Научная статья на тему 'Тема сотворения красоты человеком в медиадискурсе конца XX века: семантико-стилистический анализ (на материале городской газеты «Кузнецкий рабочий» 1980-1991 годов)'

Тема сотворения красоты человеком в медиадискурсе конца XX века: семантико-стилистический анализ (на материале городской газеты «Кузнецкий рабочий» 1980-1991 годов) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
135
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАДИСКУРС / MEDIA DISCOURSE / ЦЕННОСТНАЯ КАРТИНА МИРА / VALUE PICTURE OF THE WORLD / ТЕКСТОВАЯ СИНТАГМАТИКА / SYNTAGMATICS OF THE TEXT / ТЕКСТОВАЯ ПАРАДИГМАТИКА / PARADIGMATICS OF THE TEXT / АССОЦИАТИВНО-СМЫСЛОВОЙ КОМПЛЕКС / ASSOCIATIVE-SEMANTIC COMPLEX

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пушкарева Ирина Алексеевна

В статье рассматривается одна из ключевых категорий ценностной картины мира Красота. Данная категория анализируется в контексте медиадискурса, важнейшей функцией которого является выражение социальной оценки. Материалы отобраны из регионального медиадискурса городской газеты «Кузнецкий рабочий» (Новокузнецк) и отражают переходный период в истории нашей страны. Предпринятый семантико-стилистический анализ позволяет соотнести особенности газетных текстов, созданных до перестройки и в период перестройки. Исследование опирается на методологию коммуникативной стилистики текста. На основе анализа текстовой синтагматики и парадигматики выявлены ассоциативно-смысловые комплексы, связанные с темой сотворения красоты человеком: «красота дела человека как отражение его трудолюбия, мастерства, таланта» и «умение творческого человека видеть красоту». Исследование показало, что в медиадискурсе 80-х годов XX века при сохранении культурной основы семантико-стилистического воплощения темы красоты наблюдается определенная динамика. В материалах эпохи перестройки тема красоты обретает проблемное звучание. Красота дела человека рассматривается как одна из основ жизни общества, ввергнутого в ценностную дезориентацию. Тема красоты как спасительной силы в перестроечное время соотносится с темой дома, семьи. Радость и возможность спасения связываются авторами газетных публикаций со способностью детей видеть красоту мира. В материалах, доносящих до читателя мысли о красоте, важно противопоставление временного и надвременного, связанного с непреходящими ценностями, одна из важнейших среди которых красота. На основе смыслового контраста тема красоты в публикациях эпохи перестройки соотносится с темой денег. Осмысление роли красоты в эволюции человечества связывается с переломным характером происходящих перемен, с утверждением нового мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Пушкарева Ирина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

One of the key categories concerning to value picture’s of the world, the category of beauty, is described in the article. This category is studied in the context of media discourse, which has the most important function to express social values. Material under analysis is a regional media discourse Kuznetsky Rabochy, Novokuznetsk city newspaper. It shows a transition period in the history of this country. Semantic and stylistic analysis gives an opportunity to compare peculiarities of newspaper texts created in two periods: before and during the perestroika. The research is based on the methods of communicative stylistics of the text. The analysis of syntagmatics and paradigmatics of the text results in associative-semantic complexes related to the topic of human’s creation of beauty: «beauty is a reflection of his / her hard work, mastery, talent» and «a creative person’s skill to see the beauty». The research has shown the dynamics in semantic and stylistic embodiment of beauty during the eighties, although its cultural basis remains. This topic gets problematic aspect in the perestroika epoch. Beauty of a person’s work is examined as one of the foundations of the valuably disorientated society’s life. At that period the topic of beauty as a saving force corresponds with the topics of home and family. The authors of newspaper articles associate the joy and possibility of rescue with children’s skill to see the beauty of the world. An important trait of the materials studied is an opposition of the temporary and the timeless; the latter is connected to eternal values, including beauty as the main one. The topic of beauty contrasts with the topic of money in the perestroika epoch’s texts.

Текст научной работы на тему «Тема сотворения красоты человеком в медиадискурсе конца XX века: семантико-стилистический анализ (на материале городской газеты «Кузнецкий рабочий» 1980-1991 годов)»

ТЕМА СОТВОРЕНИЯ КРАСОТЫ ЧЕЛОВЕКОМ

В МЕДИАДИСКУРСЕ КОНЦА XX ВЕКА: СЕМАНТИКО-СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

(НА МАТЕРИАЛЕ ГОРОДСКОЙ ГАЗЕТЫ «КУЗНЕЦКИЙ РАБОЧИЙ» 1980-1991 годов)1

И.А. Пушкарева

Ключевые слова: медиадискурс, ценностная картина мира, текстовая синтагматика, текстовая парадигматика, ассоциативно-смысловой комплекс.

Keywords: media discourse, value picture of the world, syntagmatics of the text, paradigmatics of the text, associative-semantic complex.

Концепт «красота» относится к ключевым в культуре. Его осмысление восходит к древним философским учениям Индии, Китая, Греции (см. об этом: [Столович, 1994, с. 11-36]) и активно продолжается, в том числе в лингвистических трудах начала XXI века ([Логический анализ языка..., 2004], [Дронова, 2005, с. 72-102], [Мещерякова, 2005], [Бурмакина, 2008] и др.). Перспективным является соотнесение данного концепта с различными дискурсивными практиками, в частности с медиадискурсом как той средой функционирования языка, где выражается социальная оценка.

Рассмотрим особенности семантико-стилистического воплощения темы красоты в городской газете «Кузнецкий рабочий» (Новокузнецк) за период с 1980 по 1991 год, связанный с коренными изменениями в жизни российского общества. Данные частотного словаря свидетельствуют о незначительном снижении частотности употребления слова «красота» в публицистике 1990-2000-х (96,2) в сравнении с публицистикой 1970-1980-х (123,3) при сохранении высокой частотности лексемы в публицистике в целом (100,0) в сравнении с общим индексом частотности (94,7) [Ляшевская, Шаров, 2009]. Тема красоты в газете сопряжена с различными предметными областями: внешняя и внутренняя красота человека, красота города, красота природы, - но самую

1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-0400216

большую группу составляют тексты о занятии человека каким-либо делом (творчество, труд, спорт), что связано, на наш взгляд, со спецификой медиадискурса, раскрывающего социальные аспекты жизни человека. Представим результаты анализа этой самой большой группы текстов. В ходе анализа сплошной выборке подвергались газетные заголовки, содержащие такие лексические репрезентанты темы красоты, как красота, красивый, красиво, прекрасный, прекрасное, и частичной выборке - материалы, не имеющие таких заголовков, но обладающие соответствующей тематикой.

Методологической основой исследования является учение коммуникативной стилистики текста о регулятивности [Болотнова, 2003]. Как регулятивы рассматривались текстовые синтагмы и текстовые парадигмы, содержащие ключевые слова, было уделено внимание стилистическим приемам, участвующим в актуализации ключевых слов. В анализ были вовлечены смысловые лексические парадигмы, основанные на таких типах выдвижения, как контраст и повтор. Текстовые парадигмы второго типа являются изотопическими цепочками (далее ИЦ), они основаны на «семной рекурренции» (А. Греймас): «в разных частях текста (фрагмента текста) повторяются лексемы, несущие одинаковые семы»; «возникают изотопические цепочки, пронизывающие всю структуру текста (фрагмента текста)» [Филиппов, 2003, с. 260].

Обозначим с помощью термина «ассоциативно-смысловой комплекс» (далее АСК) совокупность актуализированных с помощью стилистических приемов текстовых синтагм и текстовых парадигм, участвующих в выражении ключевого смысла с межтекстовым статусом. В газетных материалах в связи с темой сотворения красоты человеком актуализированы два АСК: «красота дела человека как отражение его трудолюбия, мастерства, таланта» и «умение творческого человека видеть красоту». Обратимся к данным АСК, соотнося семантико-стилистические особенности доперестроечных материалов и материалов эпохи перестройки.

В АСК «красота дела человека как отражение его трудолюбия, мастерства, таланта» важны две группы контекстов: в одних речь идет о различных видах искусства (опера, балет, театр, живопись, цирк, кино, декоративно-прикладное искусство), в других отражается различная тематика (производство, спорт, праздники, торговля). В целом названный АСК разнообразнее представлен в доперестроечных материалах, однако материалы эпохи перестройки используют информационную компрессию (см. о ней: [Валгина, 2003, с. 241-244]), что позволяет им при меньшем количестве контекстов передать смысловую глубину и стилистическое своеобразие.

Обратимся к контекстам, в которых АСК «красота дела человека как отражение его трудолюбия, мастерства, таланта» связан с различными видами искусства. Текстовые синтагмы передают род искусства и специфику связанных с ним эстетических достоинств, представляют характеристику созданных образов и предметов. При отражении специфики рода искусства и связанных с ним эстетических достоинств используются синтагмы с именем прилагательным красивый (определяются голос, баритон, тембр, голосоведение, костюмы, трюки). Близки им синтагмы, в которых подобные имена существительные (танец, движения, пластика) управляются именем существительным красота (красота народного танца, красота танцевального начала, красота пластики). Реже имя существительное красота управляется именем прилагательным (удивительный по красоте звук, редкий по красоте голос) или дается определение красоты с помощью имен прилагательных (пластическая красота, романтическая красота). При характеристике созданных образов (красивые черти, красивый воин, красота тела) и предметов также употребляются два распространенных типа текстовых синтагм (красивая ваза, красивый кувшин, красота елочной игрушки, красота стекла). Однако при характеристике предметов возрастает роль синтагм с именем существительным красота, в том числе управляемым глаголами (придавать красоту, превратить в красоту).

Приемом усиления экспрессии является определение имени существительного красота с помощью местоимений вся, этакая и имени прилагательного особая, употребление наречия меры и степени удивительно рядом с эпитетом красивый - в этом случае передается сила эстетического впечатления, например: Оркестр не ограничивается ролью аккомпаниатора, а усиливает выразительность арий, речитативов, ансамблей, бережно доносит до слушателей всю красоту танцевального начала в опере - вальса, марша (Э. Сергеева, 16.01.1981). Эпитетом, передающим невыразимость красоты, является имя прилагательное особая: в таких контекстах акцент сделан на впечатлении от красоты, удивлении перед ней и в то же время на сохранении ее тайны. Важное место среди синтагм занимают контексты, в которых отражена попытка автора понять, где начало красоты, как она появилась. Такого рода глагольные контексты, в которых слово красота выступает в роли объекта, характерны для материалов о декоративно-прикладном искусстве, например: Умелый, со вкусом сделанный орнамент или рисунок руками Лидии Петровны [Дерягиной] придает особую красоту елочной игрушке, которая доставляет много радости детям на новогодней елке (комментарий к фотографии С. Горшво, 18.12.1982); Музей

невелик, но его экспонаты можно рассматривать часами, восхищаясь человеческими руками, превратившими камень в этакую красоту! (корреспонденция С. Чугуряна с предприятия «Уральские самоцветы», 18.12.1982). Метонимия в последнем приведенном примере помогает усилить акцент на теме творчества и мастерства. В материалах о декоративно-прикладном искусстве важна тема пользы красоты. Она ярко представлена, например, в заголовке заметки о Дмитровском фарфоровом заводе - «Красота, которая служит людям» (27.12.1983).

ИЦ позволяют судить о характере произведения искусства, созданного предмета и об их достоинствах. Члены ИЦ нередко сопола-гаются благодаря синтаксическому строю: они являются однородными членами предложения. Слово красота может выступать в роли гиперонима, который в дальнейшем конкретизируется: В. Чеботарев обладает удивительным по красоте звуком - полным, насыщенным и мягким (впечатления В. Анненкова от игры на трубе, 07.04.1983). Но чаще эстетическая оценка сополагается с другими характеристиками достоинств сотворенного: При подведении итогов учитывается оригинальность, красота мелодии, поэтическая и эмоциональная насыщенность текста песни (Е. Осина, 24.07.1980); Этот кувшин выглядит современнее по форме, красивее, удобнее; Ваза удивительно красива, романтична, фантазия помимо воли рисует ее с букетом белой, как снег, черемухи (В. Батискин, 02.04.1983; в названии данной корреспонденции о Новокузнецком стекольном заводе также использована ИЦ -«Красота и простота»). ИЦ газетного текста не только представляют общие характеристики того или иного произведения искусства с помощью ряда гипонимов, но и погружают адресата в его атмосферу. В отзыве о цирковом представлении в ИЦ соположены сложность трюков и красота (заголовок «И сложность трюков, и красота»; Т. Тюрина, 17.03.1988), смелость и красота: Не буду описывать все смелые и красивые трюки этого номера, идущего без страховки. Мы погружаемся в мир волшебной сказки с помощью ряда «красота -волшебство»: «Лесная сказка» - так назвала свою работу воспитатель детского сада № 218 Г.Н. Филатова. <... > Эта работа напоминает русские сказки, полные волшебства и красоты (Л. Тычинина, 27.09.1980). Специфичны текстовая синтагматика и парадигматика критических газетных материалов. Например, в критическом отзыве С. Трофимовой о новом фильме «Анна Павлова» кинорежиссера Эмиля Лотяну важны пейоративный контекст целенаправленно красив, антитезы «красота - красивости», «красота - слащавость», «прекрасное - [его] противоположность»: Лента - от начала и до конца - перенасыщена красивостями; Красота человеческих чувств переходит

в слащавость. Рефрен ленты - видение из детства Павловой: белоствольная картинность берез, алые гроздья рябины, чистейшее око озера... Этот кадр был бы прекрасен, если бы мы не видели подобное в десятках других лент, если бы не повторялся так навязчиво здесь и, наконец, не был так целенаправленно красив; Где теряется чувство золотой середины, которое одно и позволяет прекрасному оставаться прекрасным, не переходить в свою противоположность? (01.12.1983).

Как уже отмечалось, красота становится характеристикой не только созданных человеком произведений искусства, но и знаком совершенства во многих других сферах. Эпитет красивый сопровождает различные имена существительные (модель самолета, показатели, праздник, игра, гол, комбинация, вещи, зрелище), имя существительное красота также управляет различными существительными (красота парадной формы, красота горячего металла), появляются синтагмы с наречием красиво (красиво сработаны, красиво идти). В сравнении с контекстами о произведениях искусства повышается роль синтагм, в которых глагол управляет именем существительным красота (творить (сотворить) красоту, создавать красоту, беречь красоту, учить (учиться) красоте); отметим концептуальную нагрузку эпитета, определяющего слово красота, - одухотворенная.

Красота важна для любого труда. Об этом размышляет, например, космонавт Алексей Леонов, председатель родительского комитета школы в Звездном (В. Прут, АПН, 26.01.1981). Красота и труд сополо-жены в ИЦ цитатного заголовка: «Космонавт Алексей Леонов: учусь с детства труду и красоте». В интервью подчеркнута роль темы воспитания и самовоспитания, что отражают текстовые синтагмы учусь красоте, учить красоте, употребленные в сильных позициях заголовка и конца текста. Заключительный абзац - стержневая фраза: Так что и красоте надо учить с детства... Антитеза «красивая - некрасивая» (о модели самолета), использованная в примере о стиле работы прославленного авиаконструктора О. Антонова, помогает увидеть связь мастерства и красоты изделия мастера: Приносят ему новую модель самолета. Осматривает ее и заявляет: «Не будет она летать». -«Почему?» - «Потому что некрасива». И действительно, не летает. Переделывают... Что-то убирают, что-то добавляют - получают красивую модель. Испытывают - и что же? Все характеристики выше, прекрасно летает.

В индустриальном городе важна производственная тематика газеты. Критические материалы советских времен, связанные с производственной тематикой, включают пейоративный контекст красивые пока-

затели. Например, он используется в подзаголовке «В тени красивых показателей» аналитического материала «Гидродобыча в кавычках и без оных (полемические заметки о развитии прогрессивных технологий)» (А. Тендитный, 02.03.1983). Неодобрительная оценка связана с противопоставлением отчетно-документальной и фактической правды: для журналиста важны не красивые показатели, а реальное положение дел, анализ проблем и их решение. Но, безусловно, и в материалах о производстве тема красоты воплощается прежде всего в мелиоративных контекстах. Так, в репортаже о дне отдыха хоккейной команды из Ленинграда (Ю. Некрич, 06.03.1981) тема красоты связана с металлургическим производством, увиденным глазами мальчиков-хоккеистов, приехавших на экскурсию: Просто был обычный рабочий день, четвертая смена готовила очередную плавку, и на главном пульте размеренно двигались стрелки приборов. А мальчишки даже не пытались скрыть, как это все красиво и удивительно - великаны-конверторы, золотой поток металла... ИЦ «красиво - удивительно» помогает передать мальчишеский восторг. Слово красота входит в заголовок информационной корреспонденции о Дне открытых проходных на КМК для школьников и учащихся профтехучилищ, студентов вузов и техникумов - «Красота горячего металла» (Л. Соловьева, 23.05.1986). В корреспонденции о производстве кокса на КМК эффект присутствия и синтетико-аналитическое развертывание создает первое предложение, открывающееся оценочным эпитетом: Красивое это зрелище - выдача кокса. Рыхлая на вид более чем десятитонная огненная масса, спекавшаяся в печи без доступа воздуха почти пятнадцать часов, в дыму и проблесках молний падает в тушильный вагон (Е. Денисов, 11.09.1986). В корреспонденции о стекольном заводе впечатления репортера о работе машин для резки серебряного дождя в цехе елочных украшений переданы с помощью слова категории состояния, вынесенного в отдельное восклицательное предложение: Впечатления: Теперь, если привести ленту в движение, она сама себя будет резать на десятки прядей. Красиво! (В. Батискин, 02.04.1983). В производственном очерке ИЦ «красиво - добротно» важна в характеристике результатов труда мастера: Первым же рабочим учителем считаем нашего ветерана Николая Андреевича Панфилова, хотя начинали работать не в его бригаде. Мимо его конструкций просто невозможно пройти, не остановившись, - настолько добротно и красиво они сработаны (В. Кутний, 13.08.1983). Образ мастера неоднократно представлен с помощью эпитета красивый, употребленного в краткой форме, обладающей особой экспрессией. Например, заголовки очерков «Во всяком деле красивы» (В. Кутний, 13.08.1983), «Во всякой работе красива»

(З. Гаврилова, 08.03.1984). В таких контекстах красота становится характеристикой человека-мастера, любящего и знающего свое дело.

Роль одобрительной оценки сохраняется и в материалах с проблемным звучанием. Во время перестройки появляются проблемные публикации, в которых тема красоты дела человека рассматривается как одна из основ жизни общества, причем проблемное звучание материалов заставляет задуматься о том, не теряет ли общество эти самые важные основы. Например, в обращении к читателям - приглашении к новой рубрике с характерным названием «Дело мастера боится» (13.01.1988) - с самого начала текста актуализировано проблемное звучание: Умелые (так и хочется сказать - умные) руки во все времена высоко ценились в глазах людей. Во все времена. И нынче? Не меньше ли становится среди нас рукоделов, мастеровых? Не падает ли в цене человеческое умение сотворить своими руками красоту и пользу? Генеритивный регистр, представляющий одну из достойных традиций социума, сменяется взволнованной дубитацией, передающей тревогу за систему ценностей человека в переходное время. Для журналиста умение человека творить красоту является бесспорной ценностью, которую необходимо сохранить. ИЦ гипонимов «красота -польза» позволяет гармонично соотнести эстетику и прагматику в рамках гиперонимического понятия «сотворенное человеческими руками».

В публикациях времени перестройки возрастает роль синтагмы творить (сотворить) красоту, обладающей возвышенной окраской и сакрализующей труд как творчество человека (подобная окраска характеризует и эпитет одухотворенная, определяющий красоту). Так, названная синтагма используется в заголовке очерка о столяре И.В. Иванове из рубрики «Дело мастера боится» - «Творящий красоту...» (29.03.1988), где экспрессия усилена использованием апосио-пезы. Сотворение красоты начинается с домашнего очага. Тема красоты как спасительной силы в перестроечное время соотносится с другой темой, также указывающей человеку, ввергнутому в ценностную дезориентацию эпохой перемен, спасительный путь, - с темой дома, семьи. Так, в очерке из рубрики «Тепло вашего дома» ключевое слово используется в сильных позициях заглавия («Сотвори себе красоту»), лида и конца текста (Т. Тюрина, 06.12.1991). В лиде красота выразительно определена с помощью эпитета, ключевая тема актуализирована с помощью анадиплозиса: Странное чувство испытываешь, когда среди общего вселенского разброда, раздора, апатии, попадаешь в эту квартиру, в этот дом, где не просто достаток, порядок, уют, а где все дышит одухотворенной красотой. Красоту эту создает хозяйка дома Елена Ивановна Зайцева, географ и биолог школы № 2. Состояние

человека эпохи перестройки передано благодаря обобщенно-личному изложению, конкретизированному ИЦ «вселенский разброд - раздор -апатия». Но, к счастью, есть то, что может противостоять этому состоянию, о чем свидетельствует антитеза, противопоставляющая вселенскому разброду - дом, в котором все дышит одухотворенной красотой. Концептуальный итог подведен в последнем абзаце: Не хотелось уходить из этого дома, где так ценят саму идею дома, семьи, этой вечной пристани, где умеют создавать и беречь красоту. Образ дома, покорившего гостя своей одухотворенной красотой, фокусируется благодаря безличному изложению. Эмоциональность звучания усиливается благодаря синтаксической анафоре и ИЦ «дом - семья - вечная пристань». Слово красота становится последним в тексте о пути спасения, пути сохранения истинных ценностей.

АСК «умение творческого человека видеть красоту» представлен текстовыми синтагмами, среди которых многого глагольных: именем существительным красота управляют глаголы видеть, увидеть, разглядеть, чувствовать, открывать, любить, любоваться, именем существительным прекрасное - глаголы замечать, собирать. Кроме того, используются синтагмы с отглагольными именами существительными: ценители красоты, понимание красоты. Разнообразны эпитеты, определяющие красоту: открывшаяся, новая, особая, мягкая. При характеристике красоты используются синтагмы, в которых имя существительное красота управляет родительным падежом другого существительного: красота жизни, красота ожившего дерева. В единичных случаях встречается имя прилагательное красивый (сделать мир красивым).

Опорными в рассматриваемом АСК являются глаголы восприятия. Например: Второй этюд «Банька» не столь эффектен внешне, но в нем есть стремление увидеть красоту в обыденности, в мгновениях повседневности. Маленькая скромная банька как будто рассказывает о себе и о своих хозяевах, срубивших ее много лет назад. И этот рассказ обязательно вызовет в вас чувство сопереживания (отзыв И. Васенковой о представленных на выставке самодеятельных художников работах Ю. Антонова, 16.10.1980). В отзыве о выставке в музее изобразительного искусства произведений заслуженного художника РСФСР графика С.М. Никиреева с помощью градации и сравнения выражена мысль об умении видеть красоту как основе таланта художника: Настоящий художник замечает прекрасное вокруг себя всегда, везде, ежечасно, ежеминутно. Он собирает это прекрасное по крупицам, как старатель золото, чтобы когда-нибудь оно ожило в его про-

изведении осмысленным, преображенным и значительным (О. Ардимасов, 13.11.1986).

В газетных материалах способностью увидеть, разглядеть, понять красоту обладают не только художники (И. Васенкова, 16.10.1980; 18.03.1981; В. Откидач, 06.03.1984; О. Ардимасов, 13.11.1986; Н. Брагина, 25.02.1988 и др.), но и другие люди, несущие в себе способность к творческому взгляду на мир, - воспитатели детского сада (Л. Тычинина, 27.09.1980), диспетчер, увлекающийся резьбой по дереву (Г. Нефедов, 01.08.1981), и др. Красота мира неизменно вызывает отклик творческого человека, не может оставить его равнодушным: Но больше всего Александр Иванович [Выпов] любит писать пейзажи. Он не устает любоваться красотой родной Сибири (Н. Брагина, 25.02.1988). Открытие красоты является законом мира, в этом смысле творческий человек обладает способностью тонко воспринимать объективно существующую в мире красоту, готовую открыться. Так, в очерке о творчестве художника В.В. Морозова переданы впечатления об облике старинных волжских городов: Разные состояния дня, разная погода открывают все новую и новую красоту. (В. Откидач, 06.03.1984). Анадиплозис помогает искусствоведу В. Откидач концентрическим способом выразить мысль о великой силе красоты. Потребность и способность открывать красоту в окружающем мире наделяют творческого человека умением преображать мир, превращать обыкновенное в необыкновенное. Такой способностью обладает, например, самодеятельный художник и резчик по дереву А.Л. Осинцев. В начале лида отзыва о выставке его работ мы встречаем выдержанное в генери-тивном регистре предложение: Удивительно стремление человека сделать окружающий нас мир красивым и понятным!; завершается лид размышлениями о способности творческого человека открывать в мире красоту: <...> для того, чтобы неказистый сучок или пенечек превратить в бравого молодца, царевну или царевича, нужно быть человеком необыкновенным: любить природу, видеть в окружающем много света и добра, стремиться подарить больше, чем принять (А. Федоров, 30.05.1986). Неоднократно, как и в приведенном примере, умение видеть красоту мира связывается авторами публикаций со способностью любить. Например: Пейзажи С. Никиреева отличаются мягкой лиричностью. В них есть внутренний свет, который свидетельствует о том, что написаны они человеком, любящим свою природу, и особенно неброскую, мягкую красоту средней полосы (О. Ардимасов, 13.11.1986). По-особому видят красоту мира дети. Эта тема звучит радостно и спасительно в материалах времени перестройки: Это - выставка, утверждающая гармонию, радость жизни на Земле. Мир,

увиденный глазами ребенка. И как же прекрасен оказался этот мир!.. (Т. Зяблицкая, 30.07.1988). Просаподосис помог журналисту передать бесконечность прекрасного мира, момент открытия красоты подчеркнут использованием глагола-связки оказался.

Отметим особенности определения характера красоты в контекстах. Творческий взгляд открывает красоту буквально везде, о чем свидетельствует, например, эллипсис в заголовке отзыва Л. Тычининой о выставке поделок из природного материала в отделе дошкольных учреждений Запсиба - «Красота - вокруг нас» (27.09.1980). Творческий взгляд позволяет обнаружить красоту в простых предметах, окружающих нас, в жизни (там же), в повседневности (И. Васенкова, 16.10.1980), в любой работе (Г. Нефедов, 01.08.1981), в родном и близком («Прекрасные мгновения искусства, 18.03.1981), в природе (В. Откидач, 06.03.1984). Так, интервью с самодеятельным художником А.Л. Осинцевым, который занимается корнепластикой и резьбой по дереву, названо «Вся красота из леса» (О. Галыгина, 30.07.1987); метонимическое употребление слова красота делает акцент не на конкретных изделиях, а на самом главном - способности творческого человека увидеть красоту и поделиться ей с остальными. Мы неоднократно встречаем синтагму красота жизни. В статье из рубрики «Письма о кино» киновед Л. Самошкина в ИЦ сополагает понятия искусства и жизни, объединенные именно красотой: Висконти сам был аристократом по духу и крови. Глубоко чувствовал красоту в искусстве и жизни (Л. Самошкина, 28.12.1991). В то же время мы встречаем разнообразные контексты, в которых названы конкретные предметы, представляющие мир красоты. Например, в заголовке заметки «Красота ожившего дерева» (Г. Нефедов, 01.08.1981), посвященной увлечению резьбой по дереву диспетчера Е.И. Проводова, актуализирована мысль о преображающей силе творческого взгляда на мир. Корреспонденция о музее, который оборудовал в своей квартире стеклодув А. Зеля, названа «Красота стекла» (О. Торчинский, АПН, 14.05.1987). Знаковым является употребление эпитета особая, свидетельствующего об удивлении перед тайной красоты, и эпитета новая, выражающего мысль о бесконечности процесса открытия и постижения красоты: Они учат детей видеть в простых предметах, окружающих нас, в жизни особую красоту и прелесть... (Л. Тычинина, 27.09.1980); Разные состояния дня, разная погода открывают все новую и новую красоту (В. Откидач, 06.03.1984). Для текстов, актуализирующих АСК «умение творческого человека видеть красоту», значимы ИЦ «красота - творчество» (Г. Нефедов, 01.08.1981), «красота - прелесть» (Л. Тычинина, 27.09.1980), «добрые - красивый» (А. Федоров, 30.05.1986). В материа-

ле Л. Тычининой ИЦ передает тему очарованности жизнью - того качества, которым авторы поделок делятся со своими воспитанниками. ИЦ «добрые - красивый» в отзыве о выставке работ самодеятельного художника и резчика по дереву А.Л. Осинцева помогает передать мысль о том, что открыть красоту в мире и подарить ее людям способны только добрые руки мастера (не случайно образ воплощен в заголовке - «Добрые руки мастера»).

Новым в материалах времен перестройки является то, что тема красоты соотносится с темами времени и денег. Тексты перестроечных масс-медиа содержат размышления о специфике современности, о ее месте в истории страны и мира. В материалах о красоте важно противопоставление временного и надвременного, связанного с непреходящими ценностями. Интересно название отзыва о выставке живописных произведений А.И. Выпова - «"Несовременный" художник» (Н. Брагина, 25.02.1988). Употребление эпитета в кавычках передает неоднозначное отношение к понятию «современный». С одной стороны, в контексте идеологии эпохи реформ «современный» - отвечающий духу времени, отражающий его реалии, злободневные вопросы. С другой стороны, можно быть современным, не отражая реалии времени, его внешний план, что и характерно для художника А.И. Выпова, который, не увлекаясь экспериментами, пишет классические пейзажи. ИЦ «"несовременный" - вечная» позволяет судить о точке зрения автора отзыва, согласно которой основу системы ценностей составляют константы культуры, и среди них важнейшая - красота, связанная с миром природы и творчества: Итак, в выставочном зале новая выставка, которая еще раз убеждает нас в том, что в природе прекрасно все, ибо в ней заключена вечная, живая красота (Н. Брагина, 25.02.1988). Показательны ИЦ «красота - творчество» и антитезы «творчество - деньги», «красота - деньги» в корреспонденции «Красота стекла»: Там, где начинаются деньги, кончается творчество (мысль принадлежит стеклодуву А. Зеле, который оборудовал в своей квартире музей изделий из кварцевого стекла; О. Торчинский, АПН, 14.05.1987).

Таким образом, в результате сопоставления доперестроечных газетных материалов и публикаций эпохи перестройки в медиадискурсе 80-х годов XX века при сохранении культурной основы семантико-стилистического воплощения темы красоты в ассоциативно-смысловых комплексах «красота дела человека как отражение его трудолюбия, мастерства, таланта» и «умение творческого человека видеть красоту» наблюдается определенная динамика.

В материалах эпохи перестройки тема красоты обретает проблемное звучание. Красота дела человека рассматривается как одна из основ жизни общества, причем проблемное звучание материалов заставляет задуматься о том, не теряет ли общество эти самые важные основы. В публикациях времени перестройки возрастает роль синтагмы творить (сотворить) красоту, обладающей возвышенной окраской и сакрализующей труд. Тема красоты как спасительной силы в перестроечное время соотносится с другой темой, также указывающей человеку, ввергнутому в ценностную дезориентацию эпохой перемен, спасительный путь, - с темой дома, семьи. Радость и возможность спасения связываются авторами газетных публикаций со способностью детей видеть красоту мира. Красота осознается в противопоставлении дикому, вульгарному, некоей внешней красивости. В материалах, доносящих до читателя мысли о красоте, важно противопоставление временного и надвременного, связанного с непреходящими ценностями, одна из важнейших среди которых - красота. Тема красоты на основе смыслового контраста соотносится с темой денег: показательны антитезы «творчество - деньги», «красота - деньги». Размышления о красоте приобретают глобальный характер. Осмысление роли красоты в эволюции человечества соотносится с переломным характером происходящих перемен, с утверждением нового мышления.

Литература

Болотнова Н.С. Регулятивность // Стилистический энциклопедический словарь. М., 2003.

Бурмакина Н.А. Вербализация эстетической ценности в лексеме «красота» (на материале художественных и публицистических текстов первого енисейского губернатора А.П. Степанова) // Семантика и прагматика слова в художественном и публицистическом дискурсах. Томск, 2008.

Валгина Н.С. Теория текста. М., 2003.

Дронова Л.П.История становления общеоценочной лексики русского языка: семантика положительной оценки // Картины русского мира: аксиология в языке и тексте. Томск, 2005.

Логический анализ языка. Языки эстетики: Концептуальные поля прекрасного и безобразного. М., 2004.

Ляшевская О.Н., Шаров С.А. Новый частотный словарь русской лексики. [Электронный ресурс]. URL: http://dict.ruslang.ru/freq.php

Мещерякова Ю.В. Красота // Антология концептов. Волгоград, 2005. Т. 1.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1973.

Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. М., 1994.

Филиппов К.А. Лингвистика текста: Курс лекций. СПб., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.