Научная статья на тему 'Телевизионная «Повестка дня» как инструмент воздействия на аудиторию'

Телевизионная «Повестка дня» как инструмент воздействия на аудиторию Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1239
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ПОВЕСТКА ДНЯ / МАНИПУЛИРОВАНИЕ / МЕДИАВОЗДЕЙСТВИЕ / АУДИТОРИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Акопов Г.А.

В статье анализируются особенности формирования телевизионной «повестки дня» через анализ методов манипулирования и медиавоздействия на аудиторию. Автор выделяет шесть наиболее распространенных методов манипулирования вниманием телевизионной аудитории, делая вывод о том, что механизмы осуществления манипулятивного воздействия можно обнаружить в большей части телевизионных новостных сообщений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Телевизионная «Повестка дня» как инструмент воздействия на аудиторию»

ТЕЛЕВИЗИОННАЯ «ПОВЕСТКА ДНЯ»

КАК ИНСТРУМЕНТ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА АУДИТОРИЮ

© Акопов Г.А.*

Пятигорский государственный лингвистический университет, г. Пятигорск

В статье анализируются особенности формирования телевизионной «повестки дня» через анализ методов манипулирования и медиавоздействия на аудиторию. Автор выделяет шесть наиболее распространенных методов манипулирования вниманием телевизионной аудитории, делая вывод о том, что механизмы осуществления манипулятив-ного воздействия можно обнаружить в большей части телевизионных новостных сообщений.

Ключевые слова: средства массовой информации, повестка дня, манипулирование, медиавоздействие, аудитория.

Телевидение играет важную роль в жизни современного общества. Новостные программы являются неотъемлемым инструментом распространения информации, определяющей представления общества об окружающей действительности и в конечном итоге формирующей поведение людей. Роль зрителя тоже не пассивна: он анализирует новости, формируя для себя знания о явлениях и событиях. Для этого от обоих участников теледиалога требуется не просто их совместное пребывание в одном и том же социальнополитическом, культурном и языковом пространстве, но зачастую и их интеллектуально-эмоциональное совпадение [10, с. 176]. Вопреки мнению, что русская журналистика и её телевизионная разновидность играют роль беспристрастного фиксатора событий, рассмотрим телевизионный новостной продукт с точки зрения его влияния на человеческое сознание.

В практике средств массовой информации (СМИ) сегодня широко используются методы подсознательного воздействия, когда отношение общества к тем или иным явлениям окружающего мира формируется с помощью различных методов, которые внедряются в поток новостей, автоматически вызывая в массовом сознании либо отрицательную, либо положительную реакцию на конкретное событие [4, с. 34; 11, с. 206].

Как отмечает С.Н. Ортамонов, психологическое влияние - это воздействие на психическое состояние, чувства, мысли и поступки других людей с помощью исключительно психологических средств: вербальных, паралингвистических или невербальных [3]. Прежде чем рассматривать механизмы осуществления подобных методов, обратим наше внимание на то, что заставляет эти механизмы действовать. Выделим две основные причины, которые обладают большой важностью.

* Аспирант кафедры Конфликтологии, связей с общественностью и журналистики.

28

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Во-первых, это привлечение внимания аудитории. Телезрители устали от жесткой и сухой подачи новостного сообщения, которая была популярна в советский период. Теперь же потребители информации требуют подбора новых методов представления новостей. Во-вторых, важным фактором воздействия на аудиторию является осуществление государственной политики. Здесь уместно говорить о пропаганде, которая проявляется в новостях, а также о фактах умалчивания каких-либо деталей событий, важных для телезрителей, но нежелательных для освещения в СМИ, по мнению государственных деятелей [6, с. 116].

Следует отметить, что воздействие может включать в себя не только физиологический аспект, но и психологический. Интерес нашего исследования заключается в рассмотрении воздействия в рамках психологического аспекта, основу которого составляют манипуляции, влияющие на подсознание телезрителя.

Перейдем к определению понятия «манипуляция», а также рассмотрим формы, в которых она существует. В современной литературе под манипуляцией, или манипулированием, понимается искусство управлять поведением с помощью целеустремленного воздействия на общественную психологию, на сознание и инстинкты человека. Так, немецкий социолог Г. Франке под манипуляцией понимает «своего рода психическое воздействие, которое производится тайно...» [8, с. 47].

Итак, манипуляция сознанием есть, во-первых, воздействие на психику человека, во-вторых, воздействие скрытное, в-третьих, это воздействие осуществляется с целью побудить людей к действиям (или бездействию) в интересах манипулятора, в-четвёртых, такие действия манипулируемой личности, как правило, противоречат её собственным интересам.

Таким образом, под манипулированием следует понимать специфическую форму духовного воздействия, которое выражается в форме скрытого, анонимного господства, осуществляемого «ненасильственным» образом. Именно современные средства массовой информации дают господствующему классу мощное оружие подобного воздействия [12, с. 294]. С их помощью стало возможным одновременное влияние на людей, которые даже не соприкасаются друг с другом. В связи, рассмотрим основные методы медиавоздействия, которые способствуют формированию информационной «повестки дня».

Начнем с метода «Искажение событий» [7]. Этот метод приводится в действие через сокрытие существенной информации и создание события. Другими словами, создание события возможно путем неправильной интерпретации какого-либо факта.

Следующим методом является отвлечение внимания [5]. Внимание человека, выбирающего информацию, привлекается к незначимым событиям, отвлекая его от существенных событий. Основным элементом управления

Журналистика

29

обществом является отвлечение внимания людей от важных проблем и решений, принимаемых правящими кругами, посредством постоянного насыщения информационного пространства малозначительными сообщениями.

Применение ничего не значащих понятий является еще одним методом воздействия, который состоит в использовании понятий, находящихся на слуху, но не имеющих определения, и, в сущности, не имеющих смысла.

Часто новостные сюжеты содержат импульс частичного перекладывания ответственности [7]. Этот метод применяется журналистами в процессе работы над новостным сообщением. Он заключается в том, чтобы вовлечь телезрителя в информацию для того, чтобы приписать ему мнимую ответственность за происходящее. Эффективность подобного метода высока.

Четвертым методом назовем создание псевдопроблем. Это виртуальные, мнимые проблемы, о которых утверждается, как о реальных. По мнению В. Сороченко, создание проблемы - это целенаправленный отбор информации и придание высокой значимости тем или иным событиям. Эти события, на самом деле, несущественны и отвлекают человека от осмысления более актуальных вопросов. В репортажах, освещающих такие проблемы, как правило, говорится об угрозе чего-либо. Это может быть угроза снегопада, схода лавины - того, что еще не случилось, но вот-вот будто бы произойдет При этом зрителю предлагается видеоряд уже бушующего снегопада или последствий схода лавины.

Механизмы манипулирования также могут быть представлены в виде определенных речевых маркеров. К ним относят интонации, паузы, используемые телеведущим при информировании зрителя. Такое определение не означает, что объективный ведущий - это тот, кто монотонно и однообразно читает с листа. Как подчеркивает А.А. Котов, «маркеры» могут быть расценены как орудие влияния только в случаях намеренного их использования [2].

Кроме того, сегодня на телеэкранах наблюдается смена речевой тональности телевизионных новостей, некоторая степень экспрессии, которая до недавнего времени была чрезмерной не только для новостных и аналитических программ, но и для телевидения в целом. Репортажи могут начинаться с анекдота, притчи, песни, детской считалки и, к сожалению, содержать жаргонизмы.

В результате проведения исследования нами были выявлены шесть наиболее распространенных метода манипулирования вниманием телевизионной аудитории:

1. Манипулирование посредством сериалов. На первый взгляд, связь между сериалами и новостями как орудием манипуляции найти нелегко. Но, по мнению Д. Жмурова, наше восприятие новостей зависит от особенностей размещения сериалов в сетке вещания (при условии их просмотра) [1]. Многосерийные фильмы включают в сетку вещания по разным соображениям. Тем не менее, сериалы оказывают серьезное влияние на восприятие

30

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

новостей, а именно на осознание их неважности наряду с действием, развивающимся в иллюзорном мире сериала.

2. Манипулирование посредством «смысловых рядов». Под смысловым рядом мы понимаем группу новостей, объединенных единым эмоциональным фоном. То есть информация, которая, по мнению редактора, будет оценена зрителем, как «положительная» или как «отрицательная», подается отдельным блоком. Сообщения о войнах, авариях и природных бедствиях зачастую идут одним блоком, не вклиниваясь в сюжеты, имеющие положительную коннотацию и, наоборот. Негативные смысловые ряды, как правило, представляют собой два-три репортажа, следующие один за другим, и повествующие о болезнях, катастрофах, вооруженных конфликтах, девиантном поведении и т.д. Сведения, оцениваемые как нейтральные или позитивные, напротив, образуют «позитивные смысловые ряды».

3. Манипулирование посредством личностных ассоциаций. Данный метод заключается в том, что тележурналисты, особенно ведущие выпусков новостей, постепенно становятся людьми, чье мнение становится авторитетным, внушающим доверие. Данное надсоциальное взаимодействие между журналистами и аудиторией может выражаться в разных формах. Например, в репрезентативной форме «общения» ведущего со зрителем. Это означает, что диктор, говоря словами Р. Харриса, становится «суррогатом другого человека», ассоциирован с ним, и представляет этого человека на экране.

4. Манипулирование посредством сопровождающих репортажей, которые представляют собой новостной ролик, идущий «в связке» с другим репортажем, являющимся ключевым. Первый и последний могут быть тематически не связаны, не обязательно следуют друг за другом, однако способны оказать влияние на зрителя. С известной долей условности можно говорить о нескольких видах сопровождающих репортажей: репортажи-подтверждения и «терапевтические» репортажи. Так, цель репортажей-подтверждений: привести дополнительные аргументы к тому, что уже было сказано в ключевом репортаже. Терапевтический репортаж призван имитировать эти отношения. Сначала зрителю предлагается информация явно негативного содержания -террористические акты, катастрофы, аварии и т.п. Как отмечает Р Харрис, зрелищные акты насилия и жестокости вызывают самый сильный эффект сенсибилизации (повышенной чувствительности), потому что, они воспринимаются как реальность и могут вызывать у зрителя беспокойство [9, с. 287]. Затем наступает черед сопровождающего репортажа.

5. Манипулирование посредством искусственной актуализации новостей. Существует мнение о том, что, если в средствах массовой информации событиям уделяется мало внимания, то аудитории внушается мысль, что они не представляют собой интерес. Но всегда ли большое количество повторяемых репортажей свидетельствует об актуальности и значимости темы? Насколько целесообразна циркуляция одной и той же новости в тече-

Журналистика

31

ние недели, месяца? Кто поддерживает интерес к такой новости - СМИ или аудитория?

6. Манипулирование посредством воскресного дня. Известно, что нежелательные новости, которых нельзя проигнорировать и не включить в «повестку дня» СМИ, стараются освещать, когда к ним приковано меньше всего внимания - в будни. Если есть такие дни, то и должны быть дни, когда в эфир поступает нужная информация. Воскресенье, возможно, и есть такой день, когда пик манипулирования достигает высшей точки, поскольку именно в этот день по многим телеканалам идут полуторачасовые аналитические новостные программы обзорного характера, содержащие преимущественно негативный контент.

Все перечисленные методы используются по отдельности, но не исключены случаи их совмещения в одном новостном сообщении или одной новостной программе. Для того чтобы успешно манипулировать мнением общества, необходимо выработать грамотную линию информационной «повестки дня», важной составляющей которой является ориентация на аудиторию.

Механизмы осуществления манипулятивного воздействия можно обнаружить в большей части новостных сообщений, представленных как на уровне федеральных каналов, так и на региональном уровне. Несмотря на специфику их оформления и отсутствия очевидного использования тележурналистами, при изучении данного аспекта достаточно соотнести теоретическую базу с практической основой, а, именно, с новостным контентом.

Итак, на основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы. Телевизионное новостное сообщение является фактором подсознательного влияния на телезрителей. Можно выделить следующие методы манипулирования вниманием телезрителей: манипулирование посредством сериалов, манипулирование посредством «смысловых рядов», манипулирование посредством личностных ассоциаций, манипулирование посредством воскресного дня, манипулирование посредством сопровождающих репортажей, манипулирование посредством искусственной актуализации новостей.

Список литературы:

1. Жмуров Д Теленасилие [Электронный ресурс] // Манипуляции на российских телеканалах. - Режим доступа: http://psyfactor.org/propaganda9.htm.

2. Котов А.А. Теоретические основы для создания инвентаря речевых средств воздействия [Электронный ресурс] // Защита сознания от манипуляции: тексты тез. и докл. конф. - Режим доступа: http://anti-glob.narod.ru/ konf.htm.

3. Ортамонов С.Н. Психологическое воздействие [Электронный ресурс] // Бекмология. - Режим доступа: http://becmology.blogspot.com/20n/06/1_16.html.

4. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 349 с.

32

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

5. Свиридов М. Методы манипулирования [Электронный ресурс] // Телевидение. - Режим доступа: http://vesti-info.livejoumal.com/174043.html.

6. Современные проблемы политологии и международных отношений. Сборник научных статей молодых ученых / Под общ. науч. ред. С.В. Ануфриенко. - Ставрополь: Ставролит, 2013. - 204 с.

7. Сороченко В. Энциклопедия методов пропаганды [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psyfactor.oig/propaganda.htm.

8. Франке Г.В. Манипулируемый человек. - М.: Аспект-Пресс, 2005. -216 с.

9. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. - 448 с.

10. Цвик В.Л., Назарова Я.В. Телевизионные новости России. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 376 с.

11. Anufrienko S.V Mass media as a vital element of modem terrorism // Middle East Journal of Scientific Research. - 2013. - Т. 18, № 2. - С. 206-209.

12. Anufrienko S.V. The modern terrorism, the media and the democracy // World Applied Sciences Journal. - 2013. - Т. 27, № 2. - С. 293-296.

ФУНКЦИОНАЛЬНО-ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ НОВОСТНОГО ТЕЛЕВИЗИОННОГО СООБЩЕНИЯ

© Москвин А.С.*

Пятигорский государственный лингвистический университет, г. Пятигорск

В статье анализируются функционально-жанровые особенности новостного телевизионного сообщения. Автор исследуют понятия «медиатекст», «телевизионность», «новостность», «звукозрительность» сквозь призму воздействия медиасообщения на аудиторию.

Ключевые слова: средства массовой информации, телевидение, новостное сообщение, новость, медиатекст.

В современную эпоху глобализации система СМИ признается частью более крупной системы - масс-медиа, в которой объективно заложено единство информационного и коммуникационного феноменов. Тексты, которые являются продуктами творческой деятельности работников СМИ, называют медийными. В этом ключе можно говорить о тексте телевизионных новостных сообщений как о разновидности медиатекста. Это заключение мы сделали в соответствии с теорией медиатекста, разработанной учеными Московского государственного университета, в частности, Т.Г. Добросклонской [4, с. 29].

Студент 4 курса (направление подготовки «Журналистика»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.