Научная статья на тему 'Телевизионный театр жизни'

Телевизионный театр жизни Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
243
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Телевизионный театр жизни»

Т^то из вас, дорогой читатель, не был в театре? И кто из вас не включает каждый вечер телевизор?

Но вряд ли, удобно устроившись в кресле партера или перед домашним экраном, вы задумывались о месте этих явлений в культуре человечества.

Театр вывел на подмостки наши достоинства и пороки, героические поступки и низменные проявления. Театр отобразил жизнь в свойственной ему эстетике.

А телевидение? Оно стало са.мым почита.емым среди средств ма.ссовой информации. Глоба.льным почта.льоном, который приносит факты в каждый дом. Одни переда.чи на.м нравятся, другие — нет. Причины нашего удовольствия или неприятия связаны не только с самими фактами, а с манерой их подачи, их осмыслением, их образным преобразованием в художественную публицистику.

Когда слива.ются воедино документа.льный факт и его теа.тра.льное осмысление, к размышлению добавляется эмоциональное начало, создаётся эффект наибольшего воздействия на общественное сознание.

Именно сочетание художественной эстетики и информационного факта привело телепублициста Георгия Зубкова и дра.ма.турга Андрея Красильникова к созданию особого жанра — политического телевизионного театра. В те восьмидесятые годы, в на.ча.ле перестройки, на экране демонстрировались первые спекта.кли этого жанра: «Гибель поэта»,«Почему убили Улофа Пальме?», «Кругосветное путешествие Бертольта Брехта.». Их а.вторы, подобно а.льпи-нистам, продолжили восхождение на творческую вершину художественного телевидения, начатое создателями самостоятельных телевизионных спектаклей, телевизионных сериалов, художественно-публицистических про-гра.мм. Заслуга Георгия Зубкова и Андрея Красильникова в том, что они сумели соединить в единое целое информационную палитру и театральную эстетику.

К сожалению, реформаторы средств ма.ссовой информации в на.ча.ле девяностых годов с их нигилистическим отношением к своим предшественникам новых вершин в художественном осмыслении факта не покорили. Наоборот, практически исчезло телевизионное документа.льное кино. А с ним не стало и художественно-документальных программ, осмысливающих повседневную жизнь страны и её граждан, современные социальные явления. Волна перемен практически смыла и аналитические международные передачи, оставив возможность постига.ть сегодняшний мир в основном через чрезвычайные происшествия, кримина.льные истории и скандалы.

Хочу обратить внимание ещё на одно обстоятельство. На факультетах журналистики принято кла.ссифицировать жанры информации и публицистики привычными понятиями: информационное сообщение, корреспонденция, за-рисовка, отчет, репортаж, интервью, комментарий, очерк, литературный портрет... Да, это устоявшиеся в учебной литературе и журна.листской практике понятия, горизонта.льна.я пряма.я твердо проложенной колеи. Но в литературе и искусстве должна непременно существовать и вертикальная ось. Независимо от избранного жанра она пронизывает манеру его подачи особыми творческими импульса.ми. Это ка.са.ется выбора темы, умения сюжетно выстроить ее, насытить материал живыми образами документальной прозы. Именно к этому призва.н, это доказывает телевизионный политический театр.

Вот почему считаю, что страницы книги, связанные с созданием полити-

ческого театра, сами по себе увлекательное и познавательное чтение для интересующихся жизнью замечательных людей. Эта книга уже на пути к читателю.

Несколько слов об авторе:

Георгий Иванович Зубков — известный журналист-международник, прора.-бота.вший на Всесоюзном радио и Центральном телевидении более сорока лет. Автор многих фильмов, книг и пьес на международные темы. Лауреат Государственных премий СССР (за фильм «Париж. Почему Маяковский?») и РСФСР (за телерепортажи из Франции). Победитель многих творческих фестивалей и конкурсов (от национальной премии Союза журналистов за фильм «Монреаль. ЭКСПО-67» до национальной премии «Мелегранд 2000» за большой вклад в развитие международной тележурна.листики и университетскую подготовку молодых теле- и радиожурналистов Российского университета дружбы народов.

Андрей Николаевич Красильников — драматург, главный редактор журнала «Отечественные записки», первый секретарь пра.вления Профессионального союза писателей России. Известен своей общественно-политической деятельностью в качестве участника Конституционного совещания, члена Общественной палаты при Президенте Российской Федерации, руководитель не-пра.вительственных организаций от районных до международных.

Сегодня журнал публикует первый материа.л.

Г. ЗУБКОВ, профессор А. КРАСИЛЬНИКОВ, публицист

Аве функции определила эпоха для феномена XX века, каким стало телевидение: информационную и эстетическую. Десятилетиями они развивались самостоятельно, продвигаясь к телезрителю параллельным курсом. Даже программа «Время» возникла не сразу, пройдя различные стадии развития: информационные выпуски, «Эстафету новостей». В художественном блоке единственным монополистом телевидения были поначалу гости со стороны: кинофильмы, театральные спектакли, концерты. Накапливая опыт, осознавая своё призвание, телевидение начинает создавать собственные спектакли, собственные театрализованные программы «КВН» и «Голубой огонёк», получившие всенародное призна-

ТЕЛЕВИЗИОННЫ1И ТЕАТР ЖИЗНИ

ние. Рождается телевизионное документальное кино как сугубо авторский жанр с выходом сценариста в кадр и чтением собственного текста за кадром. Возникают телевизионные художественные сериалы, специфичные только для малого экрана: в обычный кинотеатр десять раз подряд не пойдёшь. Создаётся уникальная кинофабрика - «Экран».

Но по-прежнему каждая функция имеет свой творческий знак, свой символ: факт, как и надлежит, - информационная ипостась, образ - эстетическая.

Рано или поздно им суждено было объединиться, чтобы родилась новая муза. Её формула - факт, обращённый в образ.

И в нашем творческом альянсе сошлись два этих начала.

Г. 3. Вся моя журналистская работа на все годы и во всех жанрах оказалась под прицелом не только тематического выбора, но и непременного сюжетного поворота темы, драматургического построения материала. Логическим завершением подобных поисков стало создание на Центральном телевидении политического театра. В основе - подлинное событие, которое осмысливается не через обычный комментарий, а с помощью сценария документальнохудожественного спектакля, разыгранного актёрами.

Телевидение открывает щедрые возможности для воплощения подобного замысла, позволяя соединить на сценической площадке телестудии элементы театра, кино и собственно телевидения: от декораций до сюжетных съемок, от театральных мизансцен и диалогов до репортажей с места события и интервью с главными персонажами, от монологов действующих лиц до пояснений телевизионного ведущего. Добавим кинохронику и фотографии, фрагменты из художественных фильмов и чтение литературных отрывков, фоновую музыку и песни - поистине нет предела этой палитре выразительных средств, соединённых в целостную мозаику. Такое возможно в специальном телевизионном театре жизни.

А. К. Патрис Пави в «Словаре театра» так определяет понятие политического театра: «Если рассматривать политику в этимологическом аспекте, то согласимся, что любой театр непременно является политическим, ибо он включает протагонистов в качестве членов общества или группы людей.

И всё же политический театр имеет особую эстетику. В нем есть заданное фабульное действие, известное хотя и не всем, но многим. Оно живёт соб-

ственной жизнью помимо воли драматурга. Если в обычной пьесе критерием мастерства считаются крутые сюжетные виражи, выстроенные писательской фантазией, то в театре политическом сам сюжет «тащит» автора за собой. Как бы вам ни хотелось, по закону жанра переписывать историю нельзя: и Наполеон всегда должен быть разбит при Ватерлоо, и выстрел «Авроры» никак не отменить. Как нельзя выдумать развязку актуального события. В политическом театре его можно только творчески осмыслить.

Г. 3. Для меня творческий метод -это постоянный поиск. Поиск события в повседневности. Героя - в толпе. Характера - в поступках, но и в манере поведения перед телекамерой. Поиск возможностей «разговорить» собеседника: интервью - не только как информация, но и драматургия вопросов и ответов. «Крупный план», о котором так часто говорят применительно к телевидению, не размер изображения на экране, а, прежде всего, - пристальный взгляд.

А. К. В случае с вымышленным героем автор вправе наделять его любыми чертами внешности и характера. С действующими лицами, заимствованными у действительности, сложнее. Можно, как Пушкин, выстроить интригу, оттолкнувшись не от достоверного факта, а от слуха, тогда Сальери запомнится отравителем Моцарта, а Борис Годунов - убийцей царевича Дмитрия. Но такие вольности возможны только с персонажами далёкого прошлого. Доминантой подлинного лица современника может быть только факт. Если в уста короля Ричарда допустимо вложить любую реплику, в том числе и авторский афоризм («Коня, полцарства за коня!»), то речь современника должна быть только документальной.

Все эти рассуждения не остались областью теории, а воплотились на

практике в созданных нами спектаклях телевизионного политического театра. И не случайно мы обратились к судьбе тех, кто утверждал жанр политического театра на традиционных подмостках.

Первым был Федерико Гарсиа Лорка.

Театр - особо важное искусство для Испании. Ее золотой век - это не только Сервантес, но и Лопе де Вега, Тирсо де Молина, Кальдерон. К началу творческих исканий молодого Лорки испанская драматургия отмечена двумя Нобелевскими премиями. Наряду с бельгийцем Морисом Метерлинком и немцем Герхартом Гауптманом этого отличия удостоены Хосе Эчегарай-и-Эйса-гирре и Хасинто Бенавенте-и-Марти-нес. Последний, ставший лауреатом в 1922 году, подчёркнуто язвительно относился к народу, считая его, как пушкинский Сальери, «тупой бессмысленной толпой», поэтому его герои трафа-ретны и ходульны: иногда это маски, иногда - куклы. Лорка сразу оказывается на другом эстетическом полюсе: «Персонажи должны быть такими человечными, такими беспощадно трагическими и связанными с жизнью и с сегодняшним днём, чтобы можно было ощутить их запах, чтобы в их устах прозвучала вся отвага их слов, полных любви и ненависти».

С первых дней Испанской республики Федерико Гарсиа Лорка возглавляет передвижной театр «Ла Баррака». Вот как он сам отзывался о своей новой миссии: ««Ла Баррака» для меня -все. Театр - одно из самых эффективных и полезных орудий в строительстве страны, это барометр, отмечающий ее величие или упадок. Чуткий театр, верно направленный во всех своих жанрах

- от трагедии до водевиля, - может в несколько лет изменить мировосприятие нашего народа».

Одна из пьес так и осталась неоконченной. Но только на бумаге. В жизни

она оказалась разыгранной как по нотам, написанным Лоркой. А сам он -исполнителем главной роли.

В этой пьесе, действие которой происходит в театре, появляется Незнакомец. Он несколько раз молча проходит по сцене. Затем жестом приказывает сбрасывать декорации. Все не решаются подойти к нему. И лишь Автор задаёт Незнакомцу вопрос: «Вы кто?» - «Я

- Власть», - отвечает тот и хладнокровно убивает Автора из пистолета.

Вскоре после франкистского путча, 19 августа 1936 года, Федерико Гарсиа Лорка был расстрелян в восьми километрах от родной Гранады.

«Гибель поэта» - так назывался наш первый спектакль. Его сюжетным ходом стала недописанная пьеса. Исторические факты ворвались в нее с испанских улиц и преломлялись через образы, созданные самим Лоркой.

Затем мы обратились к творчеству Бертольта Брехта. Как мыслитель и поборник прав человеческой личности он был Мартином Лютером современного искусства: реформатором, сокрушителем догм и канонов. «Брехт написал первые стихи и пьесы третьего тысячелетия», - так сказал о своем друге Лион Фейхтвангер.

Право, не по-брехтовски было бы рассказывать о нем в традиционной форме. Поэтому мы предложили телезрителю документально-эпический спектакль в манере самого героя: с ожившими диалогами исторических персонажей, с подлинными высказываниями Брехта, строками его произведений. Из всего этого и сложился образ Брехта-странника. Снова тот же принцип - факты, обращённые в образ.

Брехт не дал проехаться по себе колесу Истории. Он сам прокатился на нем по всему миру.

Наш спектакль так и назывался «Кругосветное путешествие Бертольта Брехта». Его драматургическим

стержнем стали эпизоды, вынуждавшие писателя постоянно менять место жительства. Переезды из страны в страну сложились в одну большую орбиту, которую Брехт описал вокруг земного шара за пятнадцать лет. Он вынужден был покинуть Германию после прихода к власти Гитлера, Данию -перед угрозой вторжения немецких войск, Швецию - опасаясь утраты ей нейтралитета, Финляндию - как потенциального союзника своих врагов, Советский Союз - как страну, репрессировавшую близких ему людей, США -после вызова в комиссию Конгресса по расследованию антиамериканской деятельности. Уехав в 1933 году в восточном направлении, Брехт в 1948 году возвращается на родину с запада, через Швейцарию.

Вернувшись в свою опустошенную страну, он обнаружил развалины и руины не только на улицах, но и в головах людей. Подобно Лорке, пытавшемуся изменить мировосприятие испанского народа, используя театр «Ла Баррака», Брехт тоже стремится воздействовать на психологию соотечественников через театр. Так возник существующий и поныне «Берлинер ансамбль». В нем драматургу удалось воплотить свою мечту о новом театре, театре политической направленности. «Новый театр, - считал Брехт, - обращается к социальному человеку, поскольку с помощью техники, науки и политики человек сумел добиться социальных достижений. Отдельные человеческие типы и их поступки изображаются на сцене так, чтобы были видны социальные мотивы, движущие ими, -ведь только осознание этих мотивов указывает путь к воздействию на подобных людей. Индивидуум остается индивидуумом и в то же время становится социальным явлением; его страсти, равно как и его судьба, приобретают социальный характер».

Но начинался наш политический театр совсем не с творческих радостей. Скорее, с неприятностей.

Вернувшись из многолетней парижской командировки, руководитель корреспондентского отделения телевидения и радио в странах Западной Европы явился к председателю Гостелера-дио СССР за новым назначением. Еще в Париже зрела и вынашивалась идея телевизионного политического театра.

О ней и было рассказано со страстью и надеждой. Страсть остыла, надежда погасла после первой ответной реплики С. Г. Лапина:

- Егор Иванович (так называл председатель парижского корреспондента), поставим ваш рабочий стол в вестибюле театра на площади Журавлева. Там в тишине и спокойствии, вдали от Останкино, и будете создавать свой политический театр.

После таких слов убеждать Сергея Георгиевича было бесполезно. Пять лет замысел пролежал под сукном. Но забывать о нем, при всем уважении к многогранной личности руководителя телевидения и радио, не хотелось.

Узнав об уходе председателя на пенсию, автор идеи, проработавший все эти годы политическим обозревателем, сразу достал проект из-под сукна.

Новое руководство безоговорочно поддержало создание телевизионного политического театра. Но тут же ошарашило темой...

Шел XXVII съезд КПСС. Задание, которое авторы этих строк получили от Центрального телевидения, поначалу показалось невыполнимым - написать сценарий, посвященный международным аспектам деятельности партии.

Как быть? Что придумать?

Использовать трибуну как театральную сцену? Неинтересно. Разыграть в лицах репортаж? Банально. Смонтировать интервью с кинохроникой? Примитивно.

Один из нас аккредитовался при пресс-центре съезда, - вдруг в гуще событий возникнет какой-нибудь оригинальный ход! - но неожиданно заболел.

За событиями в Кремле мы следили по программе «Время» с ощущением полной творческой беспомощности.

Хроника. Премьер-министр Швеции, председатель Социал-демократической рабочей партии Швеции Улоф Пальме был смертельно ранен выстрелом в спину 28 февраля 1986 года поздно вечером в центре Стокгольма, когда возвращался с женой из кинотеатра. Доставленный в Саббатсбергс-кую больницу, Улоф Пальме вскоре скончался.

Убийство в Стокгольме потрясло нас.

То, что мы должны, обязаны написать сценарий об Улофе Пальме, вдруг стало категорическим императивом.

Но как совместить такое желание, такую потребность с полученным заданием? Тогда еще подобный вопрос не звучал странно. Отождествлять политику КПСС и западного государственного деятеля казалось по меньшей мере неуместным.

Хроника. Делегаты XXVII съезда КПСС на заседании 1 марта почтили минутой молчания память выдающегося сына Швеции Улофа Пальме, злодейски убитого накануне в Стокгольме.

Неуместным... Но кому-то и когда-то надо начинать. Стоило убеждать, что политика нового мышления и концепция создания всеобъемлющей системы международной безопасности не возникли на ровном месте. Подобно тому, как труды буржуазных политэкономов и философов явились теоретическими источниками марксизма, Улоф Пальме стал предтечей советского внешнеполитического курса той поры.

На наше счастье, шел тысяча девятьсот восемьдесят шестой год, первый

год перестройки. Заявку утвердили без особых колебаний.

Хроника. По сообщению Шведского телеграфного бюро (ТТ), 1 марта проведена судебно-медицинская экспертиза о причине смерти Улофа Пальме. Установлено, что выстрелы в премьер-министра были произведены с очень близкого расстояния. Одна пуля, пройдя через грудную клетку, вышла из груди. Она разорвала, по всей вероятности, аорту, в результате чего У. Пальме потерял много крови.

Мы не были знакомы с Улофом Пальме. Никогда не писали о нем. Никогда не интервьюировали его. Но та страшная цена, которой заплатил лидер нейтральной страны за миротворческую деятельность, увеличила во сто крат наши симпатии к этому человеку.

Умер политик и мыслитель, но родился герой. Герой. Именно то, чего нам недоставало для настоящего спектакля. Какой же может быть театр без этого стержневого компонента!

Хроника. 3 марта в Стокгольме состоялось первое заседание переходного правительства Швеции, на котором были обсуждены практические вопросы, связанные с трагической гибелью премьер-министра Швеции Улофа Пальме. На заседании принято решение не проводить церемонии государственных похорон. Их организация возложена на Социал-демократическую рабочую партию Швеции. Похороны У. Пальме состоятся 15 м-арта.

Правительство приняло также решение не объявлять официально национального траура. Как заявил исполняющий обязанности премьер-министра Швеции И. Карлссон, нет необходимости в принятии такого решения, поскольку жители Швеции сами выражают искренние чувства скорби.

Итак, идеологические трудности позади, впереди - эстетические. Как оживить документальный экран? При-

близить его к театру? Пока нас терзали раздумья, собственный корреспондент Гостелерадио СССР в Швеции Валентин Губернаторов вместе с известным оператором Николаем Кепко сняли по нашей просьбе несколько интервью с людьми, близко знавшими Пальме. Доверительная интонация, отсутствие излишнего пафоса, неподдельная скорбь сделали эти материалы чрезвычайно искренними и человечными. Не могло быть и речи о том, чтобы давать их с синхронным закадровым переводом.

Это был первый импульс, первый толчок к драматургическому решению спектакля.

Хроника. Заявление президента Аргентины Р. Альфонсина, премьер-министра Греции А. Папандреу, премьер-министра Индии Р. Ганди, президента Мексики М. де ла Мадрида и бывшего президента Танзании Дж. Ньерере:

«Мы, пять руководителей - участников инициативы «шести» за мир и разоружение, глубоко потрясены и опечалены трагической гибелью нашего друга и соратника премьер-министра Улофа Пальме и еще раз выражаем нашу глубочайшую скорбь и возмущение в связи с огромной потерей для Швеции, для нас и всего мира. Самым решительным образом мы осуждаем отвратительное преступление в Стокгольме, цель которого - лишить международное сообщество одного из наиболее отважных и активных борцов за мир, демократию, социальный прогресс и права человека. Самым категоричным образом мы подтверждаем, что берем на себя обязательство продолжить вместе с новым премьер-министром Швеции дело борьбы за мир и ядерное разоружение, за которое мы взялись вместе с покойными Индирой Ганди и УлофомПальме».

Первый режиссер, весьма опытный мастер телевизионного жанра, посмот-

рел все видеоролики, выслушал наши задумки и... поспешил найти себе другую работу. Более традиционную и менее хлопотную.

Ждать мы не могли, дорога была каждая минута. Ведь полным ходом шло следствие.

Нет, мы не собирались проводить собственное расследование. Как и не стремились вычислить реального убийцу. Его имя так и не стало известным не только к началу съемок спектакля, но и его демонстрации. Неизвестно оно и до сих пор. Таким образом, наш сценарий явился первым в мире детективом, в котором преступление так и остается нераскрытым. Нас мучил вопрос не кто, а почему? И мучил он не только нас.

Это короткое слово «Почему?», начертанное огромными буквами, появилось на доме рядом с местом убийства на следующее утро после рокового выстрела. Это же самое слово трогательным крохотным лепесточком прилипло к сотням, тысячам букетиков цветов, положенных жителями Стокгольма на перекрестке улиц Свеавеген и Туннель-гатан. На месте, где долгих пятнадцать дней не смывалось кровавое пятно, а в центре высоченной искусственной клумбы горел огонь памяти.

Хроника. Из открытки, положенной на место гибели Улофа Пальме: «Здравствуй, Улоф Пальм-е! Ты не ум-ер. Ты живешь вместе с нами, Улоф. Мы -это те, кто борется против ядерного оружия. Мы продолжаем идти по твоему пути - пути мира. Мы любили тебя от начала и до конца».

«Почему убили Улофа Пальме?» -так решили мы назвать будущий спектакль.

Режиссером его вызвалась быть молодая и очень энергичная, как в жизни, так и искусстве, Маргарита Тюпкина. Одна из тех, кто может поставить и телефонную книгу.

- Так, приглашаем Олега Ефремова.

Так, приглашаем Иона Унгуряну. Так, приглашаем...

Маргарита с такой легкостью называла имена знаменитостей, что никак не верилось в реальность приглашений. Однако в студии появился и Олег Ефремов, и Ион Унгуряну, и другие известные и интересные актеры.

Хроника. Правление Социал-демократической рабочей партии Швеции приняло решение создать «Фонд памяти Улофа Пальме за международное взаимопонимание и всеобщую безопасность». Председателем Фонда избран министр иностранных дел Швеции С. Андерссон. Из средств Фонда будут выделяться стипендии с целью содействия молодежи в вопросах международного обмена и изучения проблем мира и разоружения, для поддержки деятельности, направленной против расизма и вражды в отношении иммигрантов, а также на укрепление международного взаимопонимания.

Само собой разумеется, мы просмотрели километры пленки. Сложность нашей задачи заключалась не в том, чтобы найти интересные эпизоды, а в том, чтобы выбрать из берущих за душу кадров самое - самое: ведь всего не покажешь за час.

Ну как отказаться от крупных планов плачущих лиц, окруживших место убийства на перекрестке улиц Свеаве-ген и Туннельгатан? Или от съемки бесконечно длинной очереди шведов всех возрастов, ждущих возможности лично расписаться в книге соболезнований? Или от показа факельного шествия по ночному Стокгольму?

В конце концов все эти эпизоды появились на телевизионном экране.

Но главное место заняла поразившая нас своей необычностью церемония прощания с Улофом Пальме 15 марта 1986 года в стокгольмской городской ратуше.

Похороны, как и было объявлено,

проводились не по государственному протоколу, хотя и присутствовали главы правительств большинства стран мира. Панихида прошла под эгидой Организации Объединенных Наций, эмблема которой украсила задник сцены.

А на самой сцене возвышался постамент с белым саркофагом и разместился... джазовый оркестр.

Позволим сделать небольшое отступление. Как вы думаете, чему были посвящены первые газетные выступления Пальме? Нет, не политике. Джазу! Будучи совсем молодым, он довольно часто писал о джазе. Увлекался Стэнли Кентоном, Бени Гудменом, Арти Шоу...

Любовь к джазу Улоф пронес через всю жизнь. Задорные ритмы, неиссякаемый оптимизм звуковых каскадов как нельзя лучше соответствовали этому энергичному моложавому человеку.

На прощальной церемонии прозвучал не реквием и не траурный марш. Знаменитая финская певица Арья Сай-онмаа - они были большими друзьями

- в последний раз исполнила для Улофа Пальме его любимые песни. «Благодарю жизнь» - называлась одна из них. «Благодарю жизнь, // которая дала мне так много: // глаза, // которыми я могу отличать черное от белого, // видеть звезды на небесах // и людей, // которых я люблю... // слух, // чтобы различать пение птиц, // жужжание стрекоз и пчел // и голоса тех, // кого я люблю... // Благодарю жизнь, // которая дала мне так много: // дала мне смех, / / дала мне боль, // так что я могу отличить // счастье от горя...

После дружеских слов председателя Социнтерна Вилли Брандта, нового премьер-министра Швеции Ингва-ра Карлссона, генерального секретаря ООН Хавьера Переса де Куэльяра и короля Швеции Карла XVI Густава молодые социал-демократы через полгорода сами провезли катафалк на

кладбище церкви Адольфа Фредерика.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Хроника. «Улоф Пальме-гатан» -такое название по решению городских властей носит отныне стокгольмская улица, где от руки убийцы пал выдающийся государственный и политический деятель Швеции.

Жители столицы приняли 23 апреля 1986 года участие в церемонии открытия таблички с новым названием улицы.

Должны признаться, что, создавая «образ друга», мы ввели в сценарий и «образ врага». Увы, законы драматургии требуют, чтобы и вторая чаша воображаемых весов не оставалась пустой.

«Врагом» стал вымышленный персонаж. Некий фашиствующий молодчик. Оснований для вывода на сцену подобного собирательного образа было немало. Так в списке действующих лиц появился Неофашист.

Хроника. Более четырёх миллионов

крон перечислило почтовое управление Швеции в Фонд пам-яти Улофа Пальм-е за международное взаимопонимание и всеобщую безопасность.

Эти средства выручены за счет продажи памятной почтовой марки с портретом Пальме, выпущенной 11 апреля 1986 года. Марки продавались блоком из десяти почтовых знаков общей стоимостью 25 крон, однако фактическая цена была на пять крон больше. Из этой разницы и образовалась сумма, переведенная в Фонд.

...Итак, в студии расположились актеры и ведущий. Включен полный свет. Режиссер поднялась на свой командный пункт в центральной аппаратной, расположенной на втором этаже. Через большое стекло видна вся панорама студийного действия.

Раздается голос режиссера: «Съемка!»

«Съемка!» - загорается в самой студии и перед входом в нее.

Начало положено!

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

ИППКМГУ им. М.В. Ломоносова ОБЪЯВЛЯЕТ НАБОР СЛУШАТЕЛЕЙ по основным направлениям социально-экономических знаний:

ЭКОНОМИКА, СОЦИОЛОГИЯ, ПОЛИТОЛОГИЯ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ, ИСТОРИЯ

на II семестр 2001/2002 учебного года

I Прошедшие курсы по любым образовательным програм,м,ам в ИППК МГУ ,

| получают документы государственного образца |

ЛттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттЛ

Занятия начинаются с 1 февраля 2002 года

Наш адрес: 119899, Москва, Ленинские горы, 2-й Гуманитарный корпус МГУ, ИППК, 8 этаж, ком. 846. Тел..: (095) 939-21-13, факс: (095) 932-88-73 Уь Л

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.