Научная статья на тему 'Тема «Двух братьев» в романе Ирвина Шоу «Богач, бедняк»'

Тема «Двух братьев» в романе Ирвина Шоу «Богач, бедняк» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
886
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Щеголькова А. О.

В статье затронут вопрос о архетипической теме «двух братьев» и ее своеобразный характер в романе И. Шоу «Богач, бедняк».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тема «Двух братьев» в романе Ирвина Шоу «Богач, бедняк»»

Список литературы:

1. Гридина Т.А. Языковая игра: Стереотип и творчество. - Екатеринбург, 1996. - 240 с.

2. Курганова Е.Б. Игровой аспект в современном рекламном тесте: учебное пособие. - Воронеж: Воронежск.ун-т, 2004. - 124 с.

3. Санников В.З. Лингвистический эксперимент и языковая игра // Вестник Моск.ун-та. Серия 9. Филология. - 1994. - № 6. - С. 25-29.

ТЕМА «ДВУХ БРАТЬЕВ» В РОМАНЕ ИРВИНА ШОУ «БОГАЧ, БЕДНЯК»

© Щеголькова А.О.*

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, г. Самара

В статье затронут вопрос о архетипической теме «двух братьев» и ее своеобразный характер в романе И. Шоу «Богач, бедняк».

Ирвин Шоу занимает видное место среди современных прозаиков США, о чем говорят тиражи его произведений, как на родине, так и за ее пределами, но, как ни странно, писатель этот не «избалован» вниманием критики. Возможно, его заслоняли дарования более яркие, такие как У Фолкнер, Дж Стейн-бек, Э. Хемингуэй, но и после их смерти Ирвин Шоу оставался в тени. Объяснение этому следует искать как в особенностях творчества писателя, так и в специфике американской критики, с восторгом принимающей чуть ли не любой эксперимент, тогда как Ирвин Шоу - «писатель традиционный» [4, с. 208]. То, о чем он говорит, не является чем-то сенсационно новым. И, тем не менее, на материале романа «Богач, бедняк» представляется возможность определить сущность его неоднозначных творческого метода, философских взглядов и эстетической системы.

Скажем несколько слов о биографии Ирвина Шоу.

Родился Ирвин Шоу 27.02.1913 года в Нью-Йорке, в Южном Бронксе в семье еврейских эмигрантов из России, получил имя при рождении Ирвин Гилберт Шамфорофф. Вскоре после рождения Ирвина, семья переезжает в Бруклин и меняет фамилию на Шоу. Юность Шоу прошла в Бруклине, где в 1934 г. он закончил Бруклинский колледж со степенью бакалавра.

В возрасте 21 года Шоу начал писать сценарии для кинофильмов и для радиоспектаклей. В 1936 впервые был поставлен спектакль Шоу «Предайте мёртвых земле». В спектакле речь идёт о группе солдат, павших в бою. В 1940-х Шоу написал сценарии к нескольким фильмам: «Город говорит» (комедия, посвящённая теме гражданских свобод) и др.

* Студент.

Шоу поступил на военную службу в армию США и был уоррент-офицером во время Второй мировой войны. «Молодые Львы» - первый роман Шоу, был опубликован в 1949. Основанный на реальном опыте, полученном писателем за годы войны, роман оказался очень удачным и был экранизирован (Молодые львы 1958 г.)

Второй роман Шоу, «Растревоженный эфир», описывающий рост мак-картизма, был опубликован в 1951 г. После того, как его ложно обвинили в коммунистических убеждениях в нашумевшей антикоммунистической публикации «Красные каналы» (Red Channels: The Report of Communist Influence in Radioand Television), главы кинокомпаний занесли Шоу в чёрный список Голливуда. В 1951 г. Шоу покинул США и уехал в Европу, где прожил 25 лет, в основном в Париже и Швейцарии. В течение 1950-х Шоу написал несколько киносценариев, в том числе «Любовь под вязами» (на основе пьесы Юджина О'Нила) и «Огонь из преисподней» (о трамповом судне в Карибском море).

Во время жизни в Европе Шоу написал ряд книг: «Люси Краун» (1956), «Две недели в другом городе» (1960), а также роман «Богач, бедняк» (1970), к которому позднее было написано неудачное, по мнению критиков, продолжение - «Нищий, вор». Снятый по роману «Богач, бедняк» голливудский сериал оказался исключительно успешным («Rich-Man, Poor-Man», 1976). В 1983 на Литовской киностудии по этому роману также был снят телесериал «Богач, бедняк», имевший большой успех в СССР.

В романе «Богач, бедняк» поднято огромное количество проблем современного мира. Это и проблема «отцов и детей», проблема «молодого человека и мира», «американская мечта» и, заинтересовавшая нас проблема «двух братьев».

Как уже говорилось выше: Ирвин Шоу - писатель, следующий традициям реализма. Проблематика его произведений традиционна, но только рассматривает их в другом ракурсе. Многие проблемы имеют древние архе-типические формы, такова и проблема двух братьев.

Архетип - (греч. archetypes - модель, первообраз) это универсальный образ, мотив или сюжет, который наделен свойством «вездесущности» и пронизывает всю культуры человечества с древнейших времен до современности. Такие общечеловеческие символы, прообразы, мотивы, схемы и модели поведения, лежащие в основе мифов, фольклора и самой культуры в целом, переходят из одного поколения в другое как «образы коллективного бессознательного» [5, с. 24]. Например: злая мачеха, добрая и прекрасная падчерица и проч.

«Испокон веков» авторы изображают двух братьев следующим образом: один брат - хороший, добрый и любящий, второй брат - злой, мстительный и эгоистичный. Тому примером являются библейские Авель и Каин. С самого начала повествования братья противопоставлены друг другу. Авель: «...был

нрава доброго и кроткого, он приносил жертву от чистого сердца с любовью и верою в обетованного Спасителя, с молитвою о помиловании и надеждою на милость Божию; и Бог принял жертву Авеля, - как полагают, дым от нее вознесся к небу...» [2, с. 4] противоположно описанию характера Каина: «.. .был нрава злого и жестокого, он приносил жертву только как обычай, без любви и страха Божия. Господь не принял его жертвы; это, как думают, было видно из того, что дым от его жертвы расстилался по земле» [2, с. 5].

Традиционным в изображении двух братьев являлось полное различие их характеров, отсутствие развития и совершенствования душевного мира каждого из братьев. Это подтверждается многими произведениями как зарубежной, так и русской литературы.

Так у Шекспира в «Гамлете»: Клавдий - «блудный зверь», «кровосмеситель», «смерд», «блудодей» «убийца окаянный»; старший Гамлет - «Феб», «он человек был, человек во всем». Таким образом, Клавдий - подобен Каину, старший Гамлет - добродетелен, как Авель.

Примеры братьев - антиподов встречаются во многих национальных литературах. Пожалуй, наиболее яркие из них - это братья Серфесы из «Школы злословия» Р. Шеридана и герои лермонтовских «Двух братьев».

Характер Джозефа Серфеса представлен, как многоликая «маска», в то время,как Чарльз Серфес является «живым существом»

У Лермонтова: искренний, открытый и благородный Юрий и злой, циничный, эгоистичный Александр.

В своем романе, Ирвин Шоу так же изображает двух совершенно не похожих друг на друга братьев: Рудольфа и Томаса.

Братья противопоставлены не только в описании характеров, но даже в их внешности мы видим абсолютно различные черты. Как известно, Рудольф, как и все в семье, брюнет, а Томас - «единственный в семье блондин» [1, с. 12]; своего рода «белая ворона». У обоих братьев различные взгляды на жизнь, различные цели: Рудольф «.твердо знал одно: только учеба может избавить его от необходимости есть на кухне, выслушивать грубости отца и вытирать посуду, поэтому он готовился к любым экзаменам лучше всех в классе» [1, с. 13]; Томас «... каждый вечер где-то пропадал. Он никогда не готовил уроков и в школе получал только плохие отметки, оставаясь в младшем классе, хотя скоро ему исполнялось 16. Но говорить с ним было бесполезно» [1, с. 13].

Отметим, что новаторство Ирвина Шоу в изображении образов двух братьев заключается в том, что писатель не разделяет их на «плохого» и «хорошего». Характеры не статичны, они изменяются, формируются, и у каждого есть как свои плюсы, так и минусы.

Если более детально рассматривать характеры обоих братьев, возможно увидеть, что Том «как бы новый виток в той жизненной и философской спирали, что закрутила, обвила мертвой хваткой его отца» [4, с. 207]. Он видит

обреченность своих родителей, как - будто утопающих и цепляющихся за последнюю соломинку: кодекс чести и самоотверженного труда, который давно отбросило общество. «Всю жизнь в подвале. Что они знают? Ничего -пронеслось у него в голове» [1, с. 111]. И Том исповедует кредо, которое четко формулирует его друг Клод: «Все решает сила. Грубая сила» [1, с. 45].

Томас не готов подобно матери принимать все удары судьбы, его драки -это вызов окружающему и самоутверждение. И лишь на первый взгляд Томас может показаться грубым животным, ищущим развлечений. Уже в таком столь юном возрасте прослеживается стремление преодолеть себя, правда, пока еще достаточно примитивным способом, что обусловлено как и возрастом, так и социальным положением. Это можно подтвердить приведя в пример сцену после драки Томаса с солдатом. Том пришел домой, лег спать, «... закрыл глаза и попытался представить солдата, стоящего на колене, по его лицу текла кровь. Он видел эту картину совершенно отчетливо, но удовольствия уже не получал. Его начала бить дрожь». И именно этим ярым желанием борьбы, своей «настоящестью» отличается Томас от своего «рафинированного» братца. Рудольф «... в какой-то степени завидовал брату. Томас жил как ему хотелось, не считаясь ни с чьим мнением. У него был настоящий талант - жестокость. Он был цельной натурой».

Пройдя через все испытания, Томас стал гуманистом; он пришел к радостному для него выводу: он не сможет убить человека. Он начинает испытывать добрые чувства по отношению к сестре, к матери, брату, сыну, жене. Именно он спасает Джин и именно он объединяет семью.

В противоположность Томасу, Рудольф уже в 16 лет - типичный американец, имеющий четко поставленную, труднодостижимую, но вполне реальную цель. Он уже разграничивает свою внутреннюю сущность и внешность, которая должна работать на публику. Вопрос престижа для него крайне важен.

Рудольф подкупает людей не просто симпатичной внешностью, но и внутренней собранностью, целеустремленностью и дисциплиной.

Хотя люди хорошо относились к Рудольфу, считая его прекрасным человеком, писатель резко обнажает всю подноготную сущности характера данного героя: «Если честно признаться, он не очень-то любит людей. Даже его обычай утром и вечером целовать мать, а в выходные ходить с ней на прогулки, тоже был продуман: он делал это, чтобы вызвать у нее чувство благодарности. В нем жило два человека. О существовании одного знал только он, а другого видели все».

В отличие от образа Томаса, сложно сказать, что образ Рудольф эволюционирует, скорее меняется отношение к нему окружающих (да и самого себя). Зрелый Рудольф не делает ничего такого, что не мог бы сделать юный Рудольф. Все его устремления - достижение материального успеха.

Знаменательно то, что неурядицы в семье Рудольфа (пьяные выходки его избалованной богатством жены) приводят к гибели Тома, крушению семейного счастья.

Итак, в архитепичную тему «двух братьев» Ирвин Шоу вносит определенную новую семантическую нагрузку. Он поворачивает ее в сторону изучения не просто человека, а человека, на которого давит окружающий мир, отношения с людьми и прочее. Данную тему нельзя рассматривать изолированно от других тем, потому что они в данном произведении выступают в качестве единого цельного комплекса тем.

Список литературы:

1. Шоу Ирвин. Богач, бедняк: роман. - М.: АСТ, 2010. - 714 с.

2. Библия. Ветхий завет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.biblebook.ru

2. Лермонтов М.Ю. Два брата.

3. Шеридан. Школа Злословия.

4. Костяков В.А. Американский роман серд. XX века. - Изд-во Сарат. ун-та, 1987.

5. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. - СПб.: Паритет, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.