Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №4. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/53
УДК 808.56(=512,154) https://doi.org/10.33619/2414-2948/53/68
ТЕМАТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА КАК ФОРМА ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
©Даакыбаева А. Б., Киргизско-Российский славянский университет, г. Бишкек, Кыргызстан, [email protected]
THEME TALK AS A FORM DIALOGIC COMMUNICATION
©Daakybaeva A., Kyrgyz-Russian Slavic University, Bishkek, Kyrgyzstan,
Аннотация. Рассматриваются проблемы тематической беседы на практических занятиях кыргызского языка для студентов медиков. Тематическая беседа состоит из нескольких ситуативных диалогов (диалогических единиц). Предлагаются различные способы проведения тематической беседы, анализируются результаты работы. Приведены конкретные примеры.
Abstract. This article considers the problems of the thematic discussions on the practical lessons of the Kyrgyz language for the students of medical institute. Thematic conversation consists of several situational dialogues.
Ключевые слова: диалогическое общение, беседа, ситуативный диалог, тематическая беседа, речевые действия, процесс усвоения знаний.
Keywords: dialogic communication, situational dialogues, thematic conversation, voice actions, learning process.
Общение может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. В первом случае человек должен владеть двумя средствами общения — говорением и аудированием как видами речевой деятельности. Во втором случае человеку необходимо владение письмом и чтением. Таким образом, говорение как вид речевой деятельности является лишь одним из средств общения. Говорение есть выражение своих мыслей в целях решения задач общения. Это деятельность одного человека, хотя она включена в общение и немыслима вне его, ибо общение — это всегда взаимодействие с другими людьми. Поэтому, являясь относительно самостоятельным видом речевой деятельности, говорение требует обязательного обучения ему в рамках общения и с прицелом на него. Именно так оно рассматривается в системе коммуникативного метода. Обучать говорению, не обучать общению, не создавая на занятиях условий речевого общения, нельзя.
Что же такое общение в целом? К. Маркс и Ф. Энгельс постоянно подчеркивали, что в процессе общения индивиды творят друг друга, что общение — это «обработка людей людьми». Именно поэтому общение является одним из важнейших условий формирования сознания и самосознания личности, стимулятором ее мотивационно-побудительной сферы и развития личности в целом.
Стремление к общению часто занимает ведущее место среди мотивов человека, побуждающих его к совместной практической деятельности. Иногда общение может обособляться от других форм [1, c. 223].
Некоторые исследователи выделяют основные его функции. Они различают две группы функции:
1. социальное планирование и координация коллективной деятельности, управление или социальный контроль (предписания членам общества) обеспечение межгруппового взаимодействия;
2. социально-психологические функции контакта, отождествления или противопоставления (субъект общается, чтобы подчеркнуть, что он «свой» или, наоборот, «чужой») и др. [2].
Другие выделяют три класса функций:
1) информационно-коммуникативные (связанные с передачей и приемом информации, познанием людьми друг друга);
2) регуляционно-коммуникативные (регуляция людьми поведения друг друга, организация совместной деятельности);
3) аффектно-коммуникативные (они определяют эмоциональные сферы человека). Третьи называют познавательные, эмоциональные и воспитательные функции.
Диалогическая речь представляет собой процесс непосредственного общения, который характеризуется поочередно сменяющими друг друга и порождающими одна другую репликами двух и более лиц.
Как же стимулировать учащихся простейшему высказыванию, как программировать
его?
Известно, что в естественной коммуникации потребность в общении вызывается жизненной необходимостью, например:
1. пополнить знания (познавательная функция общения),
2. организовать совместную деятельность (регулятивная функция),
3. воздействовать на взгляды, чувства собеседника и выразить свои (ценностно-ориентационная функция),
4. установить социальный контакт, проявляя свою воспитанность и т. п. (конвенциональная функция). Эти потребности могут возникнуть лишь в том случае, если имеется, например, информационный дефицит, а именно один что-то знает, другой нет [3] или один что-то делает или сделал и хочет побудить другого к тому же, а тот либо согласен, либо сопротивляется [4], или: у одного сложилось какое-либо мнение и он хочет убедить в его правильности другого, а тот может либо поддаться убеждению, либо нет и т.д., т.е. налицо почти всегда проблемная ситуация [3, а 76].
А. А. Леонтьев представляет себе структуру речевого действия как взаимоотношение трех фраз:
1) планирование речевого действия,
2) осуществление речевого действия;
3) сопоставление и контроль, внутри которых выделяются следующие этапы: а) формирование речевой интенции; б) построение внутренней программы (замысла) будущего высказывания; в) грамматическая реализация высказывания и выбор слов; г) внешнее оформление высказывания [5, а 28].
Диалогическое общение на занятиях по языковым дисциплинам часто осуществляются в форме тематических бесед. В лингвистике нет достаточно полного описания этой формы речи. Формы речи, как известно, возникают непроизвольно. Они соответствуют целям, задачам, условиям общения, а также характеру того объекта действительности, который становится предметом общения [3, а 102]. В чем же различие ситуативного диалога и тематической беседы в данном аспекте рассмотрения?
В тематической беседе предметом общения всегда выступает тема (иногда в форме проблемы), как и в монологическом сообщении. Обычно в ней раскрывается одна из подтем какой-нибудь большой темы. При этом тема (подтема) раскрывается, как и в монологическом сообщении, по возможности полно в пределах программы учебного предмета, и это всегда системное, а не фрагментарное изложение [3, а 103].
Ситуативный диалог на материале специальности в данном плане четко отличается от тематической беседы. Ситуативный диалог — это такая форма общения, в которой находит выяснение, раскрытие не тема целиком (или подтема), а какой-то один, хотя и существенный, неизвестный говорящему элемент темы. Условия ситуации, порождающие проблему, и указывают, какой элемент темы необходимо выяснить в предстоящем диалоге. Различия на уровне содержания обусловливают и различия «внешних» форм ситуативного диалога и тематической беседы [3, а 103].
В ситуативном диалоге, как было показано выше, задача говорящего передается одним целевым речевым действием, а ответное речевое действие, а остальные же создают условия, чтобы целевое действие стало возможным и нашло полное разрешение в диалоге.
В тематической беседе невозможно обнаружить одно - единственное целевое действие. Она состоит из нескольких ситуативных диалогах (диалогических единств). Каждое из этих диалогических единств выясняет, раскрывает какую-то одну сторону (элемент) темы, но тема — многоплановая единица, и для ее раскрытия необходимо выяснение всех сторон. Каждое диалогическое в теме информативно «равноправно» по отношению к другим. Связь между соседними диалогическими единствами не обязательно должна быть причинно-следственной. Эта связь опирается на единство разных сторон темы, потому что неправомерно искать всегда непосредственную причинно-следственную зависимость между соседними речевыми действиями в рамках беседы, поскольку связь тематическая и формально она может и не проявляться [3, а 103].
Порядок расположения диалогических единств внутри тематической беседы определяется логикой раскрытия темы; он обычно бывает жестким, хотя и допускает некоторое варьирование в пределах подтем. Количество составляющих тематическую беседу диалогических единств может быть различным, важно лишь, чтобы все вместе они достаточно полно (с точки зрения цели) раскрывали тему. Ситуативный диалог от тематической беседы отличает и количество участников: в диалоге их два, в тематической беседе — два и более.
Как отмечал, Д. И. Изаренков тематическая беседа как особая разновидность речевых упражнений строится в виде последовательного ряда вопросительных речевых действий, каждое из которых возникает на основе определенной речевой ситуации и является средством выяснения какой-либо стороны названной в начале беседы темы [6, а 114, 7].
В этих вопросах не обязательно запрашивается информация, всесторонне раскрывающая тему. Говорящий с их помощью обычно удовлетворяет потребность выяснении таких сторон информации, к которым он проявляет особый интерес. При монологическом сообщении всегда налицо говорящий, который обладает знанием содержания темы, и его цель состоит в передаче этого содержания другой стороне — аудитории, цель которой — воспринять это содержание. Студенты не могут активно включиться в разговор, в этом нет необходимости, ибо цель общения достигается; кроме того, у них нет такой возможности, ибо они еще не владеют предметом речи и не знают всех его содержательных сторон.
Тематическая беседа предполагает с одной стороны, участников общения, который обладают знанием содержания темы, но его задача в общении иная, чем в монологе: он не
просто передает, сообщает знания другой стороне — аудитории (студентам) обучающихся, а стремится к тому, чтобы они овладели материалом темы. Функция преподавателя в беседе — не просто информативная, а обучающая и контролирующая процесс усвоения знаний, поэтому ему необходимо ставить перед обучающимися вопросы по данной теме так, чтобы побудить их к освещению основных проблем, составляющих содержание темы. С другой стороны, обучаемые также являются активными участниками беседы, они отвечают на основные вопросы темы, выясняют те ее стороны, которые поняты недостаточно, то есть они уже должны знать материал темы, чтобы быть готовыми к участию в беседе [3, а 104, 8].
В беседе (не носящей учебного характера) могут решатся и другие задачи, и она может проходить в иных условиях: один из участников обладает знаниями по теме, другие - нет, но у них есть потребность получить эти сведения от первого участника, и они ориентируются в содержании данной темы. Поэтому они ставят вопросы, с тем чтобы получить на них исчерпывающие ответы. Такая форма беседы характерна для лекторской пропагандисткой работы.
Наконец, возможен еще один вариант беседы: существует тема - проблема, в решении которой заинтересованы участники общения, коллектив людей, объединенных общностью цели деятельности. Эта проблема разбивается на ряд составляющих ее частных проблем, и каждая из них решается последовательно всеми участниками сообща. По каждому пункту обсуждения участники делают обобщения, получают знания, которые составят содержание темы. Все участники при этом выполняют одинаковую роль, их цели, задачи, форма участия в такой беседе совпадают [3, а 104].
Какие же существуют способы проведения тематической беседы? Рассмотрим некоторые из них. Студентам предварительно сообщается тема, которую им предстоит обсудить, с тем чтобы они заранее обдумали общее содержание, направление беседы и могли ориентировочно подготовиться к ней. На следующем занятии преподаватель называет тему и обращается к каждому студенту поочередно с одним и тем же вопросом, получая от каждого из них ответ. Очень важно уже с самого начало следить за темпом речи: преподаватель должен начинать такой вид работы в темпе, максимально посильном для студентов, и через несколько занятий его до нормального.
Однако, преподаватель не должен оставаться постоянно ведущим, после двух-трех бесед эта роль поручается студентам. Студент-ведущий получает тему и вопросы к ней накануне, дома он знакомится с ней, отрабатывает произношение и интонацию. Поскольку преподаватель обращается к студентам, могут быть адресованы и ему, то всякий раз, после того как он задаст вопрос студентам, один из студентов группы обращается с этим же вопросом к преподавателю, и тот, таким образом оказывается в роли собеседника. Данная форма беседы очень важен, так как он учит студентов не только реактивной, но и инициативной стороне общения.
Тематические беседы необходимо проводить в течении всего вводно-грамматического курса. Тематическая беседа — полезный и необходимый вид речевого упражнения на начальном этапе обучения. Речевые действия, включенные в нее, чаще всего не являются новыми, все они отдельно уже встречались в ситуативных упражнениях того или иного типа. В тематической беседе они вновь воссоздаются через несколько дней после первоначальной отработки, что значительно упрочивает степень их автоматизации [6, а 116].
Для тематической беседы характерно также то, что подобное воссоздание происходит в несколько иных условиях речи — в рамках беседы, которая порождается комплексом речевых ситуаций, но в целом по своему содержанию не выходит за пределы одной темы или проблемы, то есть весь материал в целом, ранее отработанный, уже выступает в новом
окружении, в новом комплексе смысловых связей между речевыми действиями в пределах нового акта речи. В этом случае дальнейшая автоматизация речевого материала проходит на уровне программируемой речевой практики [6, а 116].
Беседа такого типа всегда мотивирована жизненными потребностями обучаемых, служит их удовлетворению, отражает их интересы, и студенты откликаются на нее живо, с большой заинтересованностью [6, а 116]. Это упражнение с полным основанием может быть причислено к числу речевых упражнений высшего уровня. Целям обучения языку на материале специальности соответствуют различные варианты тематической беседы. Необходимо, подчеркнуть, что тематическая беседа не есть план. План — качественно иная единица, он намечает общие ориентиры содержания темы, главным образом это наименование ( в форме назывных предложений) подтем, входящих в данную тему. Вопросы, составляющие основу тематической беседы, имеют более частный характер по сравнению с пунктом плана, они отражают не наименование подтем, а наиболее существенные элементы содержания темы (подтемы). Основой для беседы могут служить тексты. Приведу некоторые примерные тексты, которые применяются на занятиях кыргызского языка на медицинском факультете.
Например: Беседа «Иса Ахунбаев — белгuлYY хирург»
Иса Ахунбаев качан жана кайда туулган?
Ал кайсы окуу жайын бYTYргeн?
Иса Ахунбаев кайсы кафедрада биринчи ирет иштей баштаган?
Ал кайсы тармакты тандап алган?
Иса Ахунбаев кандай ооруларга операция жYргYЗгeн?
Анын эмгектери кандай ооруларга арналган?
Текст: «Иса Ахунбаев — белгилуу хирург»
Иса Ахунбаев 1908-жылы 12-сентябрда Ысык-Кел областындагы Тору-Айгыр кыштагында туулган.
Ал Ташкенттеги медициналык институтун бYTYргeн.
Иса Анунбаев биринчи ирет жалпы хирургия кафедрасында иштей баштаган.
Ал жYрeк ооруларын изилдее тармагын тандап алган.
Иса Ахунбаев жYрeк ооруларына операция жYргYЗгeн.
Анын эмгектери жYрeк ооруларына арналган.
Беседа: «Цитология. Клеткалык теория»
Цитология деген сeз эмнени билдирет?
Бул илим эмнени изилдейт?
Ал кайсы илим менен тыгыз байланышта?
«Клетка» деген ат ким тарабынан ачылган?
Клеткалык теорияны кимдер негиздеген?
Текст: «Цитология. Клеткалык теория»
Цитология деген сeз грек тилиндеги «цитос» — клетка, «логос»-илим дегенди билдирет. Бул илим адп клеткалуу жаныбарлар менен eсYмдYктeрдун, бир клеткалуу организмдердин клеткаларын изилдейт.
Цитология биологиялык илимдер, биология, ботаника, зоология менен, ошондой эле молекулалык биология менен химия, физика, математика менен тыгыз байланышта болот.
«Клетка» деген ат биринчи жолу Роберт Гук тарабынан ачылган.
Клеткалык теорияны М. Шлейден менен Т. Шванн 1838-жылы негиздешкен [4, а 26].
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №4. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/53
Таким образом, существуют различные виды тематической беседы, которые применяются на практических занятиях по специальности. Различие между ситуативным диалогом и тематической беседой раскрыто на конкретных примерах.
Список литературы:
1. Пассов Е. И Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение, 1991.
2. Петровский А. В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. М., 1978.
3. Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. М.: Просвещение, 1988.
4. Даакыбаева А. Б., Аманалиева Г. Э. Сборник текстов по специальности для студентов медицинского факультета. Бишкек, 2010.
5. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969.
6. Изаренков Д. И. Структура и функциональные особенности диалога в современном русском языке: дисс. ... канд. филол. наук. М., 1979.
7. Изаренков Д. И. Обучение диалогической речи. М., 1984.
8. Мотина Е. И. Язык и специальность: лингводидактические основы обучения русскому языку студентов - не филологов. М., 1988.
References:
1. Passov, E. I (1991). Kommunikativnyi metod obucheniya inoyazychnomu govoreniyu. Moscow. (in Russian).
2. Petrovskii, A. V., & Shpalinskii, V. V. (1978). Sotsial'naya psikhologiya kollektiva. Moscow. (in Russian).
3. Bim, I. L. (1988). Teoriya i praktika obucheniya nemetskomu yazyku v srednei shkole. Moscow. (in Russian).
4. Daakybaeva, A. B., & Amanalieva, G. E. (2010). Sbornik tekstov po spetsial'nosti dlya studentov meditsinskogo fakul'teta. Bishkek. (in Russian).
5. Leontev, A. A. (1969). Yazyk, rech', rechevaya deyatel'nost'. Moscow. (in Russian).
6. Izarenkov, D. I. (1979). Struktura i funktsional'nye osobennosti dialoga v sovremennom russkom yazyke: Ph.D. diss. Moscow. (in Russian).
7. Izarenkov, D. I. (1984). Obuchenie dialogicheskoi rechi. Moscow. (in Russian).
8. Motina, E. I. (1988). Yazyk i spetsial'nost': lingvodidakticheskie osnovy obucheniya russkomu yazyku studentov - ne filologov. Moscow. (in Russian).
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 08.03.2020 г. 11.03.2020 г.
Ссылка для цитирования:
Даакыбаева А. Б. Тематическая беседа как форма диалогического общения // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №4. С. 570-575. https://doi.org/10.33619/2414-2948/53/68
Cite as (APA):
Daakybaeva, A. (2020). Theme Talk as a Form Dialogic Communication. Bulletin of Science and Practice, 6(4), 570-575. https://doi.org/10.33619/2414-2948/53/68 (in Russian).