Научная статья на тему 'Телевидение и общество: ценностный аспект новых форм медиарилейшнз'

Телевидение и общество: ценностный аспект новых форм медиарилейшнз Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
553
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / МЕДИАРИЛЕЙШЕНЗ / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гришанина Анастасия Николаевна, Угрюмов Владимир Борисович

В статье дан краткий анализ форм медиарилейшенз, подчеркивается важность телевидения как инструмента PR, дается характеристика образовательной и воспитательной роли телевидения с точки зрения формирования и отображения ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Television and society: new formsof value aspect relationship with the media

In the article the short analysis of forms media relations is given, importance of television as PR tool is emphasized, the characteristic of an educational role of television from the point of view of formation and display of values is given

Текст научной работы на тему «Телевидение и общество: ценностный аспект новых форм медиарилейшнз»

A. Н. Гришанина

B. Б. Угрюмов

A. N. Grishanina V. B. Ugryumov

Телевидение и общество: ценностный аспект новых форм медиарилейшнз

Television and society: new forms of value aspect relationship with the media

о ©

о

ш

ш

О

Гришанина Анастасия Николаевна

Санкт-Петербург

Санкт-Петербургский государственный университет

Доцент кафедры теории журналистики Кандидат филологических наук anastasiya_grish@mail.ru

Угрюмов Владимир Борисович

Санкт-Петербург

Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС

Доцент кафедры связей с общественностью vugryumov@tv100.ru

Ключевые слова:

связи с общественностью, медиарилейшенз, телевидение, ценностный аспект, социологический опрос

В статье дан краткий анализ форм медиарилейшенз, подчеркивается важность телевидения как инструмента PR, дается характеристика образовательной и воспитательной роли телевидения с точки зрения формирования и отображения ценностей.

Grishanina Anastasiya Nikolaevna

Saint-Petersburg

Saint-Petersburg State University Associate Professor of the Chair of Theory of Journalism

Ph. D. in Philology Associate Professor anastasiya_grish@mail.ru

Ugryumov Vladimir Borisovich

Saint-Petersburg

North-West Institute of Administration of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration Associate Professor of the Chire of Public Relations

vugryumov@tv100.ru Keywords:

public relations, media relations, television, valuable aspect, sociological poll

In the article the short analysis of forms media relations is given, importance of television as PR tool is emphasized, the characteristic of an educational role of television from the point of view of formation and display of values is given

Телевидение наряду с другими средствами массовой информации оказывает огромное влияние на общество, поэтому его изучению, программированию, проблематике, функционированию, развитию уделяется большое внимание. В современном процессе медиарилейшнз телевидение и Интернет занимают самое важное место в системе взаимодействия субъектов PR и средств массовой информации.

Исследователи определяют медиа-рилейшнз как систему постоянно возобновляющихся, направленных на соз-

дание медийного образа организации, позитивных взаимоотношений между организацией и средствами массовой информации (и/или их работниками) [1, с. 9]. Основная цель медиарилейшенз — регулярная связь со СМИ, наличие открытых и доброжелательных отношений с медиасообществом, создание положительной репутации в среде журналистов [1, с. 12]. PR-специалист начинает работу со СМИ с формирования базы СМИ, куда включают максимальное количество средств массовой информации, интересные данной организации с по-

з зиции формирования положительного о_ ее имиджа. Телевидение представляет 0 собой влиятельное и мощное средство £ распространения информации. Другие ^ средства информирования и коммуни-2 кации не могут «состязаться» с теле-о видением в его способности выполнять д функцию «окна в мир». ш Сегодня российское телевидение классифицируется по разнообразным и сложным категориям. Так, по способу трансляции телевидение подразделяется на эфирное (все вещательные организации, использующие традиционный способ распространения телесигнала от телевышки до системы телезрителя); спутниковое (предлагают российскому потребителю телепрограмму через спутниковые телепрограммы); кабельное(передача видеосигнала по кабельным сетям. В качестве основной магистрали применяются оптоволоконные кабели, а для доставки информации до конечного потребителя используется витая пара или коаксиальный кабель) [5, с. 355].

По типу деятельности, например, выделяются: вещательные компании, осуществляющие телетрансляцию программ (в том числе компании, лишь ретранслирующие другие станции, но в большинстве своем — универсальные телеорганизации, имеющие и собственное телепроизводство, и доступ к эфиру); программопроизводящие компа-нии/продюсерские фирмы; дистрибьюторы. По охвату аудитории различают каналы: общероссийские, региональные, местные (от областных телестудий до кабельных сетей микрорайона). Для характеристики охвата аудитории используется понятие «доля аудитории», которое определяет процент более или менее постоянной аудитории телеканалов.

Актуальна типология деления телеканалов по форме собственности: государственные, негосударственные (открытые и закрытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, товарищества с ограниченной ответственностью, а также корпорации, киноассоциации, продюсерские центры, концерны, независимые телестудии);

смешанные (с участием зарубежных инвесторов) [7, с. 194].

В телекоммуникационной индустрии общественные связи являются не просто формой диалога, но часто выполняют разъяснительные функции, очень важные именно в этой сфере. Динамично развивающаяся, высокотехнологичная, интеллектуальноемкая телекоммуникационная индустрия способна влиять на экономику страны и не может игнорировать интересы целевых аудиторий в получении ответов на вопросы, зачем нужна информационная инфраструктура, какие решения лучше, каков экономический эффект от внедрения, будут ли проблемы с совместимостью, масштабируемостью и т.д. К специфике PR в сфере телекоммуникаций стоит также отнести частоту выхода на рынок новых решений. Здесь требуется постоянная PR-поддержка, постоянное воздействие на аудитории.

Телекоммуникации влияют на успех практически любой организации, «доросшей» до построения собственной информационной инфраструктуры и (или) интегрирующейся в уже существующую инфраструктуру любого уровня. При выборе компании для построения инфраструктуры потенциальный клиент не будет связывать успех своего бизнеса с неизвестной компанией, ему нужен партнер с хорошей репутацией и положительным опытом (даже при лоббировании эти факторы остаются немаловажными)1. Умение выстраивать благоприятные отношения с обществом в целом, с потенциальными потребителями и партнерами, со средствами массовой информации встает на первое место во всех сферах деятельности. PR-сопровождение — это помощь в продвижении информации о деятельности предприятия, которая способна помочь в решении тех или иных проблем/задач бизнеса, а фактически работа в режиме внешней пресс-службы предприятия.

Государственные структуры иногда сталкиваются с информационной за-

1 PR в телекоммуникациях: [Электронный ресурс]. URL: http://www.connect.ru/article. asp?id=256 (дата обращения: 12.01.2012).

крытостью, необходимостью разъяснения обществу проводимой политики, сформировавшей в обществе имидж высших государственных чиновников как неэффективных руководителей, а также недоверием к государственной властьи в целом. В разрешении данных проблем участвуют PR-службы, пресс-службы, информационно-аналитические и другие подразделения. Для обеспечения согласованности действий органов власти и групп общественности необходимо информационное и PR-сопровождение деятельности государственных структур с привлечением средств массовой информации, то есть с помощью ме-диарилейшнз (система постоянно возобновляющихся, направленных на создание медийного образа организации, позитивных взаимоотношений между организацией и средствами массовой информации). Основной целью медиа-рилейшнз является регулярная связь со СМИ, наличие открытых и доброжелательных отношений с медиасообще-ством, создание положительной репутации в среде журналистов.

Апелляция технологий медиарилейшнз к ценностям общества

Для населения страны телевидение прежде всего ассоциируется с источником трансляции новостей, поэтому теленовости можно назвать одним из главных инструментов медиарилейшнз в государственной сфере. Отсюда интересен и актуален вопрос социально-психологического плана о роли трансляции и ретрансляции ценностей общества в новостных программах.

Можно ли говорить о том, что те ценности, к которым обращаются журналисты в своих новостных выступлениях, соответствуют тому, что является значимым для аудитории? В качестве некоего общего определения под ценностью можно понимать социальную и объективную форму, которая наполняется конкретным субъективным психологическим содержанием (а затем и переживанием) внутреннего

смысла. «Ценность представляется как з база для решений индивида. Она говорит сь ему о том, ради чего ему стоит жить, § бороться и даже умирать» [3, с. 9]. В ме- £ диарилейшнз прежде всего интересно ^ содержание социальных ценностей, а оно ° определяется необходимостью сохране- ц ния и поддержания окружающей среды, ^ культуры и цивилизации, сферы социаль- ш ных контактов и взаимодействия.

«Связь поколений поддерживается благодаря достаточно стабильному отношению представителей различных социально-демографических групп к терминальным социальным ценностям (здоровье, общение, семья, свобода), что в какой-то мере удерживает общество от социального взрыва. Инструментальные ценности (инициативность, независимость) позволяют зафиксировать изменения в статусно-иерархической структуре ценностного сознания представителей различных социальных страт, определить тенденции и перспективы направления эволюционных преобразований общества» [3, с. 40].

Одним из наиболее детальных современных исследований социального настроения является работа Ж. Т. Тощенко и С.В.Харченко, в которой исследователи составили схему социального настроения, проявляющуюся в реакции на телепередачи новостного и социального характера. Эта схема включает в себя следующие элементы:

• 1-й уровень — социальное самочувствие (эмоции, чувства, актуальное знание, историческая память, общественное мнение);

• 2-й уровень — оценка и самооценка (социальный статус, положение, социальные роли, престиж);

• 3-й уровень — ожидания и притязания (установки, ценности, жизненные ориентации, интересы, воля);

• 4-й уровень — социальная позиция (мировоззрение, убеждения, жизнеощущения, оценка социального опыта) [6, с. 21].

Аспирантами петербургских вузов были проведены пилотные исследования двух городских программ новостей на петер-

о ©

о

ш

ш

О

бургском телевидении:проанализированы материалы, затрагивающие социальную проблематику в программах «Вести — Петербург» (телеканал «Россия») и «Петербургский час» («Пятый канал»). Основной целью исследования было «стремление понять, как картина, которая складывается в новостях, соотносится с реальной ситуацией в городе» [2, с. 115]. Данные представлены в табл. 1.

Иерархия ценностей в обществе меняется со временем и изменением обстоятельств жизни. Явный диссонанс в передачах последнего времени возникает в сфере достатка и материального благополучия. Медиаобраз и реальность общественной жизни расходятся в цифрах и фактах. При этом нужно отметить тот момент, что телепередачи часто ограничены в тематическом разнообра-

Таблица 1

Ценности российского общества и темы, которыми они представлены в программах теленовостей [2, с. 116-117]

№ п/п Определение ценности Темы новостей

1 Безопасность • Безопасность и охрана • Аварии, происшествия • Армия • Здравоохранение • Инвалиды

2 Здоровье • Здравоохранение • Инвалиды

3 Достаток, материальное положение • Занятость • Пенсии • Социальная помощь

4 Семья, родственные отношения • Дети • Население

5 Социальная и жилищная инфраструктура • Жилищная сфера • Благоустройство • Транспорт • Энергетика • Градостроительство

6 Экология и среда обитания • Экология

7 Экономическая и политическая ситуация • Социально-экономическое развитие • Законодательство • Городские проекты

8 Достижение поставленных целей • Образование

9 Климат и погода в месте проживания • Сезонные явления, связанные с погодой

10 Социальный статус в обществе • Сюжеты, связанные с Великой Отечественной войной • Истории конкретных людей • Молодежь • Благотворительность

11 Творческая самореализация • Туризм, отдых • Дачное хозяйство

12 Возможность участия в общественной жизни • Конфликты • Профсоюзы

зии для конкретных ценностных категорий, а это ведет к созданию определенных стереотипов среди определенных аудиторий СМИ.

Воспитательная роль телевизионных технологий медиарилейшнз

Средства массовой информации, и особенно журналистика как социальный институт — пространство ценностей. О том, что сегодня происходит в России и как общество относится к необходимости духовно-нравственного просвещения, говорится много. «Самое поразительное — это то, что при существующем напоре инфраструктуры и бизнеса, аморализма большинство русской молодежи, и, в первую очередь, студенчества, сохраняет в целом здоровые жизненные ценности и духовно-нравственные установки», — отмечает директор НИИ КСИ факультета социологии СПбГУ В. Семенов [4, с. 7]. Более того, рассуждает автор, значение, например, ценностей семьи и справедливости, по сравнению с 1990-ми гг., повысилось, а ценность денег, наоборот, понизилась.

Социологи НИИ КСИ провели исследование петербургских студентов в 2008 г. и учащейся и работающей молодежи города в 2010-м. На вопрос «Какое общество Вы хотели бы построить в России?» лидирующими вариантами ответов оказались: «Общество личной

свободы и бизнеса», «Общество соци- з альной справедливости», «Общество сь правды и добра». Результаты исследо- § вания представлены авторами в табл. 2 £ (данные в процентах) [4, с. 7]. ^

Авторы исследования приходят к вы- ° воду, что системообразующим фактором ц работы с молодежью как наиболее цен- ^ ностно неустойчивой категорией обще- ш ства должно стать духовно-нравственное воспитание. Человек находит себя, сравнивая с другими, укрепляя или разрушая жизненные позиции. Позиция как совокупность психологических отношений к объективной действительности, предметной деятельности всегда субъективна.

Основная форма развития личности — жизненный путь, главным содержанием которого являются значимые, критические жизненные события. Жизненный путь имеет два взаимосвязанных измерения: 1) вертикальное (в психологии — селекция) — изменение места человека в социуме, социального статуса, ролей, которое, в свою очередь, определяет состав жизненных событий и специфику предметной позиции человека, его отношения к действительности и приводит к изменению субъективной позиции человека. Вертикальное измерение приводит к появлению и проявлению личностных отличий от других людей; 2) горизонтальное временное измерение как определенная, регламентированная обществом последовательность стадий личностного развития (детство, юность, взрослость) с характерным для каждой

Таблица 2

Ценностная позиция в отношении общества по ответам студентов петербургских вузов

Варианты ответов Студенты СПб 2008 г. (1310 чел.) Молодежь СПб 2010 г. (722 чел.)

Общество личной свободы и бизнеса 48 41

Общество социальной справедливости 47 40

Общество правды и добра 35 41

Общество честных людей труда 25 35

Общество веры и любви к ближним 25 36

Общество потребления и комфорта 20 21

з стадии ограничением возможных ролей с^ и статусов. В этом смысле общество 0 задает определенную логику смены ста-£ тусов, ролей, видов деятельности, т. е. ^ временную структуру развертывания 2 жизненного пути и профессиональной о карьеры, последовательность возникно-д вения значимых событий и определяет ш фазы инкультурации и социализации общества.

Психолого-социальные исследования, проведенные среди студентов дневного отделения петербургских вузов в 2010— 2011 гг. автором данной статьи, выявили следующие тенденции. Основные ценности, заявленные в ответах, не всегда совпадают с теми, которые транслируются нам средствами массовой информации от имени молодежи. Среди ответов по убывающей были названы: любовь, карьера, семья, деньги, увлечения, самореализация. Основные проблемы, которые волнуют молодых людей, — как найти хорошую работу и как устроить личную жизнь. Последнее в большинстве рассуждений ассоциировалось с прочными семейными отношениями, с созданием семьи, рождением детей. Представления о жизни у молодых лю-

дей расходятся с теми идеалами, которые транслируются массмедиа (журнал «Медведь», телепередачи «Давай поженимся» на Первом канале, шоу «Безумно красивые» на МузТВ, радиоигры «Найди своего партнера» и др.).

Мыслящая часть общества, несущая на себе нравственную ответственность за состояние его духовной жизни, все более убеждается в своевременности становления ценностных констант. В новых условиях приходится искать и новые формы взаимодействия.

Таким образом, можно констатировать, что ценности — неотъемлемая часть системы жизненных координат каждого человека. Взаимодействие общества, человека в обществе и массмедиа показывает всю эффективность работы с общственностью с помощью каналов СМИ, особенно телевидения. Система ме-диарилейшнз формирует определенный образ действительности, который стремится отразить существующую в обществе иерархию системы ценностей. При определенных условиях медиарилейшнз может служить мощным воспитательным и образовательным инструментом сложного современного общества.

Литература

1. Гундарин М. В. Теория и практика связей с общественностью: основы медиа-рилейшнз: Учеб. пособие Television and society: new forms of value aspect relationship with the media 2-е изд., испр. и доп. М.: Форум, 2011.

2. Зайцева А. А. Социальная проблематика в теленовостях // Ценности журналистики и достоинство журналиста / Ред.-сост. В. А. Сидоров, Г. В. Жирков. СПб.: Роза мира, 2010.

3. Журавлев В. В., Родионов В. А., Цепляев А. Н. Социальные ценности современной российской молодежи. М.: 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Семенов В. Е. Духовно-нравственное воспитание как необходимый компонент российского образования // Нравственность в образовании. 2011. № 8.

5. Ситников В. П. Техника и технология СМИ: печать, телевидение, радиовещание. М.: Эксмо, 2005.

6. Тощенко Ж. Т., Харченко С. В. Социальное настроение. М., 2008.

7. Чумиков А. Н., Бочаров М. П. Актуальные связи с общественностью: сфера, генезис, технологии, области применения, структуры. М.: Юрайт, 2009.

References

1. Gundarin M. V. Theory and practice of public relations: bases media relations: Television and society grant: new forms of value aspect relationship with the media. 2nd edition. M.: Forum, 2011.

2. Zaytseva A. A. Social perspective in telenews // Value of journalism and journalist / Ed. by V. A. Sidorov, G. V. Zhirkov. SPb.: World rose, 2010.

3. Zhuravlyov V. V., Rodionov V. A., A. N. Tseplyaev. Social values modern Russian youth. M.: _o 2002. g

4. Semenov V. E. Spiritual and moral education as a necessary component of Russian education // o Moral in education. 2011. N 8. 2

5. Sitnikov V. P. Methods and technology of mass media: press, television, broadcasting. — M: Q-Eksmo, 2005. ^

6. Toshchenko Zh. T., Harchenko S. V. Social mood. M: 2008. m

7. Chumikov A. N., M. P. Bocharov. Actual public relations: sphere, genesis, technologies, scopes, o structures. A. N. Chumikov, M.: Uright, 2009. ^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.