Научная статья на тему 'Тема Фауста в литературе Германии: проблема жанрового своеобразия'

Тема Фауста в литературе Германии: проблема жанрового своеобразия Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1271
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тема Фауста в литературе Германии: проблема жанрового своеобразия»

V. КУЛЬТУРА, ЛИТЕРАТУРА И ЯЗЫК КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ

Александрова Н. К.

ТЕМА ФАУСТА В ЛИТЕРАТУРЕ ГЕРМАНИИ: ПРОБЛЕМА ЖАНРОВОГО СВОЕОБРАЗИЯ

В развитии немецкой фаустианы можно выделить три основных периода. Первый период связан с жизнью и смертью немецкого чернокнижника Иоганна (Георга) Фауста (1480-1540 гг.) и распространением легенд о нем. Второй период начинается с появлением «Книги о Фаусте» (1587 г.) и заканчивается выходом в свет трагедии «Фауст» (1832 г.) И. В. Гете. Третий, послегетевский период, продолжается по сегодняшний день.

«Книга о Фаусте» 1587 г. - это первая литературная обработка исторического и легендарного материала, где впервые формируется парадигма как главных, так и второстепенных мотивов темы Фауста. Дерзко нарушая общественные, в данном случае религиозные законы, Фауст заключает сделку с дьяволом ради того, чтобы «познать первопричины всех вещей». Так, мотивы дерзости, познания и сделки с дьяволом образуют семантическое ядро темы, вокруг которого группируются второстепенные мотивы, например, ограничения сделки во времени, путешествия, чувственных наслаждений и т. д.

Эта книга приносит уже хорошо известному немцам Фаусту еще большую популярность. В 1588 г. Ф. Беер своими мейстерзангами «Фауст околдовывает двух студентов» и «Доктор Фауст утихомиривает орущих крестьян» открываеттрадицию обрабатывать фаустовский материал в форме стихотворений и песен. Анонимная книга «Другая часть истории доктора Иоганна Фауста, в которой описывается сделка Кристофера Вагнера, бывшего ученика Фауста, с чертом» (1593 г.) встанет у истоков не менее

распространенной в будущем традиции продолжений и дополнений. В том же духе Г. Р. Видман пишет «Правдивую историю об отвратительнейших и ужаснейших грехах и пороках, а также о многочисленных удивительнейших и редчайших приключениях доктора Фауста» (1599 г.). Он дополняет «Книгу о Фаусте» «учеными», сугубо ортодоксальными поучениями и дидактическими комментариями. В традицию продолжений вписывается и анонимная книга под названием «Фиглярская сумка доктора Фауста» (1607 г.).

«Книга о Фаусте» 1587 г. была довольно быстро переведена на другие языки, что способствовало популяризации Фауста в Европе. В 1589 г. в Англии появляется анонимная баллада «Суд Божий над Джоном Фаустом, доктором богословия». Эта баллада, а также английский перевод «Книги о Фаусте» послужили основой для «Трагической истории доктора Фауста» (1590 г.) К. Марло, первой драматической обработки темы.

В XVII в. его трагедию используют английские комедианты, бродячий театр которых был очень популярен в Европе. Сохранились сведения о том, что их спектакли о Фаусте были показаны в Дрездене (1626 г.), Ганновере (1661 г.), Данциге (1669г.), Мюнхене(1681 г. и 1685 г.), Бремене (1688 г.), Базеле (1696 г.) и Гамбурге (1698 г.). Не без влияния английских актеров тема Фауста входит в репертуар немецкого кукольного театра. Говоря о немецкой фаустиане XVII в. нельзя не отметить еще один примечательный факт - первую докторскую диссертации о Фаусте И. Г. Ноймана на латинском языке (1683 г.).

XVIII в. является с точки зрения жанрового своеобразия не менее важным и интересным этапом. Он начинается с выхода в свет сборника магических формул «Фаустовские заклинания ада» (1700 г.), многочисленных песен о Фаусте, а также анонимной, небольшой по объему книги (сорок шесть страниц) «От одного верующего христианина»

(1725 г.). Она получила широкое распространение благодаря дешевым ярмарочным изданиям.

Около 1755 г. над фаустовским материалом начинает работать выдающийся просветитель, драматург и теоретик театра Г. Э. Лессинг. Сохранившийся фрагмент задуманной им трагедии свидетельствует о его, в отличие от предшественников, весьма положительной трактовке образа Фауста. Лессинг делает акцент не на сделке с дьяволом, а на дерзком стремлении чернокнижника к новому знанию. Его интерпретация станет поворотным моментом в оценке Фауста.

В 70-е гг. XVIII в. наблюдается яркий всплеск интереса к Фаусту, который реализуется в рамках литературного движения «Буря и натиск». Молодых писателей этого направления, так называемых «штюрмеров», он привлекает своей кипучей энергией и энтузиазмом. Так, с 1772 г. Гете начинает работать над темой Фауста. До 1775 г. возникает ряд прозаических сцен, которые позже станут известны под названием «Прафауст». Текст этого «Фауста в первоначальном образе» будет обнаружен и опубликован в 1887 г. берлинским ученым Е. Шмидтом. Любовь к Фаусту Гете сохранит на всю жизнь.

Другие штюрмеры также не обходят вниманием эту привлекательную фигуру. Ф. Мюллер создает драму «Ситуация из жизни Фауста» (1776-1778 гг.), Я. М. Ленц пишет Фрагмент из фарса, под названием «Судья преисподней» (1777 г.). Ф. М. Клингер задумывает в эти штюрмерские годы роман. Свой замысел он реализует чуть позже. Здесь уместно будет назвать и комедию И. Ф. Шинка «Доктор Фауст» (1778 г.).

90-е гг.XVIII в. ознаменованы появлением фрагмента «Фауст» (1790 г.) Гете и романа «Фауст, его жизнь, деяния и низвержение в ад» (1791 г.) Клингера, который представляет собой первую, но далеко не последнюю, обработку фаустовского материала в жанре романа.

В XIX в. интерес к теме Фауста в Германии не только не ослабевает, но и в значительной степени увеличивается благодаря публикации первой и второй частей трагедии «Фауст» (1808 г., 1832 г.) Гете, которая стимулирует ее интенсивное развитие в разных жанрах литературы, а также музыки и живописи. Среди многочисленных произведений этого периода можно выделить трагедию А. Клингеманна «Фауст» (1814 г.), драму Х. Д. Граббе «Дон Жуан и Фауст» (1829 г.), танцевальную поэму «Доктор Фауст» (1847 г.) Г. Гейне, роман Ф. Шпильгагена «Фаустулус», романтическую оперу «Фауст» (1814 г.) Л. Шпора, «Фаустовкую увертюру» (1840 г.) Р. Вагнера, иллюстрации к «Фаусту» Гете М. Ретцша и П. Корнелиуса.

В XX-XXI вв. традиция использовать тему в разных литературных жанрах и формах искусства продолжается. Ярчайшими примерами могут служить роман «Доктор Фаустус» (1947 г.) Т. Манна, драматическая пенталогия «Мировые игры. Мировые мечты. Пять фаустовских пьес» (1963 г.) К. Бечи, опера «Фауст» (1952 г.) Г. Эйслера, фильм «Фауст. Немецкое народное предание» (1926 г.) Ф. В. Му-рнау.

Таким образом, краткий обзор немецкой фаустианы XVI-XX вв. показывает многогранность ее жанровой системы. В течение ряда столетий традиционная тема Фауста находит воплощение в лирических (стихотворение, баллада, поэма), эпических («народная книга», роман, рассказ) и драматических (трагедия, комедия, драма) жанрах литературы, что свидетельствует о ее генетической способности проникать во все сферы художественного сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.