Научная статья на тему 'Тема человека и природы в художественной литературе'

Тема человека и природы в художественной литературе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
868
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тема человека и природы в художественной литературе»

ТЕМА ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Любезнова Ю.В. @

Аспирант кафедры общей и социальной педагогики НГПУ им. К.Минина; учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа №35» г. Нижнего Новгорода

Человек и природа - эта тема особо актуальна в современное время в период научно-технического прогресса. Строительство новых заводов, дорог, нефтепроводов, увеличение количества населения - все это приводит к постепенному разрушению природы, загрязнению окружающей среды.

2017 год объявлен Президентом Российской Федерации В.В.Путиным Годом экологии не случайно. По мнению главнокомандующего, необходимо бережно относиться к ресурсам земли, любить и оберегать природы, вводить в школьное образование необходимые мероприятия по сохранению окружающей среды: экологические уроки, трудовые десанты, конференции и др.

Рабочие программы по литературе включают художественные произведения, воспитывающие любовь к природе. Пейзажная лирика А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, С.Есенина учит видеть красоту природы, относиться к ней трепетно. Так, тема родины у С.Есенина тесно связана с темой природы. Уже в ранних стихотворениях поэта звучат признания любви к России, к родной природе. Тема столкновения природы и человеческого разума, вторгающегося в нее и разрушающего ее гармонию - звучит в стихотворении «Сорокоуст». В нем центральным становится символическое состязание между жеребенком и поездом. Жеребенок воплощает в себе всю красоту природы, ее трогательную беззащитность. В есенинском «Сорокоусте» вечная тема человека и природы сливается с размышлениями о судьбах России.

В 6 классе обучающиеся знакомятся с повестью М.Пришвина «Кладовая солнца», которая учит правильному поведению в тайге. В повести М.Пришвина природа одухотворена: необычные метафоры, сравнения, олицетворения придают тексту некую загадочность и формируют у школьников заинтересованность данным произведением.

Для более позднего школьного возраста на внеклассное чтение можно вынести повесть М.Пришвина «Жень-шень», в которой всего два персонажа: китаец Лувен и рассказчик; но героями являются и деревья, и скалы, и олени, и ручей - вся природа. Природа возвращает героя к жизни после японской войны и поражения в первой революции.

Тема нравственного исцеления представлена и в произведениях В.П.Астафьева. В повести «Последний поклон» Виктор возвращается после Отечественной войны в свою родную деревню Овсянку весь израненный и контуженный. Любование природой, Енисеем - все это исцеляет вчерашнего фронтовика.

Особого внимания старшеклассников заслуживает повесть Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» - книга о воспитании человека, об ответственности перед природой. Главный герой Егор Полушкин, выросший на лоне природы, здоровой и работящий, не может в поселке рыть канавы по прямой линии, проведенной прорабом, так как на его пути оказался муравейник. Эта преданность становится непонятна начальнику. А Егор считает труд тогда осмысленным, когда он не мешает заботе о деревьях, лебедях, муравьях...

В художественных произведениях В.Распутина, В.Белова, Ч.Айтматова, Ф.Абрамова, Д.Гранина звучит мысль о том, что природа - это наш родной дом, который человек разрушает своими же руками. Например, в повести В.Распутина с символическим названием «Пожар» автор показывает человеческое равнодушие. Вместо того, чтобы совместно бороться с бедой, с огнем, охватившем торговые склады леспромхозовского

® Любезнова Ю.В., 2017 г.

поселка, люди поодиночке растаскивают выхваченное из огня добро. Пожар в поселке -это пожар в душах людей.

Художественные произведения, посвященные теме природы, теме общей судьбы человека и природы необходимо изучать в учебно-воспитательном процессе, так как они призывают современных школьников заботиться о сохранении мира природы, воспитывают быть ответственными за все живое на Земле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.