Научная статья на тему 'Тема остракизма в романах О. А. Ильиной «Канун Восьмого дня» и Т. Уайлдера «День восьмой»: философия и поэтика'

Тема остракизма в романах О. А. Ильиной «Канун Восьмого дня» и Т. Уайлдера «День восьмой»: философия и поэтика Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
203
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ / О. ИЛЬИНА / Т. УАЙЛДЕР / ОСТРАКИЗМ / ТИП СТРАННИКА / O. ILYINA / T. WILDER / WANDERER'S TYPE / RUSSIAN ABROAD / OSTRACISM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бармина Елена Николаевна

В статье рассматривается явление остракизма в романах О. Ильиной «Канун Восьмого дня» и Т. Уайлдера «День восьмой», выявляется художественно-философская функция этого явления. В работе обращается внимание на тип странника, его нравственно-этическую значимость в раскрытии внутреннего мира героя-изгнанника в романах русского и американского писателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OSTRACISM THEME IN NOVELS OF O.A. ILYINA ON THE EVE OF EIGHTH DAY AND T. WILDER THE EIGHTH DAY: PHILOSOPHY AND POETICS

The article considers the ostracism in novels of O.A. Ilyina On the Eve of Eighth Day and T. Wilder The Eighth Day, reveals the scientific philosophical function of this phenomenon. The work pays attention on wanderer's type, its moral ethical meaning in revelation of the inner world of hero-exile in novels of Russian and American writers.

Текст научной работы на тему «Тема остракизма в романах О. А. Ильиной «Канун Восьмого дня» и Т. Уайлдера «День восьмой»: философия и поэтика»

УДК 882

ТЕМА ОСТРАКИЗМА В РОМАНАХ О.А. ИЛЬИНОЙ «КАНУН ВОСЬМОГО ДНЯ» И Т. УАЙЛДЕРА «ДЕНЬ ВОСЬМОЙ»: ФИЛОСОФИЯ И ПОЭТИКА

© Елена Николаевна БАРМИНА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кафедра русской и зарубежной литературы, соискатель,

e-mail: elbarmina@mail.ru

В статье рассматривается явление остракизма в романах О. Ильиной «Канун Восьмого дня» и Т. Уайлдера «День восьмой», выявляется художественно-философская функция этого явления. В работе обращается внимание на тип странника, его нравственно-этическую значимость в раскрытии внутреннего мира героя-изгнанника в романах русского и американского писателей.

Ключевые слова: русское зарубежье; О. Ильина; Т. Уайлдер; остракизм; тип странника.

Существовавшая на протяжении XIX в. и усилившаяся в первой половине XX в. экспатриация отдельных групп населения не только России, но и других, преимущественно тоталитарных государств по политическим, религиозным и национальным соображениям отразилась соответствующим образом и на жизни человека и в искусстве того времени. Эмиграция как проявление данного феномена особо широкое распространение приобрела именно в России, когда люди массово покидали страну в результате национальных общественно-политических катаклизмов и в страхе быть подвергнутыми страшной участи уничтожения. Так, оказавшись за пределами родины, человек в состоянии социальной отверженности вынужден был искать новые жизненные ориентиры.

Изгнание как социальное явление во многом определило существенные черты менталитета эмигрантов, в особенности деятелей искусства. Так, в музыке и живописи появились своеобразные пронзительные, тонкие нотки лиризма и грусти по прошлому. Мотив изгнания стал сквозным во многих художественных произведениях русского зарубежья, на страницах которых ощущается великая боль утраты, преисполненная отголосками нескончаемой скорби и печали.

Тема изгнания уходит своими корнями еще в античность и связана, прежде всего, с именем поэта Овидия, сосланного императором Августом на далекую окраину страны. В Ветхом Завете этот мотив прослеживается через события, последовавшие за ослушание Божьей заповеди Адамом и Евой. В литературе Средневековья данный мотив присутст-

вует в творчестве Данте и Петрарки, а позднее - в европейской литературе, в произведениях Гюго, Гейне, Мицкевича и мн. др. Однако именно русская эмиграция ХХ в. достигает наибольшей масштабности, определив, в свою очередь, и характер русской «литературы в изгнании».

Исторической первоосновой социального гонения стал остракизм (греч. о8&аШто8, от ostrakon - черепок [1]), введенный Клис-феном еще в конце VI в. до н. э. в Древней Греции как мера против восстановления тирании. Позднее к остракизму стали прибегать как к мере политической борьбы. Остракизм представлял собой изгнание гражданина из государства посредством голосования черепками. Время, на которое подвергали остракизму, обычно составляло 10 лет, но в этот момент изгнанные не лишались прав гражданства и собственности. Остракизму подвергались отдельные неугодные государству личности, иногда даже выдающиеся люди. В крайних случаях приемлемым становилось физическое уничтожение. Случаев применения остракизма было не так много -исторические справки указывают лишь на имена Фемистокла, Аристида и Дамона (учителя Перикла). Остракизм, подразумевающий выдворение из страны неугодных граждан во избежание крупных конфликтов на почве политических разногласий, не только нашел свое непосредственное отражение в разразившихся впоследствии социальных процессах гонения и изгнания, приобретших особую драматичность, трагичность и масштабность в начале XX в., но и стал для всех покинувших родину объединяющим понятием.

Сами термины «гонение» и «изгнание». хотя и близки семантически, однако не являются обозначением одних и тех же явлений. Согласно толкованию словаря Д.Н. Ушакова, гонение представляет собой «Систематическое преследование подвластного, слабейшего» [2, с. 151], тогда как изгнание «1. Действие по глаг. изгнать-изгонять. 2. Положение, состояние изгнанного, вынужденное пребывание где-н. в качестве изгнанника» [2, с. 295]. Тем не менее, несмотря на различные формулировки, понятия «гонение» и «изгнание» во многих случаях считают синонимичными, близкими по значению.

Следует заметить, что в настоящее время семантические рамки понятия «остракизм»

значительно сузились, о чем свидетельствуют современные словари русского языка. Так, словарь С.И. Ожегова (1982) [3] и словарь под редакцией Евгеньевой (1986) [4], указывая на книжную речь как основную сферу употребления понятия «остракизм», определяют его смысловое содержание как «изгнание, гонение». Словарь Д.Н. Ушакова (2008) [2] также предлагает варианты толкований «остракизма», близкие по семантике к вышеприведенным. Таким образом, синонимичными понятию «остракизм» в книжной речи, согласно определениям ряда ведущих справочных изданий, прежде всего, следует считать изгнание и гонение. Само же понятие остракизма представляет собой комплекс исторических, политических, нравственных, философских, психологических реалий, так или иначе связанных с данными явлениями.

В творчестве русской поэтессы и писательницы XX в. О.А. Ильиной и ее современника, американского прозаика и драматурга Т. Уайлдера, ставших впоследствии соотечественниками и согражданами США, осмыслению процессов остракизма отведено особое место. Оба писателя в своих романах с созвучными названиями «Канун Восьмого дня» (1951) (О.А. Ильина. - Е. Б.) и «День восьмой» (1967) (Т. Уайлдер. - Е. Б.) определяют существенную роль остракизма в раскрытии главной идеи произведения в целом, в психологических характеристиках главных героев, в частности. Так, на страницах обоих романов в центре повествования оказываются герои-изгнанники, находящиеся в состоянии постоянного поиска нравственных ориентиров, духовного странствования на пути к постижению вечных канонов.

В романах О.А. Ильиной и Т. Уайлдера представлены близкие по духу персонажи, столкнувшиеся с той или иной формой остракизма, диктуемого различными социальными предпосылками. Так, у О.А. Ильиной -это главная героиня - Лита Огарина, сумевшая пронести через весь ужас происходящих событий тот «драгоценный свет», который помог обрести Смысл дальнейшей жизни. У Т. Уайлдера - это целый ряд персонажей, находящихся в постоянном, порой мучительном поиске ответов на извечные вопросы бытия. Наиболее яркими из них являются американец Джон Эшли, ставший жертвой ложного обвинения в убийстве, и эмигрантка

из России, Ольга Дубкова, сыгравшая в романе роль духовного наставника.

Характер самого действия, определяющего изгнание героев произведения О.А. Ильиной и Т. Уайлдера, весьма различен. Это принципиальное различие заключается, прежде всего, в распространении данного явления на численный состав героев, заключенных в художественное пространство обоих романов. Так, в качестве основных, противоположных по своей природе показателей следует отметить масштабность в романе О.А. Ильиной и локальность у Т. Уайлдера.

Несомненно, что масштабность остракизма у О.А. Ильиной определена широтой воздействия послереволюционных событий. В романе затронуты все слои общества. В этом водовороте событий героиня О.А. Ильиной сталкивается с жестокой действительностью, не утрачивая при этом своих жизненных убеждений, основанных на вере в Бога. Жертвами происходящего становятся близкие О.А. Ильиной люди - отец, брат, друзья. Необратимость катастрофы в романе усиливает звучание мотива потери Дома как родового гнезда и Родины.

Изображению остракизма в романе Т. Уайлдера свойственна локальность: местный характер данного явления предполагает более узкое поле действия, распространяющегося основным образом на главного героя - Джона Эшли и его семью. В художественном плане это представлено разрушением жизненного уклада американской семьи в связи с арестом отца по нелепой ошибке суда. Герой Т. Уайлдера, вынужденный бежать, несмотря ни на что, пытается и в этой величайшей потере обрести свой смысл для дальнейшей жизни.

Поиск смысла жизни, истины, пути к Богу наполняет философские рассуждения другой героини Т. Уайлдера, эмигрантки из России Ольги Дубковой.

В своих романах О.А. Ильина и Т. Уайлдер, семантически усиливая звучание темы остракизма, на примере двух своих русских героинь с символично перекликающимися судьбами, моделируют широко распространенный в литературе тип странника. Прообраз этого типа возник еще в Смутное время в конце XVI - начале XVII в. на почве захлестнувшего всю Россию бродяжничества.

Впоследствии ставший излюбленным в искусстве народов мира тип странника и скитальца воплощал поиск духовного характера, квинтэссенцией которого стало постижение вечных вопросов Истины и Смысла. К этому типу литературного героя прибегали выдающиеся русские классики, такие как Н.С. Лесков, Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, М. Горький и др.

Общность лирической героини О.А. Ильиной и уайлдеровской Дубковой, заключенная не только в происхождении, но, главным образом, в глубине их православной веры и постоянном стремлении к высшему назначению, определяет духовный характер их странствования. В первую очередь, скитания обеих героинь реализуются посредством пространственной стихии, представленной в образе дороги. Архетип дороги достаточно знаков в художественном плане. Он не только определяет физическое состояние обеих героинь в художественном пространстве произведения, сосредоточенном для них обеих в феномене эмиграции, но, главным образом, подразумевает морально-этический подтекст, заключенный в обретении и укреплении вечных понятий - Смысла, Истины и Веры.

Тип странника, в свою очередь, в произведениях обоих романистов становится философски определяющим. Русский философ начала XX в. Н.А. Бердяев, указывая на внутреннюю свободу странника, его непри-земленность, постоянный поиск «невидимого града», подчеркивает основные черты, представляющие величие русского народа: «Тип странника так характерен для России и так прекрасен. Странник - самый свободный человек на земле. Он ходит по земле, но стихия его воздушная, он не врос в землю, в нем нет приземистости. Странник - свободен от «мира» и вся тяжесть земли и земной жизни свелась для него к небольшой котомке на плечах. Величие русского народа и призван-ность его к высшей жизни сосредоточены в типе странника» [5, с. 18]. Эта мысль великого философа относительно знаменательной особенности русского народа, обозначенной в стремлении к высшему назначению, становится ключевой в раскрытии образов странника и изгнанника на примере героинь

О.А. Ильиной и Т. Уайлдера, в романе кото-

рого позиция Бердяева прослеживается особенно четко.

Главный жизненным ориентиром для обеих героинь в бесконечном поиске Смысла, Истины становится Бог, в котором все - и сосредоточение основных нравственно-эстетических представлений, к которым каждая из них внутренне стремится, и новое пристанище странника в процессе обретения духовных вершин. Так, уайлдеровская Дубкова, наставляя оступившегося юношу, открывает перед ним двери новой жизни с Евангелия и праведных рассуждений: «Бог перед каждым из людей поставил одну главную задачу. Мне кажется, та, которую предстоит решать тебе, потребует много мужества, много стойкости; путь твой будет нелегок, но ты победишь» [6, с.592]. Дубкова, уже пережившая расставание с родиной, оказывая поддержку герою, сама не перестает верить в главного защитника всех изгнанников - Бога, позволяющего сохранить внутренний духовный баланс: «Матерь божия - источник утешения для всех, а особенно для нас - странников и изгнанников» [6, с. 670].

Мысль Н.А. Бердяева о великом предназначении России проходит курсивом в лирических отступлениях Т. Уайлдера. На страницах романа писателя эти размышления обретают истинно яркое художественное обрамление, в них чувствуется авторское уважение к «России - великой стране, самой великой в мире» [6, с. 596]. Писатель, рассуждая об «истории, величии, ее (России. -Е. Б.) священном предназначении и ее будущем, которое увидит весь мир» [6, с. 591], близок к мысли самого философа об особенности и непохожести России. На фоне упоминаний о выдающемся прошлом России звучат слова Дубковой «о гении Пушкина, о безграничных просторах и красотах своей родины» [6, с. 592].

Т. Уайлдер словами героини-эмигрантки выражает глубокую и важную мысль о вере русского человека, спасительной миссии России. Свойственные России и ее народу «богоизбранность» и «богоносность», о которых говорит Дубкова, становится художественным воплощением философских взглядов Н.А. Бердяева: «Мать-земля для русского народа есть Россия. Россия превращается в Богородицу. Россия - страна богоносная. Такая женственная, национально-стихийная

религиозность должна возлагаться на мужей, которые берут на себя бремя духовной активности, несут крест, духовно водительствуют» [5, с. 16]. Рассуждения героини-

изгнанницы Дубковой, наполненные искренним чувством любви к России, несут глубокий философский смысл, передают непоколебимую веру в назначение России и самого человека.

Звучание темы остракизма, развивающейся с начала изгнания на родине и последующих продолжительных за ее пределами скитаниях в поисках Высшей правды, обретает художественное воплощение на страницах романа О.А. Ильиной. Ее лирическая героиня в попытках обретения благодатного света Истины «бродит по коридорам своего сознания» [7]. О.А. Ильина в более позднем своем стихотворении, написанном уже за рубежом, выразит близкую к Т. Уайлдеру мысль о «русском Боге». Бог странников и изгнанников, так грустно и ласково названный в стихотворении О.А. Ильиной «Богом забытых и усталых», - тот Бог, Веру в которого она выносила и укрепила в себе за продолжительное время скитаний и духовных мучений:

Мы тебя создали сами,

Старый русский Бог исконный,

Бог лампадный, Бог иконный

С Васнецовскими глазами [8, с. 86].

Таким образом, остракизм в произведениях О.А. Ильиной и Т. Уайлдера становится ключевым моментом в раскрытии образа духовного странника. На фоне психологических переживаний и сложнейших сюжетных коллизий авторы изображают процесс духовного стремления к поиску Истины и Смысла, где Бог оказывается их главным сосредоточением. В романе О.А. Ильиной остракизм наделен масштабной силой влияния, разразившегося последствиями революционной катастрофы на всю Россию; у Т. Уайлдера действие достаточно локально и сосредотачивается на отдельных персонажах.

Бердяевская мысль о России как «стране безграничной свободы духа, стране странничества и искания Божьей правды» [5, с. 17], становится ключом к раскрытию авторских размышлений о национальной составляющей в личностной характеристике героинь, оказавшихся за рубежом. Архетип «потери-

поиска» составляет особую значимость в раскрытии духовного возрождения героев, пытающихся обрести смысл дальнейшей жизни.

1. Большая Советская энциклопедия: в 30 т. / гл. ред. А.М. Прохоров. М., 1974. Т. 18.

2. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка: в 4 т. М., 2008. Т. 3.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1982.

4. Словарь русского языка: в 4 т. I под ред. А.П. Евгеньевой. М., 1986. Т. 2.

5. Бердяев Н. А. Судьба России. Самосознание. Ростов н/Д, 1997.

6. Уайлдер Т. Мост короля Людовика. Мартовские иды. День восьмой. М., 199Q.

7. Ильина О. А. Канун Восьмого дня. Казань, 2003.

S. Ильина О.А. Стихи. Los Angeles, 19S5.

Поступила в редакцию 2Q.Q4.2Q12 г.

UDC 882

OSTRACISM THEME IN NOVELS OF O.A. ILYINA “ON THE EVE OF EIGHTH DAY” AND T. WILDER “THE EIGHTH DAY”: PHILOSOPHY AND POETICS

Elena Nikolayevna BARMINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Russian and Foreign Literature Department, Competitor, e-mail: elbarmina@mail.ru

The article considers the ostracism in novels of O.A. Ilyina “On the Eve of Eighth Day” and T. Wilder “The Eighth Day”, reveals the scientific philosophical function of this phenomenon. The work pays attention on wanderer’s type, its moral ethical meaning in revelation of the inner world of hero-exile in novels of Russian and American writers.

Key words: Russian abroad; O. Ilyina; T. Wilder; ostracism; wanderer’s type.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.