Научная статья на тему 'Тема дороги в ранних романах Ч. Диккенса'

Тема дороги в ранних романах Ч. Диккенса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
408
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИККЕНС / КОНФЛИКТ / СТРУКТУРА / АНТИНОМИЯ / ПОЭТИКА / РОМАНТИЗМ / DICKENS / STRUCTURE / POETICS / CONFLICT / ANTINOMY / ROMANTICISM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Вахотина Наталья Алексеевна

Опираясь на теорию А.Г. Коваленко о структуре и поэтике конфликта, автор статьи рассматривает тему дороги, которой пользовался Ч. Диккенс для развития повествования в своих произведениях, не только как средства для развертывания сюжета, но и в качестве важного структурного компонента конфликта, воплощенного в антиномии «здесь там» или «ближнее дальнее» и являющегося одним из фундаментальных свойств романтизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THEME OF THE «ROAD» IN THE EARLY NOVELS OF CH.DICKENS

Basing on Kovalenko's theory about the structure and poetics of the conflict, the author of the article examines the theme of the «road», which was used by Ch. Dickens to develop his novels, not only as a mean of organizing the narration, but as a part of the conflict's structure, realized in the antinomy «here there»one of the fundamental characteristics of Romanticism.

Текст научной работы на тему «Тема дороги в ранних романах Ч. Диккенса»

УДК 8-343.4:820 Диккенс

Н.А. ВАХОТИНА

ТЕМА ДОРОГИ В РАННИХ РОМАНАХ Ч. ДИККЕНСА

Ключевые слова: Диккенс, конфликт, структура, антиномия, поэтика, романтизм.

Опираясь на теорию А.Г. Коваленко о структуре и поэтике конфликта, автор статьи рассматривает тему дороги, которой пользовался Ч. Диккенс для развития повествования в своих произведениях, не только как средства для развертывания сюжета, но и в качестве важного структурного компонента конфликта, воплощенного в антиномии «здесь - там» или «ближнее - дальнее» и являющегося одним из фундаментальных свойств романтизма.

N.A. VAKHOTINA

THE THEME OF THE «ROAD» IN THE EARLY NOVELS OF CH.DICKENS

Key words: Dickens, structure, poetics, conflict, antinomy, Romanticism.

Basing on Kovalenko’s theory about the structure and poetics of the conflict, the author of the article examines the theme of the «road», which was used by Ch. Dickens to develop his novels, not only as a mean of organizing the narration, but as a part of the conflict’s structure, realized in the antinomy «here - there»- one of the fundamental characteristics of Romanticism.

Ранние произведения Ч. Диккенса, в частности романы «Оливер Твист», «Николас Никльби» и «Лавка древностей», написаны в форме жизнеописания героев. Вольная тема «большой дороги» [5, с.14], которой пользовался Ч. Диккенс для развития повествования в своих произведениях,- тема старая и заимствованная писателем у Филдинга, Смоллета и других своих предшественников. В соответствии с теорией А.Г. Коваленко о структуре и поэтике конфликта предполагается, что тема дороги существует в этих романах не только в качестве средства для развития сюжета. Эта тема, воплощенная в антиномии «здесь - там» или «ближнее - дальнее», является структурным компонентом конфликта в указанных романах.

Пространственное двоемирие - отличительная особенность романтизма, специфику образности которого составляет антиномическая противопоставленность «конечного» и «бесконечного» [6, с. 356], реального и идеального бытия, «любовь к далекому» [7, с. 177]. В эстетике романтизма большую роль играет тезис о том, что действительность относительна и преходяща.

Диккенс широко использует пространственно-мифологическое двоемирие в своих ранних произведениях: «В течение некоторого времени он (Оливер Твист) лежал, задыхающийся, на шерстяном матрасике, находясь в неустойчивом равновесии между этим миром и грядущим и решительно склоняясь в пользу последнего...» [1, с. 3].

Главным героям романов «Оливер Твист», «Николас Никльби» и «Лавка древностей» предстоит пройти часть своей жизни в одиночку, без родных и близкий. Оливер бежит от голода и побоев, покидает сиротский приют в поисках лучшей доли. «Меня били и обижали, и я решил искать счастья где-нибудь далеко отсюда. Не знаю только где» [1, с. 51]. Николас Никльби вынужден работать у жестокого и алчного человека. «Большое расстояние, отделявшие его от родного дома, и невозможность добраться туда не иначе как пешком, если когда-нибудь им овладеет желание вернуться, явились источником весьма горестных размышлений» [2, с. 426]. Нелл и старик в страхе бегут от карлика Квилпа.

Примечательно, что Диккенс использует бинарную оппозицию «ближнее-дальнее» дважды, чтобы подчеркнуть всю силу и остроту заявленного конфликта. Оливер дважды попадает к Феджину; Николас, после своего возвращения от Сквирса, вынужден снова покинуть свою семью и уехать из Лондона; пагубная

страсть старика к картам побуждает Нелл оставить миссис Джарли и надежды на спокойную жизнь и вновь бежать из города.

Антиномия «ближнее - дальнее» является в ранних романах Диккенса ведущей, поскольку тема дороги используется писателем в качестве основного средства для развертывания сюжета. Однако вектор валентности конфликта -степень заинтересованности и направленность симпатий автора в конфликте -выражен по-разному. Так, Оливер, приняв решение бежать от гробовщика, встречает своего друга Дика, который дает свое благословение и просит не задерживаться и бежать дальше. В момент отъезда Николаса «холод был пронизывающий, лютый; время от времени начинался сильный снегопад, а ветер был нестерпимо резкий». В романе «Лавка древностей»- наоборот,- автор подчеркивает свое расположение к бегству Нелл и старика из города: «Все вокруг было такое чистое, такое свежее! Ничто не напоминало им гнетущего однообразия жизни, оставшейся позади,- разве только еще больше подчеркивало его» [3, с. 121]. Соответственно, вектор валентности в романах «Оливер Твист» и «Лавка древностей» направлен от ближнего к дальнему, а в романе «Николас Никльби», наоборот,- от дальнего к ближнему. В первом случае сказывается приверженность Ч. Диккенса романтическим традициям, когда невзгоды и лишения на земле противопоставляются миру и спокойствию на небесах, в то время как в романе «Приключения Николаса Никльби» проявляется ценностное отношение автора к домашнему очагу, семье, семейному счастью, к которому стремился всю жизнь сам писатель.

Необходимо отметить, что Диккенс в этом романе использует два вида пространственной антиномии «дальнее - ближнее», а именно: первая линия «родной дом - чужие края» - отлучение от семьи, переезд в другой город; вторая «жизнь-смерть» - перемещение из этого мира в иной, в котором герою значительно легче и лучше, чем здесь. Эта вторая линия связана в повествованиях с Нэнси, Смайком и Нелл - они испытали на себе столько жестокости, что Диккенс посчитал нужным дать им возможность покинуть этот мир ради другого, лучшего, с помощью неизлечимой болезни или смерти. В соответствии с типологией героев повествования Ю.М. Лотмана [4, с. 298] , Нэнси, помогая маленькому Оливеру, нарушает ход своей траектории и законы мира, по которому живет. Смелый поступок девушки отделил ее от Сайкса - ей теперь нет места среди своих - и поэтому Нэнси погибает. В романе «Николас Никльби» Смайк умирает вследствие тяжелой болезни и таким образом получает, наконец, покой, дарованный писателем: «Я не боюсь умереть,- сказал Смайк. - Я рад. Мне кажется, если бы я мог встать с этой постели совсем здоровым, сейчас я бы этого не хотел» [2, с. 491]. Впоследствии Диккенс продолжит эту тему в романе «Лавка древностей»: «Что земля по сравнению с тем миром, куда так рано воспарила эта юная душа! Если б нам было достаточно одного слова, чтобы вернуть ее [Нелл] к жизни, кто из нас решился бы вымолвить его?» [3, с. 599]

Таким образом, тема дороги в ранних романах Ч. Диккенса является основным структурным компонентом конфликта и воплощена в антиномической паре «ближнее - дальнее», а именно: в двух бинарных оппозициях - «родной дом - чужие края» и «этот мир - иной мир», которые вместе с тем определяют заинтересованность и ценностное отношение автора к изображаемым событиям.

Литература

1. Диккенс Ч. Приключения Оливера Твиста: роман / Ч. Диккенс; пер. А. Кривцовой; примеч. Е. Ланна. М.: Худож. лит., 1975. 497 с.

2. Диккенс Ч. Жизнь и приключения Николаса Никльби / Ч. Диккенс // Собр. соч.: в 10 т. М.: Худож. лит., 1975. Т. 3. 558 с.

3. Диккенс Ч. Лавка древностей: роман / Ч. Диккенс; пер. Н. Волжиной; предисл. Д. Урнова; коммент. Ю. Кагарлицкого. М.: Правда, 1983. 624 с.

4. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин, Лермонтов, Гоголь / Ю.М. Лотман. М.: Просвещение, 1988. 350 с.

5. Уилсон Э. Мир Чарльза Диккенса / Э. Уилсон. М.: Прогресс. 1975. 422 с.

6. Шеллинг Ф. Философия искусства / Ф. Шеллинг. М.: Мысль, 1966. 238 с.

7. Шульц Г. Новалис, сам свидетельствующий о себе и о своей жизни / Г. Шульц; пер. с нем. М. Бента. Челябинск: УралШ, 1998. 214 с.

ВАХОТИНА НАТАЛЬЯ АЛЕКСЕЕВНА - преподаватель кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, Елабужский филиал Института социальных и гуманитарных знаний, Россия, Елабуга (gulyakovan.a@mail.ru).

VAKHOTINA NATALYA ALEKSEYEVNA - teacher, Elabuga Branch of Social and Humanitarian Knowledge Institute, Russia, Elabuga.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.