Научная статья на тему 'Телесность в контексте психологии здоровья: опыт пилотажного исследования'

Телесность в контексте психологии здоровья: опыт пилотажного исследования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3584
506
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛО / BODY / ДУША / SOUL / ТЕЛЕСНОСТЬ / ОПРОСНИК ТЕЛЕСНОСТИ / BODILY QUESTIONNAIRE / ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ / HEALTH PSYCHOLOGY / АДАПТАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ADAPTIVE RESOURCES / СПОСОБНОСТИ / ABILITY / ОНТОГЕНЕЗ / ONTOGENESIS / FLESH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Правдина Л. Р., Васильева О. С., Власова А. Ю.

Бурное развитие в двадцать первом веке телесно-ориентированных практик, бум философии телоцентризма, ухудшение здоровья, повышение роли человеческой индивидуальности в мире выводят проблемы тела, телесности в область наиболее исследуемых в сфере философского освоения мира. Включение «человека телесного» в социокультурное пространство детерминирует трансформации тела: из биологического феномена оно превращается в явление социокультурное и приобретает, в дополнение к биопсихофизиологическим, свойства культурные, личностные, экзистенциальные. Телесность становится инструментом, позволяющим работать над психическими процессами через тело, а ее игнорирование приводит к выпадению из сферы осознавания существенного компонента индивидуальных переживаний и состояний. В статье приводится теоретический анализ современных представлений о телесности в российской психологии, рассматриваются определения и описания этого феномена, опирающиеся на понимание его как интегративного субстрата разноуровневых процессов от психофизиологических до ценностно-смысловых. Проанализированы особенности понимания телесности с точки зрения психологии здоровья. Дается авторское определение телесности. Показано, что общепринятых методов измерения телесности еще не разработано, хотя для ее исследования применяется целый ряд разнообразных методик, ориентированных на изучение явлений и качеств, косвенно отображающих отношение человека к своему телу. На основе авторской модели телесности описаны принципы построения авторского опросника телесности и приведены результаты пилотажного исследования его возможностей. Объектом исследования выступили мужчины и женщины в возрасте от 18 до 40 лет (53 человека). Предмет исследования проявление телесности на разных уровнях личности. Эмпирически установлено, что телесность взаимосвязана с такими личностными характеристиками, как: эмоциональный интеллект, самоотношение, доверие, алекситимия и вовлеченность. Кроме того, установлено, что телесность изменяется в онтогенезе. Полученные в исследовании результаты могут быть использованы во всех сферах телесно-ориентированных психологических проектов: в образовательных программах, тренингах, психологическом консультировании и дальнейших исследованиях телесности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corporeality in the Context of Health Psychology: the Experience of the Pilot Study

Rapid development in the twenty-first century, body-oriented practices, philosophy of body-centrism boom, deterioration of health, increasing of the role of the human personality in the world output problems of body and corporeality to the most researched in the field of philosophical development of the world. The inclusion of "human flesh" in the sociocultural space determines the transformation of the body, from a biological phenomenon it turns into a social-cultural phenomenon and acquires, in addition to the bio-psychophysiological, cultural, personal, existential properties. Physicality becomes a tool to work on the mental processes through the body, and its disregard leads to loss of awareness of the scope of an essential component of individual experiences and conditions. The article provides a theoretical analysis of modern concepts of "corporal" in Russian psychology, discusses the definition and description of this phenomenon, based on its understanding of how different levels of substrate integrative processes from psychophysiological up values and meanings. The peculiarities of understanding of physicality in terms of health psychology are analyzed. There is the author''s definition of physicality. It is shown that conventional methods of measuring the physicality are not yet developed, although the research applied a number of different techniques, focused on the study of phenomena and qualities, indirectly reflecting the relation of man to his body. Based on the author''s model of physicality describes principles of copyright bodily questionnaire and the results of a pilot study of its possibilities. The object of the study included men and women aged 18 to 40 years (53 persons). Subject of the research is the manifestation of physicality at different levels of personality. Empirically found that corporeality linked with personal characteristics such as emotional intelligence, self-attitude, confidence, alexithymia and involvement. In addition, it was found that corporeality changes in ontogenesis. These study results can be used in all areas of body-oriented psychological projects in educational programs, training, psychological counseling and further studies of physicality.

Текст научной работы на тему «Телесность в контексте психологии здоровья: опыт пилотажного исследования»

УДК 159.9.072

ТЕЛЕСНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ: ОПЫТ ПИЛОТАЖНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Правдина Лида Ромуальдовна Васильева Ольга Семеновна Власова Алла Юрьевна

Бурное развитие в двадцать первом веке телесно-ориентированных практик, бум философии телоцентризма, ухудшение здоровья, повышение роли человеческой индивидуальности в мире выводят проблемы тела, телесности в область наиболее исследуемых в сфере философского освоения мира. Включение «человека телесного» в социокультурное пространство детерминирует трансформации тела: из биологического феномена оно превращается в явление социокультурное и приобретает, в дополнение к биопсихофизиологическим, свойства культурные, личностные, экзистенциальные. Телесность становится инструментом, позволяющим работать над психическими процессами через тело, а ее игнорирование приводит к выпадению из сферы осознавания существенного компонента индивидуальных переживаний и состояний.

В статье приводится теоретический анализ современных представлений о телесности в российской психологии, рассматриваются определения и описания этого феномена, опирающиеся на понимание его как интегра-тивного субстрата разноуровневых процессов - от психофизиологических до ценностно-смысловых. Проанализированы особенности понимания телесности с точки зрения психологии здоровья. Дается авторское определение телесности. Показано, что общепринятых методов измерения телесности еще не разработано, хотя для ее исследования применяется целый ряд разнообразных методик, ориентированных на изучение явлений и качеств, косвенно отображающих отношение человека к своему телу. На основе авторской модели телесности описаны принципы построения авторского опросника телесности и приведены результаты пилотажного исследования его возможностей.

Объектом исследования выступили мужчины и женщины в возрасте от 18 до 40 лет (53 человека). Предмет исследования - проявление телесности на разных уровнях личности. Эмпирически установлено, что телесность взаимосвязана с такими личностными характеристиками, как: эмоциональный интеллект, самоотношение, доверие, алекситимия и вовлеченность. Кроме того, установлено, что телесность изменяется в онтогенезе.

Полученные в исследовании результаты могут быть использованы во всех сферах телесно-ориентированных психологических проектов: в образовательных программах, тренингах, психологическом консультировании и дальнейших исследованиях телесности.

Ключевые слова: тело, душа, телесность, опросник телесности, психология здоровья, адаптационные ресурсы, способности, онтогенез.

Актуальность изучения телесности на сегодняшний день очевидна: ухудшение ситуации со здоровьем человека, явная неэффективность и недоступность медицинских средств оздоровления, бурное развитие философии телоцентризма и разнообразных телесно-ориентированных практик - от пластической хирургии и бодибилдинга до фитнеса и вегетарианства. Ценность человеческой индивидуальности в мире все время возрастает, а вместе с этим возрастает и значимость имиджа человека, и необходимость понимания его невербальных каналов коммуникаций, и его желание как можно дольше оставаться здоровым, привлекательным и работоспособным, и все эти потребности напрямую связаны с возможностями его тела. Актуальны проблемы абортов, эвтаназии, трансплантации органов и многое другое, касающееся как телесных, так и психологических, и ноэтических аспектов бытия индивидуальности.

Телесность сегодня представляется самостоятельным феноменом, для изучения которого необходимо междисциплинарное взаимодействие. В разрабатываемом современной психологией понятии телесности многим специалистам видится наконец-то обретенный подход к окончательному разрешению психофизиологической проблемы, хотя, как отмечает Ю. Гиппенрейтер, посредством этого феномена психофизиологическая проблема скорее снимается, чем решается [5, с. 235].

«Бестелесный» подход в традиционной психологии приводит к потере возможности анализировать существенные компоненты переживаний и состояний, а тело упоминается только как объект или причина негативных переживаний, «ущербности», нездоровья и искаженного развития [24, с. 4]. Как утверждает В. Летуновский, путь к целостному присутствию человека в мире начинается с целостного присутствия в своем теле, а дистанцирование от своего тела, отношение к нему как к объекту манипуляций является признаком психического нездоровья и онтологической незащищенности человека [15].

Современные представления о телесности в России, безусловно, опираются на культурно-историческую концепцию развития психики Л. С. Выготского, которая позволяет качественно изменить общее представление о телесном развитии человека, о социализации телесных

проявлений в адаптивных и дезадаптивных вариантах развития, о закономерностях психологического онтогенеза, об опосредствованном строении высших психических функций, о новом качестве физиологических систем человека, возникающем «сверху». Культурно-исторический подход включает телесность в контекст гуманитарного знания [3, с. 66]. По мнению О. А. Заржицкой, в современной российской психологии рассмотрены онтологические, аксиологические и социокультурные аспекты человеческой телесности; разработаны теоретико-методологические основы психологии телесности; реализована попытка психологического анализа телесности как детерминанты самопроектирования и жизненного самоопределения личности; описаны варианты внутренней психологической структуры и содержания телесности, понимаемой как результат социокультурного означения и опосредования смыслом. Исследованы различные феномены телесности: образ тела, граница тела; рассмотрены возможности психологической работы с телесностью человека [7, с. 10].

Анализируя многочисленные определения телесности, прежде всего следует упомянуть, что в русском и немецком языках наряду со словами «тело» и «когрег» (нем.), обозначающими физическое тело, материю, объект, который имеют, существовало слово, обозначавшее живого, чувствующего человека - «тель», или «!е1Ь» (нем.) - динамическую форму, через которую человек «являет себя» [9, с. 6]. Современное понимание телесности вырастает именно из второго аспекта понимания тела: тело-телесность как воплощение всего, что есть в человеке человеческого и что явить в мир иным образом, кроме телесного, невозможно. Т. С. Леви так и пишет: «телесность - это одухотворенное тело» [9, с. 7].

Сегодня одно из наиболее распространенных определений телесности описывает ее как психофизиологические, психосоматические, биоэнергетические проявления человеческого тела, характеризующиеся двигательной активностью, являющиеся результатом онтологического и социокультурного развития и осуществляющиеся в аксиологическом пространстве социума [24, с. 16].

В описаниях телесности, данных различными психологами, подчеркиваются ее свойства универсального феномена, пронизывающего все уровни человеческого существования: А. В. Немцева отмечает, что телесность проявляет духовную сущность, связывая человека с абсолютом, и в то же время она связывает нас с предметным миром и социальной средой [17, с. 61]; В. П. Зинченко называет телесность пространством между одушевленным телом и «овнешненной, оплотненной душой» [8, с. 163]; Т. Э. Цветус-Сальхова отмечает, что телесность включает в себя «два полюса бинарной оппозиции - душу и тело» [26, с. 71]. Телесность не идентична

телу и является самостоятельным феноменом триединой природы человека: тела, души и духа, изучение которого предполагает междисциплинарное взаимодействие [23, с. 220].

Интегральное описание телесности, данное в работах Е. Рыбаловой [23], В. Л. Круткина [10], представляет телесность как некий базовый процесс человеческого бытия. Наряду с бытием естественным, социальным, духовным, экзистенциальным, телесность является основой, наиболее непосредственно данной человеку реальностью, без которой любая другая форма бытия невозможна. Феномен телесности невычленен, неочевиден для большинства и плохо отрефлексирован в обыденном сознании по тем же самым причинам, по каким мы не особенно обращаем внимание на наличие у себя, например, пальцев - пока с ними все в порядке. Телесность настолько близка к основаниям наших переживаний, что М. Боос постулирует существование «экзистенциала телесности» и пишет: «Никто еще не был способен показать, как две столь фундаментально различные вещи - метафизическая жизненная сила и бездушная химическая субстанция - могут соединиться друг с другом, чтобы образовать такое единство, как человеческая телесность» [22, с. 155].

О. В. Лаврова характеризует телесность как феномен, обладающий телесно-чувственной материальной основой тела и смыслообразующей основой сознания [11, с. 12]. Е. Э. Газарова указывает целый комплекс ее характеристик: 1) телесность является особым «продуктом» взаимодействия тела и духа; 2) это - видимая и переживаемая часть души; 3) телесность формируется с момента зачатия до смерти; 4) механизмы образования и «состав» телесности чрезвычайно сложны; 5) телесность (в целом и в частностях) выражает систему смыслов человека, в основе которой - отношение к смерти и жизни; 6) все составляющие части телесности соответствуют друг другу (конгруэнтны) и «прорастают» друг в друга [4].

Таким образом, российские психологи сходятся в следующих позициях: телесность несводима к понятию «тела», несет в себе понятие субъектности и личности; формируется в пространстве «между» телом, организмом и душой-экзистенцией, как бы являясь объединяющим их субстратом; становление телесности происходит в онтогенезе; телесность, уровень ее развития и осознавания имеют прямое отношение к состоянию физического и психологического здоровья; изучение телесности важно для выявления закономерностей и особенностей существования человека в мире.

С точки зрения современной психологии здоровья феномен телесности аккумулирует в себе различные аспекты физического и психологического здоровья личности, а также ее социально-психологической адаптации. Еще

У. Джемс рассматривал три элемента личности: физическое Я (тело человека и принадлежащие ему материальные блага), социальное Я (общественный статус и социальные роли) и духовное Я (совокупность психических особенностей и свойств) [6]. Три измерения человеческого бытия описывал и В. Франкл в своей антропологической модели: соматическое измерение, психическое измерение, ноэтическое измерение [25]. Его ученик А. Лэнгле указывает на взаимосвязь этих сфер: психическая является условием существования телесной, которую, в свою очередь, можно рассматривать как инструмент для реализации духовной сферы. А реализация духовной сферы для культурного человека, - важнейшее условие здорового существования телесной сферы (например, при переживании бессмысленности жизни люди склонны к суициду) [14].

В психологии здоровья телесность, начиная с традиций, заданных В. А. Ананьевым с его «потенциалом тела», понимается как некий ресурс многомерного системного феномена здоровья, которое формируется на 4-х уровнях: физиологическом, психическом, социальном и духовном [1]. Современные ресурсные теории здоровья рассматривают его как совокупность имеющихся у человека ресурсов (физиологических, психических, социальных и духовно-экзистенциальных [2, 18].

Мы полагаем, что телесность, являясь интегративным, многоуровневым качеством, имеет отношение как к физическому, так и к остальным уровням здоровья, представляет собой непрерывно меняющийся под влиянием всех жизненных обстоятельств и в то же время инерционный, сохраняющий какие-то базовые свойства, феномен. Безусловно, телесность можно рассматривать как один из ресурсов психологического здоровья личности, наряду с такими его элементами, как выраженные способности к саморегуляции, развитая коммуникативная компетентность, развитые познавательные и эмоционально-волевые процессы. При этом она еще и пронизывает, является непременным субстратом, как бы базовым компонентом всех названных процессов (ибо они без участия тела не происходят).

В контексте психологии здоровья мы понимаем телесность как базовый феномен бытия человека, простирающийся между телом и духом и заключающийся в ряде способностей, которые проявляются на всех уровнях здоровья человека. Рабочее определение телесности, используемое нами в наших исследованиях, таково: телесность - это базовый компонент адаптационных ресурсов человека, являющийся результатом процессов онтогенетического, личностного роста и исторического развития человечества; присутствующий на всех уровнях его существования (телесном, психофизиологическом, социально-психологическом и духовном) и проявляющийся в комплексе телесных способностей, осознавание которых расширяет их ресурсность.

Комплекс телесных способностей (основных ресурсов телесности), на наш взгляд, включает:

- способность поддерживать энергию, работоспособность и тонус;

- развитый кинестетический интеллект, заключающийся в способности к целостным, гармоничным, эффективным, плавным и координированным движениям, позам, способам размещения в пространстве;

- способность ощущать, конгруэнтно интерпретировать, осознавать и вербализовать телесные сигналы;

- способность выражать через тело переживаемые эмоциональные состояния и считывать такие состояния у других;

- способность опираться на внутренние ощущения, телесную интуицию, подсознание при принятии решений;

- способность развивать и сохранять здоровым свое тело, чувствовать его энергетику и заботиться о его тонусе;

- способность использовать тело как универсальный смысловой «резонатор» как с физическим миром, так и с социальной средой и с миром ценностей, смыслов, идей.

Мы понимаем телесность как ресурс интегративного здоровья, который проявляет себя на всех уровнях существования человека и даже как бы объединяет их, создает единый субстрат процессов, происходящих на этих различных уровнях. Как и всякий ресурс, телесность подвержена динамике - в зависимости от возраста, образа жизни, уровня развития и осознанности личности. Мы предполагаем, что большее развитие телесности соответствует большей зрелости личности, т. е. в течение жизни, развиваясь, человек осваивает свое тело, окультуривает его, социализирует и одухотворяет все больше, и мерой этой работы может служить измеряемое качество телесности.

Анализ литературы показал, что общепризнанных тестов телесности практически нет. Опросник образа тела, разработанный О. А. Скугаревским и С. В. Сивухой, направлен на диагностику недовольства собственным телом у лиц, страдающих расстройствами пищевого поведения; компоненты эмоционального отношения к телу можно исследовать с помощью проективных тестов и опросников самоотношения; однако разработчики всех упомянутых методик не ставили своей целью диагностировать качество «телесность». В работах, посвященных анализу влияния телесно-ориентированного тренинга на личность, применяются наблюдение, опрос, проективные тесты, методы измерения самооценки как комплексный диагностический инструмент. Так, Т. С. Леви сопровождала свой тренинг развития телесности следующими видами диагностических процедур: 1) наблюдение за походкой, позами и другими движениями; 2) двигательный эксперимент; 3) беседа, проводимая

с целью выявления личностной динамики; 4) анкетирование, позволяющее оценить личностную динамику с точки зрения участников группы; 5) методика исследования самоотношения С. Р. Пантилеева; 6) проективный рисунок человека; 7) авторские модификации методик «Неоконченные предложения» и «Цветовой тест отношений»; 8) модификация методики исследования самооценки Дембо-Рубинштейн и др. [13].

Таким образом, огромный интерес к феномену телесности и необходимость ее изучения в контексте психологии здоровья, с одной стороны, и отсутствие методов измерения телесности - с другой, - обуславливают необходимость разработки методики измерения телесности. Опираясь на уровневую модель психологического здоровья, мы разработали опросник, измеряющий это качество. В данной статье приводятся некоторые результаты пилотажных испытаний первого варианта опросника телесности. Четыре базовых шкалы опросника соответствуют четырем уровням здоровья человека, в соответствии с современной моделью интегративного здоровья [2, 18].

- шкала отношения к организму, физический аспект телесности - оценивает способность человека придерживаться в отношении организма здорового образа жизни (питание, физические нагрузки, закаливание); его компетентность, осведомленность в том, каким именно образом нужно поддерживать здоровое бодрое состояние организма; включает самооценку тонуса, общей активности и самочувствия;

- шкала, отражающая психологический аспект телесности - оценивает способность человека осознавать телесные ощущения, вербализовать эмоции и регулировать эмоциональные состояния; способность быть экспрессивным и повышать свой психоэмоциональный тонус за счет естественных практик; также сюда относятся представления о собственном теле - образ тела;

- шкала социального аспекта телесности - оценивает способность к пониманию невербальных сигналов общения, способность использовать язык прикосновений в общении, социально-разделенную телесность (ощущение синергии, общности с какой-либо группой), способность доверять другим;

- шкала духовного аспекта телесности - оценивает способность к пониманию себя целостно, использование интуиции в принятии важных решений, способность испытывать радость бытия, пиковые и потоковые вдохновляющие состояния, быть вовлеченным, доверять миру, способность выдерживать оптимальный баланс между аскетизмом и потаканием нуждам тела (для которого требуется определенная мудрость);

- шкала общей телесности - является результатом сложения всех параметров, полученных по предыдущим шкалам и оценивает собственно телесность, в соответствии с нашим рабочим вышеприведенным определением.

Опросник составлен на основе порядковой шкалы с биполярным принципом упорядочивания признаков; стимульный материал содержит 25 пунктов в виде утверждений: по четыре-шесть пунктов на каждый аспект телесности. Оценка выраженности признака осуществляется на основе семибалльной шкалы.

Представляется интересным исследовать взаимосвязь шкал экспериментального опросника телесности с такими известными шкалами, как «Алекситимия», «Эмоциональный интеллект», «Доверие», «Самоотношение», «Вовлеченность» и др., которые, на наш взгляд, позволяют оценивать степень развития ресурсов различных уровней здоровья человека. Мы полагаем, что исследование взаимосвязи алекситимии как параметра, косвенно характеризующего психосоматическое здоровье и телесности, покажет нам, насколько конструируемый нами опросник способен «улавливать» состояние ресурсов, соответствующих физическому уровню интегративного здоровья. Исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта, доверия и самоотношения с телесностью выявит способность опросника улавливать состояние психологических ресурсов здоровья, а исследование взаимосвязи вовлеченности как параметра, связанного с высшими уровнями организации личности - ценностями и смыслами - с телесностью, даст возможность оценить те аспекты телесности, которые связаны с ценностно-смысловыми уровнями интегративного здоровья человека.

Целью первого этапа исследования стало изучение взаимосвязи телесности с личностными параметрами, характеризующими разные уровни здоровья человека - физический, психологический, духовный. Цель второго этапа - показать, что телесность изменяется в онтогенезе.

1 этап. Гипотеза исследования: телесность может быть взаимосвязана с эмоциональным интеллектом, алекситимией, доверием, самоотношением, вовлеченностью.

Исследование проводилось на 53 респондентах, из них - 28 магистрантов 1 года обучения АПП ЮФУ (средний возраст - 26 лет) и 22 первокурсника АПП ЮФУ (средний возраст - 18 лет).

Для проверки гипотезы были изучены корреляции различных шкал опросника телесности с личностными характеристиками. У студентов-первокурсников (средний возраст - 18 лет) выявлены значимые взаимосвязи между следующими параметрами (см. таблицу 1):

Таблица 1.

Значимые корреляционные связи между личностными параметрами у студентов-первокурсников

Коррелирующие шкалы Коэффициент корреляции Уровень статистической значимости

Межличностное понимание (ЭМИН) Физический аспект телесности 0,501 0,01

Межличностный интеллект (ЭМИН) Физический аспект телесности 0,37 0,05

Внутреннее понимание (ЭМИН) Алекситимия -0,56 0,01

Внутренний интеллект (ЭМИН) Алекситимия -0,49 0,01

Общий эмоциональный интеллект (ЭМИН) Алекситимия -0,44 0,05

Мы видим, что физический аспект телесности значимо коррелирует с межличностным пониманием и межличностным интеллектом. Это означает, что способность человека поддерживать свое тело здоровым, заботиться о нем, ориентироваться в оздоровительных практиках, поддерживать работоспособность - влияет на взаимопонимание людей и межличностный интеллект. То есть люди, компетентные в поддержании здоровья тела, оказываются и более компетентными в межличностных отношениях, и эта связь настолько сильна, что даже вносит весомый вклад в обеспечение корреляции между общей телесностью и межличностным эмоциональным интеллектом (г = 0,41 при р < 0,05).

Алекситимия, характеризующая умение человека вербализовать свои эмоциональные состояния, значимо отрицательно связана с внутренним и общим эмоциональным интеллектом, что только подтверждает валид-ность этой классической шкалы. Не выявлено ожидаемой взаимосвязи алекситимии с физическим аспектом телесности, что может быть объяснено малым объемом выработки и тем, что алекситимия характеризует скорее психологические, нежели телесные уровни здоровья человека.

Для студентов-магистрантов (средний возраст - 27 лет) выявлено множество взаимосвязей телесности с различными личностными параметрами. Такой богатый спектр значимых корреляционных связей уже сам по себе свидетельствует о более высоком (по сравнению с первокурсниками) уровне развития у магистрантов тех свойств, тех ресурсов, которые мы обозначили понятием «телесность»:

- общая телесность положительно взаимосвязана с общим эмоциональным интеллектом (г = 0,82 при р < 0,01), а также с межличностным эмоциональным интеллектом (г = 0,79 при р < 0,01), доверием к себе (г = 0,69 при р < 0,01), умением контролировать проявления не только своих, но и чужих эмоций;

- психологический аспект телесности развит тем меньше, чем менее личность доверяет окружающему миру (г = -0,59 при р < 0,01);

- социальный аспект телесности связан с доверием (г = 0,53 при р < 0,01) и недоверием (г = -0,5 при р < 0,01);

- физический аспект телесности связан с доверием себе (г = 0,76 при р < 0,01) и общим эмоциональным интеллектом (г = 0,52 при р < 0,01). Вывод: шкалы экспериментального опросника телесности демонстрируют значимые корреляции с эмоциональным интеллектом и доверием. Ожидаемых корреляций с алекситимией и вовлеченностью не выявлено.

2 этап. Целью второго этапа пилотажного исследования телесности стало наше намерение показать, что телесность изменяется в онтогенезе. Гипотеза исследования: у студентов-первокурсников различные показатели телесности, возможно, выражены слабее, чем у магистрантов.

При проверке этой гипотезы оказалось, что у магистрантов-психологов средние значения показателей по всем шкалам опросников телесности и эмоционального интеллекта существенно выше, чем у первокурсников (см. таблицу 2).

Таблица 2.

Сравнительная характеристика средних по основным шкалам исследования у магистрантов и первокурсников

Шкала Первокурсники Магистранты Nкритерий Стьюдента

МП 24,59 ± 6,11 26,21 ± 5,11 1,1

МУ (управление чужими эмоциями)* 17,72 ± 3,94 21,21 ± 4,4 3,2

ВП (понимание своих эмоций) 16,34 ± 4,79 21,25 ± 5,69 3,5

МЭИ 41,28 ± 9,55 44,27 ± 14,37 2,6

ВЭИ 38,59 ± 9,33 42,27 ± 13,72 2,9

ОЭИ 79,86 ± 16,75 86,53 ± 27,07 3,1

Психологич. аспект телесности 20,38 ± 4,28 23,64 ± 6,45 2,3

СТ 18,07 ± 5,12 21,54 ± 4,68 2,7

ДТ 25,93 ± 4,64 29,07 ± 5,56 2,3

ТО 82,69 ± 10,1 87,43 ± 28,95 3

* Жирным шрифтом отмечен значимый результат

Значимые различия получены для параметров: «Управление своими эмоциями», «Понимание чужих эмоций», «Общий эмоциональный интеллект», «Социальный аспект телесности», «Общая телесность». На наш взгляд, довольно высокие различия между средними показателями наблюдаются и для параметров «Психологический аспект телесности» и «Духовный аспект телесности», и при увеличении количества респондентов значимость их, скорее всего, будет подтверждена. Фактические результаты позволяют полагать, что с взрослением и повышением уровня образования личность развивает целый комплекс ресурсов, имеющих непосредственное отношение к телесности, т. е. телесность как таковая в онтогенезе претерпевает изменения.

Вывод: на этапе онтогенеза в возрастном периоде от 18 до 27 лет у студентов-психологов происходит развитие эмоционального интеллекта, развивается общая телесность, а также такие ее параметры, как социальный аспект телесности, психологический и духовный аспекты. Кроме того, расширяется спектр корреляционных связей между эмоциональным интеллектом, доверием и различными аспектами телесности.

Описанное пилотажное исследование позволяет заключить, что разрабатываемый опросник телесности измеряет качества, имеющие непосредственное отношение к эмоциональному интеллекту, способности вербализовать свои и чужие эмоции (неразвитость которой, как известно, тесно связана с психосоматической симптоматикой), а также к доверию личности к себе, миру и окружающим. Фактически, можно говорить о том, что опросник диагностирует некое качество, связанное с отношением человека к собственному телу, при этом оно взаимосвязано и с эмоциональным интеллектом и с доверием. Кроме того, качества, описываемые нами как телесность, претерпевают определенное развитие на стадии взросления (по крайней мере, в период с обучения на первом курсе - до стадии обучения на магистерском уровне).

Литература

1. Ананьев В. А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. - СПб.: Речь, 2006. - 384 с.

2. Васильева О. С, Филатов Ф. Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001. - 352 с.

3. Выготский Л. С. Записные книжки // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. -1978. - № 2. - С. 89-95.

4. ГазароваЕ.Э. Тело и телесность: психологический анализ // URL: http:// telesnost.ru/psi/telo i telesnost psihologicheskii analiz.htm

5. Гипенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: ЧеРо, 1996. - 223 с.

6. Джемс У. Психология / Психология самосознания. Под ред. Д. Я. Райго-родского. - Самара, 2000. - С. 7-34.

7. Заржицкая О. А. Социально-психологический анализ телесности: возможности и перспективы // Психология телесности: теоретические и практические исследования. - Пенза: Изд-во ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2009. - С. 9-16.

8. Зинченко В. П. Психология на качелях между душой и телом // Знание. Понимание. Умение. - 2005. - № 3. - С. 151-169.

9. Зинченко В. П., Леви Т. С. Психология телесности: между душой и телом. -М.: АСТ, 2005. - 731 с.

10. Круткин В. Л. Гуманитарное знание в визуальной антропологии // Вестник УдмГУ. - 2013. - № 3-4. - С. 14-19.

11. Лаврова О. В. Концепция телесности в интегративной психотерапии // Журнал практического психолога. - 2006. - № 4.

12. Леви Т. С. Диагностика психологической границы личности: качественный анализ // Вопросы психологии. - 2013. - № 5. - С. 93-101.

13. Леви Т. С. Курс «Психология телесности» в профессионально-личностной подготовке психологов // Знание. Понимание. Умение. - 2004. - № 1. -С. 54-67.

14. ЛенглеА. Самость во плоти. Экзистенция и психосоматика // Консультативная психология и психотерапия. - 2015. - № 1. - С. 7-69.

15. Летуновский В. В. Экзистенциальная психотерапия в работе с телом // иП: ЬИр://Ьр$у.ги/риЫ1с/х029.Ы:т

16. ЛоуэнА. Биоэнергетика (Революционная терапия, которая использует язык тела для лечения проблем разума). - СПб.: Ювента, 1998. - 381 с.

17. НемцеваА. В. Человек и его телесность: социально-философский аспект // Вестник ОГУ. - 2013. - № 7 (156). - С. 60-63.

18. Никифоров Г. С. Психология здоровья: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2006. - 607 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Подорога В. А. Феноменология тела. - М., 1995. - 341 с.

20. Правдина Л. Р. Телесность как ресурс здоровья и ее развитие в телесно-ориентированном тренинге // Ананьевские чтения - 2014: Мат-лы научной конф. / Отв. ред. Г. С. Никифоров. - СПб.: Скифия-принт, 2014.

21. РусинаН. А. Психологические основы психосоматики (Психотерапевтические мишени в работе с пациентом психосоматической клиники) // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. - 2011. - Т. 1. - № 7. -С. 20-23.

22. Руткевич А. М. От Фрейда к Хайдеггеру: Критический очерк экзистенциального психоанализа. - М.: Политиздат, 1985. - 175 с.

23. Рыбалова Т. В. Понятие о телесности в гуманитарных науках // Вестник ТюмГУ. - 2008. - № 5. - С. 216-221.

24. Тхостов А. Ш. Психология телесности. - М.: Смысл, 2002. - 287 с.

25. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

26. Цветус-Сальхова Т. Э. «Тело» и «телесность» в культурологических исследованиях // Вестник Томского государственного университета. -2011. - № 351. - С. 70-73.

27. Crawford R. Health as a meaningful social practice // Health. - 2006. -10 (4). - pp. 401-420.

28. Shilling C. The Body and Social Theory. Third Edition. - London: SAGE Publications Ltd, 2013. - 336 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.