Научная статья на тему 'Тема Отечественной войны 1812 года в творчестве О. М. Сомова'

Тема Отечественной войны 1812 года в творчестве О. М. Сомова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
258
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО О.М. СОМОВА / SOMOV''S CREATIVE WORK / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ / ARTISTIC REALIZATION / ВОЙНА 1812 ГОДА / WAR OF 1812 / ГЕРОИЗМ РУССКОГО НАРОДА / HEROISM OF THE RUSSIAN PEOPLE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Журина Марина Ивановна

В статье рассматривается художественное воплощение темы Отечественной войны 1812 года в творческой практике О.М. Сомова, ранее не являвшееся предметом исследовательского интереса. На основе обращения к посланию, эпиграмме, стихотворному сказу, повести, новелле в наследии О. Сомова изучается жанровая специфика осмысления исторической темы писателем. Новаторски воссозданная через восприятие противника-француза, эпоха героических деяний памятного года связывается, в трактовке О. Сомова, с гуманизмом защитников Отечества, уважением к культуре другой страны, идеей милосердия к врагу, с традиционными со времен Владимира Мономаха качествами великодушия, сострадания, присущими русскому народу, и утверждением необходимости мирной жизни. Рецепция военных событий в поэзии и прозе О. Сомова способствует постижению глубинного духовно-нравственного, этико-эстетического и патриотического содержания русской словесности первой трети XIX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theme of Patriotic War of 1812 in O.M. Somov’s Creative Work

The article deals with the artistic realization of the theme of Patriotic War of 1812 in O.M. Somov's creative practice which was not a subject of research before. In Somov's heritage a genre specific of understanding the historical subject on the basis of the appeal to the epistle, epigram, poetic narration, story, short story is studied. Innovatively recreated through perception of the French opponent, the era of heroic acts of the memorable year communicates, in O. Somov's treatment, with humanity of the Fatherland defenders, respect for the culture of the other country, mercy to the enemy, with the qualities of generosity and compassion, traditionally inherent in the Russian people since Vladimir Monomakh time, and with the statement of need of peace. Reception of military events in poetry and Somov's prose promotes comprehension of the deep spiritual and moral, ethic and esthetic and patriotic sense of the Russian literature of the first third of the XIX century.

Текст научной работы на тему «Тема Отечественной войны 1812 года в творчестве О. М. Сомова»

УДК 821.161.1.09"1793/1833"СОМОВ ББК 83.3(2РОС-РУС)5-8СОМОВ43

ТЕМА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДА В ТВОРЧЕСТВЕ О.М. СОМОВА

М.И. Журина

Аннотация. В статье рассматривается художественное воплощение темы Отечественной войны 1812 года в творческой практике О.М. Сомова, ранее не являвшееся предметом исследовательского интереса. На основе обращения к посланию, эпиграмме, стихотворному сказу, повести, новелле в наследии О. Сомова изучается жанровая специфика осмысления исторической темы писателем. Новаторски воссозданная через восприятие противника-француза, эпоха героических деяний памятного года связывается, в трактовке О. Сомова, с гуманизмом защитников Отечества, уважением к культуре другой страны, идеей милосердия к врагу, с традиционными со времен Владимира Мономаха качествами великодушия, сострадания, присущими русскому народу, и утверждением необходимости мирной жизни. Рецепция военных событий в поэзии и прозе О. Сомова способствует постижению глубинного духовно-нравственного, этико-эстетического и патриотического содержания русской словесности первой трети XIX века.

Ключевые слова: творчество О.М. Сомова, художественное воплощение, война 1812 года, героизм русского народа.

M.I. Zhurina

Abstract. The article deals with the artistic realization of the theme of Patriotic War of 1812 in O.M. Somov's creative practice which was not a subject of research before. In Somov's heritage a genre specific of understanding the historical subject on the basis of the appeal to the epistle, epigram, poetic narration, story, short story is studied. Innovatively recreated through perception of the French opponent, the era of heroic acts of the memorable year communicates, in O. Somov's treatment, with humanity of the Fatherland defenders, respect for the culture of the other country, mercy to the enemy, with the qualities of generosity and compassion, traditionally inherent in the Russian people since Vladimir Monomakh time, and with the statement of

431

шЕМЕ of patriotic WAR of 1812 IN o.M. somov's creative work

need of peace. Reception of military events in poetry and Somov's prose promotes comprehension of the deep spiritual and moral, ethic and esthetic and patriotic sense of the Russian literature of the first third of the XIX century.

Keywords: O.M. Somov's creative work, artistic realization, war of 1812, heroism of the Russian people.

432

Тема Отечественной войны 1812 г., объединившая многих поэтов и писателей, привлекла внимание свидетеля эпохи героических деяний О.М. Сомова, нашла в его творчестве художественное воплощение. Уже современники отметили вклад писателя в разработку данной темы, считая, что в произведении «Вывеска» О. Сомов «открыл новый путь, которым, кажется, не ходили еще наши романисты и сочинители повестей: он ввел в повесть свою 1812-й год» [1, с. 232]. Однако вскоре скромное наследие О. Сомова затерялось на фоне выдающихся произведений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, на долгие годы выпало из поля зрения литературоведов и незаслуженно оказалось забытым. Пристальный интерес к творческой личности писателя наблюдается лишь в XXI веке, когда с небольшим отрывом друг от друга появляются три диссертационных исследования о его литературной деятельности [2—4]. При этом проблема «О. Сомов и 1812 год» до сих пор не стала предметом отдельного рассмотрения, не получила должного, на наш взгляд, освещения в филологической науке.

Отечественная война 1812 г. возникает в ряде стихотворных и прозаических произведений писателя. О. Сомов не был непосредственным участником военных событий и встретил 1812 г. студентом Харьков-

ского университета. Тема войны раскрывается в его творчестве в разных жанрах: послании, эпиграмме, стихотворном сказе, повести, новелле. Уже в первых стихах поэт воспевает героические страницы русской истории. Обращаясь к «другу сердца», чья «рука врагов разила в брани», «П. Г. Т-ву (При доставлении ему прекрасного стихотворения г. Жуковского Певец во стане русских воинов)» (1816 г.), О. Сомов связывает эпистолярный жанр «послания» с традицией одической поэзии XVIII столетия:

Умолк повсюду бранный гром, Лик солнца прояснился; С весёлым, блещущим челом Мир кроткий к нам спустился Под скиптром доброго Царя, Предтеча дней блаженных, Явилась тишины заря По бурях укрощенных

[5, с. 354].

Победа русских в 1812 г. осмыслена поэтом в контексте не только национальной, но и мировой истории:

Низвергся, пал Наполеон, Европа отдохнула, Умолк везде нещастных стон И радость воспрянула!

[там же]

Подобно «любимому поэту» [там же, с. 355] В. А. Жуковскому, О. М. Со-

мов в одическои стилистике прославляет величие подвига русских воинов:

Но подвиг доблестных вождеИ — Российския ограды — Век будет жить в сердцах людей, И скажут поздни чады, Из рода в род, из века в век: «Хвала питомцам славы! «Их острый меч наш плен рассек. «Они лишь в бой кровавый «Рекой на встречу потекли «Врагу, изчадью злобы, — «И рабство прочь с лица земли, «И злость сокрылась в гробы!

[5, с. 354-355]

Отвага и самоотверженность, самопожертвование русского воинства рисуется с опорой на фольклорные традиции, использованием народнопоэтических эпитетов «острый меч», «бой кровавый», метафоры «рекой потекли». Как и Г.Р. Державин, О.М. Сомов создает в трактовке темы войны 1812 года оригинальный стиль, основанный на сочетании одического и народного.

Образ врага-поработителя Наполеона воссоздан О. Сомовым в эпиграмме «Два бича рода человеческого» (1816 г.). К портрету Наполеона добавляются сатирические характеристики. Захватническая политика императора сопоставляется с тщеславным стремлением к сочинительству его младшего брата, Люсьена:

Один людей хотел побить,

заграбить в плен; Другой, ведя войну с ушами, Тиранить вздумал их несносными

стихами [6, с. 62].

Участь обоих Бонапартов, заставивших страдать человечество, пред-

решена:

Но Милосердный Бог, услышав

стон людей, Пустил Небесный гром в обеих

сих бичей И в бич людских голов, и в бич

людских ушей [там же].

Завоевательные намерения Наполеона, его неоправданная самонадеянность иронически представлены в стихотворном сказе Сомова «Наполеоновы шахматы», в заглавии которого использована метафора игры-войны:

Расставив шашки по порядку, Хотел Наполеон играть, Чтобы в холодную Камчатку Шах Русскому и всем вон из Европы дать [7, с. 29].

Сначала все осуществляется по замыслу военачальника, его действия не встречают видимых препятствий:

Придвигивал он шашки стройно И шел к Москве спокойно [там же].

Однако уже отмечается трудность продвижения войск Бонапарта 433 по российским просторам:

Хоть, правда, у него под час То пешки, то коней, то пушки

отбирали, Однако же Москву ему на жертву

дали

И к выгоде для нас [там же].

Вскоре удача отворачивается от завоевателей, происходит перелом в ходе войны:

Но там, когда его порядочно

припёрли,

И Русские к нему дорогу попротёрли И вдруг, переменив игру,

]ЕК

434

Сказали: шах Царю! [там же]

Задуманный Наполеоном шах русскому и европейским народам оказывается направленным против него самого. Подлинным героем этого стихотворения является русский народ, сумевший достойно выдержать тяжелые испытания Отечественной воины 1812 г. Слово «русский», написанное с прописной буквы, неоднократно употребляется в тексте произведения. Именно в этом проявляется патриотическая гордость лирического персонажа могучей нацией-победителем.

Героизм русского сопротивления, всенародный характер освободительной войны 1812 г. показаны О. Сомовым в цикле «Рассказы путешественника» (1828—1830), ставших итогом заграничной поездки писателя в Европу 1819-1820 гг. Изображая картины военных событий в «Вывеске», одной из повестей названного цикла, автор освещает происходящее с непривычной позиции неприятеля - француза, участника похода 1812 г., - который спустя годы делится своими воспоминаниями с русским путешественником. В угоду «золотым надеждам, пробужденному честолюбию», желая «тонуть по горло в золоте и возвратиться крезами» [8, с. 120] наполеоновская армия отправилась в Россию. Однако несправедливо нажитое, добытое нечестным путем богатство, по свидетельству народных сказок, никогда не приносит счастья его обладателям. Не проходят бесследно, оборачиваются во вред и нечестивые мысли противника. Безнравственность, укоренившаяся в рядах французских солдат, после войны вызывает недоумение и у них самих: «Вы скажете, сударь, что руки у нас

не совсем были чисты, но таков был тогдашний наш военный дух: понятие о славе поселяли в нас неразлучно с понятием о богатой контрибуции; а все то, что каждый из нас мог захватить у вооруженного ли, безоружного ли неприятеля, считалось честною добычей» [там же, с. 122]. Началом тяжелых испытаний для французов явилась Бородинская битва, едва не ставшая очередным Ронсевалем: «Здесь уже некоторые из наших солдат вспомнили и начали потихоньку напевать старый романс:

Худо, худо, о французы,

В Ронсевале было вам...»

[там же, с. 120].

Писатель обращается к истории Франции, напоминает о былых поражениях, запечатленных на страницах героического эпоса. Через образ Ронсеваля показано тревожное, драматическое восприятие битвы врагом.

Художественно излагая дальнейший ход военно-исторических событий, О. Сомов предвосхищает замечательные описания Л. Толстого. Наполеон в «Вывеске», как и в романе-эпопее «Война и мир», напрасно ожидал депутацию с ключами от российской столицы: «сложа руки, тихо расхаживал он туда и сюда, и казалось, был в самом неприятном раздумье; то вдруг, раскинув руки, начинал он ходить быстрым шагом, щелкал пальцами, как будто бы этим движением хотел отогнать от себя какую-то досадную мысль. В таких, почти судорожных приемах и оборотах, со всеми признаками своенравного, упрямого ожидания, провел он более получаса, поминутно поглядывая на большую дорогу к городу...»

[там же, с. 121]. Пребывание интервентов в Москве передается в мистических тонах, с нарастанием ужаса в рядах неприятеля: «что-то тяжкое легло на сердце», «вместо радостного торжества победы какое-то зловещее уныние овладело нами; каждый из нас думал: это не к добру!» [там же], «начались беспрерывные пожары, и мы были в поминутном страхе», «фу-ражеров наших или ловили русские партизаны, или душили крестьяне», «жуткий страх вытеснил прежнюю бодрость и отвагу. Москва нам опротивела: нам было в пространных стенах ее, как в тесной и душной могиле» [там же, с. 122]. «Великая армия» перестала существовать: «какое жалкое и вместе странное зрелище представляло наше войско по выходе из Москвы! Число солдат крайне уменьшилось, и оставшиеся в рядах наших были как выходцы из того света: бледны, тощи и слабы» [там же].

Сообщая о перипетиях в судьбе центрального персонажа повести, волею случая сделавшегося солдатом, парикмахера Ахилла, Сомов приводит своего героя в довольно большое селение. Вынужденный промышлять мародерством, он становится очевидцем самоотверженного героизма русского народа: «Число крестьян беспрестанно усиливалось новыми, которые сбегались со всех сторон. <...> Черный человек отдал приказ — и в минуту сотни крестьян явились с огромными пуками соломы; несмотря на меткие наши выстрелы, несмотря на то, что многие из отважных падали мертвые, — другие беспрестанно заступали их места и в короткое время обложили соломою весь двор и зажгли ее» [там же, с. 125]. Патриотические чувства, бес-

примерная храбрость и исключительная стойкость сплотили в 1812 г. все слои русского населения: и дворян-помещиков, и крестьян, и духовенство. Освободительная война, борьба за независимость приобретает всенародный характер, осознается как богоугодное, святое дело. Неслучайно впереди земских ратников «шел священник с крестом, а за ним несколько причетников с хоругвями и образами» [там же]. Воодушевляя на подвиг своим примером, «священник, раненый, зашатался», но и тогда «не переставал ободрять своих прихожан» [там же]. Такой противник, смело преодолевающий страх смерти, с честью выполняющий свой трудный долг перед родиной вызывает уважение и у врага. Одним из первых в русской художественной литературе О.М. Сомов освещает роль народного ополчения в войне 1812 г. до публикации мемуарных «Записок о 1812 годе» (1836 г.) С.Н. Глинки.

Величие и нравственная сила русских людей ощутимы и в отношении к военнопленным. Придя в со- 435 знание, раненый Ахилл был приятно удивлен, увидев себя в крестьянской избе. Страшная мысль вдруг пробудилась в его голове: не стара -ются ли его «возвратить к жизни для того, чтобы предать новым, ужаснейшим мучениям» [там же, с. 127-128]. Но «человек в черной шинели, начальник земских защитников» [там же, с. 127], против которых совсем недавно сражался Ахилл, с неподдельным участием осведомился о его самочувствии, напоил, накормил и даже дал обещание по-христиански обойтись с ним, как «бог внушит» [там же, с. 128]. Христианские нача-

вЕК

ла, необходимость быть милостивым к врагу, простить его греховные заблуждения, особо подчеркнуты Сомовым в характеристике русского солдата и воина. Гуманизм и милосердие вызывают ответные чувства: «Я не мог опомниться от удивления и благодарности, хотел изъяснить их новому моему благодетелю, - но он не дал мне времени высказать свои чувствования» [там же]. Благородство и сострадание заставляют черного человека, деревенского помещика, не быть равнодушным к солдатам побежденной армии и «осматривать каждого в надежде <...> спасти кого-нибудь из этих несчастливцев» [там же]. Великодушие, сердобольность русских людей к поверженному противнику отмечалось впоследствии в мемуарной литературе, в «Дневнике партизанских действий 1812 г.» (1835 г.) Д.В. Давыдова. Соблюдение библейских заповедей, следование христианским добродетелям, духовные основы русского национального самосознания, несо-.„_ мненно, способствовали долгождан-436 ной победе.

Человек на войне, в трактовке Сомова, раскрывает истинные качества: делается трусом, предателем или героем. Война сталкивает судьбы разных народов и их представителей. В новелле «Страшный гость» (1830 г.) литовский пан, в надежде «сохранить свое имение, а при благоприятном случае нажить и больше» [9, с. 316] принял сторону французов и взял на постой раненого ротмистра вестфальской службы. Но как только ситуация в войне переменилась пан «нрава шаткого» стремится доказать «приверженность к российскому правительству» [там же, с. 319] и поду-

мывает выдать ротмистра Липроде казакам. Тогда будет он освобожден и от выплаты карточного долга немецкому офицеру. Лишь страшный сон о явлении призрака, грядущем возмездии за совершенное предательство, смог удержать героя от новой измены. А «любезный весельчак» [там же, с. 317] Липроде поступил на службу в российскую армию.

Примечательно, что еще до художественных открытий великих русских писателей Л.Н. Толстого, А.Н. Толстого, М.А. Шолохова О.М. Сомов обращается к изображению человека, вовлеченного в водоворот исторических событий. «Отец мой, которого вы видели, дед мой и прадед были содержателями почтового дома, и может быть, я никогда бы не изведал другого состояния жизни, если бы сильные политические наши потрясения и следовавшее за тем правление Наполеона не преобратили порядка многих вещей, не говоря уже о незаметном существовании человека частного» [8, с. 274], - говорит герой повести «Почтовый дом в Шато-Тьер-ри» (1830 г.), вынужденный по конскрипции стать военным. Участник похода 1812 г, он вместе с отступающей армией попадает в Германию и, спасая от солдат глухонемую женщину, обретает верную супругу. Автор не случайно привлекает внимание читателя к бесчинствам и произволу интервентов: «при Наполеоне французские солдаты многое себе позволяли в военное время, особливо в отношении к мирным жителям занимаемых, ими мест в чужих государствах, и что офицеры должны были отчасти смотреть на это сквозь пальцы; но я всегда старался удерживать наших солдат от подобных

беспорядков» [там же, с. 275]. Моральная деградация в рядах неприятеля не только оказалась допустимой, но и превратилась в обыденность, что определило, с точки зрения писателя, неминуемую гибель войска врага.

О. Сомов интересовался современной литературой об Отечественной войне 1812 г., его привлекла оценка события иностранными писателями. Называя в начале повести «Странный поединок» (1830 г.) топографические «диковинки» о России, распространившиеся во Франции после похода 1812 г., Сомов поясняет: «В примечаниях к одной поэме о походе Наполеона в Россию, изданной в 1814 году в Париже, <...> находится следующее замечательное место: "Les Français ignoraent sans doute la faculte dont les Cosaques sont doues, celle d'attiser le feu avec leurs dents". То есть: «Французы, верно, не ведали о способности, которою одарены казаки: разводить огонь зубами» [8, с. 230]. Как видим, противник, в представлении французов, наделяется необыкновенными, чудодейственными свойствами, которые наряду с другими факторами обусловили разгром «Великой армии».

Упоминания о 1812 г. встречаются в «Сказках о кладах» (1829 г.), произведении с ярко выраженной фольклористической составляющей, основанном на малороссийских народных преданиях и поверьях. «Русской зимы не пересилишь, — афористично констатирует Сомов, — это уже не раз было доказано, особливо чужеземным врагам народа русского» [там же, с. 166]. Бессмысленность завоевательной войны здесь соответствует напрасному кладоискатель-

ству центрального персонажа повести, майора Нешпеты.

В символико-аллегорическом повествовании «Алкид в колыбели» (1832 г.), где история России в метафорической форме уподобляется героической судьбе известного персонажа античной мифологии, Отечественная война 1812 г. оценивается как великий подвиг общенационального значения, избавивший мир от тирана: «И Лев смирен тобою, и многозевный Цербер — гордый владыка, мечтавший покорить весь мир — пал под твоими ударами, и толпы какусов разноплеменных исчезли от руки твоей, и гидра крамол стоглавая издыхает под твоею пятою» [там же, с. 286]. В героическом прошлом и настоящем заключена основа будущего процветания. Автор видит Россию незыблемой, верит в славный путь своей страны и с любовью взывает к ней: «Не останавливайся на распутии, подобно Алкиду древнему, Отечество мое, Россия прекрасная! иди прямым путем, путем просвещения истинного, гражданственности нешаткой, незыблемой; презирай вой твоих буйных завистников и вознеси чело твое над странами мира как символ искупления, символ благости неба к сынам земли!» [там же]. Христианская, православная Россия, по мнению автора, справится с любыми испытаниями. Как замечает Д.В. Аба-шева: «Ни гордость за победы, ни просторы страны, ни горы алмазов, ни державный блеск, ни склоненные головы народов, ни вся земная слава — не должны склонить России к "духу гордыни"» [10, с. 65], не властны нарушить крепости «ясного мира святыни» [11, с. 230].

437

ВЕК

Тема Отечественной войны 1812 г., волновавшая О. Сомова на протяжении всего творческого пути, нашла отражение в лирических и эпических жанрах. Объединяя «Рассказы путешественника», эта тема раскрывает подвиг русского народа в оригинальной форме историко-культурного восприятия России французами. Новаторски показанная глазами противника, война 1812 г. явилась свидетельством христианских добродетелей, гуманизма, беспримерной храбрости и отваги защитников Отечества.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Русская литература. Книги 1829 года [Текст] // Московский телеграф. - 1829. -Ч. 25. - № 2. - С. 230-234.

2. Журина, М.И. Творческая эволюция О.М. Сомова и проблемы фольклоризма: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01; 10.01.09 [Текст] / М.И. Журина. - Чебоксары, 2007. - 201 с.

3. Костылева, О.Б. Проза О.М. Сомова: художественный мир и способы его моделирования: дис. ... канд. филол. наук:

438 10.01.01 [Текст] / О.Б. Костылева. - Пятигорск, 2009. - 191 с.

4. Матвеева, Ю.А. Орест Михайлович Сомов - литературный критик. Научная биография: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 [Текст] / Ю.А. Матвеева. - Москва, 2007. - 248 с.

5. Сомов, О.М. П.Г. Т-ву (При доставлении ему прекрасного стихотворения г. Жуковского Певец во стане русских воинов) [Текст] / О.М. Сомов // Украинский вестник. - 1816. - Ч. 1. - Кн. 3. - С. 354-356. (В статье сохранены пунктуация и орфография первой публикации.)

6. Сомов, О.М. Два бича рода человеческого [Текст] / О.М. Сомов // Харьковский Демокрит. - 1816. - № 5. - С. 62. (В статье сохранены пунктуация и орфография первой публикации.)

7. Сомов, О.М. Наполеоновы шахматы [Текст] / О.М. Сомов // Харьковский демокрит. - 1816. - № 3. - С. 29-30. (В статье сохранены пунктуация и орфография первой публикации.)

8. Сомов, О.М. Были и небылицы [Текст] / О.М. Сомов; сост., вступ. ст. и примеч. Н.Н. Петруниной. - М.: Сов. Россия, 1984. - 368 с.

9. Сомов, О.М. Купалов вечер. Избр. произведения [Текст] / О.М. Сомов; сост., предисловие и примеч. З.В. Кирилюк. - Киев: Дншро, 1991. - 557 с.

10. Абашева, Д.В. Воспоминание о Наполеоне в лирике А.С. Хомякова 1840-х годов / Д.В. Абашева // Вестник лаборатории аналитической филологии / глав. ред. И.П. Карпов. - Йошкар-Ола: Марийский государственный университет; Лаборатория аналитической филологии, 2013. -Вып. 6. - С. 63-69.

11. Хомяков, А.С. России / А.С. Хомяков // Хомяков, А.С. Полн. собр. соч.: в 8 т. - М.: Университетская типография, 1900. - Т. 4.

- С. 229-230.

REFERENCES

1. Abasheva D.V., Vospominanie o Napoleone v lirike A. S. Homjakova 1840-h godov, Vestnik laboratorii analiticheskoj filologii, Joshkar-Ola, Marijskij gosudarstvennyj uni-versitet; Laboratorija analiticheskoj filologii, 2013, Vyp. 6, 63-69. (in Russian)

2. Homjakov A.S., Rossii, in: Polnoe sobranie sochinenij: v 8 vol., Moscow, Universitets-kaja tipografija, 1900, Vol. 4, 229-230 (in Russian).

3. Kostyleva O.B., Proza O.M. Somova: hu-dozhestvennyj mir i sposoby ego mode-lirovanija, PhD dissertation (Philology), Pjati-gorsk, Stavrop. gos. un-t, 2009. (in Russian).

4. Matveeva Ju.A., Orest Mihajlovich Somov

- literaturnyj kritik. Nauchnaja biografija, PhD dissertation (Philology), Moscow, Lo-monosov Moscow State University, 2007. (in Russian)

5. Russkaja literatura. Knigi 1829 goda, Mos-kovskij telegraf, 1829, Ch. 25, No. 2, 230234. (in Russian)

6. Somov O.M., Byli i nebylicy, Moscow, Sov. Rossija, 1984. (in Russian)

7. Somov O.M., Dva bicha roda chelovechesk-ogo, Harkovskij Demokrit, 1816, No. 5, 62. (in Russian)

8. Somov O.M., Kupalov vecher. Izbr. Proizve-denija, Kiev: Dnipro, 1991 (in Russian)

9. Somov O.M., Napoleonovy shahmaty, Harkovskij demokrit, 1816, No. 3. 29-30. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Somov O.M., P.G. T-vu (Pri dostavlenii emu prekrasnogo stihotvorenija g. Zhukovskogo Pevec vo stane russkih voinov), Ukrainskij vestnik, 1816, Ch. 1, Kn. 3, 354-356. (in Russian)

11. Zhurina M.I., Tvorcheskaja jevoljucija O.M. Somova i problemy folklorizma, PhD dissertation (Philology), Cheboksary, Chuvash. gos. ped. un-t, 2007. (in Russian)

Журина Марина Ивановна, кандидат филологических наук, доцент, кафедра литературы и культурологи, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, ds52556@chebnet.com

Zhurina M.I., PhD in Philology, Associate Professor, Literature and Cultural Studies Department, Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, ds52556@chebnet.com

439

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.