DOI: 10.26347/1607-2502202005-06015-022
ТЕЛЕМЕДИЦИНА: ПРАВОВОЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Рассмотрены проблемы нормативно-правового регулирования телемедицины. На основе анализа нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации освещается проблема определения объема понятия «телемедицина». Предлагается на федеральном уровне разработать типовой Регламент (Положение) о проведении телемедицинской консультации, в котором рекомендуется закрепить определения используемых понятий, определить субъектов, участвующих в данных правоотношениях, установить общий алгоритм проведения телемедицинской консультации и определить ответственность участвующих лиц. Ключевые слова: телемедицина, электронное здравоохранение, единая государственная информационная система в сфере здравоохранения
Авторы заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов.
Финансирование: исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-29-16215.
Для цитирования: Акулин И.М., Чеснокова Е.А., Пресняков Р.А., Прядко А.Е. Телемедицина: правовой опыт регулирования субъектов Российской Федерации, перспективы развития. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2020; 5-6: 15-22. БО!: 10.26347/1607-2502202005-06015-022.
И.М. Акулин1, Е.А. Чеснокова1, Р.А. Пресняков2, А.Е. Прядко3
1 Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
2 СПб РОО «Ассоциации медицинского права Санкт-Петербурга», Санкт-Петербург, Россия
3 Комитет по социальной защите населения Ленинградской области Санкт-Петербург, Россия
TELEMEDICINE: LEGAL REGULATION IN SOME SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION, PROSPECTS FOR DEVELOPMENT
This article is devoted to the problems of legal regulation of telemedicine. In particular, it defines the concept of 'telemedicine' on the basis of normative legal acts of the Russian Federation subjects. It is proposed to develop a federal regulation on conducting telemedicine consultations, in order to define the concepts used, subjects involved in these legal relations, and the general algorithm for conducting telemedicine consultations, and determining the responsibility of those involved.
Keywords: telemedicine, e-health, unified state health information system Authors declare no competing interests.
Funding: the study was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research within scientific project No. 18-29-16215.
For citation: Akulin IM, Chesnokova EA, Presnyakov RA, Pryadko AE. Telemedicine: legal regulation in some subjects of the Russian Federation, prospects for development. Health Care Standardization Problems. 2020; 5-6: 15-22. DOI: 10.26347/1607-2502202005-06015-022.
Akulin IM1, Chesnokova EA1, Presnyakov RA 2, Pryadko AE3
1 St. Petersburg University, Saint-Petersburg, Russia
2 St. Petersburg Medical Law Association, Saint-Petersburg, Russia
3 Social Protection Committee in the Leningrad region, Saint-Petersburg, Russia
Бурное развитие технологий влияет на все сферы жизни, в том числе и на медицину. В России в последнее время идет активное развитие цифрового здравоохранения, в том числе телемедицины. Развитие телемедицины очень актуально для России не только в связи с ее огромной, неравномерно заселенной территорией, но и дефицитом медицинских работников.
В Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Закон № 323-ФЗ) внесены изменения Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 242-ФЗ и введена статья 36.2 «Особенности медицинской помощи, оказываемой с применением телемедицинских технологий». Частью 1 статьи 36.2 Закона № 323-ФЗ
предусмотрено, что медицинская помощь с применением телемедицинских технологий организуется и оказывается в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи. В целях реализации данного положения Министерством здравоохранения Российской Федерации приказом от 30 ноября 2017 г. N° 965н утвержден порядок организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий (приказ № 965н) [1]. Таким образом, дан старт повсеместному развитию на территории Российской Федерации телемедицины. Вместе с тем следует оговориться, что развитие телемедицины происходило в России и до принятия вышеуказанных нормативных правовых актов.
В 2001 г. утверждена Концепция развития телемедицинских технологий в Российской Федерации [2]. Однако из-за технической отсталости регионов, больших расходов она так и не была реализована [3]. Однако на законодательном уровне попытка урегулировать данные правоотношения была реализована только в 2017 г. путем внесения рассмотренных выше изменений в Закон № 323-ф3.
Некоторые авторы отмечают, что в Законе № 323-ФЗ в отличие от международного опыта не дано определение понятию «телемедицина», а только определению «телемедицинские технологии» (пункт 22 статьи 2 Закона № 323-ФЗ). Вместе с тем в последние годы в доктрине активно используется понятие «телемедицина», объем которого намного меньше, чем в зарубежных странах [4]. Нормативно-правовое определение термину «телемедицина» в действующем федеральном законодательстве отсутствует.
Также в доктрине отмечается, что в нашем законодательстве используется сугубо медицинский подход к регулированию отношений в сфере телемедицины [5]. Например, в отличие от определения, данного Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): телемедицина — это предоставление услуг здравоохранения в условиях, когда расстояние является критическим фактором, работниками здравоохранения, использующими информационно-коммуникационные технологии для обмена необходимой информацией в целях диагностики, лечения и профилактики
заболеваний и травм, проведения исследований и оценок, а также для непрерывного образования медицинских работников в интересах улучшения здоровья населения и развития местных сообществ [6]. Таким образом, за бортом российского понятия «телемедицина» остаются такие объекты права, как непрерывное образование работников [3], медицинские справочные системы, интернет-аптеки [4].
Законодательство о телемедицине по сути охватывает два крупных блока отношений: непосредственные отношения медицинской организации и пациента (на основе законодательства о здравоохранении (лицензирование, защита прав пациента и т.п.) и отношения между пациентом, медицинской организацией и оператором (провайдером), регулируемые законодательством о передаче и защите персональных данных [7].
Однако, необходимо отметить, что в отличие от правового регулирования телемедицины в 2001 г. [2], которая как предполагалась, будет использоваться только в высокотехнологичной помощи, в приказе № 965н закреплены все виды (первичная, специализированная, скорая, паллиативная) и все формы (плановая, неотложная, экстренная) [1].
В ряде правовых актах субъектов Российской Федерации обнаружено детальное регулирование отношений в сфере телемедицины (Московская область, Приморский край, Мурманская область, Краснодарский край), в некоторых из них дается определение понятию телемедицины [12, 13].
В Волгоградской области принят приказ министерства здравоохранения Волгоградской области от 03 июля 2013 г. № 1651 «О создании системы телемедицинской помощи», которым утвержден регламент проведения телемедицинских консультаций в системе здравоохранения Волгоградской области (Регламент Волгоградской области). В данном Регламенте определено понятие «телемедицина» как предмет телемедицины заключается в обмене медицинской информацией между отдаленными друг от друга пунктами, где находятся пациенты, врачи, поставщики медицинской помощи и другие субъекты. Телемедицина подразумевает использование телекоммуникаций для связи медицинских специалистов со специалистами министерства здравоохранения Волгоградской области, учреждениями здра-
воохранения Волгоградской области, врачами, оказывающими первичную, специализированную и высокотехнологичную медицинскую помощь, пациентами, находящимися на расстоянии, с целью решения организационных вопросов, проведения диагностики, лечения, экспертиз, консультаций и непрерывного обучения» [8].
Приказом Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа от 29 марта 2016 г. № 33 «О развитии телемедицинских технологий на территории Ненецкого автономного округа» [9] утверждено Положение об информационной системе «Телемедицинская система Ненецкого автономного округа» (Положение Ненецкого автономного округа), а также определен порядок оказания телемедицинских врачебных консультаций.
В пункте 3 Положения Ненецкого автономного округа дано определение понятию «телемедицина», которое полностью идентично определению, данному в Регламенте Волгоградской области. Как следует из определения понятию «телемедицина», данные в Регламенте Волгоградской области и Положении Ненецкого автономного округа, она включает в себя непрерывное обучение. Однако не совсем корректным кажется определение понятия через само же понятие «телемедицина — предмет телемедицины».
Очень схожее определение телемедицины предоставлено в приказе Министерства здравоохранения Пензенской области от 10 июня 2019 г. № 114 «О реализации на территории Пензенской области порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.11.2017 № 965н». Данным приказом утвержден регламент проведения телемедицинских консультаций в системе здравоохранения Пензенской области (Регламент Пензенской области).
В разделе «1. Основные термины» Регламента Пензенской области установлено, что «Телемедицина — предмет телемедицины заключается в обмене медицинской информацией между отдаленными друг от друга пунктами, где находятся пациенты, врачи, провайдеры медицинской помощи и другие субъекты. Телемедицина подразумевает использование телекоммуникаций при организации и оказании медицинской помощи
при дистанционном взаимодействии медицинских работников с пациентами и (или) их законными представителями в целях:
а) профилактики, сбора, анализа жалоб пациента и данных анамнеза, оценки эффективности лечебно-диагностических мероприятий, медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента;
б) принятия решения о необходимости проведения очного приема врача (осмотра, консультации).» [10].
Приказом Департамента здравоохранения Приморского края от 24 июля 2014 г. № 625-о «Об организации телемедицинских консультаций на территории Приморского края» утвержден Регламент организации и проведения телемедицинских консультаций в медицинских организациях Приморского края (Регламент Приморского края). Регламент Приморского края определяет порядок информационного взаимодействия медицинских организаций Приморского края. В данном случае данный Регламент интересен тем, что в нем также дано определение понятию «телемедицина». В Приложении 1 пункте 2.2 Регламента Приморского края определено, что под телемедициной понимается «комплекс организационных, финансовых и технологических мероприятий, не противоречащих стандартам в области оказания медицинской помощи и информационных технологий и обеспечивающих осуществление дистанционной консультационной медицинской услуги, при которой пациент или врач, непосредственно проводящий обследование или лечение пациента, получает дистанционную консультацию другого врача с использованием информационно-коммуникационных технологий.» [11].
Таким образом, понятие «телемедицина», используемое в Регламентах Приморского края и Пензенской области, не включает в себя непрерывное обучение, а отражает исключительно медицинскую составляющую телемедицины.
Вместе с тем следует отметить, что большая часть правовых актов субъектов Российской Федерации рассматривают телемедицину в широком смысле этого слова, то есть в задачи телемедицины включаются не только проведение телеконсультаций, но и организация обучения, проведение научных мероприятий, решение управленческих задач, например, указанное прави-
ло закреплено пункте 2.2 Регламента проведения телемедицинских консультаций в системе «Телемедицина Подмосковья» [12]; пункте 2.1 Положения об организации телемедицинских услуг в Мурманской области [13]; в пункте 4.8.2 Постановления Правительства Воронежской области от 31 декабря 2013 г. № 1189 «Об утверждении государственной программы Воронежской области «Развитие здравоохранения»» [14], в пункте 2 Положения об областном центре компетенций по телемедицине, утвержденном приказом Министерства здравоохранения Нижегородской области от 08 октября 2019 г. № 315-574/19П/од «О создании Областного центра компетенций по телемедицине (оказание медицинской помощи с применением информационных технологий)» [15]).
Также в новом свете открывается проблема соблюдения врачебной (медицинской) тайны пациента ввиду активного внедрения информационных технологий [16], поскольку остается неясным, на каком основании и в каком объеме медицинским работникам будут предоставляться сведения о лицах, которым оказывается медицинская помощь [3].
Однако в правовых актах субъектов Российской Федерации часто предусматриваются меры информационной безопасности, принимаемые сторонами телемедицинской консультации (устанавливаются требования к используемому оборудованию, к персоналу и др.). Так, согласно приказу Министерства здравоохранения Хабаровского края от 02 августа 2006 г. № 242 «О развитии телемедицинских технологий», защита телемедицинской системы данного субъекта осуществляется в соответствии с Концепцией обеспечения безопасности телемедицинской сети Хабаровского края [17].
Положением об организации телемедицинских услуг (Мурманская область) установлено, что в должностные обязанности технического персонала, который обрабатывает информацию, пересылаемую в телемедицинской системе, должны быть включены положения о выполнении норм, требований, правил организационного и технического характера, касающихся обрабатываемой информации. Указано, что должна соблюдаться врачебная тайна, вся информация о пациенте должна пересылаться только в зашифрованном
виде, персональные компьютеры должны иметь авторизованный доступ [13].
Также интересные положения закреплены в приказе Министерства здравоохранения Республике Саха (Якутия) от 24 марта 2009 г. № 01-8/4-295, которым утвержден Регламент организации и проведения телемедицинских консультаций. Данным Регламентом установлено, что при проведении телемедицинской консультации все участники должны придерживаться этико-деонтологи-ческих норм:
«соблюдать принцип информированного согласия (перед проведением телеконсультации врач должен дать пациенту четкие и вразумительные пояснения относительно необходимости телемедицинской консультации, получить письменное согласие пациента на отправку информации о его состоянии здоровья),
соблюдать конфиденциальность и анонимность (участники телемедицинской консультации, технический персонал обязаны давать подписку о выполнении правил и требований, касающихся защиты и неразглашения информации, при пересылке медицинской информации необходимо соблюдать врачебную тайну (данные без ФИО), все персональные компьютеры должны иметь авторизованный доступ (пароли), соблюдать юридические нормы, а именно: ответственность за изменения в состоянии здоровья пациента, наступившие из-за использования (неиспользования) рекомендаций консультанта, несет лечащий врач; необходимо тщательное протоколирование всех телемедицинских процедур, создание резервных и «твердых» копий; — желательно использование цифровой подписи для идентификации участника телеконсультирования и пресечения доступа к электронным данным о пациенте со стороны третьих лиц).» [18].
Основания и объем передаваемой медицинской информации также определяется целями телемедицинской консультации. В правовых актах субъектов Российской Федерации утверждены формы заявки на предоставление телемедицинской услуги, а также определены медицинские организации, в которых проводятся телемедицинские консультации (по профилям).
В зависимости от конкретного случая определяется количество передаваемой медицинской документации, кроме того, в каждой медицинской организации определяются ответственные
за проведение телемедицинской консультации (только они могут получить доступ к документам пациентов). Например, пунктом 9 Положения Ненецкого автономного округа установлен рекомендуемый состав и форма представления информации для телемедицинской консультации [9]. Для телемедицинского консультирования используются сокращенный вариант электронной истории болезни, основой которого являются эпикриз (выписка) и дополнительные данные (визуализация).
Согласно пункту 9 указанного Положения, к основным разделам электронной истории болезни относится:
«короткий (псевдоним, условный код), пол, возраст, диагноз (предварительный, клинический, окончательный), жалобы (максимально подробно) на момент проведения телемедицинской консультации, критично важные данные из анамнеза (та информация, которая имеет наибольшее значение для диагностики и лечения), с чего начиналось заболевание, с чем связывается его начало, как проходило заболевание (периоды ухудшения, улучшения), проводилось ли лечение по поводу данного заболевания (если да, то какое, где), какова эффективность проведенного лечения, общее состояние пациента, дата отправки запроса, срочность консультации); вопросы к консультанту;
подробный локальный статус с визуализирующими данными (клинические фотографии, рентгенограммы, компьютерные томограммы, МРТ);
поясняющие данные (текст, сопровождающий визуализирующие данные: анатомическая область, проекция, метод окраски и контрастирования, увеличение, дата исследования и т.д.);
дополнительные данные (полная выписка из медицинской карты, результаты анализов, поясняющие рисунки, особенности лечебно-диагностического процесса, видеоролики и т.д.).» [9].
Вся данная информация преобразуется в цифровой вид (в Положении определены требуемые форматы представляемой информации, например, томограммы представляются в формате dicom, короткий эпикриз, дополнительные текстовые данные, вопросы к консультанту, поясняющие данные — в текстовом формате (doc, rtf)).
Еще одной из проблем, отмечаемой в доктрине, является вопрос о получении информированного добровольного согласия пациента (ее фор-
ме, субъекте его получающем (консультирующая организация или та, где очно лечится пациент). Кроме того, частью 7 статьи 20 Закона № 323-ФЗ определено, что информированное добровольное согласие или отказ от медицинского вмешательства может быть оформлено как на бумажном носителе, так и сформировано в форме электронного документа. Вместе с тем, не урегулирована ситуация, «когда пациент, медицинская карта которого ведется в бумажном виде, пожелает воспользоваться правом формирования информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство или отказа от медицинского вмешательства в форме электронного документа (или в обратной ситуации)» [19].
Правовыми актами субъектов Российской Федерации часто приводится форма информированного добровольного согласия гражданина на проведение телемедицинской консультации. Например, такая форма утверждена приказом Министерства здравоохранения Мурманской области от 08 сентября 2015 г. № 411 «Об организации телемедицинской системы Мурманской области» [13], приказом Министерства здравоохранения Свердловской области от 13 сентября 2018 г. № 1605-п «О Порядке организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий в поликлинических и стационарных условиях в рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Свердловской области» [20].
Вместе с тем в ходе анализа не были обнаружены правовые акты, в которых предусматривалось получение информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство в форме электронного документа. Однако необходимо отметить, что информированное добровольное согласие пациента на проведение телемедицинской консультация является обязательным документом, без которого телемедицинская консультация не проводится.
Также в доктрине имеются мнения, что оказание медицинской помощи с помощью телемедицинских технологий должно осуществляться на основании договора (понятие и существенные условия которого не регламентированы действующим законодательством). М.Ю. Старчиков предлагает назвать его договором оказания медицинской помощи (услуг) с применением теле-
медицинских технологий. Поскольку данный договор не регламентирован действующим законодательством, то неясным представляется кто должен быть стороной данного договора и, следовательно, кто может нести гражданско-правовую ответственность за возможный вред, причиненный жизни (здоровью) пациента при лечении с использованием данных технологий [19].
Таким образом, развитие телемедицины в России началось задолго до внесения изменений Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 242-ФЗ в Закон № 323-ФЗ. Однако создание федеральной нормативной базы в телемедицине стало толчком к внедрению телемедицинских технологий в систему здравоохранения. У одних субъектов Российской Федерации уже действовала своя телемедицинская система, поэтому основной их целью стало усовершенствование системы, другим субъектам Российской Федерации пришлось создавать ее с нуля. Вместе с тем внедрение телемедицины бесспорно позволяет улучшить качество медицинского обслуживания в отдаленных местностях, снизить нагрузку на медицинские организации центров субъектов Российской Федерации, а также повысить доступность медицинских услуг [21].
Как было отмечено выше, ввиду отсутствия на федеральном уровне определения понятия «телемедицина», в правовых актах субъектов РФ даны отличающиеся по объему понятия. На наш взгляд, «телемедицина» должна пониматься в широком смысле, то есть включать в себя не только медицинскую составляющую, но и также непрерывное обучение (за исключением, образования, получаемого в высших образовательных учреждениях), проведение научных мероприятий, решение управленческих задач и др.
Кроме того, именно на федеральном уровне должен быть разработан типовой Регламент (Положение) о проведении телемедицинской консультации, поскольку дальнейшее развитие телемедицинской сети предполагает активное взаимодействие субъектов Российской Федерации друг с другом, а также с федеральными организациями. Этот регламент должен учитывать успешный опыт правового регулирования данных отношений на региональном уровне, закрепить определения используемых понятий, определить субъектов, участвующих в данных правоотношениях (поскольку состав участников в каждом
субъекте Российской Федерации отличается), установить общий алгоритм проведения телемедицинской консультации (определить основные стадии, требования к документам (их составу, качеству, формату) и др.) и определить ответственность участвующих лиц. Поскольку существующие на текущий момент отличия в правовых актах субъектов Российской Федерации, регламентирующих порядок проведения телемедицинских консультаций, будут создавать в дальнейшем препятствия для оказания оперативной помощи с помощью телемедицинских технологий. Кроме того, не во всех субъектах Российской Федерации существуют такие Регламенты (Положения), а если существуют, но приняты в формате ненормативных правовых актов, что также создает трудности для дальнейшего развития телемедицинской сети в Российской Федерации.
ЛИТЕРАТУРА/REFERENCES
1. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.11.2017 № 965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий». Доступно по: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_287515/. Ссылка активна на 05.03.2020. [Order of the Ministry of Health of the Russian Federation No. 965n of 30.11.2017 «On approval of the procedure for organizing and providing medical care using telemedicine technologies»]. [cited 05.03.2020]. Available from: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_287515/. Russian.
2. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации № 344, РАМН № 76 от 27.08.2001 «Об утверждении Концепции развития телемедицинских технологий в Российской Федерации и плана ее реализации». Доступно по: http://docs.cntd.ru/document/ 901796267. Ссылка активна на 23.02.2020. [Order of the Ministry of Health of the Russian Federation No. 344, RAMS No. 76 of 27.08.2001 «On approval of the concept for the development of telemedicine technologies in the Russian Federation and its implementation»]. [cited 23.02.2020]. Available from: http://docs.cntd.ru/document/ 901796267. Russian.
3. Соколенко Н.Н., Багнюк М.Е., Багнюк Д.В. Оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий: некоторые проблемы правового регулирования. Медицинское право. 2018; 4: 14—17. Soko-lenko NN, Bagnyuk ME, Bagnyuk DV. [Healthcare delivery using telemedicine technology: some legal regulation issues]. Medical Law. 2018; 4: 14—17. Russian.
4. Путило Н.В., Волкова Н.С. Телемедицина: потребности общества и возможности законодательства. Журнал российского права. 2018; 6: 124—135. Putilo NV, Volko-va NS. [Telemedicine: societal needs and possibilities of
legislation]. Journal of Russian Law. 2018; 6: 124—135. Russian.
5. Танимов О.В. Влияние цифровых технологий на появление новых структурных элементов системы права. Российская юстиция. 2019; 7: 2—5. Tanimov OV. [The impact of digital technologies on the emergence of new structural elements of the legal system]. Russian Justitia. 2019; 7: 2—5. Russian.
6. WHO. A health telematics policy in support of WHO's Health-For-All strategy for global health development: report of the WHO group consultation on health telematics, 11—16 December, Geneva, 1997. Доступ по: http:// apps.who.int/. Ссылка активна на 22.02.2020. [WHO. A health telematics policy in support of WHO's Health-For-All strategy for global health development: report of the WHO group consultation on health telematics, 11—16 December, Geneva, 1997.] [cited 22.02.2020]. Available from: http://apps.who.int//. Russian.
7. Варюшин М.С. Правовое регулирование телемедицины в России и ЕС: два шага вперед и один назад. Закон. 2018; 1: 165—174. Varyushin MS. [Telemedicine legal framework in the EU and Russia: two steps forward, one step back]. The Law. 2018; 1: 165—174. Russian.
8. Приказ Министерства здравоохранения Волгоградской области от 03.07.2013 № 1651 «О создании системы телемедицинской помощи». Доступно по: http:// docs.cntd.ru/document/430658594. Ссылка активна на 27.02.2020. [Order of the Ministry of Health of the Volgograd Region No. 1651 of 03.07.2013 «On the creation of a telemedicine system»]. [cited 27.02.2020]. Available from: http://docs.cntd.ru/document/430658594. Russian.
9. Приказ Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа от 29.03.2016 № 33 «О развитии телемедицинских технологий на территории Ненецкого автономного округа». Доступно по: http://docs.cntd.ru/document/ 439046991. Ссылка активна на 23.02.2020. [Order of the Department of Health, Labor and Social Protection in the Nenets Autonomous District No. 33 of 29.03.2016 «On the development of telemedicine technologies in the Nenets Autonomous District»]. [cited 22.02.2020]. Available from: http://docs.cntd.ru/document/439046991. Russian.
10. Приказ Министерства здравоохранения Пензенской области от 10.06.2019 № 114 «О реализации на территории Пензенской области порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.11.2017 N 965н». Доступно по: http://docs.cntd.ru/ document/553375995. Ссылка активна на 24.02.2020. [Order of the Ministry of Health of the Penza Region No. 114 of 10.06.2019 «On the order of the organization and provision of medical care with the use of telemedicine technologies in the Penza Region, approved by the order of the Ministry of Health of the Russian Federation No. 965n of 30.11.2017»]. [cited 24.02.2020]. Available from: http:// docs.cntd.ru/document/553375995. Russian.
11. Приказ Департамента здравоохранения Приморского края от 24.07.2014 № 625-о «Об организации телемедицинских консультаций на территории Приморского края». Доступно по: http://docs.cntd.ru/document/ 430623889. Ссылка активна на 24.02.2020. [Order of the Department of Health of the Primorsky Kray No. 625-o of
24.07.2014 «On the organization of telemedicine consultations in the Primorsky Kray»]. [cited 24.02.2020]. Available from: http://docs.cntd.ru/document/430623889. Russian.
12. Приказ Министерства здравоохранения Московской области от 25.11.2008 № 726 «Об обеспечении создания системы «Телемедицина Подмосковья». Доступно по: http://base.garant.ru/28982829/. Ссылка активна на 19.03.2020. [Order of the Ministry of Health of the Moscow Region No. 726 of 25.11.2008 «On creating a system «Telemedicine suburbs'»]. [cited 19.03.2020]. Available from: http://base.garant.ru/28982829/. Russian.
13. Приказ Министерства здравоохранения Мурманской области от 08.09.2015 № 411 «Об организации телемедицинской системы Мурманской области». Доступно по: http://docs.cntd.ru/document/432802853. Ссылка активна на 29.03.2020. [Order of the Ministry of Health of the Murmansk Region No. 411 of 08.09.2015 «On the organization of the telemedicine system in the Murmansk Region»]. [cited 29.03.2020]. Available from: http:// docs.cntd.ru/document/432802853. Russian.
14. Постановление Правительства Воронежской области от 31.12.2013 № 1189 «Об утверждении государственной программы Воронежской области «Развитие здравоохранения». Доступно по: http://docs.cntd.ru/docu-ment/460270786. Ссылка активна на 29.03.2020. [Resolution of the government of the Voronezh Region No. 1189 of 31.12.2013 «On the approval of the «Health Care Development Program» in the Voronezh Region]. [cited 29.03.2020]. Available from: http://docs.cntd.ru/document/ 460270786. Russian.
15. Приказ Министерства здравоохранения Нижегородской области от 08.10.2019 № 315-574/19П/од «О создании Областного центра компетенций по телемедицине (оказание медицинской помощи с применением информационных технологий)». Доступно по: http:// docs.cntd.ru/document/465593784. Ссылка активна на 29.03.2020. [Order of the Ministry of Health of the Nizhny Novgorod Region No. 315-574/19P/od of 08.10.2019 «On the creation of the regional center of competence in tele-medicine (medical care with the use of information technologies)»]. [cited 29.03.2020]. Available from: http:// docs.cntd.ru/document/465593784. Russian.
16. Блохин П.Д. Врачебная тайна при жизни и после смерти (комментарий на полях Определения Конституционного Суда РФ. Медицинское право. 2018; 5: 33—43. Blokhin PD. [Medical privacy during the lifetime and after death (a commentary on the ruling of the Constitutional Court of the Russian Federation)]. Medical Law. 2018; 5: 33—43. Russian.
17. Приказ Министерства здравоохранения Хабаровского края от 02.08.2006 № 242 «О развитии телемедицинских технологий». Доступно по: http://docs.cntd.ru/doc-ument/995132559. Ссылка активна на 20.03.2020. [Order of the Ministry of Health of the Khabarovsk Kray No. 242 of 02.08.2006 «On the development of telemedicine technologies»]. [cited 20.03.2020]. Available from: http:// docs.cntd.ru/document/995132559. Russian.
18. Приказ Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) от 24.03.2009 № 01-8/4-295 «О создании Республиканского телемедицинского центра ГУ РБ N 1-НЦМ и телемедицинских отделов (центров), пунктов в ЛПУ РС(Я)». Доступно по: http://docs.cntd.ru/doc-ument/445035958. Ссылка активна на 12.04.2020. [Order
of the Ministry of Health of the Republic of Sakha (Yakutia) of 24.03.2009 No. 01-8/4-295 «On creation of the national telemedicine center and telemedicine departments (centres), preventive units in the RS(Yakutia)»]. [cited 12.04.2020]. Available from: http://docs.cntd.ru/document/ 445035958. Russian.
19. Старчиков М.Ю. Правовая регламентация оказания медицинской помощи (услуг) с применением телемедицинских технологий: проблемные вопросы и пути их разрешения // СПС Консультант Плюс. 2019. Подготовлен для системы Консультант Плюс. Starchikov MYu. [Legal regulation of health care (services) with the use of telemedicine technologies: issues and ways to resolve them] // SPS Consultant Plus. 2019. Edited to the Consultant Plus.
20. Приказ Министерства здравоохранения Свердловской области от 13.09.2018 № 1605-п «О Порядке организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий в поликлинических и стационарных условиях в рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного
оказания гражданам медицинской помощи в Свердловской области». Доступно по: http://docs.cntd.ru/docu-ment/550183708. Ссылка активна на 15.03.2020. [Order of the Ministry of Health of the Sverdlovsk Region No. 1605-p of 13.09.2018 «On the procedure for organizing and providing medical care using telemedicine technologies in polyclinic and inpatient conditions within the Territorial Program of state guarantees of free medical care to citizens in the Sverdlovsk Region»]. [cited 15.03.2020]. Available from: http://docs.cntd.ru/document/550183708. Russian.
21. Закон Ставропольского края от 27.12.2019 № 110-кз «О Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края до 2035 года». Доступно по: http:// base.garant.ru/73354761/. Ссылка активна на 22.03.2020. [Law of the Stavropol Kray No.110-KZ of 27.12.2019 «On the strategy of socio-economic development of the Stavropol Kray until 2035»]. [cited 22.03.2020]. Available from: http://base.garant.ru/73354761/. Russian.
Поступила / Received: 29.03.2020 Принята к опубликованию / Accepted: 22.04.2020
Сведения об авторах:
Акулин Игорь Михайлович — д-р мед. наук, заведующий кафедрой организации здравоохранения и медицинского права Санкт-Петербургского государственного университета. 199004, Санкт-Петербург, Кадетская линия В.О., дом 13-15. Тел. 8(906)278-59-92. E-mail: i.akulin@spbu.ru
Чеснокова Екатерина Александровна — канд. мед. наук, доцент кафедры организации здравоохранения и медицинского права Санкт-Петербургского государственного университета. 199004, Санкт-Петербург, Кадетская линия В.О., дом 13-15. Тел. 8(962)700-07-12. E-mail: e.chesnokova.spbu@mail.ru
Пресняков Роман Андреевич — магистр по направлению медицинское и фармацевтическое право, член правления СПб РОО «Ассоциации медицинского права Санкт-Петербурга». 199004, Санкт-Петербург, Кадетская линия В.О., дом 13-15. Тел. 8(921)358-99-41. E-mail: r.presnyakov@inbox.ru
Прядко Анастасия Евгеньевна — магистр по направлению гражданское и семейное право, специалист 1 категории отдела правового обеспечения Комитета по социальной защите населения Ленинградской области. 199004, Saint Petersburg, Kadetskaya Liniya V.O., 13-15. Tel. 8(911)826-45-20. E-mail: a.pryadko95@yandex.ru
About the authors:
Igor M. Akulin — Sc.D. in Medicine, head of the Department of Health Care Development and Medical Law, St. Petersburg University. 199004, Saint-Petersburg, Kadetskaya Liniya V.O., 13-15. Tel.: +7(906)278-59-92. E-mail: i.akulin@spbu.ru
Ekaterina A. Chesnokova — Ph.D. in Medicine, Associate Professor, Department of Health Care Development and Medical Law, St. Petersburg University. 199004, Saint-Petersburg, Kadetskaya Liniya V.O., 13-15. Tel.: +7(962)700-07-12. E-mail: e.chesnokova.spbu@mail.ru
Roman A. Presnyakov — masters degree in medical and pharmaceutical law, member of the Board of the St. Petersburg Medical Law Association. 199004, Saint-Petersburg, Kadetskaya Liniya V.O., 13-15. Tel.: +7(921)358-99-41. E-mail: r.presnyakov@inbox.ru
Anastasia E. Pryadko — masters degree in civil and family law, 1st category specialist, Legal Support Department, Social Protection Committee in the Leningrad Region. 199004, Saint-Petersburg, Kadetskaya Liniya V.O., 13-15. Tel.: +7(911)826-45-20. E-mail: a.pryadko95@yandex.ru