Научная статья на тему 'Тема животных как проявление контента духовности на страницах современных качественных журналов (на примере журнала «Русский репортер»)'

Тема животных как проявление контента духовности на страницах современных качественных журналов (на примере журнала «Русский репортер») Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
381
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВЕННЫЕ ЖУРНАЛЫ / ЖАНР / ФОТОЖУРНАЛИСТИКА / КОНТЕНТ / ДУХОВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Антропова Вера Владимировна

В предлагаемой статье рассматриваются опубликованные в журнале «Русский репортер» за 2009 год материалы, посвященные теме животных и имеющие биоэтическую проблематику. Исследовательский интерес направлен на разнообразные средства выражения авторской позиции журналиста от вербальных до визуальных. Данные публикации отличает сложная жанровая природа, особый стиль и язык, высокопрофессиональная фотография.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тема животных как проявление контента духовности на страницах современных качественных журналов (на примере журнала «Русский репортер»)»

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ

Вера Владимировна Антропова

Челябинский государственный университет

ТЕМА ЖИВОТНЫХ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ КОНТЕНТА ДУХОВНОСТИ НА СТРАНИЦАХ СОВРЕМЕННЫХ КАЧЕСТВЕННЫХ ЖУРНАЛОВ (НА ПРИМЕРЕ ЖУРНАЛА «РУССКИЙ РЕПОРТЕР»)

В предлагаемой статье рассматриваются опубликованные в журнале «Русский репортер» за 2009 год материалы, посвященные теме животных и имеющие биоэтическую проблематику. Исследовательский интерес направлен на разнообразные средства выражения авторской позиции журналиста - от вербальных до визуальных. Данные публикации отличает сложная жанровая природа, особый стиль и язык, высокопрофессиональная фотография.

Ключевые слова: качественные журналы, жанр, фотожурналистика, контент, духовность.

Если подобрать издыхающего с голоду пса и накормить его досыта, он не укусит вас. В этом принципиальная разница между собакой и человеком.

Марк Твен

Тема животных в истории философии и литературы всегда, так или иначе, находилась в поле зрения мыслителей, хотя само по себе животное как самодостаточная субстанция мира в меньшей степени интересовала человека, а лишь в диаде «человек - животное». При этом данный вопрос неизбежно переходил в область биоэтики, где центральной оказывалась проблема отношения человека к животным.

Уже в античности в трудах и взглядах Пифагора, Гиппократа, Диогена, Порфирия, Горация, Овидия, Сенеки и других мы находим этическое обоснование вегетарианства как осознанного отказа от убийства животных. Позже подобные суждения высказывали Леонардо да Винчи, Мишель де Монтень, Френсис Бэкон, Томас Трайон, Исаак Ньютон, Франсуа Вольтер, Бенджамин Франклин, Карл Линней, Жан-Жак Руссо, Адам Смит, Альфонс де Ламартин, Перси Биши Шелли, Ральф Уолдо Эмерсон, Густав фон Струве, Джон Стюарт Милль, Фридрих Ницше, Марк Твен, Андрей Бекетов, Лев Толстой, Люси Роуз Мэллори, Морис Метер-линк, Бернард Шоу, Герберт Уэллс, Франц Кафка и многие другие.

Постепенно в процессе обсуждения проблемы вегетарианства стали возникать интересные суждения из сферы спиритуализма, где главными оставались вопросы: есть ли душа у

животных, что происходит с животными после смерти?

Так, например, К. Льюису, автору фантастической эпопеи «Хроники Нарнии», однажды после завершения его лекции задали каверзный вопрос: может ли собака попасть в рай? Если нет, то получается, что высшее милосердие распространяется только на людей? А если может, то какой смысл в вере, ведь вряд ли у собак существуют религиозные чувства? К. Льюис ответил: «Сама по себе не может. Но вместе с хозяином - безусловно» [8].

А. Швейцер, философ, музыкант и врач, лауреат Нобелевской премии мира, уехавший лечить людей в Африку и основавший там на свои средства больницу, придумал молитву о животных, которая начинается словами: «Услышь нашу смиренную молитву, Господи! Мы молим за всех наших друзей-зверей, особенно за тех, кто страдает, за всех, на кого охотятся, кто потерялся, кого бросили, кто напуган или голоден; за всех, кто должен быть усыплен» [9].

Н. Бердяев в 1944 году, живя уже в Париже, пережил одно событие, для постороннего человека кажущееся не очень значительным, которое принесло ему особенно тяжелое духовное страдание: после мучительной болезни у него на руках умер кот Мури - любимец семьи. Поз-

же в «Самопознании» он напишет: «Страдания Мури перед смертью я пережил как страдание всей твари. Через него я чувствовал себя соединенным со всей тварью, ждущей избавления. <...> Накануне смерти Мури пробрался в комнату Лидии, которая сама уже была тяжело больна, и вскочил к ней на кровать, он пришел прощаться. Я очень редко и с трудом плачу, но, когда умер Мури, я горько плакал. И смерть его, такой очаровательной Божьей твари, была для меня переживанием смерти вообще, смерти тех, кого любишь. <...> В связи со смертью Мури я пережил необыкновенно конкретную проблему бессмертия» [1. С. 339].

В мировых религиях отношение к этой проблеме остается неоднозначным. Православие отказывает животным в наличии души. Для иллюстрации приведем слова архимандрита Со-фрония Сахарова, ссылавшегося на своего учителя Силуана Афонского: «Животному и скотине дай пищу и не бей их, в этом есть милость к ним человека, но привязываться, любить, гладить и разговаривать есть неразумие души» [6]. Папа Римский Иоанн Павел II в одном из своих выступлений заявил, что все животные - творенья Божьи и заслуживают милосердия, у животных есть душа, и они не являются чем-то нижестоящим. В буддистской философии и люди, и животные наделены Природой Будды, относятся к одной категории осознающих существ: они способны чувствовать боль, страдать; теория реинкарнации в этом смысле уравнивает животных и людей.

Если говорить о русской литературе, то в ней образы животных всегда были неразрывно связаны с темой страданий. Произведения, как правило, имеют четкую социальную направленность. Вспомним «Му-му» И. С. Тургенева, «Белого пуделя», «Пиратку» А. И. Куприна, «Сны Чанга» И. А. Бунина, стихотворения С. Есенина, «Собачье сердце» М. Булгакова, «Белого Бима Черное ухо» Г. Н. Троепольского, «Верного Руслана» Г. Н. Владимова. «Увидеть ад глазами собаки и посчитать его раем» - так сам автор определил главную проблему «Верного Руслана» [7].

Сомнений в том, что животные обладают душой, русская литература не оставляет. Изображая страдания животных, авторы апеллируют к эмоциональному началу в человеке, к глубинному состраданию, заложенному в каждом с детства. Образы животных как невинных мучеников, безгрешных страдающих тварей обнажают социальные противоречия, более

контрастно и рельефно подчеркивают несправедливость, жестокость человеческого мира.

Журналисты еженедельника «Русский репортер», претендующие на представление «глубокой, проникновенной журналистики», являются в этом смысле достойными продолжателями этой литературной традиции.

Тема животных постоянно возникает на страницах издания, и мы проанализированы все номера журнала за 2009 год (год, на который пришелся пик экономического кризиса в стране) на предмет того, как она раскрывается в еженедельнике. Учитывая, что высокопрофессиональной фотографии «Русский репортер» всегда уделял особе внимание как мощному средству выражения авторской позиции, мы рассматривали, наряду с текстовыми материалами, и фотоконтент с животными. Мы разделили все материалы на 3 большие группы: 1) текстовые материалы непосредственно про животных плюс фотографии, 2) текстовые материалы на другие темы, в которых животные присутствуют только как элемент фотографии, 3) исключительно фотографии животных.

Первую группу составили в общей сложности 57 материалов, из них 44 информационных и 13 аналитических (в расчет не бралась рубрика «Афиша», содержащая анонсы новых фильмов и книг про животных).

Информационные публикации в основном представлены заметками в рубриках «Казусы», «Неделя истории», «Тренды», повествуют о забавных случаях из мира животных, новейших открытиях зоологов и так далее, при этом все они сопровождаются высококачественным фотоиллюстрациями и фотоколлажами.

Аналитические публикации затрагивают четыре основных проблемы: жизнь бездомных животных, страдания подопытных животных, убийство животных в промысловых целях и жесткое обращение с животными в индустрии развлечений. Так, например, в выпуске № 7 вышли три развернутых материала в 16,5 полос, включающие текст и фотографии. Остановимся на двух.

Обе помещены в рубрике «Среда обитания». Жанр первой публикации «Убить не больно» можно определить и как фоторепортаж с оценочным началом, рассказывающий о судьбе бездомных собак в мегаполисе, и как портретный фотоочерк, повествующий о малопривлекательной работе Владимира Н. - отстреливать бездомных собак. В фотоочерке, - пишет Н. Еремченко, - всегда должно вестись исследова-

ние явления действительности через поступки, отношения, устремления человека [2, 5]. Фотоочерк состоит из пяти черно-белых кадров, снабженных обязательными мини-текстами. Уже само название «Убить не больно» вызывает двойственные, противоречивые эмоции у читателя, при этом боль в данном контексте понимается и как боль душевная у того, кто должен убивать, и как боль физическая у того, кто должен умереть. Поэтому журналистский подтекст вполне угадывается: убить не больно, а умереть? На первой фотографии - неясное изображение человека и собак, в буквальном смысле припертых к бетонной стене: за них уже все решили. Текст при первом прочтении кажется безоценочным: «В арсенале Владимира Н. два однозарядных пневматических пистолета. Крупному псу он делает дополнительную инъекцию, чтобы собака не мучилась. Он не обязан это делать - собака умрет и так. Ему просто ее жалко». Так о своей работе может говорить человек, занимающийся вполне мирной, созидательной работой. Второй кадр - крупный план человека-убийцы и собаки-жертвы - еще больше подчеркивает парадоксальность ситуации, читатель видит искреннюю полуулыбку на лице Владимира, его добрый взгляд, снимок сопровождается словами: «Во дворе Владимира живет его лучшая подруга - кавказская овчарка Азиза. Вот такая запутанная история: на работе он собак убивает, а дома с ними целуется. Стрелка-охотника это нисколько не смущает». Приведем тексты к четвертому и пятому кадру: «Для Владимира убивать собак - просто работа. Правда, поначалу совесть все равно мучила. Он даже ходил в православный храм - советоваться. Батюшка успокоил, сказал, что занятие это вовсе не стыдное, а напротив - уважаемое и необходимое»; «Убитых собак Владимир вывозит за город, в ямы Беккера. Он уже и не помнит, скольких псов, больших и мелких, с кличками и без, сгнило в этих резервуарах. А что делать? Такова жизнь. Собачья». Немногословные, скупые тексты, отсутствие в них экспрессивной лексики, минимум уточнений, слишком часто повторяющая частица просто (просто работа, просто жалко), риторический вопрос (А что делать?) в конечном итоге достигают большей силы воздействия, нежели традиционные средства выразительности. Парцеллированная форма ответа (Такова жизнь. Собачья) усиливает журналистский подтекст: о чьей жизни в итоге идет речь - о жизни несчастных собак

или о «собачьей» жизни Владимира, который занимается противным его совести делом?

Вторая публикация «Собаки, улетающие в рай» посвящена проблеме крайней нехватки в России приютов для бездомных и брошенных животных. В статье рассказывается об энтузиастах-одиночках, которые организуют на собственные деньги приюты. Статья содержит пять черно-белых фотографий, которые в полной мере, наряду с текстом, раскрывают журналистскую позицию. В первых кадрах фотожурналист прибегает к реалистической тенденции выразительности, в четвертом и пятом - к формотворческой, когда используется эффект частично смазанного кадра. Интересна композиция пятой фотографии: на разделительной полосе дороги лежат два бездомных пса, навстречу друг другу - поток машин. Журналист задействует в полной мере выразительные и изобразительные средства: дорога символизирует бесприютность, машины - равнодушный мир современного мегаполиса. Содержательная антитеза проявляет себя в двух семантических плоскостях: в экзистенциальной (животное - символ природности, естественности - противопоставлено дорогой, престижной машине - символу технократического, искусственного мира) и социальной (обездоленность противопоставлена роскоши).

Статья «Гав-терапия» в выпуске № 26 продолжает социальную тему брошенных людей и брошенных животных. В ней рассказывается о детях психоневрологического интерната, посетивших собачий приют благотворительного фонда «Бим». В материале много детских непосредственных диалогов, очень трогательно описывается то, как дети общаются с бездомными животными. Он лишен назидательности и поэтому еще больше воздействует на читателя. Фотографии лишь усиливают это впечатление.

Замечательный фоторепортаж «Рыба дьявола» посвящен китобойному промыслу на Чукотке (№ 13). Девять натуралистических фотографий, которые сопровождаются подписями, рассказывают красноречивее любых слов об этом промысле, последняя фотография изображает обглоданные кости в огромном поле - это кладбище китов.

Материал «Мы больше не будем их убивать» (№ 11) в рубрике «Актуально» повествует о «самой бесчеловечной охоте на планете» - охоте на белька. Текст, лишенный экспрессии, в этой публикации оказывается самым сильным местом.

Несколько материалов посвящено жестокому обращению с животными: «Лошадиная доза», «Дельфины уплыли» и другие. В первой публикации «Лошадиная доза» рассказывается о шокирующих случаях крайней жестокости в конном спорте, в частности, о громком уголовном деле в Екатеринбурге против тренера спортивной школы, жестоко избившего жеребца на глазах у детей.

Три развернутых аналитических материала за 2009 год поднимают проблему судьбы животных, над которыми проводились опыты. Тема раскрывается в характерном стиле «Русского репортера»: сильные, на первый взгляд, безоценочные, «бесстрастные» тексты сопровождаются цветными натуралистическими фотографиями, на которых поначалу и не разберешь, что изображено. Вглядываясь долго в изображение, читатель постепенно с ужасом начинает понимать, что перед ним, например, распиленные кости подопытной крысы, соединенные металлической проволокой, по которой пускают ток, при этом крыса должна оставаться живой; или же голова кошки, мозг которой вытащен наружу, к нему подключены датчики, фиксирующие нервные импульсы.

Вторая группа материалов, как было уже сказано, никак не связана с животными. Единственная причина, по которой они попали в поле зрения автора статьи, - фотоконтент, обязательными элементами которого являются животные. В «Русском репортере» очень много подобных материалов. Безусловно, каждый кадр необходимо рассматривать в отдельности, «разгадывать» замысел фотожурналиста исходя из плана фотографии, ее композиции и так далее, но очевидны две вещи: во-первых, животные не случайно оказываются в объективе фотокамеры, во-вторых, все они являются символом непосредственного контакта человека с миром, они своим видом как бы снимают остроту социальных проблем, обсуждаемых на страницах издания.

Третья группа - это исключительно широкоформатные фотографии животных, представленные в рублике «Фотография». Фотограф, как правило, запечатлевает самые интересные, интригующие моменты из жизни животных.

В заключение приведем слова профессора Р. Л. Лившица: духовность - это «такая жизненная позиция личности в мире, в которой

реализуется ее внутренняя свобода и творческое начало» [3]. Сущность духовности, по его мнению, заключается в «открытости личности навстречу миру», устремленности к социально-позитивным, гуманистическим ценностям. Такое жизненное кредо в полной мире соответствует журналисткой позиции авторов «Русского репортера», обозначенной в заявлении главного редактора Виталия Лейбина: мы хотим «понимать и изображать драму человеческой жизни, <...> в нас самих есть запрос на глубокую, проникновенную журналистику, позволяющую человеку быть не «овощем», а созидателем своей культуры, жизни и страны» [4].

Список литературы

1. Бердяев, Н. А. Самопознание (Опыт философской автобиографии) [Текст] / Н. А. Бердяев. - М. : Книга, 1991. - 446 с.

2. Ворон, Н. И. Жанры советской фотожурналистики [Электронный ресурс] / Н. И. Ворон. - URL: http://constitutions.ru/archives/1831.

3. Духовность как онтологическое основание бытия человека : материалы международной научно-практической конференции [Текст]. -Ставрополь : Изд-во Северо-Кавказского государственного технического университета, 2009. - 262 с.

4. Лейбин, В. О журнале «Русский репортер» [Электронный ресурс] /. URL : http://www. mediaguide.ru/?p=media_kit&id=9408.

5. Методические рекомендации по фотожурналистике [Электронный ресурс] /. URL : http://www.ido.rudn.ru/lectures/109/metod.htm.

6. Православие и современность. Электронная библиотека [Электронный ресурс] /. URL : http:// www.lib.eparhiasaratov.ru/books/17s/sof-ronii_saharov/Siluan_Afonskiy_2/23.html.

7. Рецензия на повесть Г. Н. Владимова «Верный Руслан» [Электронный ресурс] /. URL : http://www.stavcur.ru/sochinenie_po_ literature/330.htm.

8. Фунтик и Гера в... православной парадигме [Электронный ресурс] // Ставропольская правда. 7 июля 2006 г. URL: http://www. stapravda.ru/20060707/ Funtik_i_Gera_v_ pravo-slavnoj_paradigme_8884.html.

9. Челябинский портал домашних животных [Электронный ресурс]. - URL: http://www. dogandcat.ru/node/22640.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.