Научная статья на тему 'Тема Родины в творчестве Ю. Ю. Шевчука'

Тема Родины в творчестве Ю. Ю. Шевчука Текст научной статьи по специальности «Поэзия»

CC BY
249
32
Поделиться
Журнал
Rhema. Рема
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РОДИНА / СВОБОДА / УПАДОК / ПУТЬ / ПРОТЕСТ / РЕВОЛЮЦИЯ / КУЛЬТУРА / ДУХ

Аннотация научной статьи по литературе, литературоведению и устному народному творчеству, автор научной работы — Буйнов Игорь Александрович

В статье прослеживается развитие темы Родины в творчестве современного рок-поэта и музыканта, лидера группы «ДДТ» Ю.Ю. Шевчука. Активная гражданская позиция, неравнодушие к судьбам России и народа наложили сильнейший отпечаток на его литературную деятельность и понимание роли поэта в общественной жизни страны. Романтическим, свободолюбивым духом наполнены гражданские стихи Ю.Ю. Шевчука, призывающие человека к преодолению эгоизма, самосовершенствованию и любви к родной земле.

The article represents an attempt to track the development of a theme of the native land in creative works of a modern rock poet and musician, the leader of group DDT Yu.Yu. Shevchyuk. The active civic position, responsiveness to the destinies of Russia and its people have left the strongest mark on his literary works and understanding of the role of a poet in the public life of the country. The romantic, freedom-loving spirit fills Yu.Yu. Shevchyuks poems that inspire a person to overcome egoism, to tend to self-improvement and love of the motherland.

Текст научной работы на тему «Тема Родины в творчестве Ю. Ю. Шевчука»

Литературоведение

И. А. Буйнов

Тема Родины в творчестве ЮЮ. Шевчука

В статье прослеживается развитие темы Родины в творчестве современного рок-поэта и музыканта, лидера группы «ДДТ» Ю.Ю. Шевчука. Активная гражданская позиция, неравнодушие к судьбам России и народа наложили сильнейший отпечаток на его литературную деятельность и понимание роли поэта в общественной жизни страны. Романтическим, свободолюбивым духом наполнены гражданские стихи Ю.Ю. Шевчука, призывающие человека к преодолению эгоизма, самосовершенствованию и любви к родной земле.

Ключевые слова: Родина, свобода, упадок, путь, протест, революция, культура, дух.

Можно считать, что разрабатывавшаяся долгое время и одна из главнейших для Ю.Ю. Шевчука тем в последние годы сложилась окончательно - это тема Родины. Именно она обретает в его творчестве особое звучание. Ведь Шевчук начал писать в тот период развития страны, когда решались судьбы России и судьба СССР; в период многих потрясений: война в Афганистане, объявление «перестройки», формирование многопартийности, 19 августа 1991-го и октябрь 1993-го.

Уже в 1981 году Ю.Ю. Шевчук выступил как поэт-гражданин со стихотворением «Не стреляй!», стал лауреатом Всесоюзного конкурса «Золотой камертон». Мощь антивоенного произведения была обусловлена скрытой критикой правления партии:

И случилось однажды, о чем так мечтал.

Он в горячую точку планеты попал.

А когда наконец-то вернулся домой,

Он свой старенький тир обходил стороной.

И когда кто-нибудь вспоминал о войне,

Он топил свою совесть в тяжелом вине.

Перед ним, как живой, тот парнишка стоял.

Тот, который его об одном умолял:

«Не стреляй!»

[11, с. 18].

В дальнейших размышлениях о Родине ведущим становится мотив свободы. Свобода - это высшая жизненная ценность, условие творчества и один из политических символов. Жизнь без свободы окрашивается в мрачные и зловещие тона:

Я замурован в этом каменном веке,

Я опечатан в этом чертовом блоке,

Я наблюдаю, как в сжатые сроки Сосед убивает в себе человека

[Там же, с. 39].

Ю.Ю. Шевчук страстно желает, чтобы мир услышал голос его свободной души:

В этом мире того, что хотелось бы нам, - нет,

Мы верим, что в силах его изменить, - да! Но...

[Там же, с. 53].

Поэт - противник насилия (позиция, с которой он выступал с самого начала и которая присуща ему поныне). Свобода, с его точки зрения, не может быть достигнута в результате революции (образ, которой возникает в стихотворении): отсюда это многозначительное «но» и горькие строки, повторяющиеся рефреном:

Революция, ты научила нас Верить в несправедливость добра.

Сколько миров мы сжигаем в час Во имя твоего святого костра!

[Там же, с. 53].

Под влиянием изменений общественно-политического строя мотив свободы осмысливается Ю.Ю. Шевчуком по-новому. Двадцать пять лет назад «мир <...> состоял из двух сверкающих цветов: белого и черного»: белого - честного, «сохранившего внутреннюю свободу», и черного - ущемлявшего свободу. Но после создания нового демократически свободного общества герой Ю.Ю. Шевчука остается «не во власти и не рядом с ней»: проблемы свободы/несвободы, политики не только сохранились, но и перешли в новую плоскость. Приходит понимание, что не существует свободы такой, какой она «мерещилась в 1991 году или даже в 1980-х». Результаты перестройки и события начала 1990-х озадачивают и год от года все больше разочаровывают поэта. Ю.Ю. Шевчук не оставляет мечты о свободе, об обновлении общества и человека, ведь «зла в стране и мире стало гораздо

Филологические

науки

Литературоведение

больше». «Без социального просто никуда, я до сих пор разрабатываю темы, которые меня волнуют и мучают, как и любого гражданина нашей страны, потому что жить в государстве и находиться вне его - вне социального, вне политики, - к сожалению, невозможно» [Новая газета, 24.05. 2005: 7]. Но революцию он мыслит теперь главным образом в сфере духа. Человек должен духовно возродиться, и помогать ему должны поэзия, музыка, искусство в целом. В этом Ю.Ю. Шевчук близок к романтикам, взвалившим на себя тяготы освобождения человечества или, по крайней мере, его воспитания, подготовки к будущему «золотому веку».

Проблемы нового времени, демократической «свободы» нашли отражение в стихотворении «Контрреволюция» (2003), воплотившем социальность мировидения героя и результаты «революции» в жизни страны и общества 1990-х годов.

Как утверждалось выше, последние разочаровали поэта и породили мотив деградации-упадка, произошедшей не только в музыке: «рок превратился из эстетического предмета потребления в экспонат» [3, с. 302], - но и в обществе: «есть только усталость, / От баррикад ничего не осталось / Скупые коллеги, любовь на панелях» [11, с. 171]. При этом автора нельзя обвинить в декадентско-отстраненном любовании упадком: герой не только видит в нем свою вину: «вечная глупость - / Твоя дальнозоркость, моя близорукость»; иронизируя, не противопоставляет себя «людям»: «Я тоже буржуй: у меня есть холодильник, / Пятнадцать гитар, квартира, ночь и будильник», - но и постоянно находится в состоянии борьбы с ним: «но мне не до сна: изо рта - лезут ноты» [Там же, с. 171].

В стихотворении особенно ярко выписана черта, присущая, по мнению Ю.Ю. Шевчука, обществу в целом, - абсолютный приоритет личной выгоды: «вечная жажда: / Как выйти сухим из воды этой дважды?» [Там же, с. 171].

Фразеологизм выйти (выходить) сухим из воды имеет значение «остаться (оставаться) безнаказанным, уклониться (уклоняться) от заслуженного наказания» [9, с. 33] и прагматико-ассоциативно связан с поговоркой в одну реку дважды не войдешь, напоминающей человеку о том, что положен предел его возможностей. Таким образом, на основе контаминации - соединения и взаимодействия двух фразеологических единиц - возникает новое смысловое поле: современный человек не только не желает отвечать за свои поступки, но и не видит в этом необходимости, веря в свое могущество и не помня о смирении.

Тревожат поэта и соединение взаимоисключающих начал в сознании людей («многое здесь переварено в студень» [11, с. 171]); потеря духовности - каждый хочет «жить по Писанию, но веруя в “если”» [Там же,

с. 171]. Говоря об этом «если», Ю.Ю. Шевчук указывает на важнейшие проблемы: эгоизма (построенного на модели «если ты - мне, то и я -тебе»); частичного принятия Божьих заповедей; лицемерия. Можно утверждать, что последняя воспринимается Ю.Ю. Шевчуком как наиболее опасная, таящая колоссальный черный потенциал. Так, стихотворение «Ночная пьеса» (2002) проникнуто горькой иронией, вызванной осознанием того, что в стране из веры делают обряд, транслируемый по телевидению:

Ослепительных приборов надо больше, Господа,

Чтобы толще засияла Вифлеемская Звезда.

Очень важна игра слов «ослепительные» - «осветительные» (приборы). Выбирая первое, автор говорит о том, что подобное отношение к религии уводит человека в сторону, лишает способности разумно поступать, притупляет его чувства и, в прямом смысле слова, зрение'. Но ведь «светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно» (Матф. 6: 22-23).

Об «ослеплении» говорили многие, и, в первую очередь, Ф.М. Достоевский: «И он, он - тоже ослепленный и неверующий, он тоже сейчас услышит, он тоже уверует, да! да! сейчас же, теперь же», - мечталось ей (Соне - И.Б.), и она дрожала от радостного ожидания» [4, с. 349].

Поэт указывает и на упорно замалчиваемое снижение культурного уровня общества («поглупевшее время заела икота» [11, с. 172]), новыми героями которого стали Чубайс и Гарри Поттер, но они лишь «бредущие» «вслед за погибшими львами» «шакалы», противные самой природе русского человека, и недаром «северный ветер рвет» их «тени».

По мере приближения к концу стихотворения разочарованность героя в «свободе» современного общества усиливается, приобретая характер почти физического дискомфорта (при этом появляется мотив растерянности, непонимания протекающей действительности):

Есть в демократии что-то такое,

До чего неприятно касаться рукою

[Там же, с. 172].

Не забыл упомянуть поэт и о пассивности, развивающейся в обществе и воспринимаемой как «стабильность», с которой боролся еще А.П. Чехов, выразив ее сущность одним предложением: «Все это прекрасно, да как бы чего не вышло» [10, с. 539].

1 Ослепить, притупить зрение. Перен. Ввести в состояние, при котором притупилась способность разумно поступать вследствие какого-н. сильного возбуждения.

Филологические

науки

Литературоведение

Но герой, несмотря на нагнетание обстановки, не отчаивается (и это характерно для всего творчества Ю. Ю. Шевчука), он все-таки верит, что «все возвращается на круги своя» [11, с. 172].

В тему Родины, продолжая и развивая мотив свободы, вплетается тема поэта. Именно поэт-личность, по Ю.Ю. Шевчуку, - сила, старающаяся и способная сделать «этот мир» лучше. Это активная сила, помогающая «расти и выживать. <.. .> Становиться людьми, оставаясь детьми. Ибо дети живут надеждой, а люди ею выживают» [3, с. 250]. Поэт свободен и честен:

Я - пастырь, я - красный волк,

Дрессировке не поддаюсь.

Я называю плохое - дерьмом,

А хорошее - красотой

[Там же, с. 36].

Но в отличие, например, от пушкинского поэта, бегущего от мирской суеты «на берега пустынных волн, / В широкошумные дубровы» [8, с. 30], герой Шевчука активно противостоит «бессмысленному народу», «черни тупой». Противостояние это обусловлено не столько желанием «толпы» ограничить творческую свободу (для Пушкина «именно неуважение к свободе творчества стало основным критерием отношения к тем, кто воспринимает и оценивает его стихи» [7, с. 38]), сколько нежеланием людей участвовать в преобразовании мира и жизни в своей стране:

Ты - клочок мягкой ваты в ушах,

Ты - здоровый оскопленный пень.

У тебя мой крик вызывает страх,

Как и будущий Судный день.

А участь их такова:

Ничего, дружок, мы побьем тебя,

А История выкинет вон!

[11, с. 36]

Очень важны мотивы исторических судеб страны (роднящие эти стихи Ю.Ю. Шевчука с блоковским циклом «Родина»), обнажающие нити, связывающие историю с современностью, а личную судьбу лирического героя - с судьбой Родины:

Мне снилась Мама в мае,

Ночь Мамая

[Там же, с. 163].

Перед глазами лирического героя проходит эпоха от Куликовской битвы до перестройки. Это и грустные воспоминания о грандиозных свершениях и страданиях русского народа: о довоенной жизни, о Великой Отечественной войне; это и сатирические заметки, например, о «так называемой «кукурузной» кампании» [5, с. 636]: «Всю ночь не смыкали в правлении глаз: / Пришел нам приказ: «Посадить ананас!» [11, с. 31]; воспоминания о хрущевском строительстве, превращенные поэтом в острый памфлет против несвободы и пошлости:

Небо - два с половиной метра...

Девять квадратов на человека! <... >

«Нам лучше не надо»! - это считают Передовые рабочие классы

[Там же, с. 38].

При этом герой не отделяет своей судьбы от судьбы народа:

Вопрошаем отцов, но не легче от стройных речей.

Не собрать и частичный ответ из подержанных фраз.

Их тяжелая юность прошла вдалеке от вещей,

Тех, которые так переполнили доверху нас

[Там же, с. 34].

Несмотря на это в лирическом герое живет бесконечная любовь к Родине, хоть и:

Сделали начальником крика,

Свили из жил своих пряжу.

Да на морду походить стало лико,

А не заметили мы эту кражу.<... >

Доставали небо из сита,

Предлагали хлеба иконам,

Да иконы у нас давно сыты.

Но:

Мы свернули у порога дома,<... >

Где до боли все любимо, знакомо...

[Там же, с. 93].

Любовь к Родине, по Ю.Ю. Шевчуку, не зависит от каких бы то ни было условий. Она есть, она вечна и сильна. В этом отношении чувства Ю.Ю. Шевчука очень близки к блоковским: «Две любви - к единственной женщине и к единственной на земле стране, Родине - два высших божественных зова жизни, две главные человеческие необходимости», -подчеркивает Л. А. Колобаева [6, с. 65]. Поэтому в творчестве Ю.Ю. Шевчука намечаются параллели с А. А. Блоком: «Российское танго», «Родина» и «Грешить бесстыдно, непробудно»: «А Она мне нравится, / Спящая

9

Филологические

науки

Литературоведение

красавица» [11, с. 71] и «Да, и такой, моя Россия, / Ты всех краев дороже мне» [1, с. 293].

Один из важнейших в стихах о Родине - мотив пути («Дорожная», «Дороги», «Бродяга»). Это общий для героя и его страны путь. Его волнует, что же ждет в конце дороги:

Как начинали крылато мы,

Какими станем в конце?

[11, с. 40].

И опять мы находим параллели с А.А. Блоком: герои, захваченные дорогой, постоянно в движении, мчатся, - часто мимо самого дорого, -но и горюют об этом:

И опять влечет неудержимо

Вдаль из тихих мест

Путь шоссейный, пробегая мимо,

Мимо инока, прудов и звезд.

[Там же, с. 291]

и

Эх, железная дорога,

Расписные поезда.

У родимого порога Отказали тормоза

[11, с. 41].

Они верят в лучшее будущее (свое и Родины), верят, что способны вынести все, устоять и не сгинуть; верят в живую душу, которая выведет их к «родимому порогу»:

Я зажег в церквях все свечи,

Но одну, одну оставил,

Чтобы друг в осенний вечер Да по мне ее поставил,

Чтобы дальняя дорога Мне короче показалась,

Чтоб душа, вздремнув немного,

Снова к дому собиралась...

[Там же, с. 86].

Рок-плакатист Ю. Шевчук недаром стал любимцем всероссийской аудитории: он «оплатил сполна свою популярность черствым бытом изгнанника из родного города, горькими разочарованиями и мужеством вседневного творчества вопреки всему и всем» [3, с. 110].

На все придирки: «Ты воюешь не с теми!» или «Конфликты вредны системе!» - Ю. Шевчук отвечает:

11

Такая моя стихия.

Кто любит - тот и воюет, Такие мои законы.

Если бы было иначе,

То не писал бы стихи я. Если бы по-другому,

Прошел бы мимо иконы

О

[11, с. 173].

Так, пройдя через многие годы раздумий о судьбах Родины, Ю.Ю. Шевчук - поэт-трибун - пришел к выводу, что лучшей жизни можно достичь лишь тогда, когда сам человек захочет стать лучше и чище, а задача поэта - помочь ему на этом пути.

Библиографический список

1. Блок А. А. Стихотворения и поэмы: Стихи, дневники, письма, проза. М.,

2. Гераскина А. Юрий Шевчук: на 25 лет дальше от идеального мира // Новая Газета. 2005. 24.06.

3. Дидуров А.А. Четверть века в роке. М., 2005.

4. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание: Роман в шести частях с эпилогом. М., 2004.

5. История России / Сост. С.В. Новиков. М., 1997.

6. Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX-XX веков. М., 1987.

7. Литература / Сост. В.Е. Красовский, А.В. Леденев. М., 1999.

8. Пушкин А.С. Собрание сочинений в шести томах. М., 1949.

9. Фразеологический словарь русского языка (2003) / Сост. А.Н. Тихонов, А.Г. Ломов, Л.А. Ломова. М., 2003.

10. Чехов А.П. Дама с собачкой: Рассказы. М., 1999.

11. Шевчук Ю.Ю., Башлачев А.Н. Поэты русского рока. СПб., 2005.

2002.