Научная статья на тему 'Тема жертвенности и крестного пути в творчестве поля Гогена и Жоржа РУО'

Тема жертвенности и крестного пути в творчестве поля Гогена и Жоржа РУО Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
299
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕМА ЖЕРТВЕННОСТИ И КРЕСТНОГО ПУТИ / ХРИСТИАНСКИЕ СЮЖЕТЫ / ЕВАНГЕЛИЕ / ПОДВИЖНИЧЕСТВО / РЕЛИГИОЗНЫЕ СИМВОЛЫ / ОБРАЗЫ СТРАДАНИЙ / THEME OF SACRIFICE AND CROSS WAY / CHRISTIAN PLOTS / THE GOSPEL / ASCETICISM / RELIGIOUS SYMBOLS / IMAGES OF SUFFERING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хадеева Наталья Юрьевна

Освещается тема жертвенности и крестного пути – важнейшая в искусстве Гогена и Руо. Рассматриваются наиболее яркие произведения мастеров, связанные с этой темой: автопортреты и картины на евангельские сюжеты Гогена, живописные и графические работы Руо, непосредственно представляющие христианские сюжеты и связанные с Евангелием косвенно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is covered the theme of sacrifice and cross way – the most important in the art of Gauguin and Rouault. There are considered the brightest works of the masters connected with this theme: self-portraits and pictures on Gospel plots by Gauguin, picturesque and graphic works by Rouault that represent directly Christian plots and connected with the Gospel by indirection.

Текст научной работы на тему «Тема жертвенности и крестного пути в творчестве поля Гогена и Жоржа РУО»

ИЗВЕСТИЯ вгпу

Н.Ю. ХАДЕЕВА (Санкт-Петербург)

ТЕМА ЖЕРТВЕННОСТИ И КРЕСТНОГО ПУТИ В ТВОРЧЕСТВЕ ПОЛЯ ГОГЕНА И ЖОРЖА РУО

Освещается тема жертвенности и крестного пути - важнейшая в искусстве Гогена и Руо. Рассматриваются наиболее яркие произведения мастеров, связанные с этой темой: автопортреты и картины на евангельские сюжеты Гогена, живописные и графические работы Руо, непосредственно представляющие христианские сюжеты и связанные с Евангелием косвенно.

Ключевые слова: тема жертвенности и крестного пути, христианские сюжеты, Евангелие, подвижничество, религиозные символы, образы страданий.

Художник-символист, один из родоначальников примитивизма, создатель синте-тистского метода Поль Гоген (1848-1903) и представитель французского экспрессионизма Жорж Руо (1871-1958) - мастера эпохи модернизма, сыгравшие значительную роль в возрождении и развитии религиозной темы в искусстве Франции конца XIX - первой половины XX в., несмотря на совершенно разные художественные искания, мировоззрение, духовные убеждения и отношение к вере.

Гоген, как известно, не был традиционно верующим, отличался свободой нравов и имел славу любителя наслаждений. Католическая церковь совершенно не была ему близка. Художник считал, что она исказила подлинный, глубинный смысл Евангелия, извратила светлые идеи христианства: «Легенды, которыми церковь окружила образ Иисуса, весьма охладила к нему чувства глупой толпы...» [1, с. 217]. Однако мастера всегда тянуло к чему-то «божественному», «потустороннему». Он много размышлял над вечными вопросами бытия - о Боге, смерти, загробном мире, поклонялся космическим и природным силам, а также проявлял интерес к различным религиозным учениям и верованиям: христианству, ма-орийскому культу и буддизму.

Жорж Руо, напротив, был нравственным и глубоко верующим человеком, подлинным христианином и аскетом. Вот как он сам говорил о себе: «Я - молчаливый друг тех, кто

трудится напряженно и упорно, я - плющ вечной скорби, цепляющийся за облезлую стену, за которой непокорное человечество скрывает свои пороки и свои добродетели. Христианин в эти опасные годы, я верю только в Иисуса на кресте, христианина древних времен» [3, с. 259].

Несмотря на различия в идейно-мировоззренческом плане, в искусстве обоих художников одной из главных была тема жертвенности и крестного пути, связанная с сопоставлением Христа и творческой личности, Христа и простого человека.

Поля Гогена глубоко волновал образ одинокого, непонятого и страдающего за свои идеалы Христа. В понимании мастера его судьба тесно соприкасается с судьбой творческого человека. По Гогену, художник - это подвижник, святой мученик, а творчество - крестный путь: «Удел истинного творца - испить чашу мученичества до конца. Как Христос, он приговорен нести свой крест. И так же, как и жизнь Христа, его жизнь есть вся отречение» [1, с. 156]. При этом образ отверженного мастера автобиографичен для Гогена, т.к. самого художника часто не понимали: публика - его произведения, семья - выбранный им путь.

Гоген исполнил ряд автопортретов-картин, в которых отождествил себя с Мессией. Одной из таких работ является «Автопортрет с Желтым Христом» (1889, частное собрание). В нем мастер изображает себя как бы в трех видах. В центре - автопортрет, где художник выглядит мрачным и подавленным. Второй раз его черты угадываются в гротескной керамической маске дикаря на заднем плане. В третьем случае Гоген запечатлен в образе распятого Христа. Произведение отличается символической многоплановостью - художник создает сложный, многозначный образ собственной личности. Он выступает одновременно и грешником (дикарь, звериное начало), и святым (Спаситель).

В автопортрете «Христос в Гефсиманском саду» (1889, Галерея искусств Нортона, Вест-Палм-Битч, Флорида) - одном из своих самых трагических произведений - Гоген вновь сопоставляет себя с Христом, охваченным тягостными думами. Согбенная фигура, поникшая голова и бессильно опущенные руки выражают боль и безысходность. Гоген возвышает себя до уровня Спасителя, а Христа представляет как человека, не лишенного нравственных терзаний и сомнений.

© Хадеева Н.Ю., 2013

Еще более смелым выглядит «Автопортрет с нимбом» (1889, Национальная галерея искусств, Вашингтон), где мастер представляет себя в образе «синтетистского святого». Это -автопортрет-шарж, гротескная маска. Однако не все так однозначно в этом произведении. Действительно, для группы художников, сплотившихся вокруг Гогена в Ле Пульдю, он был своего рода новым Мессией, идущим по тернистому пути к идеалам подлинного искусства и свободного творчества. За безжизненной маской и наигранным весельем скрываются горечь и боль, поэтому «Автопортрет с нимбом» воспринимается как образ осмеянного художника или святого.

Если рассмотренные выше произведения относятся к раннему периоду творчества мастера, то служащий кульминационным завершением этой серии «Автопортрет у Голгофы» (1896, Художественный музей, Сан-Паулу) написан в поздние годы. В нем Гоген предстает усталым и изможденным. он одет в простую светлую рубаху с открытым воротом, напоминающую тюремную робу. художник похож на осужденного, идущего на казнь. Здесь возникают ассоциации с христом, который всходит на Голгофу. Гоген изобразил себя у места, предназначенного для жертвоприношений, на фоне языческих идолов, олицетворяющих жестокий, варварский враждебный мир толпы. В этом поясном автопортрете мастер создает образ, наделенный высшей степенью трагичности. лаконизм изобразительных средств придает ему особую суровость. Печальный и тяжелый взгляд Гогена исполнен горечи и мук. он уже почти прошел свой путь, а мир так и не понял его.

К теме жертвенности и крестного пути художник обращался и в картинах, представляющих распятие Христа и снятие его с креста, -«Желтый Христос» (1889, Галерея Олбрайт-Нокс, Буффало) и «Зеленый Христос» («Бретонская Голгофа», 1889, Королевский музей изобразительных искусств, Брюссель). На полотне «Желтый Христос» изображено деревянное полихромное «Распятие» работы средневекового мастера. У его подножия склонились и застыли в молитвенных позах три бретонские женщины. При этом неподвижность и величественность поз придают им сходство с монументальными каменными изваяниями, а израненная фигура распятого Христа с лицом, исполненным скорби, наоборот, выглядит «живой». доминирующее эмоциональное содержание произведения можно определить как трагически безысходное. Особенно силь-

но это выражено в психологически напряженном и экспрессивном колорите холста - мастер использует пронзительный желтый цвет, сопоставляя его с яркими алыми пятнами пейзажа и крови в нижней части креста.

Картина «Зеленый Христос» развивает тему жертвенности. В ее основе - иконография «Пьеты». На узком высоком постаменте изображена деревянная скульптурная группа со сценой «Оплакивание Христа» - фрагмент старинного, позеленевшего от времени, средневекового памятника в Низоне. У подножия -печальная бретонка, погруженная в мрачные раздумья и придерживающая рукой черную овечку: символ смерти. Вновь используется прием «оживления» памятника и превращения живого человека в монумент. Строгие, фронтально стоящие деревянные статуи Жен-Мироносиц, оплакивающих Спасителя, трагичный образ бретонки наделяют полотно поистине средневековым духом.

Если у Гогена тема жертвенности и крестного пути выражена в трагических образах Спасителя и в автопортретах, где он отождествляет себя с Христом, то у Руо эта тема представлена в более разнообразных вариациях. Прежде всего мастер обращается к ней в образах самого Христа, например в одном из ранних и наиболее ярких своих произведений - картине «Христос» (1905, Национальный Центр Жоржа Помпиду). Полуфигурное изображение Христа поражает силой драматической экспрессии. В основе композиции - контраст между динамизмом линий и мазков, световых вспышек и глубоких теней. В этой работе создается остро выразительный, гротескный, экзальтированный образ, символ боли и страдания. лик Христа искажен мучениями. Внешне он некрасив, даже безобразен, но его можно назвать внутренне прекрасным, исполненным поразительной стойкости и гордого величия.

В творческом наследии Руо имеется целая галерея холстов, иллюстрирующая мучения и унижения Христа: «Поругание Христа» (1932, частное собрание), «Страсти Господни» (1937-1938, бывшее собрание Воллара, Париж), «Распятие» (1939, Национальный Центр Жоржа Помпиду, Париж). Картина «Распятие», как и рассматриваемый нами выше «Христос» 1905 г., перекликается с произведениями Гогена «Желтый Христос» и «Бретонская Голгофа». «Христос» Руо, как и «Христос» Гогена, показан болезненно-худым, изможденным, испытывающим невыносимые муки. Упрощенность его вытянутой фигуры

ИЗВЕСТИЯ ВГПУ

заставляет вспомнить архаические деревянные статуи Спасителя, которые ставили вдоль дорог и в часовнях во времена далекого Средневековья. В работах Руо и Гогена напряженный, драматический образ создается с помощью колорита, построенного на смелых цветовых контрастах.

К теме «страстей Христовых» художник активно обращался и в графике - в своем центральном цикле «Мизерере и война» (19141927) («Иисус опозоренный», «Всегда подвергающийся бичеванию», «Под Иисусом, забытым на кресте», «Покорный смерти, даже смерти на кресте», «Иисус пробудет в агонии до конца света», «Его ранами мы исцелены»), а также в серии «Страсти» (1938). В этих творениях образ Христа, многозначный по смыслу и воплощенный с особым драматизмом, предстает как метафора мученичества и покорности судьбе, как символ человека, обреченного на страдание, несение креста, искупление греха, но все-таки исполненного надежды.

Как и Гоген, Руо рассматривал тему жертвенности и крестного пути, сопоставляя Христа и обычного человека. Мастер воплощал многочисленные образы несчастных, обреченных людей, почти ничем не отличающихся от изображений Спасителя. Тем самым он хотел подчеркнуть единство страданий человечества и Христа.

Создавая картины с изображением страдающих людей, Руо делил их на группы: цирк, публичный дом, суд. Образ клоуна - олицетворение отверженности, одиночества. Он скрывает свои истинные мысли и чувства за маской безудержного веселья. В этом веселье ощущается искусственность и проглядывает истинное состояние шута, его далеко не радостные раздумья и чувства («Клоун с трагическим лицом», 1904, частное собрание; «Кто не носит маску», серия «Мизерере и война», 1914-1927; «Пьеро-аристократ», 1941, Галерея Луиса Каре, Париж). Образ падшей женщины - символ униженности и греховности. Художник показывает ее физически безобразной, воплощая в этом образе нравственную деградацию, ослепленность соблазнами. Вместе с тем он видит проститутку как человека, запутавшегося в сложных жизненных обстоятельствах, и сострадает своим героиням («трио», 1906, частное собрание, Базель; «Перед зеркалом», 1906, Национальный центр Жоржа Помпиду, Париж; «На губах некогда свежих вкус желчи», серия «Мизерере и война», 1914-1927). Образы жертв правосудия служат метафорой обреченности и бессилия челове-

ка перед какой-либо властью («Осужденный», 1907, частное собрание; «Подсудимый ушел», серия «Мизерере и война», 1914-1927).

Важное место в творчестве мастера занимает тема беженцев, крестьян и рабочего предместья. В образах бездомных и обездоленных людей, в этих выразительных символах мученичества напрямую воплощена центральная концепция искусства Руо, связанная со страданием человечества и несением креста («Бедное семейство», 1911, Музей Анонсиад, Сен-Тропез; «Исход», 1912, Музей современного искусства, Париж; «В старых предместьях долгих страданий», серия «Мизерере и война», 1914-1927).

Как и Гоген, Руо также тесно связывал тему жертвенности и крестного пути с размышлениями о судьбе творческого человека, о его одиночестве и непонятости в обществе. Тему подвижничества творца художник ярко раскрывает в своих «Автопортретах». В какой-то мере они близки автопортретам Гогена: лаконичны по построению, лишены обыденности и имеют символическое значение. В то же время автопортреты Руо во многом отличаются от образов Гогена, в которых ярко выражено самоутверждающее начало. Руо же по натуре скромен. Он, как средневековый ремесленник, не подписывает свои произведения и многие из них называет просто «Подмастерьями».

Особенно выразителен в живописном и символическом планах автопортрет «Последний романтик» (1937, частное собрание, Нью-йорк). Он поражает острым трагизмом, переданным в напряженности фигуры, драматизме одухотворяющей энергии света и ярких колористических контрастах. Здесь, как и в других автопортретах Руо, черты его внешности лишь слегка угадываются, детали одежды выдают в нем современного человека, однако они предельно обобщены. Образ символичен -в самой композиции заложен глубокий смысл. Она строится на контрасте погрудного вертикального силуэта фигуры и четко выделенной линии горизонта и образует крест, что служит намеком на христианскую символику и жертвенность истинного художника.

К теме мученичества Руо обращается и в разнообразных образах святых. Под влиянием событий Второй мировой войны и оккупации Франции он создал ряд образов Жанны Д'Арк. Наиболее яркий образ воплощен в картине, представляющей ее на коне («Моя Жанна», 1948, частное собрание, Париж). Композиция предельно лаконична по форме и рисунку и сообщает изображению подлинную монумен-

тальность: всадница и лошадь воспринимаются словно величественный конный памятник. Образ Жанны Д'Арк - воплощение мужества и стойкости, роднящие ее с первыми христианскими подвижниками.

Под впечатлением войны написана и одна из последних работ мастера - «Человек человеку волк» (Национальный центр Жоржа Пом-пиду, Париж, 1947-1948). Если картина «Моя Жанна» содержит жизнеутверждающее и героическое начало, то полотно «Человек человеку волк» совершенно иное по настроению, оно окрашено глубоким трагизмом. Главный персонаж картины - жуткий висельник на фоне зловещего ночного неба. Все здесь объято могильной тишиной, ощущением покинутости, боли и тоски. Это произведение, ярко характеризующее один из основных аспектов искусства Руо - его глубокий трагизм в восприятии мира и человеческой судьбы.

Обращаясь к теме жертвенности и несения креста, художник сам был глубоко верующим человеком, подвижником, не интересующимся материальным успехом и славой и служащим чистому искусству. Он не «вписывался» в творческую атмосферу Франции конца XIX -первой половины XX в. Когда многие мастера того времени стремились «к эффектам ради самих эффектов», Руо привлекали прежде всего религиозно-философские идеи.

Поль Гоген, старший современник Жоржа Руо, также стоял особняком в художественной жизни Франции рубежа столетий. Несмотря на всю свою скандальную славу и непростой нрав, и он в какой-то степени был подвижником, жертвовал многим в своей жизни ради искусства. Эти два мастера очень разные и в духовном, и в творческом плане, но оба они внесли значительный вклад в развитие христи-

анской темы в искусстве указанного периода, создавая потрясающие по выразительности и философской глубине образы мученичества и несения креста.

Литература

1. Гоген П. Ноа Ноа: Письма, эссе, статьи. СПб. : Азбука-классика, 2001.

2. Декс П. Гоген. М. : Мол. гвардия, 2003.

3. Мастера искусства об искусстве / под ред. И.Л. Маца, Н.В. Яворской. Л. : Искусство, 1969. Т. 5. Кн. 1.

4. Кочик О.Я. Мир Гогена. М. : Искусство, 1991.

5. Перрюшо А. Жизнь Гогена. М. : Радуга, 1989.

6. Courthion P. George Rouault. Suivi d'un catalogue établi avec la collaboration d'Isabelle Rouault. P. : Flammarion, 1962.

7. Puy M. Trente reproductions de peintures et dessins précédées d'une étude critic par M. Puy. P. : Édition de la «Nouvelle Revue Française», 1921.

8. Rouault G. Sur l'art et sur la vie. P. : Denoel/ Gonthier, 1971.

9. Venturi L.G. Rouault. Geneva : Éditions d'art Albert Skira, 1959.

Theme of sacrifice and cross way in creative work by Paul Gauguin and Georges Rouault

There is covered the theme of sacrifice and cross way -the most important in the art of Gauguin and Rouault. There are considered the brightest works of the masters connected with this theme: self-portraits and pictures on Gospel plots by Gauguin, picturesque and graphic works by Rouault that represent directly Christian plots and connected with the Gospel by indirection.

Key words: theme of sacrifice and cross way, Christian plots, the Gospel, asceticism, religious symbols, images of suffering.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.