ЛЕКЦИИ
УДК 619:615.284
Телязиозы крупного рогатого скота в РФ (ретроспектива и современность)
П.И. Христиановский1, доктор биол. наук, В.В. Белименко2, кандидат биол. наук (vlad_belimenko@mail.ru), И.В. Зинин2, аспирант
1 Оренбургский государственный аграрный университет.
2 Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной ветеринарии имени Я.Р. Коваленко (Москва).
Приведены сведения по видовому составу, морфологии и биологии возбудителей телязиоза, распространенности заболевания, методам лечения и профилактики.
Ключевые слова: телязиоз, крупный рогатый скот, ивермектины, ГЛП, репелленты
Сокращения: ГЛП — глазные лекарственные пленки, КРС — крупный рогатый скот, ФОС — фосфорор-ганическое соединение, ЭИ — экстенсинвазирован-ность, ЭЭ — экстенсэффективность
Телязиозы — это гельминтозные заболевания глаз и слезноносовых каналов, вызываемые нематодами рода Thelazia. Заболевание характеризуется конъюнктивитами, кератитами, обильным слезотечением, помутнением и изъязвлением роговицы, иногда утратой функции глаза. Телязии паразитируют у КРС, реже у лошадей, еще реже у свиней и собак. Возбудители специфичны для отдельных видов животных, однако телязии собак могут паразитировать у человека.
В Российской Федерации у КРС паразитируют телязии трех видов: Thelazia rhodesi (Desmarest, 1872), Thelazia gulosa (Railliet et Henry, 1919), Thelazia skrjabini (Erschow, 1928). Th. rhodesi локализуется в конъюнктивальной полости и под третьим веком глаза, Th. gulosa и Th. skrjabini — в слезно-носовом канале и выводных протоках слезных желез.
Историко-географическая справка
Цикл развития телязий долгое время оставался нерасшифрованным. В 1948 г. М.Д. Клесов, П.И. Иванов и З.Г. Попова впервые обнаружили в организме мух личинок спи-рурат, морфологически сходных с молодыми формами ТЪ. rhodesi. Полный цикл развития ТЪ. rhodesi был изучен Н.И. Крастиным в 1949 г. на Украине, определены виды промежуточных хозяев. Н.И. Крастин в 1950-1952 гг. изучил циклы развития и двух других видов телязий — ТЪ. gulosа и ТЪ. skrjabini.
Несмотря на широкую распространенность телязио-зов, имеется немного точных сведений о географии заболевания. И.А. Бакулов, М.Г. Таршис (1971) сообщают о распространенности телязиозов в Европе. В Чехословакии в тот период выявлено поражение 27,5 % убойных животных, из которых у 70,6 % обнаружена ТЪ. rЪodesi, у 18,8 % — ТЪ. skrjabini и у 10,6 % — ТЪ. gulosa. В Болгарии инвазия ТЪ. rЪodesi охватывала до 60 % скота. Сведений по другим континентам авторы не приводят [1].
На территории бывшего СССР телязиозы были распространены главным образом на юге и Дальнем Востоке, но в некоторые годы регистрировались и в центральных районах европейской и азиатской частей страны. На севере телязиозы не зарегистрированы [1, 4, 6].
В настоящее время телязиозы широко распространены на территории РФ. По данным Г.С. Сивкова и др. [5],
на юге Тюменской области ЭИ достигает 36,2 % у молодняка и 12,9 % у взрослых животных. Возбудителями являются Th. gulosa (89,1 %) и Th. skrjabini (10,9 %). В Оренбургской области телязиоз КРС регистрируют во всех районах, возбудителем является Th. rhodesi.
Имеются сведения о регистрации телязиоза в Ленинградской области, Нечерноземье (Московская, Тверская, Брянская области), Поволжье (Саратовская и Ульяновская области), на Среднем Урале (в Свердловской области). В большинстве регионов Th. rhodesi распространена более широко, однако в последние годы установлено, что виды Th. gulosa и Th. skrjabini в Нечерноземной зоне РФ встречаются чаще, чем предполагалось ранее.
Характеристика возбудителей
Морфологические признаки телязий. Телязии — мелкие нематоды длиной 1.. .2 см, различаются по строению кутикулы, спикул у самцов и по величине ротовой капсулы.
Thelazia rhodesi. Кутикула с резко выраженной поперечной исчерченностью, образующей зазубрины. Самец длиной 7,3.11,4 мм, имеет две неравные спи-кулы. Самка длиной 17,4.21,0 мм, вульва расположена в передней части тела, несколько позади конца пищевода. Длина личинки 0,20.0,22 мм.
Thelazia gulosa. Кутикула почти гладкая. Сравнительно большая ротовая капсула. Самец длиной 5,3...9,1 мм, имеет две неравные спикулы. Самка длиной 5,0.16,0 мм, вульва расположена в области перехода пищевода в кишечник. Длина личинки 0,26 мм.
Thelazia skrjabini. Кутикула почти гладкая. Ротовая капсула очень маленькая. Самец длиной 5,0.9,0 мм, имеет две слегка неравные спикулы. Самка длиной 11,0.19,0 мм, вульва позади конца пищевода. Длина личинки 0,20.0,23 мм [3, 6].
Биологический цикл развития. Телязии — типичные биогельминты. Промежуточными хозяевами телязий являются мухи-коровницы различных видов: для Th. rhodesi — это Musca larvipara, M. autumnalis и M. convexifrous, для Th. gulosa и Th. skrjabini — M. amica. Эти виды мух можно часто обнаружить в области глаз у КРС.
Г.С. Сивков и др. сообщают, что промежуточными хозяевами телязий являются также M. osiris, M. tempes-tiva, M. hortorum, Morellia simplex, Hydrotae meteorica. Эти же виды мух доминируют на пастбище (индекс доминирования от 3,2 до 13,8 особей) [2, 5, 6].
Весной перезимовавшие в глазах животных самки те-лязий отрождают живых личинок первой стадии. Этих личинок вместе с истечениями из глаз заглатывают про-
Телязиозы крупного рогатого скота в РФ (ретроспектива и современность)
Поражение глаз КРС при телязиозе: конъюнктивит и кератит; образование рубцовой ткани (бельмо) на роговице
межуточные хозяева. В организме мух личинки телязий развиваются в яйцевых фолликулах, следовательно, промежуточными хозяевами являются только мухи-самки. После двух линек инвазионные личинки телязий мигрируют в хоботок мухи. Срок развития личинок до инвазионной стадии 14.24 суток. Во время питания мух личинки активно выползают из хоботка и попадают в область внутреннего угла глаза окончательных хозяев, где через 21.42 суток становятся половозрелыми.
Продолжительность жизни телязий в глазах КРС — до 1 года, при этом большинство телязий выводится из глаз в течение нескольких недель. Однако часть гельминтов сохраняется в конъюнктивальной полости некоторых животных в течение всего зимнего периода. Именно это явление носительства служит причиной возникновения новой инвазии в следующем году.
Эпизоотологические данные
К телязиозу восприимчивы животные всех возрастов. Существенных породных различий по заражаемости не выявлено. Сезонная динамика заболевания в разных регионах различается. В Нечерноземье промежуточные хозяева появляются на пастбищах в июне, на Южном Урале — в мае. Животные начинают заражаться через 14.28 суток после появления мух, следовательно, клиническую манифестацию болезни в южных областях РФ регистрируют с начала июня по август, а в Нечерноземье — с июля по сентябрь (с колебаниями по годам).
В зимнее время телязиоз клинически не проявляется. Большинство животных в этот период свободны от теля-зий, однако у некоторых отмечено гельминтоносительство.
Патогенез, клинические признаки, патолого-анатомические изменения
Наиболее патогенны гельминты вида Th. rhodesi. Они своими кутикулярными зазубринами травмируют конъюнктиву и роговицу. Два других вида телязий повреждают слизистую оболочку протоков слезных желез и слезноносового канала. Начавшееся воспаление усугубляется развитием гноеродной микрофлоры, что обусловливает глубокие патологические процессы во всех тканях глаза.
Наиболее остро телязиоз протекает у телят в возрасте четырех месяцев и старше. У больных животных поражаются один или оба глаза. Вначале развивается катаральный конъюнктивит: обильное слезотечение, конъюнктива гиперемирована, отечна, веки также отечны, прикрывают глаз. Выделяется слизисто-гнойный или гнойный экссудат. В дальнейшем признаки воспаления усиливаются. В центре роговицы или ниже появляются дефекты неправильной формы, которые со временем углубляются, образуется язва диаметром до 1,5 см с отечными краями. Общее состояние ухудшается, животное угнетено, у него снижается аппетит; отмечают блефароспазм
и болезненность глазного яблока. Развивается воспаление радужной оболочки, хрусталика, кольцевой мышцы зрачка и, в тяжелых случаях, всех тканей глаза. Глазное яблоко выпячивается, васкуляризировано. Исходом болезни в таких случаях является слепота на один или оба глаза или образование рубцовой ткани (бельмо). В более легких случаях болезнь длится 4.6 недель и заканчивается самоизлечением. На месте дефектов роговицы и язв остаются рубцы (рис.).
При патолого-анатомическом исследовании отмечают отечность век; роговица уплотнена, белого цвета, пронизана сетью красных инъецированных сосудов, иногда с глубокими язвами, хрусталик поврежден.
Диагностика
Учитывают сезон и наличие клинических признаков. Диагноз подтверждается обнаружением телязий.
Для обнаружения Th. rhodesi проводят вымывание возбудителей из-под третьего века 2.3%-м раствором борной кислоты с помощью спринцовки, промывную жидкость собирают в черную кювету и просматривают. Здесь же можно обнаружить и Th. gulosa.
В зимнее время Th. gulosa и Th. skrjabini можно обнаружить после убоя животных при исследовании слезноносового канала и выводных протоков слезных желез. Концы гельминтов нередко торчат из отверстий слезных протоков, и при надавливании на стенки протока паразиты легко выделяются наружу. У павших животных можно извлечь слезную железу и измельчить руками в теплой воде, а затем отмыть осадок.
Для дифференциации от инфекционных конъюнктивитов исследуют мазки-отпечатки с конъюнктивы больных животных [6, 7].
Лечение
Эффективная мера этиотропной терапии — вымывание телязий из конъюнктивальной полости растворами дезосредств (2.3%-я борная кислота, 0,5%-й лизол) с помощью резиновой груши или шприца без иглы. Растворы вводят по 50 мл под третье веко под умеренным давлением. Учитывая возможность нахождения паразитов в протоках слезных желез, одновременно можно применить инъекцию нематоцидов (левамизол или ивермек).
Эти методы имеют существенный недостаток: лекарственные средства быстро выводятся из организма конъюнктивальной полости со слезой. Поэтому был предложен метод введения в конъюнктивальную полость пролонгированного средства — ГЛП с антигельминтиками на полимерной основе. При этом антигельминтики высвобождаются медленно, в течение нескольких дней, обеспечивая стойкий нематоцидный эффект. При разовом примении ГЛП с антигельминтиком на желатиновой основе в хозяйствах Оренбургской области на коровах
П.И. Христиановский, В.В. Белименко, И.В. Зинин
мясных пород была достигнута ЭЭ 40.50 %; у всех животных отмечено ослабление признаков конъюнктивита.
При необходимости назначают и патогенетическое лечение — ретробульбарную новокаиновую блокаду, аутогемотерапию, применяют глазные капли и мази.
Профилактика
В неблагополучных хозяйствах рекомендуется дегель-минтизировать все поголовье (кроме телят текущего года) перед выгоном на пастбище, лучше использовать ивермектины. В летнее время нужно использовать ре-
пелленты в различных формах: серьги, ошейник с инсектицидами или ежедекадные опрыскивания животных жидкими препаратами (ФОСы, карбаматы, пирет-роиды). Использование пиретроидов (неостомозан, циперметрин, бутокс и др.) предпочтительнее, так как они дольше сохраняются на теле животных и менее токсичны. Осенью, после постановки животных на зимовку, нужно дегельминтизировать все поголовье, включая молодняк.
Библиографию см. на сайте издательства http://logospress.ru/
SUMMARY
P.I. Christianovskiy1, V.V. Belimenko2, I.V. Zinin2
1 Orenburg State Agrarian University
2 All-Russian Scientific Research Institute of Experimentally Veterinary Medicine named after Ya.R. Kovalenko
Cattle Thelaziosis in the Russian Federation (retrospective and the present). The data about the causative agents of cattle thelaziosis in the Russian Federation, their morphology and life-cycles, epizootology and methods of the treatment and prevention have been dicribed in the article.
К памяти Вячеслава Титовича Заблоцкого (25.05.1938 - 09.01.2014)
Дирекция ГНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной ветеринарии имени Я.Р. Коваленко» с глубоким прискорбием сообщает, что после продолжительной болезни скончался заведующий лабораторией протозоологии, доктор биологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, Лауреат Государственной премии СССР Заблоцкий Вячеслав Титович.
Вячеслав Титович был прекраснейшим образцом беззаветного служения науке и зарекомендовал себя как высокоэрудированный ученый в области ветеринарной протозоологии, обладающий большим опытом научноисследовательской, педагогической и общественной деятельности. Результаты его исключительно плодотворных научных исследований (до него в стране не проводившихся), касающихся выращивания возбудителя тейлериоза крупного рогатого скота в культуре клеток, позволили разработать и внедрить в промышленное производство культуральную вакцину против одной из самых опасных протозойных болезней — тейлериоза крупного рогатого скота, применение которой предотвратило гибель большого числа восприимчивых, особенно завезенных племенных, животных в республиках Средней Азии и Закавказья. За решение этой крупной народно-хозяйственной проблемы проф. В.Т. Заблоцкому было присвоено звание лауреата Государственной премии СССР.
Вячеслав Титович принимал непосредственное участие в организации исследований по разработке и внедрению методов серологической диагностики анаплазмоза крупного рогатого скота и овец, пироплазмидозов и случной болезни лошадей; нового, малоизученного заболевания животных — неоспороза, а также средств специфической профилактики анаплазмоза овец и крупного рогатого скота. Им был разработан и внедрен метод криогенной консервации патогенных простейших.
Имя проф. В.Т. Заблоцко-го широко известно в нашей стране и за рубежом, Его труды регулярно публиковались в изданиях МЭБ и ВОЗ.
За период научно-производственной и педагогической деятельности проф. В.Т. Заб-лоцким опубликовано более 350 научных работ, четыре монографии и в соавторстве книга «Протозойные болезни сельскохозяйственных ж:ивотных». Многие материалы из них вошли в учебные и методические пособия, авторские свидетельства, патенты, инструкции, наставления, методические рекомендации.
Вячеслав Титович органично сочетал великолепный дар ученого-экспериментатора с превосходным талантом педагога, общественного деятеля. Под его руководством подготовлен ряд кандидатских и докторских диссертаций. Вячеслав Титович много внимания и времени уделял пропаганде научных знаний, являясь вице-президентом Всероссийского общества протозоологов, экспертом МЭБ по случной болезни лошадей, заместителем председателя специализированного совета при ВИЭВ, участвовал в Международных конференциях и конгрессах по протозоологии, на курсах повышения квалификации преподавателей и ветеринарных специалистов.
За плодотворную научную и активную общественную работу Вячеслав Титович был награжден медалями и многочисленными Почетными грамотами и дипломами.
Администрация и коллектив института выражают свои искренние соболезнования родным и близким Вячеслава Титовича.
М.И. Гулюкин, академик РАН, директор ВИЭВ;
Х. Георгиу, доктор биол. наук, гл. науч. сотр. лаборатории протозоологии ВИЭВ;
В.В.Белименко, кандидат биол. наук, вед. науч. сотр. лаборатории протозоологии ВИЭВ