УДК 159.9.072
ТЕЛЕСНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ: ОПЫТ ПИЛОТАЖНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Правдина Лида Ромуальдовна Васильева Ольга Семеновна Власова Алла Юрьевна
Бурное развитие в двадцать первом веке телесно-ориентированных практик, бум философии телоцентризма, ухудшение здоровья, повышение роли человеческой индивидуальности в мире выводят проблемы тела, телесности в область наиболее исследуемых в сфере философского освоения мира. Включение «человека телесного» в социокультурное пространство детерминирует трансформации тела: из биологического феномена оно превращается в явление социокультурное и приобретает, в дополнение к биопсихофизиологическим, свойства культурные, личностные, экзистенциальные. Телесность становится инструментом, позволяющим работать над психическими процессами через тело, а ее игнорирование приводит к выпадению из сферы осознавания существенного компонента индивидуальных переживаний и состояний.
В статье приводится теоретический анализ современных представлений о телесности в российской психологии, рассматриваются определения и описания этого феномена, опирающиеся на понимание его как интегра-тивного субстрата разноуровневых процессов - от психофизиологических до ценностно-смысловых. Проанализированы особенности понимания телесности с точки зрения психологии здоровья. Дается авторское определение телесности. Показано, что общепринятых методов измерения телесности еще не разработано, хотя для ее исследования применяется целый ряд разнообразных методик, ориентированных на изучение явлений и качеств, косвенно отображающих отношение человека к своему телу. На основе авторской модели телесности описаны принципы построения авторского опросника телесности и приведены результаты пилотажного исследования его возможностей.
Объектом исследования выступили мужчины и женщины в возрасте от 18 до 40 лет (53 человека). Предмет исследования - проявление телесности на разных уровнях личности. Эмпирически установлено, что телесность взаимосвязана с такими личностными характеристиками, как: эмоциональный интеллект, самоотношение, доверие, алекситимия и вовлеченность. Кроме того, установлено, что телесность изменяется в онтогенезе.
Полученные в исследовании результаты могут быть использованы во всех сферах телесно-ориентированных психологических проектов: в образовательных программах, тренингах, психологическом консультировании и дальнейших исследованиях телесности.
Ключевые слова: тело, душа, телесность, опросник телесности, психология здоровья, адаптационные ресурсы, способности, онтогенез.
Актуальность изучения телесности на сегодняшний день очевидна: ухудшение ситуации со здоровьем человека, явная неэффективность и недоступность медицинских средств оздоровления, бурное развитие философии телоцентризма и разнообразных телесно-ориентированных практик - от пластической хирургии и бодибилдинга до фитнеса и вегетарианства. Ценность человеческой индивидуальности в мире все время возрастает, а вместе с этим возрастает и значимость имиджа человека, и необходимость понимания его невербальных каналов коммуникаций, и его желание как можно дольше оставаться здоровым, привлекательным и работоспособным, и все эти потребности напрямую связаны с возможностями его тела. Актуальны проблемы абортов, эвтаназии, трансплантации органов и многое другое, касающееся как телесных, так и психологических, и ноэтических аспектов бытия индивидуальности.
Телесность сегодня представляется самостоятельным феноменом, для изучения которого необходимо междисциплинарное взаимодействие. В разрабатываемом современной психологией понятии телесности многим специалистам видится наконец-то обретенный подход к окончательному разрешению психофизиологической проблемы, хотя, как отмечает Ю. Гиппенрейтер, посредством этого феномена психофизиологическая проблема скорее снимается, чем решается [5, с. 235].
«Бестелесный» подход в традиционной психологии приводит к потере возможности анализировать существенные компоненты переживаний и состояний, а тело упоминается только как объект или причина негативных переживаний, «ущербности», нездоровья и искаженного развития [24, с. 4]. Как утверждает В. Летуновский, путь к целостному присутствию человека в мире начинается с целостного присутствия в своем теле, а дистанцирование от своего тела, отношение к нему как к объекту манипуляций является признаком психического нездоровья и онтологической незащищенности человека [15].
Современные представления о телесности в России, безусловно, опираются на культурно-историческую концепцию развития психики Л. С. Выготского, которая позволяет качественно изменить общее представление о телесном развитии человека, о социализации телесных
проявлений в адаптивных и дезадаптивных вариантах развития, о закономерностях психологического онтогенеза, об опосредствованном строении высших психических функций, о новом качестве физиологических систем человека, возникающем «сверху». Культурно-исторический подход включает телесность в контекст гуманитарного знания [3, с. 66]. По мнению О. А. Заржицкой, в современной российской психологии рассмотрены онтологические, аксиологические и социокультурные аспекты человеческой телесности; разработаны теоретико-методологические основы психологии телесности; реализована попытка психологического анализа телесности как детерминанты самопроектирования и жизненного самоопределения личности; описаны варианты внутренней психологической структуры и содержания телесности, понимаемой как результат социокультурного означения и опосредования смыслом. Исследованы различные феномены телесности: образ тела, граница тела; рассмотрены возможности психологической работы с телесностью человека [7, с. 10].
Анализируя многочисленные определения телесности, прежде всего следует упомянуть, что в русском и немецком языках наряду со словами «тело» и «когрег» (нем.), обозначающими физическое тело, материю, объект, который имеют, существовало слово, обозначавшее живого, чувствующего человека - «тель», или «!е1Ь» (нем.) - динамическую форму, через которую человек «являет себя» [9, с. 6]. Современное понимание телесности вырастает именно из второго аспекта понимания тела: тело-телесность как воплощение всего, что есть в человеке человеческого и что явить в мир иным образом, кроме телесного, невозможно. Т. С. Леви так и пишет: «телесность - это одухотворенное тело» [9, с. 7].
Сегодня одно из наиболее распространенных определений телесности описывает ее как психофизиологические, психосоматические, биоэнергетические проявления человеческого тела, характеризующиеся двигательной активностью, являющиеся результатом онтологического и социокультурного развития и осуществляющиеся в аксиологическом пространстве социума [24, с. 16].
В описаниях телесности, данных различными психологами, подчеркиваются ее свойства универсального феномена, пронизывающего все уровни человеческого существования: А. В. Немцева отмечает, что телесность проявляет духовную сущность, связывая человека с абсолютом, и в то же время она связывает нас с предметным миром и социальной средой [17, с. 61]; В. П. Зинченко называет телесность пространством между одушевленным телом и «овнешненной, оплотненной душой» [8, с. 163]; Т. Э. Цветус-Сальхова отмечает, что телесность включает в себя «два полюса бинарной оппозиции - душу и тело» [26, с. 71]. Телесность не идентична
телу и является самостоятельным феноменом триединой природы человека: тела, души и духа, изучение которого предполагает междисциплинарное взаимодействие [23, с. 220].
Интегральное описание телесности, данное в работах Е. Рыбаловой [23], В. Л. Круткина [10], представляет телесность как некий базовый процесс человеческого бытия. Наряду с бытием естественным, социальным, духовным, экзистенциальным, телесность является основой, наиболее непосредственно данной человеку реальностью, без которой любая другая форма бытия невозможна. Феномен телесности невычленен, неочевиден для большинства и плохо отрефлексирован в обыденном сознании по тем же самым причинам, по каким мы не особенно обращаем внимание на наличие у себя, например, пальцев - пока с ними все в порядке. Телесность настолько близка к основаниям наших переживаний, что М. Боос постулирует существование «экзистенциала телесности» и пишет: «Никто еще не был способен показать, как две столь фундаментально различные вещи - метафизическая жизненная сила и бездушная химическая субстанция - могут соединиться друг с другом, чтобы образовать такое единство, как человеческая телесность» [22, с. 155].
О. В. Лаврова характеризует телесность как феномен, обладающий телесно-чувственной материальной основой тела и смыслообразующей основой сознания [11, с. 12]. Е. Э. Газарова указывает целый комплекс ее характеристик: 1) телесность является особым «продуктом» взаимодействия тела и духа; 2) это - видимая и переживаемая часть души; 3) телесность формируется с момента зачатия до смерти; 4) механизмы образования и «состав» телесности чрезвычайно сложны; 5) телесность (в целом и в частностях) выражает систему смыслов человека, в основе которой - отношение к смерти и жизни; 6) все составляющие части телесности соответствуют друг другу (конгруэнтны) и «прорастают» друг в друга [4].
Таким образом, российские психологи сходятся в следующих позициях: телесность несводима к понятию «тела», несет в себе понятие субъектности и личности; формируется в пространстве «между» телом, организмом и душой-экзистенцией, как бы являясь объединяющим их субстратом; становление телесности происходит в онтогенезе; телесность, уровень ее развития и осознавания имеют прямое отношение к состоянию физического и психологического здоровья; изучение телесности важно для выявления закономерностей и особенностей существования человека в мире.
С точки зрения современной психологии здоровья феномен телесности аккумулирует в себе различные аспекты физического и психологического здоровья личности, а также ее социально-психологической адаптации. Еще
У. Джемс рассматривал три элемента личности: физическое Я (тело человека и принадлежащие ему материальные блага), социальное Я (общественный статус и социальные роли) и духовное Я (совокупность психических особенностей и свойств) [6]. Три измерения человеческого бытия описывал и В. Франкл в своей антропологической модели: соматическое измерение, психическое измерение, ноэтическое измерение [25]. Его ученик А. Лэнгле указывает на взаимосвязь этих сфер: психическая является условием существования телесной, которую, в свою очередь, можно рассматривать как инструмент для реализации духовной сферы. А реализация духовной сферы для культурного человека, - важнейшее условие здорового существования телесной сферы (например, при переживании бессмысленности жизни люди склонны к суициду) [14].
В психологии здоровья телесность, начиная с традиций, заданных В. А. Ананьевым с его «потенциалом тела», понимается как некий ресурс многомерного системного феномена здоровья, которое формируется на 4-х уровнях: физиологическом, психическом, социальном и духовном [1]. Современные ресурсные теории здоровья рассматривают его как совокупность имеющихся у человека ресурсов (физиологических, психических, социальных и духовно-экзистенциальных [2, 18].
Мы полагаем, что телесность, являясь интегративным, многоуровневым качеством, имеет отношение как к физическому, так и к остальным уровням здоровья, представляет собой непрерывно меняющийся под влиянием всех жизненных обстоятельств и в то же время инерционный, сохраняющий какие-то базовые свойства, феномен. Безусловно, телесность можно рассматривать как один из ресурсов психологического здоровья личности, наряду с такими его элементами, как выраженные способности к саморегуляции, развитая коммуникативная компетентность, развитые познавательные и эмоционально-волевые процессы. При этом она еще и пронизывает, является непременным субстратом, как бы базовым компонентом всех названных процессов (ибо они без участия тела не происходят).
В контексте психологии здоровья мы понимаем телесность как базовый феномен бытия человека, простирающийся между телом и духом и заключающийся в ряде способностей, которые проявляются на всех уровнях здоровья человека. Рабочее определение телесности, используемое нами в наших исследованиях, таково: телесность - это базовый компонент адаптационных ресурсов человека, являющийся результатом процессов онтогенетического, личностного роста и исторического развития человечества; присутствующий на всех уровнях его существования (телесном, психофизиологическом, социально-психологическом и духовном) и проявляющийся в комплексе телесных способностей, осознавание которых расширяет их ресурсность.
Комплекс телесных способностей (основных ресурсов телесности), на наш взгляд, включает:
- способность поддерживать энергию, работоспособность и тонус;
- развитый кинестетический интеллект, заключающийся в способности к целостным, гармоничным, эффективным, плавным и координированным движениям, позам, способам размещения в пространстве;
- способность ощущать, конгруэнтно интерпретировать, осознавать и вербализовать телесные сигналы;
- способность выражать через тело переживаемые эмоциональные состояния и считывать такие состояния у других;
- способность опираться на внутренние ощущения, телесную интуицию, подсознание при принятии решений;
- способность развивать и сохранять здоровым свое тело, чувствовать его энергетику и заботиться о его тонусе;
- способность использовать тело как универсальный смысловой «резонатор» как с физическим миром, так и с социальной средой и с миром ценностей, смыслов, идей.
Мы понимаем телесность как ресурс интегративного здоровья, который проявляет себя на всех уровнях существования человека и даже как бы объединяет их, создает единый субстрат процессов, происходящих на этих различных уровнях. Как и всякий ресурс, телесность подвержена динамике - в зависимости от возраста, образа жизни, уровня развития и осознанности личности. Мы предполагаем, что большее развитие телесности соответствует большей зрелости личности, т. е. в течение жизни, развиваясь, человек осваивает свое тело, окультуривает его, социализирует и одухотворяет все больше, и мерой этой работы может служить измеряемое качество телесности.
Анализ литературы показал, что общепризнанных тестов телесности практически нет. Опросник образа тела, разработанный О. А. Скугаревским и С. В. Сивухой, направлен на диагностику недовольства собственным телом у лиц, страдающих расстройствами пищевого поведения; компоненты эмоционального отношения к телу можно исследовать с помощью проективных тестов и опросников самоотношения; однако разработчики всех упомянутых методик не ставили своей целью диагностировать качество «телесность». В работах, посвященных анализу влияния телесно-ориентированного тренинга на личность, применяются наблюдение, опрос, проективные тесты, методы измерения самооценки как комплексный диагностический инструмент. Так, Т. С. Леви сопровождала свой тренинг развития телесности следующими видами диагностических процедур: 1) наблюдение за походкой, позами и другими движениями; 2) двигательный эксперимент; 3) беседа, проводимая
с целью выявления личностной динамики; 4) анкетирование, позволяющее оценить личностную динамику с точки зрения участников группы; 5) методика исследования самоотношения С. Р. Пантилеева; 6) проективный рисунок человека; 7) авторские модификации методик «Неоконченные предложения» и «Цветовой тест отношений»; 8) модификация методики исследования самооценки Дембо-Рубинштейн и др. [13].
Таким образом, огромный интерес к феномену телесности и необходимость ее изучения в контексте психологии здоровья, с одной стороны, и отсутствие методов измерения телесности - с другой, - обуславливают необходимость разработки методики измерения телесности. Опираясь на уровневую модель психологического здоровья, мы разработали опросник, измеряющий это качество. В данной статье приводятся некоторые результаты пилотажных испытаний первого варианта опросника телесности. Четыре базовых шкалы опросника соответствуют четырем уровням здоровья человека, в соответствии с современной моделью интегративного здоровья [2, 18].
- шкала отношения к организму, физический аспект телесности - оценивает способность человека придерживаться в отношении организма здорового образа жизни (питание, физические нагрузки, закаливание); его компетентность, осведомленность в том, каким именно образом нужно поддерживать здоровое бодрое состояние организма; включает самооценку тонуса, общей активности и самочувствия;
- шкала, отражающая психологический аспект телесности - оценивает способность человека осознавать телесные ощущения, вербализовать эмоции и регулировать эмоциональные состояния; способность быть экспрессивным и повышать свой психоэмоциональный тонус за счет естественных практик; также сюда относятся представления о собственном теле - образ тела;
- шкала социального аспекта телесности - оценивает способность к пониманию невербальных сигналов общения, способность использовать язык прикосновений в общении, социально-разделенную телесность (ощущение синергии, общности с какой-либо группой), способность доверять другим;
- шкала духовного аспекта телесности - оценивает способность к пониманию себя целостно, использование интуиции в принятии важных решений, способность испытывать радость бытия, пиковые и потоковые вдохновляющие состояния, быть вовлеченным, доверять миру, способность выдерживать оптимальный баланс между аскетизмом и потаканием нуждам тела (для которого требуется определенная мудрость);
- шкала общей телесности - является результатом сложения всех параметров, полученных по предыдущим шкалам и оценивает собственно телесность, в соответствии с нашим рабочим вышеприведенным определением.
Опросник составлен на основе порядковой шкалы с биполярным принципом упорядочивания признаков; стимульный материал содержит 25 пунктов в виде утверждений: по четыре-шесть пунктов на каждый аспект телесности. Оценка выраженности признака осуществляется на основе семибалльной шкалы.
Представляется интересным исследовать взаимосвязь шкал экспериментального опросника телесности с такими известными шкалами, как «Алекситимия», «Эмоциональный интеллект», «Доверие», «Самоотношение», «Вовлеченность» и др., которые, на наш взгляд, позволяют оценивать степень развития ресурсов различных уровней здоровья человека. Мы полагаем, что исследование взаимосвязи алекситимии как параметра, косвенно характеризующего психосоматическое здоровье и телесности, покажет нам, насколько конструируемый нами опросник способен «улавливать» состояние ресурсов, соответствующих физическому уровню интегративного здоровья. Исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта, доверия и самоотношения с телесностью выявит способность опросника улавливать состояние психологических ресурсов здоровья, а исследование взаимосвязи вовлеченности как параметра, связанного с высшими уровнями организации личности - ценностями и смыслами - с телесностью, даст возможность оценить те аспекты телесности, которые связаны с ценностно-смысловыми уровнями интегративного здоровья человека.
Целью первого этапа исследования стало изучение взаимосвязи телесности с личностными параметрами, характеризующими разные уровни здоровья человека - физический, психологический, духовный. Цель второго этапа - показать, что телесность изменяется в онтогенезе.
1 этап. Гипотеза исследования: телесность может быть взаимосвязана с эмоциональным интеллектом, алекситимией, доверием, самоотношением, вовлеченностью.
Исследование проводилось на 53 респондентах, из них - 28 магистрантов 1 года обучения АПП ЮФУ (средний возраст - 26 лет) и 22 первокурсника АПП ЮФУ (средний возраст - 18 лет).
Для проверки гипотезы были изучены корреляции различных шкал опросника телесности с личностными характеристиками. У студентов-первокурсников (средний возраст - 18 лет) выявлены значимые взаимосвязи между следующими параметрами (см. таблицу 1):
Таблица 1.
Значимые корреляционные связи между личностными параметрами у студентов-первокурсников
Коррелирующие шкалы Коэффициент корреляции Уровень статистической значимости
Межличностное понимание (ЭМИН) Физический аспект телесности 0,501 0,01
Межличностный интеллект (ЭМИН) Физический аспект телесности 0,37 0,05
Внутреннее понимание (ЭМИН) Алекситимия -0,56 0,01
Внутренний интеллект (ЭМИН) Алекситимия -0,49 0,01
Общий эмоциональный интеллект (ЭМИН) Алекситимия -0,44 0,05
Мы видим, что физический аспект телесности значимо коррелирует с межличностным пониманием и межличностным интеллектом. Это означает, что способность человека поддерживать свое тело здоровым, заботиться о нем, ориентироваться в оздоровительных практиках, поддерживать работоспособность - влияет на взаимопонимание людей и межличностный интеллект. То есть люди, компетентные в поддержании здоровья тела, оказываются и более компетентными в межличностных отношениях, и эта связь настолько сильна, что даже вносит весомый вклад в обеспечение корреляции между общей телесностью и межличностным эмоциональным интеллектом (г = 0,41 при р < 0,05).
Алекситимия, характеризующая умение человека вербализовать свои эмоциональные состояния, значимо отрицательно связана с внутренним и общим эмоциональным интеллектом, что только подтверждает валид-ность этой классической шкалы. Не выявлено ожидаемой взаимосвязи алекситимии с физическим аспектом телесности, что может быть объяснено малым объемом выработки и тем, что алекситимия характеризует скорее психологические, нежели телесные уровни здоровья человека.
Для студентов-магистрантов (средний возраст - 27 лет) выявлено множество взаимосвязей телесности с различными личностными параметрами. Такой богатый спектр значимых корреляционных связей уже сам по себе свидетельствует о более высоком (по сравнению с первокурсниками) уровне развития у магистрантов тех свойств, тех ресурсов, которые мы обозначили понятием «телесность»:
- общая телесность положительно взаимосвязана с общим эмоциональным интеллектом (г = 0,82 при р < 0,01), а также с межличностным эмоциональным интеллектом (г = 0,79 при р < 0,01), доверием к себе (г = 0,69 при р < 0,01), умением контролировать проявления не только своих, но и чужих эмоций;
- психологический аспект телесности развит тем меньше, чем менее личность доверяет окружающему миру (г = -0,59 при р < 0,01);
- социальный аспект телесности связан с доверием (г = 0,53 при р < 0,01) и недоверием (г = -0,5 при р < 0,01);
- физический аспект телесности связан с доверием себе (г = 0,76 при р < 0,01) и общим эмоциональным интеллектом (г = 0,52 при р < 0,01). Вывод: шкалы экспериментального опросника телесности демонстрируют значимые корреляции с эмоциональным интеллектом и доверием. Ожидаемых корреляций с алекситимией и вовлеченностью не выявлено.
2 этап. Целью второго этапа пилотажного исследования телесности стало наше намерение показать, что телесность изменяется в онтогенезе. Гипотеза исследования: у студентов-первокурсников различные показатели телесности, возможно, выражены слабее, чем у магистрантов.
При проверке этой гипотезы оказалось, что у магистрантов-психологов средние значения показателей по всем шкалам опросников телесности и эмоционального интеллекта существенно выше, чем у первокурсников (см. таблицу 2).
Таблица 2.
Сравнительная характеристика средних по основным шкалам исследования у магистрантов и первокурсников
Шкала Первокурсники Магистранты Nкритерий Стьюдента
МП 24,59 ± 6,11 26,21 ± 5,11 1,1
МУ (управление чужими эмоциями)* 17,72 ± 3,94 21,21 ± 4,4 3,2
ВП (понимание своих эмоций) 16,34 ± 4,79 21,25 ± 5,69 3,5
МЭИ 41,28 ± 9,55 44,27 ± 14,37 2,6
ВЭИ 38,59 ± 9,33 42,27 ± 13,72 2,9
ОЭИ 79,86 ± 16,75 86,53 ± 27,07 3,1
Психологич. аспект телесности 20,38 ± 4,28 23,64 ± 6,45 2,3
СТ 18,07 ± 5,12 21,54 ± 4,68 2,7
ДТ 25,93 ± 4,64 29,07 ± 5,56 2,3
ТО 82,69 ± 10,1 87,43 ± 28,95 3
* Жирным шрифтом отмечен значимый результат
Значимые различия получены для параметров: «Управление своими эмоциями», «Понимание чужих эмоций», «Общий эмоциональный интеллект», «Социальный аспект телесности», «Общая телесность». На наш взгляд, довольно высокие различия между средними показателями наблюдаются и для параметров «Психологический аспект телесности» и «Духовный аспект телесности», и при увеличении количества респондентов значимость их, скорее всего, будет подтверждена. Фактические результаты позволяют полагать, что с взрослением и повышением уровня образования личность развивает целый комплекс ресурсов, имеющих непосредственное отношение к телесности, т. е. телесность как таковая в онтогенезе претерпевает изменения.
Вывод: на этапе онтогенеза в возрастном периоде от 18 до 27 лет у студентов-психологов происходит развитие эмоционального интеллекта, развивается общая телесность, а также такие ее параметры, как социальный аспект телесности, психологический и духовный аспекты. Кроме того, расширяется спектр корреляционных связей между эмоциональным интеллектом, доверием и различными аспектами телесности.
Описанное пилотажное исследование позволяет заключить, что разрабатываемый опросник телесности измеряет качества, имеющие непосредственное отношение к эмоциональному интеллекту, способности вербализовать свои и чужие эмоции (неразвитость которой, как известно, тесно связана с психосоматической симптоматикой), а также к доверию личности к себе, миру и окружающим. Фактически, можно говорить о том, что опросник диагностирует некое качество, связанное с отношением человека к собственному телу, при этом оно взаимосвязано и с эмоциональным интеллектом и с доверием. Кроме того, качества, описываемые нами как телесность, претерпевают определенное развитие на стадии взросления (по крайней мере, в период с обучения на первом курсе - до стадии обучения на магистерском уровне).
Литература
1. Ананьев В. А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. - СПб.: Речь, 2006. - 384 с.
2. Васильева О. С, Филатов Ф. Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001. - 352 с.
3. Выготский Л. С. Записные книжки // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. -1978. - № 2. - С. 89-95.
4. ГазароваЕ.Э. Тело и телесность: психологический анализ // URL: http:// telesnost.ru/psi/telo i telesnost psihologicheskii analiz.htm
5. Гипенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: ЧеРо, 1996. - 223 с.
6. Джемс У. Психология / Психология самосознания. Под ред. Д. Я. Райго-родского. - Самара, 2000. - С. 7-34.
7. Заржицкая О. А. Социально-психологический анализ телесности: возможности и перспективы // Психология телесности: теоретические и практические исследования. - Пенза: Изд-во ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2009. - С. 9-16.
8. Зинченко В. П. Психология на качелях между душой и телом // Знание. Понимание. Умение. - 2005. - № 3. - С. 151-169.
9. Зинченко В. П., Леви Т. С. Психология телесности: между душой и телом. -М.: АСТ, 2005. - 731 с.
10. Круткин В. Л. Гуманитарное знание в визуальной антропологии // Вестник УдмГУ. - 2013. - № 3-4. - С. 14-19.
11. Лаврова О. В. Концепция телесности в интегративной психотерапии // Журнал практического психолога. - 2006. - № 4.
12. Леви Т. С. Диагностика психологической границы личности: качественный анализ // Вопросы психологии. - 2013. - № 5. - С. 93-101.
13. Леви Т. С. Курс «Психология телесности» в профессионально-личностной подготовке психологов // Знание. Понимание. Умение. - 2004. - № 1. -С. 54-67.
14. ЛенглеА. Самость во плоти. Экзистенция и психосоматика // Консультативная психология и психотерапия. - 2015. - № 1. - С. 7-69.
15. Летуновский В. В. Экзистенциальная психотерапия в работе с телом // иП: ЬИр://Ьр$у.ги/риЫ1с/х029.Ы:т
16. ЛоуэнА. Биоэнергетика (Революционная терапия, которая использует язык тела для лечения проблем разума). - СПб.: Ювента, 1998. - 381 с.
17. НемцеваА. В. Человек и его телесность: социально-философский аспект // Вестник ОГУ. - 2013. - № 7 (156). - С. 60-63.
18. Никифоров Г. С. Психология здоровья: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2006. - 607 с.
19. Подорога В. А. Феноменология тела. - М., 1995. - 341 с.
20. Правдина Л. Р. Телесность как ресурс здоровья и ее развитие в телесно-ориентированном тренинге // Ананьевские чтения - 2014: Мат-лы научной конф. / Отв. ред. Г. С. Никифоров. - СПб.: Скифия-принт, 2014.
21. РусинаН. А. Психологические основы психосоматики (Психотерапевтические мишени в работе с пациентом психосоматической клиники) // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. - 2011. - Т. 1. - № 7. -С. 20-23.
22. Руткевич А. М. От Фрейда к Хайдеггеру: Критический очерк экзистенциального психоанализа. - М.: Политиздат, 1985. - 175 с.
23. Рыбалова Т. В. Понятие о телесности в гуманитарных науках // Вестник ТюмГУ. - 2008. - № 5. - С. 216-221.
24. Тхостов А. Ш. Психология телесности. - М.: Смысл, 2002. - 287 с.
25. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.
26. Цветус-Сальхова Т. Э. «Тело» и «телесность» в культурологических исследованиях // Вестник Томского государственного университета. -2011. - № 351. - С. 70-73.
27. Crawford R. Health as a meaningful social practice // Health. - 2006. -10 (4). - pp. 401-420.
28. Shilling C. The Body and Social Theory. Third Edition. - London: SAGE Publications Ltd, 2013. - 336 p.