Научная статья на тему 'Тема Востока в творчестве А. С. Пушкина'

Тема Востока в творчестве А. С. Пушкина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1186
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕМА / ТВОРЧЕСТВО / ВОСТОК / ЛИТЕРАТУРА / КУЛЬТУРА / РУССКИЕ РОМАНТИКИ / ПУШКИН / ВОСТОЧНЫЙ КОЛОРИТ / CREATION / EAST / LITERATURE / CULTURE / RUSSIAN ROMANTICS / PUSHKIN / ORIENTAL FLAVOR

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Искандарова Нодира Бахрамбековна

В данной статье рассматривается творчество Пушкина и «ориентальные моменты» в его произведениях. Обсуждается увлеченность и очарование поэта Востоком, его красотой и экзотичностью, как он стремится передать свое ощущение от увиденного и показать глубинные элементы его культуры. В творчестве А.С. Пушкина образы Востока достаточно широко представлены и романтика не ограничен простым описанием традиций. Поэт описывает красоту и выразительность природного ландшафта, особенности мировоззрения местных жителей, уникальность традиций и обычаев. Также рассматривается некоторые отличительные особенности восточной темы в европейской и русской интерпретации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THEME OF EAST IN THE WORKS OF A.S.PUSHKIN

This article discusses the works of Pushkin and "oriental moments" in his works. Discussions on the enthusiasm and charm of the poet by the East, its beauty and exoticism , how he is trying to convey his feelings, sense from what he saw and show the deep elements of his culture are conducted. In the workы of A.S. Pushkin, the images of the East are quite widely represented and romance is not limited to a simple description of traditions. The poet describes the beauty and expressiveness of the natural landscape, the particular worldview of localinhbitants, the uniqueness of traditions and customs.Moreover, some distinctive features of the eastern theme in the European and Russian interpretation are considered.

Текст научной работы на тему «Тема Востока в творчестве А. С. Пушкина»

ТЕМА ВОСТОКА В ТВОРЧЕСТВЕ А.С. ПУШКИНА Искандарова Н.Б. Email: Iskandarova681@scientifictext.ru

Искандарова Нодира Бахрамбековна - преподаватель, кафедра языков, факультет лечебного дела, Ургенчский филиал Ташкентская медицинская академия, г. Ургенч, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассматривается творчество Пушкина и «ориентальные моменты» в его произведениях. Обсуждается увлеченность и очарование поэта Востоком, его красотой и экзотичностью, как он стремится передать свое ощущение от увиденного и показать глубинные элементы его культуры. В творчестве А.С. Пушкина образы Востока достаточно широко представлены и романтика не ограничен простым описанием традиций. Поэт описывает красоту и выразительность природного ландшафта, особенности мировоззрения местных жителей, уникальность традиций и обычаев. Также рассматривается некоторые отличительные особенности восточной темы в европейской и русской интерпретации.

Ключевые слова: тема, творчество, Восток, литература, культура, русские романтики, Пушкин, восточный колорит.

THE THEME OF EAST IN THE WORKS OF A.S.PUSHKIN

Iskandarova N.B.

Iskandarova Nodira Bakhrambekovna - Lecturer, DEPARTMENT OF LANGUAGES, FACULTY OF GENERAL MEDICINE, URGENCH BRANCH TASHKENT MEDICAL ACADEMY, URGENCH, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article discusses the works of Pushkin and "oriental moments" in his works. Discussions on the enthusiasm and charm of the poet by the East, its beauty and exoticism, how he is trying to convey his feelings, sense from what he saw and show the deep elements of his culture are conducted. In the workbi of A.S. Pushkin, the images of the East are quite widely represented and romance is not limited to a simple description of traditions. The poet describes the beauty and expressiveness of the natural landscape, the particular worldview of localinhbitants, the uniqueness of traditions and customs.Moreover, some distinctive features of the eastern theme in the European and Russian interpretation are considered. Keywords: creation, East, literature, culture, Russian romantics, Pushkin, oriental flavor.

УДК 809.375

Творчество А.С. Пушкина неразрывно связано с его биографией. Каждый новый период жизни - одновременно и новый период в творчестве писателя. Так, время, проведенное Пушкиным в Южной ссылке 1820-1823 годов, многие исследователи соотносят с романтическим этапом в творчестве поэта. В это время происходит знакомство А.С. Пушкина с творчеством английского романтика Дж.Г. Байрона, поэт увлекается его лирическими произведениями и восточными поэмами. По мнению российского литературоведа В.И. Коровина, «южный период» творчества поэта связан «с воплощением романтического характера байроновского типа в его русской интерпретации» [1, с. 462] - вольнолюбивого мечтателя и разочарованного в действительности индивидуалиста, отправляющегося в воображаемое, а иногда и реальное, путешествие по далеким эпохам и экзотическим странам, в попытке обрести совершенную, отвечающую всем романтическим чаяниям жизнь. Зачастую в творчестве романтиков именно таинственный мир Востока, столь непохожий на безрадостную и безнадежно непривлекательную для них европейскую или русскую

реальность, обладающий ярким природными красками, экзотикой и иррациональным началом, давал волю воображению многих поэтов, художников и писателей, не стал исключением и Пушкин. Как отмечают многие исследователи-пушкинисты, Восток интересовал поэта на протяжении всей его жизни. Советский востоковед, литературовед и теоретик культуры И.С. Брагинский, говорит от том, что в творчестве Пушкина разных лет можно обнаружить «ориентальные моменты» [2, с. 73] , но только с начала его южной ссылки, под воздействием встречи с живым Востоком романтик по-настоящему увлекается и очаровывается его красотой и экзотичностью, стремится передать свое ощущение от увиденного и показать глубинные элементы его культуры. Именно во время пребывания в Южной ссылке, находясь под большим впечатлением от творчества Байрона и живописной природы Крыма, Кавказских гор и Карпат, писатель создает цикл произведений на тему Востока, объединенных в так называемые «Южные поэмы». К данному циклу исследователи относят поэмы «Кавказский пленник» (1820-1821 г.г.), «Братья разбойники» (1821-1822 г.г.), «Бахчисарайский фонтан» (1821-1823 г.г.) и «Цыганы» (1824 г.). Стоит сказать, что разработка восточной темы Пушкиным не ограничивается только «Южными поэмами», на протяжении всего романтического периода в творчестве писателя можно выделить ряд произведений на тему Востока.Например, лирические стихотворения «Узник», «К морю», «Калмычке», «Кавказ», «Обвал», «Монастырь на Казбеке», «Делибаш», а так же повесть «Кирджали» и очерк «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года».

Как правило, романтические представления о Востоке носили приблизительный, весьма условный, а подчас и фантастический характер. При создании художественных образов Востока совсем необязательно было реальное знакомство с восточными странами, хотя иногда романтики и совершали такие путешествия. Важно отметить, что русские и европейские романтики по-разному воспринимали Восток с точки зрения его географического расположения. Для европейцев Восток начинался уже со Средиземноморского региона (Сицилия, Кипр, Крит) и Ближнего Востока (Албания, Египет, Турция, Мальта, Марокко). Более того, для романтиков Центральной и Северной Европы (Байрон, Гюго) даже южные страны континента воспринимались как часть восточной культуры. Греция, Италия, Португалия и Испания - для них это страны, где Восток и Запад гармонично сосуществуют.

Русские романтики воспринимали Восток иначе - в силу территориальной и культурной близости. Они не так остро чувствовали границу между своей и восточной культурой, как романтики Северной и Центральной Европы. Восточными для русских литераторов являлись регионы, расположенные на достаточно близком расстоянии от России, соприкасающиеся с ней или даже входящие в состав: Кавказ, Крым, Карпаты, заволжские степи.

Необходимо также отметить, что в европейской и русской интерпретации восточной темы существуют некоторые отличительные особенности. Образ Востока, разработанный европейскими писателями-романтиками, - это, прежде всего, вольные фантазии на восточную тему, их собственное видение, дополненное лишь общеизвестными для европейцев XIX века сведениями и стереотипами (хотя иногда и подкрепленное реальными впечатлениями от странствий и путешествий по экзотическим странам). Таков, например, Восток в творчестве Гюго, Байрона и раннего Делакруа. В свою очередь, в русском романтизме изображаемые в произведениях события часто имеют реальную основу и излагаются достаточно достоверно. Многие писатели проводили длительное время в путешествиях по Кавказу, Крыму и близлежащим территориям, некоторые даже участвовали в военных походах.

Так, А.С. Пушкин, прикоснувшись к необычному и яркому, завораживающему миру Востока, вдохновляется им и уже в первых ориентальных поэмах пытается с еподдельным интересом погрузиться в незнакомую культурную среду,

прочувствовать и понять тонкости восточного жизнеустройства. Поэт стремился передать как можно более полное и реальное представление о красоте и выразительности природного ландшафта, особенностях характера и мировоззрения местных жителей, об их образе жизни, уникальности традиций и обычаев: «Но европейца все вниманье / Народ сей чудный привлекал. / Меж горцев пленник наблюдал / Их веру, нравы, воспитанье, / Любил их жизни простоту, / Гостеприимство, жажду брани, / Движений вольных быстроту, / И легкость ног, и силу длани; / Смотрел по целым он часам, / Как иногда черкес проворный, /Широкой степью, по горам, / В косматой шапке, в бурке черной, / К луке склонясь, на стремена / Ногою стройной опираясь, / Летал по воле скакуна, / К войне заране приучаясь. / Он любовался красотой /Одежды бранной и простой...» [3, с. 99].

Каждое произведение поэта наполнено подробными описаниями природного своеобразия Востока. Пушкин до мельчайших деталей описывает горные равнины, бушующее море, спокойную гладь водной поверхности,вечернюю дымку тумана, песчаную бурю, ливень - каждое явление природы не остается незамеченным. Поэт искренне восхищается местными красотами, воспевает утреннюю свежесть Востока и завораживающую красоту ночи. Здесь мир для романтика открывается заново: его впечатляет, насколько роскошной и необычной может быть местная природа, поэт стремится запечатлеть каждую увиденную им сцену,

показать своеобразие и уникальность местности. Нередко А.С. Пушкин сравнивает Восток с волшебным краем, где все цветет и плодоносит - краем вечного лета, радующего местных жителей и каждого путника. В очерке «Путешествие в Арзрум во время похода в 1829 году» он пишет: «Переход от Европы к Азии делается час от часу чувствительнее: леса исчезают, холмы сглаживаются, трава густеет и являет большую силу растительности; показываются птицы, неведомые в наших лесах; орлы сидят на кочках, означающих большую дорогу, как будто на страже, и гордо смотрят на путешественников; по тучным пастбищам кобылиц неукротимых гордо бродят табуны» [3, с. 417] Для романтиков природа приобретает особенное значение: создавая свой собственный мир мечты, противоположный серой и несовершенной действительности, они вдохновлялись ярким восточным колоритом. И если европейские романтики, описывая совершенство и красоту Востока, передавали уникальность и экзотику Востока через описание цветущих садов, несмолкаемого щебетания птиц, спокойствие и тишину раннего утра и морскую стихию, то для русских романтиков, и Пушкина в частности, совершенство и торжество природы было невозможно передать без хотя бы мимолетного упоминаниях о горах. Романтика завораживала их мощь и неприступная красота: «Высоко над семьею гор, / Казбек, твой царственный шатер / Сияет вечными лучами. / Твой монастырь за облаками, / Как в небе реющий ковчег, / Парит, чуть видный, над горами./Далекий, вожделенный брег! / Туда б, сказав прости ущелью, /Подняться к вольной вышине! / Туда б, в заоблачную келью, / В соседство бога скрыться мне!..» [3, с. 269]. Для Пушкина величественные горы, устремленные заснеженными вершинами к небесам, стали олицетворением недосягаемой романтической мечты.

Восток - иррациональное пространство, в котором все существует по своим законам. Там человек более стихийный, близкий природе. Там царит особенная атмосфера, сочетающая в себе неожиданности и тайны, контрасты и противоречия. Присутствуют как динамичное, так и статичное начало, и проявления это двойственности обнаруживаются во всем: в быстро сменяющихся природных состояниях, и в таких же непредсказуемых, быстро меняющихся настроениях и поступках восточного человека.

Как можно увидеть, образы Востока достаточно широко представлены в творчестве А. С. Пушкина. Интересы романтика не ограничены простым описанием действительности, традиций и быта восточных народов. Помимо детального изображения красоты и своеобразия природы Крыма, Кавказа, Грузии и других

регионов, повседневной жизни их обитателей, которое основано на реальном материале, полученном в процессе пребывания в Южной ссылке, поэт дал образцы проникновения в сознание, душевные состояния восточного человека, постижения духовных начал его культуры.

Список литературы /References

1. История русской литературы XIX века. 1795-1830 г.г. // Ред. В.И. Коровин. М.: Владос, 2005. Т. 1. С. 462.

2. Брагинский И.С. «Заметки о пушкинском западно-восточном синтезе». М., 1974. С. 73.

3. Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10 томах. // Поэмы. Повести. М: Государственное издательство художественной литературы, 1959. Т. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.