Научная статья на тему 'Тема "советской оккупации" в молдавских учебниках истории'

Тема "советской оккупации" в молдавских учебниках истории Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
455
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новейшая история России
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МОЛДАВИЯ / РЕСПУБЛИКА МОЛДОВА / МОЛДАВСКАЯ ССР / СССР / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ / ИСТОРИЯ РУМЫН / МОЛДАВАНЕ / РУМЫНЫ / MOLDOVA / REPUBLIC OF MOLDOVA / MOLDAVIAN SOVIET SOCIALIST REPUBLIC / UNION OF SOVIET SOCIALIST REPUBLICS / NATIONAL HISTORY / HISTORY OF ROMANIANS / MOLDOVANS / ROMANIANS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Суляк Сергей Георгиевич

В статья анализируется освещение советского периода на страницах молдавских учебников истории. В настоящее время в Республике Молдова вместо национальной истории преподается курс истории одного из ее национальных меньшинств история румын, в котором почти нет упоминаний о других этносах, проживающих в Карпато-Днестровских землях. Советский период подвергся наибольшей фальсификации. В учебниках делается акцент на негативных моментах истории, в то же время замалчивается или искажается большинство достижений и успехов страны в период ее нахождения в составе СССР. Хотя СССР восстановил молдавскую государственность, во многих учебниках тиражируется тезис о незаконности присоединения Бессарабии к России в 1812 г., а затем присоединения края к СССР в 1940 г. Бессарабия не могла быть «исконной румынской землей», так как само государство Румыния возникло значительно позже. Что касается оккупации Бессарабии Румынией в 1918 г., то Сфатул Цэрий (Краевое правительство) и принятые им решения были нелегитимны, а Бессарабский (Парижский) протокол 1920 г., касавшийся объединения Бессарабии с Румынией, так и не вступил в силу. Однако вместо этого авторы большинства учебников ставят вопрос о «незаконной оккупации» Бессарабии и последующем образования МССР, в границах которой существует нынешняя Республика Молдова. Несмотря на то что этот курс антигосударственный, игнорирует не только существование титульного этноса молдаван, но и других национальных меньшинств, многие его страницы написаны в духе русофобии и антисемитизма, он остается обязательным во всех учебных заведениях республики. С 1991 г. к власти в стране приходили представители различных партий и движений, граждане и общественные организации предпринимали многочисленные попытки запретить преподавание данного курса, привлечь его авторов к ответственности за разжигание ксенофобии и оскорбление национальных меньшинств. Однако не без поддержки соседней страны курс «История румын» проявляет завидную непотопляемость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Soviet occupation” in Moldavian History Textbooks

The article shows the coverage of the Soviet period in Moldavian history textbooks. In the Republic of Moldova today, instead of national history, a history course is taught for one of its national minorities, the history of Romanians. There are almost no references to other ethnic groups living in the Carpathian-Dniester lands. The Soviet period was one of falsification, and textbooks emphasized negative aspects of history, while most achievements and successes of the country were hushed up or distorted while it was part of the USSR. Although the Soviet Union restored Moldavian statehood, many textbooks circulated the thesis about the illegality of Bessarabia’s annexation to Russia in 1812, and then the annexation of the region into the USSR in 1940. Bessarabia could not be a “primordial Romanian land” because the state of Romania itself arose much later. Regarding the Romanian occupation of Bessarabia in 1918, it is necessary to note the illegitimacy of both the Sfatul Tsarii (Regional Government) and its decisions, as well as the fact that the Bessarabian (Paris) Protocol of 1920 on the unification of Bessarabia and Romania did not enter into force. However, authors of most textbooks raise the question of the “illegal occupation” of Bessarabia and the subsequent formation of the MSSR, within the borders of which the present Republic of Moldova exists. Despite the fact that this course is anti-state, it ignores not only the existence of the titular ethnic group, the Moldavians, but also other national minorities, and many of its pages are written in the spirit of Russophobia and anti-Semitism. This remains mandatory in all educational institutions of the republic.

Текст научной работы на тему «Тема "советской оккупации" в молдавских учебниках истории»

ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА

С. Г. Суляк

Тема «советской оккупации» в молдавских учебниках истории

Суляк Сергей Георгиевич

канд. ист. наук, доц.,

Санкт-Петербургский

государственный

университет

(Санкт-Петербург,

Россия)

Национальные истории на постсоветском пространстве, как писали мы в одной из своих статей, давно стали полем битвы1. Это вполне объяснимо, так как общая историческая память, единые культура, язык, а во многих случаях и православная вера — это то, что составляет понятие «Русский мир». Поэтому неудивительно, что фальсификация истории, «корректировка» исторической памяти населения бывших союзных республик — одно из основных направлений продолжающейся информационно-психологической войны. Особой «ревизии» подвергся период нахождения территории некоторых постсоветских государств в составе России/СССР2. Бывшие советские республики нередко пытаются откреститься от советского периода, забывая о том, что их социально-экономический и культурный подъем приходился именно на «времена тоталитаризма». Сложность при переписывании данного периода истории возникает еще и в связи с тем, что большинство граждан этих стран родилось и выросло именно в те времена. Поэтому фальсификация истории идет совместно с идеологической обработкой населения.

В Литве, Латвии, Эстонии «плодотворно» работают комиссии по подсчету убытков от «советской оккупации». Подобная структура (комиссия по изучению и оценке тоталитарного коммунистического режима) была создана

© С. Г. Суляк, 2019

https://doi.org/10.21638/11701/spbu24.2019.415

и в Молдове в 2010 г. Указом и. о. президента М. Гимпу от 14 января 2010 г. № 165-У. Позже тот же Гимпу подписал Указ от 24 июня 2010 г. № 376-У об объявлении 28 июня 1940 г. Днем советской оккупации; впоследствии указ был отменен Конституционным судом3.

Парламент Республики Молдова в Постановлении от 12 августа 2012 г № 191 об исторической и политико-правовой оценке тоталитарного коммунистического режима в Молдавской Советской Социалистической Республике осудил «тоталитарный коммунистический режим в Молдавской Советской Социалистической Республике, совершивший преступления против человечества» и запретил использование на территории страны в политических и пропагандистских целях символику тоталитарного коммунистического режима (серп и молот, любой носитель с такой символикой), а также «пропаганду тоталитарных идеологий»4.

На Украине процесс декоммунизации был узаконен принятыми в 2015 г Верховной Радой Украины законами.

Некоторые действия властей предержащих выглядят совсем нелогично. Например, можно понять стремление страны Балтии заклеймить Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом 1939 г. (так называемый Пакт Риббентропа — Молотова). Это связано с их желанием показать преемственность нынешней государственности с существовавшими в 1918-1940 гг., до вхождения в состав СССР, Латышской, Литовской и Эстонской республиками. В то же время становление украинской и молдавской государственности непосредственно связано с советским периодом. Поэтому несколько неразумным выглядит принятие Верховной Радой Украины и Сеймом Польской Республики совместной Декларации памяти и солидарности в 2016 г. В ней СССР, нацистская Германия и современная Россия были осуждены за нарушение норм международного права, оккупацию территорий и репрессии против польского и украинского народов. Заклеймен и Пакт Риббентропа — Молотова. Он, «заключенный между двумя тоталитарными режимами — коммунистическим Советским Союзом и нацистской Германией, привел к началу 1 сентября Второй мировой войны, вызванной агрессией Германии, к которой 17 сентября присоединился Советский Союз. Следствием этих событий стала оккупация Польши Германией и Советским Союзом и массовые репрессии против наших народов. Те события привели также к принятию в Ялте в 1945 г. решений, начавших новый этап порабощения всей Восточной и Центральной Европы, длившийся полвека»5. Напомним, что в сентябре 1939 г., после нападения Германии на Польшу, по договоренностям СССР с Германией Красная армия заняла и присоединила к УССР Галичину (нынешние Львовская, Тернопольская и Ивано-Франковская области Украины), а в августе 1940 г. территория УССР расширилась за счет северной и южной частей Бессарабии, Северной Буковины и области Герца (ныне Черновицкая и часть Одесской областей Украины).

Парламент Молдовы в своем неприятии «советско-германского сговора» оказался еще более «прогрессивным». В 1991 г. в Декларации о независимости Республики Молдова было записано: «Подчеркивая, что, не спросив население Бессарабии, севера Буковины и области Херца, насильственно захваченных

28 июня 1940 г, а также население Молдавской АССР (Заднестровья), образованной 12 октября 1924 г., Верховный Совет СССР, даже в нарушение своих конституционных полномочий, принял 2 августа 1940 г. Закон СССР "Об образовании союзной Молдавской ССР" — нормативные акты, которыми попытались оправдать, при отсутствии какого-либо реального правового обоснования, расчленение этих территорий и принадлежность новой республики СССР»6. Тем самым был поставлен вопрос о легитимности современной молдавской государственности. Конституционный суд Республики Молдова в своем Постановлении от 5 декабря 2013 г. № 36 о толковании ч. 1 ст. 13 Конституции в соотношении с Преамбулой Конституции и Декларацией о независимости Республики Молдова поставил считать текст Декларации приоритетным перед Конституцией Республики Молдова: «1. По смыслу Преамбулы Конституции Декларация о независимости Республики Молдова составляет единое целое с Конституцией, являясь исходным и незыблемым конституционным текстом конституционного блока. 2. В случае противоречий между текстом Декларации о независимости и текстом Конституции превалирует исходный конституционный текст Декларации о независимости»7.

«Впереди планеты всей» Молдова и с курсом истории. Это единственное государство в мире, где вместо национальной истории преподается этническая история одного из национальных меньшинств страны. Курс «История румын» стал преподаваться с 1991 г. во всех учебных заведениях страны. В 2002 г бывшая в то время у власти Партия коммунистов Республики Молдова (ПКРМ) осуществила заведомо обреченную на провал попытку ввести в учебных заведениях в середине учебного года преподавание истории Молдовы. В 2006 г. эта же партия «государственников» ввела дисциплину «Интегрированная история», где история румын была объединена со всеобщей историей. С 2012 г. в учебных заведениях республики стали преподаваться история румын и всеобщая история хотя, согласно результатам переписей 2004 и 2014 гг., большинство населения по-прежнему идентифицирует себя как молдаване. Правда, последняя перепись спонсировалась правительством Румынии и ее результаты лишь частично обнародовали в конце марта 2017 г. Это заставляет сомневаться в ее объективности. Однако, несмотря на резкое увеличение «румын» в 2014 г., представители данного этноса по-прежнему остаются национальным меньшинством: по переписи 2004 г. молдаванами считают себя 2 564 849 чел. (75,8 %), румынами — 73 276 (2,2 <%); по переписи 2014 г. молдаван — 2 068 058 (73,7 %%), румын — 192 800 (6,9 %). При многочисленных опросах общественного мнения большинство респондентов высказывается за преподавание в учебных заведениях истории Молдовы8.

Территория между Прутом и Днестром вошла в состав Российской империи в результате Русско-турецкой войны 1806-1812 гг. согласно Бухарестскому мирному договору от 16 (28) мая 1812 г. До 1812 г. Бессарабией (Баса-рабией, Страной Басараба) назывался юг Пруто-Днестровского междуречья, имевший тогда и второе название — Буджак. Степную равнину между устьями Днестра и Дуная (Буджак) турецкий султан отдал во второй половине XVI в. ногайцам (позже получившим название буджакские татары; в Каушанах была

вторая столица крымских ханов). Иными словами, из 45 800 км2 присоединенной к России территории, позже получившей название Бессарабия, 25,5 тыс. км2 ранее входили в состав турецких рай или были землями буджакских татар (55,7 % территории междуречья, или 27,2 % всего Молдавского княжества, которое само было вассалом Османской империи)9.

До 1828 г. Бессарабия оставалась областью на особом положении, с местными особенностями в управлении. В 1828 г. она утратила статус самостоятельной области и стала частью Новороссийского генерал-губернаторства. В 1873 г. область переименовали в губернию.

Ранее, в 1774 г., Австрия оккупировала северную часть Молдавского княжества — Буковину (ныне Черновицкая область Украины и Сучавский уезд Румынии) с первыми столицами Молдавии Сиретом и Сучавой, которую присоединила к себе в 1775 г. по договору с Турцией. Оставшаяся часть Молдавского княжества прекратила свое существование, создав с Валахией в 1859 г. Объединенное княжество Валахии и Молдавии (объединение княжеств происходило на протяжении 1857-1858 гг., в 1859 г. А. Куза был избран князем Объединенных княжеств, с 1861 г. государство стало называться Румынией), обретшее независимое в 1877 г. в ходе Русско-турецкой войны.

С началом Первой мировой войны Бессарабия оказалась прифронтовым районом. В 1918 г., воспользовавшись тяжелым положением России, Румыния оккупировала Бессарабию. После ее захвата в крае произошло несколько крупных вооруженных восстаний против оккупантов: Хотинское (январь — февраль 1919 г.), Бендерское (май 1919 г.), Татарбунарское (сентябрь 1924 г.). Самым значительным из них было Хотинское восстание на севере Бессарабии10.

Вряд ли можно считать Сфатул Цэрий (Совет края, так называемое временное правительство Бессарабии), созданный по инициативе нелегитимного Военно-молдавского съезда, законным органом власти в губернии, как и принятые им решения о провозглашении Молдавской Народной Республики в составе «единой Федеративной Российской Демократической Республики» (2 (15) декабря 1917 г.), «самостоятельной» Молдавской Народной Республикой (24 января (6 февраля) 1918 г.), об объединении республики с Румынским королевством при сохранении провинциальной автономии (27 марта (9 апреля 1918 г.) и в преддверии Парижской конференции (18 января 1919 — 21 января 1920 г.) — о безусловном присоединении к «Великой Румынии» (27 ноября (10 декабря) 1918 г.)11.

28 октября 1920 г. представители Англии, Франции Италии, Японии и Румынии подписали договор относительно объединения Бессарабии с Румынией, именуемый Парижским, или Бессарабским, протоколом. Правительство США этот документ так и не подписало, считая его противоречащим нормам международного права. Италия утвердила договор только в 1927 г. Япония, подписав его, так и не ратифицировала, без чего он не мог вступить в силу. С 1920 по 1939 г. руководство РСФСР/СССР пыталось решить бессарабский вопрос путем переговоров с Румынией.

В 1924 г. из политических соображений была создана Молдавская Автономная Советская Социалистическая Республика (далее — МАССР) в составе

Украинской ССР. В ее вошли 11 районов левобережья Днестра. Столицей сначала стала Балта, а с 1929 г. — Тирасполь. Бессарабия присоединилась к СССР 28 июня 1940 г. после обмена нотами между правительствами двух стран.

В начале августа 1940 г. в работе VII сессии Верховного Совета СССР приняла участие делегация, в которую вошли депутаты Верховного Совета СССР от МАССР, а также избранные на собраниях представители Бессарабии. Делегация ходатайствовала о создании Молдавской Советской Социалистической Республики и о принятии ее в состав СССР. 2 августа 1940 г. был принят Закон об образовании союзной Молдавской Советской Социалистической Республики. В состав МССР вошли г. Кишинев, Бельцкий, Бендерский, Кагуль-ский, Кишиневский, Оргеевский и Сорокский уезды Бессарабии, г. Тирасполь, Григориопольский, Дубоссарский, Каменский, Рыбницкий, Слободзейский и Тираспольский районы МАССР. Остальные районы автономной республики, а также Аккерманский и значительная часть Измаильского и Хотинского уездов Бессарабии отошли к Украинской ССР.

Во время Великой Отечественной войны с 1941 по 1944 г. Бессарабия была оккупирована Румынией. На ее территории образовали одноименное губернаторство12.

С первых дней оккупации в 49 населенных пунктах Бессарабии и примерно в 170 на левом берегу Днестра были созданы гетто и концлагеря. Гитлер предложил И. Антонеску занять зону между Днестром и Днепром для «обеспечения ее безопасности» взамен участия в военных действиях к востоку от Днепра. Территория между Днестром и Бугом стала называться губернаторством Транснистрия. Согласно декрету об образовании Транснистрии, ее северная граница проходила по линии Хотин — Могилев-Подольский — Ямполь — Рудника — р. Савранка. Столицей губернаторства с 19 августа до 17 октября 1941 г. был Тирасполь, а затем — Одесса. В лагерях Транснистрии в годы румынской оккупации погибло более 300 тыс. евреев и 50 тыс. цыган. С учетом уничтоженных летом и осенью 1941 г. на территории Бессарабии и Буковины, число евреев — жертв геноцида составляло не менее 350 тыс. чел.13 Долгое время официальные власти Румынии отрицали причастность румын к Холокосту. Только в октябре 2009 г. тогдашний президент Румынии Траян Бэсеску признал факт геноцида еврейского населения Румынии14.

Сегодня большая часть Бессарабии — территория Республики Молдова, остальная входит в состав Украины (часть Одесской и Черновицкой областей). Нынешняя Республика Молдова находится в территориальных границах МССР.

Первые учебники курса «История румын» были написаны румынскими историками. В то время в верхах Румынии и Молдовы царила эйфорическая мечта о скором объединении Молдавии с соседним государством. В этих учебниках — при отсутствии какого-либо фактологического материала! — патетически описывалась «тяжелая доля» «бессарабских румын» в составе России/ СССР, вне «матери-родины»: «Оккупация Бессарабии и Северной Буковины была настоящей трагедией, во-первых, исходя из манеры ее осуществления и, во-вторых, из последствий, которые она имела»15. Далее перечисляются последствия: «организация режима экономического разбоя», «установление

режима террора», «переселение тысячи семей из Украины в Буковину и на юг Бессарабии», «огромные разрушения, причиненные отступающими советскими войсками в период 22 июня — 26 июля 1941 г. под натиском освободительного наступления румынской армии»16. Составители учебника «позабыли» привести конкретные цифры «экономического разбоя» — например, то, что к середине 1941 г. удалось увеличить объем промышленной продукции почти в два раза, была создана Кишиневская железная дорога, выделены значительные средства на строительство автомобильных дорог с твердым покрытием, начались телефонизация и радиофикация населенных пунктов республики и т. д.17

Впрочем, подобная трактовка советского периода истории Молдавии характерна и для выпущенных позже учебников, написанных уже местными историками. В университетском «Кратком курсе лекций по истории румын» И. А. Ожога и И. М. Шарова, изданном Молдавским государственным университетом в 1997 г., подчеркивается: «Провозглашение МССР, помимо того, что представляло акт расчленения Бессарабии и Северной Буковины, в то время являлось и незаконным, так как такое решение было принято без учета желания местного населения»18. «Процесс подготовки и образования Молдавской ССР был сложным и противоречивым. Румынское население Бессарабии было отстранено от участия в создании своей государственности. Все решалось без него, но от его имени»19. Авторы приводят «железные аргументы»: в период 28 июля по 2 августа 1940 г. «на оккупированных территориях Бессарабии и Северной Буковины не были проведены выборы в представительные органы власти для решения вопросов создания государственных образований»; «Верховный Совет утвердил решение от 2 августа 1940 г., превысив свои полномочия». «Таким образом, румынскому населению Бессарабии насильственно навязывалась государственность, призванная обеспечить доминирование тоталитарного режима». А затем «в этих краях начались акты беззакония по отношению к местному населению: геноцид и депортации». «Бессарабия стала источником дешевых трудовых ресурсов для строек и предприятий СССР». Также «на этих землях начался этап денационализации, последствия которого будут ощущаться многие десятилетия»20.

В главе «Молдавская ССР в годы административно-командной системы» (подглава «Ущемление экономических прав республики») признается: «Экономика МССР в годы административно-командной системы постоянно развивалась, достигая порой значительных показателей. Следует осознавать тот факт, что ни одна эпоха не характеризовалась только отрицательными сторонами, а несла в себе и положительные моменты. Общество находится в постоянном развитии независимо от существующей политической системы. Политическая система может затормозить социальное развитие, но никак не блокировать его полностью. В период 50-80-х гг. республика достигла больших успехов в развитии промышленности. Статистические данные ясно свидетельствуют о том экономическом положении, в котором находилась республика»21. Но не все так просто. Авторы раскрыли «коварные замыслы» Москвы: «Другой стороной политики Центра и преданных ему местных сатрапов явилось неоправданное размещение на территории республики многих предприятий республиканского

и особенно союзного подчинения без учета специфики экономики республики, ее природных ресурсов, повышенной плотности населения и т. п., что привело к тяжелым экологическим последствиям, сказывающимся на здоровье населения и приведшим к загрязнению воды, воздуха и земли... Это было хорошо продуманной политикой центра, очередным этапом колониальной политики в отношении этой национальной окраины советской империи»22. Правда, доказательства вышеперечисленных «безобразий» «оккупантов» так и не были приведены.

Схожие мысли встречаем и в учебнике для 9-го класса: «Оккупация Бессарабии и Северной Буковины Советским Союзом тяжело отразилась на положении местного населения. Наряду с военными соединениями Красной армии в Бессарабию были введены репрессивные органы НКВД. В уездах, городах и сельской местности были созданы исполнительные комитеты. Чтобы придать захвату Бессарабии законный характер, было решено провозгласить Молдавскую Советскую Социалистическую Республику, включавшую в свой состав территории МАССР и Бессарабии»23. И опять же озвучивается тезис о нелегитимности образования МССР: «Верховный Совет превзошел данные ему полномочия, предусмотренные Конституцией 1936 года», а «в Бессарабии был установлен попирающий законы политический режим, призванный обеспечить господство большевистской власти»24. В главе «Восстановление коммунистического тоталитарного режима в МССР в послевоенные годы» написано, что в 1944 г. в Бессарабии «восстановлен советский режим», причем «насильственными, репрессивными методами. Наряду с военными формированиями, на территорию Бессарабии были введены органы безопасности и войска НКВД. Последовали массовые аресты бывших чиновников румынской администрации, членов политических партий, священников, учителей и других представителей интеллигенции, не успевших покинуть Бессарабию»25.

Говоря о послевоенном периоде социально-экономической жизни, авторы уделяют восстановлению экономики меньше внимания, чем голоду 1946-1947 гг., насильственной коллективизации, массовой депортации 1949 г. и «движению сопротивления в Бессарабии»26. В главе «Политический режим в МССР в 50-80-е гг.» отмечается, что «ключевые посты в руководстве республиканской партийной организации занимали чиновники — выходцы из других республик. В 1961-1980 гг. во главе Коммунистической партии Молдавии находился выходец из Украины И. Бодюл (авторы учебника «забыли» упомянуть, что И. И. Бодюл, родившийся в селе Александровка Елизаветградского уезда Херсонской губернии (ныне Вознесенский район Николаевской области Украины) по национальности — молдаванин. — С. С.). Своим избранием на столь высокий пост он был обязан тесным связям с будущим секретарем ЦК КПСС Л. Брежневым, который в начале 50-х гг. руководил республиканской партийной организацией». Оценивая деятельность И. Бодюла, авторы указывают на «осуществление многочисленных экономических экспериментов, принесших республике ощутимый ущерб», проводившуюся антинациональную политику в духовной сфере27. Результатом массового притока специалистов из-за пределов республики, по мнению составителей учебника, стало создание

чуждого населению края государственного аппарата, в котором доля местного населения оказалась крайне малой28.

Пособие «История румын. С древнейших времен до наших дней» для лицеев и неисторических факультетов вузов, изданное в 2003 г., продолжает «традиции» предшественников: «Отчуждение этих румынских земель (имеются в виду Бессарабия и Северная Буковина. — С. С.) имело трагические последствия для местного коренного населения. Вместе с частями Красной армии Бессарабию, как и Буковину, наводнили многочисленные отряды войск НКВД, представители большевистской партии, советских органов власти и различных государственных учреждений, все получившие задание по осуществлению "революционных" политических, социальных и экономических преобразований в крае. Одним из первых событий, вызванных военной оккупацией территории между Прутом и Днестром, было превращение 2 августа 1940 г. "буферной" республики в Транснистрии — МАССР — в более крупное территориально-административное образование, Молдавскую Советскую Социалистическую Республику». «Раздробление МССР и земель Пруто-Днестровского междуречья, совершенное в Москве, было актом имперского беззакония. Создание МССР в ее "ампутированном" виде было проявлением административного диктата. "Ампутация" была произведена, поскольку сохранение целостности Бессарабии было невыгодно советским властям. Большевистское руководство предпочло расчленить эту землю, в точности следуя историческому примеру турок-оттоманов, огородивших свои "райи" во время 300-летнего "суверенитета" над румынскими княжествами». «Эта республика составила одну из административных ячеек тоталитарной системы, стремительно распространившейся в западном направлении». «Москва заботилась больше всего о насаждении в крае большевистских структур»29.

Касаясь экономической жизни во времена «тоталитарного режима в МССР (1944-1991 гг.)», авторы вынуждены признать определенные успехи. «Хотя Молдова составляла 0,2 °% территории СССР, она давала около 2,3 °% союзной сельскохозяйственной продукции. МССР занимала первое место среди советских республик по производству винограда, табака, второе — по производству парфюмерных ароматических масел, третье — по урожаю подсолнечника и сахарной свеклы. Она поставляла около 25 % советских вин, 40 % табака, 30 % коньяков, 79 % эфирных масел, большинство других сельскохозяйственных продуктов. Основная часть обрабатываемых площадей в республике использовалась под выращивание зерновых... Но все эти высокие результаты были достигнуты путем чрезмерной, безжалостной эксплуатации земельных богатств республики. МССР систематически истощала свои почвы, чтобы отправлять продукцию в Москву и другие регионы СССР»30.

Не лучшим образом, по мнению составителей пособия, развивалась и промышленность в МССР: «Часто утверждается, что всем своим индустриальным развитием МССР обязана исключительно вхождению в СССР: были построены 600 современных промышленных предприятий, которыми до 1940 г. провинция не располагала. Только за 1953-1964 гг. объем промышленного производства в МССР вырос по сравнению с 1940 г. примерно в 12,4 раза, а в 1981 г. дово-

енный уровень был превзойден уже в 52 раза. К началу 80-х гг. предприятия молдавской индустрии производили за одну неделю объем продукции, равный довоенному (1940 г.) годовому»31. Далее, как и выше, бездоказательно «раскрываются глаза» на то, какими средствами были достигнуты эти показатели: «За счет каких средств был "индустриализирован" край, мы можем сделать выводы из содержания предыдущего подраздела этой главы, посвященного сельскому хозяйству. Пропагандисты этой ускоренной индустриализации избегают говорить о политических, социальных, демографических последствиях этого процесса, в большей мере насильственного и искусственного. Ценой быстрого роста объема промышленного производства в республике явилось ее полное экономическое и политическое закабаление союзным Центром»32. «Разоблачению» подверглась и демографическая политика Центра: «Полностью удерживая в своих руках рычаги руководства индустриализацией, общесоюзные и союзно-республиканские отраслевые министерства проводили в течение всего послевоенного периода с различной интенсивностью политику заселения территории Молдовы русскоязычными иммигрантами»33.

Упоминая о том, что «в послевоенный период в МССР произошли ощутимые перемены, количественные и качественные, во всех сферах культурной деятельности, в образовании и в науке», авторы показывают их «вред»: «Все эти благотворные изменения несли на селе печать пагубных искажений, продиктованных природой тоталитарного коммунистического режима. одновременно с установлением в Бессарабии советского режима развернулось настоящее наступление на культурное достояние румынского народа. тоталитарный режим оказал пагубное влияние и на развитие художественного творчества — литературу и искусство» и т. д.34

Завершает захватывающее дух повествование о тяжелой жизни «бессарабских румын» при «тоталитарном режиме» следующее умозаключение: «Этот тоталитарный режим в МССР явился социальной моделью, изначально чуждой национальному сознанию бессарабских румын и навязанной им внешним вооруженным насилием. Установление и господство советской модели власти в крае привело к тяжким последствиям во всех — политической, экономической, социальной, духовной — сферах национальной жизни, исказив и направив развитие общества в ненормальное, неестественное русло»35.

Кстати, это единственный учебник, где встречаем буквально пару предложений о Холокосте, правда, обвиняются в нем сами жертвы: «Еврейское население, обвиненное в сотрудничестве с большевистским режимом (курсив наш. — С. С.), было изолировано в ряде гетто (в основном, в определенной части городов), а затем частично депортировано в лагеря за Днестром. Это был акт геноцида, получивший впоследствии в странах, захваченных нацистами название "холокост", ознаменовавший уничтожение тысяч евреев. От холокоста пострадали в Транснистрии цыгане»36. Авторы учебника обходят вниманием тот факт, что в лагеря Транснистрии были отправлены евреи и кочевые цыгане со всей территории Румынии, а не только Бессарабии, и не сообщают данные о количестве жертв.

В пособии «История румын и всеобщая история. Учебник для 12 класса» описываются времена нахождения Бессарабии в составе Румынии: «В целом же бессарабцы органично интегрировались в жизнь румынского государства, были лояльны к нему и большинство этнических меньшинств»37. Как мы понимаем, это выразилось в многочисленных выступлениях населения края, в том числе вооруженных, против оккупантов, о которых нет в учебнике ни слова.

Интересен пассаж о повышении числа учебных заведениях в крае: «После 1918 г. в Кишиневе было открыто много разных учебных заведений. Среди вузов (?! — С. С.) отметим теологический и сельскохозяйственный факультеты Ясского университета, Государственную консерваторию, а также несколько частных консерваторий. Среди средних учебных заведений: 4 мужских лицея, один военный лицей, 3 женских лицея, одна семинария, одно коммерческое училище, 2 женские гимназии, 3 женских гимназии, 4 частных лицея (это на 117 016 горожан! — С. С.)»38.

В главе «Общество и экономика в Молдавской ССР 1940-1941 и 19441989 гг.» создатели учебника признают: «В первые десятилетия своего существования советская экономика зарегистрировала важные успехи, однако надо признать, что они были достигнуты слишком большой ценой, особенно в человеческих жизнях. Советский режим проводил программу экономической модернизации, которая не считалась ни с какими затратами и жертвами, зачастую используя для своих целей прямое насилие, разветвленную систему наказаний или нарушений прав человека»39.

Далее школьникам рассказывается страшная сказка о жизни в городах МССР: «Право поселяться в городе было сильно ограничено из-за обязательства иметь постоянную "прописку о месте жительства", которая заносилась только органами внутренних дел в паспорт, а таковой документ крестьянам стали выдавать только после 1974 г. В 70-х годах за право иметь городскую прописку кишиневские власти взимали с желающих огромную по тем временам сумму в 15 000 рублей. Это стоимость четырехкомнатной квартиры, поэтому находилось мало желающих столько платить, предпочитая оставаться жить в деревне»40.

Однако, как показывают статистические данные, численность жителей городов Молдавии, в том числе Кишинева, постоянно росла. В 1959 г. в Кишиневе проживало 258 910 чел., в 1970 г. — 415 956, 1979 г. — 589 140, в 1989 — 770 94841, и это притом что, как указывается в учебнике, «средняя зарплата рабочих и служащих в Молдавской ССР составляла 103 рубля в 1970 году и 182 рубля в 1988. Колхозники и рабочие совхозов республики получали 81 рубль в 1970 и 171 рубль в 1988»42.

Признается, что «советский режим все же преуспел в других областях, таких как здравоохранение, которое было бесплатным, а также в образовании, которое после смерти Сталина стало всеобщим и бесплатным. Социальная сфера также была одной из самых передовых — бесплатные путевки в санатории и лечебницы выдавались особенно тем, кто преуспел в труде, государство принимало на себя большинство расходов по обеспечению отдыха детей в летних лагерях»43.

Ссылаясь на неизвестно где изданный материал «российского журналиста» времен завершения перестройки, некого И. Сички, авторы пишут: «В СССР мужчина может себе позволить купить пальто раз в 6 лет; шерстяной костюм и пару ботинок раз в 3 года; туфли из кожи раз в два года; телевизор за 200 рублей раз в 12 лет; холодильник за 150 рублей раз в 15 лет»44. Вероятно, составители сего «продвинутого» учебника даже не знакомы с таким понятием, как минимальная потребительская корзина. Приведенные выше цифры взяты из минимальной потребительской корзины мужчины работоспособного возраста, подготовленной Госкомтрудом СССР в 1989 г.45, а годы указывают срок износа изделия (товары в то время были качественнее). Кстати, кроме перечисленных, в минимум входили полотенца, простыни, тарелки, бокалы, селедочница, гусятница, различная мебель, стиральная машина, утюг, мясорубка, лыжи, велосипед, шахматы и масса других вещей. Помимо товаров, в минимальной потребительской корзине перечислены расходы на цветы, концерты, парки, дискотеки, музеи, выставки, экскурсии, подарки, поездки в отпуск.

Продолжая начатый авторами учебника разговор «о реальных возможностях советских граждан», приведем ряд цифр. В 1990 г. национальный доход Молдавии составил 8,1 млрд руб., в 5,3 раза больше, чем в 1960 г. Минимальная заработная плата в СССР была установлена в размере 70 руб. В 1990 г. среднемесячная заработная плата в республике достигла 232,8 руб. В 1960 г. выплаты по льготам населению составили 230,7 млн руб., в 1985 г. — 1,9 млрд руб. Одним из показателей роста материального благосостояния граждан являются их денежные сбережения. В 1960 г. сумма вкладов в сберегательных кассах Молдавии составила 62,5 млн руб., в 1985 г. — более 2,3 млрд руб. Потребление мяса на душу населения выросло с 27 кг в 1960 г. до 58 кг в 1986 г., сахара — с 16,1 до 47 кг, картофеля — с 70 до 81 кг, фруктов — с 41 до 82 кг и т. д. Объем капитальных вложений в строительство в 1976-1986 гг. составил более 3,5 млрд руб. За этот период было построено 874 тыс. квартир общей площадью более 42,5 млн м2. В 1985 г. в МССР функционировало 321 больничное учреждение с 52,8 тыс. больничных коек. В 1960 г. было всего 22 тыс. больничных коек. На 10 тыс. жителей республики приходилось 37,5 врачей, 45,7 представителей среднего медицинского персонала и 110,1 больничных коек. Эти показатели в то время превышали аналогичные данные многих развитых европейских стран. В 1991 г. в Молдавии насчитывалось 1664 школы, в которых трудилось более 53,9 тыс. учителей и обучалось 743,5 тыс. чел., из них более 65,5 % — на молдавском языке. С 1960 по 1990 г. количество вузов увеличилось с 6 до 9, техникумов — с 32 до 50. Количество студентов вузов выросло с 19,2 тыс. в 1960 г. до 55,5 тыс. в 1990 г. В вузах работало более 4,4 тыс. преподавателей, в том числе 13 докторов и 1820 кандидатов наук. В 1961 г. в Молдавии была открыта Академия наук Молдавской ССР. К середине 1980-х гг. в научных учреждениях республики трудилось свыше 10 тыс. научных сотрудников, в том числе более 330 докторов и около 4,5 тыс. кандидатов наук46.

В настоящее время Республика Молдова вот уже несколько лет продолжает удерживать звание «самой бедной страны Европы». Деньги, которые поступают в республику от физических лиц из-за границы, в основном от

гастарбайтеров, продолжают оставаться основным источником валютных поступлений и в течение последних 15 лет составляют до 20 0% ВВП. По данным Национального банка Молдовы, в 2018 г. физические лица перевели в страну 1,199 млрд долларов47.

В подглавке «Русификация этнических групп в МССР после 1945 года» делается вывод: «Русификация повлияла не только на румыноязычное население, но и на другие этнические группы. Переписи населения 1970, 1970 и 1989 годов подтвердили тенденцию к русификации этнических групп в республике МССР»48. Однако приведенные на следующей странице данные переписей 1959, 1970, 1989, 2004 гг. показывают, напротив, рост численности молдаван и других этносов49.

В многочисленных сборниках дидактических материалов по истории информация подается аналогично. Например, в тестах для подготовки учащихся гимназий к выпускному экзамену читаем: «Таким образом, населению Бессарабии была навязана нелегитимная государственная структура (имеется в виду МССР. — С. С.), призванная обеспечить господство тоталитарного большевистского режима»50. В «Экспериментальных материалах для 9 класса. В помощь учащимся и преподавателям»: «Образование МССР противоречило основным принципам и нормам международного права. МССР была создана советскими властями на чужой территории, принадлежащей Румынии в соответствии с Парижским договором от 28 октября 1920 г. и другими международными и документами, в которых признано право Румынии на Бессарабию. Местное население не приняло участие в создании республики. Одновременно с установлением советских порядков в Бессарабии и на севере Буковины начались акты беззакония против коренного населения: геноцид, депортации, голод»51.

В качестве подручных средств используются и карикатуры. Оказывается, по мнению авторов одного из пособий для подготовки к экзаменам, «карикатура является историческим источником и составляющей частью визуальных источников»52. Например, тест № 10 «Пакт Риббентропа — Молотова и его последствия для стран Европы»: «1. Определи, если читатели увидели в газете новость обыденную или чрезвычайную (на фотографии — страница газеты "Известия" с информацией о заключении договора. — С. С.). Аргументируй ответ. 2. Демонстрируй, ссылаясь на карикатуру, одно последствие изображенного события в международном масштабе. Аргументируй ответ (на карикатуре изображены танцующие Гитлер и Сталин. — С. С.). 3. Объясни, ссылаясь на карикатуру, одно последствие подписания Пакта Риббентропа — Молотова и секретного дополнительного протокола»53.

В тесте № 11 «Образование СССР» предлагается такое задание: «1) Докажи, ссылаясь на изображение, "освободительный характер" аннексии Бессарабии Советским Союзом в 1940 г. Аргументируй ответ (на фотографии показан парад Красной армии в Кишиневе в июле 1940 г. — С. С.)»54.

Тема уничтожения румынскими властями еврейского и цыганского населения страны не отражена либо интерпретирована авторами учебной литературы в угоду политической конъюнктуры. Правда, с сентября 2019 г. в 9-12 классах вводится дисциплина по выбору «Холокост: история и уроки

жизни», всего по 35 часов в году. Она введена при поддержке Миссии ОБСЕ в Молдове и утверждена приказом Министерства образования, культуры и исследований Республики Молдова от 19 декабря 2018 г. № 193955. Однако в обязательном курсе «История румын» объективному освещению темы Холокоста, совершенного румынскими властями на территории губернаторства Трансни-стрия в годы Второй мировой войны, места так и не нашлось.

Как мы уже писали в ряде своих статей, курс «История румын» носит антигосударственный характер, он пропитан антисоветизмом, русо- и славянофобией, игнорирует существования титульного этноса страны — молдаван, национальных меньшинств, которых авторы учебников по необъяснимым причинам считают некоренным населением, мигрантами.

За годы независимости в Молдове сменились 5 президентов и 13 глав правительства, работали 10 созывов парламента, представленного различными партиями и фракциями. А курс «История румын» продолжает демонстрировать свою неистребимую живучесть.

1 Суляк С. Г. Славянский фактор в истории Молдавии: научное исследование и мифотворчество // Русин. 2017. № 3 (49). С. 144-145.

2 Там же.

3 Постановление Конституционного суда от 12 июля 2010 г. № 17 о контроле конституционности Указа от 24 июня 2010 г. № 376-V об объявлении дня 28 июня 1940 г. Днем советской оккупации // Monitorul Oficial. 23.07.2010. No. 126-128.

4 Постановление Парламента Республики Молдова от 12 августа 2012 г. № 191 об исторической и политико-правовой оценке тоталитарного коммунистического режима в Молдавской Советской Социалистической Республике // Monitorul Oficial. 31.08.2012. No. 181184.

5 Верховная Рада Украины. Официальный веб-портал. URL: https://rada.gov.ua/ru/news/ Novosty/Soobshchenyya/136237.html (дата обращения: 03.04.2019).

6 Закон от 27 августа 1991 г. № 691 о Декларации о независимости Республики Молдова // Monitorul Oficial. 30.12.1991. No. 11-12.

7 Постановление Конституционного суда от 5 декабря 2013 г. № 36 о толковании ч. 1 ст. 13 Конституции в соотношении с Преамбулой Конституции и Декларацией о независимости Республики Молдова (Обращение № 8b-41b/2013) // Monitorul Oficial. 27.12.2013. No. 304-310.

8 Суляк С. Г. Славянский фактор в истории Молдавии... С. 146-147.

9 Суляк С. Г. Этнодемографические процессы в Бессарабии в XIX — начале XX в. // Русин. 2012. № 1 (27). С. 7.

10 Суляк С. Г. К вопросу о терминологии Карпатской Руси // Русин. 2019. № 55. С. 281284.

11 Суляк С. Г. Хотинское восстание: причины и последствия // Русин. 2018. № 3 (53). С. 115-151.

12 Суляк С. Г. К вопросу о терминологии Карпатской Руси. С. 284.

13 Назария С. Холокост. Страницы истории (на территории Молдавии и прилегающих областей Украины в годы фашистской оккупации. 1941-1944 гг.). Кишинев, 2005. С. 177, 179, 275.

14 Суляк С. Г. «Мстителями возвращаемся мы на молдавскую землю» // Русин. 2010. № 1 (19). С. 15.

15 История румын. Новейшая эпоха. Кишинев; Яшь, 1992. С. 85.

16 Там же. С. 86.

17 Суляк С. Г. Молдавия и Русский мир: возможно ли возвращение? // Русин. 2012. № 3 (29). С. 11.

18 Ожог И. А., Шаров И. М. Краткий курс лекций по истории румын. Кишинэу, 1997.

С. 179.

19 Там же. С. 178.

20 Там же. С. 179.

21 Там же. С. 190.

22 Там же. С. 191.

23 Паладе Г. Ф., Шаров И. М. История румын. Новейшее время: учебник для 9 класса / пер. С. Дигол. Кишинэу, 1999. С. 55.

24 Там же. С. 56-57.

25 Там же. С. 73.

26 Там же. С. 74-78.

27 Там же. С. 90.

28 Там же. С. 97.

29 Драгнев Д., Драгнев Е., Мискевка В., Варта И., Шишкану И. История румын. С древнейших времен до наших дней / пер. с рум. Е. Максименко. Кишинэу, 2003. С. 275.

30 Там же. С. 290.

31 Там же. С. 291.

32 Там же.

33 Там же. С. 292.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

34 Там же. С. 293-294.

35 Там же. С. 295.

36 Там же. С. 281.

37 Кашу И., Шаров И., Соломон Ф., Пысларюк В. История румын и всеобщая история: учебник для 12 класса / пер. с румын. Л. Чепой, В. Пысларюк, А. Фелкер. Кишинэу, 2013. С. 46.

38 Там же. С. 48.

39 Там же. С. 49.

40 Там же. С. 50-51.

41 Recensamintul populatiei = Перепись населения = Population census, 2004. Culeg. Statis-tica: in 4 vols. Vol. 1. Caracteristici demografice, nationale, lingvistice, culturale = Демографические, национальные, языковые, культурные характеристики = Demographic, national, linguistic, cultural characteristics. Chisinau, 2006. С. 44.

42 Кашу И., Шаров И., Соломон Ф., Пысларюк В. История румын и всеобщая история.

С. 51.

43 Там же. С. 51.

44 Там же. С. 52.

45 Приводится по: Переход к рынку. Концепция и программа. Подготовлена рабочей группой (С. Шаталин, Г. Явлинский, Е. Ясин, М. Задорнов, Б. Федоров и др.), образованной совместным решением М. С. Горбачева и Б. Н. Ельцина. М., 1990. С. 209-217.

46 История Республики Молдова. С древнейших времен до наших дней / В. Е. Андрущак, П. А. Бойко, П. П. Бырня и др. 3-е изд., уточн. и доп. Кишинэу, 2015. С. 314-323.

47 Привет с заработков: сколько денег присылают домой молдавские мигранты. URL: htt-ps://ru.sputnik.md/society/20190526/26089644/privet-s-zarabotkov-skolko-deneg-prisylayut-domoy-moldavskie-migranty.html (дата обращения: 03.04.2019).

48 Кашу И., Шаров И., Соломон Ф., Пысларюк В. История румын и всеобщая история.

С. 83.

49 Там же. С. 84.

50 Шаров И., Чербушкэ П., Бодян Т., Лека В., Кэпэцынэ А., Ешану Р. История румын. Тесты для подготовки учащихся гимназий к выпускному экзамену. 9 класс. Кишинэу, 2001. С. 48.

51 Визер Б. Новейшая история румын: экспериментальные материалы для 9 класса. В помощь учащимся и преподавателям / пер. с рум. М. Маня. Кишинэу, 1999. С. 63.

52 Долгий А., Феля А. История румын и всеобщая история. 9 класс. Гид и тесты для подготовки к экзамену за курс гимназии. Кишинев, 2015. С. 11.

53 Долгий А., Феля А. История румын и всеобщая история. 9 класс. Гид и 20 тестов для

подготовки к экзамену. Дидактический материал для формирования компетенций. Кишинэу, 2016. С. 32-33.

54 Долгий А., Феля А. История румын и всеобщая история. 9 класс. Гид и тесты для подготовки к экзамену за курс гимназии. Кишинев, 2015. С. 86.

55 Куррикулум дисциплины по выбору «Холокост: история и уроки жизни». Куррикулумное социогуманитарное воспитание. IX-XII классы. Кишинев, 2018. URL: https://mecc.gov.md/sites/ default/files/holokost_istoriya_uroki_zhizni.pdf (дата обращения: 03.04.2019).

Статья поступила в редакцию 3 апреля 2019 г.

Рекомендована к печати 12 сентября 2019 г.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Суляк С. Г. Тема «советской оккупации» в молдавских учебниках истории // Новейшая

история России. 2019. Т.9, №4. С. 1073-1089. https://doi.org/10.21638/11701/spbu24.2019.415 УДК 94(478)

Аннотация: В статья анализируется освещение советского периода на страницах молдавских учебников истории. В настоя щее время в Республике Молдова вместо национальной истории преподается курс истории одного из ее национальных меньшинств — история румын, в котором почти нет упоминаний о других этносах, проживающих в Карпато-Днестровских землях. Советский период подвергся наибольшей фальсификации. В учебниках делается акцент на негативных моментах истории, в то же время замалчивается или искажается большинство достижений и успехов страны в период ее нахождения в составе СССР. Хотя СССР восстановил молдавскую госуда рственность, во мно гих учебниках тиражируется тезис о незаконности присоединения Бессарабии к России в 1812 г., а затем присоединения края к СССР в 1940 г. Бессарабия не могла быть «исконной румынской землей», так как само государство Румыния возникло значительно позже. Что касается оккупации Бессарабии Румы нией в 1918 г., то Сфатул Цэрий (Краевое правительство) и принятые им решения были нелегитимны, а Бессарабский (Парижский) протокол 1920 г., касавшийся объединения Бессарабии с Румынией, так и не вступил в силу. Однако вместо этого авторы большинства учебников ставят вопрос о «незаконной оккупации» Бессарабии и последующем образования МССР, в границах которой существует нынешняя Республика Молдова. Несмотря на то что этот курс антигосударственный, игнорирует не только существование т итульного этноса — молдаван, но и других национальных меньшинств, многие его страницы написаны в духе русоф обии и антисемитизма, он остается обязательным во всех учебных заведениях республики. С 1991 г. к власти в стране приходили представители различных партий и движений, граждане и общественные организации предпринимали многочисленные попытки запретить преподавание данного курса, привлечь его авторов к ответственности за разжигание ксенофобии и оскорбление национальных меньшинств. Однако не без поддержки соседней страны курс «История румын» проявляет завидную непотопляемость.

Ключевые слова: Молдавия, Республика Молдова, Молдавская ССР, СССР, национальная история, история румын, молдаване, румыны.

Сведения об авторе: Суляк С. Г. — канд. ист. наук, доц., Санкт-Петербургский государственный университет (Санкт-Петербург, Россия); sergei_suleak@rambler.ru

Санкт-Петербургский государственный университет, Россия, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9

FOR CITATION

Sulyak S. G. "Soviet occupation" in Moldavian History Textbooks, Modern History of Russia,vol.9, no.4, 2019, pp. 1073-1089. https://doi.org/10.21638/11701/spbu24.2019.415

Abstract: The article shows the coverage of the Soviet period in Moldavian history textbooks. In the Republic of Moldova today, instead of national history, a history course is taught for one of its national minorities, the history of Romanians. There are almost no references to other ethnic groups living in the Carpathian-Dniester lands. The Soviet period was one of falsification, and textbooks emphasized negative aspects of history, while most achievements and successes of the country were hushed up or distorted while it was part of the USSR. Although the Soviet Union restored Moldavian statehood, many textbooks circulated the thesis about the illegality of Bessarabia's annexation to Russia in 1812, and then the annexation of the region into the USSR in 1940. Bessarabia could not be a "primordial Romanian land" because the state of Romania itself arose much later. Regarding the Romanian occupation of Bessarabia in 1918, it is necessary to note the illegitimacy of both the Sfatul Tsarii (Regional Government) and its decisions, as well as the fact that the Bessarabian (Paris) Protocol of 1920 on the unification of Bessarabia and Romania did not enter into force. However, authors of most textbooks raise the question of the "illegal occupation" of Bessarabia and the subsequent formation of the MSSR, within the borders of which the present Republic of Moldova exists. Despite the fact that this course is anti-state, it ignores not only the existence of the titular ethnic group, the Moldavians, but also other national minorities, and many of its pages are written in the spirit of Russophobia and anti-Semitism. This remains mandatory in all educational institutions of the republic.

Keywords: Moldova, Republic of Moldova, Moldavian Soviet Socialist Republic, Union of Soviet Socialist Republics, national history, history of Romanians, Moldovans, Romanians.

Author: Sulyak S. G. — PhD, Associate Professor, St. Petersburg State University (St. Petersburg,Russia); sergei_suleak@rambler.ru

St. Petersburg State University, 7-9, Universitetskaya nab., St. Petersburg,199034, Russia References:

Curriculum of elective discipline "Holocaust: history and life lessons". Socio-humanitarian education. Grades IX-XII (Chisinau, 2018). (In Russian)

Dolgiy A., Felia A. Romanian history and general history. Grade 9. Guide and tests for exam preparation for the gymnasium course (Chisinau, 2015). (In Russian)

Dolgiy A., Felia A. Romanian history and general history. Grade 9. Guide and tests to prepare for the exam for the gymnasium course. Didactic material for the formation of competence (Chisinau, 2016). (In Russian) Dragnev D., Dragnev E., Miskevka V., Varta I. Shishkanu I. History of Romanians. From ancient times to the present day (Chisinau, 2003). (In Russian)

History of Romanians. New era (Chisinau — Iasi, 1992). (In Russian)

History of the Republic of Moldova. From ancient times to the present day, eds V. E. Andruschak et al. (Chisinau, 2015). (In Russian)

Kashu I., Sharov I., Solomon F., Pyslariuk V. Romanian history and general history. Textbook for grade 12 (Chisinau, 2013). (In Russian)

Nazariia S. Holocaust. Pages of history (in the territory of Moldova and adjacent regions of Ukraine during the years of fascist occupation. 1941-1944 (Chisinau, 2005). (In Russian)

Ozhog I. A, Sharov I. M. Short course of lectures on the history of Romanians (Chisinau, 1997). (In Russian) Palade G. F., Sharov I. M. History of Romanians. Modern time. Textbook for grade 9 (Chisinau, 1999). (In Russian)

Recensamintul populatiei = Perepis naseleniia = Population census, 2004, Culeg. Statistica, in 4 vols., vol. 1. Caracteristici demografice, nationale, lingvistice, culturale = Demograficheskie, natsional'nye, iazykovye, kul'turnye kharakteristiki = Demographic, national, linguistic, cultural characteristics (Chisinau, 2006). Sharov I., Cherbushke P., Bodian T., Leka V., Kepetsyne A., Eshanu R. History of Romanians. Tests to prepare high school students for the final exam. Grade 9 (Chisinau, 2001). (In Russian) Sulyak S. G. "We return on to the Moldavian land as avengers", Rusin, no. 1 (19), 2010. (In Russian) Sulyak S. G. Ethno-Demographic processes in Bessarabia in the 19th — beginning of the 20th centuries, Rusin,no. 1 (27), 2012. (In Russian)

Sulyak S. G. Moldavia and the Russian World: Is a Return Possible?, Rusin, no. 3 (29), 2012. Sulyak S.G. The Slavic Factor in the History of Moldova: Scientific Research and Myth-Making, Rusin,no.3 (49), 2017. (In Russian). DOI: 10.17223/18572685/49/10.

Sulyak S. G. The Khotin uprising causes and consequences, Rusin, no.3 (53), 2018. (In Russian). DOI: 10.17223/18572685/53/8.

Sulyak S.G. On the Carpathian Rus' terminology, Rusin, no. 55, 2019. (In Russian). DOI: 10.17223/18572685/55/16.

Transition to the market. Concept and program. Prepared by a working group, formed by a joint decision of M. S. Gorbachev and B. N. Yeltsin. (Moscow, 1990). (In Russian)

Vizer B. The latest history of the Romanians. Experimental materials for grade 9. To help students and teachers (Chisinau, 1999). (In Russian)

Received: April 3, 2019 Accepted: September 12, 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.