Научная статья на тему 'Тема номера: здоровье трудовых мигрантов'

Тема номера: здоровье трудовых мигрантов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
239
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тема номера: здоровье трудовых мигрантов»

Программа ВОЗ/СЮА «Политика и управление в области здравоохранения в РФ» ОГУ Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения Росздрава

информационный бюллетень для руководителей здравоохранения з вюя

й Е1ЖПРЕ

ДОКУМЕНТЫ ВОЗ и МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОЕКТЫ

ТЕМА НОМЕРА: ЗДОРОВЬЕ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ

К мигрантам относятся категории работников-мигрантов и их семей, долговременных и кратковременных иммигрантов, внутренних мигрантов, международных студентов, внутренне перемещенных лиц, просителей убежища, беженцев, лиц, вернувшихся в свою страну происхождения или возвращения нелегальных мигрантов и жертв торговли людьми1.

По оценкам Организации Объединенных Наций, из 175 миллионов мигрантов во всем мире 120 миллионов составляют работники-мигранты и их семьи. Легально и нелегально работающие лица имеют различный статус и, в силу этого, различный уровень доступа к базовым социальным службам. Хотя большинство работников-мигрантов составляют мужчины, все больше женщин и детей становятся международными трудовыми мигрантами.

Значительная доля мигрантов во всем мире перемещается по легальным каналам, и их миграция необязательно имеет отрицательные последствия для здоровья. В то же время, некоторые из них испытывают трудности в получении доступа к медицинской помощи. Процесс миграции сам по себе может оказывать отрицательное влияние на здоровье. Так, перемещения населения, как правило, повышают уязвимость по отношению к рискам для здоровья, подвергают их потенциальным опасностям и возросшему стрессу в результате смены места проживания, встраивания в новую среду и повторно-

го встраивания в прежнюю среду в случае возвращения.

Недавним эмигрантам часто приходится сталкиваться с нищетой, маргинализацией и ограниченным доступом к социальным пособиям и медицинским услугам, особенно на ранних этапах адаптации к новой среде (внутри или вне их страны происхождения/возвращения). Со своей стороны, малоквалифицированные и сезонные работники-мигранты часто концентрируются в секторах и профессиях, отличающихся высоким уровнем профессиональных факторов риска для здоровья. Члены семьи, в том числе дети, также могут вовлекаться в эту работу и подвергаться, таким образом, этим рискам. Неравенства в отношении здоровья значительно возрастают в результате дискриминации, различий в уровне доходов и неравного доступа к образованию, занятости и системам социальной поддержки.

Важным аспектом являются риски для здоровья, которые несут мигранты, и их последствия для общественного здравоохранения. Мигранты отправляются в путь с собственными эпидемическими профилями, уровнем контакта с инфекционными агентами, факторами риска, определяемыми генетикой и образом жизни, своими представлениями о здоровье, сформировавшимися под влиянием культурной традиции, и т.д. Кроме того, они являются носителями рисков, свойственных местам, откуда они приезжают. Если, например, в стране, откуда приезжают мигранты, охват

Здесь и далее цитируется по документу А61/12 Шестьдесят первой сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения. Полный текст документа: http://apps.who.int/gb/ebwha/pdf_files/A61/A61_12-ru.pdf

иммунизациеи является низким, то изначальный риск для населения будет привноситься в страну прибытия, пока охват мигрантов не сравняется с уровнем охвата коренного населения. Подобным же образом, если в стране, откуда приезжают мигранты, определенная инфекционная или какая-либо забытая болезнь является более распространен-нои, то возрастает вероятность того, что мигранты будут страдать от этой болезни и/или переносить ее через границы. И наоборот, когда распространенность болезней является более высокой в странах прибытия, мигранты могут ими заразиться и привезти их в страну в случае своего возвращения. Имеются также данные о том, что определенные неинфекционные болезни, например гипертония, сердечно-сосудистые заболевания, диабет и рак, являются растущим бременем для мигрантов и создают значительную нагрузку для систем здравоохранения стран прибытия.

Воздействие рисков, связанных с перемещениями населения, повышает уязвимость мигрантов по отношению к психосоциальным нарушениям, злоупотреблению наркотиками, алкоголизму и насилию. Кроме того, из-за ограниченности доступа к медицинской помощи во время транзита и на ранних адаптационных этапах миграции возрастает бремя нелеченных неинфекционных состояний.

В настоящее время имеется дефицит медицинской информации о здоровье мигрантов и их доступе к медицинскому обслуживанию. Мало стран, в которых системы медицинской информации дезагрегируют данные в форме, позволяющей анализировать основные проблемы здоровья, существующие среди мигрантов либо являющиеся прямым следствием миграции. В исследованиях качественных аспектов отмечаются отличия в восприятии мигрантами здоровья и в их подходах к обращению за медицинской помощью, что указывает на необходимость дополнить количественные исследования качественными, хотя и в этом случае релевантные данные являются ограниченными.

В некоторых странах прибытия проводится оценка состояния здоровья потенциальных легальных мигрантов или существуют положения, устанавливающие определенные условия в отношении здоровья, которые могут воспрепятствовать въезду легальных мигрантов в страну. В этой связи возникает проблема определения профилактических и лечебных мер общественного здравоохранения с соблюдением основных прав человека. Из-за отсутствия механизмов контроля состояния здоровья до миграции эта проблема еще более усложняется применительно к лицам, не имеющим документов, и нелегальным мигрантам.

Прибывшим на работу мигрантам необходимо уделять внимание и заниматься их потребностями в медицинской помощи. Это предполагает проведение адресных мероприятий по снижению рисков для здоровья мигрантов и развертывание или усиление служб, «которые ориентированы на мигрантов», то есть включают оказание помощи с учетом культурных, религиозных, лингвистических и гендерных потребностей и обеспечивают мигрантам рекомендации о том, как пользоваться медицинской помощью в рамках новой национальной системы здравоохранения.

Кроме того, задача состоит в том, чтобы обеспечить мигрантам справедливый доступ к медицинскому обслуживанию. В зависимости от организации и финансирования каждой системы здравоохранения при обеспечении такого доступа возможно множество различных подходов. Цель состоит в продвижении механизмов финансовой защиты, с тем, чтобы не допустить чрезмерных расходов среди экономически уязвимых групп населения. Необходимо рассмотреть вопрос об обеспечении устойчивого медицинского страхования между странами происхождения или возвращения, транзита и прибытия, особенно для временных мигрантов и лиц, не имеющих документов, или нелегальных мигрантов, чей правовой статус лишает их

доступа к медицинскому обслуживанию. В некоторых странах стремительный приток мигрантов за короткий период времени создает особую проблему для национальных систем здравоохранения.

Существует немного мест работы мигрантов, где им обеспечивается базовая охрана здоровья на производстве, и мало кто из мигрантов получает пользу от программ компенсации и реабилитации в случае профессионального заболевания или травмы, функционирующих в рамках национальной системы социального обеспечения.

Для профилактики таких заболеваний или травм требуется провести реорганизацию условий труда в секторах высокого риска, а также учитывать культурные традиции в процессе медицинского обслуживания и обучения и информирования по вопросам техники безопасности в многокультурной производственной среде. Кроме того, по месту работы можно было бы наладить медицинское обслуживание и медико-санитарное просвещение работников-мигрантов и их семей.

Правительства должны обеспечить согласованность национальных мер политики в области охраны здоровья, занятости и миграции. Кроме того, необходимо межстрановое сотрудничество для оценки и последующего противодействия профессиональным рискам и их последствиям для здоровья до, в ходе и после периода работы мигрантов как в стране их происхождения или возвращения, так и в стране прибытия.

К числу возможных стратегий улучшения состояния здоровья мигрантов относятся:

— информационно-разъяснительная деятельность и разработка политики:

содействие принятию, с учетом интересов мигрантов, мер политики, соблюдающих принципы подхода с позиций общественного здравоохранения, которые нацелены на улучшение состояния здоровья мигрантов; пропа-гандирование прав мигрантов на здоровье; содействие справедливому доступу к охране здоровья и медицинской помощи для мигран-

тов; разработка механизмов усиления социальной защиты мигрантов в вопросах здоровья и безопасности; повышение информированности и содействие международному сотрудничеству в отношении здоровья мигрантов в странах происхождения или возвращения, транзита и прибытия; стимулирование сотрудничества между министерствами здравоохранения, иностранных дел и другими заинтересованными министерствами во всех затрагиваемых странах; укрепление межведомственного, межрегионального и международного сотрудничества по вопросам здоровья мигрантов с упором на создание партнерств с такими другими организациями, как УВКБ ООН и Международная организация по миграции, и содействие сотрудничеству по вопросам мер политики в области здравоохранения между центральными и местными органами власти, а также среди представителей гражданского общества;

— оценка, исследования и распространение информации:

оценка здоровья мигрантов и тенденций в отношении здоровья мигрантов; выявление и устранение пробелов в обслуживании с целью удовлетворения потребностей мигрантов в области здоровья; дезагрегирование информации о здоровье по полу, возрасту и происхождению и по социально-экономическому и миграционному статусу; поощрение генерирования знаний о здоровье и миграции, в том числе проведение как количественных, так и качественных исследований; документирование и распространение наилучшей практики и уроков, полученных в процессе удовлетворения потребностей мигрантов в области здоровья в странах происхождения или возвращения, транзита и прибытия, и распространение надлежащей практики, например ориентированных на мигрантов больниц в других регионах мира;

— укрепление потенциала:

повышение чуткости и обучение соответствующих лиц, формулирующих политику, и заинтересованных лиц, которые занимаются

вопросами здоровья мигрантов, в странах происхождения/возвращения, транзита и прибытия; содействие повышению среди провайдеров медицинской помощи культурной, религиозной, лингвистической и гендерной чуткости применительно к здоровью мигрантов и обучение специалистов здравоохранения решению вопросов охраны здоровья в связи с перемещениями населения; создание сети сотрудничающих центров, академических учреждений и других ключевых партнеров для содействия исследованиям в области здоровья мигрантов и усиления потенциала для технического сотрудничества, а также обучение специалистов здравоохранения лечению болезней и патологий, которые широко распространены в странах происхождения или возвращения;

— обеспечение обслуживания:

развертывание или усиление ориентированных на мигрантов служб общественного здравоохранения и методов оказания медицинской помощи мигрантам с особыми потребностями; усиление инициатив по укреплению здоровья и профилактике болезней с целью охвата мигрантов в общине; установление минимальных стандартов оказания медицинской помощи всем уязвимым группам мигрантов и оповещение о существующих услугах.

В мае 2008 г. на Шестьдесят первой сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения была принята Резолюция WHA 61.17 «Здоровье мигрантов». Полный текст Резолюции на русском языке на сайте ВОЗ: http://apps.who.int/gb/ebwha/pdf_fiies/ /WHA6J-RECJ/A6J_RecJ-part2-ru.pdf.

МАТЕРИАЛЫ ВСЕМИРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Migration and health in the European Union (Миграция и здоровье в Европейском союзе)/Под редакцией Bernd Rechel, Philipa Mladovsky, Walter Devilie, Barbara Rijks, Roumyana Petrova-Benedict и Martin McKee. — Европейское региональное бюро ВОЗ/Open University Press. Серия публикаций Европейской обсерватории по системам и политике здравоохранения. 2011. — 257 стр. Все большая разнородность населения Европы, включая рост численности мигрантов, ставит новые задачи для систем здравоохранения, которые должны адаптироваться, чтобы иметь возможность отзываться на нужды охраны здоровья. В монографии освещены такие вопросы, как общий контекст миграции и здравоохранения в Европейском союзе, права мигрантов на охрану здоровья и имеющиеся у них препятствия в доступе к услугам здравоохранения, проблемы и возможности в области мониторинга здоровья мигрантов, основные виды нарушений здоровья среди мигрантов в Европе. Рассмотрены также принимаемые стратегические меры и необходимость тщательного учета культурных различий при оказании медицинских услуг, приведены примеры успешной практики, проанализировано практическое значение приведенных данных.

Полный текст на английском языке на сайте ЕРБ ВОЗ: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_fiie/0019/161560/e96458.pdf

Poverty and social exclusion in the WHO European Region: health systems respond (Бедность и социальная дискриминация в Европейском регионе ВОЗ. Ответные меры систем здравоохранения). — Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. 2010. — 331 стр.

Публикация содержит анализ 22 примеров из практики различных стран Европейского региона ВОЗ и 3 документов по проблемам цыганского населения, мигрантов и детей. На этом материале показано, каким образом системам здравоохранения удается удовлетворять потребности уязвимых групп населения, которые проживают в бедности и испытывают социальную дискрими-

нацию и поэтому подвержены более высокому риску нарушения своего права на защиту здоровья. Результаты этого анализа показывают некоторые из социальных причин особой уязвимости отдельных u1075 групп населения, имеющиеся пути повышения доступности, социокультурной приемлемости и качества услуг здравоохранения, а также меры по устранению социально обусловленных неравенств в отношении здоровья, которые осуществляются в рамках таких четырех функций систем здравоохранения, как стратегическое управление, предоставление услуг, финансирование, формирование ресурсов. Анализ примеров из практики позволяет получить представление о ситуации в странах, а также дает странам возможность учиться на опыте друг друга и, таким образом улучшать здоровье групп населения, испытывающих материальную нужду и социальную дискриминацию, в духе выполнения резолюции EUR/RC52/R7 Европейского регионального комитета ВОЗ, посвященной вопросам бедности и здоровья.

Полный текст на английском языке на сайте ЕРБ ВОЗ: http://www.euro.who.int/ru/what-we-pubiish/abstracts/poverty-and-sociaiexciusion-in-

the-who-european-region-heaith-systems-respond

How health systems can address health inequities linked to migration and ethnicity (Как системы здравоохранения могут способствовать устранению неравенств в отношении здоровья, связанных с миграцией и этнической принадлежностью). — Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. 2010. — 35 стр.

В Европейском регионе ВОЗ насчитывается около 75 миллионов мигрантов, что составляет 8,4% от общей численности населения и 39% от общей численности мигрантов во всем мире. Статистических данных о численности этнических меньшинств не имеется, в связи с чем нет и какой-либо единой системы их классификации, но самой крупной из этих групп являются, по-видимому, цыгане (Рома), численность которых составляет 12-15 миллионов. Существует достаточно большее количество данных о наличии неравенств как в состоянии здоровья этих групп, так и в доступности и качестве услуг здравоохранения, которые они могут получить. Однако степень таких различий, когда они сравниваются с большинством населения, варьируется в зависимости от конкретной группы, от рассматриваемых проблем здоровья или служб здравоохранения и от конкретной страны. Некоторые группы иногда имеют определенные преимущества в отношении здоровья, но в основном данные свидетельствуют о неблагоприятных различиях. В документе показано, что для решения проблемы неравенств в отношении здоровья системам здравоохранения следует не только повысить качество услуг, оказываемых мигрантам и этническим меньшинствам, но и приложить все усилия для улучшения социальных детерминантов здоровья в сотрудничестве со множеством различных секторов.

Полный текст на английском языке на сайте ЕРБ ВОЗ: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_fiie/0005/127526/e94497.pdf

Ensuring access to health services and financial protection for migrants/Technical Brief Series — Brief No 12 (Гарантия доступа к службам здравоохранения и финансовой защите для мигрантов/Серия кратких технических документов №12) — ВОЗ. Женева. 2010. — 3 стр.

В документе кратко изложены основные положения, касающиеся рисков для здоровья у мигрантов, а также необходимости принятия мер, чтобы гарантировать доступное медицинское обслуживание этой группе населения.

Текст на английском языке на сайте ВОЗ: http://www.who.int/heaithsystems/topics/financing/heaithreport/MigrationTBNo12.pdf

Доклад о человеческом развитии 2009. Преодоление барьеров: человеческая мобильность и развитие. — Программа развития ООН/Изд-во «Весь мир». 2009.

Доклад Преодоление барьеров: человеческая мобильность и развитие исследует то, как эффективные стратегии в отношении мобильности могут способствовать развитию человека. В начале авторы доклада очерчивают общие контуры перемещения людей — кто, куда, когда и почему движется, — а затем анализируют широкомасштабные последствия человеческих передвижений для мигрантов и их семей, а также для тех мест, которые они покидают и в которые направляются. Доклад демонстрирует правительствам целесообразность сокращения ограничений на передвижение людей как внутри стран, так и через их границы, что позволит расширить возможности и свободы человека. Его авторы выступают за практические шаги, способные улучшить перспективы мигрантов в момент прибытия, что, в свою очередь, принесет значительные выгоды как принимающему сообществу, так и сообществу происхождения. Эти реформы адресованы не только правительствам принимающих стран и стран происхождения, и другим ключевым игрокам — в том числе частному сектору, профсоюзам и неправительственным организациям — а также самим мигрантам.

Полный текст Доклада на русском языке на сайте ПРООН: http://www.un.org/ru/deveiopment/hdr/2009 Резюме Доклада на русском языке на сайте ПРООН: http://www.un.org/ru/deveiopment/hdr/2009/hdr_2009_summary.pdf

Health of Migrants — the Way Forward. Report of a Global Consultation. Madrid, Spain, 3-5 March 2010 (Здоровье мигрантов — путь вперед. Отчет о Глобальной консультации. Мадрид, Испания, 3-5 марта 2010 г.) — ВОЗ. Женева. 2010. — 119 стр.

Глобальная консультация, состоявшаяся в Мадриде (Испания) в 2012 г. была созвана в ответ на Резолюцию WHA 61.17, принятую на 61 сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения в 2008 г., и была нацелена на то, чтобы узнать, что сделано странами-членами ВОЗ по выполнению этой Резолюции, какова ситуация в здоровье мигрантов в этих странах, какие выбраны приоритетные области деятельности по ее улучшению. В результате работы Глобальной консультации были выбраны следующие приоритеты: мониторинг здоровья мигрантов; разработка вопросов законодательства об охране здоровья мигрантов; развития служб здравоохранения для мигрантов и развитие межсекторального сотрудничества в этой области.

Полный текст Доклада на английском языке на сайте ВОЗ: http://www.who.int/hac/events/consultation_report_health_migrants_colour_web.pdf

Анализ подходов к проблеме оценки потребностей в трудящихся-мигрантах и планирование миграции рабочей силы. Российская Федерация и международный опыт. — Международная организация труда. Москва. 2009. — 168 стр.

В рамках проекта МОТ «На пути к устойчивому партнерству и эффективному регулированию миграции рабочей силы в Российской Федерации, на Кавказе и в Центральной Азии», финансируемого Европейским Союзом (ЕС) было проведено три исследования с целью изучения опыта России, Италии и Испании, а также Великобритании. Цель исследования российского опыта заключается в том, чтобы зафиксировать процедуры, с помощью которых определяется потребность в трудящихся мигрантах, оценить проблемы и предоставить некоторые рекомендации, которые позволили бы сделать оценку потребностей более точной. Цель исследований, касающихся международного опыта, заключается в том, чтобы зафиксировать и проанализировать подобные меры в некоторых странах ЕС, что позволило бы разработать

более комплексную методологию для оценки потребностей в трудящихся мигрантах на российском рынке труда.

Книга на русском языке на сайте Международной организации труда: http://www.iio.org/pubiic/russian/region/eurpro/moscow/info/pubi/review_ru.pdf

Многосторонние основы МОТ по вопросам миграции рабочей силы. Необязательные в правовом отношении нормы и руководящие принципы подхода к миграции рабочей силы, основанного на соблюдении прав человека. — Международная организация труда. Москва. 2008. — 95 стр.

По мере расширения и усложнения миграции рабочей силы международное сообщество нуждается в новых инструментах регулирования, дополняющих международные договоры, разработанные за последние десятилетия. Международная организация труда (МОТ), благодаря своей трехсторонней структуре (правительства, работодатели и трудящиеся), мандату в вопросах рабочей силы, компетенции в области разработки стандартов и многолетнему опыту содействия установлению социальной справедливости в области труда, а через трудовые отношения — и в других областях, обязана и призвана играть исключительную роль в выработке для правительств, социальных партнеров и других заинтересованных сторон принципов и руководящих положений, касающихся политики и практики в области миграции рабочей силы. Многосторонние основы по вопросам миграции рабочей силы были разработаны для удовлетворения широкого спроса на практическое руководство и меры по максимизации положительных результатов миграции рабочей силы для всех сторон.

Книга на русском языке на сайте Международной организации труда:

http://www.iio.org/pubiic/russian/region/eurpro/ moscow/info/pubi/muitiiaterai_framework_aii.pdf

За справедливый подход к трудящимся-мигрантам в глобальной экономике. — Международная организация труда. Женева. 2004. — 217 стр.

Практически во всех регионах растущая мобильность людей в поисках достойной работы, стабильности и безопасности своего положения привлекала к себе внимание директивных органов и содействовала проведению диалогов в интересах многостороннего сотрудничества в отношении того, как наиболее целесообразно регулировать потоки мигрантов в целях защиты прав человека, обеспечения максимального вклада миграции в дело экономического роста и развития, а также предотвращения нелегальных потоков и незаконного ввоза/вывоза людей. Настоящий доклад подготовлен с учетом всех этих аспектов. В нем интересы и задачи МОТ увязываются с целями других недавних инициатив, зародившихся на местах, учитываются результаты проведенных недавно исследований и новые данные, а также сводятся воедино уроки, которые могут быть извлечены из накопленного опыта как направляющих, так и принимающих стран в их стремлении таким образом управлять процессом миграции, чтобы это вело к улучшению обращения с трудящимися-мигрантами и членами их семей и к оздоровлению условий их труда и жизни.

Книга на русском языке на сайте Международной организации труда: http://www.iio.org/pubiic/russian/region/eurpro/moscow/info/pubi/rapportvir.pdf

Более полную информацию можно найти на сайте ВОЗ: http://www.who.int/hac/techguidance/health_of_migrants/en/.

№4 Менеджер

3013 здравоохранения /

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.