Научная статья на тему 'Тема репрессий в творчестве Олега Сидорова и Александра лаптева'

Тема репрессий в творчестве Олега Сидорова и Александра лаптева Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
91
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
якутская литература / репрессии / образ / традиции история / Yakut literature / repression / image / traditions / history.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — О. И. Пашкевич

В статье рассматривается книга якутского автора Олега Сидорова «Платон Ойунский» и роман иркутского прозаика Александра Лаптева «Бездна». Для создания произведений писатели изучили обширный архивный материал, чтобы восстановить картины прошлого, в частности, события, связанные с массовыми политическими репрессиями тридцатых годов прошлого столетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECT OF REPRESSION IN CREATIVE WRITINGS OF OLEG SIDOROV AND ALEXANDER LAPTEV

The book by the Yakut author Oleg Sidorov “Platon Oyunsky” and the novel be Irkutsk prose writer Alexander Laptev “Chasm” are considered in this article. These writers studied the extensive archive material to restore past pictures for creating their works, in particular, the events connected with mass political repressions of the thirtieth years of last century.

Текст научной работы на тему «Тема репрессий в творчестве Олега Сидорова и Александра лаптева»

ТЕМА РЕПРЕССИЙ В ТВОРЧЕСТВЕ ОЛЕГА СИДОРОВА И АЛЕКСАНДРА

ЛАПТЕВА

О.И. Пашкевич, канд. филол. наук, доцент

Якутский институт водного транспорта (филиал) Сибирского государственного университета водного транспорта (Россия, г. Якутск)

DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10213

Аннотация. В статье рассматривается книга якутского автора Олега Сидорова «Платон Ойунский» и роман иркутского прозаика Александра Лаптева «Бездна». Для создания произведений писатели изучили обширный архивный материал, чтобы восстановить картины прошлого, в частности, события, связанные с массовыми политическими репрессиями тридцатых годов прошлого столетия.

Ключевые слова: якутская литература, репрессии, образ, традиции история.

Трагической страницей в истории нашей страны стали массовые политические репрессии тридцатых годов. Э. Б. Цыжи-пов писал об этом следующее: «Проблема полного избавления от наследия сталинизма как пережитка старой политической культуры, основанной на неуважении к закону, игнорировании политических и гражданских свобод, выдвигает задачу всестороннего изучения истории, особенностей и последствий репрессивной политики периода сталинской диктатуры» [1, с. 3].

Большая роль в процессе раскрытия темы политических репрессий, на наш взгляд, принадлежит не только учёным, историкам, но и художественной литературе.

Как известно, широкое распространение политических преследований началось после убийства С. М. Кирова. 1 декабря 1934 года было принято постановление Президиума ЦИК КПСС «О порядке ведения дел о подготовке или совершении террористических актов». Особое место в организации чистки партийных кадров заняло составленное Сталиным в январе 1935 года закрытое письмо ЦК ВКП (б) «Уроки событий, связанных с злодейским убийством тов. Кирова», которое послужило поводом для новой встряски партии, а после фев-ральско - мартовского пленума ЦК ВКП (б) 1937 года репрессии приобретают массовый характер. Их жертвами стали мил-

лионы людей разных национальностей, вероисповедания, социального положения.

Один из них Платон Алексеевич Ойунский (1893-1939) - государственный и общественный деятель, основоположник якутской литературы. В 1922 году П.А. Ойунский был назначен председателем Совнаркома ЯАССР, затем председателем Центрального Исполнительного Комитета Советов ЯАССР. В 1928-1931 гг. был наркомом просвещения и здравоохранения Якутии. На этих должностях Платон Алексеевич много сил и энергии отдавал развитию письменности на родном языке, книгоиздательскому делу, народному образованию, науке и культуре в республике. Он был членом правления Союза писателей СССР в 1934 -1938 гг., депутатом Верховного Совета СССР I созыва. 3 февраля 1938 года П. А. Ойунский был арестован органами НКВД в Иркутске, когда возвращался с первой сессии Верховного Совета СССР. Его обвинили в «руководстве буржуазно-националистической контрреволюционной организацией». Ой-унский П.А. умер в больнице Якутской тюрьмы 31 октября 1939 года. Полностью был реабилитирован 15 октября 1955 г.

В 2016 году в издательстве «Молодая гвардия» увидела свет книга Олега Гав-рильевича Сидорова «Платон Ойунский». Талантливый писатель и публицист Олег Сидоров впервые открыл широкому кругу читателей страницы жизни великого сына

Якутии от его рождения в отдалённом таёжном селении до гибели в годы сталинских репрессий. Автор проделал кропотливую работу, изучая многие архивные документы и публикации, поэтому, с одной стороны, данный труд можно назвать исследованием, но с другой, в нём есть и замечательные, художественные картины: «... На рассвете ему снился сон. Солнце всходило, заливая Срединный мир светом и теплом вокруг. Он летал над аласом, лесом, речкой, словно наплывающими с синего неба опрокинувшимся в речную гладь белыми-белыми облаками. Его вела гордая птица, словно поводырь, назначенная духами этой благоуханной земли Татты быть ему другом-защитником» [2, с. 25].

В ходе повествования О.Г. Сидоров размышляет над многими вопросами, связанными с биографией П. А. Ойунского, например, его решением сменить фамилию или стихотворением «На могиле матери Евдокии», датированным 5 января 1937 года, в котором Платон Алексеевич, предчувствуя нависшую над ним опасность, писал: «Холм заветный, где мать опочила, прощай!».

С тяжёлым сердцем читаешь о пребывании писателя в заключении и сразу же изменившемуся к нему после ареста отношению со стороны властей и некоторых друзей, но, «находясь в тюрьме под бесчеловечным прессингом, он не предал ни одного своего коллегу, учёного или писателя» [2, с. 265].

В 1966 г. Совет Министров Якутской АССР учредил государственную премию им. П. А. Слепцова - Ойунского, присуждаемую за лучшие произведения литературы, искусства и архитектуры. В этом году лауреатом названной премии стал О.Г. Сидоров.

Одним из писателей, пострадавших во время сталинских репрессий, был Варлам Шаламов. Пройдя через ад лагерной жизни, он признавал, что таких условий «не выдерживали 99% людей». В. Шаламову было известно «множество примеров, когда лагерь превращал человека просто в тело» [3, с. 7]. Среди составивших один процент был Пётр Поликарпович Петров (1892-1941), известный сибирский писа-

тель, участник Гражданской войны в Сибири. Он был делегатом Первого съезда писателей, входил в правление ВосточноСибирского отделения писателей, являлся литературным консультантом при краевом издательстве. Пётр Поликарпович стал прототипом главного героя романа Александра Константиновича Лаптева «Бездна». «Бездна» - это книга «о жизни и смерти, об отваге и о предательстве, об отчаянной борьбе человека за свою честь и достоинство» [4, с. 2].

Произведение А.К. Лаптева отличается тем, что события, описанные в нём, не придуманные, а взяты из реальной жизни. Если в начале творческого пути в художественную литературу А.К. Лаптева, физика по образованию, кандидата технических наук, привлекала фантастика (сборник «Звёздная пыль»), то позже он всерьёз задумался о том, что ему «нужно писать не фантастику, а сугубо реалистическую прозу - предельно честную и сострадательную, исповедальную» [5, с. 21]. Таким и получился роман «Бездна».

Произведение построено на контрастах настоящего и прошлого, дружбы и предательства, света и тьмы. Эти противопоставления ощущаются с первых страниц: «Глубокая ночь. Просторная комната скудно освещена настольной лампой с зелёным абажуром» [4, с. 3]. Главный герой Пётр Поликарпович Пеплов целиком поглощён созданием нового произведения, он специально пишет в такое позднее время, когда «всё вокруг словно бы умерло, а душа волнуется и кипит». У Пеплова есть любимое дело, налажен быт, есть великая цель, во имя которой он готов трудиться, он уважаемый человек, но всё рушится в один момент: он арестован сотрудниками НКВД и помещён в тюрьму. Мотив тесноты, несвободы, духоты проходит через всё произведение: «В узком проёме напротив - зарешёченное отверстие для притока воздуха. Более ничего!» [4, с. 12], «Теснота, испарения от немытых тел и невозможность вдохнуть полной грудью.» [4, с. 54], «.ничего не просачивалось от него наружу сквозь прочные каменные стены» [4, с. 63].

В неволе Пётр Поликарпович размышляет о том, что происходило и происходит в стране, пытается найти ответы на многие вопросы, понять, почему и как оказался в бездне, из которой нет возврата: «Даже если расстрел отменят, жизнь всё равно была кончена, идеалы растоптаны, достоинство утрачено навеки» [4, с. 473]. И всё-таки, уже глядя в лицо смерти, приговорённый к расстрелу Пеплов вдруг осознаёт, что не зря жил и что счастье - это «не борьба с белогвардейцами и не ночные рейды по спящим сёлам, не митинги... это - любимая дочь и любящая жена, это тихие вечера у детской кровати, это шелест страниц у ночной лампы.» [4, с. 477].

В текст романа гармонично включены стихи Анны Барковой, Александра Блока, Лебедева - Кумача и прототипа главного героя П.П. Петрова:

Как бездны глубь, мрачна моя темница.

Я искалечен телом и душой,

Лишь по ночам твой образ светлолицый,

Как светоч жизни, блещет предо мной» [4, с. 234].

Таким образом, произведения Олега Сидорова и Александра Лаптева открывают новые факты политических репрессий тридцатых годов и свидетельствуют о том, что данная тема продолжает оставаться актуальной.

Библиографический список

1. Цыжипов Э. Б. История политических репрессий в Бурят - Монголии. 1928 - июнь 1941 гг.: автореф. дис. .канд. исторических наук. - Улан - Удэ, 2006. - 26 с.

2. Сидоров О. Г. Платон Ойунский. - М.: Молодая гвардия, 2016. - 285 с.

3. Некрасова И. В. Варлам Шаламов - прозаик (проблематика и поэтика): автореф. дис. .канд. филол. наук. - Самара, 1995. - 15 с.

4. Лаптев А. К. Бездна. - Иркутск: Форвард, 2017. - 480 с.

5. Лаптев А. К. В этом жестокосердном мире. - Литературная Россия. - 6 апреля 2018. - С. 21.

SUBJECT OF REPRESSION IN CREATIVE WRITINGS OF OLEG SIDOROV AND

ALEXANDER LAPTEV

O.I. Pashkevich, candidate of philology, associate professor

Yakutsk institute of water transport (branch) of the Siberian state university of water

transport

(Russia, Yakutsk)

Abstract. The book by the Yakut author Oleg Sidorov "Platon Oyunsky " and the novel be Irkutsk prose writer Alexander Laptev "Chasm" are considered in this article. These writers studied the extensive archive material to restore past pictures for creating their works, in particular, the events connected with mass political repressions of the thirtieth years of last century. Keywords: Yakut literature, repression, image, traditions, history.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.