УДК 316
Попова Татьяна Владимировна
кандидат юридических наук, доцент, начальник отдела по исследованию проблем отраслевого управления научно-исследовательского центра Академии управления МВД России 107078, Москва, ул. Новорязанская, д.8а, с. 3
Tatiana V. Popova
candidate of legal Sciences, associate Professor, head of the Department on research problems of industrial management of the research center of the Academy of management of MIA of Russia 107078, Moscow, ul Novoryazanskaya, d. 8a, p. 3
Телевидение и его роль
в современном обществе: социологический анализ
Аннотация. В новых условиях основные социальные институты и подсистемы претерпевают значительные изменения. Ключевую роль в новом социуме играет система массовой коммуникации (коммуникационная система общества). Состояние и динамика развития данной системы оказываются в центре внимания отраслевой социологической дисциплины - социологии массовой коммуникации. В ракурсе ее анализа - закономерности массово-коммуникационных процессов, деятельности институциональных структур, ответственных за производство и распространение массовую информацию, а также общественная детерминация коммуникационной деятельности.
Ключевые слова: телевидение, телевизионная аудитория, институциональные взаимодействия, российское общество.
Television and its role
in modern society: a sociological analysis
Annotation. In new conditions the main social institutions and subsystems undergo significant changes. A key role in the new society is played by the system of mass communications (communication system). The state and dynamics of development of this system be the center of attention of branch sociological disciplines - the sociology of mass communication. In terms of the analysis of regularities of mass-communication processes, activities, institutional structures responsible for the production and distribution of mass information, and also determination of public communication activities.
Keywords: TV, television audience, institutional cooperation, Russian society.
Современное общество в целом соответствует критериям глобального информаци-
,
. -
ства выступает информация, распространение которой по традиционным и инновационным коммуникационным сетям позволяет интенсифицировать процесс интеграции национальных обществ в единое глобальное мировое пространство.
По мнению И.А. Полуэхтовой, ведущей научно-теоретической проблемой для современной социологии массовой коммуникации являются отношения между средствами массовой информации и обществом. Необходимая глубина анализа достигается посредством исследования закономерностей процесса массовой коммуникации, власти и влияния средств массовой информации
(печать, радио, телевидение, кино, реклама) как , -
ников СМИ, аудитории массовых коммуникаций, роли СМИ в политической, экономической жизни общества, формировании общественного мнения и всеобщем воспроизводстве культуры. Становление социологии массовой коммуникации в качестве научной дисциплины было вызвано стремительным развитием информационно-
коммуникационных технологий, оказавших заметное влияние на социальные и культурные процессы, начиная с середины XX века [1].
Ведущую роль в современном обществе играет телевидение. По мнению Г. Маклюэна, при передаче сообщения техническое средство не нейтрально, а передает сообщению свои свойства. Телевидение, собирая на экране все времена и пространства сразу, сталкивает их в со, -
же обыденному. Для телевизионного поколения само собой разумеющимися становятся убеждения, что средства массовой коммуникации вездесущи, всемогущи, всезнающи. Через средства массовой коммуникации потребитель проникается иллюзией собственной исключительности, проницаемости, просвещенности. Однако телевизионное поколение, по мнению Г. Маклюэна, с одной стороны - творец настоящего, а с другой -его жертва [2].
Несмотря на рост социальной значимости Интернета, телевидение было и остается ключе,
информации, которое имеет бтакие информационные аспекты, как распространение знаний, относящихся к различным сферам обществен-
ной жизни, а также помощь в их усвоении телезрителями. Растет также значимость коммуникативной роли телевидения, которая заключается в реализации акта опосредованного общения в ходе просмотра телевизионных передач. Формируется особая экранная культура информаци-, -
дает эстетическими свойствами, реализуется как художественный феномен и элемент искусства. При этом современные телекоммуникационные технологии выступают аспектом формирования общей информационной культуры социума.
Становится очевидным, что телевидение - это
,
медиа современного постиндустриального общества. Сильные позиции телевидению обеспечивают значительный охват аудитории, использование аудиовизуальных коммуникативных инструментов дает возможность телевидению удерживать лидирующие позиции в коммуникационной системе общества. Вместе с тем, присущие телевидению атрибутивные черты, связанные с пространственной локализацией мас-,
социокультурной дифференциацией телезрителей формирует потребность в реализации эмпирических и прикладных исследований аудитории. Здесь наибольшей эффективностью обладает методология и методика социологической науки. Это дает возможность оценить степень успешности деятельности того или иного телеканала, журналистского коллектива и конкретного журналиста. По итогам таких исследований и определяется популярность / непопулярность каналов, передач, а также намечаются пути совер-
.
Коммуникационная система выполняет ряд важных функций в современном обществе, находящемся в стадии активных трансформаций, обусловленных вхождением в глобальное информационное пространство. Телевидение - ключевой элемент коммуникационной системы общества начала XXI в. Именно телевидение выступает связующим, «стержневым» элементом глобального информационного миропорядка. В последние годы стремительно развивается ка-бельно-спртниковый сегмент телевидения, что на фоне интеграции телевидения в интернет-среду позволяет удерживать лидирующие позиции (как в количественном - по численному , -
силе воздействия на сознание и поведение).
В современном российском обществе складывается парадоксальная ситуация. Этому способствуют специфические характеристики самого
,
,
его ключевые институты и подсистемы. В начале XXI века в российском обществе детерминируется противоречивая социальная конструкция, способствующая выходу на первый план массово.
,
,
ключевую роль в обществе. С одной стороны, социум существенно дифференцирован по крите-
рию социального прогресса (часть населения и территорий живет в условиях позднего индустриального общества; часть - постиндустриального, ), -
- -
ющей. С другой стороны, российские элиты, участвуя в социально-экономической и социально-политической борьбе за обладание властью,
,
функционирования механизмов «промывания
», ,
.
технологиях на протяжении 2000-х годов при. -
ные каналы включаются в информационные
,
кампании; участвуют в агитации, прямой и косвенной рекламе, паблик рилейшнз и т.д. В условиях высоких скоростей социальных изменений в
, ,
осложнений от стремительного перехода к постиндустриальной ступени развития и т.п. заявляют о себе такие негативные эффекты, как предельное обострение социального неравенства, обнищание миллионов граждан, значительная социальная и духовная напряженность на фоне аксиологического, морально-нравственного, .
В этих сложных условиях телевидение не только не способствует снятию социальной напряженности, укреплению гармонии, поддержанию граж-. , -ния на сознание и поведение аудитории часто
носило и носит до сих пор деструктивный харак-.
воздействия на массовую аудиторию крайне
,
критериям эксплицитности или имплицитное™. Постепенно происходит отход телевидения от функций информирования, обозрения мира, передачи культурного наследия к негативному воздействию на оценки, сознание, духовную культуру людей. Агрессия, насилие, эгоизм принимают благодаря телевидению интерактивный характер. Осложнения функционирования ключевых институтов социализации - семьи и системы образования, - диктуют необходимость большего контроля над телевизионным контентом с целью недопущения разрушения социального и социокультурного ядра подрастающего поколения. Однако происходят прямо противоположные события.
Телевидение перестало соответствовать мораль, ;
телевизионные передачи нередко оказывают де-социализирующие и антивоспитательное воздействие на подрастающее поколение.
,
системе массовой коммуникации общества начала
XXI в., способствуют изменению положения, функ--
элементов. Главным образом, данные процессы
связаны с ростом социального влияния Интернета,
- -
.
- -ственной жизни с неизбежностью оказывает
влияние на телевидение как ключевой элемент системы. В данном случае уместно обратить внимание на следующие аспекты. Во-первых, телевидение интенсифицирует и расширяет свое воздействие за счет «оцифровки» сигнала, проникновения в системы спутникового вещания, охвата широких слоев населения кабельными и .
чаще телевизионный сигнал передается инновационными способами и инструментами, в том числе - посредством стационарной и мобильной телефонной связи. Во-вторых, телевидение осваивает интернет-среду, и данный процесс в начале XXI в. становится необратимым. Такого рода освоение происходит за счет переноса телевизионного контента в пространство Интернета, создания сайтов телевизионных каналов, расширения интерактивности телевидения, учета характеристик массовой аудитории в перспективе завоевания и поддержания у нее зрительского и потребительского интереса (в том
Литература:
1. Полуэхтова ИЛ. Социология массовых коммуникаций // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 3. URL: http://cyberleninka.ru/ article/ n/ sotsiologiya-massovyh-kommunikatsiy (дата обращения: 20.03. 2016).
2. Маклюэн Г.М. Понимание Медиа: Внешние
. : . . . . : 2003.
числе - посредством социальных сетей Интернета), формирования имиджа инновационного СМИ. В-третьих, расширение потенциала воздействия телевидения на сознание людей происходит в условиях острой конкуренции с интернет-ресурсами; в этих условиях телевидение вынуждено оптимизироваться, улучшать показатели своей деятельности.
Новые условия функционирования телевидения в начале XXI в. формируют ощутимый гносеологический и эвристический вакуум. Данное состояние связано с тем, что подавляющее большинство классических теорий телевидения начинают устаревать. Необходимость модернизации классических социологических представлений о телевидении в настоящее время не подвергается сомнению. Однако скорость социальных перемен в этой сфере оказывается настолько высо-,
какого-либо промедления. Literature:
1. Poluektova I.A. Sociology of mass communications // Knowledge. Understanding. Skill. 2012. № 3. URL: http:// cyberleninka.ru/ article/ nsotsiologiya-massovyh-kommunikatsiy (date accessed: 20.03. 2016).
2. McLuhan G.M. Understanding Media: External expansion person. Translation from English by V. Nikolayev. M. : 2003.