Научная статья на тему 'ТЕЛЕМЕДИЦИНА СЕГОДНЯ'

ТЕЛЕМЕДИЦИНА СЕГОДНЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
262
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Компетентность
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИКЛИНИКА / АМБУЛАТОРНЫЙ ПРИЕМ / ДИСТАНЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ / ДОСТУПНОСТЬ / polyclinic / outpatient appointment / remote support / coronavirus pandemic / accessibility

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Федык Л.А., Пундель И.С., Расоева Е.В.

Говорится об эффективности телемедицинских технологий при оказании медицинской помощи населению. Телемедицина как метод дистанционного ведения пациентов упростила связь населения с организациями здравоохранения. Приводятся основные достоинства метода, в том числе повсеместная доступность, дистанционность и максимальная эффективность, позволившие этой технологии уже сегодня войти в жизнь врача и пациента

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Федык Л.А., Пундель И.С., Расоева Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TELEMEDICINE TODAY

Telemedicine as a method of remote management of patients has simplified the communication of the population with healthcare organizations. High availability, maximum efficiency allowed this technology to tightly enter the life of the doctor and the patient. We have considered all the advantages on the example of the work of the Regional Clinical Hospital N 2. The hospital has created a base for the formation and development of remote methods of organizing and providing high-quality medical care. The clinic has launched a mobile application Telemed-72 for appointment and teleconsultation. During the coronavirus pandemic, it was used by all patients of the polyclinic. Also, the institution has introduced a remote monitoring service for the health of citizens with unstable blood pressure. Telemedicine plays an important role in conducting medical examinations. Thus, telecommunication technologies are the most important factor in the growth of the quality of medical care.

Текст научной работы на тему «ТЕЛЕМЕДИЦИНА СЕГОДНЯ»

60 ИННОВАЦИИ

Телемедицина сегодня

Говорится об эффективности телемедицинских технологий при оказании медицинской помощи населению. Телемедицина как метод дистанционного ведения пациентов упростила связь населения с организациями здравоохранения. Приводятся основные достоинства метода, в том числе повсеместная доступность, дистанционность и максимальная эффективность, позволившие этой технологии уже сегодня войти в жизнь врача и пациента

Л.А. Федык1

АНО ВО «Всемирная академия качества»,

д-р мед. наук, профессор, flarisa1961@mail.ru

И.С. Пундель2

СДС «Всероссийский регистр», info@9000-2001.ru

Е.В. Расоева3

ГБУЗ ТО «Областная клиническая больница № 2», esobyanina@mail.ru

1 ректор, Москва, Россия

2 председатель совета директоров, г. Тюмень, Россия

3 заведующий взрослой поликлиникой, г. Тюмень, Россия

Для цитирования: Федык Л.А., Пундель И.С., Расоева Е.В. Телемедицина сегодня // Компетентность / Competency (Russia). — 2022. — № 9-10. DOI: 10.24412/1993-8780-2022-9-60-63

ключевые слова

поликлиника, амбулаторный прием, дистанционное сопровождение, пандемия коронавирусной инфекции, доступность

азвитие информационных и телекоммуникационных технологий является одной из стратегически важных задач реформирования российского здравоохранения, позволяющих усовершенствовать, персонализировать, а главное, обеспечить максимальную доступность медицинской помощи населению. Пандемия ^vid-19 позволила продемонстрировать широчайшие возможности дистанционного консультирования пациентов, подтвердила необходимость дальнейшего развития телемедицины, которая стала неотъемлемой частью лечебного процесса, смогла эффективно адаптироваться к непрерывно меняющейся обстановке.

В настоящее время в Тюменской областной клинической больнице № 2 (далее — ОКБ 2, поликлиника ОКБ 2) создана база для формирования и развития дистанционных методов организации и оказания качественной медицинской помощи.

Цель статьи — показать эффективность телекоммуникационных технологий при оказании медицинской помощи населению. Также авторы проанализировали литературные источники из ресурсов PubMed, Elsiver, UpToDate, Elibrary, Schoolar Google по указанной тематике.

Эффективность телемедицинских технологий

Телемедицина — достаточно новое направление на стыке нескольких областей: медицины, телекоммуникаций, информационных технологий — для адресного обмена медицинской информацией между врачами-специалистами и пациентами с целью повышения качества и доступности диагностики и лечения последних.

Одно из главных достоинств телемедицины — возможность предоставить высококвалифицированную помощь, существенно уменьшив при этом затраты времени и средств пациентов и медицинского учреждения. По мнению авторов Dorsey E. R., Tэpol E. J., телемедицина (при ее правильной организации) должна занимать значительную часть лечебного процесса [2].

Актуальной проблемой здравоохранения как для поликлиники ОКБ 2, так и многих других медицинских учреждений Тюмени остается достижение высокого качества и доступности специализированной медицинской помощи. Телемедицинские технологии способствуют оптимальному решению этих проблем. Инновационные технологии обеспечивают виртуальное присутствие опытного врача-специалиста, что позволяет усовершенствовать лечебно-диагностические процессы, получать консультативную помощь и в реальном масштабе времени, и в отложенном формате. Онлайн-обучение дает возможность медицинским работникам приобретать профессиональные знания в дистанционном режиме, повышать квалификацию, проходить переподготовку и т.д.

Телекоммуникационные формы консультаций предоставляют медицинскую помощь больному без дополнительных финансовых затрат на одного пациента, что отвечает принципам результативности и эффективности использования бюджетных средств, позволяют достичь наилучшего результата в рамках определенного бюджетом объема финансов [1]. При необходимости, когда для оказания бесплатной медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий одного лечебного учреждения недостаточно, могут быть задействованы несколько

ИННОВАЦИИ 61

организаций здравоохранения. В этих случаях телемедицина обеспечивает необходимую высококвалифицированную и специализированную медицинскую помощь в режиме реального времени без очного посещения врача, что существенно экономит временные и финансовые затраты пациентов.

Пандемия коронавируса ускорила внедрение телемедицинских технологий в амбулаторном звене. Так, в Тюменской области запущено мобильное приложение здравоохранения «Теле-мед-72», легкое в использовании, оно выполняет самые необходимые функции — запись на прием и телеконсультации. В период подъема заболеваемости новой коронавирусной инфекцией и интенсивного ее распространения пациенты поликлиники ОКБ 2, находившиеся на самоизоляции, нуждались во врачебных консультациях, и телемедицина стала приоритетной формой медицинской помощи. Наиболее перспективным направлением телеконсультаций стал формат «врач — пациент». Сейчас все наши пациенты имеют возможность попасть на врачебный прием, не выходя из квартиры. Это особенно удобно для людей старше 60 лет и лиц с хроническими заболеваниями, поскольку сокращает количество визитов в поликлинику. По данным B. Calton, N. Abedini и M. Fratkin, такой подход позволил охватить максимально широкий круг пациентов с хроническими заболеваниями, а также паллиативных больных с минимальными рисками заражения [3]. В будущем, вероятно, сам врач будет решать, кому предпочтителен данный формат. Например, при первичном обращении пациент посетит поликлинику очно, а потом будет наблюдаться дистанционно.

В период пиковых показателей заболеваемости новой коронавирусной инфекцией, «в эпоху» омикрона, более 25 % жителей города, пользующихся услугами ОКБ 2, имели признаки ОРВИ. По наблюдениям авторов A. E. Loeb, Sandesh S. Rao и др., почти 50 % консультаций в западных клиниках в период пандемии пришлось на телемедицину [4]. В подобных условиях

обеспечить каждого пациента визитом врача физически сложно для любой системы здравоохранения. От авторов это потребовало организации Центра дистанционного сопровождения пациентов. Его главной задачей стал 100-процентный охват населения медицинской помощью.

Из общего количества заболевших были выделены группа пациентов с легким течением ОРВИ и группа заболевших с бессимптомным течением новой коронавирусной инфекции (в дальнейшем последнюю перевели на дистанционное сопровождение).

В период волны штамма «Омикрон» одномоментно более двух тысяч пациентов поликлиники ОКБ 2 наблюдались дистанционно. Была внедрена процедура ежедневного роботизированного обзвона пациентов с определенным перечнем вопросов, касающихся состояния здоровья на сегодня. Это позволило активно выявлять пациентов с ухудшением состояния здоровья и своевременно направлять к ним врача, а также предоставлять квалифицированную консультацию, если появлялись вопросы в ходе лечения. Все результаты автоматизированных опросов попадали в медицинскую информационную систему. При необходимости врач связывался с пациентами, уточнял состояние

Телеконсультация в формате «врач — пациент»

[Teleconsultation in doctor — patient format]

62 ИННОВАЦИИ

здоровья, при ухудшении направлял к ним врачебную бригаду для очного осмотра, коррекции лечения либо решения вопроса о госпитализации. В феврале и марте 2022 года более 500 человек получали ежедневную заочную квалифицированную консультацию шести врачей. Консультации проводились как в отношении covid-19, так и в отношении хронических заболеваний.

Кроме того, в поликлинике внедрен сервис дистанционного контроля за состоянием здоровья граждан с нестабильным артериальным давлением. Все пациенты с гипертонией получили тонометры, оснащенные GSM-модулем. Данные устройства передают показатели артериального давления в информационную систему на рабочее место врача. Врач может дистанционно оценить уровень артериального давления, провести адекватную и своевременную коррекцию он-лайн-лечения. Это позволило снизить количество посещений в поликлинику и значительно сократило время назначения персонализированной терапии АГ. В настоящее время поликлиника обеспечена 29 тонометрами дистанционного контроля артериального давления.

В амбулаторном звене здравоохранения Тюмени приоритетным остается профилактическое направление. И здесь важную роль играют телемедицинские технологии. С помощью автоматизированного обзвона пациентов приглашают на профилактические мероприятия, такие как диспансеризация, профилактические медицинские осмотры. Разрабатывается система дистанционного анкетирования пациента при проведении диспансеризации без посещения им поликлиники с по-

следующим отображением результатов в медицинской информационной системе на рабочем месте врача. Внедрена дистанционная консультация врача-терапевта по итогам диспансеризации. Завершающий этап диспансеризации или профосмотра можно провести через приложение «Телемед-72». Применение телемедицины значительно повысило активность населения при прохождении профилактических обследований и способствует формированию здорового образа жизни.

Внедрение телемедицины в поликлинике проходит в комфортных условиях для работающего врача, при обеспечении безопасности пациента и соблюдении норм врачебной этики и права [5], позволяет снизить затраты на проведение медицинских услуг за счет рационализации использования имеющихся ресурсов (времени, кадров, оборудования). Особо важным преимуществом дистанционного консультирования является возможность пригласить в качестве консультанта «труднодоступного» специалиста экстра-класса.

Заключение и выводы

Телекоммуникационные технологии являются важнейшим фактором роста качества медицинской помощи. Современные телекоммуникационные технологии обеспечивают доступ к информационным ресурсам в области здравоохранения, повышают эффективность взаимодействия между медицинскими учреждениями, снижают издержки пациентов при обращении за медицинской помощью, а в перспективе позволяют вывести практическое здравоохранение на новый, еще более высокий уровень работы. ■

Статья поступила в редакцию 2.08.2022

Список литературы

1. Мелик-Гусейнов Д.В. и др. Телемедицина: нормативно-правовое обеспечение, реалии и перспективы применения в отечественном здравоохранении // Экспериментальная и клиническая урология. — 2019. — № 1.

2. Dorsey E. R., Topol E. J. Telemedicine 2020 and the next decade // The Lancet. — 2020. — Т. 395. — № 10227.

3. Calton B., Abedini N., Fratkin M. Telemedicine in the time of coronavirus // Journal of Pain and Symptom Management. — 2020. — Т. 60. — № 1.

4. Loeb A. E. et al. Departmental experience and lessons learned with accelerated introduction of telemedicine during the COVID-19 crisis // The Journal of the American Academy of Orthopaedic Surgeons. — 2020.

5. Nittari G. et al. Telemedicine practice: review of the current ethical and legal challenges // Telemedicine and e-Health. — 2020. — Т. 26. — № 12.

Kompetentnost / Competency (Russia) 9-10/2022 1 ММП\/ЛТ1ПМ Gt

ISSN 1993-8780. DOI: 10.24412/1993-8780-2022-9-60-63 INNUVrtliUN 63

Telemedicine Today

L.A. Fedyk1, ANO HE World Academy of Quality, Prof. Dr., flarisa1961@mail.ru

I.S. Pundel'2, VCS All-Russian Register, info@9000-2001.ru

E.V. Rasoeva3, SBHI TR Regional Clinical Hospital N 2, esobyanina@mail.ru

1 Rector, Moscow, Russia

2 Chairman of Directors Board, Tyumen, Russia

3 Head of Adult Polyclinic, Tyumen, Russia

Citation: Fedyk L.A., Pundel' I.S., Rasoeva E.V. Telemedicine Today, Kompetentnost'/ Competency (Russia), 2022, no. 9-10, pp. 60-63. DOI: 10.24412/1993-S7S0-2022-9-60-63

key words

polyclinic, outpatient appointment, remote support, coronavirus pandemic, accessibility

References

Telemedicine as a method of remote management of patients has simplified the communication of the population with healthcare organizations. High availability, maximum efficiency allowed this technology to tightly enter the life of the doctor and the patient. We have considered all the advantages on the example of the work of the Regional Clinical Hospital N 2. The hospital has created a base for the formation and development of remote methods of organizing and providing high-quality medical care. The clinic has launched a mobile application Telemed-72 for appointment and teleconsultation. During the coronavirus pandemic, it was used by all patients of the polyclinic. Also, the institution has introduced a remote monitoring service for the health of citizens with unstable blood pressure. Telemedicine plays an important role in conducting medical examinations. Thus, telecommunication technologies are the most important factor in the growth of the quality of medical care.

1. Melik-Guseynov D.V. i dr. Telemeditsina: normativno-pravovoe obespechenie, realii i perspektivy primeneniya v otechestvennom zdravookhranenii [Telemedicine: regulatory support, realities and prospects of application in domestic healthcare], Experimental and clinical urology, 2019, no. 1, pp. 4—11.

2. Dorsey E. R., Topol E. J. Telemedicine 2020 and the next decade, The Lancet, 2020, vol. 395, no. 10227, 859 P.

3. Calton B., Abedini N., Fratkin M. Telemedicine in the time of coronavirus, Journal of Pain and Symptom Management, 2020, vol. 60, no. 1, pp.12-14.

4. Loeb A. E. et al. Departmental experience and lessons learned with accelerated introduction of telemedicine during the COVID-19 crisis, The Journal of the American Academy of Orthopaedic Surgeons, 2020.

5. Nittari G. et al. Telemedicine practice: review of the current ethical and legal challenges, Telemedicine and e-Health, 2020, vol. 26, no. 12, pp. 1427-1437.

НОВАЯ КНИГА

Барышев Ю.А., Палагин М.Л.

Поверка электрических и магнитных средств измерений

Учебное пособие. — М.: АСМС, 2022

Учебное пособие разработано в соответствии с учебной программой по специализации «Поверка и калибровка средств электрических и магнитных измерений» на основании ФЗ «Об обеспечении единства измерений» и «О техническом регулировании», изменяющих их федеральных законов, а также актуальных нормативных документов.

Пособие предназначено для инженерно-технических работников, экспертов и специалистов метрологических служб предприятий, а также поверителей средств измерений и специалистов по калибровке, повышающих квалификацию в области поверки и калибровки средств электрических измерений. Издание может быть полезно для инженерно-технических работников научно-исследовательских институтов, сотрудников, работающих в области метрологии, магистров, аспирантов и преподавателей вузов и других учебных заведений.

По вопросам приобретения обращайтесь по адресу: Академия стандартизации, метрологии и сертификации (АСМС), 109443, Москва, Волгоградский пр-т, 90, корп. 1. Тел. / факс: 8 (499) 742 4643. Факс: 8 (499) 742 5241. E-mail: info@asms.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.