Научная статья на тему 'Тема старообрядчества в дилогии П. И. Мельникова-Печерского «в лесах», «На горах»'

Тема старообрядчества в дилогии П. И. Мельникова-Печерского «в лесах», «На горах» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
534
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
П.И.МЕЛЬНИКОВ-ПЕЧЕРСКИЙ / СТАРООБРЯДЧЕСТВО / СТАРООБРЯДЧЕСТВО В КУЛЬТУРЕ / РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ / ИДЕЙНАЯ СИСТЕМА ПИСАТЕЛЯ / ДИЛОГИЯ "В ЛЕСАХ" / "НА ГОРАХ" / P.I.MELNIKOV-PECHERSKY / OLD BELIEVERS / OLD BELIEVERS IN CULTURE / RUSSIAN LITERATURE OF THE SECOND HALF OF THE XIX CENTURY / NATIONAL IDEAL / THE IDEOLOGICAL SYSTEM OF THE WRITER / THE DILOGY "IN THE WOODS" / "ON THE MOUNTAINS"

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Митрофанов Дмитрий Евгеньевич

В период либеральных реформ императора Александра II тема старообрядчества в русской литературе поднималась неоднократно. Однако большинство писателей того времени высказывались о древлеправославии в достаточно нетерпимой форме, не смотря на распространенные призывы к толерантному отношению к отличным от православия вероисповеданиям. Творчество же П.И.Мельникова-Печерского заметно отличается от творчества современников не только глубиной понимания, но и масштабами проведенной исследовательской работы. Но было бы ошибочно считать, что идейные основы темы старообрядчества у Мельникова-Печерского сформировались сразу. Вместе с писателем они прошли длительный путь от мировоззрения чиновника особых поручений министерства внутренних дел по искоренению церковного раскола до мировоззрения либерального покровителя древлеправославия. Этот непростой, тернистый путь сформировал собственную, независящую от официальной позиции систему взглядов, нашедшую свое отражение в его работах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THEME OF THE OLD BELIEVERS IN THE DILOGY OF P.I. MELNIKOV-PECHERSKY "IN THE WOODS", "ON THE MOUNTAINS"

In the period of liberal reforms of Emperor Alexander II the theme of the old believers in the Russian literature was raised repeatedly. However, most writers of the time spoke about old believers in a fairly intolerant form, despite the widespread calls for tolerance towards non-Orthodox faiths. P.I.Melnikov-Pechersky creation is markedly different from works of his contemporaries not only by deep understanding, but also by the scale of the research work. But it would be a mistake to assume that the ideological foundations of the old believers` theme of Melnikov-Pechersky was formed immediately. Together with the writer they have passed a long way from the worldview of the officer on special assignments of the Ministry of internal Affairs to eradicate the Church schism to the liberal patron of old believers. This difficult, thorny path formed their own outlook independent of the official position of the belief system reflected in his works.

Текст научной работы на тему «Тема старообрядчества в дилогии П. И. Мельникова-Печерского «в лесах», «На горах»»

УДК 009:82+82(091) (Гуманитарные науки в целом. Художественная литература. Литературоведение.

История литературы)

ТЕМА СТАРООБРЯДЧЕСТВА В ДИЛОГИИ П.И.МЕЛЬНИКОВА-ПЕЧЕРСКОГО

«В ЛЕСАХ», «НА ГОРАХ»

© 2016 Д.Е.Митрофанов

Митрофанов Дмитрий Евгеньевич, филолог, преподаватель. E-mail: luk-77@mail.ru

Самарский государственный социально-педагогический университет. Самара, Россия

Статья поступила в редакцию 21.06.2016

В период либеральных реформ императора Александра II тема старообрядчества в русской литературе поднималась неоднократно. Однако большинство писателей того времени высказывались о древлеправо-славии в достаточно нетерпимой форме, не смотря на распространенные призывы к толерантному отношению к отличным от православия вероисповеданиям. Творчество же П.И.Мельникова-Печерского заметно отличается от творчества современников не только глубиной понимания, но и масштабами проведенной исследовательской работы. Но было бы ошибочно считать, что идейные основы темы старообрядчества у Мельникова-Печерского сформировались сразу. Вместе с писателем они прошли длительный путь от мировоззрения чиновника особых поручений министерства внутренних дел по искоренению церковного раскола до мировоззрения либерального покровителя древлеправославия. Этот непростой, тернистый путь сформировал собственную, независящую от официальной позиции систему взглядов, нашедшую свое отражение в его работах.

Ключевые слова: П.И.Мельников-Печерский, старообрядчество; старообрядчество в культуре; русская литература второй половины XIX века; национальный идеал; идейная система писателя; дилогия «В лесах», «На горах».

Павел Иванович Мельников-Печерский (1818 - 1883) занимает особое место в истории русской литературы. Его своеобразное, яркое, наполненное философским подтекстом творчество синкретично соединило в себе различные, зачастую противоречивые, взгляды на проблемы современной ему эпохи, особое место среди которых занимала проблема старообрядчества.

Своеобразие яркой творческой личности писателя во многом объясняется его глубокой осведомленностью в области народных духовно-нравственных ценностей, нашедших свое отражение в бытовых традициях и фольклорных произведениях, дополненной искренней любовью ко всему русскому.

К сожалению, на данный момент П.И.Мель-ников-Печерский остается весьма малоизученным автором в силу ряда причин, наиболее серьезной из которых является практически полное отсутствие литературоведческих исследований и критических статей, посвященных изучению аспектов творчества писателя, отличных от этнографических. Даже знаменитая дилогия «В лесах» и «На горах» воспринималась как этнографическая работа с примесью художественного замысла [1].

Такой подход, на наш взгляд, не позволяет дать объективную оценку творчеству писателя.

По мнению А.Н.Афанасьева, в народном творчестве «нельзя отделить религию от области философии, области морали, права и быта вообще -все эти проявления народной жизни издавна перемешиваются в творчестве. Поэтому, как бы мы ни изучали народную поэзию, мы должны смотреть на нее, как на выражение народной жизни более или менее отдаленных эпох в самом широком смысле» [2]. Сложная идейно-философская система романов, наличие мифологических элементов в композиции, красочно воссозданный старообрядческий быт, создающий фон повествованию, позволяют назвать дилогию П.И.Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах» оригинальным, но неоцененным по достоинству художественным произведением русской классической литературы второй половины XIX века.

Л.М.Лотман одной из первых попыталась осмыслить значение и место творчества П.И.Мель-никова-Печерского в русской литературе. Она затронула достаточно широкий круг проблем: от становления идейной системы писателя до жанрового своеобразия его работ [3].

Монография В.Ф.Соколовой «П.И.Мельников (Андрей Печерский). Очерк жизни и творчества», исследующей творчество писателя на фоне его биографии. Третья глава монографии, анализи-

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 18, №2(2), 2016 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.18, no. 2(2), 2016

рующая дилогию «В лесах» и «На горах», приводит к выводу, что древлеправославие, определяемое фольклорными средствами, у П.И.Мель-никова-Печерского выступает в роли своеобразного народного идеала [4]. Важной частью работы является анализ развития образа старообрядчества в произведениях писателя.

Дилогию «В лесах» и «На горах» по праву можно считать вершиной литературного творчества П.И.Мельникова-Печерского. Она стала первым произведением в русской литературе, столь глубоко и многосторонне раскрывающим феномен старообрядчества. Дилогия показывает повседневную жизнь раскольнических скитов и связанных с ним слоев общества в совершенно необычном ракурсе: келейная жизнь старообрядцев, скрытая от постороннего наблюдателя, показана изнутри. Автор создает целостную картину старообрядческой жизни посредством целого ряда микроукладов. Крестьяне, купцы, монахи, монахини, священники - все получили свою долю авторского внимания. Незатронутая реформами жизнь раскольнических скитов органично сочетается в дилогии с динамично развивающейся российской буржуазией. Проблемы нравственности и внутрисемейного взаимодействия, проблемы религиозности и культуры подняты в произведении с эпической размеренностью и научной скрупулезностью на фоне живописного изображения повседневной старообрядческой жизни.

Многочисленные фольклорные источники стимулируют развитие сюжетного действия за счет раскрытия внутреннего состояния героев, изображения народной верности идеалам старой веры, неприятия народом нововведений. Однако использование такого большого количества фольклора привело к тому, что философская составляющая произведения была отодвинута литературоведами на второй план, внешние факторы произведения в оценках критиков приобрели большую значимость, чем внутренняя философия [5]. Такой подход, на наш взгляд, существенно обедняет творческую значимость дилогии П.И.Мельникова-Печерского « В лесах» и «На горах».

Указывая на своеобразие в изображении древлеправославия П.И.Мельниковым-Печерс-ким, мы соглашаемся с утверждением Л.М.Лот-ман: «Сочетание наиболее традиционных средств художественной изобразительности с реалистическими методами характеристики человека и его внутреннего мира, выработанными

литературой XIX века и не чуждыми устному народному творчеству новых времен, было одной из неотъемлемых особенностей творчества Мельникова, наложившее особенный отпечаток на образную систему романов» [6]. Однако философ И.А.Кириллов считает, что все работы Мель-никова-Печерского содержат материал, основанный «на субъективных наблюдениях, ведшихся с предвзятой целью и при обстановке, близко напоминающей обстановку застенка» [7].

Дилогия П.И.Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах» стала вершиной развития его идейно-философской системы. Для выражения всей полноты замысла дилогии писателю необходимо было найти новый подход к воплощению своих идей, относящихся к древлеправославию, поскольку сатирический подход уже не соответствовал требованиям автора. Таким подходом стал принцип погружения в среду: нераздельные со своей культурной средой персонажи не могут быть из нее удалены. Это приводит к тому, что персонажи характеризуют окружающее, а окружающее характеризует персонажей.

Скрупулезно проработанное описание повседневной жизни старообрядцев, точное изображение этнографических особенностей и менталитета раскольников нашло свое воплощение на страницах дилогии. Феномен древлеправославия создается в ней с помощью образов действующих лиц, использования богатого фольклорного наследия, авторскими отступлениями и комментариями, взаимодействием героев [8]. Многочисленные авторские сноски также помогают создать образ старообрядчества. Еще одним важным подходом является принцип жизнеподобия.

Дилогия П.И.Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах» стала не только высшей точкой развития идейно-философской системы писателя, но и вершиной его литературного творчества. Его заслугой, в первую очередь, стало то, что писатель пролил свет на таинственный мир старообрядчества, который долгие годы гонений и притеснений превратили в замкнутый и осторожный. Не менее важной заслугой является то, что П.И.Мельников-Печерский представил положительный образ старообрядчества, не принятый в официальной риторике, не как отвлеченное понятие, а через убедительные живые образы, вобравшие в себя и типичные, и индивидуальные черты.

П.И.Мельников-Печерский в своей дилогии всеми силами стремился избавиться от сформировавшихся стереотипов, касающихся расколь-

ников, которым придерживался и он сам в своих ранних работах. Это ему удается, что заметно в героях дилогии, которые мыслятся уже не как схема, а как самостоятельный целостный образ.

С уверенностью можно сказать, что Павел Иванович Мельников-Печерский вышел за границы официальных взглядов на феномен старо-

обрядчества. Подорвав традиционные принципы противостарообрядческой публицистики, писатель обозначил положительный образ древлеправославия. Более того, П.И.Мельников-Печер-ский нашел и изобразил в этом образе свой национальный идеал.

1. См.: Володина, В.А. Творческий путь П.И.Мельникова-Печерского: дис. канд. филол. наук. Душанбе, 1966. 23с.

2. Афанасьев, А.Н. Народ-художник: миф. Фольклор. Литература / сост., вступ. ст., примеч. А.Л.Налепина. М., Изд-во: "Советская Россия" 1986. 367 с. С. 131. (Библиотека русской критики).

3. См.: Лотман, Л.М. П.И.Мельников-Печерский // История русской литературы. Л., 1956. Том 9, ч.2. С. 198-227.

4. См.: Соколова, В.Ф. П.И. Мельников (Андрей Печерский): очерк жизни и творчества. Горький, Волго-Вят. кн. изд-во, 1981. 191 с.

5. Курдин, Ю.А. Фольклор в дилогии П.И.Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах»: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1987. С. 18.

6. Лотман, Л.М. Динамика взаимодействия романа и повести. Углубление концептуальности в повествовании // Русская повесть XIX века: история и проблематика жанра / ред. Б.С.Мейлах. Л., Наука, 1973. 565 с. С .382.

7. Кириллов, И.А. Правда старой веры. Барнаул, Фонд поддержки строительства храма Покрова Пресвятыя Богородицы РПсЦ, 2008. 502 с. С. 435.

8. См.: Соколова В.Ф. Еще раз о фольклорных источниках романа П.И.Мельникова-Печерского «В лесах» // Поэтика и стилистика русской литературы. Л., Наука, 1971. С. 180-187.

THE THEME OF THE OLD BELIEVERS IN THE DILOGY OF P.I.MELNIKOV-PECHERSKY

"IN THE WOODS", "ON THE MOUNTAINS"

© 2016 D.E.Mitrofanov

DmitryE. Mitrofanov, philologist, teacher. E-mail: luk-77@mail.ru Samara State Social and Pedagogical University. Samara, Russia

In the period of liberal reforms of Emperor Alexander II the theme of the old believers in the Russian literature was raised repeatedly. However, most writers of the time spoke about old believers in a fairly intolerant form, despite the widespread calls for tolerance towards non-Orthodox faiths. P.I.Melnikov-Pechersky creation is markedly different from works of his contemporaries not only by deep understanding, but also by the scale of the research work. But it would be a mistake to assume that the ideological foundations of the old believers" theme of Melnikov-Pechersky was formed immediately. Together with the writer they have passed a long way from the worldview of the officer on special assignments of the Ministry of internal Affairs to eradicate the Church schism to the liberal patron of old believers. This difficult, thorny path formed their own outlook independent of the official position of the belief system reflected in his works.

Keywords: P.I.Melnikov-Pechersky, old believers; old believers in culture; Russian literature of the second half of the XIX century; the national ideal; the ideological system of the writer; the dilogy "In the woods", "On the mountains".

1. Sm.: Volodina, V.A. Tvorcheskii put' P.I.Mel'nikova-Pecherskogo: disertatsiia kandidata filologicheskikh nauk (P.I.Melnikov-Pechersky"s career: thesis of Candidate of Philology). Dushanbe, 1966. 23 s.

2. Afanas'ev, A.N. Narod-khudozhnik: mif. Fol'klor. Literatura / sostavlenie, vstupitel'naia stat'ia, primechanie A.L.Nalepina (National artist: myth. Folklore. Literature / drawing up, introductory article, A.L.Nalepin's note). M., Izd-vo: "Sovetskaia Rossiia" 1986.367 s. S. 131. (Biblioteka russkoi kritiki).

3. Sm.: Lotman, L.M. P.I.Mel'nikov-Pecherskii (P.I.Melnikov-Pechersky). Istoriia russkoi literatury. L., 1956. Tom 9, chast.2. S. 198-227.

4. Sm.: Sokolova, V.F. P.I. Mel'nikov (Andrei Pecherskii): ocherk zhizni i tvorchestva (P.I.Melnikov (Andrey Pechersky): sketch of life and creativity). Gor'kii, Volgo-Viatskoe knizhnoe izd-vo, 1981.191 s.

5. Kurdin, Iu.A. Fol'klor v dilogii P.I.Mel'nikova-Pecherskogo «V lesakh» i «Na gorakh»: avtoreferat disertatsii kandidata filologicheskikh nauk (Folklore in P.I.Melnikov-Pechersky's dilogy "In the woods" and "On the mountains": abstract of the thesis of Candidate of Philology). M., 1987. S. 18.

6. Lotman, L.M. Dinamika vzaimodeistviia romana i povesti. Uglublenie kontseptual'nosti v povestvovanii (Dynamics of interaction of the novel and story. Deepening of conceptuality in the narration). Russkaia povest XIX veka:

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 18, №2(2), 2016 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.18, no. 2(2), 2016

istoriia i problematika zhanra / redaktor B.S.Meilakh. L., Nauka, 1973. 565s. S.382.

7. Kirillov, I.A. Pravda staroi very (Truth of old belief). Barnaul, Fond podderzhki stroitelstva khrama Pokrova Presviatyia Bogoroditsy RPsTs, 2008.502 s. S. 435.

8. Sm.: Sokolova V.F. Eshche raz o fol'klornykh istochnikakh romana P.I.Mel'nikova-Pecherskogo «V lesakh» (Once again about folklore sources of the novel of P.I.Melnikov-Pechersky's "In the woods"). Poetika i stilistika russkoi literatury. L., Nauka, 1971. S. 180-187.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.