7. Спорт - это способ противостоять хроническому утомлению, повысить стрессоустойчивость, увеличить запас жизненной энергии и поддерживать прекрасное самочувствие.
8. Нормализует вес. Спортивные упражнения, помимо всего прочего, представляют собой отличный способ контроля аппетита.
9. Быстрое восстановление организма после различного рода травм, тяжёлых заболеваний, операций.
10. Образ жизни в целом. Занимаясь спортом, человек может круто изменить себя, свою личность и свою жизнь.
Помните, что для того, чтобы начать заниматься спортом, не нужно обладать какими-то сверхъестественными навыками или знаниями. Важно только желание и способность найти в себе силы сделать первый шаг навстречу спорту. Сделайте его и пусть спорт станет вашей страстью, тогда и в преклонном возрасте вы будете чувствовать себя здоровее и сильнее других, а главное - здоровее и сильнее того себя, которым вы были раньше [3].
Наше завтра - это то, что мы делаем сегодня!
Список литературы
1. Букач Ирина. Причины заниматься спортом. Спорт в жизни человека, 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fb.ru/article/305439/prichinyi-zanimatsya-sportom-sport-v-jizni-cheloveka/ (дата обращения: 03.04.2018).
2. Ногалес Кирилл. Зачем заниматься спортом, 2014.
3. Джейкобс Эй Джей. До смерти здоров. Результат исследования основных идей о здоровом образе жизни. стр. 25.
ТЕМА «МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА» В ПРОГРАММЕ КУРСА МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (4 КЛАСС ДМШ И ДШИ)
Бобковская В.А.
Бобковская Варвара Александровна — преподаватель теоретических дисциплин, Детская музыкальная школа им. А.К. Глазунова, г. Санкт-Петербург
Аннотация: раздел «музыкальная форма» встречается на всех этапах обучения музыкантов. В ССУЗах и ВУЗах под этот раздел отводят отдельный предмет с достаточным количеством часов. Но изучение основных понятий, касающихся музыкальных форм, проходит уже на уроках музыкальной литературы в ДМШ. Перед педагогом стоит сложная задача — за краткое время объяснить непростые понятия для юных музыкантов, а также отобрать ряд важных тем из множества в разделе и музыкальные примеры.
Ключевые слова: музыкальная литература, первый год обучения, музыкальная форма.
Настоящая работа представляет собой методическую разработку по теме «Музыкальная форма», включенной в курс «Музыкальной литературы» на первом году обучения (4 класс ДМШ и ДШИ). С понятием «музыкальная форма» учащиеся знакомятся на занятиях по различным дисциплинам. Разбирая музыкальное произведение с учеником, преподаватель по специальности касается формы сочинения, использует связанные с ней термины. Привлекаются понятия из области музыкальной формы и на групповых занятиях по оркестру и хору. На уроках сольфеджио элементы музыкального синтаксиса и формы используются при анализе
музыкальных и ритмических диктантов, а также при чтении с листа. В курсе музыкальной литературы форме отводится отдельный раздел. По разным программам (четырехлетним, пятилетним, пятилетним с дополнительным годом обучения) он изучается на первом году обучения, в 4-м классе \ В то же время первоначальное знакомство с музыкальными формами происходит, как правило, уже в курсе «Слушание музыки», который в качестве обязательного был введен в учебный план ДМШ и ДШИ относительно недавно (в 2000-х годах).
В некоторых ДМШ раздел, посвященный музыкальной форме, уже включен в программу «Слушание музыки» на третьем году обучения. Например, в ДМШ им. Н.А. Римского-Корсакова (Санкт-Петербург) теме музыкальная форма отводится пять часов на последнем году курса (всего 3 года [3, 6]). В методическом пособии Н.А. Царевой «Слушание музыки», предназначенном для 1-3 классов ДМШ и ДШИ, также на третьем году обучения предлагается рассмотрение музыкальных форм в объеме 8 (6) часов [8, 21].
Изучение музыкальной формы в младших классах представляет известные трудности, решение которых в педагогической практике достаточно разнообразно. В программах часы, выделенные на изучение музыкальных форм, разнятся: от двух до двенадцати. Выбор тем также достаточно свободный: не всегда включаются циклические формы, могут вводиться такие редко изучаемые темы, как функций частей формы и куплетные формы. В то же время имеется и проверенный временем и опытом множества педагогов «каркас» раздела, включающий основные его темы. Отметим особую важность для педагога точного подбора музыкальных примеров: в ряде случаев их музыкальная форма определена неточно или неверно.
Первым встает вопрос о количестве часов, которые необходимо выделить на освоение интересующей темы. 2-х часов на знакомство с таким сложным и объемным разделом (даже если исключить циклические формы и при наличии двух часов на самостоятельную работу), объективно, недостаточно. Самостоятельно проделанная работа требует контроля преподавателя — значит, необходимо выделить время из двух аудиторных часов. Поскольку учащиеся не имеют большого музыкального и аналитического опыта (4 класс), а на уроках по другим дисциплинам этому вопросу не уделяют должного внимания, то оставлять на самостоятельное изучение тему «музыкальные формы» нежелательно. Другая крайность — 9 и 12 часов: в обычной программе ДМШ и ДШИ общий объем часов в году ограничен и резерва для дополнительного прохождения нет. Такое количество времени дается в лицеях и гимназиях искусств, программа которых подразумевает углубленное исследование тем. Оптимальным для ДМШ можно считать средний среди предложенных объем часов— 5: 4 на прохождение форм и 5-й на контроль. На каждую тему выделяется аудиторный час (45 минут) и распределяется он внутри раздела по следующим темам: «музыкальные строительные единицы» (музыкальный синтаксис), «двухчастная и трехчастная формы», «вариации, рондо», «циклические формы» (обзорно) и контрольный урок. Занятия рассчитаны на музыкантов, обучающихся по всем специальностям ДМШ.
Изучение форм начинается ознакомлением с музыкальными строительными единицами. Одной из проблем, на которую должен обратить внимание педагог, является терминология и определения. Необходимо с самого начального этапа давать юным музыкантам точную информацию об изучаемом материале. Первый урок,
1 Существует вариант вводного двухлетнего (3-й и 4-й классы) курса музыкальной литературы, предшествующего началу изучения зарубежной музыки. Он отражен в известном учебнике А.А. Фролова [7], где в 3-м классе предлагается изучить элементы музыкального синтаксиса (фразы, мотивы, предложения и период, а также явление квадратности). Некоторые музыкальные формы вводятся только в связи с жанрами (например, трехчастная в теме «Марш» [7, 118]).
посвященный единицам синтаксиса (мотив, фраза, предложение и период), содержит наибольшее количество терминов. Само определение «музыкальная форма» может вызвать некоторые сложности 1. На этом же уроке дается характеристика периода — модулирующий. Необходимо будет пояснить термин «модуляция». В теме «двухчастная и трехчастная форма» в целях лучшего усвоения материала для детей в простой двухчастной форме избегается понятие «включение» и заменяется на «реприза». Возможно, во избежание будущей путаницы (в случае продолжения обучения), стоит включить в эту тему понятие «включение» и сразу объяснить юным музыкантам разницу между этими терминами. Понятие «включение» можно не спрашивать на контрольном уроке. К теме «сложные формы» необходимо предоставить учащимся возможность самим достроить логическую цепочку от простых к сложным формам.
Самым насыщенным по объему информации является первое занятие: здесь изучается базовая терминология, активно использующаяся в следующих темах. Для того чтобы облегчить усвоение нового материала и оживить «теоретическое» занятие, можно провести аналогию музыкального синтаксиса с синтаксисом русского языка — материалом, понятным для учащихся. Урок, включающий в себя большое количество исследуемого материала, предполагает обилие музыкальных примеров (их перечень см. ниже).
Уроки, посвященные изучению двухчастной, трехчастной формам, вариациям и рондо, предоставляют возможность развивать в учащихся аналитические способности. Занятия могут быть выстроены по принципу «урок-беседа»: педагог демонстрирует музыкальный материал и задает направляющие вопросы, а учащиеся высказывают свои предположения по поводу прозвучавшей музыки, находя правильные ответы. Затем необходимый теоретический материал фиксируется в тетради.
Циклические формы также необходимо включить в тематический план раздела. Тему можно дать обзорно, так как активно такие формы будут привлекаться и изучаться на втором году обучения.
Ниже приводятся краткие планы уроков, посвященных изучению тем раздела «музыкальные формы».
Первое занятие — «Музыкальная форма. Музыкальные строительные единицы». Обсуждение слова «форма», диалог с учащимися о других значениях этого слова. Определение «музыкальная форма», запись в тетрадь. Знакомство с наименьшей музыкальной единицей — мотивом, затем с остальными строительными музыкальными единицами вплоть до периода (вместе с музыкальными примерами на этот фрагмент урока отводится приблизительно 25 минут). Понятие «цезуры». Сравнение синтаксиса музыкального с синтаксисом русского языка: учащиеся самостоятельно предлагают примеры из языка. Вторая половина урока посвящена периоду: его разновидностям по тематизму, по тональному развитию, по объему (нормативный период), примерам ненормативного периода. Отдельно — серединный и заключительный кадансы (с напоминанием о К6/4, изучаемом на уроках сольфеджио). На занятии может быть использована следующая музыкальная
1В пользующимся последнее время популярностью учебнике Я. Островской и Л. Фроловой [6]
определение музыкальной формы выглядит следующим образом: «музыкальная форма — это
порядок расположения частей, разделов и построений в музыкальном произведении» [6, 61]. В нем используются и смешиваются понятия («части», «разделы» и «построения»), требующие, в
свою очередь, пояснения. Предлагаем более краткое и понятное учащимся определение:
музыкальная форма — это строение музыкального произведения. Перед тем, как давать его, целесообразно предложить учащимся самим попробовать дать музыкальной формы, учитывая что слово «форма» не является сугубо музыкальным термином и встречается в повседневной
жизни.
литература :: Бетховен, Симфония № 5, I часть, главная тема (показ мотива, затем образование фразы), Чайковский, «Сладкая греза» (период повторного строения), Бетховен, Соната № 8, II часть (период неповторного строения), Гендель, Менуэт из «Семи пьес» (однотональный период), Гайдн, Симфония № 94, II часть (модулирующий период), Григ, Норвежский танец № 2 (неквадратный период). Финал занятия — разбор учащимися Прелюдии A dur Шопена (нормативный период) (время на изучение периода и прилегающих к нему понятий примерно 20 минут).
Второе занятие — «Простая двухчастная и трехчастная форма». Форма — урок-беседа. Исполнение и совместный разбор пьесы Шумана «Первая утрата» (около 2-х минут)— пример простой двухчастной формы с включением произведения. Фиксация определения формы и схемы (около 8 минут). Исполнение и совместный разбор «Прощального вальса» Глинки — пример простой двухчастной формы без включения. Фиксация определения и схемы (около 9 минут). Трехчастная форма (дать учащимся высказать свои предположения о сущности формы). Работа такая же, как и с двухчастными формами. Исполнение, совместный разбор, фиксация схемы и определения формы «Марша деревянных солдатиков» Чайковского — пример простой трехчастной формы с репризой (всего около 10 минут). Объяснение разницы между включением и репризой. Первая часть «Итальянской польки» Рахманинова — пример простой трехчастной формы без репризы (1,5 минуты). Обсуждение, фиксация определения, схема (4 минуты). Объяснение сложных форм (5 минут). Прослушать Гайдн Симфонию № 103 III часть (5 минут).
Третье занятие — «Вариации и рондо». Исполнение темы и 1-й вариации из пьесы Халаимова Легкие вариации на тему чешской песни «Аннушка» (1 минута). Спросить у юных музыкантов о форме вариаций (в курсе «сольфеджио» встречается задание на сочинение одной, двух вариаций на небольшую заданную тему). Объяснение разницы между вариациями как формой и вариативностью как способом развития. Исполнение пьесы до конца, обсуждение изменений, происходящих в вариациях в сравнении с темой (около 10 минут). Определение вариаций, понятий, сопутствующие этой теме, схема вариационной формы. Знакомство с разновидностями вариаций. Исполнение III части Сонатины C dur Моцарта (4 минуты). Задать вопросы учащимся о музыкальных событиях в пьесе, обратить внимание на повторяющийся фрагмент (рефрен). Вновь сыграть III часть Моцарта с учетом полученной информации. Законспектировать определение формы рондо и понятия, сопутствующие этой теме, а также схему.
Четвертое занятие — «Циклические формы». Определение слова «цикл», примеры циклов в повседневной жизни. Определение «музыкального цикла» (запись в тетрадь), разновидностей музыкальных циклов (вокальных и инструментальных). Для знакомства с новой темой можно использовать в качестве примера сюиту Сен-Санса «Карнавал животных» 2 (25 минут) или Симфонию № 101 Гайдна (10 минут).
Пятое занятие — контрольный урок . Итоговое контрольное занятие предлагается из двух частей. В первой половине урока учащимся дается несколько вопросов (достаточно пяти), ответы на которые дают представление об усвоенных теоретических знаниях. Во второй половине урока педагог предлагает учащимся на слух определить форму музыкального произведения (после трех-четырех проигрываний или прослушиваний). В качестве дополнительного задания предлагается охарактеризовать произведение с точки зрения средств музыкальной выразительности.
1 Музыкальные примеры по большей части заимствуются из репертуара ДМШ, а также из программы «Музыкальная литература» (2-й и следующие года обучения).
2 Чтобы учащимся было интересней слушать сюиту, можно предложить им угадывать животных, в честь которых названы пьесы.
Список литературы
1. Безгубое О.И., Горностаева М.В., Королева А.В., Костенич ИА., Пеева ИА., Федоренко ЮМ., Шаповалова Н.Б. Рабочая программа по учебному предмету УП.03. Музыкальная литература (зарубежная, отечественная). СПб., г. Пушкин, 2014. [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Режим доступа: http://cgiahmatova.ru/wp-content/uploads/2014/09/007_UP_muzlit_14.pdf. Загл. с экрана/ (дата обращения: 20.09.2018).
2. Иофис Б.Р. Образовательная программа дополнительного образования детей «Музыкальная литература», изменения внесла Володина Т.Л. М., 2010. [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Режим доступа: http://schubert.arts.mos.ru/upload/medialibrary/cd2/muzykalnaya_literatura.pdf. Загл. с экрана (дата обращения: 20.09.2018).
3. Космачевская Е.Ю., Кузьменко Н.Г. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа по предмету «Слушание музыки». СПб., 2013.
4. Лагутин А.И. Образовательная программа дополнительного образования детей «Музыкальная литература» для учащихся 4-7 классов (от 10-14 лет) и 2-5 классов (от 10-14 лет). Изменения внесены Алексеевой Л.Л., Протасовой И.В., Розановой Н.Ф., Федоровой В.С. М., 2010.
5. Органова Т.Р. Методическая записка по вопросам преподавания музыкальной литературы, М., 2000 [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Режим доступа: http://www.gnesin.ru/mediateka/metodicheskie_materialy/uchebnye_programmy/muzlit _pedpraktika_2000, - Загл. с экрана/ (дата обращения: 20.09.2018).
6. Островская Я., Фролова Л. Музыкальная литература. Учебное пособие (1-й год обучения). СПб.: Композитор, 2016. 208 с.
7. Фролов А.А. Музыкальная литература. Секреты музыкального языка: Учебник для 3-го класса дМш. СПб.: Композитор, 2014. 222 с.
8. Царева Н.А Слушание музыки: Методическое пособие. М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2002. 93 с.
УЧИМСЯ С ИНТЕРЕСОМ Чебакова Г.В.
Чебакова Галина Владимировна - учитель математики, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ливенская средняя общеобразовательная школа № 1, село Ливенка, Красногвардейский район, Белгородская область
Аннотация: в статье рассматривается проблема обеспечения новых подходов к организации педагогической деятельности, акценты в которой должны быть сделаны на развитие и реализацию всех сущностных сил ребёнка. При каких условиях возможно формирование познавательной активности. Приведены примеры форм работы на уроке, позволяющих активизировать познавательную деятельность обучающихся, вызвать интерес к предмету.
Ключевые слова: активизация познавательной деятельности обучающихся, формы работы на уроках математики.
Истинный педагог постарается сделать учение занимательным, но никогда не лишит его характера серьёзного труда, требующего усилия воли.
К.Д. Ушинский