Научная статья на тему 'ТЕЛЕВИДЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: КРИЗИС И ПЕРЕОЦЕНКА ЦЕННОСТЕЙ'

ТЕЛЕВИДЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: КРИЗИС И ПЕРЕОЦЕНКА ЦЕННОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
891
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / МАССОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ / РОССИЙСКОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ФУНКЦИИ ТЕЛЕВИДЕНИЯ / КРИЗИС ТЕЛЕВИДЕНИЯ / МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ МИФЫ / ПЕРЕОЦЕНКА ЦЕННОСТЕЙ / ХАЙП / MASS CULTURE / MASS COMMUNICATIONS / RUSSIAN TELEVISION / TELEVISION FUNCTIONS / TELEVISION CRISIS / MYTHOLOGICAL FUNCTION OF TELEVISION / SOCIAL MYTHS / REVALUATION OF VALUES / HYPE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Воеводина Лариса Николаевна, Мурзаева Валерия Валентиновна

В статье отмечается, что превращение телевидения и в основной вид коммуникации во второй половине ХХ века ознаменовало поистине революционные изменения в культуре. Выявляются его характерные свойства как средства массовой коммуникации, тенденции развития отечественного телевидения под влиянием изменения политической системы, глобализации и распространения западной массовой культуры. Исследуются процессы коммерциализации телевидения на фоне становления рыночной экономики. Показано, что телевидение, как и кино, копирует реальность, расширяет представления о ней, при этом воздействует на глубинные пласты сознания, обращается к архетипам коллективного бессознательного. Показываются разнообразные функции телевидения в современном обществе, телевидение исследуется как часть коммерческой массовой культуры. Стремление к хайпу рассматривается как черта современной медиакультуры. Показывается, что российское телевидение сегодня переживает кризис, оно уже не является ведущим средством коммуникации и основным источником информации. Телевидение теряет молодёжную аудиторию, которая уходит в Интернет. Выявляются причины кризиса российского телевидения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TELEVISION IN THE MODERN CULTURAL SPACE: CRISIS AND REVALUATION OF VALUES

The article notes that the transformation of television into the main form of communication in the second half of the twentieth century marked truly revolutionary changes in culture. Its characteristic properties as mass communication media, development trends of domestic television under the influence of changes in the political system, globalization and the spread of Western mass culture are revealed. The processes of television commercialization on the background of the formation of a market economy are investigated. It is shown that television, like cinema, copies reality, expands ideas about it, while acting on the deeper layers of consciousness, appeals to the archetypes of the collective unconscious. The various functions of television in modern society are shown; television is explored as part of commercial mass culture. The desire for hype is seen as a feature of modern media culture. It is shown that Russian television is currently in crisis, it is no longer the leading means of communication and the main source of information. Television is losing a youth audience that goes on the Internet. The causes of the crisis of Russian television are revealed.

Текст научной работы на тему «ТЕЛЕВИДЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: КРИЗИС И ПЕРЕОЦЕНКА ЦЕННОСТЕЙ»

ТЕЛЕВИДЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: КРИЗИС И ПЕРЕОЦЕНКА ЦЕННОСТЕЙ

DOI: 10.24412/2310-1679-2020-10203

Лариса Николаевна ВОЕВОДИНА,

доктор философских наук, профессор кафедры культурологии факультета государственной культурной политики Московского государственного института культуры, Москва, Россия

e-mail: lvoevodina5@mail.ru

Валерия Валентиновна МУРЗАЕВА,

магистрант кафедры культурологии факультета государственной культурной политики Московского государственного института культуры, Москва, Россия

e-mail: vmurzaeva@mail.ru

В статье отмечается, что превращение телевидения и в основной вид коммуникации во второй половине ХХ века ознаменовало поистине революционные изменения в культуре. Выявляются его характерные свойства как средства массовой коммуникации, тенденции развития отечественного телевидения под влиянием изменения политической системы, глобализации и распространения западной массовой культуры. Исследуются процессы коммерциализации телевидения на фоне становления рыночной экономики. Показано, что телевидение, как и кино, копирует реальность, расширяет представления о ней, при этом воздействует на глубинные пласты сознания, обращается к архетипам коллективного бессознательного. Показываются разнообразные функции телевидения в современном обществе, телевидение исследуется как часть коммерческой массовой культуры. Стремление к хайпу рассматривается как черта современной медиакультуры. Показывается, что российское телевидение сегодня переживает кризис, оно уже не является ведущим средством коммуникации и основным источником информации. Телевидение теряет молодёжную аудиторию, которая уходит в Интернет. Выявляются причины кризиса российского телевидения. Ключевые слова: массовая культура, массовые коммуникации, российское телевидение, функции телевидения, кризис телевидения, мифологическая функция телевидения, социальные мифы, переоценка ценностей, хайп.

TELEVISION IN THE MODERN CULTURAL SPACE: CRISIS AND REVALUATION OF VALUES

Larisa N. Voevodina, Full Doctor of Philosophy, Professor of the Department of Culturology, the Faculty of State Cultural Policy, the Moscow State Institute of Culture, Moscow, Russia

e-mail: lvoevodina5@mail.ru

Valeria V. Murzaeva, graduate student of the Department of Culturology, the Faculty of State Cultural Policy, the Moscow State Institute of Culture, Moscow, Russia

e-mail: vmurzaeva@mail.ru

The article notes that the transformation of television into the main form of communication in the second half of the twentieth century marked truly revolutionary changes in culture. Its characteristic properties as mass communication media, development trends of domestic television under the influence of changes in the political system, globalization and the spread of Western mass culture are revealed. The processes of television commercialization on the background of the formation of a market economy are investigated. It is shown that television, like cinema, copies reality, expands ideas about it, while acting on the deeper layers of consciousness, appeals to the archetypes of the collective unconscious.

The various functions of television in modern society are shown; television is explored as part of commercial mass culture. The desire for hype is seen as a feature of modern media culture. It is shown that Russian television is currently in crisis, it is no longer the leading means of communication and the main source of information. Television is losing a youth audience that goes on the Internet. The causes of the crisis of Russian television are revealed.

Keywords: mass culture, mass communications, Russian television, television functions, television crisis, mythological function of television, social myths, revaluation of values, hype.

В середине XX века на фоне достижений научно-технической революции и глобальных социокультурных изменений во всём мире в повседневную культуру стремительно стали внедряться различные средства массовой коммуникации, включая и телевидение. В СССР до 1950-х годов телевидение носило скорее экспериментальный характер, продукция выходила нерегулярно. Но со временем оно приобрело массовый характер. В 1951 году на базе Московского телецентра была создана Центральная студия телевидения, в 1957 году - Государственный комитет СССР по телевидению и телерадиовещанию, или Гостелерадио СССР. В эфир стали ежедневно выходить телепрограммы, начался массовый выпуск отечественных телевизоров. В результате телевидение приобрело беспрецедентное влияние на общественное мнение и установки, политическую, экономическую и культурную жизнь страны.

В 1991 году, после переломных событий в стране, была учреждена Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компании (ВГТРК), Гостелерадио СССР - упразднено, а на его основе образовалась Российская государственная телерадиокомпания «Останкино» (РГТРК «Останкино»). Во второй половине 1990-х годов РГТРК «Останкино» и ГТРК «Петербург - Пятый канал», а также компания «ТВ-Центр» стали акционерными обществами, лишь частично принадлежащими государству. Из этого всего следует, что уже к началу XXI века в России в сетке телевизионного вещания сформировался блок из коммерческих и государственных телеканалов, а контроль над телевизионной сферой в лице государства прекратился.

Как и в странах Запада, в России получило распространение кабельное и спутниковое телевидение. Возможности трансляции данных сетей

значительно выше, чем на аналоговом телевидении. Помимо новых (постсоветских) телеканалов российского ТВ, данные системы телевещания транслируют много иностранных телеканалов, что помогает значительно увеличить диапазон и разнообразие телевизионных продуктов, передать различные точки зрения на определённые события, которые зачастую значительно отличаются от точек зрения государственных российских телеканалов. Кроме этого, кабельное и цифровое телевидение доступно только в платном режиме и представлено коммерческими каналами.

Максимально быстрое развитие телевизионной отрасли, наряду с бурным развитием других отраслей, происходило первоначально именно в странах Западной Европы, но в большей степени США. Интенсивное экономическое развитие стран Запада и их политическое доминирование породили широкое распространение культуры западной цивилизации по всему миру, которое носило порой экспансивный характер. Процесс такой экспансии коснулся и России. В конце XX века, после распада Советского Союза, Россия вошла в глобальную систему и стала активно взаимодействовать со странами Запада. В. Зверева выделяет такую черту новой российской телевизионной продукции, как гибридность, отмечая, что «... в современных программах сочетаются различные идеологические установки (модернизированное либеральное с консервативным патриотическим), а также способы репрезентации реальности . образы европейских и американских СМИ переводятся на языки российской меди-акультуры синтезируются с востребованными формами советского телевидения» [5, с. 43, 44].

Вплоть до появления Интернета телевидение в силу доступности для телезрителей являлось одним из доминирующих источников информации. Быстрыми темпами осуществлялась коммерциализация телевидения, одним из инструментов которого стало внедрение рекламы. Советские телеканалы практически не показывали рекламу, её трансляция была возможна только в перерывах между передачами. Распространение рекламы на телевидении было связано со становлением рыночной экономики, появлением множества конкурирующих между собой фирм, которым нужно было продвигать свои услуги.

Зарубежные каналы являются платными и финансируются за счёт самих зрителей, тогда как российские каналы - или за счёт крупных компаний, или за счёт бюджета. Поэтому на сегодняшний день реклама является одним из главных источников дохода российских эфирных каналов.

Обладая «высокой степенью вовлечения» (М. Макклюэн), телевидение - «. не столько визуальное, сколько тактильно-слуховое средство коммуникации, втягивающее в глубокое взаимодействие все наши чувства» [7, с. 173]. Макклюэн относит телевидение, наряду с кино, к горячим средствам коммуникации.

Телевидение, как и кино, копирует реальность, расширяет представления о ней, но и воздействует на глубинные пласты сознания, обращается к архетипам коллективного бессознательного. Зрители идентифицируют себя с героями фильмов и телепередач, целиком погружаясь в мифическую реальность. Телевидение - современный демиург, мифотворец, наполняющий мир всевозможными образами и смыслами.

Важным свойством телевидения является «эффект присутствия» - это ощущение сопричастности у зрителя к тому, что транслируется с экрана. Превращение телевидения в основной вид коммуникации во второй половине ХХ века ознаменовало поистине революционные изменения в культуре, конец «типографического мышления», а следовательно, и индустриальной эпохи.

М. Кастельс объясняет господство телевидения над другими средствами коммуникации тем, что оно помогает идти по пути наименьших усилий, успех телевидения является следствием базового инстинкта ленивой аудитории [6]. В телевидении появляется степень эмоционального включения в просмотр, оно обращается к лирическому мышлению, не включает способность анализировать информацию. Развлекательность становится характерной чертой телевидения.

Американский исследователь Гарольд Лассуэлл выделял важность средств массовой коммуникации как политического института и как важнейшего канала воздействия на общество. Кроме этого, можно вспомнить теорию В. Липпмана, изложенную в работе «Общественное мнение». Он считал, что массовые коммуникации порождают стереотипы, с помощью которых формируется картина мира современного человека. Массовые коммуникации, по его мнению, конструируют представления людей об окружающем мире и воздействуют на их сознание [8, с. 19].

Телевидение является частью массовой культуры. Теодор Адорно подчёркивал коммерческий характер и цели массовой культуры, считая, что в её основе лежат законы капитализма. Адорно связывал массовую культуру с капитализмом и капиталистической идеологией: «Дефиниция "массовая культура" была, по сути, идеологизирована, массовую культуру навязали сверху, она не исходит от народа» [14, с. 67]. Адорно выдвинул теорию общей коммерциализации массовой культуры и рассматривал её как средство манипуляции.

Последствия развития информационного общества рассматривал Э. Тоффлер, указывая на «разрыв семейных уз, колебания в экономике, паралич политических систем, разрушение наших ценностей» [13, с. 26].

Телевидение обладает таким свойством, как пассивность восприятия. Эта пассивность сознания вызывает расслабленное состояние телезрителя при просмотре телепередач. Отметим, что в таком состоянии у человека падает способность к критическому мышлению, а значит, он

спокойнее воспринимает табуированные в обществе или неоднозначные темы, которые обрушиваются на него с экрана телевизора: скандалы, насилие, криминал, асоциальный образ жизни и поведения маргиналов и т.п. На таком материале делаются телевизионные ток-шоу, которые показываются по федеральным каналам телевидения в прайм-тайм. Отметим, что эти явления и события подаются не как исключительные, а как обыденные, повседневные, привычные.

К сожалению, стремление к хайпу - это черта современной медиакуль-туры, когда главное - поднять шумиху, массовое обсуждение, произвести вброс провокационного материала в информационную среду, обмануть аудиторию, оскорбить, разрушить репутацию человека, устроить судилище, привлечь внимание к собственной «высоконравственной» персоне и т.п.

Телевидение может превратить людей не только в пассивных зрителей, но и потребителей заведомо искажённой или недостоверной информации, которая может иметь манипулятивный характер. Продукция телевидения имеет сильное идеологическое воздействие, становится орудием политической пропаганды. Телевидение превращает политику в шоу, зрелище. Впрочем, политические ток-шоу всё меньше привлекают внимание телезрителей, которые декодируют подаваемую информацию, понимая, что сообщение может подаваться под определённым углом зрения, а также и то, что таким образом и создаются новые мифы.

С другой стороны, телевидение, как продукт массовой культуры, транслирует ценности общества потребления, когда «экранная "красивая жизнь" даёт возможность телезрителю выйти за пределы собственной жизни» [1, с. 45]. Это особенно касается телевизионных сериалов. Телевидение выступает часто фоном, а иногда и эталоном «настоящей» жизни, заменяя её собой. В результате размывается граница реальности, создаётся вторая изменённая реальность, которая способна распространять различные стереотипы, ценности, образцы престижности, зачастую взятые из западной культуры.

Ж. Бодрийяр полагал, что «потребление - это знаковая субстанция, виртуальная целостность всех вещей и сообщений, составляющих отныне более или менее связный дискурс ... деятельность систематического манипулирования знаками» [3, с. 113].

Индустриальная цивилизация характеризуется неумеренным потреблением, которое основано на интенсивном продуцировании новых потребностей, создании образцов престижного потребления с помощью моды, когда навязывается определённый образ и стандарт жизни. Западная культура продвигает идеи общества потребления, передаёт поверхностное и лёгкое отношение к окружающей действительности, выдвигает в качестве одной из основных ценностей наслаждение, а главной функцией культурной продукции - развлекательность.

Ж. Бодрийяр также выявил специфику средств массовой коммуникации в обществе потребления. Кино и телевидение предстают перед потребителями в виде зрелища, когда важным становится мнимое присутствие рядом с событиями, а не сами события. Человек существует теперь исключительно в пространстве образов, которые заменяют собой мир [4]. Кроме того, средства массовой коммуникации формируют альтернативную действительность, которая сильно воздействует на сознание человека.

Кризис телевизионной отрасли выражается в том, что в настоящее время всё больше людей предпочитает пользоваться интернет-продукцией, нежели смотреть телевизор. Особенно это характерно для молодёжной аудитории. Параллельно с этим набирает силу тенденция всё большего распространения интернет-телевидения.

В 2018 году затраты на рекламную продукцию в Интернете впервые превысили затраты на рекламную продукцию на телевидении [2]. Кроме этого, в 2019 году аудитория телевидения охватывала меньшее количество зрителей, чем Интернета. По данным доклада Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям России за 2019 год, только 16% опрошенных ограничивают свой видеорацион просмотром исключительно видео в Интернете. При этом около 70% городского населения старше 15 лет смотрят какое-либо видео в Интернете регулярно (хотя бы раз в неделю). Более половины горожан (55%) сегодня сочетают на регулярной основе просмотр и телевизора, и видео в Интернете [12, с. 30].

В 2019 году практически каждый второй телезритель (48%) был старше 55 лет, а десять лет назад - только каждый третий (35%). Средний возраст телезрителя в 2019 году составил 50 лет [12, с. 26]. Это свидетельствует о том, что качество современного телевизионного контента не устраивает молодёжную аудиторию.

Одной из причин сокращения телеаудитории можно назвать интенсивное развитие интернет-платформ, онлайн-кинотеатров. Такими популярными видеосервисами являются «Premiere», «Okko», «Start», «Кинопоиск HD». Преимущество таких платформ заключается в том, что они позволяют транслировать отечественный контент за рубежом, выводят российскую продукцию на глобальный медиарынок. Это повышает конкурентоспособность российской продукции, что приводит к созданию более качественного, эксклюзивного контента.

Сокращение аудитории телевидения - глобальная тенденция, характерная для мировой телеиндустрии уже более десяти лет. О массовом отказе от телевизионных программ речи не идёт, но сокращается частота и продолжительность телепросмотра, меняются зрительские привычки, формируются новые способы просмотра и аудиторные практики.

Сегодня в сети Интернет можно не только смотреть продукцию, но и коммуницировать с ней, а также создавать собственную. Платформа

YouTube позволяет оценивать и оставлять комментарии, видео, то есть вести коммуникацию со зрителем. Кроме этого, Интернет обладает широкой доступностью - каждый человек без дополнительных согласований может выложить продукцию в Интернете.

Влияние Интернета можно также объяснить широким распространением гаджетов, которые имеются сегодня почти у всех, но особенной популярностью они пользуются в молодёжной среде. Наличие персонального устройства у каждого члена семьи приводит к постепенному уменьшению семейных просмотров телевизионных передач [10].

Другой причиной возрастания популярности Интернета и непопулярности телевидения является то, что российские телеканалы предлагают молодому зрителю довольно небольшое количество программ. Кроме этого, продукция молодёжных телеканалов не всегда высокого качества. Так, главный молодёжный телеканал ТНТ ассоциируется у зрителей только с низкосортным материалом [9]. Продукция телеканала носит сугубо развлекательный характер. Многие ситкомы, которые показывает канал, транслируют второсортный юмор, лишены интеллектуальной составляющей.

Таким образом, российское телевидение сегодня переживает определённый кризис, оно уже не является ведущим средством коммуникации и основным источником информации. До распространения Интернета телевидение обладало наиболее сильным воздействием на общество по сравнению с другими средствами массовой коммуникации. Телевидение теряет молодёжную аудиторию, которая уходит в Интернет, и с ним остаётся старшая часть аудитории. Телевидение зачастую односторонне и фрагментарно передаёт информацию, а его основные продукты - телесериалы - порой не отличаются высокими художественными качествами и рассчитаны на аудиторию с невзыскательным вкусом, что отталкивает основную часть телеаудитории.

Литература

1. Акимова И. А. Телевидение как средство массовой коммуникации: основные черты и специфика их проявления // Общество: философия, история, культура. 2017. № 8. С. 46-48.

2. Боброва Т. Исследование: Интернет в России обошёл телевидение по суточному охвату аудитории в первом квартале 2019 года [Электронный ресурс] // vc.ru : [веб-сайт]. Электрон. дан. 29 мая 2019 года. URL: https://vc.ru/ media/69569-issledovanie-internet-v-rossii-oboshel-televidenie-po-sutochnomu-ohvatu-auditorü-v-pervom-kvartale-2019-goda

3. Бодрийяр Ж. Система вещей / пер. с фр. и вступ. ст. С. Зенкина. Москва : РУДОМИНО, 1999. 218 с.

4. Бодрийяр Ж. Общество потребления: его мифы и структуры / [пер. с фр., послесл. и примеч. Е. А. Самарской]. Москва : Республика : Культурная революция, 2006. 268, [1] с. : ил. (Мыслители XX века).

5. Зверева В. В. «Настоящая жизнь» в телевизоре: исследования современной медиакультуры / Российский государственный гуманитарный университет. Москва : РГГУ, 2012. 223, [2] с.

6. Кастельс М. Информационная эпоха : Экономика, общество и культура / пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана ; Государственный университет «Высшая школа экономики». Москва, 2000. 606, [1] с. : ил., табл.

7. Маклюэн М. Понимание Медиа: внешние расширения человека / пер. с англ. В. Г. Николаева. 2-е издание. Москва : Гиперборея : Кучково поле, 2007. 462, [2] с. (Теоретическая социология / ЦФС. Lógica socialis).

8. Науменко Т. В. Социология массовой коммуникации : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 020300 «Социология». Санкт-Петербург : Питер, 2005. 288 с.

9. Опыт и перспективы развития развлекательного телевидения (на примере британского телеканала «Channel 5») [Электронный ресурс]. URL: https://studwood.ru/1009609/zhurnalistika/opyt_i_perspektivy_razvitiya_ razvlekatelnogo_televideniya_na_primere_britanskogo_telekanala_channel_5_

10. Почему молодёжь не смотрит телевизор [Электронный ресурс] // КакПросто : [веб-сайт]. Электрон. дан. 27 декабря 2018 года. URL: https://www.kakprosto.ru/kak-873734-pochemu-molodezh-ne-smotrit-televizor#subheader-873734-2-

11. Стора М. Почему молодёжь больше не смотрит телевизор? [Электронный ресурс] // Иносми.ру : [веб-сайт]. Электрон. дан. 24.10.2013. URL: https:// inosmi.ru/world/20131024/214148195.html

12. Телевидение в России: состояние, тенденции и перспективы развития : отраслевой доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ. Москва, 2019.

13. Тоффлер Э. Третья волна. Москва : АСТ, 1999. 781 с.

14. Adorno T. (1975) Culture Industry Reconsidered. New German Critique. No. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.