Научная статья на тему 'ТЕМА СТРАННИЧЕСТВА В ИСКУССТВЕ НЕМЕЦКОГО РОМАНТИЗМА'

ТЕМА СТРАННИЧЕСТВА В ИСКУССТВЕ НЕМЕЦКОГО РОМАНТИЗМА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
232
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРМАНИЯ / АВСТРИЯ / РОМАНТИЗМ / ЖИВОПИСЬ / ГРАФИКА / СТРАННИЧЕСТВО / ПЕЙЗАЖ / СИМВОЛИКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Донин Александр Николаевич

В статье рассматриваются произведения немецкой живописи и графики эпохи Романтизма (первая половина XIX века), посвященные теме странничества и пейзажным мотивам. Материал систематизирован. Отмечено многообразие его идейно-эмоционального спектра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THEME OF WANDERING IN THE ART OF GERMAN ROMANTICISM

Compositions of German painting and graphics of the Renaissance epoch (the first half of the XIX century) devoted to the theme of wandering and landscape motives are examined in the article. The material was systematized. Variety of its ideological and emotional spectrum was pointed out.

Текст научной работы на тему «ТЕМА СТРАННИЧЕСТВА В ИСКУССТВЕ НЕМЕЦКОГО РОМАНТИЗМА»

Музыка в ее художественных параллелях

и взаимосвязях

© Донин А. Н., 2017

УДК 7.035

ТЕМА СТРАННИЧЕСТВА В ИСКУССТВЕ НЕМЕЦКОГО РОМАНТИЗМА

В статье рассматриваются произведения немецкой живописи и графики эпохи Романтизма (первая половина XIX века), посвященные теме странничества и пейзажным мотивам. Материал систематизирован. Отмечено многообразие его идейно-эмоционального спектра.

Ключевые слова: Германия, Австрия, Романтизм, живопись, графика, странничество, пейзаж, символика

Изучая западноевропейскую художественную культуру конца XVIII - начала XIX века, мы обнаруживаем, что ни в одну другую эпоху не соединялись так гармонично различные виды искусства. В частности, как отмечает немецкий исследователь Петер Пютц, «Происходит также сближение композиторов и художников с литературой: Франц Шуберт, Роберт Шуман, Каспар Давид Фридрих, Филипп Отто Рунге проявили себя в этой области творчества» [3, с. 12]. Это сказывалось не только в общности настроений, но и зачастую в использовании одних и тех же тем, сюжетов и мотивов в поэзии, музыке, живописи, графике и скульптуре, причем, по сравнению с другими творческими эпохами, гораздо более многообразным стал в это время идейно-эмоциональный спектр как самих видов искусства, так и отдельных произведений. К сожалению, имена большинства художников, о которых мы будем говорить, в России известны мало, и это своего рода историческая несправедливость.

Одной из общих тем в искусстве немецкого романтизма стала тема странничества. В музыке она едва ли не ярче всего прозвучала в творчестве Франца Шуберта, проходя сквозной нитью через его вокальные циклы («Прекрасная мельничиха», «Зимний путь») и отдельные песни (например, «Скиталец», «Ночная песнь скитальца»), через одноименную фортепианную фантазию и многие другие его сочинения: недаром Г. М. Коган писал, что, если соната Бетховена — это здание, то соната Шуберта — дорога [2, с. 238]. Эта тема играла такую же важную роль в искусстве его современников — немецких и австрийских художников. Мы рассмотрим наиболее интерес-

ные проявления данного мотива в живописи и графике.

Разумеется, представление о страннике и его пути не могло существовать вне обширного круга образов — прежде всего пейзажных, но не только. «Для романтической живописи полными значения являются прежде всего поэтические изображения природы и ландшафтов, как и литературные образы, почерпнутые из исторического, мифологического и сказочного материала» [8, 8. 15]. В 1805 или 1806 году представитель раннего романтизма в Германии Филипп Отто Рунге (1777-1810) написал картину «Отдых на пути в Египет» (Гамбург, Кунстхалле). Этот религиозный сюжет был очень популярен в искусстве немецкого Возрождения, и Рунге во многом следует традиции той эпохи. Но надо сказать, что его картина получила и другое, аллегорическое истолкование — «Утро Востока» [9, 8. 30].

Романтики наследуют от культуры Средних веков и Северного Возрождения не столько мрачную фантастику, нередко присущую, например, искусству Грюневальда, сколько вкус к сказочному, характерный для мастеров Дунайской школы. Уход — в реальности или в воображении — на лоно природы был одним из опорных пунктов романтического миропонимания, а также одной из ведущих тем романтического искусства, и в картине Рунге мы видим как бы встречу, соприкосновение взглядов лежащего на земле младенца (согласно христианской иконографии это Иисус) и одного из пут-ти, сидящего среди ветвей цветущего дерева.

Не менее показательны для религиозного варианта темы странничества рисунок Фридриха Оливье (1791-1859) «Христос-пилигрим» (до 1818, Дрезден, Кабинет графики), где фи-

гура Бога-Сына напоминает некоторых персонажей Иеронима Босха, и рисунок его брата Фердинанда Оливье (1785-1841) «Пилигрим на деревенской улице» (1823, там же). К этому же сюжетно-тематическому блоку принадлежат такие произведения, как картина Иоганна Вильгельма Ширмера (1807-1865) «Лесной пейзаж с Товией и ангелом» (Лейпциг, Музей изобразительных искусств), полотно Леопольда Купель-визера (1796-1862) «Шествие волхвов» (1825, Вена, Австрийская галерея) и картина Готлиба Пешеля (1798-1879) «Возвращение Иакова в обетованную землю» (1845, Дрезден, Картинная галерея новых мастеров). В них выражены разные оттенки эмоций и настроений от благоговейной надежды и священного восторга до всеобъемлющего чувства долга и будничной деловитости.

Значительно реже обращались романтики к античной мифологической тематике. Если среди произведений того же Шуберта мы можем найти такие песни, как «Атлант», «Гани-мед» или «Прометей», то в изобразительном искусстве им отвечает, пожалуй, только акварель Ф. О. Рунге «Плавание Ариона» (1809, Гамбург, Кунстхалле, илл. 1) — поэтичная, но носящая, быть может, излишне декоративный характер.

Мотив странствия естественным образом связан чаще всего с пейзажем. Среди произведений этого рода можно упомянуть рисунок Фридриха Оливье «В дороге» (1811, Мюнхен, Гос. собрание графики), акварель Карла Блехе-на (1798-1840) «Зимний перевал с монахами» (1833, Мюнхен, Гос. собрание графики), картину Кристиана Моргенштерна (1805-1867) «Се-

верный горный пейзаж» (1836, Гамбург, Кунстхалле) и рисунок Франца Хорни (1798-1824) «Горный пейзаж с рыцарем на коне» (Мангейм, Кунстхалле). Отличаясь друг от друга основными мотивами, эти произведения дополняют общую картину развития романтических тенденций и настроений в художественной культуре Германии и Австрии. Здесь можно отметить эффектные пейзажи Йозефа Антона Коха (1768-1839) — романтические по подбору мотивов, но по форме еще принадлежащие скорее классицизму. Таков, например, его «Шма-дрибахский водопад» (1821-1822, Мюнхен, Новая Пинакотека). С подобными картинами в искусство активно вводились образы, связанные с водой, с путешествием по воде. Наряду с уже упоминавшимся «Плаванием Ариона» Ф. О. Рунге, отметим картины Карла Густава Каруса (1789-1869) «Путешествие на шлюпке по Эльбе» (1827, Дюссельдорф, Художественный музей), Антона Делинга (1775-1850) «Праздничное водное путешествие» (1832, Потсдам-Сансуси), и Юхана Кристиана Даля (1788-1857), норвежца по происхождению, «Взморье у острова Рюген вечером после шторма» (1818, Копенгаген, Музей искусств).

Не раз обращался к теме странствий (или хотя бы шествий) Адриан Людвиг Рихтер (1803-1884). Среди его работ привлекает внимание поздняя картина «Свадебное шествие весной» (1847, Дрезден, Картинная галерея новых мастеров). Хотя в ней тема странничества трансформируется в мотив прогулки, она вызывает у зрителя исключительно позитивные эмоции — прежде всего при виде веселых детских

Илл. 1. Ф. О. Рунге. Плавание Ариона 56

игр: «Истинное довольство в жизнерадостной наивности ребенка» [5, с. 473]. Однако картины этого мастера дают представление и о другом эмоциональном полюсе. Бурное состояние природы мастерски передано в картине «Маленький пруд в Исполиновых горах» (1839, Берлин, Национальная галерея). Путник — одинокий старик — идет по берегу, и холодный ветер треплет его одежду. Еще один идейно-эмоциональный аспект творчества этого мастера раскрывается в картине «Возвращение арфиста» (1825, Дрезден, Картинная галерея новых мастеров). Это полотно по своему содержанию близко к немецкому фольклору. Оно как бы переносит нас в мир «Сказок братьев Гримм»: старый музыкант, служивший людям в разных землях своей игрой и пением, после долгих странствий возвращается домой, где его ждут, возможно, тепло и уют.

Особо следует отметить творчество художника, бывшего близким другом Шуберта [1, с. 193-197, 254-256, 277-283, 401-403]. Это Мориц фон Швинд (1804-1871). Интересующая нас тема раскрывается в двух его произведениях с одинаковым названием «Прощание на рассвете» — рисунке 1837 года (Берлин, Кабинет графики, илл. 2) и картине 1859 года (Берлин, Национальная галерея). Возможно, что рисунок сыграл для картины роль эскиза. Истолкование этих работ не однозначно. Считается, что в них запечатлен момент прощания с отчим домом перед уходом в длительное странствие [10, 8. 14-15], но также существует мнение, что эти произведения — как бы перевод на язык визуального искусства слов первой песни из цикла «Зимний путь»: «Чужим пришел, чужим уйду снова» [5, с. 468].

Однако все вышеназванные живописцы, за исключением, может быть, рано умершего Филиппа Отто Рунге, были всего лишь в разной степени талантливыми мастерами, которых невозможно по уровню дарования сравнить с Францем Шубертом. Единственный художник среди немецких романтиков, кого во многих отношениях можно поставить с ним вровень, это Каспар Давид Фридрих (1774-1840). Краткую, но емкую характеристику его творчества дает немецкая исследовательница Ханнелоре Гертнер: «Все сложное, но вместе с тем особенное, широко воздействующее и обогащающее в произведениях Фридриха есть постоянно действующее, тесно переплетенное бытие

Илл. 2. М. Швинд. Прощание на рассвете

сенсуально-реалистических связей с наглядным представлением идей, фиксацией мыслей, возникновением символов и метафор, игрой фантазии и мечты, созданием метаморфоз» [7, 8. 141]. Творчество этого мастера явилось, по сути дела, грандиозной аллегорической картиной мира, в которой тема странствий, мотив странничества занимают немалое место. Каспар Давид Фридрих обладал меланхолическим характером и остро переживал проявления всего драматичного в окружающей жизни. Его видение мира, его восприятие и переживание были более узкими, чем у Шуберта, однако в передаче трагического, как и в трактовке мировоззренческих проблем, он был не менее глубок. Знакомство с натурфилософией Генриха Шуберта привело К. Д. Фридриха к представлению о том, что каждый природный феномен должен рассматриваться как открытие Абсолюта [8, 8. 95]. Уже первые его живописные работы наделены скрытым символизмом. Как полагал Ф. Шлегель, каждая подлинная картина должна быть иероглифом, божественным символом [6, с. 461]. Но при этом образ человека в произведениях Фридриха нередко противопостав-

лен природе — как в картине «Монах на берегу моря» (1809-1810, Берлин, Шарлоттенбург). «Что прискорбнее, неприютнее — быть единственной искоркой жизни в обширном царстве смерти», — писал об этой картине Клеменс Брентано [6, с. 364]. Ситуация, в которой находится герой этого произведения, может быть понята как итог (возможно, лишь промежуточный) долгого странствия человека по жизни. Подобное истолкование кажется допустимым, а может быть, и единственно верным и в таких картинах К. Д. Фридриха, как «Егерь в лесу» (1812, Билефельд, частное собрание), «Зимний пейзаж» (1811, Шверин, Гос. музей), «Зимний пейзаж с церковью» (Дортмунд, Музей искусства и культуры». Среди других работ отметим «Полярное море» (ок. 1823-1824, Гамбург, Кун-стхалле) — картину, известную также под названием «Гибель "Надежды"» (имеется в виду название корабля, зажатого и раздавленного льдами). Данное произведение подводит нас к особо важной теме в творчестве К. Д. Фридриха — к образам корабля, лодки, плавания. «В картинах художника образ корабля чаще всего становится метафорой человеческой жизни, а

гавань символизирует начало или конец земного пути», — пишет В. И. Раздольская [4, с. 284]. В системе символики К. Д. Фридриха парус означает веру, а якорь — надежду.

Однако не следует думать, что К. Д. Фридрих был исключительно певцом трагического. В конце 1810-х годов творчество этого мастера становится более просветленным и даже оптимистичным. Негромкие, но светло-мажорные ноты звучат в картине «На паруснике» (18181819, СПб, ГЭ), где изображены сам художник и его жена на носу корабля, приближающегося к берегу — это тема радости, возвращения домой. А в картине «Путник над морем тумана» (ок. 1818, Гамбург, Кунстхалле) чувствуется желание человека (это автопортрет художника) не только видеть, но и постигать и, может быть, стать ближе к природе, слиться с ней.

Творческий путь К. Д. Фридриха завершается картиной «Ступени жизни» (ок. 1830, Лейпциг, Музей изобразительных искусств, илл. 3). Небо, море, берег, люди и корабли — таковы мотивы этого произведения. Попытки истолковать картину различаются в частностях, но сходятся в том, что это аллегорическая сумма жиз-

Илл. 3. К. Д. Фридрих. Ступени жизни 58

ненного пути самого художника и близких ему людей. И, пожалуй, самое главное: здесь нет ничего трагического — «только мужественное и просветленное приятие неизбежного и надежда на жизнь в новых поколениях» [4, с. 298].

Сейчас никто не может сказать, будет ли у людей XXI века и последующего времени возможность, да и желание, путешествовать так, как их предки, — пешком или на коне, неторопливо, и при этом вглядываясь в окружающее, осмысливая и переживая его. В таких странствиях был свой, особый и неповторимый эмоциональный настрой, своя эстетика. И если мы сегодня почти уже лишены возможности осуществить такие странствия, то музыка и искусство эпохи Романтизма позволяют нам хотя бы в каком-то приближении пережить и почувствовать их утраченную силу — грустную или веселую, трагическую или примиряющую с судьбой.

Литература

1. Гольдшмидт Г. Франц Шуберт. М.: Музыка, 1968. 450 с.

2. Коган Г. М. Избранные статьи. Вып. 2. М.: Советский композитор, 1972. 266 с.

3. Пютц П. Основные идейно-исторические черты Нового времени // Классицизм и романтизм. Архитектура. Скульптура. Живопись. Рисунок. 1750-1848 / под ред. Р. То -мана. Könemann, 2001. С. 6-13.

4. Раздольская В. И. Европейское искусство XIX века. Классицизм, романтизм. СПб.: Азбука-классика, 2005. 368 с.

5. Раух А. Классицизм и романтизм в европейской живописи // Классицизм и романтизм. Архитектура. Скульптура. Живопись. Рисунок. 1750-1848 / под ред. Р. Томана. Könemann, 2001. С. 318-479.

6. Эстетика немецких романтиков / сост., пер., вступ. ст. и комм. А. В. Михайлова. М.: Искусство, 1987. 736 с.

7. Gärtner H. Caspar David Friedrich. Festrede anläßlich der 200. Widerkehr seines Geburts-

tages 1974 // Caspar David Friedrich. Leben. Werk. Diskussion. Berlin: Union Verlag, 1977. S. 136-147.

8. Geismeier W. Die Malerei der deutschen Romantiker. Dresden: VEB Verlag der Kunst, 1984. 497 S.

9. Hinz S. Philipp Otto Runge. Berlin: Kunst und Gesellschaft, 1977. 48 S.

10. Moritz von Schwind. Mit einer Einführung von V. Rurhenberg. Leipzig: Seemann Verlag, 1957. 16 S.

References

1. Goldschmidt, G. (1968), Franz Schubert [Franz Schubert], Moscow, Russia, 450 p.

2. Kogan, G. M. (1972), Isbrannye stat'i [Select articles], Vol. 2, Sovetskiy kompozitor, Moscow, Russia, 266 p.

3. Pütz, P. (2001), "Basic ideologic-historical characteristics of New Time", Klassizism i ro-mantism. Architektura. Skulptura. Shivopis'. Risunok. 1750-1848, Toman, R. (ed.), Köln, Germany, p. 6-13.

4. Rasdolskaja, V. I. (2005), Evropejskoje iskusst-vo XIX veka. Klassizism, romantism [European art of 19 century. Classicism, Romanticism], St. Peterburg, Russia, 368 p.

5. Rauch, A. (2001), "Classicism and romanticism in European painting", Klassizism i romantism. Architektura. Skulptura. Shivopis'. Risunok. 1750-1848. Köln, Germany, p. 6-13.

6. Mihajlov, A. V. (ed.) (1987), Estetika nemets-kich romantikov [Aesthetics of the Germanic romantics], Moscow, Russia, 736 p.

7. Gärtner, H. (1977), "Caspar David Friedrich. Festrede anläßlich der 200. Widerkehr seines Geburtstages 1974", Caspar David Friedrich. Leben. Werk. Diskussion, Berlin, Germany, p. 136-147.

8. Geismeier, W. (1984), Die Malerei der deutschen Romantiker, Dresden, Germany, 497 p.

9. Hinz, S. (1977), Philipp Otto Runge, Berlin, Germany, 48 p.

10. Moritz von Schwind (1957), Mit einer Einführung von V Ruthenberg, Leipzig, Germany, 16 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.