СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
УДК 37.017.93
Быргазов Павел Сергеевич
Восточно-Сибирская государственная академия образования, г. Иркутск
ТЕМА ДУХОВНОСТИ НА СТРАНИЦАХ ЖУРНАЛА «ПЕДАГОГИКА» В ПЕРИОД С 1990 ПО 1995 ГОД
Переходный период в жизни российского общества произвёл потрясения не только в политической сфере, но и в области духовно-нравственного воспитания. В статье проводится анализ статей авторов, изучавших проблематику духовности в начале девяностых годов прошлого столетия.
Ключевые слова: феномен духовности; духовно-ориентированный подход; религия; образование; воспитание; нравственность.
Переломные для нашего отечества «лихие девяностые» стали колыбелью новой государственности и новой идеологии. Через множество опасностей пришлось пройти русскому народу, преодолеть колоссальные трудности и в первую очередь мучительно искать ответ на вечный вопрос о смысле бытия. Свобода совести позволила людям освободиться от диктата коммунистической идеологии, но и не предложила ничего достойного взамен. Вопросы духовного плана всё больше занимают умы россиян, заставляя их метаться между новомодными восточными учениями, оккультизмом, традиционными религиями, многочисленными сектами и просто суевериями [11]. Таким образом, девяностые годы представляют собой плодотворную почву для изучения развития и становления такого социокультурного феномена как духовность, содержание которого вовсе не ограничивается тем или иным определением, но становится настолько неоднозначным, что требует нового осмысления.
В двенадцатом номере журнала «Советская педагогика» за 1990 год публикуется статья И.В. Метлик [10] с критикой одностороннего атеистического воспитания и предоставлением фактов, говорящих об упадке атеистического воспитания в школах Москвы. Автор, исследовав воспитательный процесс более чем в 150 школах Москвы, пишет: «к 1990 году в школах практически прекращена внеучебная деятельность по научно-атеистическому воспитанию учащихся, формированию атеистической убеждённости через факультативы, кружки, другие внеклассные занятия. Внеучебная деятельность по выработке у учащихся отношения к религии и атеизму в 1989/90 учебном году велась только в 18-20 школах (менее 15% выборки)» [10, с. 37]. Согласно данным автора впервые в истории советской школы достаточно широко и свободно стало практиковаться непосредственное изучение религиозного мировоззрения.
Вопросы взаимосвязи религии и духовности становятся очень актуальными. Хотя религия признаётся неотъемлемым компонентом общечелове-
ческой и национальной культуры, источником и хранителем духовных ценностей, однако связь духовности с религией не рассматривается как неразрывная. Например, А.Ф. Никитин [12] рассматривает религию с несколько утилитарной точки зрения: «...школа может использовать психологические механизмы веры религиозных людей в добро и любовь к людям, обогащения личности духовными ценностями человечества» [12, с. 34]. Феномен духовности представляется автором как самостоятельное явление, лишь временно хранившееся в религиозном укладе жизни русского народа и нуждающееся в очищении от религиозных мистических предрассудков. А.Ф. Никитин подчёркивает, что чаще всего духовность ассоциируется с образованностью, интеллектуальностью, в лучшем случае -с культурностью, и далее выражает наиболее распространённое в советской науке определение духовности: «Духовность надо рассматривать как высшее проявление культуры (прежде всего нравственной) и гражданственности, как совестливость, богатство внутреннего мира, способность к творческой самореализации, самоотдаче (и даже жертвенности)» [12, с. 33]. Такую точку зрения разделяет Е.В. Квятковский [3], который в статье под названием «Духовное развитие школьников» призывает повышать духовную культуру школьников средствами эстетического воспитания.
Пример раскрытия светского понимания феномена духовности можно обнаружить в статье Б.З. Вульфова [1]. Автор связывает духовность учителя с проявлением его человечности в педагогической деятельности, пробуждением профессионального творчества и профессиональной рефлексии, жаждой познания, стремлением к самоанализу и самосовершенствованию.
С другой стороны, в статье 1991 года Б.Т. Лихачёвым [7] поднимается важный вопрос о поиске альтернативы религиозному феномену духовности, которая заключается в собственно человеческой духовности, отделённой от божественного начала и максимально «очеловеченной». Автор выдвигает постулат о том, что человеку для полноценной
156
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
© Быргазов П.С., 2012
духовной реализации необходимо организовать свою жизнь, прежде всего, сообразно с принципом природосообразности, и только потом если это возможно в соответствии с религиозными заповедями. Б.Т. Лихачёв фактически является сторонником советского атеистического подхода, но вместе с тем его мысль двигается дальше: «Он (человек) должен стремиться к тому, чтобы обеспечить свою жизнь, раскрыть в себе сущностные силы, проявить их в общественной жизни. Только тогда вообще возможна духовность. Всё что противно его природе, что сдерживает её самореализацию или развивает односторонне, способствуя власти инстинктов или вообще подавляя плоть, нечеловечно и неестественно» [7, с. 35]. По мнению автора, человек способен сам, опираясь на свой собственный разум следовать путём духовного стремления к истине, добру и красоте. Автор также считает, что такой человек, освобождённый от предрассудков и гармонично развивающийся с помощью научного мировоззрения, будет заботиться о чистоте своей души и совесть такого человека сама собой станет высокодуховной. Такая естественная, независимая от религиозного чувства человеческая духовность и должна заменить и прежнюю атеистическую духовность и возвращающуюся религиозную. Наряду с А.Ф. Никитиным Б.Т. Лихачёв предлагает рассматривать религию не как живую идеологию и веру, а как часть общечеловеческой культуры.
Показателен факт публикации на страницах «Советской педагогики» в 1990 году материалов организованного издательским домом Московской патриархии заседания «круглого стола», посвящённого теме «Массовая культура и нравственность» [8]. На страницах идейно-ориентированного журнала получили возможность высказаться наряду с философами, марксистами, депутатами, критиками и православные священнослужители, имеющие богатый опыт педагогической деятельности. В частности, священник и кандидат психологических наук о. Борис Ничипоров довольно категорично высказывается в отношении советского понимания духовной жизни: «Слово «духовность» до крайности затаскано. Считается «духовным» пойти в оперу, почитать роман Бальзака и т. п. Духовность Церковью понимается однозначно - это дар Святого Духа, благодаря которому возможны и милосердие, и смирение, и миротворчество» [8, с. 65]. Полемика относительно роли религии в школе приобретает плодотворное направление, а диалог становится наиболее распространённой формой поиска решения педагогических проблем.
Появление статей с размышлениями о сущности феномена духовности отражает происходящие в стране изменения, которые заставляют людей искать новые основы миропонимания, возвращаться к историческому опыту страны, переоценивать ранее запрещённые понятия о Боге и Церкви.
В целом религиозный подход к осмыслению феномена духовности ещё только набирает силу, вступая в полемику с устоявшимся в обществе пониманием духовности. Статья Л.А. Попова в седьмом номере «Советской педагогики» за 1992 год начинается словами: «В настоящее время довольно часто высказываются суждения о том, что только религия в состоянии помочь нашему обществу найти выход их кризиса, в котором находится наша нравственность» [13, с. 28]. Многие авторы, соглашаясь с несомненным культурным значением религии, абсолютно отвергают её практическое значение в жизни общества, пытаясь взять содержание, они игнорируют форму, выбирая и используя лишь удобные для себя моменты в вероучении. Например, Л.А. Попов высказывает мысли о конструктивном, творческом осмыслении всего духовного наследия, некоем синтезе духовного потенциала всех религий и учений. Пример такого нового учения автор видит в трудах Н. Рериха и Е. Блаватс-кой, направление мысли которых обозначено как теософия. Теософия и другие экуменические движения стали очень заманчивой альтернативой традиционным религиозным учениям и научной атеистической философии. Наряду с появлением и утверждением религиозного понимания феномена духовности, с потерявшим былую силу атеистическим подходом, уверенно входит в общественное сознание понимание духовности околорелигиозное, псевдонаучное, оккультное, основанное на языческих учениях. В подобном направлении работает и Ю.И. Горбунов [2].
В статье М.Г. Тайчинова «Религиозная культура и воспитание» [15], озвучивается мысль о введении в школе специального предмета по истории и философии мировых религий, а также о возможности изучать религию в составе других предметов (истории родного края, родной литературы, географии, биологии и др.). Данную идею развивает в шестом номере и Л.В. Кутьева [5], которая, признавая культурно-исторический авторитет христианской религии в целом, указывая на многочисленные шедевры искусства в музыке, живописи, скульптуре посвящённые библейским сюжетам, призывает с младших классов вводить в школах изучение Библии и предлагает к вниманию читателей экспериментальную программу. Идея Л.В. Кутье-вой заключается в том, что изучение Библии в младших классах, несомненно оставит в сердцах детей свет знания и культуры, нравственной чистоты и житейской мудрости, художественного совершенства. В следующей своей статье автор подчёркивает необходимость возрождения нравственности и личной ответственности учителя за души вверенных ему детей: «Кому же, как не учителю, отводится высокая миссия спасения молодого поколения от растления души обращением его к вечным, незыблемым ценностям: красоте, добру, вере, на-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 3
157
дежде, любви» [6, с. 65]. Уверенностью в том, что православие является неотъемлемой частью, а то и центром воспитания, пропитана и статья педаго-га-практика В. М. Мальцевой [9].
Проблемы нравственного кризиса в России и необходимости решительных действий постоянно поднимаются представителями Русской Православной Церкви. В третьем номере публикуется слово Святейшего Патриарха Алексия по случаю его избрания академиком РАО [14]. Предстоятель РПЦ выразил надежду на то, что духовная и светская культуры больше не будут жить во вражде или порознь, но встанут на путь сотрудничества. Относительно современного положения религии в школьной системе Патриарх высказался следующим образом: «Я помню, ещё осенью 1990 года Верховный совет Советского Союза, принимая закон о свободе совести, вынес постановление предусматривающее пересмотр учебных программ на предмет устранения из них антирелигиозной пропаганды. До сих пор это, к сожалению, не сделано.» [14, с. 33]. В 1994 году состоялась встреча Патриарха с членами Российской академии образования во главе с президентом РАО А.В. Петровским, а в третьем номере журнала «Педагогика» за 1995 год опубликован доклад Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. В тексте доклада красной линией проходит мысль о том, что причины упадка нравственности в обществе кроются вовсе не в тяжком наследии прошлого и экономическом кризисе, а в отсутствии мира в душе человека. По мнению Патриарха только союз с Богом приносит человеку подлинный мир в душе, проявляющийся в жизни по совести, в чистоте души и незамутнён-ности сердца. Поэтому необходимо теснейшее сотрудничество церкви и школы, следует использовать все имеющиеся возможности для включения православного наследия в контекст светской культуры. Следует отметить, что данный доклад вызвал определённый резонанс в научных кругах, к примеру, в следующем пятом номере журнала «Педагогика» публикуются материалы круглого стола, посвящённого вопросу о том, как должна быть представлена религия в государственных и муниципальных школах [4]. Итогом круглого стола стало признание необходимости введения предмета религиоведения в школе, который даст минимум знаний о мировых религиях, но и не станет навязывать преимущества одной веры над другими.
Итак, в продолжение первого пятилетия девяностых в периодическом издании «Педагогика» выявился круг авторов, так или иначе занятых изучением феномена духовности, это И.В. Метлик,
A.Ф. Никитин, Е.В. Квятковский, Б.Т. Лихачёв, Л.А. Попов, М.Г. Тайчинов, Л.В. Кутьева,
B.М. Мальцева, Б.З. Вульфов, В.А. Мескин и другие. Среди многообразия мнений ясно просматриваются как минимум три направления в осмысле-
нии феномена духовности - светское, религиозное, околорелигиозное.
Феномен духовности А. Ф. Никитиным, Е.В. Квятковским, Б.Т. Лихачёвым и Б.З. Вульфо-вым рассматривается с традиционных светских позиций как явление, представляющее собой высшее проявление нравственности в человеке. Чаще всего духовность ассоциируется с такими качествами человеческой личности как образованность, гражданственность, интеллектуальность, культурность, жажда познания, стремление к самоанализу и самосовершенствованию, совестливость, самоотдача, богатство внутреннего мира, творческая самореализация. Характерным для светского осмысления феномена духовности является стремление «очеловечить» духовные идеалы, максимально соотнести их с человеческой природой, исключив любые религиозные составляющие. Основой светской духовности призвано стать научное мировоззрение.
Религиозное направление связывает возрождение духовности с возрождением религиозной жизни в обществе, а упадок духовности и нравственности видит в многолетней атеистической пропаганде. По мнению приверженцев данного направления (И.В. Метлик, о. Борис Ничипоров, М.Г. Тайчинов, Л.В. Кутьева, В.М. Мальцева) совершенно необходимо тесное взаимодействие Церкви и школы, в частности это проявляется в различных образовательных мероприятиях и введения в школе специального предмета, посвящённого вопросам религии. Представители религиозного направления рассматривают феномен духовности с точки зрения традиционной для России православной веры. Согласно православному мировоззрению только союз с Богом приносит человеку подлинный мир в душе, проявляющийся в жизни по совести, смирении, милосердии, в нравственной чистоте души и незамутнённости сердца.
Самую малочисленную группу составляют последователи околорелигиозного направления (Л.А. Попов, Ю.И. Горбунов), которое ещё можно назвать псевдонаучным, оккультным или мистическим. Основой данного направления является идея о конструктивном, творческом осмыслении всего духовного наследия, некоем синтезе духовного потенциала всех религий и учений. Феномен духовности понимается как нечто универсальное, объединённое новой религиозной системой (например теософией).
Библиографический список
1. Вульфов Б.З. Учитель: профессиональная духовность // Педагогика. - 1995. - № 2. - С. 4852.
2. Горбунов Ю.И. Духовный мир каждого неповторим // Педагогика. - 1994. - № 4. - С. 94-96.
3. Квятковский Е.В. Духовное развитие школьников // Педагогика. - 1991. - № 1. - С. 21-26.
158
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
4. Круглый стол: культура, образование, религия // Педагогика. - 1995. - № 5. - С. 50-63.
5. Кутьева Л.В. Библия и светская этика // Педагогика. - 1993. - № 6. - С. 46-49.
6. Кутьева Л.В. Исповедь учителя // Педагогика. - 1994. - № 4. - С. 63-68.
7. Лихачёв Б. Т. Школа и Церковь: новые отношения? // Педагогика. - 1991. - № 6. - С. 33-36.
8. Массовая культура и нравственность: «Круглый стол» в издательском отделе Московского Патриархата // Педагогика. - 1990. - № 9. - С. 61-70.
9. Мальцева В.М. Заметки православного педагога // Педагогика. - 1995. - № 4. - С. 55-58.
10. Метлик И.В. Религия в школе: опыт изучения
проблемы // Педагогика. - 1990. - № 12. - С. 36-42.
11. Мчедлов М.П. Религия в зеркале общественного мнения // Социологические исследования. -1994. - № 5. - С. 9-13.
12. Никитин А.Ф. Единство нравственного и гражданского воспитания // Педагогика. - 1993. -№ 7. - С. 32-37.
13. Попов Л.А. Воспитательный потенциал религии // Педагогика. - 1992. - № 7-8. - С. 28-32.
14. Слово Святейшего Патриарха Алексия по случаю его избрания академиком РАО // Педагогика. - 1993. - № 3. - С. 30-42.
15. ТайчиновМ.Г. Религиозная культура и воспитание // Педагогика. - 1993. - № 2. - С. 38-40.
УДК 159.9:355
Жежель Леонид Владимирович
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТЕНЦИАЛЫ СРЕДЫ ВОЕННОГО ВУЗА
Статья посвящена проблеме выявления потенциалов сред военного вуза для воспитания, основанного на военных и патриотических ценностях. В ней рассматриваются воспитательные возможности повседневной жизни в военном вузе, традиций и обычаев, специальных воспитывающих ситуаций.
Ключевые слова: ценность, ценностно-ориентированное воспитание, патриотические ценности, образовательная среда, образовательные потенциалы.
Категория среды широко исследуется многими науками и областями знания: фи. лософией, социологией, психологией, педагогикой и другими. Среда в наиболее распространенном философском толковании обозначает совокупность условий и факторов, которые окружают объект и непосредственно или косвенно воздействуют на него.
Понятие среды прочно вошло в теорию педагогики в XIX веке и положило начало отдельной области педагогического знания - педагогическому средоведению, а позже - педагогике среды. Со второй половины XX века активно используется термин образовательной среды. На сегодняшний день существует множество подходок к определению его сущности. Но, в самом широком смысле, образовательная среда представляет собой совокупность материальных факторов образовательного процесса, межличностных отношений, которые устанавливают субъекты образования, и специально организованных психолого-педагогических условий для формирования и развития личности.
Люди организуют, создают образовательную среду, оказывают на нее постоянное воздействие в процессе функционирования, но и образовательная среда как целое и отдельными своими элементами влияет на каждого субъекта образовательного процесса [4].
Образовательная среда различных типов образовательных учреждений значительно различается. В рамках нашего исследования стоит задача
охарактеризовать особенности образовательной среды военного вуза и возможности ее влияния на процесс ценностно-ориентированного воспитания курсантов.
Проблемы образовательной среды вуза активно изучаются в современных педагогических работах. В вузовской среде создаются условия не только для развития профессиональной культуры специалистов, но и для гармонизации интеллектуальной и эмоциональной сфер личности, социализации, формирования нравственных ориентаций и образов-идеалов личности в контексте культурно-исторической психологии современного российского сознания. На основании проведенного анализа работ по этой проблематике нами выделены характеристики, объединяющие ее с другими типами образовательной среды, и специфические характеристики, особенные для нее.
Общими характеристиками являются:
- сущность среды как совокупности окружающих человека педагогизированных условий жизни;
- гуманистическая направленность, определяющая оптимальные возможности для развития личности в ней;
- диалогичность, выражающаяся в насыщенности среды различными видами взаимодействия и сотрудничества ее субъектов;
- многомерность и вариативность, состоящая в разнообразии конкретных видов деятельности, форм, методов, средств активности, развивающихся в среде и доступных для ее субъектов;
© Жежель Л.В., 2012
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 3
159