Научная статья на тему 'ТЕЛО СПЯЩЕГО: ОБЗОР СПЕЦИАЛЬНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА BODY & SOCIETY'

ТЕЛО СПЯЩЕГО: ОБЗОР СПЕЦИАЛЬНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА BODY & SOCIETY Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
70
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕСНОСТЬ / СПЯЩИЙ / ЛОЖЕ / СПАЛЬНЯ / ЖИЛИЩЕ / КУЛЬТУРА И КАЧЕСТВО СНА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Казакова Анна Юрьевна

Содержание специального выпуска о телесности спящего человека междисциплинарного журнала Body & society рассматривается в контексте сферы научных интересов и аффилиации авторов, методологии, характера использованных авторами эмпирических материалов и примененных методов исследования, представлений о возможном спектре использования полученных результатов, а также определения ключевых тенденций анализа социальных и социокультурных аспектов сна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BODY OF THE SLEEPER: REVIEW OF THE SPECIAL ISSUE OF THE JOURNAL BODY & SOCIETY

The content of the special issue on the physicality of a sleeping person of the interdisciplinary journal Body & society is considered in the context of: areas of scientific interests and affiliation of authors, methodology, nature of empirical materials used by the authors and applied research methods, ideas about the possible range of use of the results obtained, as well as determining key trends in the analysis of social and socio-cultural aspects of sleep.

Текст научной работы на тему «ТЕЛО СПЯЩЕГО: ОБЗОР СПЕЦИАЛЬНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА BODY & SOCIETY»

УДК 304; 613.7

DOI: 10.31249/rsoc/2022.03.04

КАЗАКОВА А.Ю.* ТЕЛО СПЯЩЕГО: ОБЗОР СПЕЦИАЛЬНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА BODY & SOCIETY1

Аннотация. Содержание специального выпуска о телесности спящего человека междисциплинарного журнала Body & society рассматривается в контексте сферы научных интересов и аффили-ации авторов, методологии, характера использованных авторами эмпирических материалов и примененных методов исследования, представлений о возможном спектре использования полученных результатов, а также определения ключевых тенденций анализа социальных и социокультурных аспектов сна.

Ключевые слова: телесность; спящий; ложе; спальня; жилище; культура и качество сна.

Для цитирования: Казакова А.Ю. Тело спящего : обзор специального выпуска журнала Body & society // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11. Социология. - 2022. - № 3. - С. 55-69. DOI: 10.31249/rsoc/2022.03.04

KAZAKOVA A.Yu.** The body of the sleeper: review of the special

issue of the journal Body & society

*

Казакова Анна Юрьевна - доктор социологических наук, ведущий научный сотрудник отдела социологии и социальной психологии Института научной информации по общественным наукам РАН. E-mail: kazakova.a.u@yandex.ru

1 Body & society. - 2008. - Vol. 14, N 4. - URL: https://journals.sagepub. com/toc/boda/14/4

Kazakova Anna Yur'evna - Doctor of Sociological Sciences, Leading Researcher of the Department of Sociology and Social Psychology, Institute of Scientific Information for Social Sciences of the Russian Academy of Sciences. E-mail: ka-zakova.a.u@yandex.ru

Abstract. The content of the special issue on the physicality of a sleeping person of the interdisciplinary journal Body & society is considered in the context of: areas of scientific interests and affiliation of authors, methodology, nature of empirical materials used by the authors and applied research methods, ideas about the possible range of use of the results obtained, as well as determining key trends in the analysis of social and socio-cultural aspects of sleep.

Keywords: physicality; sleeper; bed; bedroom; dwelling; culture and quality of sleep.

For citation: Kazakova A.Yu. The body of the sleeper: review of the special issue of the journal Body & society. Social'nye i gumanitarnye nauki. Otechestvennaya i zarubezhnaya literatura. Seriya 11. Sociologiya [Social sciences and humanities. Domestic and foreign literature. Series 11. Sociology]. -2022. - N 3. - P. 55-69. DOI: 10.31249/rsoc/2022.03.04

Введение

Журнал Body & society («Тело и общество») был основан в 1995 г. в качестве дополнения к журналу Theory, culture & society («Теория, культура и общество») независимого академического издательства SAGE Publications. Издательство - глобальный лидер по ряду категорий индекса цитирования социальных наук (культурология; образование, специальное образование, исследования образования и семьи; реабилитация; психология и психоанализ; история и философия науки; математические методы в социальных науках). К настоящему времени Body & society стал одним из самых влиятельных в мире изданий в сфере исследований телесности. Пятилетний импакт-фактор составляет 3,713. Размер читательской аудитории за истекший календарный год оценивается 119 600 полнотекстовыми загрузками1. Журнал включен в многочисленные базы реферативных данных и системы индексирования, в том числе Scopus, EBSCO, Индекс цитирования социальных наук (SSCI), Индекс прикладных социальных наук и рефератов (ASSIA), Исследования семьи и общества во всем мире (FSSW), PsycINFO и др.

1 Body & society : journal indexing and metrics. - URL: https://journals.sage pub. com/metrics/bod (accessed: 10.05.2022).

56

Журнал Body & society включает в свою область исследований «антропологию, историю искусств, коммуникации, историю культуры, культурологию, экологические исследования, феминизм, киноведение, исследования здоровья, досуговые исследования, историю медицины, философию, психологию, религиоведение, естественные науки, социологию и спортивные исследования»1, а методологию выводит из трудов Жана Бодрийяра, Анри Бергсона, Пьера Бурдье, Джудит Батлер, Элен Сиксу, Жиля Делеза, Мэри Дуглас, Норберта Элиаса, Роберта Эттингера, Мишеля Фуко, Донны Харауэй, Юлии Кристевой, Бруно Латура, Марселя Мосса, Мориса Мерло-Понти и Жильбера Симондона2.

Аналогичных изданий в России пока нет, хотя работы, посвященные социальным и социокультурным аспектам физиологии, психосоматики, внешнего вида, гигиены и экологии тела и его отдельных функций, появляются регулярно. Шире всего они представлены в рубрикаторах «Психология»3; «Физическая культура и спорт»4, «Медицина и здравоохранение»5. Реже, но ближе к профилю Body & society обсуждаются проблемы телесности в журналах из областей «Культура. Культурология»6, «Искусство. Искусствове-

1 Body & society : journal description. - URL: https://journals.sagepub.com/ description/bod (accessed: 11.05.2022).

2 Ibid.

3 «Клиническая и специальная психология», «Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие», «Национальный психологический журнал», «Психология и психотехника», «Сибирский психологический журнал», «Современная зарубежная психология», «Ученые записки Российского государственного социального университета», «Экспериментальная психология».

4 «Спортивный психолог», «Теория и практика физической культуры», «Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта», «Человек. Спорт. Медицина».

5 «Acta Biomedica Scientifica (East Siberian Biomedical Journal)», «Consilium medicum», «Адаптивная физическая культура», «Анализ риска здоровью», «Вестник Биомедицина и социология», «Вестник Российской академии медицинских наук».

6 «Вестник культурологии», «Дом Бурганова. Пространство культуры», «Костюмология», «Культура и текст», «Международный журнал исследований культуры», «Традиционная культура», «Философия и культура», «Человек и культура», «Человек: образ и сущность».

дение»1, «Строительство. Архитектура»2, «Мультидисциплинар-ные журналы в области общественных и гуманитарных наук»3.

Проблемы тела в пространстве социального конструирования и нормативности, социального контроля, формирующихся специально для управления телом социальных институтов, рассеяны по страницам немногочисленных журналов: «Антропологический форум», «Журнал исследований социальной политики», «Журнал социологии и социальной антропологии», «Личность. Культура. Общество», «Социология власти», «Социум и власть», «Этносоциум и межнациональная культура», «Laboratorium: журнал социальных исследований». Отсутствуют не только специализированные периодические издания, но и постоянные рубрики по социологии тела и телесности.

Одним из наименее изученных аспектов телесности в социологии является сон: тело спящего человека, его материальная и социальная среда, качество сна, его критерии и социальные факторы его дифференциации. Вместе с тем обозначились основные линии исследований: сон и труд; сон и власть; нормативная культура сна и его «инфраструктура».

Первое отношение опирается на давнюю традицию бюджетных, в основном количественных, исследований (образ жизни, бюджеты времени, виды социального времени). В недавней работе «24/7: поздний капитализм и цели сна» Джонатан Крэри (Колумбийский университет, Нью-Йорк, США) рассматривает всеобщий дефицит сна и индивидуальную бессонницу как «форму угнетения и социального упадка» [Крэри, 2021, с. 46], навязанную современному человеку «принципом непрерывности функционирования» [там же, с. 42]: «Сон в своей глубокой бесполезности и неизбежной пассивности, с неисчислимыми потерями рабочего времени, обращения и потребления, которые он несет... это бескомпромиссное вмешательство в кражу нашего времени капитализмом. Большая часть, казалось бы, фундаментальных потребностей человеческой жизни (голод, жажда, сексуальное желание, а теперь и потребность в дружбе) уже преобразована в товарную или прино-

1 «Артикульт», «Праксема. Проблемы визуальной семиотики».

2

«Архитектон: известия вузов», «Жилищные стратегии», «Урбанистика». «Идеи и идеалы», «Ценности и смыслы», «Человек», «Шаги».

сящую доход форму. Сон задает собой идею человеческой потребности и промежутка времени, которые нельзя колонизировать и использовать для массового получения прибыли, поэтому остается несообразной аномалией и местом кризиса в глобальном настоящем» [Крэри, 2021, с. 42].

Отношения «сон и власть» раскрываются сквозь призму дисциплинарности М. Фуко, где сон (и депривация сна) выступает как инструмент установления иерархий, объект социального управления и социального контроля, как неравномерно распределенный ресурс, свобода распоряжения которым маркирует социальный статус личности. Как показано в рецензии на книгу Кевина Берта «Объекты времени: как вещи формируют темпоральность», социальное конструирование времени и навязывание единого способа его членения есть функция политической власти: «установление и перемещение праздничных дат по воле государства, межгосударственные соглашения о стандартах времени» [Блюмбаум, 2014, с. 366]. Та же идея пронизывает исследования коллективного быта, коммунальности, интернатных учреждений для детей и взрослых. В них подчеркивается «коллективный характер телесных практик» [Пашкова, 2016, с. 86], жесткая регламентация всего пребывания в учреждении, включая время отдыха и сна [Маслова, 2018], беззащитность сна на виду у других, прочие формы нарушения приватности [Чеснокова, 2020] как средства целенаправленной и регулярной социальной дрессуры, подавления воли, гомогенизации группы.

Оппозиция публичности-приватности, а также близости-дальности, чистоты-нечистоты задает главные векторы исследований сна как части повседневной культуры. Культура, как показал еще М. Мосс, позволяет описать, объяснить, классифицировать индивидуальный телесный опыт и диктует ритуализацию «инстинктивных» действий. Конвенциональные эмоции (стыд, агрессия, страх), связанные с вторжением в приватное пространство, разграничивают роли «своего-чужого» [Захарьин, 2007]. Временный отказ от приватности и отмена правила демонстрации конвенциональных эмоций выделяют сферы «особого» телесного опыта [Добровольская, 2010]. Примерами ситуаций отмены таких эмоций служат врачебный осмотр, магический ритуал, посещение бани, адепты которой, по свидетельству антрополога, «в жизни "вне ба-

ни" ...чаще всего не общаются и даже могут не поздороваться на улице, потому что не узнают друг друга в одетом виде» [Васеха, 2015, с. 157]. Культурно обусловлены и социально дифференцированы все составляющие таких процессов, как подготовка ко сну; принятие определенной позы [Чередеева, Савинская, 2018] для засыпания, стимуляция сна с помощью снотворного, алкоголя, трав, колыбельных, чтения, самовнушения (типа счета овец); программирование времени пробуждения; запоминание, рассказывание и разгадывание снов; связанные со сном суеверия, акты бытовой магии и речевые клише. Усвоение этих правил является частью социализации на самых ранних ее этапах. Например, в детском саду «сложно заснуть, прервать коммуникацию с ровесниками, успокоить свои эмоции, остаться наедине с собой .помогает чтение сказок воспитателем ... Дети признавались, если бы можно было бы самому выбрать время сна и его продолжительность, или же от него отказаться, то они чувствовали бы себя в садике счастливее / ... / одна из девочек ... хранит под подушкой своей кроватки пластилин и лепит из него в моменты, когда не может уснуть. Это. создает для нее комфорт уединения и ощущение расслабления» [Савинская, 2018, с. 82]. Соблюдение правил сна гарантируют санкции. Их строгость простирается от демонстрации недовольства (газы, храп, перетягивание одеяла) до штрафа или ареста (криминализация бездомности, бродяжничества, сна в общественных местах).

В свете сказанного актуальным представляется знакомство с формированием комплексного внемедицинского и внебиологиче-ского образа сна в репрезентациях специального выпуска журнала Body & society - «Тело спящего».

Социальная сомнология

Тематический номер состоит из семи статей, написанных преимущественно британскими авторами, с длительным опытом исследований тела и телесности, часто объединяющихся в исследовательские коллективы, хорошо знакомыми с историей вопроса и работами друг друга.

Чаще всего в качестве теоретического фундамента исследований упоминаются работы М. Мерло-Понти, Н. Элиаса, М. Фуко,

И. Гофмана и П. Бурдье. Авторы вступительной статьи добавляют к «каноническим» первоисточникам ряд менее известных текстов. Это работы социологов Вильгельма Обера и Харрисона Уайта [Aubert, White, 1959], психолога Бэрри Шварца [Schwartz, 1970], коллектива исследователей «западного» и «восточного» сна [Night-time and sleep ... , 2003], социологов Брайана Тэйлора [Taylor, 1993] и Брайана Тернера [Turner, 1993; Turner, 2003].

Программная статья, которой открывается номер, - «Вступление: спящие тела» [Williams, Crossley, 2008], - написана Саймоном Вильямсом (Уорикский университет, Великобритания) и Ником Кроссли (Манчестерский университет, Великобритания). Первый автор занимается вопросами социологии здоровья, смысла и функций эмоций в социальной жизни, роста ее медикализации и фармакологических аддикций, применяя в анализе классовый подход и критическую теорию. Второй - социальными движениями, социальными сетями как источниками интерсубъективного знания и воплощением этого знания в телесном габитусе. Во вступлении к номеру авторы определяют пять ключевых социальных проблем, которые обнаруживаются в процессе социологического анализа сна:

1) соотношение сознания и бессознательного, лиминально-сти тела и ясности ума (наибольший интерес здесь представляет вопрос о глубине сна и переходных состояниях «клевания носом», дремоты, рассеянности);

2) практики, взаимодействия и сети (телесные практики и техники тела, включая одежду, мебель, постельные принадлежности; зависимость крепости, глубины, самого факта засыпания от поведения и присутствия рядом домочадцев или чужаков);

3) гендер и стадия жизненного цикла (высокая чувствительность женщин к нарушению их сна партнером при одновременно большей, чем у мужчин, незащищенности женского сна, требующей особых практик противодействия типа сна порознь; учащение нарушений сна с возрастом);

4) эпоха и культура сна (приватизация сна и этикет спальни, соотношение «сцены» и «закулисья» в управлении впечатлением, историческая динамика режимов сна);

5) политика и этика сна (связь с рабочим временем и трудовой этикой; осуждение сонливости и ее превращение в предосудительное состояние на фоне ценностей бодрого и активного долго-

летия; «политика вины» за утомление и сонливость в отношении женщин в семье; пытки бессонницей; дифференциация дозволенных и недозволенных с точки зрения права и общественной морали снотворных).

Вторая статья - «Нормы, формы и кровати: пространство сна в викторианской Британии» [Crook, 2008] - принадлежит специалисту по статистике и истории общественной гигиены, материальной культуры и здравоохранения Тому Круку (Оксфордский университет Брукса, Великобритания). В центре внимания Т. Крука -проксемика сна, его предметно-вещная среда с учетом исторической динамики жилищной стратификации (дома, общежития). Пространственная организация сна, согласно Т. Круку, подчиняется «цивилизационному процессу» (Н. Элиас) и общественным «дисциплинарным практикам» (М. Фуко). Процесс приватизации спального пространства наблюдается с раннего Нового времени и оформляется к концу XIX в., когда индивидуальное спальное место окончательно становится признаком цивилизованного общества. Новизну проблематики определяет идея сочетания этого восприятия кровати как признака цивилизованности с восприятием кровати как двусмысленного, подозрительного пространства, провоцирующего «всевозможные патологии, извращения и фобии» [ibid., p. 15], которое прослеживается и в современной культуре.

«Глубина и пространство во сне: близость, прикосновения и тело в японских ритуалах совместного сна» [Tahhan, 2008] представляет анализ категории интимности в японской культуре Дианой Адис Таххан (Университет Нового Южного Уэльса, г. Сидней, Австралия) в контексте структуры японской семьи и культуры прикосновений и телесных контактов в целом. В серии интервью и наблюдений Д.А. Таххан реконструирует культурные и социальные смыслы японской социализации через истолкование их проявлений в очень узкой области сна. Процесс укладывания ребенка спать, забота взрослого и сон рядом с другими формируют общую идею чувственно проживаемой человеческой близости.

Тему детской телесности по-новому раскрывает четвертая статья - «Бодрствующий, спящий, взрослый, ребенок: (не)гума-нистический взгляд на индивидов» [Lee, 2008], написанная Ником Ли (Уорикская бизнес-школа, Великобритания), который занимается маркетинговыми разработками на основе когнитивных

нейронаук («нейромаркетинг»). Статья строится на понятиях и положениях акторно-сетевой теории. Ключевая проблема: может ли считаться агентом лишенный голоса, движения, сознания спящий? Что в таком случае можно считать «личностью»? Автор предлагает считать ею - по аналогии с подходом некоторых исследователей детства - свойство, возникающее во взаимодействии различных, разделенных, коммуницирующих субъектов. Личность - это не только самосознание, это продукт чужих сознаний, приписывающих определенные свойства и ребенку, и спящему. Такое определение, по мнению Н. Ли, позволит снять оппозицию сна и бодрствования, затрудняющую развитие данной области социологического знания.

Пятая статья - «Непослушные тела и спящие пары» [Unruly bodies and couples' sleep, 2008] - подготовлена британским коллективом - Робертом Медоузом (Университет Суррея), Сарой Арбер (Центр исследований проблем старения и гендера, Университет Суррея), Сюзан Венн (Центр исследований проблем старения и гендера, Университет Суррея), Дженни Хислоп (Оксфордский университет). Статья строится на введенном Р. Медоузом понятии «дормативности» (dormativity; игра слов - контаминация значений «дремлющий» и «нормативный») как совокупности неявных и не до конца осознаваемых «этикетных» правил сна, которые вступают в силу, когда человек спит не один. Такая ситуация предполагает смену позиции от жизни «внутри тела» к жизни «в качестве тела» и обнаруживает, что можно спать «эгоистично», «отвратительно», «аномически» - глазами окружающих.

Мэтью Дж. Вольф-Мейер (Университет Тампере, Финляндия; Бингемтонский университет, США), изучающий массовую культуру и трансляцию ею различных телесных практик как здо-ровьесберегающего, так и разрушительного характера, - автор шестой статьи «Сон, значение и абстрактное тело аллопатической медицины» [Wolf-Meyer, 2008]. В статье прослеживается общественная обеспокоенность растущей медикализацией сна в интересах фармакологических компаний. Объект исследования - медицинский дискурс «нормальности-ненормальности» сна и его политизация. Стремление взять сон под контроль, изменить его природу, заключает автор, не обязательно ведет к деструктивным последствиям. Напротив, американцы могут оздоровиться и боль-

ше отдыхать. Но «это станет дорогостоящим и длительным процессом, требующим борьбы в школе, на рабочем месте и в семье, в политике и законодательстве, а не только в клинике и научных лабораториях. Медики и другие ученые могут присоединиться к тем, кто борется за более здоровый режим сна и бодрствования, или отступить в "чистую" науку о сне и биологии» [Wolf-Meyer, 2008, p. 111].

Завершает подборку статья профессора гендерных, культурных и медиаисследований Деборы Линн Штейнберг (Уорикский университет, Великобритания) «Читая сон как научную фантастику: притча о нищих и выборщиках» [Steinberg, 2008], подготовленная на материале анализа книг американской писательницы-фантаста Нэнси Кресс из цикла «Неспящие». «Неспящее общество», к формированию которого приобщается и массовая литература, и научное знание, Штейнберг рассматривает как популярную эпистему, связывающую текстуальное и материальное: воплощенный капитал; политическая экономия «быстрого времени»; массовая паранойя.

Общей мыслью авторов выпуска является то, что создание стройной социологической теории сна требует расширения эмпирической базы, а значит, разработки и валидизации новых методик.

Вильямс и Кроссли отмечают методическую сложность сбора первичной информации, связанную либо с бессознательными процессами, недоступными контролю исследователя, либо с этической сомнительностью вторжения в интимное пространство информантов [Williams, Crossley, 2008, p. 12]. Коллектив Медоуза специально анализирует чувство смущения, которым подвержены даже делящие ложе супруги при «непослушном» поведении собственного тела, причем сила смущения гендерно дифференцирована, а также варьирует в зависимости от ранее усвоенных нормативных ожиданий, продолжительности и статуса отношений. Таким образом, своеобразный «этикет» сна требует отдельного описания, но относится к числу сензитивных тем, что снижает достоверность опросных методов. Ту же проблему «безъязыкости» пребывающего во сне субъекта, а также любых состояний неосознанности Н. Ли считает возможным решить за счет применения акторно-сетевой теории, где в процесс «передачи» будут включены не только нарративы, но и материально-семиотические объек-

ты, комплексы объектов и все элементы ситуации сна. Похоже решают задачи извлечения телесного опыта ребенка, еще не способного к его вербализации, Д.А. Таххан и отечественная исследовательница О.Б. Савинская, применяя на основе феноменологического подхода наблюдение за местом сна в жизненном мире японских и русских детсадовцев игровую реконструкцию взаимодействий между людьми, предметами, средой. Такие решения, как игра, игра-интервью, проективные техники, действительно способны снять как проблему отсутствия языка самоописания любого спящего (не только ребенка), так и проблему речевых табу, связанных с обсуждением физиологии взрослого человека.

Заключение

Авторы специального выпуска видят у социологии сна большой потенциал развития.

Для Вильямса и Кроссли желательно преодолеть сведение проблематики сна к ритуальным практикам и обогатить ее анализом классовых и этнических детерминант дефицита сна и последствий недосыпания, роли семей и домохозяйств, влияния на режимы сна формирующегося «общества 24/7» [Williams, Crossley, 2008, p. 12]. Наступление этого режима представляет очевидную угрозу для индивидуального и общественного здоровья в контексте рассмотрения сна как легитимной периодической ремиссии, которая во избежание конфликтов «с другими (бодрствующими) действиями ...остается институционализированной... в той мере, в какой существуют санкции для защиты спящих и бодрствующих друг от друга» [Schwartz, 1970, p. 497]. Осознание этих угроз происходит не только на Западе, но и в России. Отдельные исследователи устремляются к поиску «контекстуального баланса: между исполнением социальных ролей и периодическим временным освобождением от их исполнения, между расписаниями и местами сталкивающихся между собой индивидов и групп, между физиологическими требованиями, прагматическими задачами и нормативными представлениями отдельных индивидов» [Борисенко, 2014, с. 127].

Кроме соотношения сна и бодрствования как социальных режимов общее для авторов специального выпуска направление

поиска - «мостик» между сознанием и бессознательным в виде методик, позволяющих охватить и тело, и пространство спящего, и процесс сна, и его социальные функции, совместить нормы и предписания материальной и духовной подсистем культуры. Такие методики позволили бы сделать первый шаг к построению теории сна в социальных науках, а впоследствии, возможно, обосновать применимость социологического анализа не только среды и контекста сна, но и текста (содержания) сновидений через их экспликацию в нарративах разного типа.

Список литературы

Блюмбаум А.Б. [Рецензия] // Антропологический форум. - 2014. - № 20. -С. 362-369. - Рец. на кн.: Birth K. Objects of time : how things shape temporality. -New York : Palgrave Macmillan, 2012. - 222 р.

Борисенко А.Г. Социальные режимы сна и бодрствования // Социология власти. - 2014. - № 1. - С. 113-128.

Васеха М.В. Современные общественные московские бани как городской социокультурный феномен // Традиционная культура. - 2015. - № 1. - С. 149-160.

Добровольская В.Е. Запреты и предписания, связанные с обнажением человеческого тела (на материале Владимирской и Ярославской областей) // Традиционная культура. - 2010. - № 1. - С. 11-17.

Захарьин Д.Б. Коллективное очищение в России : антропологические и социально-исторические аспекты // Антропологический форум. - 2007. - № 6. -С. 135-177.

Крэри Д. 24/7 : поздний капитализм и цели сна (фрагмент) // Экономическая социология. - 2021. - Т. 22, № 5. - С. 39-53.

Маслова И.В. Учебная повседневность воспитанниц Стахеевского епархиального училища в Елабуге // Эхо веков. - 2018. - № 3. - С. 18-29.

Пашкова Т.И. Бытовая дисциплина в петербургских гимназических пансионах первой половины XIX в. // Антропологический форум. - 2016. - № 31. -С. 86-112.

Савинская О.Б. Социальный порядок детского сада глазами детей : конструирование мира детства через интервью-игру // Социологические исследования. -2018. - № 3. - С. 77-85.

Чередеева А.А., Савинская О.Б. Гендерное (не)равенство в детском саду : материнские нарративы о скрытом учебном плане и девичей идентичности // Журнал исследований социальной политики. - 2018. - Т. 16, № 3. - С. 441-456.

Чеснокова Л.В. Право на уединение как условие оформления опыта приватности // Идеи и идеалы. - 2020. - Т. 12, № 2, ч. 2. - С. 434-451.

Aubert V., White H. Sleep : a sociological interpretation // Acta sociologica. -1959. - Vol. 4, N 2. - P. 1-16.

Crook T. Norms, forms and beds : spatializing sleep in Victorian Britain // Body & society. - 2008. - Vol. 14, N 4. - P. 15-35. - DOI:10.1177/1357034X 08096893

Lee N. Awake, asleep, adult, child : an a-humanist account of persons // Body & society. - 2008. - Vol. 14, N 4. - P. 57-74. - DOI: 10.1177/1357034X08096895

Night-time and sleep in Asia and the West : exploring the dark side of life / ed. by B. Steger, L. Brunt. - London : Routledge Curzon, 2003. - XII, 144 p.

Schwartz B. Notes on the sociology of sleep // Sociological quart. - 1970. -Vol. 11, N 4. - P. 485-499.

Steinberg D.L. Reading sleep through science fiction : the parable of beggars and choosers // Body & society. - 2008. - Vol. 14, N 4. - P. 115-135. - DOI: 10.1177/1357034X08096898

Tahhan D.A. Depth and space in sleep : intimacy, touch and the body in Japanese co-sleeping rituals // Body & society. - 2008. - Vol. 14, N 4. - P. 37-56. - DOI: 10.1177/1357034X08096894

Taylor B. Unconsciousness and society : the sociology of sleep // International j. of politics, culture a. society. - 1993. - Vol. 6, N 3. - P. 463-471.

Turner B.S. Biology, vulnerability and politics // Debating biology / ed. by S.J. Williams, L. Birke, G.A. Bendelow. - London : Routledge, 2003. - P. 271-282.

Turner B.S. Outline of a theory of human rights // Sociology. - 1992. - Vol. 27, N 3. - P. 489-512.

Unruly bodies and couples' sleep / Meadows R, Arber S, Venn S, Hislop J. // Body & society. - 2008. - Vol. 14, N 4. - P. 75-91. - DOI: 10.1177/1357034X

08096896

Williams S.J, Crossley N. Sleeping bodies : introduction // Body & society. -2008. - Vol. 14, N 4. - P. 1-13. - DOI: 10.1177/1357034X08096892

Wolf-Meyer M. Sleep, signification and the abstract body of allopathic medicine // Body & society. - 2008. - Vol. 14, N 4. - P. 93-114. - DOI: 10.1177/1357034X

08096897

References

Aubert V., White H. Sleep : a sociological interpretation. Acta sociologica. -1959. - Vol. 4, N 2. - P. 1-16.

Blumbaum A.B. [Book review]. Antropologicheskij forum [Forum for anthropology and culture]. - 2014. - N 20. - P. 362-369. - Book review: Birth K. Objects of time : how things shape temporality. - New York : Palgrave Macmillan, 2012. (In Russian)

Borisenko A.G. Social'nye rezhimy sna i bodrstvovanija [Social modes of sleep and wakefulness]. Sociologija vlasti [Sociology of power]. - 2014. - N 1. - P. 113-128. (In Russian)

Cheredeeva A.A., Savinskaya O.B. Gendernoe (ne)ravenstvo v detskom sadu : materinskie narrativy o skrytom uchebnom plane i devichej identichnosti [Gender (in)equality in the kindergarten : mothers' narratives on hidden curriculum and girls'

identity]. Zhurnal issledovanij social'noj politiki [Journal of social policy studies]. -2018. - T. 16, N 3. - P. 441-456. (In Russian)

Chesnokova L.V. Pravo na uedinenie kak uslovie oformlenija opyta privatnosti [The right to privacy as a condition for shaping the experience of privacy]. Idei i idealy [Ideas and ideals]. - 2020. - Vol. 12, N 2. - P. 2. - P. 434-451. (In Russian)

Crary J. 24/7 : pozdniy kapitalizm i tseli sna [Late capitalism and the ends of sleep (an excerpt)]. Ekonomicheskaya sotsiologiya [Journal of economic sociology]. -2021. - Vol. 22, N 5. - P. 39-53. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Crook T. Norms, forms and beds : spatializing sleep in Victorian Britain. Body & society. - 2008. - Vol. 14, N 4. - P. 15-35. - DOI: 10.1177/1357034X08096893

Dobrovolskaya V.E. Zaprety i predpisanija, svjazannye s obnazheniem che-lovecheskogo tela (na materiale Vladimirskoj i Jaroslavskoj oblastej) [Prohibitions and regulations related to the exposure of the human body (on the material of the Vladimir and Yaroslavl regions)]. Traditcionnaja kul'tura [Traditional culture]. - 2010. - N 1. - P. 11-17. (In Russian)

Lee N. Awake, asleep, adult, child : an a-humanist account of persons. Body & society. - 2008. - Vol. 14, N 4. - P. 57-74. - D0I:10.1177/1357034x08096895

Maslova I.V. Uchebnaja povsednevnost' vospitannits Staheevskogo eparhial'nogo uchilishcha v Elabuge [Educational everyday life of pupils of the Stakheevsky diocesan school in Yelabuga]. Eho vekov [Echoes of ages]. - 2018. - N 3. -P. 18-29. (In Russian)

Meadows R, Arber S, Venn S, Hislop J. Unruly bodies and couples' sleep. Body & society. - 2008. - Vol. 14, N 4. - P. 75-91. - D0I:10.1177/1357034X08096896

Night-time and sleep in Asia and the West : exploring the dark side of life / ed. by B. Steger, L. Brunt. - London : Routledge Curzon, 2003. - XII, 224 p.

Pashkova T.I. Bytovaja disciplina v peterburgskih gimnazicheskih pansionah pervoj poloviny XIX v. [Household discipline in St. Petersburg gymnasium boarding schools in the first half of the 19th century]. Antropologicheskijforum [Forum for anthropology and culture]. - 2016. - N 31. - P. 86-112. (In Russian)

Savinskaya O.B. Social'nyj porjadok detskogo sada glazami detej : konstruiro-vanie mira detstva cherez interv'ju-igru [The social order of the kindergarten through the eyes of children : constructing a world of childhood via an interview-game]. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological studies]. - 2018. - N 3. - P. 77-85. (In Russian)

Schwartz B. Notes on the sociology of sleep. Sociological quart. - 1970. -Vol. 11, N 4. - P. 485-499.

Steinberg D.L. Reading sleep through science fiction : the parable of beggars and choosers. Body & society. - 2008. - Vol. 14, N 4. - P. 115-135. - DOI: 10.1177/1357034X08096898

Tahhan D.A. Depth and space in sleep : intimacy, touch and the body in Japanese co-sleeping rituals. Body & society. - 2008. - Vol. 14, N 4. - P. 37-56. - DOI: 10.1177/1357034X08096894

Taylor B. Unconsciousness and society : the sociology of sleep. International j. of politics, culture a. society. - 1993. - Vol. 6, N 3. - P. 463-471.

Turner B.S. Biology, vulnerability and politics. Debating biology / Ed. by S.J. Williams, L. Birke, G.A. Bendelow. - London : Routledge, 2003. - P. 271-282.

Turner B.S. Outline of a theory of human rights // Sociology. - 1992. - Vol. 27, N 3. - P. 489-512.

Vasekha M.V. Sovremennye obshchestvennye moskovskie bani kak gorodskoj sotsiokul'turnyj fenomen [Contemporary Moscow public baths as an urban sociocultural phenomenon]. Traditconnaja kul'tura [Traditional culture]. - 2015. - N 1. - P. 149-160. (In Russian)

Williams S.J, Crossley N. Sleeping bodies : introduction. Body & society. -2008. - Vol. 14, N 4. - P. 1-13. - DOI: 10.1177/1357034X08096892

Wolf-Meyer M. Sleep, signification and the abstract body of allopathic medicine. Body & society. - 2008. - Vol. 14, N 4. - P. 93-114. - DOI: 10.1177/1357034X08096897

Zahar'in D.B. Kollektivnoe ochishchenie v Rossii : antropologicheskie i sotsi-al'no-istoricheskie aspekty [Collective purification in Russia : anthropological and socio-historical aspects] // Antropologicheskij forum [Forum for anthropology and culture]. - 2007. - N 6. - P. 135-177. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.