Научная статья на тему 'Тема патриотического идеала в исторических повестях Н. М. Карамзина «Наталья, боярская дочь» и «Марфа-посадница, или покорение Новагорода»'

Тема патриотического идеала в исторических повестях Н. М. Карамзина «Наталья, боярская дочь» и «Марфа-посадница, или покорение Новагорода» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
737
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРАМЗИН / ИСТОРИЧЕСКИЕ ПОВЕСТИ / ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ / НРАВСТВЕННОСТЬ / KARAMZIN / HISTORICAL / TALES / PATRIOTIC IDEAL / MORAL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кязимова И.И.

В статье исследуется исторический аспект творчества Н.М.Карамзина. Анализ исторических повестей Карамзина «Наталья, боярская дочь» и «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода» проводится на материале текстов повестей. Взгляд писателя на историю прослеживается с позиции его нравственно-патриотического идеала, исходя из его творческого мировоззрения. Личность положительного литературного героя рассматривается через концепции нравственности, патриотизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тема патриотического идеала в исторических повестях Н. М. Карамзина «Наталья, боярская дочь» и «Марфа-посадница, или покорение Новагорода»»

Кязимова И.И. ©

Ст. преподаватель, кафедра иностранных языков,

Азербайджанский медицинский университет;

Диссертант, кафедра классической русской литературы,

Бакинский Славянский университет

ТЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ИДЕАЛА В ИСТОРИЧЕСКИХ ПОВЕСТЯХ Н.М.КАРАМЗИНА «НАТАЛЬЯ, БОЯРСКАЯ ДОЧЬ» И «МАРФА-ПОСАДНИЦА, ИЛИ

ПОКОРЕНИЕ НОВАГОРОДА»

Аннотация

В статье исследуется исторический аспект творчества Н.М.Карамзина. Анализ исторических повестей Карамзина «Наталья, боярская дочь» и «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода» проводится на материале текстов повестей. Взгляд писателя на историю прослеживается с позиции его нравственно-патриотического идеала, исходя из его творческого мировоззрения. Личность положительного литературного героя рассматривается через концепции нравственности, патриотизма.

Ключевые слова: Карамзин, исторические повести, патриотический идеал, нравственность.

Kazimova I.I.

THEME OF PATRIOTIC IDEAL IN THE HISTORICAL TALES “NATALIYA, BOYAR DAUGHTER” AND “MARFA POSADNISA OR THE CONQUEST OF NOVGOROD”

Summary

The article investigates the historical aspect of Karamzin’s creation. Karamzin’s historical tales “Nataliya, boyar daughter”, “Marfa Posadnisa or the conquest of Novgorod” is analysed. Writer’s comprehension of history in view of his morally-patriotic ideal is being traced. Karamzin’s morally-patriotic ideal is described, based on his creative outlook and author’s position. The personality of positive literary character is considered through the conceptions of morality, patriotism.

Keywords: Karamzin, historical, tales, patriotic ideal, moral.

Не менее трех десятилетий с конца 1790-х до конца 1820-х годов заняло становление русской исторической прозы, которое пришлось на время творческой деятельности Н.М.Карамзина.

Историческая наука к концу ХУШ - началу Х1Х века развивалась многопланово: собирание и выстраивание исторических фактов, переводы древних источников со слога «темного и невразумительного» [9, 60] на русский язык и т. д. Карамзин соединил исторический аспект изучения с литературным. Развитие исторической науки привело к выработке историзма в литературе. Все литературно-историческое творчество Карамзина раскрывалось и складывалось через обновленный философский подход к истории, формируя понятия историзма и народности в литературе.

Историзм творчества Карамзина основывался на летописном исследовании прошлого, с непременным анализом исторических ситуаций и психологической оценкой исторической личности. «Идея личности стала центральной и в творчестве Карамзина и в его эстетической концепции» [8, 5] - справедливо замечает Г.П.Макогоненко. Просветительский метод

© Кязимова И.И., 2015 г.

обогатил личность литературного героя, если не реалистическим психологизмом, то неповторимостью нравственного характера. При этом автор несомненно учитывал исторический фактор, обычаи и законы общества, внутри которого литературный герой осуществлялся. Личность положительного литературного героя Карамзина наполнена эстетической нравственностью, духовной красотой, независимо от того, показывает ли автор царя или простого крестьянина.

Все литературно-историческое творчество Карамзина создавалось при строгой убежденности историка в идеале благодетельности самодержавия для Руси и русского народа, при добродетельном их взаимоотношении. Самодержавие являлось для Карамзина единственно правильным и необходимым видом государственности: «правила мудрого самодержавия и святой веры более и более укрепляют союз частей» [5, 39] - сказано в предисловии к «Истории государства Российского». Через историю Карамзин хотел убедить всех принять монархию, как единственную форму правления, оправдываемую необходимостью для идеального сосуществования народа и власти. Монарх не сможет существовать без любви народа, в то же время как и народ не сможет жить без отеческой опеки монарха.

Нравственно-религиозный идеал Карамзина не принимал общественных мятежей и бунтов, поэтому все переустройства общества и улучшение жизни людей он возлагает на монарха, посланного свыше: «предадим себя во власть провидению: оно, конечно, имеет свой план; в его руке сердца государей - и довольно» [4, 322] - сказано в «Письмах русского путешественника». Немаловажная роль уделялась и просвещенческому прогрессу, который произойдет с течением времени при разумном и правильном ходе мировой истории: «Царство счастия» будет всегда мечтою доброго сердца или может исполниться неприметным действием времени, посредством медленных, но верных, безопасных успехов разума, просвещения, воспитания, добрых нравов» [4, 321-322]. Важную роль в развитии и улучшении жизнесостояния общества Карамзин отводит просветительским успехам людей в естественном ходе времени. Возникновение противоречий, бунтов Карамзин возлагал на ошибки отдельных монархов, а не государственного строя.

Развитие русской исторической прозы началось с повести. Жанр повести оказался наиболее удобным для отображения исторических событий, в силу краткости и лаконичности. Как историческое произведение любого жанра, повесть - «моментальный снимок какого-либо фрагмента действительности - современной автору или уже ставшей историей» [2, 6] - отмечает Ю.А.Беляев. Н.В.Белинский указал на то, что «Карамзин первый на Руси начал писать повести, которые заинтересовали общество... в которых действовали люди, изображалась жизнь сердца и страстей посреди обыкновенного повседневного быта» (1, 104). В повестях Карамзина «как в зеркале верно отражается жизнь сердца, как ее понимали, как она существовала для людей того времени», «века отрицания и сомнения» [1, 104]. Историческая проза XIX века выполняла познавательные и воспитательные функции. Будучи просветителем, применяя свои знания исторической науки при написании литературатурных произведений, Карамзин советовал царям править государством, анализируя ошибки прошлых веков, прежних князей, чтобы не совершать собственные. В статье «О случаях и характерах в Российской истории, которые могут быть предметом художеств» Карамзин определил нравственно-эстетическую позицию своего историколитературного творчества, укзав, что литература должна заботится о нравственнопатриотическом воспитании сограждан. Автор исторических произведений должен изображать героические характеры, чьи образы следует находить в истории отечества, «чтобы сохранить память русского геройства» [6, 162] и поставить в пример потомкам.

В.О. Ключевский в неопубликованных заметках о Карамзине убеждает нас в том, что Карамзин взялся писать историю, чтобы познакомить народ с прошлым, идеализировать это прошлое, поставить в пример геройские поступки, даже тогда, когда он не старается проанализировать исторические события: «Карамзин... не следит за исторической связью причин и следствий, даже как будто неясно представляет себе, из действия каких

исторических сил слагается исторический процесс и как они действуют» [7, 489]. Ключевский сравнивает процесс описания Карамзиным исторических событий со сценической постановкой: «Карамзин смотрит на исторические явления, как смотрит зритель на то, что происходит на театральной сцене» [7, 489] - такую критическую оценку Ключевского, скорее, можно отнести к ранним историческим повестям Карамзина, нежели ко всему его историческому творчеству. Ведь исторические повести Карамзина, по мнению В.Г.Белинского, «имели для своего времени великое значение» [1, 490] и «интерес исторический» [1, 104].

Тематика исторической повести «Наталья, боярская дочь», относится ко времени, когда бояре пользовались авторитетом царской власти при правлении Алексея Михайловича: «соединение власти и кротости помогало царю ладить с боярами, которым он при своем самодержавии уступал широкое участие в управлении» [7, 110]. Повесть Карамзина - дань прекрасной старине когда люди жили по своим обычаям. «Любовь народная, милость царская были наградою добродетелей» [9, 30]. Идеализируя старые добрые времена, Карамзин превращает повесть в сентиментальную сказку, в связи с чем Ю.А.Беляев относит ее к тому типу исторического повествования, который можно назвать: «поэтический, с романтическим уклоном» [2, 7], а «атмосфера сказки снижает историзм» [2, 11] произведения. В повести фактически отсутствуют исторические лица. Государь Алексей Михайлович не назван, но охарактеризован: «Добросердечный, чувствительный царь» [9, 56]. Идеализированы и отношения царя со своими подданными, которые могут стать его друзьями. Ставится в пример «похвальное обыкновение» боярина Матвея, верного царского слуги, кормить «всех мимоходящих бедных людей», «которое достойно подражания во всяком веке и во всяком царстве» [9, 29]. Историческое время, показанное в повести Карамзина, служит только «красочным фоном» для идеализации добродетельных героев доброго патриархального времени, «выбор эпохи... согласуется с теми принципами восприятия истории как школы нравственного, духовного и патриотического воспитания, которые отстаивал Карамзин» [2, 7].

Сюжет повести не предвещает никакой констатации конкретного исторического факта, кроме упоминания о волнениях и бунтах, которые возмушали спокойствие царства. Например, «когда некоторые из знатнейших честолюбивых бояр восстали против законной власти юного государя, но скоро гнев Божеский наказал мятежников» [9, 47]. Такое историческое событие, как поход иноземцев на Русское княжество, также закончилось поражением агрессоров. Карамзин в своей повести не описывает сами битвы, но показывает отношение к ним главного героя повести, сына знатного боярина, оклеветанного по ошибке и сосланного за пределы государства. После смерти отца, сын, вернувшись в родную сторону, старается на деле показать свою безграничную любовь к родине и преданность государю: «мне надобно заслужить прежде всего милость царскую» [9, 55] - говорит главный герой перед битвой, в которой участвовали и его жена, и его слуги, готовые, в свою очередь, умереть за своего господина. Так проявляется идея патриотизма положительного героя исторического произведения.

Народ у историка и писателя Карамзина представляет собой монолитную структуру, но он не одинаков во все времена и в различных ситуациях может проявить себя по-разному. Народ в повести «Наталья, блярская дочь» лишен классовости и показан как единый героический механизм: «жители престольного града собирались перед дворцом

государевым... толпы народные бросали вверх шапки свои, восклицая в один голос: «Умрем за царя-государя! Умрем за отечество... русское воинство в ряды становилось» [9, 55]. В то же время, народ состоит из отдельных личностей с богатым внутренним духовным миром, с ярко выраженным национальным характером, для которого на первом месте были патриотический долг, героическая гражданственность, проявляемая по отношению к родине в любое время. Подвиг народный показан через подвиг личности героев повести, независимо от их сословной принадлежности. Проявление патриотического духа показано как главным героем повести, боярином знатного рода, так и его слугами, ибо все они - подданные царя.

Главный герой повести сливается с единым народом в победном подвиге, проявленном в битве за отечество и государя. Через личность главного героя Карамзин показывает преданность всего народа государю, власти, отечеству. Таким образом, Карамзин стремится придать повести нравственно-воспитательный характер, где главный герой является примером добродетели.

Обходя влияние социального и политического факторов на самосознание народа, Карамзин прослеживает исторически сложившуюся проблему взаимоотношений народа и власти. Эти отношения могут быть основаны или на взаимном уважении и любви, результатом чего станет процветание государства, что показано в повести «Наталья, боярская дочь»; или на недовольстве народа, которое может привести к бедствию государства, что показано через сюжет другой исторической повести «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода».

Тип исторического повествования «Марфы-посадницы», в отличии от повести «Наталья, боярская дочь», «прозаический, ориентированный на фактологическую точность и этнографическую достоверность» [2, 7] - отмечает Ю.А.Беляев. «История становится самим предметом изображения, а не красочно декоративным фоном» [2, 8]. В ней Карамзин обращается к такой теме прошлого из истории отечества, как покорение Великого Новгорода Иоаном III с целью объединения русских княжеств.

Разделение взглядов на сторонников новгородской вольности и приверженцев объединения русских княжеств можно наблюдать и в древних источниках, соответственно, как новгородских сказителей, защищавших независимую отдельную республику и московских повествователей, сторонников усиления власти московского государства. Работа с этими источниками обусловила двоякое отношение Карамзина к исторической теме при написании повести «Марфа-посадница». Определение Вяземского о том, что Карамзин «душою республиканец, а головою монархист», обусловливает некую его «парадоксальность общественной позиции» [3, 352]. По словам Вяземского, философская концепция понимания истории Карамзиным сводится к следующему: «Возлюбив Россию, Карамзин должен был полюбить и пути, которыми провидение привело ее к той степени величия и могущества», в силу этого, «Карамзин не мог не быть монархическим писателем в высшем и бескорыстном смысле этого слова, потому что Россия развилась, окрепла и сосредоточилась в силу монархического начала» [3, 203]. Хотя в повести Карамзин мог себе позволить быть республиканцем и монархистом одновременно. Нравственно-эстетический идеал Карамзина приводит к тому, что он старается найти оправдание каждой из строн конфликта, случавшегося в ходе исторического процесса, желая, пусть даже описательно, не столкнуть, а, наоборот, развести противоборствующие стороны. Дворянский либерализм Карамзина не позволял ему сталкивать героев даже на страницах повести. Такой компромисс Карамзин ищет в «Марфе-пасаднице» между героями повести Московским князем Иоанном III -представителем самодержавной власти и представительницей власти Новгородской республики - посадницы Марфы Борецкой, защитницы вольности Новгорода, не выбирая ничью сторону, или, наоборот, будучи сторонником обоих.

Во вступлении к своей исторической повести, при всей идеализации образа Марфы-посадницы, автором внесены определенные штрихи неблагонадежности сторонницы народной демократии, показав «страстную, пылкую, умную, а не великую и не добродетельную женщину» [9, 60]. Предпочтение отдано образу представителя

самодержавной власти, обладателю главной идеи древнерусского государства - единения Руси: «Мудрый Иоанн должен был для славы и силы отечества присоединить область Новогородскую к своей державе: хвала ему!» [9, 60]. В то время как новгородцы, хоть и «сражались за древние свои уставы и права... поступили только безрассудно: им должно было предвидеть, что сопротивление превратиться в гибель Новугороду, и благоразумие требовало от них добровольной жертвы» [9, 60].

Главные герои повести - великий князь московский и посадница новгородская, одинаково одухотворены патриотическими идеями, в одинаковой степени владеют

лидерством над народными массами: «Как Иоанн величием своим одушевлял легионы московские, так Марфа в Новегороде воспаляла умы и сердца» [9, 91] новгородцев. Но в итоге, представитель монархии - победитель, а Марфа - жертва. Она наказана, ибо, как замечает В.О.Ключевский, у Карамзина «порок обыкновенно наказывается» [7, 489].

Речь Марфы, и речь посла Холмского от великого князя Московского в повести одинаково патриотичны. Идея патриотичности посла от московского царства превозносит самодержавие: «Народы дикие любят независимость, народы мудрые любят порядок, а нет порядка без власти самодержавной [9, 61]. Предупреждая новгородский народ о тайной связи бояр с Литвою, Холмский провозглашает: «Иоанн, избранный Богом, не опустит державной руки своей, доколе не сокрушит врагов» [9, 64]. Патриотизм новгородской посадницы отстаивает вольность, данную им предками: «народ новгородский может «свободно и независимо решать судьбу свою» [9, 66], «мы благоденствуем и свободны!» [9, 68].

Народ Новгорода воспринимает речи своих лидеров по-разному: по окончании речи Холмского «продолжается молчание. Чиновники и граждане в изумлении» [9, 64]. Вольнолюбивая, дамокротичная речь Марфы прерывается, «страшный вопль народа не дал уже говорить посаднице: «Нет, нет! Мы все умрем за отечество! - восклицают бесчисленные голоса» [9, 70]. Противопоставление реакции народа, собранного на Великой площади города звуками вечевого колокола, видно сразу: речь посла остается безответной, речь Марфы приводит в движение все и поднимается «ужасный мятеж народа» [9, 70]. Народ в повести «Марфа-посадница» обозначен выразительнее, чем в повести «Наталья, боярская дочь», хотя тоже дан в единой массе своей.

В повести Карамзин отводит образу Марфы-посадницы главенствующую роль, раскрывая его психологически. Карамзин показывает свою главную героиню то сильной, то слабой, то мужественной, то женственной: на собраниях она народный лидер, дома она мать, вдова посадника новгородского, павшего в битве с захватчиками, «который жил и дышал отечеством!..» [9, 78-79]. Уверенность Марфы в своей правоте сменяется раскаянием: «все принесла в жертву свободе моего народа... и хотела ужасов войны» [9, 97]. Симпатии Карамзина на стороне Марфы еще и потому, что этот образ можно отнести к представительнице своего народа, чей дед «некогда знатнейший из бояр... семьдесят лет служил отечеству: мечом, советом, добродетелию», «отец, супруг... погибли, сражаясь за Новгород» [9, 7] вместе с народом.

Образ царя остается как бы вдали от всего происходящего, возможно, так Карамзин подчеркивает его величие, а более того, величие его идеи единения Руси. Образ Иоанна III идеализирован в своем покровительстве и примирении с народом: «отныне вся земля русская будет вашим любезным отечеством, а государь великий - отцом и главою... клянется... что польза народная во веки веков будет любезна и священна самодержцам российским» [9, 99].

Через повествование исторической повести Карамзин убеждал народ в необходимости наличия единовластителя для организации всего бытия. «Народ слаб и легкомысленен: ему нужна помощь великой души в важных решительных случаях» [9, 79]. Отдавая приоритет монархическому строю, в своем творчестве писатель-историк окружал каждое историческое лицо нравственно-оправдательной атмосферой. Относясь с большим уважением ко всем великим князьям, автор преподносил читателю исторического героя, который на тот или иной период времени представлял государственность и действовал в ее интересах, соответственно своему нравственно-патриотическому идеалу.

Литература

1. Белинский В.Г. Собрание сочинений. В 9-ти т. Т.6. Статьи о Державине; Статьи о Пушкине; Незаконченные работы. - М.: Худож. лит.,1981. - 678с.

2. Беляев Ю.А. Эпохи, воскрешенные словом // Русская историческая повесть. В 2-х томах. - Т.1. Вступ.статья. С. 5-24.- М.: Худож. лит., 1988. - 735с.

3. Вяземский П.А. Сочинения: В 2-х т.т. Т.2 Литературно-критические статьи. - М.: Худож. лит., 1982. - 382с.

4. Карамзин Н.М. Письма русского путешественника. Повести. - М.: Правда, 1982. - 608с.

5. Карамзин Н.М. Предания веков. Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского». - М.: Правда, 1989. - 768с.

6. Карамзин Н.М. Сочинения: В 2-х т.т. Т.2 - Критика. Публицистика. Главы из «Истории государства Российского». - Л.: Худож. лит., 1984. - 456с.

7. Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. - М : Правда, 1990. -624с.

8. Макогоненко Г.П. Николай Карамзин и его «Письма русского путешетвенника» // Письма русского путешественника. Повести. - Вступ.статья. С.3-24.- М.: Правда, 1982. - 608с.

9. Русская историческая повесть. В 2-х т. - Т.1. - М.: Худож. лит., 1988. - 735с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.