Научная статья на тему 'Тема всемирного потопа в современном искусстве и опера Б. Бриттена «Ноев ковчег»'

Тема всемирного потопа в современном искусстве и опера Б. Бриттена «Ноев ковчег» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
8
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Бог / человек / единство человечества / Библия / миракль / любительское исполнение / христианская тема в искусстве / детская музыка. / God / man / human unity / Bible / miracle / amateur performance / children music / Christian theme in music.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лесовиченко Андрей Михайлович

Статья посвящена одной из «библейских» опер Б. Бриттена в контексте его поисков повышения социальной значимости оперного искусства, в частности, в области детской музыки. Композитор создал много сочинений для детей, во многих из которых использованы религиозные образы. Утверждается, что появление «Ноева ковчега» в период зрелого творчества композитора (1957) отражает его стратегические интересы как в направлении отражения религиозной тематики, так и выражения идей в области детской музыки. Показательно, что произведение Бриттена открывает в новейшее время разработку темы Всемирного Потопа, всегда присутствующую в культуре, но развиваемую с разной интенсивностью. Во второй половине ХХ века интерес к этой теме явно повысился. Для сравнения подходов к материалу даются характеристики «танцевальной драмы» И. Стравинского «Потоп», кукольного спектакля театра С. Образцова, мультфильма и кинофильмов последних десятилетий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Theme of Global Flood in Modern Art and in the Opera «Noye’s Fludde» by B. Britten

The article studies one of «Bible» operas by B. Britten in context of his striving to raise social significance of opera art especially in music for children. The composer widely used religious images in his pieces for children. It is stated that opera «Noye’s Fludde» created in Britten’s mature period of composition (1957) demonstrates his interest in reflecting religious themes as well as in expressing ideas in music for children. It should be mentioned that the opera takes a modern approach to the theme of Global Flood that has received different interpretations in history of culture. To compare the approaches the author analyzes dancing drama «The Flood» by I. Stravinsky, the performance «Noah’s Ark» by S. Obraztsov Theatre, some contemporary films and a cartoon.

Текст научной работы на тему «Тема всемирного потопа в современном искусстве и опера Б. Бриттена «Ноев ковчег»»

Лесовиченко Андрей Михайлович, доктор культурологии, кандидат искусствоведения, профессор кафедры философии и культурологии Сибирского государственного университета путей сообщения. Lesovichenko Andrey Mikhailovich, Dr. Sci. (Cultural Studies). Ph. D. (Arts). Professor at the Philosophy and Cultural Studies Department of Siberian State Transport University.

E-mail: lesovichenko@mail.ru

ТЕМА ВСЕМИРНОГО ПОТОПА В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ И ОПЕРА Б. БРИТТЕНА «НОЕВ КОВЧЕГ»

Статья посвящена одной из «библейских» опер Б. Бриттена в контексте его поисков повышения социальной значимости оперного искусства, в частности, в области детской музыки. Композитор создал много сочинений для детей, во многих из которых использованы религиозные образы. Утверждается, что появление «Ноева ковчега» в период зрелого творчества композитора (1957) отражает его стратегические интересы как в направлении отражения религиозной тематики, так и выражения идей в области детской музыки. Показательно, что произведение Бриттена открывает в новейшее время разработку темы Всемирного Потопа, всегда присутствующую в культуре, но развиваемую с разной интенсивностью. Во второй половине ХХ века интерес к этой теме явно повысился. Для сравнения подходов к материалу даются характеристики «танцевальной драмы» И. Стравинского «Потоп», кукольного спектакля театра С. Образцова, мультфильма и кинофильмов последних десятилетий.

Ключевые слова: Бог, человек, единство человечества, Библия, миракль, любительское исполнение, христианская тема в искусстве, детская музыка.

THE THEME OF GLOBAL FLOOD IN MODERN ART AND IN THE OPERA «NOYE'S FLUDDE» BY B. BRITTEN

The article studies one of «Bible» operas by B. Britten in context of his striving to raise social significance of opera art especially in music for children. The composer widely used religious images in his pieces for children. It is stated that opera «Noye's Fludde» created in Britten's mature period of composition (1957) demonstrates his interest in reflecting religious themes as well as in expressing ideas in music for children. It should be mentioned that the opera takes a modern approach to the theme of Global Flood that has received different interpretations in history of culture. To compare the approaches the author analyzes dancing drama «The Flood» by I. Stravinsky, the performance «Noah's Ark» by S. Obraztsov Theatre, some contemporary films and a cartoon.

Key words: God, man, human unity, Bible, miracle, amateur performance, children music, Christian theme in music.

В культурах христианского корня весьма заметное место занимает тема Ноева ковчега. Более того, этот миф распространён практически у всех народов, независимо от вероисповедания. Во многих случаях этот эпизод библейского повествования является точкой отсчёта для исторических повествований. Вспомним, что этикетное начало средневековых хронографий — именно Потоп («История Армении» Мовсеса Хоренаци, наша «Повесть временных лет»). Образ Ковчега является определяющим в символике Церкви, понимаемой как спасительный корабль в бурлящем море житейской суеты. Как известно, внутреннее пространство церковного здания называется «наос» («навис», «неф») — корабль. Одним из значений Креста является «якорь». Естественно, среди праотцев в соответствующем чине иконостаса присутствует Ной. Есть эта тема и в средневековой книжной графике. Художественная практика средневекового Запада знает площадные представления в жанре миракля на сюжет чудесного спасения семьи Ноя и разной живности в водах Потопа. В Новое время произведения, связанные с Потопом встречаются в светском искусстве, хотя нельзя назвать их популярными. Прекрасные гравюры созданы Ю. Ф. фон Карольсфельдом, Г. Доре. Замечательные картины написали Я. Йорданс, Я. Бассано, Я. Брейгель, Э. Хикс, Ф. Бруни, В. Верещагин, И. Айвазовский, А. Рябушкин.

Во второй половине ХХ века интерес к теме возрастает, причём не только в тех видах искусства, где данная

тема появлялась раньше, но и там, где она не занимала сколько-нибудь заметного положения — музыке и кино. Что тут сыграло решающую роль: учреждение Организации объединённых наций, подчеркнувшей в новых условиях единство человечества, происхождение всех людей от одной семьи; появление фотографий склонов горы Арарат, где видны очертания странного объекта, напоминающего корабль и малоудачные попытки альпинистов приблизиться к нему? Трудно сказать. Однако как бы то ни было, начиная с середины 50-х годов среди значимых явлений искусства произведений о Потопе стало явно больше [2].

Первым в этом ряду следует назвать детскую оперу «Ноев ковчег» Б. Бриттена на текст английского памятника XVI века — Честерского миракля, текст которого воспроизведён полностью (1957).

Через пять лет после Бриттена, в 1962 году, И. Ф. Стравинский, живший в тот момент в США, создаёт музыкально-театральное действо «Потоп» (авторское определение жанра — «танцевальная драма»). Написано оно по заказу телевизионной компании С^. При относительно небольших размерах — семь номеров (около 20 минут звучания), включает в себя разнообразные средства музицирования (сольное и хоровое пение, большие оркестровые эпизоды), декламацию, танец. Словесное содержание весьма обширно: история Сотворения мира (с зачитыванием текстов Библии), история Потопа, (тоже по Библии и эпизодам из Йоркского и Честерского

мираклей). Несмотря на близость источников к опере Бриттена, это произведение имеет совершенно иной характер. Серьёзное чтение фрагментов из Священного Писания, использование в композиции средств додекафонии, не вызывающей ассоциаций ни с одной национальной традицией, звучащей жёстко диссонант-но, ориентируют зрителя телепередачи и слушателя на размышления о бытии, о смысле мироздания и жизни человека. При этом присутствуют эпизоды мираклей, связанные с игровыми формами, иногда откровенно комическими (как сцена затаскивания жены Ноя в Ковчег). Это придаёт композиции свежесть, способствует преодолению ощущения излишней серьёзности.

Если обозначенные произведения были созданы ради воплощения библейского повествования (в случае оперы Б. Бриттена вообще для церковной конгрегации), то в жанре кукольного спектакля появилась работа иного назначения. В Москве в 1976 году театр С. В. Образцова поставил «Ноев ковчег» в контексте культуры атеистического государства [1]. Драматург И. В. Шток написал пьесу, достаточно последовательно отражающую содержание библейских событий, зафиксированных в гл. 6-9 книги Бытия. При этом бытовые сценки сочинил в традициях, характерных для миракля. Два плана событий — божественный и человеческий тоже соотносятся с Библией. Так построена книга Иова. При постановке противопоставление игры актёров в сценах «на небесах» кукольным сценам «на земле» обозначило визуальную разницу природ Бога и человека, Творца и твари, хорошо подчёркивает вторичную суть сотворённого мира, непознаваемость Бога для человека. Из этого очевидным образом следует бессмысленность амбиций сотворённых существ на приоритет их желаний и претензий к Творцу по поводу замысла мироздания и положения в нём человека.

Парадоксальным образом прочитывается финальная сцена, где спасённые в Потопе требуют от Бога, чтобы он сделал их счастливыми. Бог говорит, что не может этого. Вроде бы авторы произведения утверждают по-атеистически вывод о величии человека. Однако в реальности такое завершение вполне соотносится с богословским представлением о том, что Творец не вмешивается в душевную жизнь человека не потому, что не может, а потому, что, осуществив сотворение по своему образу и подобию, создал для человека условия свободного волеизъявления. Это делает состояние счастья результатом сугубо внутренней работы человека.

Любопытно сравнить такой подход с тем, который использован в итало-аргентинском мультфильме 2007 года (реж. Х. П. Бускарини). События здесь тоже развёрнуты комически. При этом интерпретированы как сугубо художественный акт. Антропоморфны и «Бог» с «ангелом», и животные. Различия природ сущностей, отражённых в сюжете, нарочито сглажены. Причём «Бог» выступает в качестве продюсера и режиссёра фильма, а участники событий Потопа — актёры (хоть, и не догадываются об этом). Всё разворачивается в духе приключений, а заканчивается карнавалом. В отличие от спектакля

в театре С. Н. Образцова, который заставляет задуматься о вопросах бытия, здесь чистое развлечение, где важнейшие вопросы смысла жизни растворяются в суете.

Обозревая произведения о Потопе, нельзя не обратить внимания на два голливудских фильма — «Ноев ковчег», реж. Дж. Ирвин, 1999 и «Ной», реж. Д. Ароноф-ски, 2014. При всех различиях в сюжетах подходы здесь общие, поскольку главное внимание сосредоточено на конфликтных отношениях семьи Ноя и людей, среди которых они живут. Показ всевозможных спецэффектов и специальных видов киносъёмки — главная задача авторов обоих фильмов. Присутствуют в произведениях и элементы назидательности при характеристике благочестивого Ноя. Однако это не является ведущим мотивом. Следует заметить, что здесь особо не акцентируются вопросы, связанные с животными, да и образ Бога не создаётся. Т. е. оба фильма — типичные образцы жанрового кино, для которого не принципиальна конкретная тема. Тем не менее, обращение к Потопу всё-таки показательно и свидетельствует о повышении интереса к этому сюжету в обществе и попытках осмыслить произошедшее в древности как актуальный вопрос.

О том же говорят и парафразы: голливудский фильм «Ноев ковчег. Бегство во Вселенную» (фантастика В. Эм-мериха, 1997), американский телесериал «Ноев ковчег» (драма, мелодрама, реж. М. Шум и др., 2005-06), российская лента «Ковчег» (мелодрама, реж. А. Котт, 2017). Несколько короткометражных фильмов-песен на темы о Потопе.

Рассмотрим более подробно реализацию новаторских идей и принципов «театра Б. Бриттена» в опере «Ноев ковчег», которая определена автором как «детская опера по Честерскому мираклю» (1957).

Здесь, как и во многих других случаях, Бриттен прямо адресует своё религиозное сочинение детям. Он является одним из самых последовательных создателей детской музыки во всех ее разновидностях: начиная от сохранившихся образцов его ранних сочинений, часть которых вошли в партитуру «Простой симфонии», до композиций, созданных для исполнения детьми, а также взрослых сочинений с участием детей и о детях. Учитывая, что многие произведения мастера связаны с христианскими темами, можно говорить о музыкально-религиозной психологии, разработанной композитором. Строится она на особом «детском» отношении к действительности, что в полной мере соответствует евангельскому положению: «Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божьего как дитя, тот не войдёт в него» [Лк. 18: 17]. Во многих случаях Бриттен прямо адресует свои религиозные сочинения детям. Сознательно ориентироваться на детскую проблематику Б. Бриттен начал едва только сам вышел из детского возраста, что бывает достаточно редко (как правило, художники возвращаются или приходят к теме детства в пору человеческой зрелости). Такие сочинения, как вариации для детского и смешанного хора «Родился мальчик», сборники песен на стихи Уолтера де ла Мэра (о Рождестве Христовом), песни цикла «После полудня

в пятницу», оркестровые сюиты «Музыкальные вечера» и «Музыкальные утренники» (по Дж. Россини), созданные им в 20-летнем возрасте свидетельствуют, что Б. Бриттен хорошо чувствовал специфику детского мировосприятия.

Важнейшие зрелые сочинения Б. Бриттена для детей — цикл «Церемония рождественских гимнов» для хора мальчиков и арфы (1942), три детские оперы-игры — «Давайте делать оперу» («Маленький трубочист», 1949), «Ноев ковчег» (1958), «Golden Vanity» (1967). Во всех этих и некоторых других сочинениях предполагается включение эпизодов детского музицирования. Следует упомянуть также опус для детской (юношеской) аудитории в исполнении взрослых, коим является путеводитель по оркестру «Вариации и фуга на тему Г. Перселла» (1946).

В той или иной степени с детской проблематикой связаны: «Симфониетта» (1932), фортепианный цикл «Каникулярный дневник» (1934), оркестровая сюита «Канадский карнавал» (1939), «Альпийская сюита для трио продольных флейт» (1955).

Детские голоса (сольно, в ансамбле или хоре) композитор использует во многих хоровых произведениях недетского характера (зачастую церковного плана): «Te Deum» (1935), кантаты «Возрадуйтесь агнцу» (1943), «Святой Николай» (1948), «Весенняя симфония» (1949), «Гимн святому Петру» (1955), «Военный реквием» (1961), антем «Голоса сегодняшнего дня» (1965), 150-й Псалом (1962), «Крестовый поход детей» (1969). Иначе говоря, детские голоса звучат в подавляющем большинстве его хоровых произведений.

Здесь представлена разная тематика — и программная и непрограммная. Особое отношение к христианскому смыслу заметно даже в сочинениях, не являющихся напрямую религиозными. Таким образом, обращение к средневековому произведению — мираклю — у Бриттена имеет не просто исторический интерес. Он придаёт тексту актуальное звучание, соотнося его с проблемами современности.

Основными центрами постановок мираклей в Англии с XIV века были города — Йорк, Честер и Ковентри, где сложились устойчивые традиции. Композитор обращается к Честерскому циклу, приобретшему законченный вид в конце XVI века.

В работе над произведением Бриттен стремится максимально приблизиться к исторической модели исполнения. Он пользуется оригинальным языком XVI столетия. Для него важно, что постановки осуществлялись обычными людьми — «городскими ремесленниками, торговцами, их семьями, хористами из местных церквей или соборов, среди которых были дети» [6, с. 2]. Исходя из этого, он пишет музыку, предполагая участие всего двух профессиональных певцов и 10 инструменталистов. Все остальные участники — любители и дети, причем не только специально подготовленные, но и просто присутствующие на представлении (конгрегация).

Очень подробно композитор регламентирует требования к составу оркестра. Профессионалы играют

на струнных и блокфлейтах. Они служат связующим звеном между дирижером и любителями. Струнники-любители разделены на три группы, в соответствии с уровнем подготовки.

Большую роль выполняют духовые и особенно многочисленные ударные и шумовые инструменты, среди которых — «ветряная машина» (создает не только звуковой эффект, но используется также для наполнения парусов ковчега).

Композиция оперы не делится на номера. Музыка следует за текстом миракля, который воспроизведен полностью.

Ключевыми моментами в сюжете оперы являются: сообщение Бога Ною о предстоящем потопе и приказ строить ковчег, цепь бытовых сцен, картина потопа и благодарение спасенных.

Казалось бы, всё это не располагает к психологическому углублению при характеристике действующих лиц [5]. Действительно, характеры основных персонажей соответствуют традиции: Ной — простой сильный мужчина, напоминающий английского моряка (профессиональный бас-баритон). Его жена — комический образ сварливой бабы (профессиональное контральто). Сыновья Ноя — Сим, Хам, Иафет — мальчики 11-15 лет (дисканты), их жены, кумушки жены Ноя, звери и птицы, разделенные на семь групп вообще обезличены. Однако наличие в партитуре Голоса Бога изменяет всю картину происходящего. Человеческие голоса и голоса животных воспринимаются как совокупное единство «сотворённых существ». Внутренне статичные образы начинают жить во взаимодействии, дополняя друг друга, корректируются в отношениях и значимости в зависимости от ситуации. Комические бытовые моменты уместные в «допотопной» сцене (болтовня кумушек или «втаскивание» сыновьями сопротивляющейся жены Ноя в ковчег), не возникают после выхода из Ковчега, когда музыка приобретает исключительно возвышенный характер. Голос голубя становится главным перед окончанием Потопа, поэтому этот персонаж выделен особо при помощи большого соло блокфлейты, проин-тонированного «воркующим» фруллато (похоже, здесь наибольшее построение, где использован этот приём во всей музыкальной литературе). Картина происходящего на Земле выглядит как «мерцающее» целое перед незыблемым величием Всевышнего и психологически ставит акцент не на личности каждого из героев события, а на связанности элементов мироздания. Голос Бога звучит в важнейшие моменты оперы и структурирует композицию. Эта речевая партия, которая должна быть поручена музыкально чуткому артисту с темброво богатым голосом (не обязательно профессиональному) и резко противопоставлена всему остальному тексту партитуры.

Музыку оперы Бриттен стремится сделать подчеркнуто наивной, но в то же время выразительной. Большинство вокальных партий представляют собой малообъёмные напевы, часто связанные с церковными песнопениями (три хора конгрегации суть непосред-

ственно церковные гимны). Важную роль выполняют оркестровые эпизоды, особенно центральный — картина бури. Ярко звучит «благодарственный» вальс.

В целом, картина потопа решена как вокально-оркестровая пассакалия. Её первый раздел — звукоизобрази-тельный. Второй — молитва действующих лиц. Третий раздел — гимн-молитва «Предвечный отец» с участием конгрегации. Четвертый — оркестровый эпизод, рисующий успокаивающуюся стихию. Завершается опера величественным гимном, в восьмой строфе которого восьмиголосным каноном звучит мелодия, принадлежащая крупному английскому композитору Возрождения Томасу Таллису: Бриттен любил связывать свои опусы с наследием великих соотечественников прошлого.

Все эти средства уместны и для создания противопоставления Бога и мира и для обозначения связей между ними через музыкальные решения, вызывающие коннотации церковного происхождения.

Показательно, что в «Ноевом ковчеге» детская тема не является определяющей. Не ради нее композитор создал оперу, хотя и использует детей в качестве ис-

полнителей. Ему важно реализовать музыкальными средствами нравоучительную средневековую идею. В то же время, это сочинение является несомненным вкладом в детскую музыку, обеспечивает возможность приобщения юных людей к возвышенной теме, формируя тем самым психологические механизмы «вселенского» чувствования [4, 5].

В комплексе эсхатологических мифов, оживающих время от времени, история Всемирного Потопа занимает определённое, достаточно заметное место. В частности, согласно этим представлениям, перед Страшным Судом Бог явит миру Ковчег Ноя. Пока нет однозначных сведений о загадочном сооружении на горе Арарат, который вроде бы кто-то видел. Однако в пространстве искусства Ноев ковчег стал явно заметным. Свидетельствует это о чём-нибудь глобальном или здесь просто художественный интерес — увидим. Во всяком случае, проявление внимания к такой теме симптоматично, поскольку речь идёт о весьма значимом событии в истории человечества.

Литература

1. Буданов А. В., Лесовиченко А. М. Атеистическая тема в советской музыке // Музыковедение. 2018. № 2. С. 25-30.

2. Данченко А. К. Диалог с Библией в живописи и музыке англо-американского модернизма // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е. № 7. 2015. С. 120123.

3. Ковнацкая Л. Бенджамин Бриттен. Л.: Музыка, 1974.

392 с.

4. Лесовиченко А. М. Детская музыка как область композиторского творчества. Саарбрюккен: LAP, 2012. 296 с.

5. Лесовиченко А. М., Фаль Е. Д. Детская музыка: ХХ век. Новосибирск: НИПКиПРО, 2017. 124 с.

6. Britten B. Noye's Fludde. Op. 59. Score. L.: Boosey & Hawkes, 1961. 195 p.

References

1. Budanov A. V., Lesovichenko A. M. Ateisticheskaya tema v sovetskoj muzyke [Atheistic theme in Soviet music] // Muzykovedenie [Musicology]. 2018. № 2. P. 25-30.

2. Danchenko A. K. Dialog s Bibliej v zhivopisi i muzyke anglo-amerikanskogo modernisma [Dialogue with Bible in painting and music of English and American modernism] // Vestnik Polotskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Polotsk State University] Seriya E. № 7. 2015. P. 120-123.

3. Kovnatskaya L. Benjamin Britten. L.: Muzyka, 1974. 392 p.

4. Lesovichenko A. M. Detskaya muzyka kak oblast' kompozitorskogo tvorchestva [Children music as an object of composer's creativity]. Saarbryukken: LAP, 2012. 296 p.

5. Lesovichenko A. M., Fal' E. D. Detskaya muzyka: XX vek. [Children music: XX century]. Novosibirsk: NIPKiPRO, 2017. 124p.

6. Britten B. Noye's Fludde. Op. 59. Score. L.: Boosey & Hawkes, 1961. 195 p.

Информация об авторе

Андрей Михайлович Лесовиченко E-mail: lesovichenko@mail.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный университет путей сообщения» 630049, Новосибирск, ул. Д. Ковальчук, 191

Information about the author

Andrey Mikhailovich Lesovichenko E-mail: lesovichenko@mail.ru

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Siberian Transport University» 630049, Novosibirsk, 191, D. Kovalchuk St.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.