Научная статья на тему 'Тема Петербурга в творчестве К. И. Чуковского'

Тема Петербурга в творчестве К. И. Чуковского Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
684
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
К.И. ЧУКОВСКИЙ / «КРОКОДИЛ» / ПЕТЕРБУРГ / ПЕТЕРБУРГСКАЯ ТЕМА / K.I. CHUKOVSKY / "CROCODILE" / ST. PETERSBURG / ST.PETERSBURG THEME

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Квак Хе Ми

В статье исследуются рецепция и образное отражение петербургской темы в ранней критике и К.И. Чуковского и первой стихотворной сказке «Крокодил».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ST. PETERSBURG THEME IN K.I. CHUKOVSKYS WORKS

The article under discussion considers reception and figurative reflection of St. Petersburg theme in K.I. Chukovskys literary criticism and his first poetic tale Crocodile.

Текст научной работы на тему «Тема Петербурга в творчестве К. И. Чуковского»

УЧЕНЫЕ

ЗАПИСКИ

КВАК ХЕ МИ, аспирант Московского государственного

педагогического университета seabeau001@hanmail.net

ТЕМА ПЕТЕРБУРГА В ТВОРЧЕСТВЕ К.И. ЧУКОВСКОГО

В статье исследуются рецепция и образное отражение петербургской темы в ранней критике и К.И. Чуковского и первой стихотворной сказке «Крокодил».

Ключевые слова: К.И. Чуковский, «Крокодил», Петербург, петербургская тема.

В 1905 году, в одном из первых писем жене после переезда в Петербург, Чуковский так описывал свои ощущения: «Больше ни одной зимы моя нога в Одессе не будет.Только здесь можно быть литератором. Сколько я читаю - ужас что такое» [11, с. 66- 67] (здесь и далее цитируемый текст дается курсивом. - Х.К).

По утверждению И. Лукьяновой, Чуковский «попал в среду, к которой стремился, где мог дышать, <...> где хотел бы жить и работать; <...>«Самые названия петербургских улиц, площадей, переулков, связанные так или иначе с писателями, вызывали во мне бурную радость»», - приводит она признание начинающего литератора. [6, с. 72] Более трех десятилетий спустя уже известный всей стране детский писатель почти с дословной точностью подтвердит свою преданность переименованному в Ленинград городу, и назовет его местом своего писательского рождения: «Я родился в Ленинграде и прожил там всю жизнь. Я люблю его любовью писателя, потому, что в нем каждый камень насыщен нашей русской литературной историей. В нем каждая улица - цитата из Пушкина, из Некрасова, из Александра Блока, из Анны Ахматовой» [13, с. 10].

Очевидно, что восторг первых впечатлений от Петербурга был вызван у Чуковского творческим подъемом и мечтами о литературной карьере, но также в значительной мере литературный Петербург стал почвой, взрастившей его критический и литературный талант, источником его вдохновения, культурным пространством, определившим содержание и вектор литературного творчества. Можно с известной долей уверенности сказать, что Чуковский вслед за Некрасовым и другими любимыми им писателями постепенно превратился в петербургского литератора. Петербургская тема, захватившая Чуковского еще при чтении классиков и так же, как и их, неотступно влекущая будущего писателя своей непреодолимой двойственностью, драматическими противоречиями между великим замыслом и результатом, стала одним из лейтмотивов его творчества. Однако радость первой встречи постепенно начинает сочетаться у Чуковского с размышлениями о духовных и этических деформациях, нашедших отражение в петербургской поэзии и культурном сознании горожан.

Эмоциональная окрашенность мыслей и оценок петербургской жизни в раннем творчестве Чуковского формировалась под сильным влиянием литературной образности, почерпнутой им у русских классиков. В литературно-творческом воображении автора тема города наделялась устойчивым комплексом тем, мотивов и эстетических оценок. Кроме того, надо отметить, что тема влияния города и городской среды на литературный процесс была довольно популярна в начале XX века. Не мог остаться в стороне и Чуковский. Поработав в Петербурге в течение трех последующих лет в качестве литературного критика и написав ряд статей о творчестве петербургских

© Квак Хе Ми

ФИЛОЛОГИЯ

Ейсш

литераторов, молодой критик издает сборник «От Чехова до наших дней» (1908), где в предисловии первоначально выделяет три тематических раздела: «Город и мещанство», «Ложный индивидуализм» и «Кризис индивидуализма». Нетрудно убедиться, что выделенные Чуковским темы напрямую связаны с петербургской темой в русской литературе, еще ранее получившей развитие у Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского, Толстого. Причем в 1907 году, т.е. за год до появления сборника Чуковского, те же вопросы были подробно рассмотрены в известной работе Р.В. Иванова-Ра-зумника «История русской общественной мысли» [5, с. 197]. И Чуковский, хотя и написал довольно язвительную статью в адрес этой работы [10, с. 451], все же использовал высказанные в ней наблюдения в своих последующих публикациях.

В предисловии к 3-му изданию сборника он намечает три основные черты «послечеховской» литературы, еще более конкретизируя предмет своего внимания: «власть города», «пышная ме-щанственность» и «кризис этического индивидуализма» [1, с. 21], под которым Чуковский понимал энтропию личности, утрату этической полноты и целостности, некий «распад» полноценного внутреннего переживания бытия на отдельные, не связанные между собой «обрывки» желаний, эмоций и впечатлений. И мещанственность, и этическая энтропия являются для Чуковского следствием «власти города» не только над человеком, но и литературой, о чем он пишет, анализируя творчество петербургских литераторов К. Бальмонта, В. Брюсова, А. Блока и др. И хотя тему «города» критик не ограничивает только Петербургом, все же основное внимание он уде -ляет анализу влияния на литературу петербургской городской среды.

Нетрудно заметить, что уже в ранних критических статьях Чуковского тема Петербурга становится одной из ведущих. В поле зрения начинающего критика оказываются, как правило, те устойчивые темы и мотивы, которые в прошлом неоднократно развивались писавшими о Петербурге классиками.

К. Чуковский определил, что склонность к мещанству, под которым он понимал тяготение к материальной выгоде и пошлости, является доминантой характера петербургского обывателя. Эта склонность, по мнению критика, сформировала его «склад ума». Мещанство - это опосредованная

отсылка к петербургской теме, так как отношение автора к мещанству есть эмоционально-идеологическое отношение к городу. Порожденные городским мещанством «неглубокость и легкость чувства сделались непременным свойством городского человека. Город разбил нашу душу на тысячу частей, и, естественно, каждая часть стала от этого меньше». [6 т., с. 41]. Все это, по мнению Чуковского, сообщило литературе некое новое качество, изменения в содержании, поэтике, стиле. «Краткость современных художественных произведений, их торопливость, их наклонность к эффектам, экзотичность их форм, рассчитанность их приемов, ловкость их манеры, их тенденция к стилизованности, их импрессионистский дух и порою их мишурность - все это, - убежден Чуковский, - создано в городе, городом и для города» [6 т., с. 30].

Столь сильный акцент на особой значимости городской атмосферы не случаен. Чуковский указывает на наличие в петербургском культурном пространстве еще одной существенной его части. «Умышленный город» создает пространство, которое не просто охватывает человека и культуру, но каким-то круговым «сдавливанием» принуждает к формам жизни торопливой, поверхностной, склоняет к жизни внешней в ущерб жизни внутренней.

Не менее важна также характерная для петербуржца деформация в восприятии времени. Городское пространство «умышленного города» сжимается и сжимает во времени человека, живущего в Петербурге: «Идешь по улице. На минуту задумываешься. Мелькнет красивое лицо. На минуту влюбляешься. Тебя толкнут. На минуту сердишься. Тебе улыбнутся. На минуту радуешься. Вот повседневные чувства городского человека» [6 т., с. 41]. Чуковский обращает внимание на уникальную способность русских поэтов отражать подобную «мозаичность» впечатлений городского жителя. В числе первых, кто отличился данным умением, критик называет К. Бальмонта, в поэзии которого, по мнению Чуковского, нашла отражение ежеминутная подвижность и переменчивость обитателей города: «Всю быстроту и изменчивость восприятий, всю душевную подвижность, всю эластичность городских душ он [Бальмонт. - Х. К.] первый отразил с такой полнотой в торопливой и капризной своей поэзии». [6 т. , с. 44] Анализируя творчество

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

1>сш

Бальмонта, Чуковский делает вывод: «Итак, поверхностность чувства, торопливость образов, изменчивость, хаотичность, безумие настроений, иллюзионизм - все эти черты принадлежат отнюдь не Бальмонту, а всей городской поэзии...» [6 т., с. 48].

Городская жизнь, навязывающая горожанам бытие в его хаотичности, заставляет сталкиваться с неожиданными и таинственными приключениями. Подобный подход к городу как к чему-то загадочному и необъяснимому представлен в ряде повестей Н.В. Гоголя. Недаром они названы автором петербургскими. Гоголевский Петербург выступает городом необычайных превращений, которые совершаются на фоне тяжелого, прозаического быта. Ю.М. Лотман отмечает, что подобное отношение к северной столице заставляет воспринимать ее как «пространство, в кото -ром таинственное и фантастическое является закономерным» [7, с. 215]. Еще раньше эту мысль высказал Чуковский: «Газеты, ежедневно приучающие нас к чуду, делающие для нас нормой ненормальное, обыденным необычное; телефоны, театры, фабрики, кинематографы и, главное, городские улицы, навязывающие нам бытие в его хаотичности, безумии множественности, испестрили нашу жизнь до чрезвычайности» [6 т., с. 41 ]. Все эти черты, характерные для описания Петербурга в русской литературе, позже найдут отражение и в литературном творчестве автора. И одной из первых в ряду подобных текстов Чуковского стала его знаменитая сказка «Крокодил».

В литературоведении уже отмечалось сходство сказки Чуковского с произведениями, связанными с петербургской темой. Историк детской литературы М.С. Петровский указал на него, сопоставив «Крокодила» Чуковского с сатирической повестью Ф.М. Достоевского «Крокодил, необыкновенное событие или пассаж в Пассаже». Необычайное совпадение касалось как образов главных героев, так и городского пространства, в котором они обитали. «...Будто Крокодил Чуковского, вернувшись в Африку, рассказывает там своим собратьям - о крокодиле Достоевского!» [8, с. 38], - восклицает исследователь. Более того, продолжает Петровский: «Перекресток Невского и Садовой у Пассажа, где выставлен крокодил Достоевского, станет местом действия в сказках К.И. Чуковского» [8, с. 39]. Едва ли такое совпадение можно назвать

случайным. Тем более, что крокодил Достоевского и крокодил Чуковского предстают жертвами города, в который они попадают. У Достоевского животное изображено «<...> в большом жестяном ящике в виде как бы ванны, накрытой крепкою железною сеткой, а на дне его было на вершок воды. В этой-то мелководной луже сохранялся огромнейший крокодил, лежавший, как бревно, совершенно без движения и, видимо, лишившийся всех своих способностей от нашего сырого и негостеприимного для иностранцев климата» [4, с. 246].

У Чуковского Крокодил, повествуя о жизни зверей в зоосаде (в восприятии читателя изображение зоосада и «крепкой железной сетки» ассоциируются без труда), описывает своего племянника сходным образом: «А ныне там передо мной, / Изумученный, полуживой, / В лохани грязной он лежал / И, умирая, мне сказал...» [11, с. 107]. Нетрудно убедиться, что сходство в изображении места, положения и состояния персонажей в подробных комментариях не нуждается. Персонажи повести Достоевского и сказки Чуковского гибнут в несвободной, чуждой и противоестественной среде, что характерно для героев, существующих в пространстве Петербурга.

О.Г. Дилакторская отмечает, что «Достоевский, строя образ Крокодила, формирует его как образ пространственных значений, что способствует восприятию этого образа как фантастического» [3, с. 303]. У Достоевского, по мнению исследовательницы, образ Крокодила отмечает собой границу между реальным и фантастическим планами. Такие фантастико-символические характеристики образа-символа постоянно провоцируют неожиданные ситуации и повороты в сюжете, намечая, как правило, разнообразные возможности для развития сюжетного действия и толкования образов повести. Та же тенденция намечается и в сказке Чуковского.

Петербург Чуковского, подобно Петербургу Пушкина и Гоголя, предстаёт, с одной стороны, реальным, обычным городом с улицами, проспектами и домами, с другой - фантастическим, ирреальным.

Если у Пушкина по улицам скакал Медный всадник («За ним повсюду Всадник Медный / С тяжелым топотом скакал» [9, с. 672]), у Гоголя гулял Нос («Дверцы отворились; выпрыгнул, со -гнувшись, господин в мундире и побежал вверх

ФИЛОЛОГИЯ

по лестнице. Каков же был ужас и вместе изумление Ковалева, когда он узнал, что был собственный его нос!» [2, с. 45], то у Чуковского фантастический Крокодил не только разгуливает по Петербургу, но и курит трубку, разговаривает с прохожими и устраивает восстание против жителей города.

Библиографический список

1. Берман Д. А. Корней Иванович Чуковский. Биобиблиографический указатель. - М., 1999.

2. Гоголь Н.В. Собр. соч.: В 7 т. Т. 1. М., 1978.

3. Дилакторская О.Г. Петербургская повесть Достоевского. СПб., 1999.

4. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений: в 10 т. Т 4. М.: Худ. лит., 1956.

5. Иванов-Разумник Р.В. История русской общественной мысли. СПб., 1907.

6. Лукьянова И.В. Корней Чуковский. М.: Молодая гвардия [Серия: Жизнь замечательных людей], 2006.

7. Лотман Ю.М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города // История и типология русской культуры.

Издательство СПб., 2002.

8. Петровский М.С. Крокодил в Петрограде // Книги нашего детства. СПб., 2006.

9. Пушкин А.С. Избран. соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1978.

10. Чуковский К.И. Мещанин против мещанства // Чуковский К.И. Собрание сочинений: В 15 т. Т. 6. М., 2002.

11. Чуковский К.И. Собрание сочинений: В 15 т. Т. 1: Произведения для детей. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2001.

12. Чуковский К. И. Собр. соч.: В 15 т. Т. 14: «Письма. 1903- 1925». М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2002.

13. Чуковский К.И. Собрание сочинений: В 15 т. Т. 1: Произведения для детей. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2001.

14. «Я люблю Ленинград любовью писателя...» // www.chukfamily.ru

KVAK KHEMI

ST. PETERSBURG THEME IN K.I. CHUKOVSKY’S WORKS

The article under discussion considers reception and figurative reflection of St. Petersburg theme in K.I. Chukovsky’s literary criticism and his first poetic tale “Crocodile”.

Key words: K.I. Chukovsky, “Crocodile”, St. Petersburg, St.Petersburg theme.

Таким образом, сказка Чуковского во многом продолжает традицию классической русской литературы, согласно которой Петербург воспринимается как пространство, где образное единство реального и фантастического оказывается устойчивым свойством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.