенных слов с метафорами, эпитетами и другими средствами выразительности. Раскрыта взаимосвязь соматизмов и эмотивов, с помощью которых А. С. Пушкин изображал различные эмоциональные сценарии. Проанализировано влияние байронизма и тенденций моды на создание персонажей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEMATIC GROUP “HUMAN APPEARANCE” IN THE WORKS OF A. S. PUSHKIN

The objective of the study is to explicate means of representation of the thematic group “Human Appearance” in the works of Alexander Sergeevich Pushkin and to analyze artistic techniques employed for describing a person’s appearance in the poet’s individual authorial style. The paper scrutinizes Tales of the Late Ivan Petrovich Belkin by Alexander Pushkin. The authors analyze methods of description and identify the most frequent somatisms used by the writer in order to convey the internal and external psychological state of the characters. The relations of the said words to metaphors, epithets and other means of expressiveness were revealed. Also, the authors discover the link between the so-called somatisms and emotives (emotionally colored words), with the help of which A. Pushkin depicts © Карнаухова М. А., Приходько В. К., 2024 47 various emotional scenarios. The influence of Byronism and fashion trends on the creation of characters was examined.

Текст научной работы на тему «ТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРУППА «ВНЕШНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. С. ПУШКИНА»

УДК 811.161.1

Мария Андреевна Карнаухова,

бакалавр 2 курс,

институт лингвистики и межкультурной коммуникации, Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск

2022100511@pnu.edu.ru

Виктория Константиновна Приходько,

доктор филологических наук, доцент высшей школы русской филологии, Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск

010008@pnu.edu.ru

ТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРУППА «ВНЕШНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА»

В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. С. ПУШКИНА

Аннотация. Целью работы является анализ репрезентации тематической группы «Внешность человека» в произведениях А. С. Пушкина и анализ художественных приемов описания внешности человека в идиостиле поэта. Для исследования были взяты «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». В работе проанализированы способы приемов описания и выделены самые частотные соматизмы, используемые автором для передачи внутреннего и внешнего психологического состояния героев; выявлена сочетаемость выделенных слов с метафорами, эпитетами и другими средствами выразительности. Раскрыта взаимосвязь соматизмов и эмотивов, с помощью которых А. С. Пушкин изображал различные эмоциональные сценарии. Проанализировано влияние байронизма и тенденций моды на создание персонажей.

Ключевые слова: соматизмы, эмотивы, тематическая группа, способы описания внешности, А. С. Пушкин, анализ художественных приемов

Maria A. Karnaukhova,

2nd year Student,

Institute of Linguistics and Cross-cultural Communication, Pacific National University, Khabarovsk 2022103187@pnu.edu.ru

Victoria K. Prikhodko,

Doctor of Philology, Associate Professor, Higher School of Russian Philology, Pacific National University, Khabarovsk 010008@pnu.edu.ru

THEMATIC GROUP "HUMAN APPEARANCE” IN THE WORKS OF A. S. PUSHKIN

Аnnotation. The objective of the study is to explicate means of representation of the thematic group "Human Appearance" in the works of Alexander Sergeevich Pushkin and to analyze artistic techniques employed for describing a person's appearance in the poet's individual authorial style. The paper scrutinizes Tales of the Late Ivan Petrovich Belkin by Alexander Pushkin. The authors analyze methods of description and identify the most frequent somatisms used by the writer in order to convey the internal and external psychological state of the characters. The relations of the said words to metaphors, epithets and other means of expressiveness were revealed. Also, the authors discover the link between the so-called somatisms and emotives (emotionally colored words), with the help of which A. Pushkin depicts

© Карнаухова М. А., Приходько В. К., 2024

Карнаухова Мария Андреевна, Виктория Константиновна Приходько ТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРУППА «ВНЕШНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. С. ПУШКИНА

various emotional scenarios. The influence of Byronism and fashion trends on the creation of characters was examined.

Keywords: somatisms, emotives, thematic group, means of appearance description, A. S. Pushkin, analysis of artistic techniques

Введение

Образование тематических групп является обширным материалом для филологических исследований, как и творчество А. С. Пушкина, что позволяет работать с его произведениями, анализируя их с разных точек зрения. Данная работа посвящена созданию тематической группы «Внешность человека». В научном обществе растет интерес к эмотивам и соматизмам в художественной литературе из-за тенденции развития и внедрения психологии в повседневную жизнь, что доказывается немалым количеством работ по эмотиологии и психолингвистике.

Актуальность заключается в интересе к богатству поэтического языка А. С. Пушкина: литературный портрет героев, с детализацией их внешних характеристики и черт характера писатель создавал многообразными средствами, в том числе и с помощью эмотивов и соматизмов.

Для создания тематической группы «Внешность человека» взят цикл А. С. Пушкина «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Целью работы является репрезентация тематической группы «внешность человека» в произведениях А. С. Пушкина и анализ художественных приемов описания внешности человека в идиостиле поэта.

Материалы и методы

С эмотивами русского и английского языка давно и успешно работает Ю. А. Кульмякова [1]. Соматизмы на материале произведений Н. В. Гоголя исследует Э. Р. Замалютдинова [2]. С точки зрения описания тематических групп слов-галлицизмов в произведениях А. С. Пушкина рассматривает творчество поэта Л. П. Гордеева [3]; исследованием отражения байронизма в идиостиле А. С. Пушкина занимается Л. П. Квашина [4].

Проблемы языка А. С. Пушкина, вопросы этимологии и соматизмы регулярно поднимаются в литературе [5].

В работе использовались такие методы, как количественный, семантикостилистический, описательный, аналитический.

Результаты.

Важно отметить взаимосвязь семантики и стилистики в художественном произведении в целом. Их зависимость друг от друга выражается в подборе автором определенных лексем, которые должны отвечать нескольким критериям: во-первых, они должны точно передавать мысль, ради которой писатель берется за написание произведения. Для этого важно осознавать количество имеющихся оттенков в синонимической парадигме для того, Litter чтобы выбрать слово с правильной коннотацией или ее отсутствием. Во-зше§ вторых, выбранная лексема должна подходить под законы выбранного

автором стиля, который также может влиять и на восприятие текста. В анализе данного процесса заключается новизна проведенной работы.

Для исследования были взяты «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». В работе проанализированы приемы описания и выделены самые частотные соматизмы, используемые автором для передачи внутреннего и внешнего психологического состояния героев; выявлена сочетаемость выделенных слов с метафорами, эпитетами и другими средствами выразительности; раскрыта взаимосвязь соматимов и эмотивов, с помощью которых А. С. Пушкин изображал различные эмоциональные сценарии; проанализировано влияние байронизма и тенденций моды на создание персонажей.

Исследование выявленного языкового материала показало, что самой продуктивной подгруппой в тематической группе «Внешность человека» в произведениях А. С. Пушкина является дескриптивный способ (83 описательных оборота), самой малочисленной подгруппой явился номинативный способ характеризации внешности (21 номинация), а в подгруппе с метафорическим способом обозначения внешности человека насчитывается 42 тропа. В тематической группе «Внешность человека» в идиостиле А. С. Пушкина большую роль играют следующие слова-соматизмы (наименования органов и частей тела человека): глаза - кожа - лицо - пальцы.

Обсуждение

В процессе работы методом сплошного выбора найдено 146 примеров описания внешности, которые разделены на три группы: номинативные, метафорические и дескриптивные (описательные).

1. Номинативный способ характеристики внешних черт персонажа служит для прямого названия, обозначения литературного героя, причем в непосредственном наименовании обязательно содержится сема «внешность». Например: старик, красавец, дева и т. д.

2. Метафорический способ характеристики внешности содержит в себе перенос значений по сходству с чем-либо, прием в идиостиле автора иносказательный, декоративный, нередко затрагивающий и вовлекающий в семантику не только внешние черты, но и эмоциональное состояние персонажа. Например: Минский вспыхнул (с. 29)1; мрачная бледность, сверкающие глаза и густой дым, выходящий изо рту, придавали ему вид настоящего дьявола (с. 10).

3. Дескриптивный способ - это описательный оборот, нередко имеющий лексические вспомогательные средства в виде слов «тот ..., который ...», или описание типа: человека, обросшего бородой (с. 13); чёрные глаза его (с. 19); оборванный мальчик, рыжий и кривой (с. 31).

При анализе приведенных ранее лексем, были выделены особенности описания каждой из них, которые выражаются в наибольшем количестве сочетаемости взятого слова с метафорами, эпитетами и другими средствами выразительности.

В «Повестях Белкина» глаза у героев голубые или черные: чёрные глаза его (с. 19), большие голубые глаза (с. 27); черные глаза оживляли ее смуглое и

1. Здесь и далее цитаты из произведений А. С. Пушкина приводятся по указанному изданию - [6] с указанием страниц в круглых скобках - М.К., В.П.

Карнаухова Мария Андреевна, Виктория Константиновна Приходько ТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРУППА «ВНЕШНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. С. ПУШКИНА

очень приятное лицо (с. 33).

Цвет глаз не влияет на характеристику персонажа, не показывает его сторону в конфликте, и зачастую автор обращает внимание читателей на цвет глаз только главных героев, то есть не цвет глаз играет роль в передаче психологического состояния через описание персонажа.

Но все же стоит заметить, что у А. С. Пушкина глаза - это первый индикатор проявления героем какой-либо эмоции. Это могут быть слезы радости, печали, скорби и т. д., что говорит о стремлении автора уйти от традиций сентиментализма путем отказа от подробных описаний переживаний на внешнем уровне их проявлений. А. С. Пушкин чаще всего использует такие глаголы, как «навернулись», «брызнули», обладающие свойством преувеличения для того, чтобы сделать акцент на эмоциональном состоянии героя в момент происходящего события.

Не только слезы являются выражением настроения, взор героев может становиться «потупленным». Без контекста нельзя определить точное обстоятельство, из-за которого персонажу становится безразличен окружающий мир, вследствие чего он останавливается на одной точке, не обращая внимания на действия, происходящие вокруг него. Это может быть и радость, и некоторое смущение, и несчастье. Спектр достаточно обширен для того, чтобы сделать однозначный вывод.

Хотя автор и не уделяет много времени на одну эмоцию, зато они у него не ограничиваются в двух или трех проявлениях. В произведениях А. С. Пушкина глаза еще и «сверкают», «горят» или в них описывается наличие огня. «Сверкают» или «горят» глаза от предвкушения; от злости или ярости; от чувства любви. Огненный взгляд даже может «метаться» в сторону объекта, который его вызвал.

Взгляд - не единственная внешняя характеристика, где могут проявляться следы «огненного», они могут выделяться и на коже, что будет описано далее.

Авторнескупна описаниевзглядовсвоих персонажей, однако он не использует длинные конструкции для конкретизации, испытываемой эмоции в данный момент - для этого у него есть контекст. Описание взгляда - важный оборот в текстах А. С. Пушкина, без которых многие эмоции остались бы нераскрытыми для читателя, а описание внешности не было бы таким живым и правдивым. Следующая внешняя черта, к которой достаточно часто обращается А. С. Пушкин, - это кожа. Привлекательность многих героев описана через интересную бледность (с. 19).

Вспоминая принцип историзма, уточним, что в XIX веке бледность являлась признаком аристократии, загар был только у крестьян. В «Барышне-крестьянке» также сказано о том, что кожу выбеливали вслед за тенденцией в моде.

Однако обращением к описанию кожи строится не только внешняя составляющая персонажей, но и психологическая: часто герои «бледнеют» из-за страха, долгих терзающих переживаний, шокирующих обстоятельств, от злости. Единственное что не может вызывать бледность - радостное событие.

А. С. Пушкин использует изменения в настроении, описывает не только белый, но и красный цвет, его оттенки. Герои «вспыхивают» от неожиданных объявлений; от переполняющих их эмоций, будь они положительными или, наоборот, Litter отрицательными. Особенно это наглядно проявляется в метафорической группе. тш&и ...багровый румянец досады пробивался сквозь искусственную

белизну ее лица (с. 39); лицо его горело, какогонь (с. 19). Важно отметить, что в данном случае отсутствует явный повтор приемов описания, который наблюдался ранее, а также появляется конкретизация причины и испытываемых эмоций.

Следующая тенденция художественного изображения в идиостиле А. С. Пушкина, которую можно выявить при лингвистическом анализе его произведений - это байронизм. Байронизм - романтическое течение в континентальной европейской литературе начала XIX века, для которого свойственно разочарование в обществе и мире, настроения «мировой скорби», резкий разлад между поэтом и окружающими, культ сверхчеловека. Пик его моды пришелся на 1820-1830 гг., что перекликается с годом написания «Повестей Белкина», в которых А. С. Пушкин не пренебрегает такими описаниями, как он первый перед ними явился мрачным и разочарованным (с. 33); ...он повернул голову с таким равнодушием, с такою гордою небрежностию, что сердце самой закоренелой кокетки непременно должно было бы содрогнуться (с. 38); обыкновенная угрюмость (с. 8). Хотя тенденция и была наполнена философией разочарования в обществе и мире, настроением «мировой скорби», можно проследить, что это в первую очередь внешнее проявление состояния отреченности и загадочности, которую хотят напустить на себя герои пушкинских произведений. Складывается та же ситуация, что и с модой на отбеленную кожу, о которой упоминалось ранее. Автор показывает русскую жизнь своих современников, их устои даже через описание внешности своих персонажей.

Еще одним излюбленным приемом для А. С. Пушкина является описания лица в целом. Ранее уже упоминалось о различных тенденциях изменения цвета кожи, в том числе и на лице: она могла бледнеть или, наоборот, краснеть. Также говорилось о следах байронизма, повлиявших на вид человека.

Но стоит выделить лицо в отдельную категорию по созданной классификации частотности описываемых внешних черт героев, так как автор нередко обращается именно к этому средству выражения эмоций. Важно отметить, что все рассматриваемое ранее - части лица. Однако А. С. Пушкин не всегда так детально его описывает, иногда он использует его в качестве отдельного соматизма. Лицо может не только выражать эмоцию гнева или онемения, оно может быть еще и приятно (с. 33), и свежо (с. 23). Оно используется, как характеристика нединамичного внутреннего и внешнего состояния персонажа.

Если текст того требует, писатель может добавить красок и описать лица мертвых как желтые и синие (c. 24), что обозначает отношение героев к загробному миру. Но общая функция остается неизменной - это дает нам информацию не только о внешности персонажа, но и о его положении.

Помимо лица, А. С. Пушкин уделяет внимание описанию пальцев. Такой характеристикой автор наделяет только девушек - на них может что-то сверкать (с. 30), или же они сами могут сиять (с. 38), что показывает читателю происхождение или положение героини в обществе. Помимо этого, пальчики могут и дрожать (с. 38), что уже указывает на эмоциональное состояние, а конкретно - волнение персонажа. Также писатель не забывает указать, что они беленькие (с. 38). Эта характеристика уже была описана ранее.

А. С. Пушкин описывает чувства лаконично и даже сдержанно, но

Карнаухова Мария Андреевна, Виктория Константиновна Приходько ТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРУППА «ВНЕШНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. С. ПУШКИНА

точно настолько, чтобы читатель мог и соболезновать персонажам, и разобраться в испытываемых чувствах, и познакомиться с современностью великого писателя. Можно сказать, что А. С. Пушкин пытается уйти от такого направления, как сентиментализм, однако, при этом, не теряя точности в описании внешней и внутренней составляющей своих героев.

Все анализируемое ранее относится к отдельной лексико-семантической группе - к соматизмам, номинациям элементов строения тела человека. Описывая внешность персонажа, автор прибегает к использованию прямого (первичного) типа соматизмов, то есть называет части тела без использования художественно-выразительных средств. Примеров такого явления нет только в номинативной группе слов. В большей степени оно выражено в метафорической группе. Все часто используемые соматизмы в рассматриваемых произведениях были прокомментированы ранее (глаза, кожа, лицо, пальцы). Однако к самым неоспоримым примерам данной группы слов А. С. Пушкин прибегает не так часто: которые совсем разваливались да у кого остались одни кости без кожи (с.24); смотрел на его седину, на глубокие морщины давно не бритого лица, на сгорбленную спину (с. 27).

Заключение

Исследуемый материал показывает, что самый продуктивный способ описания внешности в творчестве А. С. Пушкина - дескриптивный (описательный). Меньше всего писатель прибегает к номинативным единицам.

В работе также рассматривалось и закономерное обращение автором в своих произведениях к оттенкам красного и белого, что может выражать как тенденцию моды, так и эмоциональное состояние персонажа.

В процессе анализа выявлены часто используемые соматизмы - кожа и глаза, на последних автор делает особый акцент в своих произведениях. Это отличает его идиостиль от манеры изображения внешности и психологического состояния других писателей.

Список источников

Шш

manel

1. Кульмякова Ю. А. Эмотивные фразеологические единицы современного английского и русского языков: анализ компонентного состава // Молодой ученый. 2023. № 10 (457).

2. Замалютдинова Э. Р. Соматическая лексика как средство выразительности в произведениях Н. В. Гоголя (на материале поэмы «Мертвые души») // Ученые записки Казанского государственного университета. 2010. Т. 152, кн. 2.

3. Гордеева Л. П. «Мне галлицизмы будут милы...»: тематическая классификация галлицизмов на материале творчества А. С. Пушкина // Ученые записки казанского университета. 2011. Т. 153, кн. 6.

4. Квашина Л. П. Байронизм и процессы жанрообразования в русской литературе начала XIX в. // Русская словесность в мировом культурном контексте: IV Международный симпозиум. 2012.

5. Жирмунский В. М. Пушкин и западные литературы // Пушкин: Временник Пушкинской комиссии. Москва, Ленинград : АН СССР, 1937. Вып. 3. С. 66—103 ; Кочеткова Н. Д. Литература русского сентиментализма (Эстетические и художественные искания). Санкт-Петербург : Наука, 1994. С. 7 ; Узин В. С. О повестях Белкина из комментариев читателя. Петербург : Аквилон, 1924. 70 с.

6. Пушкин А. С. Повести Белкина. «Public Domain». 1831.41 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.