Научная статья на тему 'Тема Родины и природы как содержательная доминанта в поэзии Дж. Яндиева'

Тема Родины и природы как содержательная доминанта в поэзии Дж. Яндиева Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
669
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЖ. ЯНДИЕВ / J. YANDIEV / РОДИНА / HOMELAND / ГАРМОНИЯ ПРИРОДЫ / HARMONY OF NATURE / ПАТРИОТ / PATRIOT / РОДНЫЕ ГОРЫ / КРАСКИ ПРИРОДЫ / COLORS OF NATURE / ПОЭТИЧЕСКИЕ РЕФЛЕКСИИ / POETIC REFLECTIONS / ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ / PHILOSOPHICAL COMPREHENSION / СИМВОЛ / SYMBOL / ОБРАЗ / IMAGE / ПОЭТ-ЖИВОПИСЕЦ / POET-PAINTER / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ENVIRONMENTAL PROBLEMS / NATIVE MOUNTAINS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мухлоева Рукет Яхьяевна

В статье анализируются поэтические произведения известного ингушского поэта Дж. Яндиева, творческий путь которого относится к началу 30-х годов ХХ века периоду становления его поэзии, когда наблюдается выражение лирических чувств с параллельным их обогащением философскими размышлениями. Постепенно осваивая проблематику яндиевской поэзии 30-60-х годов, автор находит, в своих стихах Дж. Яндиев создавал образ современника, в котором воплощал типичные черты эпохи. Автор приходит к выводу, что особенность поэзии Дж. Яндиева выражена главнейшими понятиями, составляющими его личность: понятиями чести, благородства и доброты. Все это отражено в стихах на нравственно-этические темы и образах, которые он открыл и поэтически совершенно выразил в ингушской литературе. Многие стихи поэта представляют собой развернутые пейзажные зарисовки или миниатюры, передающие те или иные процессы жизнедеятельности, психологическое состояние человека, философское осмысление законов бытия с помощью разных картин и явлений природы: первозданную красоту гор и чистоту рек. Его поэзии свойственны своеобразная поэтичная аллегория и национальная символика: образы-символы коня, всадника и т. д. На основе изучения творчества поэта, установлено, что одним из главных мотивов его поэзии выступает проблема осмысления триединства «человек-природа-Родина».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THEME OF MOTHERLAND AND NATURE AS A CONTENT OF THE DOMINANT IN POETRY J. YANNIEVA

The article analyzes the poetic works of the famous Ingush poet J. Yandiyev, whose creative path dates back to the early 1930s the period of the formation of his poetry, when an expression of lyrical feelings with parallel enrichment by philosophical reflections is observed. Gradually mastering the problems of Yandiyev poetry of the 30-60s, the author finds, in his poems J. Yandiev created the image of a contemporary, in which he embodied the typical features of the epoch. The author comes to the conclusion that the feature of Yandiyev's poetry is expressed by the main concepts that make up his personality: the concepts of honor, nobility and kindness. All this is reflected in the verses on moral and ethical themes and images, which he discovered and poetically perfectly expressed in the Ingush literature. Many poems of the poet represent detailed landscape sketches or miniatures that convey various processes of life, the psychological state of a person, philosophical comprehension of the laws of life with the help of various pictures and phenomena of nature: the pristine beauty of mountains and the purity of rivers. His poetry is characterized by a peculiar poetic allegory and national symbolism: images-symbols of a horse, rider, etc. Based on the study of the poet's work, it is established that one of the main motives of his poetry is the problem of comprehension of the trinity “man-nature-native land”.

Текст научной работы на тему «Тема Родины и природы как содержательная доминанта в поэзии Дж. Яндиева»

филологические науки -литературоведение

Мухлоева Рукет Яхьяевна ТЕМА РОДИНЫ ...

УДК 82-1

ТЕМА РОДИНЫ И ПРИРОДЫ КАК СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ДОМИНАНТА В ПОЭЗИИ ДЖ. ЯНДИЕВА

© 2018

Мухлоева Рукет Яхьяевна, аспирант

Ингушский государственный университет (386001, Россия, Магас, пр. Зязикова, 7, e-mail: r.yahyaevna@rambler.ru)

Аннотация. В статье анализируются поэтические произведения известного ингушского поэта Дж. Яндиева, творческий путь которого относится к началу 30-х годов ХХ века - периоду становления его поэзии, когда наблюдается выражение лирических чувств с параллельным их обогащением философскими размышлениями. Постепенно осваивая проблематику яндиевской поэзии 30-60-х годов, автор находит, в своих стихах Дж. Яндиев создавал образ современника, в котором воплощал типичные черты эпохи. Автор приходит к выводу, что особенность поэзии Дж. Яндиева выражена главнейшими понятиями, составляющими его личность: понятиями чести, благородства и доброты. Все это отражено в стихах на нравственно-этические темы и образах, которые он открыл и поэтически совершенно выразил в ингушской литературе. Многие стихи поэта представляют собой развернутые пейзажные зарисовки или миниатюры, передающие те или иные процессы жизнедеятельности, психологическое состояние человека, философское осмысление законов бытия с помощью разных картин и явлений природы: первозданную красоту гор и чистоту рек. Его поэзии свойственны своеобразная поэтичная аллегория и национальная символика: образы-символы коня, всадника и т. д. На основе изучения творчества поэта, установлено, что одним из главных мотивов его поэзии выступает проблема осмысления триединства «человек-природа-Родина».

Ключевые слова: Дж. Яндиев, Родина, гармония природы, патриот, родные горы, краски природы, поэтические рефлексии, философское осмысление, символ, образ, поэт-живописец, экологические проблемы.

THE THEME OF MOTHERLAND AND NATURE AS A CONTENT OF THE DOMINANT

IN POETRY J. YANNIEVA

© 2018

Mukhloyeva Ruket Yakhyayevna, graduate student

Ingush State University (386001, Russia, Magas, Zyazikov Avenue, 7, e-mail: r.yahyaevna@rambler.ru)

Abstract. The article analyzes the poetic works of the famous Ingush poet J. Yandiyev, whose creative path dates back to the early 1930s - the period of the formation of his poetry, when an expression of lyrical feelings with parallel enrichment by philosophical reflections is observed. Gradually mastering the problems of Yandiyev poetry of the 30-60s, the author finds, in his poems J. Yandiev created the image of a contemporary, in which he embodied the typical features of the epoch. The author comes to the conclusion that the feature of Yandiyev's poetry is expressed by the main concepts that make up his personality: the concepts of honor, nobility and kindness. All this is reflected in the verses on moral and ethical themes and images, which he discovered and poetically perfectly expressed in the Ingush literature. Many poems of the poet represent detailed landscape sketches or miniatures that convey various processes of life, the psychological state of a person, philosophical comprehension of the laws of life with the help of various pictures and phenomena of nature: the pristine beauty of mountains and the purity of rivers. His poetry is characterized by a peculiar poetic allegory and national symbolism: images-symbols of a horse, rider, etc. Based on the study of the poet's work, it is established that one of the main motives of his poetry is the problem of comprehension of the trinity "man-nature-native land".

Keywords: J. Yandiev, Homeland, harmony of nature, patriot, native mountains, colors of nature, poetic reflections, philosophical comprehension, symbol, image, poet-painter, environmental problems.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В настоящее время, как отмечается многими исследователями (Х.В. Туркаев, М.Дж. Яндиева, Х.А Накостоев. и др.), все актуальнее становится проблема литературоведческих исследований художественных произведений классика ингушской поэзии Джемалдина Яндиева, которые несут историческую правду, имеют глубокий философский смысл и написаны на самобытном национальном языке. Неоценима гносеологическая, эстетическая и духовно-нравственная роль художественной литературы на формирование культурного и социально-политического сознания общества.

Большое место в творчестве классика ингушской поэзии занимает тема Родины и природы. Стихи Дж. Яндиева о природе обретают все большую актуальность и в наши дни, так как экологическое и патриотическое воспитание молодежи приобретает все большую глобальность.

Ровесник Октябрьской революции, с юных лет познав одухотворяющую силу песни («Посвящение», «Звени, моя песня»), возлагает на нее миссию «радовать народ». Тематический диапозон поэзии Дж. Яндиева богат и разнообразен. Но тема Родины и природы выступает как содержательная доминанта в его лирике.

«В первых своих стихах поэт говорил: «Я люблю за то вас, мои родные горы, что материнскую заменили грудь».

Чувство своей кровной связи с родной природой никогда не покидало поэта. Ничто - «ни высоты, ни низи-

Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2(23)

ны, ни беды», которые его разили, - не могли притупить это чувство»:

И какое бы счастье мной не было узнано

Я всегда был лишь эхом вашего счастья и горя.

О, приют моих бедных отцов,

Молчаливые гордые горы

Под покровом лесов. («Я всегда был лишь эхом») [1, с. 193].

Необходимым условием данного исследования явилось руководство принципом изучения накопленного опыта критиков и литературоведов XX века и современного периода. Подробный анализ его творчества можно найти в сборнике «Очерки истории ингушской советской литературы» (на инг. яз.), изданном в 1961 г., исследователями которого являются Д.Д. Мальсагов, Б.Х. Зязиков, В.Б. Корзун и А.О.Мальсагов; в сборнике статей и очерков о писателях Х.В. Туркаева «В семье братских литератур (1983г.); в заметках о современной чечено-ингушской литературе Х.В. Туркаева и А.У. Мальсагова «Путь к зрелости» (1968г.); в 1 томе из серии «Современная ингушская литература» (2009 г. на инг. яз.), в котором содержится научное исследование жизненного пути Дж. Яндиева и художественный анализ его творчества д. ф. н. Х.М. Мартазановой; в литературно-критических работах дочери поэта М.Дж. Яндиевой «Ингушские смыслы в художественно-интеллектуальном наследии XX века» и др.

«Родина - единственный якорь, единственное спасение. Это высшая и непобедимая в веках ингушская духовность. Яндиев сумел это выразить» [2, с. 223].

ГзГ

Mukhloyeva Ruket Yakhyayevna philological sciences -

THE THEME OF MOTHERLAND ... literary criticism

В одном из своих стихотворений «Есть четыре начальных слова» поэт обозначил четыре слова, в которых воплощено моральное кредо человека: «Антитеза жизни и смерти свидетельствует у поэта о том, что осмысление этих категорий - самая настоятельная и неотъемлемая духовная потребность человека» [2, с. 220].

«Четыре начальных слова», обозначенных поэтом представляют понятия, неотъемлемые друг от друга. Родившись на свет, новорожденный обретает «Жизнь» и окунается в мир, где сразу обретает и «Родину», и «Имя», которым его нарекают, и, как неизбежное - «Смерть».

И эта цепочка «жизнь - смерть - Родина - имя» предъявляет к человеку одно требование - жить правильно. От этого зависит какой след оставишь на земле после смерти, ведь светлый след увековечивает имя, но, чтобы так случилось человек обязан самозабвенно любить Родину, так как лишь человек, посвятивший себя всецело служению народу, Родине остается в памяти народной. Вот главная мысль поэта, идея стихотворения.

Таково философское осмысление жизни поэта.

Творческое наследие поэта - его голос, обращенный к потомкам, тревожит умы и сердца людей, приводит в движение потаенные струны свободной человеческой натуры и расширяет горизонты высоких душевных устремлений. Следовательно, возрастает актуальность решения важных научных и практических задач исследования творчества Дж. Яндиева. Именно поэтому автором предпринята попытка раскрыть идейно-художественные особенности его поэзии пейзажной и патриотической тематики, что позволяет в дальнейшем использовать результаты исследования на практике студентам, аспирантам, преподавателям.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Обзор источников помогает проследить над степенью изученности выбранной темы и выявить малоизученные стороны поэтических произведений Дж. Яндиева.

Благодаря своему поэтическому таланту и тонкому чувству жизни, Дж. Яндиев сумел передать в своей поэзии не только краски и звуки природы родного края, он смог находить яркие сравнения и эпитеты, подмечать философские сопоставления характера человека с природой: «дерево, не имеющее корня, лишилось вершины. Бездумно сделанный шаг остался без следа». Необходимо отметить, что до настоящего момента исследование в рамках подобного философского сопоставления не проводилось, ограничиваясь лишь односторонним анализом.

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью статьи является сравнительно-исторический и экспериментально-теоретический анализ идейно-художественных особенностей творчества ингушского поэта Дж. Яндиева с привлечением теоретических и практических данных, полученные другими авторами. В соответствии с поставленной целью требуется решение следующих задач:

- изучить пейзажную и патриотическую лирику поэта;

- исследовать внутренние эмоционально-смысловые параллели в образах, характеризующих натуру природы и человека;

- выявить своеобразие воплощения исследуемых двух основных поэтических тем;

- определить воспитательную роль поэзии Дж. Яндиева в молодежной среде.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Поэту свойственно, олицетворяя природу и явления бытия, выражать свои переживания в форме обращений и диалогов. Всего четыре строчки из стихотворения «Думы», а сколько сравнений, метафор («светлые вереницы», «золотыми пчелами», «как в гнезда птицы»). В 132

четвертой строке - антитеза (печальными - веселыми).

/Иногда, будто в солнечный день в июле, / Надо мной склоняетесь матерью ласковой(аллегория). /А порою - в теле сидите пулей (сравнение), / Только щипцами вас и вытаскивай (аллегория). /Захотите, думы, - так вы могучи (олицетворение),- / И на луну мне путь укажете. / Захотите, - как на небе черные тучи (сравнение),- / Тяжело вы на душу ляжете (олицетворение).

Автором стихотворения использованы речевые приемы: олицетворения («на луну путь укажете»), сравнения («как черные тучи»), олицетворения («тяжело вы ляжете).

А по правде сказать, к чему вы мне, думы, /Если б я с вами не мог, упрямые, / Быть печальным в час угрюмый (эпитет) / И смеяться, когда ликует земля моя (олицетворение).

В последней строфе поэт смиренно принимает противоречивые думы свои, так как он ощущает свое единство с родной землей, что ее боль и радость находят отклик в его душе и сердце.

Марьям Джемалдиновна Яндиева пишет: «Мир поэтических образов ясен, точен в воссоздании мельчайших примет действительности, гармоничен. Поэт видит окружающую его действительность взглядом искренне радующегося человека. Вглядываясь в картины природы, Яндиев слышит все ее голоса, замечает все ее краски». Далее она цитирует Е. Николаевскую: «А что такое голос гор? Это птичий звон, это трубный зов оленя, это голоса людей, их песни, их сердцебиение... Горы откликнулись на слова поэта: «О, как я радовался сердцем, хоть знаю эхо с детских лет», - пишет Яндиев в стихотворении «Эхо в горах» [2, с. 126-127; 3].

«Горы, мир, весна - образы, связанные между собой глубинными связями: Слышишь, горы заставив звенеть, / Птицы начали громко петь. / Закричали олени гордые, / Чтобы приветствовать утро горное, / Прорезая небо крылом, / Сокол мчится ввысь напролом, / И, сердца человечьи радуя, /

Мир над миром восходит радугой.

Образ весеннего «мирного» неба воспроизводится Яндиевым как мир особой чистоты, естественного природного благородства, противостоящий грозам и бедствиям жизни. И мы вместе с поэтом словно бы впервые постигаем гармонию природы и человека» [2, с. 151].

Простым языком, описывая весеннее утро, поэт создает картину во всех красках природы и не только, мы слышим звуки. Воистину поэзия есть живопись, которую мы слышим, а не только видим.

В лирическом стихотворении Яндиева «Терек» мы прослеживаем изобилие художественных средств: «Тирк доаг1а, ломашта юкъе г1олла хьувзаш, (Течет Терек, волнуясь посреди гор)/ - олицетворение / Ший чехка талг1еш бердах етташ,(Своими быстрыми волнами ударяясь о берег) - олицетворение / Цкъаза цхьа ашараш лекхаш, (То песни напевая) - олицетворение / Цкъаза ломо мо ц1ог1а детташ. (То по-львиномурыча)-аллегория/ Цкъаза дода гон т1а хехка дын хиле,/(То взмываясь, подобно коню на скаку) - аллегория/ Сийна кес михца ловзаеш, (Синей гривой на ветру развевая) -эпитет/ Шортта хьежаш латт цунга сигале, (Небо за ним спокойно наблюдает) - олицетворение/ Ший сийрда седкъий лепадеш (Сверкая яркими звездами) - эпитет». (Подстрочный перевод Р. М.)

Вчитываясь в эти строки, невольно переносишься в тот уголок природы, близ Терека, созданный поэтом богатыми поэтическими образами: ощущаешь холодную свежесть бегущей реки, слышишь напевы ее журчанья, созерцаешь ее волн синеву и звездное небо.

Свое миросозерцание Яндиев часто выражает через образ гор, символизирующий его собственные душевные порывы или метания. В его стихотворениях о природе мы находим переплетение двух тем: «Родины» и «природы», что служит настоящим символом осмысления «триединства». Образ гор перед читателем пред-Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)

филологические науки -литературоведение

Мухлоева Рукет Яхьяевна ТЕМА РОДИНЫ ...

стает не как природная красота, а как малая Родина с ее историей, земля которой родней всех просторов мира и которую он готов защитить от врага: Горным потоком будет вскипать Ненависть к врагу. Как бы равнина не тешила взор, Как бы ни пели травы степей -Голос отцов из родимых гор Сердцу ближе, сердцу родней.

В поэтических строках «Горным потоком будет вскипать / ненависть к врагу» опять находим философскую параллель: порыв к защите родины сравнивается с буйством горного потока.

На эти же характерные особенности акцентирует основное внимание современный исследователь творчества Дж. Яндиева Х. Накостоев: «Поэт стремится перелить в сердце читателя эмоции своей души, пробудить в сердце читателя те же чувства, которые бушуют в его собственной душе, привить читателю высокие нравственные идеалы, которым верен он сам. Некоторые литературоведы склонны определять его поэзию как пейзажную лирику на том основании, что в его стихах чрезвычайно много говорится о природе. Да, в его стихах нашли отражение все проявления родной природы: горы, стихами отзывающиеся на слова поэта; дуб на утесе, гордо утверждающий силу жизни и не склоняющийся под зимними ветрами; горные родники, своим журчанием успокаивающие поэта; звезды-невесты, лунными дорогами спешащие к женихам; цикады, плачущие и смеющиеся в ночи; облака, стаей белых птиц висящие над Столовой горой; голубь, воркующий в теснине Дарьяла; трепещущий клич оленя в глухом лесу; легкие тени на глади ключевой воды; прохладный ветерок, убаюкивающий молодые травы; и т. д. Да он и сам это подтверждал, когда писал, что горные родники бьют «в строчке моей каждой и в каждом слове всех моих стихов» (стихотворение «Времени»).

Когда иной поэт пишет об орле, он описывает орла и ничего более: как горд и прекрасен орел в свободном полете, как он спокоен, паря в вышине, как он стремителен в атаке и т. д. Но поэзия Дж. Яндиева не такова. О чем бы ни писал автор — о горах, о всаднике, о матери, о языке — все его стихи, в конце концов, выражают тончайшие движения и метания его собственной души, его духовные искания» [4].

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Многообразная по своей тематике лирика Джамалдина Яндиева отличается глубиной мысли, яркостью и свежестью образов, богатством и чистотой родного языка. Его лирическое слово обладает несравненной силой воздействия.

Многообразие лирических тем скреплено личностью поэта, способной жить лишь в гармонии с окружающим миром. Но какой бы темы мы не коснулись, мы всегда находим образ Родины и родной природы.

В ходе исследования пришли к выводу, что пейзажная лирика одна из доминирующих тем в творчестве Дж. Яндиева. Природа воспевается Джемалдином Яндиевым, как неотъемлимая часть бытия взаимоотношений человека и природы, его восхищение красотой окружающего мира и любви к родным краям.

«Джемалдин Яндиев не выбирал и не менял на другую свою так называемую «малую родину». Горная Ингушетия в конкретных приметах, ее святыни, история и люди, с судьбами которых воедино была слита его судьба, - доминанты лирики» [5].

Теоретической основой послужили сбор, анализ и обобщение исследовательского материала; экспериментальные методы исследования позволили прийти к некоторым выводам.

Огромна воспитательная роль лирики Дж. Яндиева и его творчества в целом для молодежи. Его поэзия и судьба - лучший материал для воспитания нравственности, патриотизма, толерантности.

Рассуждая на тему природы в поэзии Джемалдина Халмурзаевича, следует отметить, что его работы и сегодня остаются актуальными. Кипучая энергия и бесконечная любовь, желание познать законы мироздания - все это остается ценным и в 21-м веке - веке глобальной экологической проблемы. Поэтому несомненным остается факт, что каждая эпоха будет открывать в его поэзии, не освоенное ранее богатство, и это всецело относится и к нашему времени. Яндиев - в настоящем, но он и в будущем.

В его поэзии находим ответы на животрепещущие вопросы, которые сегодня стоят перед обществом. Сегодня есть смысл для нового прочтения, открытия истин общественно-политического характера, толерантности. У Яндиева можно найти ответы буквально на все вопросы, если глубоко и ответственно читать его, искать и постигать.

Благодаря работе по данной тематике творчества Дж. Яндиева в школах и ВУЗах, удастся повысить патриотическое чувство и экологическую культуру молодежи, донести до их сознания значимость лирики поэта, что послужит импульсом повышения их внимания и научно-исследовательского интереса к творческому наследию поэта-классика во всем его идейно-тематическом многообразии.

Результатом исследования может послужить развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся и студентов, овладение ими элементами исследовательской деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Туркаев Х. В. В семье братских литератур. -Грозный, 1983. 224 с.

2. Яндиева М. Ингушские смыслы в художественно-интеллектуальном наследии хх века. - Магас, 2007. 525 с.

3. Е. Николаевская. Эхо в горах. //Литературная газета, 1965 г., 27 февраля.

4. Х. Накостоев. Штрихи к творческому портрету Дж. Яндиева // «Ингушетия» - интернет-газета [15 октября 2017 г.].

5. М. Яндиева. Дж. Яндиев - явление ингушского национального духа // «Ингушетия» - интернет-газета [16 октября 2017 г.].

Статья поступила в редакцию 07.05.2018

Статья принята к публикации 26.06.2018

Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2(23)

133

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.