Научная статья на тему 'Телевидение Франции перед вызовом цифровых технологий'

Телевидение Франции перед вызовом цифровых технологий Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
68
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕВИДЕНИЕ ФРАНЦИИ / ЦИФРОВОЕ НАЗЕМНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ТНТ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ / КОММЕРЧЕСКОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ / «ФРАНС-2» (FRANCE-2) / «ФРАНС-3» (FRANCE-3) / ТФ-1 (TF-1) / М-6 (M-6) / «КАНАЛЬ+» (CANAL+) / CANAL+ / FRENCH TELEVISION / DIGITAL TERRESTRIAL TELEVISION / TNT / PUBLIC TELEVISION / INDEPENDENT TELEVISION / FRANCE-2 / FRANCE-3 / TF-1 / M-6

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шарончикова Людмила Васильевна

В статье дается характеристика состояния французского телевидения в период перехода на цифровое вещание. Рассматриваются проблемы общественного телевидения в новом медиаконтексте и определяется место новых цифровых каналов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Television of France: the Digital Challenge

The changeover to digital TV broadcasting in France is discussed. The problems of public television in the new media contexts are considered and the place taken up by new digital channels is identified.

Текст научной работы на тему «Телевидение Франции перед вызовом цифровых технологий»

Телевидение Франции перед вызовом цифровых технологий

Posted December 15th, 2008 by Editor

o Выпуск №2. 2008г. o Шарончикова Людмила Васильевна

о Масс-медиа зарубежных стран

Television of France: the Digital Challenge Шарончикова Людмила Васильевна

кандидат филологических наук, доцент кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, cludmila@mail.ru

Sharonchikova Lyudmila V.

PhD, associate professor, chair offoreign journalism and literature, Faculty of Journalism Moscow State University, E-mail: cludmila@mail.ru

Аннотация

В статье дается характеристика состояния французского телевидения в период перехода на цифровое вещание. Рассматриваются проблемы общественного телевидения в новом медиаконтексте и определяется место новых цифровых каналов.

Ключевые слова: телевидение Франции, цифровое наземное телевидение, ТНТ, общественное телевидение, коммерческое телевидение, «Франс-2» (France-2), « Франс-3» (France-3), ТФ-1 (TF-1), М-6 (M-6), «Каналь+» (Canal+).

Abstracts.

The changeover to digital TV broadcasting in France is discussed. The problems of public television in the new media contexts are considered and the place taken up by new digital channels is identified.

Keyw ords: French television, digital terrestrial television, TNT, public television, independent television, France-2, France-3, TF-1, M-6, Canal+.

После запуска наземного цифрового телевидения - «Телевизьон нюмерик террестр» ТНТ ( television numerique terrestre - TNT ) во Франции (31 марта 2005 г.) быстрыми темпами стало увеличиваться количество телевизионных каналов. Уже через год цифровое наземное телевидение (ТНТ) охватило каждого десятого француза. Цифровые каналы отбирают аудиторию у аналоговых каналов. Особенно это касается общественного

вещания, которое постоянно испытывает трудности в финансировании новых проектов и, в частности, при переходе на цифровые технологии.

Тенденция сокращения аудитории аналогового вещания подтвердилась в последние годы, несмотря на то, что 2007 год был годом президентских и парламентских выборов и интерес зрителей к информации вырос. Год начался с сопровождавшегося полемикой обновления состава Высшего аудиовизуального совета (Conseil supérieur de l 'audiovisuel -CSA ). Напомним, что этот орган состоит из 9 членов, назначаемых президентом Республики, председателем Национального собрания и председателем Сената. Каждые три года Совет возобновляется на треть. В качестве председателя Совета Жак Ширак назначил Мишеля Буайена. Процедура назначения членов Совета уже давно вызывает критику, так как часто они оказываются представителями правящих партий. Полемика распространилась и на установленное CSA «правило трех третей», предусматривающее равномерное распределение присутствия в СМИ политиков, представляющих большинство, оппозицию и правительство. Это правило не касается президента, время которого не регламентируется. Критики считают это правило «демократической аномалией» и призывают его реформировать.

В конце января 2007 г . в парламенте началось обсуждение проекта закона о «Телевидении будущего». Этот закон устанавливает сроки полного перехода аналогового вещания на цифровое (30 ноября 2011 г.), а также организацию вещания через спутник для теневых зон, чтобы все население Франции могло получать 18 бесплатных каналов.

Благодаря освобождению частот после прекращения аналогового вещания в 2011 г., ожидается расцвет телевещания на мобильные телефоны, а также на принимающие устройства типа iPod . В ноябре 2007 г. CSA выделяет 16 каналов для вещания на мобильные телефоны, которые являются наиболее доступным терминалом; что может создать массовый рынок, так как позволяет смотреть программы ТФ-1 и М-6 на мобильном телефоне, а также видео по заказу.

Успех цифровых информационных каналов

Уже в конце января 2007 г. институт замеров аудитории аудиовизуальных СМИ «Медиаметри» опубликовал результаты, подтверждающие успех новых цифровых информационных каналов. На первое место по величине аудитории новостной информации (3,8%) вышел канал ТМС, принадлежащий ТФ-1. Компания намерена создать несколько мини-каналов вокруг ТФ-1, который теряет аудиторию после начала

цифрового наземного вещания. В марте 2007 г. так называемое «другое телевидение» (тематические кабельные и спутниковые каналы, региональные эфирные, приграничные и ТНТ) уже охватывало более 15% аудитории.

Исследования «Медиаметри» показали уменьшение на две минуты ежедневных телепросмотров в 2006 г . по сравнению с 2005 г ., особенно среди 14-24-летних. Таким образом, наблюдается перераспределение аудитории вследствие увеличения количества тематических каналов и внедрения цифрового наземного телевидения. Общий успех цифровых каналов привел их на третье место по аудитории после ТФ-1 и «Франс-2». По мнению экспертов «Медиаметри», этот рост сейчас объясняется экстенсивным развитием ТНТ в большей степени, чем качеством и разнообразием программ новых каналов. Крупные традиционные каналы начинают играть на поле ТНТ, создавая свои каналы: ТФ-

1 ставит на ТМС, М-6 на W9, а общественное телевидение использует успех «Франс-5» и «Франс-4»1.

За год (2006-2007) «другое телевидение» (ТНТ, кабельное, спутниковое) увеличило аудиторию с 14% до 17% , причем в предвечернее время и воскресные дни аудитория достигает 20%. Всего за два года новые каналы изменили установившийся порядок. Первыми жертвами стали общественные каналы «Франс-2» и Франс-3», которые компенсируют потери за счет аудитории «Франс-4» и «Франс-5». Коммерческий канал М-6 за год потерял 1,8% телезрителей, но компенсировал эти потери за счет роста аудитории своего цифрового канала W 9. ТФ-1 остается на первом месте (29,3%) среди каналов всех способов распространения, далее следуют «Франс-2» (17,8%), М-6 (11,5%), «Каналь+» (3,5%), «Франс-5» (3,3%), «АРТЕ» - «Ассосиасьон релатив а ля телевизьон эропеен» ( ARTE - Association relative à la télévision europeéne ) - 3,3% .

Общественное телевидение

Эрозия аудитории традиционных каналов вызывает беспокойство руководителя «Франс-Телевизьон», холдинга общественного вещания, Патрика де Каролиса. Он обратился к правительству с предложением увеличить абонентскую плату, а также количество рекламы на общественных каналах, чтобы обеспечить создание качественного продукта. Проблема финансирования всегда рассматривается в контексте миссии общественного телевидения и обостряющейся конкуренции в связи с увеличением количества каналов распространения. Сочетание качественных программ, с одной стороны, и аудитории, которая привлекает рекламодателей и обеспечивает достаточные доходы от рекламы, с другой, должно уравновесить бюджет. В 2006 г. бюджет «Франс-Телевизьон» составил 2,6

млрд евро, из них 1,87 млрд приходился на поступления от абонентской платы, 800 млн евро - от рекламы.3

Правительство не согласилось с предложениями П. де Каролиса увеличить абонентскую плату, она осталась на прежнем уровне (116 евро). Сторонники ее увеличения опираются на необходимость сильной общественной аудиовизуальной службы, в меньшей степени зависящей от величины аудитории и от рекламы, которая уже составляет треть бюджета общественных телеканалов.

Чтобы улучшить сбор абонентской платы, с 2005 г. она была включена в налог на проживание. Но эта мера не принесла ожидаемых результатов, и сборы ее не увеличились. В 2006 г . 3 млн французов из 35 млн жилищ, облагаемых налогом, заявили, что у них нет телевизоров. Кроме того, около 800 тыс. французов освобождены от абонентской платы по социальным мотивам. Абонентская плата не индексировалась с 2002 г. Доходы от абонентской платы во Франции значительно ниже, чем во многих европейских странах. Например, в Великобритании (200 евро с домовладения). Би-Би-Си ( ВВС ) на 96% финансируется за счет абонентской платы, в то время как «Франс-Телевизьон» - только на 64%4

Получающие финансирование от абонентской платы «Франс-Телевизьон» и «Радио-Франс» должны выполнять общественную миссию: создавать качественные программы общественного значения, предназначенные всей аудитории, программировать религиозные передачи, предвыборные ролики. Эта миссия в первую очередь ложится на «Франс-2» и «Франс-3». Последний имеет свою специфику, являясь каналом региональным. Это единственный канал, который имеет свои производственные структуры в 6 региональных центрах, что позволяет «Франс-3» конкурировать в создании оригинальной аудиовизуальной продукции с независимыми производителями. Эти производственные структуры используются и при трансляции крупных спортивных событий, право на которые закуплено «Франс-Телевизьон» (велогонка «Тур де Франс», теннисный турнир «Раллан Гаросс» и др.).

Реклама на французском общественном телевидении лимитирована, аудиовизуальное произведение не разрешается прерывать рекламой. Довольно долго существовали запреты на рекламу на телевидении на определенные виды продукта. Только в 2006 г. была разрешена реклама прессы, книгоизданий, а с 1 января 2007 г . - супермаркетов.

Обращение президента компании «Франс-Телевизьон» П. де Каролиса к правительству об увеличении абонентской платы и разрешении на дополнительную рекламную вставку не получили поддержки. Напряженные отношения руководства «Франс-Телевизьон» со своим акционером - государством в конце 2007 г . переросли в острый конфликт. После отставки генерального директора «Франс-2» Филиппа Будийона правительство выразило недовольство в связи с назначением на этот пост Франсуа Гибо. Каролису удалось настоять на своей кандидатуре, хотя представителям в административном совете «Франс-Телевизьон» было рекомендовано воздержаться при утверждении кандидатуры Ф. Гибо.

Конфликт осложнился отказом представителей государства в административном совете «Франс-З» утвердить бюджет канала на 2008 г. Государство отказалось выполнить свое обещание увеличить бюджет на 5,7 млн евро, чтобы обеспечить вещание через спутник 24 региональных станций ТНТ, относящихся к «Франс-З». Теперь канал должен найти свои средства, чтобы финансировать эту программу. Все это происходит в момент, когда финансы группы не в лучшем состоянии и в контексте снижения доходов от рекламы. Как пишет «Фигаро», государство недовольно «Франс-Телевизьон» и заявило об этом громко и решительно.

Правительство объявило о намерении реформировать сектор международного вещания Франции, в который входят структуры различного подчинения и различного характера: «ТВ5-Монд» ( TV 5- Monde ), «Франс-24» ( France -24), «Евроньюс» ( EuroNews ), «Каналь Франс интернасьональ» ( Canal France international ), «Радио Франс интернасьональ» -РФИ ( Radio France internationale, RFI). В письме, направленном министру иностранных дел Бернару Кушнеру, президент Николя Саркози потребовал реорганизовать многочисленные аудиовизуальные службы, предназначенные для вещания на зарубежную аудиторию. Такое же письмо было направлено и министру культуры и коммуникаций Кристин Альбанель. «Наша внешняя аудиовизуальная политика имеет большое значение в распространении в мире влияния Франции и французского языка», считает Н. Саркози.

После избрания Н Саркози на пост президента был создан комитет из 20 человек, представляющих министерства финансов, иностранных дел, культуры и коммуникаций. Он должен выработать предложения по модернизации управления сектором. На практике осуществить эту реформу не просто, так как каждый канал имеет свою юридическую структуру, которая не совпадает с другими структурами. «Франс-24» финансируется и управляется совместно общественным холдингом «Франс-Телевизьон» и частным ТФ-1, «ТВ5-Монд» управляется франкоязычным общественным телевидением Франции,

Бельгии, Канады, Швейцарии, поэтому все решения должны согласовываться с партнерами.

Справка:5

«Франс-24» запущен 6 декабря 2006 г. Вещание на французском, английском и арабском языке. Финансируется 50% на 50% «Франс-Телевизьон» и ТФ-1. Наблюдательный совет возглавляет «Франс-Телевизьон». Бюджет - 80 млн евро.

«ТВ5-Монд» создан в 1984 г . Финансируется общественным телевидением Франции, Бельгии, Швейцарии, Канады. Получает дотации 66 млн евро от министерства иностранных дел и 4 млн евро от «Франс-Телевизьо».

«Радио Франс интернасьональ» (РФИ) создан в 1975 г., финансируется на 45% из абонентской платы и дотаций министерства иностранных дел. В 2007 г . его бюджет составил 131 млн евро.

«Каналь Франс интернасьональ» создан в 1989 г. предназначен для международного сотрудничества, бюджет 20 млн евро.

«Евроньюс» запущен в 1993 г. Это первый общеевропейский многоязычный (7 языков) круглосуточный канал. Финансируется 19 общественными службами телевидения европейских стран и Евросоюзом.

Частное телевещание

ТФ-1. В прошедшем году канал отметил 20-летие своего существования со времени его приватизации. В апреле 1987 г. патрон группы строительства общественных зданий Франсис Буиг вышел победителем в борьбе за первый канал французского телевидения во время его приватизации, обойдя грозного соперника Ж.-Л. Лагардера. Франсис Буиг, создавший свою строительную компанию в 1952 г., сумел выйти в число международных лидеров этой отрасли, постепенно присоединяя к своей группе строительные и автодорожные компании. С покупкой 25% капитала ТФ-1 (затем 43%) он начинает диверсифицировать группу, инвестируя в телевидение, инвестиции оказались рентабельными. Вот уже более 20 лет ТФ-1 привлекает самую широкую аудиторию и получает более 50% общих доходов от рекламы на телевидении Франции. Теперь ТФ-1 расширил свое поле за счет дополнительных каналов. В 1994 г. группу возглавил друг нынешнего президента Франции Николя Саркози Мартэн Буиг, сделавший ставку на

мобильную телефонию. Он становится оператором третьей сети мобильной телефонии во Франции после «Франс-Телеком» и SFR .

Сегодня канал готов отстаивать свое место в меняющемся аудиовизуальном пейзаже (торговый оборот 2,9 млрд евро, 3 962 сотрудника, 54,4% рекламного рынка), который в настоящее время переживает технологическую революцию, накладывающуюся на бурное распространение Интернета. В 2006 г. и в 2007 г. из 100 программ с самым высоким показателем аудитории 98 были показаны на ТФ-1. За 20 лет ТФ-1 стал крупнейшим каналом в Европе по привлечению аудитории. А это и обеспечивает высокие рекламные доходы. Наземное цифровое вещание привело к сокращению аудитории всех аналоговых эфирных каналов, в том числе и аудитории ТФ-1. Чтобы привлечь телезрителей, группа намерена распространять свои программы на новых цифровых каналах, на мобильных телефонах и в интернете.

По данным «Медиаметри» в конце 2007 г ., ТФ-1 начинает терять свои позиции, хотя канал остается на первом месте по аудитории, но теперь она не превышает 30%, а в сентябре аудитория впервые составила 29,3 %6.

Как и другие эфирные канала, ТФ-1 испытывает давление со стороны новых конкурентов: кабельных, спутниковых, ТНТ. В ноябре 2007 г . они уже имели 19,7% аудитории, год назад - 14,4%.

М-6. Торговый оборот канала- 1,283 млрд евро, на М-6 приходится 23,15% рекламного рынка. Созданный 20 лет назад канал в первые годы существования позиционировал себя как музыкальный (40% музыки), впоследствии он все в большей степени приближался к формуле канала информации общего интереса. В настоящее время соперничает за аудиторию с такими каналами, как ТФ-1, «Франс-2», но его зрители относятся к более молодому возрасту, чем, например, зрители ТФ-1.

«Каналь+». В 2007 г. завершилось десятилетнее соперничество в области спутникового вещания между группой ТФ-1 и группой «Каналь+». Запустив в 1992 г. первой спутниковый «Канальсат» ( Canalsat ) , группа «Каналь+» надеялась сдержать конкурентов. Но в 1996 г. ТФ-1 запускают свой спутниковый канал «Телевизьон пар сателлит» - ТПС (Télévision par satellite , TPS ). Развернулась война программ и тарифов. В центре этой борьбы были права на трансляции спортивных событий, в первую очередь футбола, а также показ новых кинофильмов. В результате конкуренции за право показа эксклюзивных соревнований цены взлетели немыслимо. Успех ТНТ и операторов

мобильной телефонии и интернета показали необходимость слияния соперничающих спутниковых каналов. В 2005 г. компания ТФ-1 уступила свой спутниковый канал ТПС группе «Каналь+».

Теперь группа «Каналь+» собрала в новой структуре под названием «Каналь+Франс» все активы платного телевидения Франции: эфирный «Каналь+», спутниковые «Канальсат» и ТПС, а также тематические каналы. Капитал «Каналь+Франс» принадлежит «Вивенди» (65%), Лагардеру (20%), ТФ-1 (9,9%) и М-6 (5,1%)7.

К холдингу «Каналь+Франс» не относятся: «Стюдио-каналь», «Каналь+Полонь» и «Интеле» (-t élé) - информационный круглосуточный канал, доступный бесплатно по кабелю, спутнику и ТНТ. Хотя аудитория «И-теле» прогрессирует, его финансовые потери значительны, так как со времени своего появления на ТНТ в марте 2005 г. он может финансироваться только за счет доходов от рекламы.

У канала нет выбора, он должен увеличивать свою аудиторию во все более конкурентном пространстве. На ТНТ имеется три информационных канала: «Ля шен инфо» ( La chaîne info , LCI ), «И-теле», «Бе-Эф-Эм-ТВ» (BFM - TV). К ним можно отнести также два парламентских канала: «Ля шеен пюблик Ассамбле насьональ» (La chaîne public Assemblée Nationale) и «Пюблик Сена» (Public Séna). Кроме того, по кабелю и спутнику распространяются «Евроньюс», «Франс-24», а также зарубежные Си-Эн-Эн (CNN) и БиБи-Си (BBC). На этом фоне «И-теле» выгодно отличается своими программами в жанре дебатов. В мае 2007 г . его обошел по аудитории канал BFM - TV , предоставивший возможность дебатов перед вторым туром президентских выборов лидерам оппозиции Сеголен Руайяль и Франсуа Байру. Руководство канала делает ставку на информационные программы.

Аудитория

В год президентских и парламентских выборов возрос интерес французов к политическим передачам на телеэкране. Такие программы, как «Вам судить» на «Франс-2» и «У меня к вам вопрос» на ТФ-1 собирали невиданную раньше аудиторию. Кандидат от социалистов Сеголен Руайяль 19 февраля 2007 г. собрала на ТФ-1 8,9% млн телезрителей, т.е. 37% аудитории.

«Франс-2» зарегистрировал рост аудитории программ, посвященных вопросам политики. По данным «Медиаметри», «Вам судить» увеличила на 700 тыс. количество телезрителей

по сравнению с этим же периодом 2006 г. Программа «Диманш плюс» на «Каналь+»

8

собирала в среднем 1,2 млн зрителей .

Как пишет газета «Фигаро», телевидение примирило французов с политикой. Некоторые каналы удвоили время политических программ по сравнению с 2002 г. Например, «Франс-2» посвятил таким передачам 60 час (в 2002 г . - 39 час.). ТФ-1 в своей программе «У меня к вам вопрос» поставил политиков непосредственно перед представителями публики, предоставив им возможность напрямую задавать вопросы без посредников-ведущих. «Франс-2» и «Франс-3» предпочли программы, в которых присутствовали журналисты и представители аудитории.

Но эти успехи в росте аудитории в период предвыборной кампании не должны скрывать реальность: политические передачи не приносят больших доходов, они собирают в основном мужскую аудиторию довольно зрелого возраста, менее интересующую рекламодателя. ТФ-1 не ошибся, предложив для своей основной политической программы снижение на 40% рекламного тарифа.

Данные ежегодного исследования, касающиеся тенденций, проявившихся на телевидении к началу 2007 г . в крупных странах (Франция, США, Великобритания, Австралия,

Италия, Испания, Швеция и Нидерланды), показывают, что «сегодня телезритель, читатель находится в центре программ, там нет больше посредника, медиатора»9. Например, появляются программы, полностью состоящие из видеофильмов, присланных кинолюбителями. Даже в секторе информационных программ телезрители заняли важное место, как об этом свидетельствует программа ТФ-1 «У меня к вам вопрос», где 100 приглашенных граждан задавали вопросы кандидатам в президенты напрямую. Названное «Больше простоты для большей эффективности», исследование 2007 г . показало, что впервые с 2004 г . снизилось количество художественных программ и даже развлекательных. Напротив, документальные фильмы, тележурналы составили большую часть новых программ, на 5% больше, чем в 2006 году10.

И во время предвыборной кампании, и после нее, обозреватели отмечали сверхмедиатизацию Николя Саркози, особенно на телеэкране. Появились новые сайты в Интернете, новая пресс-служба на американский манер, новая медиастратегия. Эра Ширака ушла в прошлое. Прежний президент, так же как и его предшественник Франсуа Миттеран, не столь часто появлялись в медийном пространстве, как это делал в 2007 г. Николя Саркози. Исследователи Национального аудиовизуального института насчитали

244 появления нового президента в тележурналах новостей после его избрания. За это же время Ширак появился только 94 раза после своего избрания в 1995 г. и 75 раз в 2002 г. Подсчет проводился на шести эфирных каналах в вечерних новостных программах, причем учитывалось как словесное упоминание, так и видеоизображение11.

Даже во время своего «американского отпуска» в августе 2007 г . Н. Соркози упоминался 44 раза. Архивы рейтингов показывают, что присутствие Н. Саркози на телевидении - не новость. В июле 2002 г ., когда он был министром внутренних дел, он опережал президента Ж. Ширака: 30 против 19. Эти цифры подкрепляют разоблачения сверхмедиатизации Н. Саркози со стороны оппозиции, которая обратилась в Высший аудиовизуальный совет с требованием дать свою оценку «времени президента» (в СМИ в период кампании), которое не включается в лимит «времени большинства». Сверхмедиатизация Николя Саркози на французском телевидении продолжается. Предложенные им в 2008 г . проекты реформирования общественного вещания Франции привели к появлению термина «сарковидение».

1. Le Monde . 2007. Avril, 25.

2. www.nouveleobs.com

3. Le Figaro. 2007. Janvier, 25.

4. Le Monde . 2007. Octobre, 2.

5. Le Monde. 2007. S eptembre, 4

6. Le Figaro. 2007. Décembre, 3.

7. Le Monde. 2007. Janvier, 5.

8. Le Monde. 2007. Mars, 16.

9. Le Monde. 2007. Avril, 11.

10. Ibid.

11. Le Figaro 2007. Séptembre, 27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.