Научная статья на тему 'Тема любви и природы в повести «Митина любовь»'

Тема любви и природы в повести «Митина любовь» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
5501
411
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"МИТИНА ЛЮБОВЬ" / ЛЮБОВЬ / СМЕРТЬ / ПРИРОДА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чэнь Дайцай

Повесть «Митина любовь» о самом прекрасном, значительном и важном чувстве о любви. Бунин много писал о любви, ее трагедиях и редких мгновениях настоящего счастья. «Митина любовь» показывает такую драму героя, такой накал страстей молодого сердца, что порой кажется, будто вынести все это невозможно и единственное избавление от нечеловеческих мук смерть. В «Митиной любви», пожалуй, впервые И.А. Бунин раскрыл последовательно развивающийся процесс духовного бытия героя. Для Бунина в любви есть нечто общее с вечной красотой природы, поэтому прекрасно только естественное, невыдуманное чувство. И если погибает любовь, то и жизнь уже не нужна. Поэтому в повести тесно переплетаются темы любви и смерти. В повести Бунина много пейзажных описаний, посредством которых автор передает психологическое состояние влюбленного героя и стремится выразить саму идею любви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тема любви и природы в повести «Митина любовь»»

2. Бакова З. Единство народа - единство литературы: науч. изд. - Майкоп, МГТИ, 2002.

3. Тарановский К. О взаимоотношении стихотворного ритма и тематики // В кн.: К. Тарановский. «О поэзии и поэтике». - М., 2000.

4. Тынянов Ю. Проблема стихотворного языка // В кн.: Ю.Н. Тынянов. Литературный факт. - М., 1993.

ТЕМА ЛЮБВИ И ПРИРОДЫ В ПОВЕСТИ «МИТИНА ЛЮБОВЬ»

© Чэнь Дайцай*

Цзилиньский университет, Китай, г. Чанчунь

Повесть «Митина любовь» - о самом прекрасном, значительном и важном чувстве - о любви. Бунин много писал о любви, ее трагедиях и редких мгновениях настоящего счастья. «Митина любовь» показывает такую драму героя, такой накал страстей молодого сердца, что порой кажется, будто вынести все это невозможно и единственное избавление от нечеловеческих мук - смерть. В «Митиной любви», пожалуй, впервые И.А. Бунин раскрыл последовательно развивающийся процесс духовного бытия героя. Для Бунина в любви есть нечто общее с вечной красотой природы, поэтому прекрасно только естественное, невыдуманное чувство. И если погибает любовь, то и жизнь уже не нужна. Поэтому в повести тесно переплетаются темы любви и смерти. В повести Бунина много пейзажных описаний, посредством которых автор передает психологическое состояние влюбленного героя и стремится выразить саму идею любви.

Ключевые слова «Митина любовь», любовь, смерть, природа.

Иван Алексеевич Бунин (1870-1953) - поэт и прозаик, классик русской литературы, замечательный мастер изобразительного слова. Первый русский обладатель Нобелевской премии по литературе, академик Санкт-Петербургской Академии наук. Враждебно встретив Октябрьскую революцию, писатель в 1920 навсегда покинул Россию. Провел много лет жизни в эмиграции, став одним из главных писателей русского зарубежья. Иван Бунин получил Лауреат Нобелевской премии по литературе в 1933 году за «строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы».

Бунина И.А. называют последним русским классиком, представителем уходящей дворянской культуры. Его произведения действительно проникнуты трагическим ощущением обреченности старого мира, близкого и до-

* Аспирант.

рогого писателю, с которым он был связан происхождением и воспитанием. Художнику были особенно дороги те черты прошлого, которые несли на себе печать утонченного дворянского восприятия красоты и гармонии мира. «Дух этой среды, романтизированный моим воображением, казался мне тем прекраснее, что навеки исчезал на моих глазах», - напишет он впоследствии. По словам М. Горького, «тут Бунин, как молодой бог, спел, красиво, сочно, задушевно».

Любовь и смерть - постоянные мотивы бунинской поэзии и прозы. Перед лицом любви и смерти стираются все социальные, классовые различия. Подводя итог жизни человека, смерть подчеркивает ничтожность и эфемерность могущества «Господина из Сан-Франциско» из одноименного рассказа Бунина, выявляя бессмысленность его жизненной философии, согласно которой он решает «приступить к жизни» в 58 лет. Любовь часто играет роковую роль в судьбах героев. Например, в рассказе «Сны Чанга» благоговейная, полная обожания и восхищения любовь капитана к своей жене становится смыслом его жизни. Любовь у Бунина, как и у Куприна, чаще всего печальна, трагична. Человек не способен противостоять ей, перед ней бессильны доводы рассудка, ибо нет ничего, подобного любви, по силе и красоте. Герои рассказов и повестей Бунина настойчиво ищут смысл жизни, ставят перед собой цели и достигают их. И нередко именно осуществленная цель выявляет свою нравственную несостоятельность, ибо не дает героям счастья и удовлетворения. Убедительно подтверждает это рассказ «Чаша жизни», в котором читателю предлагаются разные варианты счастья. Именно ее неувядающая прелесть создает иллюзию вечности. Любимые герои Бунина наделены врожденным чувством красоты земли, неосознанным. В представлении Бунина главными ценностями жизни являются любовь и природа. Они вечны и неизменны, неподвластны течению времени, социальным катаклизмам. Красоту природы не может разрушить разбушевавшаяся революционная стихия стремлением к гармонии с окружающим миром и с собой.

Бунин как художник все время рос. «Митина любовь»(1924), «Солнечный удар»(1925), «Дело корнета Елагина» (1925), а затем «Жизнь Арсенье-ва» (1927-1929,1933) и многие другие произведения знаменовали новые достижения в русской прозе. Бунин сам говорило «пронзительной лиричности», «Митиной любви». Современники отмечали большой философский смысл таких произведений, как «Митина любовь» или «Жизнь Арсеньева». В них Бунин прорвался «к глубокому метафизическому ощущению трагический природы человека».

Повесть «Митина любовь» в Китае очень известна всем. Поэтому в Китае много ученных исследовали повесть «Митина любовь». Например: В 2009 году, Чэн Сяоти публиковала статью «Поэтичность любви и трагедия смерти» на журнале «Филологическая газета». В 2012 году, Лю Айхуа публиковал диссертацию «Где любовь - анализ любовного романа в позднем

творческом периоде Бунина» на журнале «Газета Наньцзинского педагогического университета». В 2014 году Лу Мэйхуй публиковала статью «Эстетика в любовном романе Бунина» на журнале «Газета Му Даньцзянского педагогического института». В 2012 году, Дин Цзюхуа публиковал статью «Причина смерти Мити в повести <Митина любовь>» на журнале «Исследование произведения и писатели». В 2010 году, Цзяо Цзин публиковала диссертацию «Трагедия любви в романе Бунина» на журнале «Сычуаньский институт иностранного языка». В 2014 году, Го Иннань публиковал статью «Анализ темы любви в романе Бунина» на журнале «Я Люйцзян». Все эти работе связаны с повестью «Митина любовь».

Смерть и любовь в повести «Митина любовь»

«Митина любовь» посвящен самому памятному чувству - первой любви, которая захватывает человека целиком и, кажется, кроме этого на свете ничего нет. Бунин мастерски рисует все перипетии любви, сопровождающие ее страстную чувственность, безумную ревность, счастье и трагедию. Как это всегда бывает в произведениях художника, полноправным героем является природа, неотделимая от развития чувства главного героя. Сила, напряженность Митиной любви предопределяют и трагическую развязку. Здесь дело не только в Кате, в ее противоречивости и неверности. Ощущение того, что судьба Мити изначально предопределена, по мере развития событий усиливается, подводя к неминуемости трагического финала. Герой радостно идет навстречу смерти, которая воспринимается как избавление от боли, от давления грубой жизни, от предательства святого чувства любви, как освобождение и сохранение любви. В бунинских рассказах часто находят либо толстовские мотивы, либо чеховские.

Московский студент Митя, главный герой рассказа И.А. Бунина «Митина любовь», влюблен в Катю, очаровательную девушку, мечтающую стать актрисой. Она как будто тоже любит Митю, утверждает, что он для нее «все-таки лучше всех, единственный». Вместе с тем отношения влюбленных находятся на грани разрыва. Мите ненавистна атмосфера пошлости, ложной многозначительности, окружающая его подругу в мире артистической «богемы», неприятны позерство, покровительственный тон и самодовольный вид директора актерской студии, где занимается Катя. Юноше стыдно за Катю, когда она на студийном экзамене «с деланной, неумеренной наивностью» декламирует стихи «о какой-то будто бы ангельски невинной девушке» (Катя читает Блока). Он чувствует враждебность к подруге и боль от сознания того, что она ему «уже не принадлежит».

Его ревность и тревога не беспочвенны. Девушка все больше отдаляется от него, их свидания становятся все короче, и в них проникают какие-то ложь и фальшь. Митя решает на время уехать, поскольку он «совершенно замучил себя и Катю», и отправляется в деревню к матери. Там ждет от лю-

бимой известий и однажды получает страшное письмо: «... Забудьте, забудьте все, что было ... я недостойна вас, но я безумно люблю искусство ... я уезжаю - вы знаете с кем... » Получив письмо, Митя весь день ходил по саду, не замечая ни ливня, ни ледяной сырости, и «страшно плакал», а ночью «отодвинул ящик ночного столика, поймал холодный и тяжелый ком револьвера ... раскрыл рот и с силой, с наслаждением выстрелил».

Любовь в изображении И.А. Бунина трагична. Большая любовь несовместима с обыденной жизнью. Но любовь, несмотря на весь трагизм, - величайшее счастье человеческой жизни. В данной повести темы любви является предметом бунинского наблюдения и изучения - не психологическая, а иррациональная сторона любви, та её непостижимая сущность, которая настигает, как наваждение. Характерно для И.А. Бунина, что такие иррациональные события всегда им показаны в самых реалистических тонах. У И.А. Бунина мир, данный и неизменный, властвует над человеком. Поэтому бунинские герои по природе не философичны и не религиозны. Таков Митя, убивающий себя из-за любви. «Она, эта боль, была так сильна, так нестерпима, что, не думая, что он делает, не сознавая, что из всего этого выйдет, страстно желая только одного - хоть на минуту избавиться от неё и не попасть опять в тот ужасный мир, где он провёл весь день и где он только что был в самом ужасном и отвратном из всех земных снов, он нашарил и отодвинул ящик ночного столика, поймал холодный и тяжёлый ком револьвера и, глубоко и радостно вздохнул, раскрыл рот и с силой, с наслаждением выстрелил» [1, с. 156].

В повести И.А. Бунин раскрыл последовательно развивающийся процесс духовного бытия героя. В ней история любви во всей её достоверности. Митя уже давно шёл к этой большой, трудной, изнурительной любви. Она была в его мечтах, переполняла всё его тело непонятным и страстным ожиданием. Она была его жизнью, и шаг за шагом вела его к смерти. Любовь Мити к Кате доставляет герою нечеловеческие муки. Кажется, что единственным избавлением от этих страданий является только смерть. Писатель изображает интимные человеческие переживания не изолированными и сосредоточенными лишь на конкретном герое, а обусловленными средой, окружением, обстоятельствами. Ведь трагическая любовь Мити неуловимыми нитями связана со всем комплексом социальных, бытовых, культурных, моральных, природных и биологических факторов.

В гибели Мити оказываются повинными и пошлая артистически - богемная среда, и зараженная тлетворным духом купли-продажи деревенская среда, и тысячелетняя романтизация любви в искусстве, и обстановка дворянской усадьбы, и, наконец, натура Мити, не подготовленная к жизни, слишком сосредоточенная на своих душевных переживаниях. Трагедия любви усиливается и тем, что Митя очень остро ощущает разлад между мечтой и действительностью, между воображаемым образом и реальной девушкой.

Катя существует для Мити как бы в двойном восприятии: одна - нужная, близкая, любимая и дорогая Катя, другая - подлинная, обыкновенная, мучительно не совпадающая с первой. И сам Митя уже живёт как бы в двух мирах - идеальном и реальном.

Мотив чувственной силы любви громко звучит в повести. «Не раз внимание Мити останавливается и на чужих деревенских женщинах. «Митя подумал о девках, о молодых бабах, спящих в этих избах, обо всём этом женском, к чему он приблизился за зиму с Катей, и всё слилось в одно - Катя, девки, ночь, весна, запах дождя—» [2, с. 143]. Но «женское» в сознании героя сопряжено с любимой. И Алёнка ему понравилась отдалённым сходством с Катей. Чувственное влечение к Кате, единственной, было неотделимо от всех других переживаний, которые все вместе доводили Митю до «какого-то предсмертного блаженства». А когда он прикоснулся к Алёнке, «блаженства, восторга, истомы всего существа» не было и в помине» [3, с. 135]. И это страшное, обнажено-чувственное сопряжение Алёнки с Катей и случилось в предсмертном «самом ужасном и отвратном из всех земных снов» Мити, после которого он и сунул дуло револьвера в раскрытый рот. Тема любви и смерти в повести переплетены. Само перенапряжение любовного чувства как бы обессиливает человека и подводит его к роковой черте. Поэтому так и страшен финал повести. Герой радостно идёт навстречу смерти, которая воспринимается как избавление от боли, от давления грубой жизни, от предательства святого чувства любви, как освобождение и сохранение любви.

«Мастер точного пластического рисунка, художник, необычайно зоркий к деталям окружающей героя обстановки, Бунин в этом произведении, когда это диктуется характером переживаний Мити, его настроением, как бы сознательно отводит на второй план реальную действительность, которая предстает перед читателем в очертаниях неуловимых и беглых. Такова вся окружающая Митю обстановка в родном доме, куда он приехал на каникулы из Москвы. Но зато как ощутимо и отчетливо зримо, со множеством четких, как бы выделенных крупным планом деталей предстает перед читателем в предпоследней главе повести возникшая в смятенном сознании Мити картина падения Кати. Не случайно, что именно вслед за этим, в последней главе повести, юноша выстрелом из револьвера обрывает свою жизнь»[4, с. 240].

Природа в повести «Митина любовь»

Пейзаж - это один из компонентов мира литературного произведения, изображение незамкнутого пространства. В совокупности с интерьером он воссоздает среду, внешнюю по отношению к человеку. С помощью пейзажа читатель может наглядно представить себе, где и когда происходят события. Но пейзаж - это не просто указание на время и место действия, а художественное описание: использование образного, поэтического языка [5, с. 264-265]. Значительное место в повести И.А. Бунина «Митина любовь» занимает опи-

сание природы, автор придает большое значение пейзажу. Субъект описаний постоянно соотносит физическое состояние природы и собственное эмоциональное состояние.

Повесть можно разделить на две части: первая - жизнь Мити в Москве, в которой нет описания природы, кроме начала первой главы, где изображается весна. Вторая - большая часть произведения, начинается с отъезда Мити в деревню. В этой части чувства Мити, его душевные переживания, тревога сопровождаются изменением в состоянии природы. В произведении есть противопоставление мира деревни, природы миру господскому, московскому: «Какой это простой, спокойный и родной мир по сравнению с московским, уже отошедшим куда-то в тридесятое царство, центром которого была Катя» [6, с. 134].

Природа здесь выполняет функцию предзнаменования чего-то страшного, что случится в его жизни. Дом в деревне как природное существо благотворно влияет на Митю: «Комната была окнами в сад, на восток, - Митя прошел по всем другим и живо испытал чувство их родственности и мирной, успокаивающей и душу, и тело простоты» [6, с. 134].изменением состояния Мити, дом также наполнялся печалью: «Митя очнулся, весь в поту, с потрясающе ясным сознанием, что он погиб. В комнате была тьма, за окнами шумело и плескалось, и этот шум и плеск были нестерпимы» [6, с. 174]. Все основные события, так или иначе меняющие жизнь Мити, происходят в саду: прогулки, когда сад стал быстро одеваться свежей, мягкой зеленью, залиловели и запахли серые кисти сирени, после этого Митя услышал странный, дьявольский визг. Чтение письма от Кати проходило тоже в саду: «он ушел в самую дальнюю часть сада, туда, где через него проходила лощина, и, остановясь и, оглянувшись, быстро разорвал конверт» [6, с. 141]. Во время первой встречи Мити с Аленкой он отметил ее сходство с Катей. В Ален-ке воплотились те черты, которые Митя хотел бы видеть в Кате: простоту, естественность натуры - она была воплощением женственности, которая в его сознании сопряжена с любимой. К Кате у него были высокие чувства, тогда как к Аленке Митя испытывает телесное влечение. Митя со старостой поехали к мужу Аленки, и путь их лежал через лес по «тенистой дороге, радостной от солнечных пятен и несметных цветов и высокой травой по сторонам» [6, с. 163]. Войдя в дом, Митя был переполнен счастьем: «в караулке было очень чисто, очень уютно и очень, жарко и от солнца, светившего из-за леса в оба ее окошечка, и оттого, что была натоплена печь» [6, с. 164].

С другой стороны, дождь является символом божественного благословения, нисхождения небесного блаженства и очищения. Митя не видит смысла в жизни: московская Катя уехала, бросила его, а об идеальной, органично близкой природе, он и подумать боится после своей измены. Трагедийность внутреннего состояния героя передается через природный драматизм - гро-

зу: «Перед вечером дождь, обрушившись на сад с удесятеренной силой и с неожиданными ударами грома, погнал его наконец в дом. Мокрый с головы до ног, не попадая зуб на зуб от ледяной дрожи во всем теле, он пробежал под свое окно и, вскочив в комнату, запер дверь на ключ и бросился на кровать» [6, с. 173]. Дождь усиливается по мере нарастания Митиных чувств. Перед самоубийством Мити, в момент сильных переживаний стихийность в природе нарастает: «Стало быстро темнеть. Дождь шумел повсюду - и по крыше, и вокруг дома, и в саду. Шум его был двойной, разный, - в саду один, возле дома, под непрерывное журчание и плеск желобов, ливших воду в лужи, - другой» [6, с. 173]. Чувства героя и природный катастрофизм слиты воедино. В ходе работы были определены основные способы природописи в повести «Митина любовь»

В данной повести И.А. Бунина природа осваивается в ее личностной значимости для ее героев. Речь идет не столько об универсально-стабильной сути природного мира, сколько о его неповторимо единичных проявлениях: о том, что видимо, слышимо, ощущаемо именно здесь и сейчас, - о том в природе, что откликается на данное душевное движение и состояние человека или его порождает. При этом природа часто предстает неизбывно изменчивой, неравной самой себе, пребывающей в самых различных состояниях. В повести пейзаж создает психологический настрой восприятия текста, помогает раскрыть внутреннее состояние героя, подготавливает читателя к изменениям в его жизни.

Список литературы:

1. Бабореко А. И.А. Бунин о поэтах-декадентах // Вопросы литературы. -1963. - № 11. - С. 255.

2. Бунин И.А. Собрание сочинений в четырёх томах. Т. 3. - М.: Правда, 1988. - С. 101-156.

3. Михайлов О.Н. И.А. Бунин. Очерк творчества. - М.: Наука, 1967.

4. Богданова О.Ю. Бунин в школе: кн. для учителя. - М.: Дрофа, 2003. -С. 230-249.

5. Введение в литературоведение: учеб. пособие / Под ред. Л.В. Чернец. -М.: Высшая школа, 2006. - 680 с.

6. Бунин И.А. Митина любовь. Повести. - Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1977.

7. Чэн Сяоти Поэтичность любви и трагедия смерти // Филологическая газета. - 2009. - № 5. - С. 29-32.

8. Лю Айхуа Где любовь - анализ любовного романа в позднем творческом периоде Бунина // Газета Наньцзинского педагогического университета. - 2012. - 40 с.

9. Лу Мэйхуй Эстетика в любовном романе Бунина // Газета Му Дань-цзянского педагогического института. - 2014. - № 149. - С. 5-16.

10. Дин Цзюхуа Причина смерти Мити в повести «Митина любовь» // Исследование произведения и писатели. - 2012. - № 23. - С. 255.

11. Цзяо Цзин Трагедия любви в романе Бунина // Сычуаньский институт иностранного языка. - 2010. - 51 с.

12. Го Иннань Анализ темы любви в романе Бунина // Я Люйцзян. -2014. - № 12. - С. 56-57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.