Научная статья на тему 'ТЕМА БЕЗДОМЬЯ В РОМАНЕ Н. С. ЛЕСКОВА «НА НОЖАХ» (ОБРАЗ ПАВЛА ГОРДАНОВА)'

ТЕМА БЕЗДОМЬЯ В РОМАНЕ Н. С. ЛЕСКОВА «НА НОЖАХ» (ОБРАЗ ПАВЛА ГОРДАНОВА) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
176
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ «ДОМ» / БЕЗДОМЬЕ / ДОМ БОЖИЙ / Н. С. ЛЕСКОВ / «НА НОЖАХ» / АНТИНИГИЛИСТИЧЕСКИЙ РОМАН / THE CONCEPT OF “HOME” / HOMELESSNESS / THE HOUSE OF GOD / N. S. LESKOV / “ON THE KNIVES” / ANTI-NIHILISTIC NOVEL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Крылова Ольга Сергеевна

Цель . Для установления смыслового объема концепта «дом» в художественной картине мира Н. С. Лескова рассматривается образ Павла Горданова, одного из главных героев антинигилистического романа «На ножах» (1870-1871), в контексте темы бездомья. Методы . В исследовании применяется комплексный подход, совмещающий историко-типологический, сравнительно-сопоставительный, описательный, мотивный и выводящий текст в сферу культуры концептуальный методы. Введение . Исчезновение или потеря дома - это архетипический сюжет, так как он восходит к ранним формам словесного творчества и постоянно присутствует в художественной литературе. Бездомье противоречит национальному представлению о доме как о долговечном, прочном и упорядоченном мире и обозначает разрыв с прошлым. Бездомье противопоставлено дому, оно сопряжено не только с десакрализацией функции жилища, но и с внутренней неубранностью героев, одиночеством, идеей оторванности от своих корней, отдалении от духовного начала. Обсуждения . Отсутствие своего дома - деталь, определяющая неблагополучие мироустройства и мироощущения Павла Горданова. Писателем создается собирательный образ нигилиста, типичный для того времени, не вызывающий симпатий у читателя и демонстрирующий явное неприятие со стороны повествователя. Выводы . Бездомье связано с ложным финалом, с разрушением нормы, традиции, потерей Бога. Понимание дома у Н. С. Лескова согласуется с понятием дома в традиционной русской культуре, в которой был воспитан писатель, со славянофильством, обосновавшем самобытность исторического развития России, принципиально отличного от западноевропейского направления. Данное восприятие обуславливает характерные черты авторского мировидения. Правильный дом в понимании Н.С. Лескова - это дом намоленный, дом Божий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOMELESSNESS IN N. S. LESKOV’S NOVEL “ON THE KNIVES” (THE IMAGE OF PAVEL GORDANOV)

Purpose. To establish the semantic volume of the concept of “home” in N.S. Leskov’s artistic picture of the world, the image of Pavel Gordanov, one of the main characters of the anti-nihilistic novel “On the Knives” (1870-1871), is considered in the context of the theme of homelessness. Methods. The study uses an integrated approach that combines historical-typological, comparative-contrastive, descriptive, motivational and conceptual methods that bring the text into the cultural sphere. Introduction. The disappearance or loss of a home is an archetypal plot, as it goes back to early forms of verbal creation and is constantly present in fiction. Homelessness contradicts the national concept of home as a durable, lasting and orderly world and marks a break with the past. Homelessness is opposed to home, it is associated not only with the desacralization of the function of the dwelling, but also with the inner untidiness of the heroes, loneliness, the idea of being cut off from their roots, moving away from the spiritual principle. Discussions. The absence of one's own home is a detail that determines the unfavorable world order and attitude of Pavel Gordanov. The writer creates a collective image of a nihilist, typical of that time, which does not arouse sympathy among the readers and demonstrates a clear rejection on the part of the narrator. Conclusions. Homelessness is associated with a false ending, with the destruction of norms and traditions, the loss of God. N. S. Leskov's understanding of home is consistent with the concept of home in traditional Russian culture, in which the writer was brought up, with Slavophilism, which substantiated the originality of the historical development of Russia, which is fundamentally different from the Western European direction. This perception determines the characteristic features of the author's worldview. The correct house in the understanding of N.S. Leskov is a prayer house, a house of God.

Текст научной работы на тему «ТЕМА БЕЗДОМЬЯ В РОМАНЕ Н. С. ЛЕСКОВА «НА НОЖАХ» (ОБРАЗ ПАВЛА ГОРДАНОВА)»

УДК 821.161.1

DOI 10.30914/2072-6783-2020-14-4-481 -486

Тема бездомья в романе Н. С. Лескова «На ножах» (образ Павла Горданова)

О. С. Крылова

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Россия

Аннотация. Цель. Для установления смыслового объема концепта «дом» в художественной картине мира Н. С. Лескова рассматривается образ Павла Горданова, одного из главных героев антинигилистического романа «На ножах» (1870-1871), в контексте темы бездомья. Методы. В исследовании применяется комплексный подход, совмещающий историко-типологический, сравнительно-сопоставительный, описательный, мотивный и выводящий текст в сферу культуры концептуальный методы. Введение. Исчезновение или потеря дома - это архетипический сюжет, так как он восходит к ранним формам словесного творчества и постоянно присутствует в художественной литературе. Бездомье противоречит национальному представлению о доме как о долговечном, прочном и упорядоченном мире и обозначает разрыв с прошлым. Бездомье противопоставлено дому, оно сопряжено не только с десакрализацией функции жилища, но и с внутренней неубранностью героев, одиночеством, идеей оторванности от своих корней, отдалении от духовного начала. Обсуждения. Отсутствие своего дома - деталь, определяющая неблагополучие мироустройства и мироощущения Павла Горданова. Писателем создается собирательный образ нигилиста, типичный для того времени, не вызывающий симпатий у читателя и демонстрирующий явное неприятие со стороны повествователя. Выводы. Бездомье связано с ложным финалом, с разрушением нормы, традиции, потерей Бога. Понимание дома у Н. С. Лескова согласуется с понятием дома в традиционной русской культуре, в которой был воспитан писатель, со славянофильством, обосновавшем самобытность исторического развития России, принципиально отличного от западноевропейского направления. Данное восприятие обуславливает характерные черты авторского мировидения. Правильный дом в понимании Н.С. Лескова - это дом намоленный, дом Божий.

Ключевые слова: концепт «дом», бездомье, дом Божий, Н. С. Лесков, «На ножах», антинигилистический роман

Для цитирования: Крылова О. С. Тема бездомья в романе Н. С. Лескова «На ножах» (образ Павла Горданова) // Вестник Марийского государственного университета. 2020. Т. 14. № 4. С. 481-486. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2020-14-4-481-486

Homelessness in N. S. Leskov's novel "On the Knives" (the image of Pavel Gordanov)

O. S. Krylova

Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia

Abstract. Purpose. To establish the semantic volume of the concept of "home" in N.S. Leskov's artistic picture of the world, the image of Pavel Gordanov, one of the main characters of the anti-nihilistic novel "On the Knives" (1870-1871), is considered in the context of the theme of homelessness. Methods. The study uses an integrated approach that combines historical-typological, comparative-contrastive, descriptive, motivational and conceptual methods that bring the text into the cultural sphere. Introduction. The disappearance or loss of a home is an archetypal plot, as it goes back to early forms of verbal creation and is constantly present in fiction. Homelessness contradicts the national concept of home as a durable, lasting and orderly world and marks a break with the past. Homelessness is opposed to home, it is associated not only with the desacralization of the function of the dwelling, but also with the inner untidiness of the heroes, loneliness, the idea of being cut off from their roots, moving away from the spiritual principle. Discussions. The absence of one's own home is a detail that determines the unfavorable world order and attitude of Pavel Gordanov. The writer creates a collective image of a nihilist, typical of that time, which does not arouse sympathy among the readers and demonstrates a clear rejection on the part of the narrator. Conclusions. Homelessness is associated with a false ending, with the destruction of norms and traditions, the loss of God. N. S. Leskov's understanding of home is consistent with the concept of home in traditional Russian culture, in which the writer was brought up, with Slavophilism,

© Крылова О. С., 2020

which substantiated the originality of the historical development of Russia, which is fundamentally different from the Western European direction. This perception determines the characteristic features of the author's worldview. The correct house in the understanding of N.S. Leskov is a prayer house, a house of God.

Keywords: the concept of "home", homelessness, the house of God, N. S. Leskov, "On the Knives", anti-nihilistic novel

For citation: Krylova O.S. Homelessness in N. S. Leskov's novel "On the Knives" (the image of Pavel Gordanov). Vestnik of the Mari State University. 2020, vol. 14, no. 4, pp. 481-486. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2020-14-4-481-486

Тема дома всегда соотнесена с темой без-домья, она постоянно присутствует в художественной литературе и восходит к ранним формам словесного творчества - мифу и фольклору, поэтому исчезновение или потеря дома - это ар-хетипический сюжет. С самых ранних форм художественного творчества возникает оппозиция «потеря дома - обретение дома». Из мотивов, связанных с бездомьем, наиболее примечательны: уход из дома как период в жизни, побег из него, возвращение в дом (со ссылкой на притчу о блудном сыне [11]), потеря дома и смерть дома в родовом смысле. Данная ситуация противоречит национальному представлению о доме как о долговечном, прочном и упорядоченном мире и обозначает разрыв с прошлым.

Ярким доказательством прочно укрепившегося состояния бездомности в русской культуре и истории является, например, отрывок из первого философического письма П. Я. Чаадаева (1829): «В своих домах мы как будто на постое, в семье имеем вид чужестранцев, в городах кажемся кочевниками, и даже больше, нежели те кочевники, которые пасут свои стада в наших степях, ибо они сильнее привязаны к своим пустыням, чем мы к нашим городам» [1, с. 137]. Мотив бездомья присутствует в произведениях А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, бездомье как социальное явление, неизбежное для всего русского общества переломного времени, в литературе XIX века развивается в творчестве Н. В. Гоголя, И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина и других.

В романе Н. С. Лескова «На ножах» (1870-1871) герой, для которого его бездомье является нормой жизни, - Павел Горданов. Дом как оплот и основа жизни, как духовное начало, как носитель традиции ему не нужен, поэтому герой, не видя в доме ничего ценного и святого, «пускается в странствия» в поисках лучшей жизни.

Отсутствие своего дома - деталь, определяющая неблагополучие мироустройства и мироощущения героя: «В жизни его было только одно лишение: Горданов не знал родных ласк и не видал, как цветут его родные липы, но он об этом и не заботился: он с отроческой своей поры был всегда занят самыми серьезными мыслями, при которых нежные чувства не получали места. Горданов рано дошел до убеждения, что все эти чувства -роскошь, гиль, путы, без которых гораздо легче жить на белом свете, и он жил без них»1 (с. 215-216). Другой герой романа - Иосаф Вис-ленев, «защищаемый домашними привычками» (с. 240), взрослого Горданова называет «сиротою» (с. 130). «Павел Николаевич - человек происхождения почти безвестного, но романического: он сын московской цыганки и старшего брата Михаила Андреевича Бодростина» (с. 214). Рассказ о рождении Горданова позднее войдет в сюжет повести «Очарованный странник» (1872-1873): «Отец его некогда истратил чудовищные деньги на ухаживание за его матерью и еще большие - на выкуп ее из табора; но, прожив с нею один год с глазу на глаз в деревне, наскучил ее однообразными ласками и вывел ее в особый хуторок, а сам женился на девушке соответственного положения. Мать Павла Николаевича этого не снесла ... бросилась в воду и утонула. Ребенок был взят; его назвали в крещении Павлом и записали на имя бедного мелкопоместного дворянина Горданова, которому подарили за это семью людей» (с. 214-215).

Известно, что Н. С. Лесков, признанный художник слова, с особым вниманием относится к выразительному именованию, умению «крестить» свои творения. Автор наделяет героя

1 Цит. с указанием страниц по: Н. С. Лесков: Собрание сочинений: в 12 т. / сост. и общ. ред. В. Ю. Троицкого. М. : Правда, 1989. Т. 8. С. 99-479.

«говорящей» фамилией - безверие и гордыня -доминанты в содержании образа Павла Горданова [7]. В нем гордость «сатанински воспрянувшая». «Гордый» - одно из значений слова - тот, кто ставит себя выше всех. Религиозно-нравственная оценка человеческой гордыни дана в пословицах: «Смиренных Господь духом спасает», «Гордым Бог противится, а смиренным дает благодать», «Во всякой гордости черту много радости» и другие. В гордыне проявляется человеческая ущербность: «В убогой гордости дьяволу утеха». Писатель подчеркивает это, наделив героя именем Павел, в переводе с латинского «малый». Горданов одержим манией величия. Сам герой ощущает себя апостолом, проповедующим новое учение - негилизм. Есть цель в жизни Горданова - стать бриллиантом, но нет цельности [8].

В создании образа Павла Горданова Н. С. Лесков использует фольклорные мотивы [2, с. 6], так, пятая глава романа называется «Темные силы», а сам Павел Горданов предстает змеем-искусителем. Он умыкает из дома «прекрасную невесту» Лару, соблазняет ее, обманывает, держит в плену. Горданов разрушает семью брата и сестры Висленевых, искушая, сбивает с пути Лару, плетет интриги против Синтяниных, замышляет убийство Бодростина, строит козни Подозерову.

Автором при помощи оценочных эпитетов постоянно подчеркиваются красивые, необычные вещи героя, перед читателем проходит почти галантерейная опись его предметов: «огромные юфтовые чемоданы, строченные цветным шелком и изукрашенные нейзильберными винтами и бляхами с именем Горданова» (с. 130), «гардероб, обширный как у актрисы, батистовое белье, громадные портфели и несессеры, над разбором которых отряженный ему слуга хлопотал целый час» (с. 130-131), «сидел в одном белье пред дорожным зеркалом в серебряной раме и чистил костяным копьецом ногти» (с. 131), «щегольской письменный прибор» «красиво переплетенная маленькая книжечка» (с. 132). Акцентируется, что и Лара необходима Горда-нову для комфорта, как элемент роскоши: «Он, правда, смотрел на нее, как на прекрасный и нужный ему комфорт, но вместе с тем хотел, чтоб эта прекрасная, красивая девушка принадлежала ему на самом нерушимом крепостном праве, против которого она никогда

не смела бы и подумать возмутиться. ... Ларису надо было закрепить за собой, потому что она очень ему нравится и нужна для полного комфорта» (с. 345).

Согласимся с литературоведом В. В. Ничипо-ровым, который считает, что неимение дома -это «не только материальное отсутствие стен и крыши, но часто и метафизическая бездомность владельца квартиры или дома» [5]. Конечно, те жилища, которые выбирает себе Горданов, комфортны, даже роскошны, герой «не терпел никаких недостатков в своем временном помещении» (с. 130). Гостиница в городе N называется повествователем удобными апартаментами; герой окружает себя самым лучшим: номер, экипаж, слуга. Постоянно подчеркивается его желание быть особенным - снятый им ложемент из трех комнат «с передней и ванной, и с особым ходом из особых сеней» (с. 130) - лучший в городе N, хотя, как выясняется далее, его финансовая состоятельность напускная, это часть их с Глафирой плана, а на самом деле герой ограблен Кишенским и его фавориткой. Все эти временные пристанища - это лже-дома, в которых признак «бездомность» становится ведущим. Бездомность, бесприютность задаются тем, что герой с ранних лет живет без родителей, сначала на воспитании у акушерки, затем в губернском пансионе; с Бодростиным, своим дядей, он видится не чаще одного раза в год. Таким образом, для Горданова атмосфера дома, его духовный мир, который складывается из отношений между людьми, не имеют значения. «Дома нет - а домо-вище будет» - приводится пословица в «Толковом словаре живого великорусского языка». Народные названия гроба - хоромина, домовина, домовище. Нелепо умерев от заражения в самом расцвете сил, герой обретает свою домовину.

Образ Павла Горданова типичен, обобщенность заключается в интертекстуальной истории рождения, в упомянутом повествователем личном знакомстве с героем И. Гончарова Марком Волоховым («Обрыв», 1869), смерть его от заражения - нелепа, как у Базарова из «Отцов и детей» (1860-1861) И.С. Тургенева. Используемая аллегория «темные силы» соотносится с «бесами» Ф. Достоевского. Типичность образа - и в аллюзии на строки из «Евгения Онегина» (1823-1830) А. С. Пушкина: «Чего же боле, Свет решил, Что он умен и очень мил», перекликающиеся с лесковскими: «Дружным хором кружок решил,

что Горданов велик». Эти интертекстемы и аллюзии создают собирательный образ нигилиста, типичный для того времени, не вызывающий симпатий у читателя и демонстрирующий явное неприятие со стороны повествователя.

«Нечистью» в романе являются все нигилисты, в угоду себе применяющие учение, которое отрицает вечные ценности: дом, семью, брак. И. А. Разумова определяет семью как «коллективный носитель традиции, создающий собственное культурное пространство» [5]. Дом-семья представлен в романе многочисленными терминами родства, среди которых выделяются следующие: матери, отца, жены, мужа, брата, сестры, тетки, племянницы, племянника, дяди, сына, дочери, тещи, падчерицы, мачехи. Для «нечисти» у Н. Лескова эти слова - пустой звук: Горданов с легкостью расправляется с Михаилом Бодро-стиным, который приходится ему родным дядей, Иосаф Висленев фактически выбрасывает из дома родную сестру, Алина Фигурина обворовывает собственного отца, судится с родным братом, присылает Бодростину любовные письма своей родственницы Глафиры, адресованные Гордано-ву, чтобы очернить ее перед мужем. Герои романа, отказавшись от стремления к высшему, избрали дьявольскую, бесовскую бездуховность. В связи с образом Горданова в романе возникает мотив безумия, соотносимый с мотивом бесовства. У героя периодически стучит в висках, и герой знает, что это начало припадка, который он пока еще контролирует. Да и Висле-нев иногда сомневается в ясности рассудка своего компаньона. Роль лесковского героя, Павла Горданова, в символическом плане романа -роль дьявола. Неслучайно Горданов назван в романе Мефистофелем, он выступает искусителем и соблазнителем Ларисы Висленевой, он же покупает и продает Иосафа Висленева. Им владеет дьявольский замысел покорить весь мир. Известно, что в христианстве глаза символизируют всевидящего Бога, всеведение, силу, свет. Горданов с его черными и «совсем без блеска глазами» (т. 8, с. 131) - олицетворение нечистой силы, вторгнувшейся в мирную жизнь обитателей города N.

Образ Андрея Подозерова выступает в романе образом-антиподом Горданова и противопоставлен последователям его теории. Симпатии автора на стороне этого героя романа. Образ положительного героя «бытует» внутри вечного образа мировой культуры Испанского Дворянина. Окру-

жающие воспринимают его чудаком, а чудачество его обусловлено рыцарственностью, с которой он спасает Лару от позора, идет на дуэль с Горда-новым. Жизненное кредо героя выражено во вставной новелле, рассказанной Светозаром Водопьяновым, про Дона Сезара де Базана: «Пусть гибнет все, кроме моей чести и счастья женщины» (т. 8, с. 365) - ему и следует Подозеров на протяжении жизни. Деятельность героя направлена на преобразование и совершенствование внутреннего мира, поэтому внимание автора концентрируется на воспроизведении его духовно-нравственного опыта. Смысл его существования -в устроении душевной и общественной жизни на христианских началах.

«Как дом, если не живет в нем владетель, -говорит преподобный Макарий Великий, - облекается во тьму, в бесславие и в поругание, наполняется нечистотой и гноем, так и душа, если Владыка ее не ликовствует в ней с Ангелами, наполняется греховной тьмой, постыдными страстями и всяким бесславием»1. Для Н. Лескова особенно важен образ дома как духовного пространства. Дом - это храм души, а обретение духовного дома - это устроение души. Обращенность к Богу является одной из основных характеристик героев и обуславливает особенности авторского мировидения. У писателя, ориентировавшегося на христианскую традицию, в образе-персонаже воспроизводится его душевное устроение, так душа человека - носитель свойств личности. Бездомье противопоставлено дому, оно связано не только с десакрализацией функции жилища, но и с внутренней неубранностью героев, одиночеством, идеей оторванности от своих корней, отдалении от духовного начала. Бездомье коррелирует с ложным финалом, с разрушением нормы, традиции, потерей Бога. Это возвращение к хаосу, торжество энтропии, которое невозможно гармонизировать без обращения к мотиву дома, веры, Бога [3; 9; 10]. Ощущение бездомности интерпретируется Н. С. Лесковым не только в ощущении глобального одиночества (без друзей -без семьи - без родины), но и во внутренней бездомности - восприятии дома как чуждого себе. Правильный, счастливый дом в его понимании - это дом намоленный, Божий.

1 В начале было Слово. Сто избранных проповедей. URL: http://www.zavet.rU/b/ipavlov/092.htm (дата обращения: 16.08.2020).

Список литературы

1. Березина О.С. Дом в русской литературной традиции // Мировая классика и молодежная культура. 2014. № 2. С. 136-140. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23182726 (дата обращения: 15.04.2020).

2. Березина О.С. Фольклорные традиции в изображении дома (на материале романа Н.С. Лескова «На ножах») // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2016. № 3. С. 5-7. URL: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/phylolog/2016/03/2016-03-01.pdf (дата обращения: 15.04.2020).

3. Елеусизова М. Б. Мотивы дома и бездомья в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» // Полилингвиальность и транскультурные практики. 2020. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivy-doma-i-bezdomya-v-romane-f-m-dostoevskogo-bratya-karamazovy (дата обращения: 26.09.2020).

4. Кораблев А.А. Дом и бездомность в русской литературе (Пушкин - Гоголь - Булгаков) // Дом-музей писателя: история и современность. Одиннадцатые Гоголевские чтения. Новосибирск : Новосибирский изд. дом, 2011. С. 183-190. URL: http://domgogolya.ru/science/researches/1399/ (дата обращения: 12.09.2020).

5. Орлова С. А. Мифо-фольклорный мотив дома в романе Ф.М. Достоевского «Бесы» // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 43. С. 103-112. URL: http://www.lib.csu.ru/vch/181/vcsu09_43.pdf (дата обращения: 15.04.2020).

6. Прокопьева М.Ю., Калачева Е.В. Соотношение бинарных оппозиций «прекрасное - безобразное» и «Дом - Бездомье» в русском фольклоре // Вестник Курганского государственного университета. 2015. № 5 (39). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/sootnoshenie-binarnyh-oppozitsiy-prekrasnoe-bezobraznoe-i-dom-bezdomie-v-russkom-folklore (дата обращения: 15.10.2020).

7. Старыгина Н.Н. Демонические знаки в антинигилистическом романе как выражение авторской ценностно-мировоззренческой позиции // Проблемы исторической поэтики. 1998. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/demonicheskie-znaki-v-antinigilisticheskom-romane-kak-vyrazhenie-avtorskoy-tsennostno-mirovozzrencheskoy-pozitsii (дата обращения: 26.09.2020).

8. Старыгина Н.Н. Роман Н. С. Лескова «На ножах»: Человек и его ценностный мир. М. : Прометей, 1995. 114 с.

9. Шутова Е.В. «Дом» и «Бездомье» человека: терминальный статус и формы бытия в культуре // Logos et Praxis. 2011. № 1 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dom-i-bezdomie-cheloveka-terminalnyy-status-i-formy-bytiya-v-kulture (дата обращения: 16.08.2020).

10. Шутова Е.В. Архетипы «Дом» и «Бездомье» в мифологии, эпосе и фольклоре // Вестник Курганского государственного университета. 2008. № 4 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/arhetipy-dom-i-bezdomie-v-mifologii-epose-i-folklore (дата обращения: 15.08.2020).

11. Starygina N.N., Mikheeva I.N., Berezina O.S., Pershina M.A., Klyukha I.K. Universal situation as a literary-semantic phenomenon: On the example of works by N.S. Leskov. Mediterranean J Soc Sci 2015; 6(3):91-96.

References

1. Berezina O.S. Dom v russkoi literaturnoi traditsii [House in the Russian literary tradition]. Mirovaya klassika i molodezhnaya kul'tura = World Classics and Youth Culture, 2014, no. 2, pp. 136-140. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23182726 (accessed 15.04.2020). (In Russ.).

2. Berezina O.S. Fol'klornye traditsii v izobrazhenii doma (na materiale romana N. S. Leskova «Na nozhakh») [Folklore traditions in the image of the house (based on the novel by N. S. Leskov "On the Knives")]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filologiya. Zhurnalistika = Proceedings of Voronezh State University. Series: Philology. Journalism, 2016, no. 3, pp. 5-7 Available at: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/phylolog/2016/03/2016-03-01.pdf (accessed 15.04.2020). (In Russ.).

3. Eleusizova M. B. Motivy doma i bezdom'ya v romane F.M. Dostoevskogo «Brat'ya Karamazovy» [Motives of home and homelessness in the novel by F. M. Dostoevsky "The Brothers Karamazov"]. Polilingvial'nost' i transkul'turnye praktiki = Polylin-guality and Transcultural Practices, 2020, no. 2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/ri/motivy-doma-i-bezdomya-v-romane-f-m-dostoevskogo-bratya-karamazovy (accessed 26.09.2020). (In Russ.).

4. Korablev A.A. Dom i bezdomnost' v russkoi literature (Pushkin - Gogol' - Bulgakov) [Home and homelessness in Russian literature (Pushkin - Gogol - Bulgakov)]. Dom-muzei pisatelya: istoriya i sovremennost'. Odinnadtsatye Gogolevskie chteniya = House-museum of the writer: history and modernity. The eleventh Gogol Readings, Novosibirsk, Novosibirsk Publ. house, 2011, pp. 183-190. Available at: http://domgogolya.ru/science/researches/1399/ (accessed 12.09.2020). (In Russ.).

5. Orlova S. A. Mifo-fol'klornyi motiv doma v romane F.M. Dostoevskogo «Besy» [Myth-folklore of home in F.M. Dostoev-sky's novel "Demons"]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta = CSU Bulletin, 2009, no. 43, pp. 103-112. Available at: http://www.lib.csu.ru/vch/181/vcsu09_43.pdf (accessed 15.04.2020). (In Russ.).

6. Prokopyeva M.Yu., Kalacheva E.V. Sootnoshenie binarnykh oppozitsii «prekrasnoe - bezobraznoe» i «Dom - Bezdom'e» v russkom fol'klore [Binary oppositions "beautiful - ugly" and "home - homelessness" in Russian folklore]. Vestnik Kurganskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Kurgan State University, 2015, no. 5 (39). Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/sootnoshenie-binarnyh-oppozitsiy-prekrasnoe-bezobraznoe-i-dom-bezdomie-v-russkom-folklore (accessed 15.10.2020). (In Russ.).

7. Starygina N.N. Demonicheskie znaki v antinigilisticheskom romane kak vyrazhenie avtorskoi tsennostno-mirovozzrencheskoi pozitsii [Demonic signs in the anti-nihilistic novel as an expression of the author's value-worldview position]. Problemy istoricheskoi poetiki = Problems of Historical Poetics, 1998, no. 5. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/demonicheskie-znaki-v-antinigilisticheskom-romane-kak-vyrazhenie-avtorskoy-tsennostno-mirovozzrencheskoy-pozitsii (accessed 26.09.2020). (In Russ.).

8. Starygina N.N. Roman N. S. Leskova «Na nozhakh»: Chelovek i ego tsennostnyi mir [N.S. Leskov's novel "On the Knives": Man and his world of values]. Moscow, Prometei Publ., 1995, 114 p. (In Russ.).

9. Shutova E.V. «Dom» i «Bezdom'e» cheloveka: terminal'nyi status i formy bytiya v kul'ture ["Home" and "Homelessness" of a human: terminal status and forms of being in culture]. Logos et Praxis, 2011, no. 1 (13). Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/dom-i-bezdomie-cheloveka-terminalnyy-status-i-formy-bytiya-v-kulture (accessed 16.08.2020). (In Russ.).

10. Shutova E.V. Arkhetipy «Dom» i «Bezdom'e» v mifologii, epose i fol'klore [Archetypes "Home" and "Homelessness" in mythology, epic literature and folklore]. VestnikKurganskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Kurgan State University, 2008, no. 4 (14). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7arhetipy-dom-i-bezdomie-v-mifologii-epose-i-folklore (accessed 15.08.2020). (In Russ.).

11. Starygina N.N., Mikheeva I.N., Berezina O.S., Pershina M.A., Klyukha I.K. Universal situation as a literary-semantic phenomenon: On the example of works by N.S. Leskov. Mediterranean J Soc Sci 2015; 6(3):91-96. (In Eng.).

Статья поступила в редакцию 9.10.2020 г.; принята к публикации 18.11.2020 г.

Submitted 9.10.2020; revised 18.11.2020.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The author has read and approved the final manuscript.

Об авторе

Крылова Ольга Сергеевна

заведующий редакцией научных журналов, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Россия, o-beryuza@mail.ru

About the author Olga S. Krylova

Head of the editorial board of scientific journals, Mari State University, Russia, Yoshkar-Ola,

o-beryuza@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.